Форт красная горка что посмотреть
Непобедимый форт «Красная Горка»
На побережье Финского залива сохранились береговые укрепления. Необходимость их строительства была вызвана перевооружением флотов в начале XX века 12-дюймовыми орудиями с дальностью стрельбы более 20 км. В этой ситуации старые кронштадтские форты уже не могли надежно защитить Кронштадт и Санкт-Петербург.
На дальних подступах к Кронштадту на противоположных берегах Финского залива почти напротив друг друга были выстроены два схожих форта: «Красная Горка» (первоначально назывался «Алексеевским», в 1919 году переименован в «Краснофлотский») на южном побережье и «Ино» («Николаевский») на северном. Расстояние между ними всего 21 километр, что позволяло полностью перекрыть залив артиллерийским огнем батарей даже одного из фортов.
Панорама Финского залива с обрыва близ форта «Красная Горка». Почти напротив, на противоположном берегу около поселка Песочное расположен форт «Ино»
Форт «Красная Горка» ждала героическая судьба. В наши дни в нем размещается народный музей с постоянно пополняющейся экспозицией, территория форта расчищается и поддерживается силами энтузиастов.
Памятная стела, посвященная участию форта «Красная Горка» в обороне Ленинграда 1941-1944 годов
Строительство фортов «Красная Горка» и «Ино» под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина началось в 1909 году и было закончено в 1915 году. Но уже к началу 1914 года форт «Красная Горка» был введен в действие.
«Красная Горка» построена на основе проекта «русского форта» К.И.Величко. Подземные проходы-потерны соединяют орудийные позиции и другие подземные помещения. Своды оборудованы противооткольным покрытием из гофрированного железа и двутавровых балок и достигают в ширину 183 см. Подвоз боеприпасов осуществлялся по железной дороге. С тыла форт защищали мощный пояс полевых и долговременных укреплений, минное поле, проволочные заграждения и ров. Орудийные позиции в целях маскировки были прикрыты выкрашенными под цвет растительности поясом железных «кустов».
Схема форта «Красная Горка»
Вооружение форта включало:
Отдельно стоит отметить наиболее мощные 12-ти дюймовые орудия форта длиной ствола 52 калибра, принятые на вооружение в 1907 году. На тот момент это были наиболее мощные арт.системы такого калибра. Если же смотреть в целом, то наиболее мощной серийной установкой калибра 12 дюймов следует признать американские 12″/50 Mark 8 стоявшие на больших крейсерах типа «Аляска». Но они были приняты на вооружение на 37 лет позже, в 1944 году.
Форт «Красная Горка». 12-дюймовое орудие. Фото 1914 года
На болотистом мысу в 8 км к западу от «Красной Горки» был построен малый форт, впоследствии получивший название «Серая Лошадь». «Серая Лошадь» состояла из двух противодесантных батарей, предназначавшихся для открытия огня при появлении флота противника, чтобы дать время подготовить к бою 12-дюймовые батареи «Красной Горки», а также для уничтожения возможных десантов на побережье.
В годы Первой Мировой войны на форту несли службу 2000 артиллеристов, 2000 пехотинцев и более 500 военнослужащих других родов войск, однако непосредственного участия в боевых действиях форт не принимал. Он превратился в почетное место службы офицеров, переведенных с островных фортов.
Форт «Красная Горка». Батарея 11-дюймовых пушек. 1914 год
Правильность расчетов русских инженеров и непобедимость «Красной Горки» подтвердил 1919 год, когда в течение одной навигации форт подвергся обстрелу артиллерии крупных кораблей — своих и вражеских, не получив при этом значимых повреждений.
Первый эпизод произошел 13 июня 1919 года, когда на «Красной Горке» было поднято антибольшевистское восстание, к которому присоединились «Серая лошадь» и «Обручев». По одной из версий, сигналом к восстанию была серия взрывов на форте «Император Павел I». По мятежному форту ударили главные калибры линкоров «Андрей Первозванный» и «Петропавловск», а также крейсер «Олег» и эскадренные миноносцы «Гавриил», «Свобода» и «Гайдамак». В обстреле форта участвовала также батарея 10-дюймовых орудий форта «Риф».
30 октября 1919 года форт вступил в артиллерийскую дуэль с английским монитором «Erebus», вооруженным двумя 15-дюймовыми орудиями (381 мм). Когда снаряды форта стали ложиться слишком близко от бортов монитора, тот вынужден был отступить.
