Форсайт сессия что это такое в образовании

Форсайт сессия что это такое в образовании

Форсайт (от англ. Foresight — взгляд в будущее, предвидение) – инновационный инструмент моделирования будущего. Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего.

Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. Результатом форсайта является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Зачем нужен форсайт в образовании?

Форсайт сессия что это такое в образовании. Смотреть фото Форсайт сессия что это такое в образовании. Смотреть картинку Форсайт сессия что это такое в образовании. Картинка про Форсайт сессия что это такое в образовании. Фото Форсайт сессия что это такое в образовании Основа технологии форсайта заключается в совместной работе участников на так называемой карте времени, работа с образами и схемами, а не с текстами, с целью быстрого получения достоверной карты развития образования через определение стартовых трендов и наиболее ярких идей развития, которые оцениваются голосованием экспертов и накладываются на карту времени. Именно эксперты в достаточно малых группах создают наборы карт вероятных событий и технологий, в конечном счете, получая «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений в педагогическом пространстве, определяют возможные сценарии развития образовательного объекта. Форсайт-технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности развития в образовании, в текущем педагогическом процессе.

Минимальная продолжительность форсайта — 2-4 часа.

Оптимальное количество участников форсайта: от 5 до 15 человек. При этом количестве участники еще слышат друг друга и способны порождать новые идеи. Если участников больше, то они: 1) делятся на группы по направлениям, результаты вносят в общую карту и синхронизирую; 2) о ни делятся на группы, и выполняют задачи самостоятельно, затем результаты собираются и рисуется общая карта.

2. Ведущий: п редварительно проектирует процесс, с обирает информацию и анализирует требования, д ержит участников в «рамках будущего», и нструктирует модераторов и участников

3. Модератор: в едет процесс, у правляет коммуникацией, у правляет содержанием

4. Команда поддержки.

Задача участников – не просто создать образ будущего, но и разработать «дорожную карту», своеобразный навигатор, который поможет оперативно прокладывать маршрут к поставленным целям).

Тренд – то же, что тенденция; важное, заметное направление в развитии чего-либо.

Технология – это отдельное технологическое решение («новый вид топлива») или пакет технологических решений, значимый для развития, угасания или зарождения нового тренда.

Формат – тип отношений между людьми, технологии социального взаимодействия.

Угроза – процесс или событие на тренде, а также значимое следствие технологии, которое может негативное повлиять на различные сущности или явления на карте времени.

Дорожная карта – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тенденции развития, тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений.

При проведении форсайта важно использовать энергию позитивного мышления команды при совместном представлении желаемого будущего (команда изначально настраивается на «плюс»), а также эффективно и в правильной последовательности сочетать этапы творческого и аналитического мышления).

Виды реализации форсайтов:

Начертите карту своего успешного будущего. Ваши глобальные цели обозначьте как пункты местности, в которых вы хотели бы оказаться. Обозначьте также промежуточные большие и маленькие цели на пути к ним. Придумайте и напишите названия для «пунктов-целей», к которым вы стремитесь в своей личной и профессиональной жизни. Нарисуйте также улицы и дороги, по которым вы будете идти. Как вы будете добираться до своих целей? Самым коротким или обходным путем? Какие препятствия вам предстоит преодолеть? На какую помощь вы можете рассчитывать? Какие местности вам придется пересечь на своем пути: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места? Будете ли вы прокладывать дороги и тропы в одиночестве или с кем-нибудь? Вы можете представить свое успешное будущее в виде наклеенных на ватмане желаний-рисунков, вырезанных из журналов.

Правильно организованные «Качели времени» включают три обязательных этапа:

1. Участнику (участникам) предлагается (мысленно) переместиться в желаемое будущее и принять его как уже состоявшееся. «Перемещение» осуществляется через специальные короткие видео-ролики; медитативную музыку; коллективный отчет часов, дней или лет; совместное употребление витаминки, кусочка сахара или простой воды; пересаживание с одно места на другое; смена позы и т.п. Переместиться возможно в любое будущее: на час, сутки, месяц, год, столетия вперёд.

