Формат воркшоп что это
Что такое воркшоп: преимущества, типы
Узнайте больше о воркшопе и следуйте нашей инструкции, чтобы организовать этот ивент
Воркшоп (“workshop” с англ. «мастерская») — это формат обучающего мероприятия, которое помогает участникам получить знания и сразу применить их на практике для формирования определенных навыков. Как правило, такой ивент проходит в небольшой группе.
Разделы
Преимущества воркшопа
Главное отличие воркшопа — это практическое обучение гостей под руководством специалиста. Давайте подробнее разберем, какими преимуществами обладает этот ивент. Ознакомьтесь с тремя главными плюсами воркшопа.
Далее вы узнаете, какие типы воркшопов существуют.
Типы воркшопов
Процесс обучения на воркшопе завязан на коллективной работе. Каждый присутствующий принимает активное участие в решении поставленных задач. Формат ивента зависит от тематики проекта, целей и ресурсов. Давайте подробнее разберем, какие выделяют типы воркшопов.
Как организовать воркшоп
Воркшоп, как и любой другой ивент событийного маркетинга, требует тщательной подготовки. Давайте пошагово разберем, что нужно для его создания.
Чтобы подготовить качественный воркшоп, понадобится применить все свои организационные навыки и знания маркетинговых инструментов. Привлечение целевой аудитории требует разработки омниканальной стратегии и объединения таких каналов коммуникации, как чат-боты в мессенджерах, email, web push, социальные сети. Прочитайте эту статью, чтобы детальнее ознакомиться с этапами подготовки и полезными инструментами для организации мероприятий.
В век высоких технологий каждый стремится овладеть максимумом знаний. При этом особенно ценны сведения, полученные от опытных мастеров своего дела, а также высококлассных специалистов, в совершенстве владеющих профессией. Получить новые знания и раскрыть свой творческий потенциал сегодня можно на обучающем мероприятии, которое называется воркшоп. Термин workshop образован от двух английских слов: work (работа) и shop (магазин или мастерская). Дословный перевод «рабочая мастерская» как нельзя лучше раскрывает суть воркшопов.
Особенности формата
Workshop – это совершенно новая форма обучения, организация которой требует особого подхода. В ходе воркшопа обеспечивается интенсивное взаимодействие всех его участников. Любой пришедший на workshop сможет проявить самостоятельность, инициативность и личную заинтересованность процессом обучения. В основе воркшопа лежит приобретение опыта и практических навыков, которые невозможно получить после сухого изложения фактов. Классический пример – workshop, способствующий обучению фотографии. Эти мероприятия часто проходят в Москве и других городах России. На таких воркшопах любой участник, независимо от уровня мастерства, сможет сделать потрясающие кадры под чутким руководством наставника. Workshop-обучение проходит в уже подготовленной мастерской (отсюда составляющая shop), в которой установлен профессиональный свет, готовы к работе модели, удачно составлена композиция для будущей фотографии и т. д.
Ключевая особенность воркшопа – интенсивная деятельность всех участников (здесь раскрывается составляющая work). Теория подается в «фоновом режиме» и тут же применяется на практике. Такой вид обучения воодушевляет участников, позволяет им поверить в собственные силы и продолжить самосовершенствование. Workshop не может полностью заменить привычное получение знаний, но может дать существенный толчок и заинтересовать как начинающих, так и опытных специалистов.
Воркшоп, семинар, тренинг и мастер-класс: сходства и различия
Все больше людей изъявляют желание получать новые знания, поэтому множество агентств в Москве и других городах предлагает организовать различные мероприятия, главная цель которых – обучение. Существует несколько видов таких программ, и каждая из них имеет свои особенности.
На практике эти понятия часто путают или объединяют между собой. Важно изначально выбрать правильный формат мероприятия, чтобы знать, как его организовать, каким образом привлечь аудиторию и сделать встречу максимально интересной и результативной.
Как провести воркшоп
Встреча с участниками требует сложной, многоплановой подготовки, включающей несколько этапов.
Организация любого события требует значительных затрат времени и финансов. Вы можете взять организацию воркшопа на себя или обратиться к специалистам по данному направлению. Они предложат Вам проверенные на практике варианты, а также нестандартные формы проведения воркшопов, помогут создать подходящую атмосферу и привлечь заинтересованных участников.
Workshop: полезные техники для командного взаимодействия
Привет, Хабр! Меня зовут Дмитрий Мясников, я занимаюсь дизайном продуктов и сервисов в Райффайзенбанке. Недавно мы разработали общий digital-гайд на международном уровне, этот проект называется Raiffeisen Bank Identity Digital. Все это стало возможным благодаря вовлеченности всех банков группы и крутым техникам командной работы, которые нам предложило международное агентство. Некоторыми из них я бы и хотел с вами поделиться.
Эти техники легко можно включать в командные воркшопы и брейнштормы, как для дизайн-команды, так и для любой другой – чтобы не потратить часы на споры (например, в нашем design-случае – «насколько скруглять кнопку»). Все приемы на примерах построения дизайна. Надеюсь, вам будет полезно, ведь можно изменить формат под свои задачи.
Для нас приемы командного взаимодействия были объединены в один воркшоп: по моему мнению, это интересный, но несколько формализованный формат работы.
Интересный, потому что:
Сценарий воркшопа
Здесь хочется отметить нюанс – упражнений, разогревов и перерывов может быть несколько, а план дня, включение в работу утром и завершение вечером – одни на день.
План таков:
Активности
В этой части выделил отдельно некоторые активности, чтобы чуть подробнее описать каждую из них:
Agenda
Воркшоп всегда начинался с плана – с рассказа о том, чем мы будем заниматься сегодня и в остальные дни, если он длился несколько дней.
Check In
Дальше идет Check In – активация или упражнение на включение в работу.
Мне очень понравилась активация, когда ведущий спрашивает Energy Level (уровень энергии всех, кто в комнате).
Если мы еще не знакомы с другими коллегами, то представляемся: называем свое имя и рассказываем, чем занимаемся. Сюда же можно добавить 3 ожидания от воркшопа. Ну, и в заключении рассказать что-то, что никто не знает о тебе.
Данное упражнение хорошо активизирует, мотивирует команду на дальнейшее взаимодействие и проявление лояльности друг к другу.
Exercise
Одно из упражнений было направлено на то, чтобы вовлечь нас в разработку фотостиля банка. Это фотографии, которые мы потом будем использовать на сайте, в приложении, цифровых продуктах при коммуникации с клиентами. Для вас это упражнение может быть полезно, когда нужно определить разные сегменты.
Если захотите использовать этот формат, лучше подготовиться заранее – для формирования мудборда нам понадобятся фотографии. Итак, мы разбиваемся на группы и пишем на стикерах ключевые слова, которые характеризуют представителей каждого сегмента, например: активный, молодой, парк, скейтборд, спорт, наушники. Затем выбираем плюс/минус подходящие фотографии для сегмента и клеим их на мудборд. Далее – меняем станцию, смотрим на ключевые слова, фотографии, которые подобрали коллеги, комментируем. Не все сто процентов попадают, и от станции к станции некоторые фото или ключевые слова могут либо удаляться, либо менять станцию.
Такими мы видим наших клиентов – юридических лиц.
В конце упражнения выбирается один участник из группы, кто резюмирует фотопортрет, обобщает образ и рассказывает всем присутствующим о результате работы.
Coffee break
Ну, и куда без кофе: после одного или серии упражнений обычно идет перерыв, и мы можем спокойно попить чай или кофе (и продолжить чтение статьи).
Warm up
После перерыва требуется включиться в работу и разгореться.
Цель упражнения – стимулировать все части головного мозга при помощи вопросов и движений. Для активации правой части головного мозга нужно задавать вопросы на ассоциации со стороны левого уха. Для активации левой части мозга – задавать аналитические вопросы со стороны правого уха. Чтобы разбудить среднюю часть мозга, нужно использовать мимику.
Один из таких разогревов – когда мы по очереди рисуем портрет сидящего напротив, но при этом не смотрим на лист бумаги. Получаются довольно забавные рисунки.
Это меня нарисовали.
Далее мы меняемся, пока не нарисуем хотя бы по три-четыре портрета каждого участника. В заключении каждый выбирает свой наиболее удачный портрет, подписывает имя и клеит на доску.
Такое упражнение можно также делать в самом начале проекта, когда мы еще не знакомы и вместе с первым вовлечением в работу, который я описал в самом начале, можно сделать вот такой замечательный профиль.
Check out
В заключении нужно как-то подытожить и собрать обратную связь с команды. Мне понравилось упражнение когда мы берем 3 стикера:
На желтом пишем, что больше всего понравилось в сегодняшнем воркшопе: например, мы сформировали пул задач на ближайшие полгода и распределили, кто за какую задачу отвечает.
На красном пишем, что вызвало больше всего вопросов и недопонимания: например, мы потратили много времени на обсуждение палитры.
На синем пишем, что мы делаем дальше, какие дальнейшие шаги и решения хотим проработать на следующем воркшопе. Каждый участник выходит, рассказывает всем и клеит свои стикеры в релевантную с цветом стикера зону.
Exercise (Extra)
Очень увлекательное упражнение на рисование иконок. Например, у нас есть стилистика для иконок, и нам нужно закрепить основные принципы, потренироваться самим, поработать с сеткой и самое лучшее – порисовать руками. При помощи данного упражнения можно также придумывать метафоры для иконок. Это очень забавно, мы руками рисуем варианты метафор, а потом выбираем, какая лучше считывается и какая выполнена наиболее верно с точки зрения правил и сетки.
На данном листке мы рисуем варианты метафоры.
Далее – переносим одну на большой листок, где прорисована сетка.
В завершении каждый выходит к стенду и рассказывает про свою иконку. В процессе общения и брейншторма выбирается одна, выполненная по всем правилам и которая лучше всего узнается.
Parking
Если возникают спорные моменты, и мы начинаем возиться с каким-то кейсом очень долго, то есть стенд парковка – туда можно клеить свои возражения или идеи. В конце воркшопа мы возвращаемся к стенду и разбираем каждый наклеенный стикер. Тот, кто его клеил, рассказывает всем, почему он не согласен с каким-то решением и какие есть аргументы. Часто мы отрицаем то, к чему не привыкли, и в конце концов многие стикеры просто становятся неактуальными.
Brainstorm
Случаются также довольно затяжные дискуссии или брейнштормы, когда после очередной презентации чего-либо мы очень долго обсуждаем идею.
Как нам помог такой подход?
У нас была довольно разносторонняя команда в проекте по созданию общего digital-гайда, и каждый эксперт защищал свои интересы. Добавлялось еще и то, что мы все были из разных стран, говорили на разном английском и у нас разные культурные ценности.
Формат воркшопа всегда предполагает фасилитатора, который следит за временем и успокаивает нас, если дискуссия затягивается. Игровые приемы помогают лучше узнать друг друга, понять направление мыслей человека и предлагаемых им изменений. И у нас есть стенд-парковка – великий уравнитель, на него всегда можно приклеить «стикер-несогласия».
Ну, и главное – благодаря воркшопам мы наконец-то пришли к единому digital-гайду на международном уровне Райффайзенбанка и отказались от рамок. Об этом кейсе я рассказал подробнее тут.
Воркшоп
Создайте рассылку в конструкторе за 15 минут. Отправляйте до 1500 писем в месяц бесплатно.
Отправить рассылку
Воркшоп — это обучающее мероприятие, в котором упор делается на практическую работу. Слово workshop можно перевести как мастерская или цех. Если объяснять простыми словами, участники воркшопа получают знания прямо «на производстве» под руководством наставника. Теоретическая часть занимает минимум времени и сразу же закрепляется на практике.
Важный момент — самостоятельная работа. Задача мастера состоит в том, чтобы ненавязчиво вести участников, позволяя им экспериментировать. Учитель показывает свой опыт и выступает примером, но не контролирует учеников и не поправляет их, если они что-то делают по-своему.
Где и для чего используют воркшопы
Ключевые задачи воркшопа — обмен опытом, приобретение новых знаний, творчество, поиск новых идей.
Участниками обучающей встречи могут быть как профессионалы, так и любители.
Цель воркшопа заключается в конкретном результате — создании произведения искусства, концепции, идеи. Участники должны не только получить практические знания, но и сотворить конечный продукт.
Есть два формата работы над проектом:
Метод воркшопа применяется в разных сферах, где возможно создание нового продукта путём командной интенсивной работы. Это визуальное искусство (живопись, фотография), изготовление товаров ручной работы (столярное дело, дизайн одежды или украшений), создание концепций (маркетинговая кампания, разработка стартапов, стратегий развития, решение задач в веб-разработке).
На практике воркшопы чаще всего используют фотографы и художники.
У воркшопа может быть несколько назначений. Часто его организуют как платное мероприятие для заработка. Кроме того, он может служить для привлечения интереса профессиональной аудитории к продукту (рекламное мероприятие), поиска новых сотрудников, привлечения сторонних людей для разработки концепций, повышения квалификации уже существующей команды.
Также по результатам воркшопа может проводиться конкурс (если каждый участник делал свой проект).
Воркшопы могут объединять незнакомых между собой людей, которые хотят научиться чему-то новому, а могут использоваться в уже сформировавшейся команде как свежий метод поиска решений.
Каждая встреча посвящается какой-то теме, имеет чётко обозначенное задание. К примеру, если речь идёт об иллюстраторах, то они будут работать над одной задачей, но каждый по-своему: рисовать персонажа в определённом стиле, использовать в работе новую технику или материалы.
Воркшопы в маркетинге
Этот вид обучения и обмена опытом нередко применяется в маркетинге. На воркшопах разрабатываются маркетинговые стратегии, рекламные кампании, стратегии позиционирования.
Собственники бизнеса, руководители отделов продаж и маркетинга, а также маркетологи объединяются в команду, где у каждого участника есть ценные идеи и свежий взгляд. В процессе работы они узнают много нового друг у друга и совместно создают новые подходы к решению тех или иных задач. Впоследствии эти идеи воплощаются в реальной работе.
На таких встречах тоже есть куратор, который руководит командой и делится информацией о собственном маркетинговом инструментарии.
Популярен на таких воркшопах метод соревнований между командами, которые на конкурсной основе создают свою презентацию и представляют собственную стратегию.
Типы воркшопов
Мастерская
Применяется для передачи практических техник при изготовлении различных изделий. Проще говоря, здесь нужно поработать руками.
Мастер показывает участникам основы техники, после чего они создают изделие из приготовленных материалов. Это могут быть украшения, поделки из дерева, вышивка и другие продукты ручной работы.
Флористы на воркшопе учатся составлять композиции
Студия
Чаще используется для реализации творческих проектов и завершается созданием готового продукта, который можно показать общественности или выставить на продажу. К примеру, если это воркшоп для фотографов, то по его результатам может быть напечатан фотоальбом.
Дискуссия
Формат предполагает выступления участников с последующим обсуждением. Обычно выступающий получает несколько минут для озвучивания своих идей, затем всем остальным даётся время, чтобы задать вопросы. После того, как выскажутся все участники, наступает время дискуссии, результатом которой должно стать готовое решение.
Во время дискуссии участники учатся друг у друга, узнают мнения коллег по определенной проблеме и приходят к новым выводам. Участие в таком мероприятии расширяет базу знаний благодаря обмену информацией.
Brainstorm
Или мозговой штурм. В процессе участники высказывают все идеи, которые только приходят в голову, — даже самые странные и на первый взгляд нежизнеспособные. От дискуссии отличается тем, что предложения участников не критикуются, момент дискуссии сведён до минимума. При мозговом штурме записываются все идеи, после чего коллектив вместе выбирает несколько самых интересных и эффективных.
Мозговой шторм развивает творческие способности и учит находить свежие решения с помощью неожиданных методов. Техники, полученные на таком воркшопе, можно впоследствии использовать в самостоятельной работе или поделиться ими со своей командой.
Во время мозгового штурма команда может создать идею новой рекламной кампании или найти решение технической проблемы
Соревнования
Похоже на тимбилдинг. Это командная работа над поставленными задачами, обычно в формате соревнований. Часто используется в крупных компаниях для обучения менеджеров, поиска свежих решений.
Марафон
Рассчитан на длительное время — от нескольких дней до нескольких недель. Этот вид мероприятия не только позволяет работать с масштабными задачами, но и показывает, кто на что способен.
В таких экстремальных условиях возникают неожиданные идеи и концепции, которые невозможно создать в обычном расслабленном состоянии.
Преимущества воркшопа
Мозг человека устроен таким образом, что полученные знания быстро испаряются, если их не закрепить на практике. Если же информация внедрена в рабочий процесс, она усваивается быстрее и надёжнее. Приобретённые опыт и навыки остаются в памяти надолго.
Во время занятия участники учатся не только у мастера, но и друг у друга. Формат воркшопа позволяет отойти от традиционных схем обучения.
Занятия проводятся в интенсивном темпе и позволяют участникам быстро и эффективно осваивать новую информацию.
Воркшопы способствуют расширению круга общения в профессиональной среде, поиску новых контактов.
Во всех воркшопах существует соревновательный момент, даже если он не озвучивается, — каждый подсознательно стремится показать себя с лучшей стороны.
Воркшоп — эмоциональное мероприятие, которое сопровождается большим количеством новых впечатлений и дарит участникам порцию вдохновения.
Подготовка воркшопа
За подготовку воркшопа отвечает организатор. Для начала он выбирает тему, ставит задачу, планирует все этапы, устанавливает тайминги. Если воркшоп рассчитан на несколько дней, организатор расписывает программу.
Далее начинается поиск участников с помощью рекламы, обращений в организации, связанные с выбранной сферой деятельности (например, в профсоюзы, университеты, крупные компании). Участники привлекаются именно после составления концепции и плана работы, поскольку им нужно понимать, куда, когда и зачем их приглашают.
Затем организатор ищет помещение, приобретает материалы, оформляет рабочие места для каждого участника. Для проведения могут понадобиться ноутбук, проектор, модели, аппаратура.
Если это воркшоп для фотографов, организатор арендует студию, нанимает моделей для снимков, визажистов, костюмеров, осветителей. Участники получают уже готовую картинку, которую нужно только правильно сфотографировать.
У воркшопа также должна быть финальная часть — подведение итогов, вручение сертификатов участникам, призов победителям, организация выставок готовых работ, написание статей в СМИ, если нужно массовое освещение события.
Воркшоп как явление появилось недавно и только набирает популярность.
Не стоит путать workshop с другими видами обучающих мероприятий (хотя они бывают довольно похожи). Главное отличие воркшопа в том, что участники привносят свои идеи, объединяют весь опыт для достижения поставленных задач.
К примеру, мастер-класс предполагает только повторение определенной модели изделия, а воркшоп-студия — изготовление чего-то нового на базе изученной технологии. Итогом мастер-класса становится ученическое изделие, которое можно оставить на память. От участников воркшопа ожидается создание продукта, который можно продемонстрировать потребителю как пилотную модель или даже продать.
Но важно учитывать, что разные организаторы понимают воркшоп по-своему, поэтому каждое мероприятие получается индивидуальным. Бывает, что этим термином называют любое действо с интенсивным вовлечением участников (тренинг или мастер-класс) просто потому, что слово workshop модное, красивое и вызывает интерес у аудитории.
Воркшопы по выявлению требований к IT-проектам: как и зачем их проводить?
Зачем вообще писать о каких-то воркшопах? Ведь требования можно собрать более простыми способами, например, организовав несколько звонков по скайпу или серию интервью. Но всегда ли это сработает?
Представим себе создание информационной системы для государственной организации. У такой организации, как правило, сложная иерархическая структура со множеством подразделений: департаменты, управления, всяческие отделы — юридический, финансово-экономический, отдел кадров, отдел по работе с общественностью и т.д. У всех этих подразделений есть устоявшиеся процессы, которые, максимально оптимизировав, нужно перенести в создаваемую систему.
Какие здесь могут возникнуть трудности?
На сбор требований отдельно с каждого подразделения уйдет масса времени. И вряд ли можно будет сделать это посредством звонков по скайпу.
При попытке соединить требования разных подразделений в одну общую картину непременно возникнут конфликты: у каждого отдела свое видение интерфейса и бизнес-процессов.
Требования не уместятся в заранее обговоренный бюджет, придется уменьшить объем работ, и, конечно же, ни одна из заинтересованных сторон не захочет убрать функционал, который был бы полезен ей.
Из всего разнообразия техник по сбору требований стоит выделить одну, которая нацелена на решение подобных проблем (проблем масштабных проектов со множеством заинтересованных лиц и конфликтующих требований), — это воркшоп по сбору требований, о нем мы и хотим вам рассказать.
Что такое воркшоп?
Воркшоп — одна из стандартных практик сбора требований, которой в литературе уделяется незаслуженно мало внимания, вероятно, ввиду сложности формализации процесса. Из самого названия “Workshop” понятно, что в его рамках происходит активная деятельность. Соответственно, присутствующие по определению не могут принимать пассивное участие в происходящем. Смысл заключается в том, что заинтересованные лица собираются вместе для того, чтобы определить требования для конечного продукта. На воркшопе обязательно присутствуют представители исполнителя и заказчика. Как правило, воркшоп занимает не менее половины рабочего дня.
Воркшоп отличается от обычного совещания тем, что его цель — не обсуждение разных вопросов, а произведение конкретного результата — в нашем случае это документ с выявленными требованиями.
Практика разработана компанией IBM в конце 70-х. Тогда они назывались JAD-сессии (Joint Application Development) и позднее легли в основу методологии Joint Application Development. В том или ином виде воркшопы применяются во многих процессах разработки, но могут рассматриваться и как отдельная техника, без привязки к какому-либо процессу.
Когда и зачем их проводить?
Если речь идет о разработке очередного клона Candy Crash или стартапа, где требования формируете вы сами и пользователи, воркшоп будет пустой тратой времени – это точно.
Воркшоп может быть полезным, если выполняются несколько условий:
Немного статистики
Сложность проведения данного мероприятия вкупе с количеством времени, которое уйдет на воркшоп, может отпугнуть любого энтузиаста. Но если верить цифрам, приведенным компанией EBG Consulting, воркшопы:
С чего начать?
Хорошей практикой считается начинать все с планирования, в случае с воркшопами это актуально как никогда. Для этого в первую очередь необходимо определиться с тем, чего мы хотим от воркшопа, какие цели преследуем? Это может быть улучшение бизнес-процесса, выявление функциональных требований (например, в виде сценариев использования, пользовательских историй), уточнение архитектурно значимых требований и т.д. Кроме того, целью воркшопа может быть создание как черновой, так и окончательной версии документа с требованиями.
Когда известны цели, понятен масштаб работ, можно прикинуть, сколько таких мероприятий понадобится под ваши задачи. Если в один воркшоп уложиться не получается, то нужно спланировать расписание всех сессий и документов, которые должны быть созданы.
Ниже приведены сводные данные, описывающие применение воркшопов в западных компаниях. Можно смело ориентироваться на них при организации собственного воркшопа.
Количество участников | В среднем 4-12, не более 25 |
---|---|
Длительность сессии | От 3 до 8 часов |
Частота сессий | 2-3 раза в неделю |
Количество воркшопов на проект | 1-8 |
Время на подготовку | В 2 раза больше, чем на саму сессию |
Существует несколько различных техник проведения воркшопов по сбору требований. Мы решили подробно остановиться на технике, описанной в рамках методологии ACDM. ACDM (Architecture Centric Design Method) — это подход к разработке программного обеспечения, его особенность — упор на архитектуру. Это далеко не самая популярная методология (недавно кто-то даже удалил страничку с ее описанием на Википедии), однако именно в ней приводится наиболее детальное описание техники проведения воркшопа, которое (дополнив своими замечаниями и наблюдениями) мы здесь и приведем.
Итак, воркшоп состоит из трех основных частей: планирование, проведение и заключительная часть.
1. Планирование
Место. Очень важно, чтобы все главные действующие лица физически присутствовали на воркшопе, потому что, как показывает опыт, людей, присутствующих виртуально, трудно вовлечь в процесс, а также задержки и сбои связи мешают остальным участникам сконцентрироваться.
Если это возможно, то лучше выбрать нейтральное место — такое, где участников воркшопа не будут дергать коллеги по работе.
Участники. Для начала нужно определиться, кто является заинтересованными в проекте лицами. Потенциальные участники воркшопа — это заказчики, конечные пользователи, разработчики, аналитики, интеграторы, тестировщики, системные администраторы…словом, все, кто имеет отношение к проекту. Причем если проект объединяет несколько компаний-заказчиков и/или несколько компаний-исполнителей, то, разумеется, присутствие представителей всех этих компаний на мероприятии обязательно. Помимо заинтересованных лиц на воркшоп могут быть приглашены эксперты в предметной области.
Команда — организатор (это может быть команда аналитиков или архитекторов, в зависимости от процесса) должна крайне тщательно подходить к выбору участников воркшопа. Нужно оценить роль каждого участника в организации, которую он представляет, его отношение к разрабатываемому продукту — недостающий участник, также как и лишний, может доставить массу неприятностей. Поэтому в каких-то случаях стоит вежливо отказаться от присутствия потенциального участника или, наоборот, не проводить воркшоп, пока не удастся договориться с нужным человеком.
Как правило, собрать всех нужных людей вместе — непростая задача, особенно если не все участники понимают, зачем вообще сдался этот воркшоп. Поэтому идеально иметь на стороне клиента “своего” человека, чаще в лице менеджера, — он будет координировать участников, назначит дату и убедит их, что воркшоп — приоритетная задача.
Автор методологии ACDM рекомендует ограничиться 25 участниками, большее количество координировать очень сложно.
Также до воркшопа важно определить роли. Условно все участники воркшопа разбиваются на представителей заказчика и представителей исполнителя. Первые являются основным источником требований, вторые же — пассивные слушатели, цель их присутствия — погрузиться в контекст проекта, а также делать заметки по ходу встречи. Однако, между ними необходимо распределить минимальный набор ролей:
Также команде исполнителя рекомендуется провести предварительное собрание, где участников формально представят друг другу, введут в курс дела, назначат роли.
Программа воркшопа. Координатор должен подготовить черновую версию программы и заранее разослать ее всем участникам, так, чтобы у них появилось представление о плане мероприятия и они могли внести свои изменения.
Ниже мы приведем примерный шаблон программы. В том виде, который предлагается методологией ACDM, воркшоп занимает целый рабочий день, т.е. восемь часов.
Место: …
Дата: …
Время начала: …
Время окончания: …
NB: Внимание, выключите телефоны на время воркшопа
Активность | Кто | Время |
---|---|---|
Представление участников | ||
Обзорная презентация проекта | ||
Перерыв | Все | |
Выявление функциональных требований | ||
Выявление качественных характеристик (нефункциональные требования) | ||
Перерыв | Все | |
Выявление бизнес-ограничений и технических ограничений | ||
Подведение итогов |