В 1921 году форт «Красная Горка» участвовал в подавлении антибольшевистского восстания в Кронштадте.
Карта Второго фронта Ораниенбаумского плацдарма в 1942 году
В январе 1944 года орудия «Красной Горки» вели огонь по узлам сопротивления немецко-фашистских войск, способствуя снятию блокады. К сожалению, башенная батарея форта, спасшая Ленинград в блокаду, была демонтирована в 1960-х годах.
Офицеры форта «Красная Горка» в годы Великой Отечественной войны
В наши дни на территории форта открыт музей. Часть экспозиции расположена в помещениях бывшего убежища для пехоты №6 сухопутной обороны форта «Красная Горка».
Бывшее убежище для пехоты №6 сухопутной обороны форта «Красная Горка», ныне музей
Вход в музей
Икона святого праведного воина Федора Ушакова, покровителя российского военно-морского флота и стратегических военно-воздушных сил
Общий вид убежища для пехоты №6 сухопутной обороны Форта «Красная Горка», ныне музей
Коллекция разнообразной радио-телефонной аппаратуры
Стенд, посвященный водолазному делу
Макет
Макет
Кирпичи кронштадтской крепости
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Экспозиция музея
Стрелковое вооружение, на переднем плане пулемет «Максим»
Медицинское оборудование
Якоря
Противолодочная мина
Вторая часть экспозиции расположена чуть дальше, на открытой площадке.
Остатки шпал на территории форта
Артиллерийский транспортёр ТМ-III-12 и артиллерийский транспортёр ТМ-I-180 за ним
Временное основание морского орудия Б-13 в Великую Отечественную войну, реконструкция
Бронебетонный каземат и 130-мм/50 корабельная палубная артиллерийская установка обр. 1935 г. (Б-13)
130-мм/50 корабельная палубная артиллерийская установка образца 1935 года (Б-13) в орудийном дворике
В годы Великой Отечественной войны батарея из восьми 10-дюймовых орудий Бринка в боях не участвовала: после революции она была заминирована и взорвана. В наши дни расчищена силами энтузиастов. Западнее неё находится батарея 6-дюймовых орудий, «первая очередь» форта. Была вооружена тремя 152-мм пушками Канэ, которые обороняли Ораниенбаумский плацдарм.
Вход в потерну из орудийных двориков
Внутри темно и холодно. Чтобы сделать эти фотографии, мы использовали мощный фонарик и вспышку на фотоаппарате.
Заваленная потерна
На стенах сохранилась старая краска, металлические детали проржавели.
Расчищенная потерна
Системы жизнеобеспечения
Потерна
Старинная дверь
Металлические детали системы вентиляции
Лестница
Помещение
Орудийный дворик и выходы из потерны
На батарее
Орудийный дворик
Артиллерийский транспортёр ТМ-III-12
Орудийный дворик
Орудийный дворик
Железобетонная конструкция наблюдательного пункта
Артиллерийский транспортёр ТМ-I-180 и артиллерийский транспортёр ТМ-III-12
Форт «Красная Горка» — то место, где обязательно нужно побывать.
Форт «Красная Горка»: секреты оборонительного рубежа
Где находится форт «Красная Горка» и как до него добраться?
Форт «Красная Горка» расположен на берегу Финского залива в 70 км от центра Санкт-Петербурга. Лучше всего добраться до форта на машине, дорога займет около 1 часа 30 минут. Если навигатор не сможет определить местоположение форта по названию «Красная Горка», то назовите населенный пункт, находящийся недалеко от форта – «Лебяжье».
Если у вас нет свой машины, то можно воспользоваться:
Территория форта «Красная Горка» более 20 га, магазинов и кафе поблизости нет, поэтому в путешествие обязательно нужно взять еду, питье и фонарик. Фонарик вам потребуется для того, чтобы забираться в подземные бункеры.
Если вам необходимо экскурсионное сопровождение, то его необходимо заказывать заранее. Не думайте, что вы приедете и сможете заказать экскурсию на месте. Форт «Красная Горка» хоть и является памятником регионального значения и включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, находится в крайне плачевном состоянии. Как сказал один из историков: «Военные снаряды врагов нанесли форту «Красная Горка» меньше вреда, чем действия современных чиновников». А ведь форту более 100 лет, и он пережил много военных событий на своем веку.
История форта «Красная Горка»
В 1919 году в форте «Красная Горка» вспыхнуло антибольшевистское восстание. Но так как Белая армия не смогла поддержать восставших, а большевики действовали решительно, выпустив по форту более 2000 снарядов, восстание было быстро ликвидировано. Восставшие военные перешли на сторону Белой армии и оставили форт.
В 1921 году большевики с форта «Красная Горка» бомбили мятежный остров Кронштадт, на котором вспыхнуло восстание.
В 1939 году форт открыл огонь уже вместе с Кронштадтом по территории Финляндии.
Во время Второй мировой войны форт «Красная Горка» стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Орудия форта «Красная Горка» помогли сохранить от немецкого захвата территорию от Петергофа до реки Воронки. Красногорские артиллеристы отражали атаки врага как на сухопутном фронте, так и обеспечивали некоторую свободу маневров Балтийскому флоту. В 1944 году форт поддержал огнем начавшееся наступление для полного снятия блокады Ленинграда.
Форт просуществовал до середины 50 годов XX века, потом его превратили в военные склады. Последние военнослужащие ушли с форта в 90-е годы XX века, и сразу после этого форт подвергся атакам собирателей металлолома. Так произошло массовое разграбление культурно-исторических ценностей некогда великого форта.
Если бы ни группа единомышленников, то от форта «Красного Горка» ничего бы не осталось. Добровольцы занимаются восстановлением форта и борются за его существование, в том числе они создали музей форта.
Музей форта «Красная Горка»
Музей форта «Красная Горка» создан не государством, а добровольцами. В музее представлены уникальные экспонаты, найденные на территории форта. Фиксированной цены на вход в музей нет: можно зайти бесплатно, но лучше оставить денег столько, сколько не жалко. Например, на деньги, пожертвованные одним петербургским предпринимателем, добровольцы смогли отремонтировать крышу музея.
Внутри музея очень интересно, пахнет историей и войной.
Форт «Красная Горка» (фотографии)
Форт «Красная Горка» интересен тем, что там можно везде ползать, лазать, забираться и ко всему есть свободный доступ. Для любителей истории, это настоящее сокровище. Ощущения непередаваемые. Хоть все и заросло мхом и лишайником, все равно кажется, что сейчас раздадутся выстрелы и враг где-то рядом.
Самое захватывающее – это казематы (каменные помещения под землей, защищающие от выстрелов и бомбардировок). Внутри казематов очень темно, поэтому здесь вам пригодиться фонарик. Подземные сооружения очень большие и потеряться там легко, комнаты за комнатами и бесконечные лабиринты. Ближе к зиме сюда прилетают летучие мыши, поэтому будьте внимательны и не пугайтесь сразу.
Вдоль сооружений протянуты металлические трубы, по которым военные общались друг с другом. Также здесь видны электрические кабели и следы труб, входивших в систему отопления и вентиляции. В части дальних комнат сохранились надписи и рисунки того времени.
В заключение хочется написать следующее: мы за 4 часа обошли только малую часть некогда великого форта. Я до сих пор не понимаю, почему это место не охраняется государством, почему его не воссоздают как историческую ценность или даже как военный форпост. Все сооружения здесь построены настолько качественно, что могут еще служить на благо нашей Родины. Конечно, сейчас интересно приехать дикарями-путешественниками и самостоятельно здесь все осмотреть, но понимаешь, что в любой другой стране – это место бы ценили и не давали бы ему разрушаться. Здесь можно было бы воссоздать форт во всей его красе, и поток туристов был бы неиссякаем. А в России земли форта распродаются в частные руки, все разворовывается и приходит в упадок.
Грустно… Поклон, великим людям-единомышленникам, которые на добровольных началах пытаются сохранить для нас крупицу истории. Будем верить, что форт «Красная Горка» не канет в прошлое, ибо это то место, в которое хочется вернуться.
Форт Красная Горка
Форт Красная горка – это особенное, уникальное место. Но чтобы это понять, надо обязательно побывать здесь. У нас всё началось с любопытства – на глаза попались фотографии гигантских железнодорожных орудий, по которым ещё и полазить можно. Этого оказалось достаточно, чтобы устроить очередную экспедицию выходного дня.
Как добраться до форта Красная Горка
Форт Красная горка находится на южном побережье Финского залива. Недалеко от посёлка Лебяжье. Совсем недавно эта территория являлась приграничной, и попасть сюда без соответствующего пропуска было невозможно. Сейчас форт открыт для всех желающих! Если добираться на автомобиле, то дорога от Санкт-Петербурга займёт не больше часа.
Рекомендуем сделать небольшой крюк и поехать к форту со стороны заброшенной станции Краснофлотск, по старинной вымощенной булыжником дороге.
Поворот на форт Красная горка пропустить невозможно. Огромный указатель не даёт даже шанса. Асфальт резко обрывается. Вымощенная булыжниками дорога позволяет никуда не торопиться и в полной мере насладиться окружающей природой.
Вскоре дорога вывела нас к заброшенной железнодорожной станции «Краснофлотск». Как только форт был построен, к нему протянули ветку, по которой в Красную Горку доставляли боеприпасы и снабжение. Ещё совсем недавно сюда ходили электрички, прибывали на службу молодые солдатики… А теперь – пустота и забвение.
Молодые ёлочки уверенно захватывают железнодорожные пути.
Раритетная табличка на стене вокзала напоминает нам, что несколько лет назад здесь была пограничная зона с суровым пропускным режимом.
Пару минут спустя, обнаруживаем на дереве такую же табличку, а чуть ниже расстрелянный знак «Движение запрещено».
Интересный артефакт простого солдатского досуга – щит для игры в баскетбол. На сосне.
Схема форта Красная Горка
Впереди показались постройки форта. В такой момент, из рюкзака должна извлекатся карта / схема / план с достопримечательностями и разными интересностями. У нас такой схемы не оказалось. Перед поездкой мы смотрели выложенные на просторах интернета карты и схемы форта Красная горка. Разобраться в них без рюмки чая было невозможно. Исправляем это недоразумение. Надеемся, что наша схема форта Красная Горка поможет не только ориентироваться в этом фотоблоге, но и не даст заблудиться на форте.
Вскоре дорога нас вывела к железнодорожному пандусу, с которого разгружали провиант и снабжение для форта. Не сложно догадаться, что вместо дороги раньше здесь пролегала железнодорожная ветка. От пандуса ветка вела прямо к боевым позициям форта. Последний участок ветки сохранился. Там нашли своё пристанище знаменитые артиллерийские поезда – транспортёры.
Исторические столбы въездных ворот форта Алексеевский. Да, изначально, Форт получил название – Алексеевский. В честь цесаревича Алексея – единственного сына императора Николая II.
Красочно оформленные стенды в резных окладах рассказывают о героической истории форта Красная горка.
За стендами, в жёлтого цвета постройке, располагается гордость форта Красная горка – народный музей.
Музей форта Красная Горка
Музей в Красной Горке появился исключительно благодаря усилиям группы энтузиастов, которые по крохам собирают военные раритеты и активно участвуют в восстановлении форта.
Вокруг музея расставлены интересные военные экспонаты. Например – морская мина с шипами.
Юный исследователь с нетерпением ждёт открытия музея.
Вскоре затарахтел генератор, и в помещении музея появился свет. Неожиданно, в метре от себя, мы увидели боеприпасы исполинских размеров. Интересное начало экспозиции. Кстати, металлическая кровать, на которой спал музейный энтузиаст, куда-то потом испарилась. На фото ниже её уже нет.
С первых минут, музей приводит в восторг не только Юного Исследователя, но и всех нас. Скажите, в каком ещё музее можно стать настоящим пулемётчиком?
…или подержать в руках боевую мину?
От тайги до Британских морей Красная армия всех сильней!
Когда восторги немного поутихли, мы перешли к изучению музейной коллекции. Как и подобает военному музею, здесь собрана впечатляющая коллекция боеприпасов. От полутораметровых снарядов…
Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет, сказал когда-то князь Александр Невский. Ржавые немецкие каски с характерными отверстиями, как нельзя лучше подтверждают эти слова.
Военная телефония и коммутаторы связи. Для молодого поколения, которое выросло на мобильных телефонах, проводные аппараты – большая диковинка.
Снаряжение для водолазов.
Предметы быта красноармейцев.
Коллекция исторических кирпичей.
Золотые слова. Добавить просто нечего.
Этот плакат мы увидели, когда уже вышли из музея. Абсолютно согласны, что детей в этом музее обязательно надо держать под присмотром.
Прощаясь с музеем, мы от души поблагодарили музейного хранителя и оставили небольшое пожертвование. Делать это надо обязательно! К великому сожалению, никакой поддержки от государства этот уголок истории не получает. Всё держится исключительно на энтузиазме молодых людей. Спасибо вам, ребята!
История форта Красная Горка
После посещения музея, самое время совершить небольшой исторический экскурс. Форт Красная горка создавался для защиты Санкт-Петербурга от нападения с моря. На южном берегу самого узкого участка Финского залива был построен Алексеевский форт (форт Красная горка), а на противоположном – северном берегу построили Николаевский форт (форт Ино). Оба форта надёжно перекрывали огнём артиллерии «горлышко» Финского залива, шириной всего 21 км. Но самое главное – форт Красная горка, в отличие от всех остальных своих собратьев-фортов, принимал активнейшее участие в боевых сражениях.
Артиллерийские транспортёры – «бронепоезда» форта Красная Горка
Конечно же, главная изюминка форта – это два огромных железнодорожных транспортёра. Но их, как правило, называют проще – бронепоезда. Именно они являются неофициальным символом форта. Увидев транспортёры первый раз, мы несколько минут их просто заворожённо разглядывали – настолько сильное они производят впечатление. Пока Юный исследователь безуспешно пытался залезть на «бронепоезд», на информационном стенде мы посмотрели характеристики самого большого из них. Итак, артиллерийский транспортер ТМ-3-12.
Да, этот «бронепоезд» имел колоссальную огневую мощь!
От теории переходим к практическому изучению «бронепоезда». К великой радости Юного исследователя мы залазим на транспортёр. Размеры этой махины впечатляют!
Транспортёр ТМ-3-12 был изготовлен на заводе в г. Николаев, а орудие для него было взято с линкора «Император Александр III». Только посмотрите на эту гигантскую пушку!
Тут даже боеприпасы есть в наличии.
Рабочее место артиллериста-наводчика. Как же всё-таки интересно побыть на его месте!
Нарушитель границы на красном автомобиле далеко не уйдёт!
Механизм подачи снарядов.
По соседству стоит «младший брат» – транспортёр ТМ-1-180. Он чуть поменьше, но его характеристики не менее впечатляющие.
Транспортёр был изготовлен в Ленинграде, в 1935 г.
Предметное изучение железнодорожной военной техники.
Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути…
Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка» на фоне фортификационных сооружений и потрясающих пейзажей Красной горки.
Комплекс предназначался для запуска первой крылатой ракеты КС-1 «Комета». Раньше здесь и ракета была, но 2000-е годы она пережить не смогла. Алюминиевая ракета, стала лакомой добычей охотников за металлом.
Историческое фото крылатой ракеты КС-1 «Комета». Очень жаль, что такой интереснейший экспонат ушёл по цене металлолома.
Ребятня использует боевую технику в качестве детской горки. Одним словом – конверсия.
Члены экспедиции на краткосрочном привале.
Раньше здесь не было деревьев, судоходный фарватер был как на ладони и прекрасно простреливался.
Прямо из оружейного дворика можно спуститься в подземные казематы.
Ржавые остатки вентиляционной системы.
Система очистки воздуха.
Павильон дальномера
Слева – корявая надпись «охраняется государством». Сверху – памятные доски. Справа – фашистская свастика. Внутри – куча мусора. Всё правильно. Именно так и должны охраняться исторические объекты… Очень грустно это видеть.
Самое неприятное, что эта свастика была нами обнаружена и на фотографиях этого сооружения от 2012 года. Т.е., как минимум 6 лет украшает она павильон дальномера. Представители каких-то непонятных клубов налепили здесь однотипных «памятных досок» с QR-кодами и адресами своих сайтов. Лучше бы свастику затёрли!
Обрыв у форта Красная горка
От дальномерного павильона, мы направляемся к природной достопримечательности форта. Выходим к берегу Финского залива. Вообще-то, это не берег, а крутой 20-метровый обрыв! В очередной раз удивляемся неприступности форта. Взять штурмом такую преграду практически невозможно. А какая красота открывается вокруг.
На краю высокого обрыва вдруг вспомнилось, почему форт стали называть Красной горкой. Горка – это и есть обрыв. Красная – потому, что песок имеет красноватый оттенок.
Такими видами можно долго любоваться.
Набравшись смелости спускаемся с крутого обрыва вниз. Пройдя чуть дальше по береговой линии, мы увидели множество туристических палаток. Красота этих мест привлекает сюда немало любителей дикого отдыха.
Самая живописная остановка, из всех которые мы видили, попалась нам на выезде с форта.