2. Участники (письменно, устно, под аудио- или видеозапись) отвечают на специальные вопросы, закрепляющие увиденное в лично или коллективно созданном будущем. Приветствуются любые идеи. Критика запрещена. Возможна работа по группам. 3. Участники возвращаются в настоящее, где анализируют ответы из будущего (письменно и устно), определяя приоритетные шаги к его созданию прямо сейчас. В «Качелях времени» важно зафиксировать возвращение в настоящее время, чтобы понять – что сейчас – это и есть главный мотиватор выбранного лучшего будущего. План конкретных действий достижения увиденного будущего включает ключевые преобразования, события, ресурсы, решения.

Метод «Линия Времени» (с тратегия творчества Уолта Диснея)

1. Возьмите ручку и бумагу. Начертите на листе отрезок. Левый конец отрезка сегодняшнее число, правый конец – дата достижения цели (нужно поставить конкретную дату).

2. Представьте, что вы уже находитесь в точке, когда цель достигнута. Ощутите всем телом, что на календаре уже то самое число и у вас все получилось на отлично. Опишите, что вы видите. Тезисно записывайте свои мысли рядом с правым концом отрезка. Что вы видите? Что вас окружает? Что за люди рядом с вами? Что вам говорят? Что вы себе говорите? Как вы себя чувствуете, когда цель достигнута. Опишите как можно больше деталей.

3. Теперь вам необходимо выйти в состояние диссоциации, т.е. посмотреть на вашу линию как бы сверху, со стороны. Есть сегодняшний день и конечная точка. Какие этапы должны быть между ними? Самыми большими мазками. Если представить, что цель – построить дом, то такими этапами могут быть – фундамент, первый этаж, второй этаж, крыша, отделка… Отметьте эти этапы на линии времени черточками и также поставьте для них даты.
Если этапы не придумываются, можете просто поделить свою линию пополам и поставить число, соответствующее половине пути.

4. Снова ассоциация. Но на этот раз ассоциируемся с одним из выбранных этапов. Представьте, что половина пути пройдена (или построен фундамент дома). Посмотрите вокруг, что вы видите? Что уже сделано? На что важно обратить внимание на этом этапе? Что важно сделать в первую очередь. Свои мысли также фиксируйте тезисно.

5. Дальше продолжаем чередовать ассоциацию и диссоциацию: погружаемся и визуализируем каждый этап, а потом выходим из картинки и смотрим на свой план целиком. Постепенно начнут вырисовываться приоритеты и важные дела, про которые вы забыли или они пока не приходили вам в голову, но от которых зависит успех всего мероприятия.

Начинать путь ассоциация/диссоциация по этапам можно как от текущей даты, так и от конечной точки – как вам удобнее. Закончив свое путешествие по линии времени, вернитесь в сегодняшний момент (левый конец отрезка) и выберите, что станет вашим самым первым шагом прямо сегодня. Этот путь – не предсказания оракула, это один из возможных вариантов развития событий, который помогает вам сориентироваться и сделать нужные шаги в настоящий момент. Вам никто не мешает менять свой план и свою линию времени, если это сделает достижение конечной цели более быстрым и простым.

Нетворкинг (инструменты, направленные на создание диалога и взаимодействия участников форсайта).

Источник

Форсайт-сессия или метод Киплинга. Как провести эффективный педсовет?

Оксана Шичко

Фотографии: Depositphotos / Иллюстрация: Юлия Замжицкая

Скука — пожалуй, наиболее подходящее слово, чтобы описать традиционный педсовет. Пока директор вещает о планах и достижениях школы, а завучи рассказывают, какие обязанности ждут педагога в этом учебном году, учителя потихоньку, чтобы никто не заметил, заполняют журналы и проверяют тетради. Мы расскажем, как сделать из этого мероприятия полезный тренинг и зарядить коллектив энергией.

Форсайт-сессия

«Форсайт» переводится с английского как «предвидение» или «взгляд в будущее». На таких сессиях группа людей прогнозирует свое будущее и определяет сценарий развития событий. Основные принципы форсайта — это:

В московской школе № 1368 провели педсовет в форсайт-формате. Учителя разделились на группы, каждая из которых ставила цели на текущий год и показывала пути их достижения. Весь процесс участники изображали на плакатах, а потом защищали свои тезисы. Например, одна из групп определила цель школы — принять участие в WorldSkills. Они показали, что на текущий момент в учебном заведении есть дефицит кандидатов, и расписали стратегию усиленной подготовки к чемпионату.

В итоге все участники педсовета не только смогли сформулировать общие задачи школы, но и составили свой личную дорожную карту на учебный год.

«Колесо баланса»

Этот коучинговый метод анализа придумал американский бизнесмен и мотивационный коуч Пол Майер, а директор «Школы будущего» в Калининградской области Алексей Голубицкий трансформировал его в инструмент для педсовета.

Каждой школьной лаборатории, то есть профессиональному объединению учителей (математика, русский язык, иностранные языки, естественные науки) раздают ватманы с нарисованным кругом, который разделен на сектора. В первоначальном варианте Майера их было восемь, но количество можно изменять — администрация школы сама решает, сколько будет секторов и как их обозначить. Это могут быть олимпиады, ЕГЭ, развитие кабинета, проектная работа, исследования. Каждая лаборатория отмечает уровень их текущей работы в секторе на шкале от одного до десяти — ноль располагается ближе к центру, а «десятка» — дальше всего от центра. Потом эти отметки соединяют одной ломаной линией, чтобы получился многоугольник. Его углы и показывают, какая сфера лидирует, а какая — «проседает».

Одно из «Колес баланса» в «Школе будущего»

На следующем этапе учителя отмечают на графике желаемые результаты в каждом секторе и прописывают способы, которые помогут этих результатов достичь. После представляют свое «колесо» коллегам, рассказывают о планах и отвечают на вопросы. Алексей Голубицкий говорит, что такие графики стимулируют учителей подтянуть «хвосты», а обсуждение инструментов с коллегами помогает «словить» больше инсайтов:

«Если учитель не оценивает свою деятельность, не проектирует пути решения, не подходит к своей работе рефлексивно, то как он может научить этому детей? Это плаврук, который не умеет плавать».

Такой инструмент помогает учителям наглядно увидеть результаты своей работы, отметить слабые стороны и найти способы превратить их в сильные.

Метод Киплинга

В его основе лежит стихотворение английского писателя Редьярда Киплинга:

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, озорных.
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как? и Почему?
Кто? Что? Когда? и Где?
Я по горам и по лесам
Гоняю верных слуг.
Потом работаю я сам,
А им даю досуг.

Это стихотворение посвящено шести вопросам, которые помогут проанализировать проблемы и сгенерировать новые идеи.

Представим, что для школы закуплен принтер, который рисует на стенах, и его нужно использовать. Администрация никогда раньше не сталкивалась с такой чудо-машинкой и не знает, с чего начать. На помощь придет метод Киплинга. На педсовете руководитель ставит проблемную задачу и по очереди задает все шесть вопросов. Каждый участник отвечает вслух, а ответы и идеи записываются. Например:

Что будет нарисовано на стенах? Что даст эта информация? Что еще мы можем сделать?

Где будут расположены рисунки? Где брать идеи? Где закупать краски?

Почему?

Почему это важно школьникам? Почему именно такой рисунок?

Кто ответственный за проект? Кто создаст макет? Кто найдет референсы?

Когда?

Когда начнем? Когда закончим? Когда будет закончен каждый этап подготовки?

Как эффективно донести информацию? Как понять, что правильно выбрали рисунок? Какие темы нужны?

Это только малая часть вопросов. Такой метод позволяет довести до ума любой проект и учесть все его недостатки.

Лаборатория инноваций

Московская школа № 2065 уже давно отказалась от традиционных педсоветов. Для коллектива лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать, поэтому последний педагогический форум они провели в необычном формате. Первая часть — теоретическая, на которой обсудили текущие задачи и цели. А вот вторая часть — практическая: несколько групп учителей, организовали мастер-классы для своих коллег, на которых показывали, как использовать 3D-ручки на уроках, как на занятиях могут пригодится 3D-очки, а еще осваивали новые программы для планшетов. Благодаря обмену опытом, другие педагоги смогут разнообразить свои уроки и повысить интерес детей к учебе.

В рамках третьей части педсовета учителя побывали в мобильном планетарии и посмотрели модель одного из уроков. Техники, которые они увидели, позволят провести такое же занятие в планетарии для своего класса.

Мастер-класс по 3D моделированию в школе № 2065

Выборы

Кто-то предложит заменить булочки в столовой на правильное питание, у кого-то главной идеей станут активные перемены, а кто-то предложит сделать пятницу выходным днем. Среди нелепых предложений попадаются настоящие алмазы — то, что действительно улучшит работу школы. Шуточная, на первый взгляд, форма проведения позволяет взглянуть на школьную жизнь под другим углом и проанализировать слабые места в управлении.

Перевёртыш

Спорим, что этот формат педсовета станет любимым у всех педагогов? Ведь в этот раз всю подготовку возьмут на себя ученики: участники школьного правления или просто старшеклассники. Задача педагогов — помочь детям распределить роли — директора, завучей, учителей-предметников. И запастись ручками, чтобы фиксировать интересные моменты обсуждения.

Эта методика поможет посмотреть на процесс обучения глазами детей. Узнать, что их волнует, какие проблемы для них приоритетнее. Чтобы юные управленцы не устроили балаган, следует объяснить, что это не игра, а способ администрации школы правильно услышать и понять потребности детей. Потом учителям и администрации предстоит проанализировать выступление «коллег» и поработать над выводами.

Сразу и полностью отказываться от традиционного формата не стоит. Попробуйте понемногу внедрять инновационные инструменты и смотреть за реакцией учителей. Например, «Выборы» или «Перевертыш» станут хорошим зачином, чтобы «раскачать» коллектив. А вот метод Киплинга пригодится в конце мероприятия, когда идеи уже иссякли. Форсайт-сессия, «Колесо баланса» и «Лаборатория инноваций» требуют много времени — им потребуется посвятить целый педсовет или вводить постепенно, в качестве эксперимента.

Источник

Методическое руководство по методике проведения форсайт-сессии для школьных команд от желтых

Содержание

Определение

«Форсайт — это систематические попытки оценить долгосрочные перспективы науки, технологий, экономики и общества, чтобы определить стратегические направления исследований и новые технологии, способные принести наибольшие социально-экономические блага». Бен Мартин (SPRU, University of Sussex)

Форсайт – это технология, которая позволяет кругу лиц, которые участвуют в форсайте, договориться по поводу образа будущего, своих действий по поводу этого будущего, и своего желаемого будущего. Основа методики: совместная работа участников на карте времени; работа не с текстами, а с образами и схемами. В отличие от традиционного прогнозирования, технология форсайта является проактивной по отношению к будущим событиям. Это означает, что авторы и участники форсайта не просто оценивают вероятности и риски возникновения тех или иных условий, а проектируют свою текущую деятельность таким образом, чтобы усилить положительные тренды и увеличить вероятность желаемых событий и погасить отрицательные, нежелательные тренды. Сама структура форсайта включает в себя обозначение проектов и событий, приводящих к избранной цели. При этом, в отличие от традиционных методов прогнозирования и планирования, результатом форсайт-сессии является карта будущего, т.е. визуально богатое пространство, позволяющее увидеть различные способы и пути достижения желаемого результата.

Базовые принципы форсайта:

Основой RF-метода является выделение следующих элементов карты будущего:

Тренды – существующие и зарождающиеся; Тренд = объективно наблюдаемый и измеряемый процесс, развивающийся в определенном направлении, Технологии – поддерживающие существующие тренды или запускающие новые; Форматы – технологии социального взаимодействия; Ключевые события, запускающие, переламывающие или изменяющие скорость роста тренда; Законопроекты и нормативные акты, легитимизирующие форматы; Угрозы, которые могут негативно повлиять на агентов (бизнес-организации, образовательные учреждения, рынки и тд).

Цели форсайт-сессии

Прогноз – получение достоверной «карты будущего», описывающей основные возможные события, которые будут влиять на отрасль / территорию / организацию в описываемом горизонте.

Коммуникация – фасилитировать общение ЛПР = Согласование основными заинтересованными сторонами / экспертами своих позиций относительно существенных факторов, влияющих на развитие отрасли / территории / организации, и формирование «дорожных карт» основных проектов развития.

Образование – формирование единого «поля представлений » участников форсайтов о существенных трендах и событиях (обучение со стороны экспертов и ведущих форсайта в совместной деятельности).

Диагностика – определение качества представлений участников о будущем их предметной области, способности системно смотреть на варианты развития области и определять ответы на возможные вызовы.

Правила построения форсайта

Объекты, не связанные ни с одним трендом, на карте появляться не должны. Таким образом, либо на карту довносятся значимые тренды, которые ведут к возникновению объекта, либо сущность не появляется на карте. Появление, изменение или прекращение трендов должно быть обосновано – воздействием других трендов и/или действием продуктов / технологий / событий / законов.

Прогностическая форсайт-сессия длится три дня. В первый день участники-эксперты в группах определяют, оценивают и размещают на карте тренды, технологии, события и форматы. Участники каждой группы работают на своей карте времени, а в конце дня презентуют свои результаты. Во второй день группы работают с ключевыми рынками (заказчиками), и составляют таблицу их существующих и будущих потребностей, происходит генерация проектов. В конце второго дня проводится «круговой линч» проектов с помощью методов геймсторминга (короткие игровые форматы + «мозговой штурм»), так полученные модели развития проектов тестируются на достоверность. В третий день участники работают с нормативными актами и ожидаемыми законодательными изменениями, производится сведение групповых карт в общую карту времени и финальная презентация.

Участники форсайта получают «дорожную карту» – визуальный образ совместного будущего, включающий ключевые тренды, события, технологии, стратегические развилки и точки принятия решений, план законодательных и лоббистских мер и прогноз развития технологий.

На сессии задействованы следующие основные роли в организационной команде форсайт-проекта:

Ведущий и модераторы проектируют форсайт-сессию, адаптируя ее под конкретную цель, время, тематику, экспертов- участников и текущие задачи.

Ведущий сессии имеет решающее слово при спорных моментах в подготовке проекта сессии.

Модераторы освежают свое знание предметной области и знакомятся с последними тенденциями тематической отрасли.

Администратор следит за сроками подготовки, координирует коммуникацию с экспертами, представителями СМИ и другими участниками сессии, обеспечивает своевременное получение необходимых для сессии артефактов.

Инструкции

Все поля обязательны к заполнению. Карточки Трендов дополнительно содержат поля:

На карточках одномоментных явлений (Событие, Угроза, Нормативный акт) указывается год возникновения (вступления в силу).

За первый такт работы на карту прикрепляются карточки трендов, они располагаются в левом поле. На карте тип тренда обозначается линиями:

Со временем тренды могут менять свой характер, что обозначается изменением типа линии. На втором такте генерируются и прекрепляются на карту карточки технологий. Непризнанные маловероятные и в то же время интересные технологии отправляются в поле ‘’черные лебеди’’. Процедура отбора ‘’черных лебедей’’ повторяется для всех карточек.

Затем генерируются и прикрепляются на карту карточки форматов, событий, угроз и нормативных актов. На карту так же могут быть добавлены другие объекты, по усмотрению модератора. На третьем такте участники находят и обозначают связи между сущностями.

Следующий, четвертый такт, посвящен оценке, критике и дополнению карт. В случае, когда рабочих групп несколько, происходит ротация, и участники рассматривают карты других групп. На этом такте карта подвергается ‘’очистке’’, на ней остаются самые значимые сущности, остальные отправляют в “Черных лебедей”.

Инструкция по заполнению полей на карточках

В поле пишется краткое название тренда или явления, отражающее его суть. Название предназначено, в первую очередь, для обозначения объекта при обсуждении внутри группы участников форсайт-сессии. Хорошее название обладает свойствами мема. Пример тренда: “Деградация образовательной системы”. Пример технологий: “Передача мыслеобразов”, “Компактный атомный реактор”. Пример форматов: “Виртуальный ЗАГС”, “Летняя проектная школа”. Названия событий стилистически похожи на заголовок статьи: “Сотрудники Большого Адронного Коллайдера установили связь с параллельной Вселенной”. События всегда происходят с людьми. Пример нормативных актов: “Закон об электронной личности”, “Правила МОК по признанию спортсмена киборгом”. Пример угрозы: “Исчерпание залежей углеводородов”, “Потеря обороноспособности России”.

Поле содержит более подробную расшифровку сущности явления, разъяснение его принципов и механизмов. Для тренда в описании может быть приведен его измеряемый индикатор.

Каждый объект на карте времени имеет вероятностный характер. Вероятность в данном случае носит оценочный характер. Фактически рассматриваются три возможности: почти наверняка (>90%) скорее всего (50-90%) крайне маловероятно ( Поиск

Источник

Форсайт сессия. Что это такое простыми словами

Команда журнала 1timer.ru “вместе” c Гуглом и Яндексом рассказывает что такое Форсайт простыми словами, но в деталях!

Что такое Форсайт сессия?

День сегодня хороший, поэтому будет два определения термина “Форсайт сессия”. Понравился вариант с сайта wikiznanie.ru + есть собственные соображения на формулировку.

Форсайт (англ. foresight — видение будущего) — процесс систематических попыток заглянуть в отдаленное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью определения областей стратегических исследований и технологий, которые вероятно смогут принести наибольшие экономические и социальные выгоды; комплексный механизм, достигающий результатов за счет сочетания системы методов; чаще всего используются метод Дельфи, SWOT анализ и/или анализ информационных потоков, методика фокус-групп или панелей экспертов и сценарное планирование; фундамент форсайта — масштабный опрос экспертов: японский национальный форсайт вовлекает в себя тысячи квалифицированных экспертов, в европейских странах нижней границей считается сотня участников, в Китае — несколько тысяч.

Форсайт – это системные прогнозы, в которых оцениваются тренды развития технологий и науки, что предоставляет возможность сконцентрироваться на определённых направлениях, вкладывая в них ресурсы.

Форсайт позволяет довольно точно определить “вилку” вариантов развития будущего, понять, что необходимо изменить в себе или компании чтобы успешно адаптироваться под новые условия.

От стандартного прогнозирования Форсайт отличается тем, что является активной категорией по отношению к событиям, которые должны произойти. Участники тем самым могут оценить вероятные риски:

Сама суть Форсайта подразумевает наличие продуманного алгоритма, по которому совершается движения к намеченной цели. Результат сессии – это составление общего коллективного мнения, который показывает: как достичь цели с точностью как в аптеке.

У нас статья = полу-баловство, всё простым языком, если хотите четко и сухо-структурированную методичку по проведению Форсайт сессии – изучите этот материал.

Где спрятался ёж, как развиваются процессы и что нельзя спрогнозировать через форсайт

Надо четко осознавать: шапочку Ванги и Настрадамуса здесь не продают. Любое будущее нельзя спрогнозировать с вероятностью 100%. “Божественный” порядок можно обнаружить только в абсолютном присутствие хаоса и случайных событий (черных лебедей по Талебу).

Будущее предпринимателя или простого человека связано с волевыми усилиями, которые необходимы, чтобы его воплотить в жизнь. Но можно в целом прикинуть пути эволюции общей ситуации, экосистемы, которая приведет к нужному конструктивному управленческому решению.

Для форсайт прогноза не нужно раздутых бюджетов. Если нужно применить быстро, есть легкая форма – Rapid Foresight (“Скоростной Форсайт”).

Результат можно получить в течение нескольких дней (иногда даже часов). Технологию можно масштабировать до размеров государств, также подобные наработки можно использовать в личных проектах, малом бизнесе.

Максимально простой пример сути Форсайт-сессии

Простой пример из жизни, представьте: вы работаете SMM менеджером в одно компании Санкт-Петербурга, холодный вечер пятницы Января, вы завершили рабочий день, закрыли крышку ноутбука и отправились на давно запланированное мероприятие для криптоэнтузиастов. Пришли, выслушали 5 интересных докладов, у коллектива докладчиков уже сформировалось впечатление о среднем слушателе исходя из вопросов выступающих. В целом, люди “среднячки” в крипте.

Главный по мероприятию ставит на повестку вопрос: “Сколько будет стоить биткоин в 2021 году?” и просит чтобы каждый участник молча подошел к сцене и написал свое предполагаемое число на листе бумаги. В конце вы подсчитываете результаты, и находите интересную закономерность – некоторые результаты статистически чаще встречаются в наборе данных. Берем самое маленькое число фаворит и самое большое – это и есть результаты прогноза. А сам опрос можно смело назвать частным случаем форсайт сессии.

В этом примере частично нарушена методология проведения форсайт-сессий, если хотите всё “как по учебнику” – прочитайте готовый труд “Будущее занятости: оценка эффектов Форсайта в сфере науки, технологий и инноваций” от в Журнале Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Цели Форсайт-сессии

Цель проведения Форсайт-сессии: определить схематично границы, как может измениться мир и какой стратегии придерживаться в каждом из вариантов (Попытка стать антихрупким по Талебу). Стратегия продвижения проекта – это плод подобных семинаров.

Формирование тренда – это основная суть любого Форсайта. Базовые тенденции создают алгоритм развития во временной перспективе (временной «сетки»).

Платиновые правила проведения Форсайт сессии

После старта процесса, объекты (вопросы) наносятся на карту как логическое развитие проекта или как ответы на возникающие проблемы, появляющиеся в процессе движения по намеченной «траектории».

Карта должна быть свободна от всего лишнего, объектов, не имеющих отношения к теме. Присутствуют только тенденции, которые непосредственно взаимодействуют с развивающимся процессом.

Появление или трансформация трендов (также их окончание) должно быть логически взаимосвязано и мотивировано влиянием других тенденций, с учетом воздействия объективных мотиваций.

В классическом понимании, результат Rapid форсайт-сессии можно получить за 3 дня:

День первый. Участники проекта проговаривают и оценивают его, намечают на карте: тренды; технологии развития; форматы и будущие возможные события.

Каждый из участников составляет и анализирует свое направление, затем представляет результаты на обсуждение. Обычно это случается в конце рабочего дня.

День второй. Участники проекта, разбившись по группам, анализируют ключевые рынки. Составляют таблицу насущных потребностей, таким образом, реализуется генерация проектов.

В конце дня с использование технологии гейм-шторминга (бриф игровые форматы и мозговой штурм) делается общий линч.

День третий. Начинается работа с документами, законодательной базой, сводятся все наработки в единое целое.

В конце дня делается общая презентация достижений.

Типы Форсайтов, условная классификация

Существуют 4 ключевых видов Форсайтов, каждый из которых органично дополняет друг друга. Исходите из своей задачи, выбирая методологию проведения.

Образовательный Форсайт

Образование – это генерирование общего информационного поля понимания задач и вопросов развития, создание необходимых трендов для всех участников проекта. Подобный тип реализуется лучше всего в командном тренинге.

Коммуникационный Форсайт

Коммуникация – обсуждение заинтересованными сторонами всех факторов, оказывающих базовое влияние на формирование задачи, составление «дорожных карт», создание способов для того, чтобы добиться поставленных целей

Прогностический Форсайт

Прогноз – это получение достоверной проектной картины (карты будущего); Они будут оказывать развитие на территорию, коммерческую структуру в отдаленной перспективе. Это единственный путь, чтобы не накосячить и решить задачи правильно.

Диагностический Форсайт

Диагностика – описание качества понимания и представления о будущем развитии предметной способности. Возможность системно анализировать разнообразные области, составлять ответы на основополагающие вопросы.

Виды реализации Форсайтов

Метароли на Форсайте

Чтобы избежать пустого Хаоса, предварительно определяются роли участников форсайт-сессии. Основной движущей силой является Ведущий, модераторы и команда поддержки могут отсутствовать в принципе.

Программа минимум: Ведущий + Участники;

💎 Программа максимум: Ведущий, Модератор, Администратор форсайт-проекта, Дизайнер, Визуализатор, Координатор, Летописец.

Какие явления рассматриваются на Форсайте

Исследование «ФОРСАЙТ-СЕССИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ИНСТРУМЕНТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ И РАБОТЫ ПРОЕКТНЫХ КОМАНД»

Исследовательская работа о Форсайт-сессии – это документ, который вобрал в себя самые передовые модели, которые были разработаны в последние годы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *