Формат vrml что это

Технология виртуальной реальности VRML

Понятие VRML

VRML, Virtual Reality Modeling Language — язык моделирования виртуальной реальности, стандартный формат файлов для демонстрации трёхмерной интерактивной векторной графики, чаще всего используется в веб-технологиях.

VRML предназначен для описания трехмерных изображений и оперирует объектами, описывающими геометрические фигуры и их расположение в пространстве.

Как и в случае с HTML, один и тот же vrml-документ может выглядеть по-разному в разных VRML-браузерах. Кроме того, многие разработчики VRML-браузеров добавляют нестандартные расширения VRML в свой браузер.

Существует немало VRML-редакторов, делающих удобней и быстрее процесс создания Vrml-документов, однако несложные модели, рассматриваемые в данной статье, можно создать при помощи самого простого текстового редактора.

Формат VRML

VRML — это текстовый формат файлов, где, например, вершины и грани многогранников могут указываться вместе с цветом поверхности, текстурами, блеском, прозрачностью и так далее. URL могут быть связаны с графическими компонентами, таким образом, что веб-браузер может получать веб-страницу или новый VRML-файл из сети Интернет тогда, когда пользователь щёлкает по какому-либо графическому компоненту. Движение, звуки, освещение и другие аспекты виртуального мира могут появляться как реакция на действия пользователя или же на другие внешние события, например таймеры. Особый компонент Script Node позволяет добавлять программный код (например, Java или JavaScript (ECMAScript)) к VRML-файлу.

Стандарты VRML

Для дальнейшей коллективной разработки формата был создан консорциум Web3D.

Первая версия VRML была выпущена в ноябре 1994 года. Эта версия была основана на API и файловом формате программной компоненты Open Inventor, изначально разработанной в SGI. Текущая и функционально завершенная версия — VRML97 (ISO/IEC 14772-1:1997). Сейчас VRML вытесняется форматом X3D (ISO/IEC 19775-1).

Появление, популярность и упадок

Понятие VRML было введено Дэйвом Раджеттом (Dave Raggett) в документе представленом на Первой Международной Конференции по Всемирной Паутине (1994 год) и впервые обсуждалось на WWW94 VRML BOF, учреждённой Тимом Бернерсом-Ли где Марк Песке (Mark Pesce) представил демо-программу Labirinth (“Лабиринт”), разработанную им совместно с Тони Паризи (Tony Parisi) и Питером Кеннардом (Peter Kennard).

VRML достиг вершины популярности после выхода VRML 2.0 в 1997 году, когда он стал использоваться на некоторых персональных страницах и сайтах, в основном для 3D-чатов. Формат поддерживался SGI Cosmo Software (основной костяк программистов этого подразделения находился в Москве и сейчас это компания Parallel Graphics). Когда в 1998 году SGI была реструктурирована это подразделение было продано Platinum Technologies, которое было затем куплено Computer Associates. Последняя не стала развивать и распространять программы для VRML. Пустота была заполнена различными недолговечными коммерческими 3D-web форматами, появившимися за последние несколько лет, включая Microsoft Chrome, Adobe Atmosphere и Shockwave 3D, ни один из этих форматов не поддерживается сегодня. Возможности VRML оставались прежними, тогда как возможности трёхмерной компьютерной графики, работающей в реальном времени росли. VRML Consortium сменил своё название на Web3D Consortium и начал работать над потомком VRML — X3D.

Хотя VRML ещё продолжает использоваться в некоторых областях, особенно в образовательной и исследовательской сфере, где наиболее ценятся открытые спецификации, можно сказать, что он вытеснен форматом X3D. MPEG-4 Interactive Profile (ISO/IEC 14496) был основан на VRML (теперь на X3D) и X3D, по большей части, обратно-совместим с ним. VRML также продолжает использоваться в качестве файлового формата для обмена 3D-моделями, особенно в САПР.

Альтернативы

3DMLW — Язык 3D-разметки для веб (англ. 3D Markup Language for Web)

COLLADA — управляется Khronos Group

O3D — разработан Google

U3D — стандарт Ecma International ECMA-363

Единицы измерения

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Заголовок VRML-файла

Как уже говорилось, Vrml-документ представляет собой обычный тестовый файл.

Такой заголовок обязательно должен находиться в первой строке файла, кроме того, перед знаком диеза не должно быть пробелов.

Примитивы VRML

В VRML определены четыре базовые фигуры: куб (верней не куб, а прямоугольный параллепипед), сфера, цилиндр и конус.

Эти фигуры называются примитивами (primitives). Набор примитивов невелик, однако комбинируя их, можно строить достаточно сложные трехмерные изображения. Например, вот такие:

Рассмотрим поподробней каждый из примитивов.

Сфера

Параметр у сферы только один, это radius. Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это текст визуальной VRML-модели

Конус

Цилиндр

Для цилиндра можно задать параметры radius и height. Кроме того, с помощью параметра parts для цилиндра можно определить будут ли отображаться основания цилиндра и его боковая поверхность. Параметр parts может принимать значения ALL, SIDES, BOTTOM или TOP. Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это текст визуальной VRML-модели

Цвет и текстура

Цвет фигуры, определяется с помощью объекта Material.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

К примеру, синий кубик, может быть описан следующим образом: Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Параметр transparency может принимать значения от 0 до1 и определяет степень прозрачности, причем максимальная прозрачность достигается при transparency равном единице. В приведенном примере описано два цилиндра разных размеров, меньший из которых просвечивает сквозь другой.

Для имитирования различных поверхностей в VRML существует объект Texture2.

В качестве текстуры легче всего использовать обычный графический файл, например, в GIF-формате. В таком случае для «натягивания» текстуры на трехмерное изображение нужно только указать путь к файлу в параметре filename объекта Texture2.

Параметры wrapS и wrapT могут принимать значения REPEAT или CLAMP, и управляют натягиванием текстуры по соответственно горизонтальной и вертикальной осям.

Положение объектов в пространстве

Изменение координат

По умолчанию любой описанный нами объект будет располагаться точно по центру окна браузера. По этой причине, если мы опишем к примеру два одинаковых цилиндра, они сольются друг с другом. Для того, чтобы изменить положение второго цилиндра, применим узел Translation.

Узел Translation определяет координаты объекта:

Вообще говоря, координаты указываемые в Translation не являются абсолютными. Фактически это координаты относительно предыдущего узла Translation. Чтобы прояснить это вопрос, рассмотрим пример: Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Как видите, третий кубик вовсе не совпадает с первым, хотя в в узле Translation указаны те же координаты.

В VRML 1.0 принято следующее правило: узлы, модифицирующие свойства фигур (Translation, Material и т.п.), действуют на все далее описанные фигуры.

Чтобы ограничить область действия модифицирующих узлов, фигуры необходимо сгруппировать с помощью узла Separator.

Узел Separator работает как контейнер, он может содержать любые другие узлы, и основным его предназначением является именно ограничение области действия узлов типа Translation и Material.

Сравните следующий пример с предыдущим: Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Хотя в примере описано три кубика, мы видим только два, так как второй и третий совпадают.

Вообще говоря рекомендуется всегда и везде использовать узел Separator. Он не только избавит от ошибок, связанных с относительностью координат, но и сделает VRML-код более простым и понятным.

Вращение

Для вращения фигур вокруг осей координат применяется узел Rotation.

Первые три цифры определяет будет ли осуществлен поворот вокруг соответственно осей x, y и z, а четвертая задает угол вращения в радианах. В приведенном выше листинге поворот осуществляется вокруг оси y на 90 градусов.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Углы в градусах

Радианы

30

0.52

45

0.78

60

1.04

90

1.57

180

3.14

270

4.71

Составим букву T из двух цилиндров. По умолчанию цилиндр ориентирован вертикально (см. рисунок). Поэтому для успешного выполнения задачи повернем его вокруг оси z на 90 градусов.

Масштабирование

Узел Scale масштабирует фигуры по одному или нескольким измерениям. Три цифры, стоящие после параметра scaleFactor определяют коэффициенты масштабирования относительно осей x,y и z.

В следующем примере, узел Scale сжимает сферу по оси x, и из сферы получается эллипсоид.

Определение собственных объектов

VRML предоставляет прекрасную возможность сократить и сделать более понятным исходный код VRML-файла путем описания собственных объектов. Это значит, что если в изображении несколько раз повторяется одна и та же фигура, то ее можно описать всего лишь один раз и в дальнейшем только ссылаться на нее.

Объект описывается одним из способов:

Для того, чтобы вставить в VRML-файл ранее определенную фигуру, используется команда USE

Создадим VRML-файл, описывающий стул, при этом ножку стула опишем как объект LEG:

Это позволяет делать узел WWWInline:

Вместо заключения

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

дают совершенно разный результат.

Ссылки

Источник

Национальная библиотека им. Н. Э. Баумана
Bauman National Library

Персональные инструменты

VRML (Virtual Reality Modeling Language)

Содержание

История создания и развития VRML

VRML-файл

Единицы измерения

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

В VRML приняты следующие единицы измерения:

Заголовок VRML-файла

Такой заголовок обязательно должен находиться в первой строке файла, кроме того, перед знаком диеза не должно быть пробелов.

Примитивы VRML

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

В VRML определены четыре базовые фигуры:

Эти фигуры называются примитивами (primitives). Набор примитивов невелик, однако комбинируя их, можно строить достаточно сложные трехмерные изображения.

Куб (прямоугольный параллелепипед)

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Сфера

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Параметр у сферы только один, это radius.

Цилиндр

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Для цилиндра можно задать параметры radius и height. Кроме того, с помощью параметра parts для цилиндра можно определить будут ли отображаться основания цилиндра и его боковая поверхность. Параметр parts может принимать значения ALL, SIDES, BOTTOM или TOP.

Конус

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Параметр parts может принимать значения ALL, SIDES или BOTTOM.

Цвет и текстура в VRML

Цвет фигуры, определяется с помощью объекта Material.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Параметр transparency может принимать значения от 0 до 1 и определяет степень прозрачности, причем максимальная прозрачность достигается при transparency равном единице. В приведенном примере описано два цилиндра разных размеров, меньший из которых просвечивает сквозь другой.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Для имитирования различных поверхностей в VRML существует объект Texture2.
В качестве текстуры легче всего использовать обычный графический файл, например, в GIF-формате. В таком случае для «натягивания» текстуры на трехмерное изображение нужно только указать путь к файлу в параметре filename объекта Texture2.

Параметры wrapS и wrapT могут принимать значения REPEAT или CLAMP, и управляют натягиванием текстуры по соответственно горизонтальной и вертикальной осям.

Положение объектов в пространстве

Изменение координат

По умолчанию любой описанный нами объект будет располагаться точно по центру окна браузера. По этой причине, если мы опишем к примеру два одинаковых цилиндра, они сольются друг с другом. Для того, чтобы изменить положение второго цилиндра, применим узел Translation.

Узел Translation определяет координаты объекта:

Координаты указываемые в Translation не являются абсолютными. Фактически это координаты относительно предыдущего узла Translation.Чтобы прояснить это вопрос, рассмотрим пример:

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

В VRML 1.0 принято следующее правило: узлы, модифицирующие свойства фигур (Translation, Material и т.п.), действуют на все далее описанные фигуры.
Чтобы ограничить область действия модифицирующих узлов, фигуры необходимо сгруппировать с помощью узла Separator.

Узел Separator работает как контейнер, он может содержать любые другие узлы, и основным его предназначением является именно ограничение области действия узлов типа Translation и Material.

Вращение

Для вращения фигур вокруг осей координат применяется узел Rotation.

Первые три цифры определяет будет ли осуществлен поворот вокруг соответственно осей x, y и z, а четвертая задает угол вращения в радианах. В приведенном выше листинге поворот осуществляется вокруг оси y на 90 градусов.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Составим букву T из двух цилиндров. По умолчанию цилиндр ориентирован вертикально. Поэтому для успешного выполнения задачи повернем его вокруг оси z на 90 градусов.

Масштабирование

Узел Scale масштабирует фигуры по одному или нескольким измерениям. Три цифры, стоящие после параметра scaleFactor определяют коэффициенты масштабирования относительно осей x,y и z.

Определение собственных объектов

VRML предоставляет прекрасную возможность сократить и сделать более понятным исходный код VRML-файла путем описания собственных объектов. Это значит, что если в изображении несколько раз повторяется одна и та же фигура, то ее можно описать всего лишь один раз и в дальнейшем только ссылаться на нее.
Объект описывается одним из способов:

Для того, чтобы вставить в VRML-файл ранее определенную фигуру, используется команда USE.

Источник

Расширение файла VRML

VRML Format

Что такое файл VRML?

VRML суффикс имени файла в основном используется для VRML Format файлов. Файлы с расширением VRML могут использоваться программами, распространяемыми для платформы Linux, Mac OS, Windows. VRML формат файла, наряду с #NUMEXTENSIONS # другими форматами файлов, относится к категории Интернет-файлы. FreeWRL поддерживает VRML файлы и является наиболее часто используемой программой для обработки таких файлов, но 5 могут также использоваться другие инструменты. Программное обеспечение с именем FreeWRL было создано SourceForge.net. Чтобы найти более подробную информацию о программном обеспечении и VRML файлах, посетите официальный сайт разработчика.

Программы, которые поддерживают VRML расширение файла

В следующем списке перечислены программы, совместимые с файлами VRML, которые разделены на категории 3 в зависимости от операционной системы, в которой они доступны. Файлы с расширением VRML, как и любые другие форматы файлов, можно найти в любой операционной системе. Указанные файлы могут быть переданы на другие устройства, будь то мобильные или стационарные, но не все системы могут быть способны правильно обрабатывать такие файлы.

Программы, обслуживающие файл VRML

Как открыть файл VRML?

Отсутствие возможности открывать файлы с расширением VRML может иметь различное происхождение. К счастью, наиболее распространенные проблемы с файлами VRML могут быть решены без глубоких знаний в области ИТ, а главное, за считанные минуты. Ниже приведен список рекомендаций, которые помогут вам выявить и решить проблемы, связанные с файлами.

Шаг 1. Получить FreeWRL

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что этоПроблемы с открытием и работой с файлами VRML, скорее всего, связаны с отсутствием надлежащего программного обеспечения, совместимого с файлами VRML на вашем компьютере. Эта проблема может быть решена путем загрузки и установки # РЕКОМЕНДОВАННОЙ # или другой совместимой программы, такой как OpenVRML, 3D Object Converter, Creo Parametric. Выше вы найдете полный список программ, которые поддерживают VRML файлы, классифицированные в соответствии с системными платформами, для которых они доступны. Если вы хотите загрузить установщик FreeWRL наиболее безопасным способом, мы рекомендуем вам посетить сайт SourceForge.net и загрузить его из официальных репозиториев.

Шаг 2. Проверьте версию FreeWRL и обновите при необходимости

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что этоВы по-прежнему не можете получить доступ к файлам VRML, хотя FreeWRL установлен в вашей системе? Убедитесь, что программное обеспечение обновлено. Разработчики программного обеспечения могут реализовать поддержку более современных форматов файлов в обновленных версиях своих продуктов. Если у вас установлена более старая версия FreeWRL, она может не поддерживать формат VRML. Все форматы файлов, которые прекрасно обрабатывались предыдущими версиями данной программы, также должны быть открыты с помощью FreeWRL.

Шаг 3. Настройте приложение по умолчанию для открытия VRML файлов на FreeWRL

Если у вас установлена последняя версия FreeWRL и проблема сохраняется, выберите ее в качестве программы по умолчанию, которая будет использоваться для управления VRML на вашем устройстве. Метод довольно прост и мало меняется в разных операционных системах.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Изменить приложение по умолчанию в Windows

Изменить приложение по умолчанию в Mac OS

Шаг 4. Проверьте VRML на наличие ошибок

Вы внимательно следили за шагами, перечисленными в пунктах 1-3, но проблема все еще присутствует? Вы должны проверить, является ли файл правильным VRML файлом. Проблемы с открытием файла могут возникнуть по разным причинам.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

1. Проверьте VRML файл на наличие вирусов или вредоносных программ.

Если VRML действительно заражен, возможно, вредоносное ПО блокирует его открытие. Немедленно просканируйте файл с помощью антивирусного инструмента или просмотрите всю систему, чтобы убедиться, что вся система безопасна. Если сканер обнаружил, что файл VRML небезопасен, действуйте в соответствии с инструкциями антивирусной программы для нейтрализации угрозы.

2. Убедитесь, что структура файла VRML не повреждена

Вы получили VRML файл от другого человека? Попросите его / ее отправить еще раз. Возможно, что файл не был должным образом скопирован в хранилище данных и является неполным и поэтому не может быть открыт. Это может произойти, если процесс загрузки файла с расширением VRML был прерван и данные файла повреждены. Загрузите файл снова из того же источника.

3. Проверьте, есть ли у пользователя, вошедшего в систему, права администратора.

Существует вероятность того, что данный файл может быть доступен только пользователям с достаточными системными привилегиями. Переключитесь на учетную запись с необходимыми привилегиями и попробуйте снова открыть файл VRML Format.

4. Убедитесь, что ваше устройство соответствует требованиям для возможности открытия FreeWRL

Если в системе недостаточно ресурсов для открытия файлов VRML, попробуйте закрыть все запущенные в данный момент приложения и повторите попытку.

5. Убедитесь, что у вас установлены последние версии драйверов, системных обновлений и исправлений

Современная система и драйверы не только делают ваш компьютер более безопасным, но также могут решить проблемы с файлом VRML Format. Возможно, что одно из доступных обновлений системы или драйверов может решить проблемы с файлами VRML, влияющими на более старые версии данного программного обеспечения.

Источник

Технология виртуальной реальности VRML

Понятие VRML

VRML, Virtual Reality Modeling Language — язык моделирования виртуальной реальности, стандартный формат файлов для демонстрации трёхмерной интерактивной векторной графики, чаще всего используется в веб-технологиях.

VRML предназначен для описания трехмерных изображений и оперирует объектами, описывающими геометрические фигуры и их расположение в пространстве.

Как и в случае с HTML, один и тот же vrml-документ может выглядеть по-разному в разных VRML-браузерах. Кроме того, многие разработчики VRML-браузеров добавляют нестандартные расширения VRML в свой браузер.

Существует немало VRML-редакторов, делающих удобней и быстрее процесс создания Vrml-документов, однако несложные модели, рассматриваемые в данной статье, можно создать при помощи самого простого текстового редактора.

Формат VRML

VRML — это текстовый формат файлов, где, например, вершины и грани многогранников могут указываться вместе с цветом поверхности, текстурами, блеском, прозрачностью и так далее. URL могут быть связаны с графическими компонентами, таким образом, что веб-браузер может получать веб-страницу или новый VRML-файл из сети Интернет тогда, когда пользователь щёлкает по какому-либо графическому компоненту. Движение, звуки, освещение и другие аспекты виртуального мира могут появляться как реакция на действия пользователя или же на другие внешние события, например таймеры. Особый компонент Script Node позволяет добавлять программный код (например, Java или JavaScript (ECMAScript)) к VRML-файлу.

Стандарты VRML

Для дальнейшей коллективной разработки формата был создан консорциум Web3D.

Первая версия VRML была выпущена в ноябре 1994 года. Эта версия была основана на API и файловом формате программной компоненты Open Inventor, изначально разработанной в SGI. Текущая и функционально завершенная версия — VRML97 (ISO/IEC 14772-1:1997). Сейчас VRML вытесняется форматом X3D (ISO/IEC 19775-1).

Появление, популярность и упадок

Понятие VRML было введено Дэйвом Раджеттом (Dave Raggett) в документе представленом на Первой Международной Конференции по Всемирной Паутине (1994 год) и впервые обсуждалось на WWW94 VRML BOF, учреждённой Тимом Бернерсом-Ли где Марк Песке (Mark Pesce) представил демо-программу Labirinth (“Лабиринт”), разработанную им совместно с Тони Паризи (Tony Parisi) и Питером Кеннардом (Peter Kennard).

VRML достиг вершины популярности после выхода VRML 2.0 в 1997 году, когда он стал использоваться на некоторых персональных страницах и сайтах, в основном для 3D-чатов. Формат поддерживался SGI Cosmo Software (основной костяк программистов этого подразделения находился в Москве и сейчас это компания Parallel Graphics). Когда в 1998 году SGI была реструктурирована это подразделение было продано Platinum Technologies, которое было затем куплено Computer Associates. Последняя не стала развивать и распространять программы для VRML. Пустота была заполнена различными недолговечными коммерческими 3D-web форматами, появившимися за последние несколько лет, включая Microsoft Chrome, Adobe Atmosphere и Shockwave 3D, ни один из этих форматов не поддерживается сегодня. Возможности VRML оставались прежними, тогда как возможности трёхмерной компьютерной графики, работающей в реальном времени росли. VRML Consortium сменил своё название на Web3D Consortium и начал работать над потомком VRML — X3D.

Хотя VRML ещё продолжает использоваться в некоторых областях, особенно в образовательной и исследовательской сфере, где наиболее ценятся открытые спецификации, можно сказать, что он вытеснен форматом X3D. MPEG-4 Interactive Profile (ISO/IEC 14496) был основан на VRML (теперь на X3D) и X3D, по большей части, обратно-совместим с ним. VRML также продолжает использоваться в качестве файлового формата для обмена 3D-моделями, особенно в САПР.

Альтернативы

3DMLW — Язык 3D-разметки для веб (англ. 3D Markup Language for Web)

COLLADA — управляется Khronos Group

O3D — разработан Google

U3D — стандарт Ecma International ECMA-363

Единицы измерения

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Заголовок VRML-файла

Как уже говорилось, Vrml-документ представляет собой обычный тестовый файл.

Такой заголовок обязательно должен находиться в первой строке файла, кроме того, перед знаком диеза не должно быть пробелов.

Примитивы VRML

В VRML определены четыре базовые фигуры: куб (верней не куб, а прямоугольный параллепипед), сфера, цилиндр и конус.

Эти фигуры называются примитивами (primitives). Набор примитивов невелик, однако комбинируя их, можно строить достаточно сложные трехмерные изображения. Например, вот такие:

Рассмотрим поподробней каждый из примитивов.

Сфера

Параметр у сферы только один, это radius. Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это текст визуальной VRML-модели

Конус

Цилиндр

Для цилиндра можно задать параметры radius и height. Кроме того, с помощью параметра parts для цилиндра можно определить будут ли отображаться основания цилиндра и его боковая поверхность. Параметр parts может принимать значения ALL, SIDES, BOTTOM или TOP. Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это текст визуальной VRML-модели

Цвет и текстура

Цвет фигуры, определяется с помощью объекта Material.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

К примеру, синий кубик, может быть описан следующим образом: Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Параметр transparency может принимать значения от 0 до1 и определяет степень прозрачности, причем максимальная прозрачность достигается при transparency равном единице. В приведенном примере описано два цилиндра разных размеров, меньший из которых просвечивает сквозь другой.

Для имитирования различных поверхностей в VRML существует объект Texture2.

В качестве текстуры легче всего использовать обычный графический файл, например, в GIF-формате. В таком случае для «натягивания» текстуры на трехмерное изображение нужно только указать путь к файлу в параметре filename объекта Texture2.

Параметры wrapS и wrapT могут принимать значения REPEAT или CLAMP, и управляют натягиванием текстуры по соответственно горизонтальной и вертикальной осям.

Положение объектов в пространстве

Изменение координат

По умолчанию любой описанный нами объект будет располагаться точно по центру окна браузера. По этой причине, если мы опишем к примеру два одинаковых цилиндра, они сольются друг с другом. Для того, чтобы изменить положение второго цилиндра, применим узел Translation.

Узел Translation определяет координаты объекта:

Вообще говоря, координаты указываемые в Translation не являются абсолютными. Фактически это координаты относительно предыдущего узла Translation. Чтобы прояснить это вопрос, рассмотрим пример: Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Как видите, третий кубик вовсе не совпадает с первым, хотя в в узле Translation указаны те же координаты.

В VRML 1.0 принято следующее правило: узлы, модифицирующие свойства фигур (Translation, Material и т.п.), действуют на все далее описанные фигуры.

Чтобы ограничить область действия модифицирующих узлов, фигуры необходимо сгруппировать с помощью узла Separator.

Узел Separator работает как контейнер, он может содержать любые другие узлы, и основным его предназначением является именно ограничение области действия узлов типа Translation и Material.

Сравните следующий пример с предыдущим: Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Хотя в примере описано три кубика, мы видим только два, так как второй и третий совпадают.

Вообще говоря рекомендуется всегда и везде использовать узел Separator. Он не только избавит от ошибок, связанных с относительностью координат, но и сделает VRML-код более простым и понятным.

Вращение

Для вращения фигур вокруг осей координат применяется узел Rotation.

Первые три цифры определяет будет ли осуществлен поворот вокруг соответственно осей x, y и z, а четвертая задает угол вращения в радианах. В приведенном выше листинге поворот осуществляется вокруг оси y на 90 градусов.

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

Углы в градусах

Радианы

30

0.52

45

0.78

60

1.04

90

1.57

180

3.14

270

4.71

Составим букву T из двух цилиндров. По умолчанию цилиндр ориентирован вертикально (см. рисунок). Поэтому для успешного выполнения задачи повернем его вокруг оси z на 90 градусов.

Масштабирование

Узел Scale масштабирует фигуры по одному или нескольким измерениям. Три цифры, стоящие после параметра scaleFactor определяют коэффициенты масштабирования относительно осей x,y и z.

В следующем примере, узел Scale сжимает сферу по оси x, и из сферы получается эллипсоид.

Определение собственных объектов

VRML предоставляет прекрасную возможность сократить и сделать более понятным исходный код VRML-файла путем описания собственных объектов. Это значит, что если в изображении несколько раз повторяется одна и та же фигура, то ее можно описать всего лишь один раз и в дальнейшем только ссылаться на нее.

Объект описывается одним из способов:

Для того, чтобы вставить в VRML-файл ранее определенную фигуру, используется команда USE

Создадим VRML-файл, описывающий стул, при этом ножку стула опишем как объект LEG:

Это позволяет делать узел WWWInline:

Вместо заключения

Формат vrml что это. Смотреть фото Формат vrml что это. Смотреть картинку Формат vrml что это. Картинка про Формат vrml что это. Фото Формат vrml что это

дают совершенно разный результат.

Ссылки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *