Фотоаппарат с чего начать
Как научиться фотографировать. Часть I: основы цифровой фотографии
Красивая и мощная машина не сделает вас хорошим водителем. Дорогая посуда не сделает умелым поваром. А навороченная камера – это далеко не все, что нужно, чтобы стать хорошим фотографом. В интернете полно поразительно красивых кадров, сделанных мобильными телефонами. Поэтому техника – это все же не главное. Человек, который понимает принципы фотографии и видит сюжет, сможет сфотографировать его чем угодно.
Эволюция фотографа от новичка до профессионала
Умение видеть приходит с опытом, этому сложно научить, а в итоге все люди видят один и тот же кадр по-разному. А вот законы физики и базовые принципы фотографии для всех одинаковы, так что творческий путь стоит начать с них изучения.
Nikon D810 как пример отличной зеркальной камеры
Будем думать, что камера у вас уже есть, иначе вам полезно будет почитать материал «Антимаркетинг. Выбираем хороший, но формально устаревший фотоаппарат» – там вы узнаете о том, как купить хорошую камеру и не переплатить. А здесь я расскажу о том, что такое выдержка, диафрагма, ISO и чем отличаются разные режимы съемки.
1. Что такое экспозиция?
Грубо говоря, экспозиция – это количество света, которое получает матрица фотоаппарата. Или пленка, которой вы вряд ли вообще будете пользоваться. А экспонирование – это сам процесс экспозиции. А количество света зависит от времени экспонирования и уровня освещенности, который регулируется выдержкой, диафрагмой и чувствительностью матрицы. Для того, чтобы вам проще было понимать разницу в экспозиции – запомните понятие «ступень».
2. Что такое выдержка?
Выдержка в фотографии не имеет ничего общего со спокойствием и терпимостью. Это отрезок времени, в течение которого затвор открыт и свет попадает на матрицу. В большинстве случаев выдержка очень короткая и измеряется в секундах и долях секунды. На экране фотоаппарата значение 60 соответствует 1/60 доли секунды. А вообще существует стандартный ряд выдержек с шагом в одну ступень: 1, 1/2, 1/4, 1/8, 1/15, 1/30, 1/60, 1/125, 1/250, 1/500, 1/1000, 1/2000, 1/4000 с. Каждая следующая ступень уменьшает количество света, попадающего на матрицу в два раза. В четыре раза – это две ступени. В восемь раз – три ступени, и так далее.
Съемка с короткой, средней и длинной выдержкой
Каждая камера характеризуется диапазоном выдержек. В общем случае самая короткая выдержка составляет 1/4000 секунды, а самая длинная – 30 секунд. Снимать с рук можно на достаточно коротких выдержках (порядка 1/100, 1/200 секунды и короче), а для выдержек, измеряемых секундами (или даже для 1/10 секунды) уже нужен штатив. Без штатива естественное дрожание рук, характерное для всех людей без исключений сделает кадр смазанным, нерезким. Однако не стоит думать, что короткая выдержка – это однозначно хорошо, а длинная – непременно плохо. Нет, разные значения выдержки нужны для разных целей. Все зависит от конкретных условий и жанра съемки.
3. Что такое диафрагма?
Диафрагма – это отверстие, диаметр которого можно регулировать и изменять тем самым количество света, попадающего на матрицу. Выдержка и диафрагма – основные параметры экспозиции. А вместе значения выдержки и диафрагмы вместе называют экспопарой. Для диафрагмы также существует стандартный ряд значений с шагом в одну ступень: 1.4, 2, 2.8, 4, 5,6, 8, 11, 16. Как и в случае с выдержкой, каждая ступень означает уменьшение количества света вдвое. Обозначается диафрагма дробью с маленькой f (f/2.8) или произведением с большой F (F2.8). Оба варианта правильны.
Как подготовиться к покупке своей первой зеркалкии
Содержание
Содержание
От съемок портретов, пейзажей и фоторепортажей до видеоблогов, клипов, концертов и даже фильмов — во всех этих сферах зеркальные камеры дадут фору большинству конкурирующих девайсов из той же ценовой категории. Поэтому интерес к зеркалкам возникает у многих начинающих фотографов и клипмейкеров, вот только нередко это путь по одному и тому же сценарию: купил, поснимал китовым объективом и забросил с разочарованием. Радость от покупки пропала, мотивация улетучилась.
Определяем направление
Главная причина такого развития событий в том, что одной лишь камеры недостаточно для получения крутых кадров. Работа фотографа состоит в постоянном поиске объектов для съемки. Поэтому очень важно подумать над тем, что интересно снимать, к чему лежит душа. Если совсем обобщить, есть три условных жанра фотографии:
Студийная съемка. Это портреты, натюрморты, предметная съемка. Например, товары для рекламы и всего, что можно затащить в студию. В случае с видео — запись видеоблогов, клипов, скетчей и т.п.
Пейзажи, виды и объекты на открытом воздухе. Например, виды города или природы, включая специфические эффекты — панорамы, таймлапсы, аэрофотосъемка, съемка космоса и т.п. Сюда же можно включить съемку различных объектов — поездов, самолетов, а также фотоохоту (съемку диких животных), макросъемку (цветов, насекомых) и т.д.
Репортажная съемка. События и городские праздники, митинги и встречи политиков, свадьбы и концерты, документальные фото, городская хроника и т.п.
Соответственно, подбирать камеру и комплектующие к ней нужно исходя из жанровых предпочтений и устанавливаемых ими требований.
Выбираем «тушку»
Если рассматривать выбор, как говорят фотолюбители, тушки аппарата (от английского body — тело, корпус без объектива) в этом контексте, то детальные разборы характеристик оказываются не нужны. Действительно важными в данном случае будет лишь небольшая группа критериев.
Система автофокуса. Автофокус не особенно нужен, если планируется только снимать пейзажи или заниматься макросъемкой. В большинстве остальных случаев фотографы полагаются на автофокус, и очень обидно, когда аппарат не успевает навести резкость, упуская хороший кадр.
Чем больше система предоставляет точек фокусировки — тем лучше. Тем проще будет снимать движущиеся объекты: спортсменов, автомобили, самолеты. Чем большую площадь покрывают точки автофокуса — тем стабильнее он работает, тем больше объектов будут резкими и тем проще будет фотографу делать свою работу. Большое количество точек полезно и при портретной съемке — это помогает выбрать в кадре ту точку, где находится глаз модели, ибо резкость портрета всегда должна быть на глазах.
Скорость съемки. На записях пресс-конференций при появлении важного лица всегда слышен шум фотоаппаратов — это репортеры снимают серии фотографий, чтобы затем выбрать наиболее эффектный кадр. Соответственно, чем больше аппарат сможет нащелкать этих кадров — тем выше шанс запечатлеть тот самый идеальный момент. Это необходимо, если планируете снимать репортажи, спорт, детей или животных.
Матрица. Это сердце зеркалки, именно от качества преобразования попавшего на нее света в нули и единицы и зависит качество изображения. Однако при покупке первой камеры обращать большое внимание на матрицу не обязательно — разрешения любой камеры из любительской касты хватит для качественной широкоформатной печати. Хотя матрица большого разрешения и позволяет получить более качественную картинку в темных условиях, а также красиво размывает фон, тем не менее, многие профессиональные аппараты имеют даже более скромную матрицу, чем любительские. К примеру, у Nikon D3500 — 24,7 Мп, а у Canon EOS 1D X Mark III — 21,5 Мп.
Видоискатель. Оптический тип видоискателя передает изображение с помощью системы зеркал. Электронный — более современный тип — формирует изображение на встроенном дисплее, что, с одной стороны, позволяет оценить кадр по экспозиции (предпочтительней для новичка), с другой — с аппетитом ест аккумулятор.
Дисплей. Многие свежие модели камер оснащаются тач-скрином, что очень удобно. Если планируете снимать из сложных положений, поворотный дисплей будет весьма кстати. В остальном разница только в размере и разрешении экрана.
Видео. Все современные камеры умеют снимать видео в Full HD, поэтому здесь нужно смотреть на частоту кадров. Если есть 60 кадров в секунду, тогда аппаратом можно снять неплохое слоу-мо.
Стоит также добавить про появление Wi-Fi в некоторых свежих моделях камер, например Canon EOS 4000D. Он позволяет скинуть снимки на смартфон, а иногда и управлять фотоаппаратом дистанционно. В остальном различия между разными моделями камер в одном ценовом сегменте сведены к минимуму. То же касается разницы между брендами — все производители делают качественную технику, но немного по-своему, поэтому тут вопрос личных предпочтений.
Разумеется, все вышеперечисленное справедливо лишь для камер любительского сегмента. Это техника для начинающих: основной упор сделан на простоту и легкость в управлении, набор настроек сокращен до разумного минимума, всегда есть авторежим, позволяющий делать неплохие кадры сходу — навел и щелкнул.
Начинать с профессиональной тушки новичку не стоит — от любительской она отличается, в первую очередь, количеством тонких настроек всего и вся. Все камеры этого сегмента подчиняются единой философии — фотограф должен все контролировать. Поэтому для каждой съемочной функции на аппарате есть отдельная кнопка. Подразумевается, что фотограф прекрасно знаком с технической стороной фотографии и сам в состоянии разобраться, на какие кнопки и сколько раз нажать, чтобы заснять шедевр. Многие профессионалы управляют ими вслепую, потому что за годы труда выработалась мышечная память.
Множество тонких настроек способно ввести новичка в заблуждение. Одним только настройкам автофокуса в каком-нибудь Canon EOS 5D Mark IV нередко посвящена огромная вкладка меню. Да, профессиональная техника крепче, надежнее, часто имеет пыле/влагозащиту и огромный ресурс затвора, но это накладывает отпечаток на габариты, вес и стоимость девайса — она в 3-4 раза дороже любительской техники.
Таким образом, выбор любительской модели оказывается предпочтительнее. На начальном этапе приобретение периферии — объективов, штатива, света и т.п. — подарит больше творческих возможностей и радости от процесса и результата, чем десятки непонятных настроек в меню.
Выбираем объектив
Одно из главных преимуществ зеркалки — возможность смены оптики. У профессиональных фотографов для каждой творческой задачи есть свой объектив. Они дают возможность снимать по-новому, открывают новые творческие возможности. Однако объективов на рынке больше, чем елок в лесу — заблудиться здесь легко.
Совсем новичкам удобнее будет купить камеру в «китовой» комплектации (от англ. kit — комплект) со штатным зум-объективом, возможностей которого достаточно для любительской съемки. Он весьма универсален и в комплекте с камерой стоит копейки. Некоторые считают, что китовые объективы недостаточно качественные — да, они уступают в резкости более дорогим моделям, но эта разница не сопоставима с разницей в цене. Китовый объектив позволит разобраться в основных понятиях оптики и узнать, в каком направлении интересно будет работать в будущем.
Главное в объективе — фокусное расстояние, оно указывается в миллиметрах. Это расстояние от оптического центра передней линзы до плоскости сенсора. От фокусного расстояния зависит угол обзора, перспектива и степень увеличения объекта съемки. Большинство китовых объективов имеют переменное фокусное расстояние, чаще всего от 18 до 55 мм, что делает их универсальными и хорошо подходящими для репортажной съемки, путешествий и других выездных ситуаций. Соответственно, есть смысл подобрать объективы, расширяющие этот диапазон:
Телеобъектив с большим фокусным расстоянием для съемки небольших предметов крупным планом. Телеобъективы дают минимальную глубину резкости, то есть сильно размывают фон, что выглядит красиво при портретной и предметной фотосъемке. Также они позволяют снимать далекие объекты крупным планом, например, диких животных. Некоторые модели оснащены функцией макросъемки и дадут возможность поснимать выразительные лица насекомых и капли росы на листве.
Телеобъектив дисциплинирует фотографа, заставляя его думать о самом главном, выбросить из кадра все ненужное и выхватывать наиболее важную деталь. Он — шаг навстречу художественным снимкам. Как правило, китовый объектив заканчивается на 55 мм, так что стоит выбрать телеобъектив, диапазон которого начинается там, где заканчивается диапазон китового, например, Canon ef-s 55-250 с шаговым автофокусом для плавной видеосъемки и стабилизатором изображения. Но нужно быть готовым к тому, что он будет довольно большим и увесистым.
Широкоугольный объектив с фокусным расстоянием до 35 мм. Для съемки больших объектов в маленьких помещениях (квартирах, кабинетах, небольших кафе), а также для создания специфического эффекта. Часто используется для съемки пейзажей и видов, позволяя захватить в кадр больше пространства, при этом мало подходит для портретной съемки, так как дает большую глубину резкости и искажения перспективы из-за того, что видит шире глаза человека. Сверхширокоугольные объективы типа рыбий глаз (fisheye), например, Зенит Зенитар C 16mm F2.8 MC, дают угол обзора 180 градусов, а некоторые и больше. Они позволят сделать необычные и очень эффектные кадры.
Светосильный объектив. Как правило, это объективы с фиксированным фокусным расстоянием — чтобы приблизить объект, придется подойти к нему ногами. Да, это неудобно, зато такой объектив обладает большей светосилой и позволит снимать в темных условиях (концерты, ночь и сумерки, квартира с плохим освещением) а также даст более эффектное, красивое и художественное размытие фона (боке). Эти объективы хороши для портретной и предметной съемки, они позволяют ощутимо отделить главный объект от фона. Хороший пример — Сanon ef 50mm f-1.8 stm, который улавливает в 8 раз больше света, чем китовый.
Так выглядит боке, рисуемое Сanon ef 50mm
У объективов часто есть встроенная система стабилизации. Это набор датчиков и плавающая линза, которые компенсируют вибрации. Очень полезно для репортажной фотографии, съемки в темноте, съемки видео и т.п. Эта функция крайне желательна во всех объективах, кроме светосильных и широкоугольных.
Если в планах снимать видео, тогда нужно обратить внимание на систему автофокуса. Самым плавным и бесшумным считается автофокус с шаговым приводом.
Выбирая объектив, нужно внимательно смотреть на его совместимость со своей камерой — байонет. Он зависит от производителя, типа системы крепления и формата камеры.
Что еще может пригодиться
Штатив. Он позволит экспериментировать с длинной выдержкой, размыть все движущиеся объекты, а то и убрать от прохожих всю улицу. Штатив желателен при съемке на выдержках длиннее 1/30 секунды. Также он незаменим при производстве таймлапсов и видеороликов.
Фильтры. Самый популярный фильтр, который до сих пор трудно эмулировать в фотошопе — поляризационный. Он удаляет блики и отражения с поверхностей: вода в озере будет прозрачная, листва без бликов станет ярче и сочнее.
Аккумулятор. Его нехватка будет преследовать любого фотографа на цифровую камеру всю его жизнь. Миллионы удачных кадров были упущены из-за отсутствия запасного аккумулятора, поэтому сразу после приобретения камеры следует озаботиться покупкой такового — он выручит и на длинных фотосессиях в студии, и на больших фотопрогулках по природе.
Карта памяти. Лучше иметь несколько карт памяти на 8-16 Гб, чем хранить все яйца в одной корзине на 64 Гб и потерять ее вместе с содержимым. Современные камеры требуют скорость записи от 30 Мб/сек и выше.
Салфетка и чистящий карандаш для оптики. При съемке в тумане или переходе с мороза в тепло линза запотевает, под дождем и снегом на ней остается грязь. Так что каким бы аккуратным ни был фотограф, чистить линзу придется часто, и не делать же это рукавом.
Фотосумка или фоторюкзак. Казалось бы, неприметный и необязательный аксессуар, о котором обычно не пишут в серьезных статьях про фотографию. Однако отношение к своей фотосумке определит то, захочет ли фотограф брать ее с собой и браться за камеру в принципе. В неудобных условиях удобная сумка позволит быстро поменять объектив или достать карандаш для оптики. В нее должны помещаться фотоаппарат, зарядка с дополнительным аккумулятором, необходимые объективы и чистящие средства.
Что нужно начинающему фотографу: техника и аксессуары
Содержание
Содержание
Увлечение фотографией никогда не было дешевым хобби. И чем больше растут с каждым годом цены, тем меньше хочется ошибиться при выборе камеры, объектива и необходимых аксессуаров. В этом материале мы постараемся помочь начинающим фотографам определиться с покупкой первого набора фототехники.
Фотокамера — основной инструмент
Выбор камеры для начинающих — самый сложный и ответственный момент. Даже профессионалы перед покупкой проводят много времени на форумах, просматривая тесты
и сравнения. На примере распространенных заблуждений попробуем разобраться, как выбрать первую камеру, объективы и аксессуары.
Бренды
Новички обычно выбирают между камерами брендов Canon и Nikon. Но мир фототехники многополярный, так что нельзя игнорировать Sony, Fujifilm, Panasonic. Производители постоянно обновляют свои модельные ряды, и каждый в чем-то преуспел больше других.
Canon славится своей профессиональной L-серией объективов. Их можно узнать по фирменному красному кольцу. Фотографы всего мира снимают на них, а конкуренты ориентируются на эту линейку при производстве своих. Но у таких моделей и цены, мягко говоря, выше среднего.
Nikon ценят за непревзойденную резкость, которая характерна и для младших моделей. Производитель отказался от низкочастотного фильтра на матрице. Его задача — увеличение точности передачи цвета, устранение эффекта алиасинга (появление узоров в виде волн или колец на мелких текстурах при фотографии и записи видео). В тоже время этот фильтр крадет
до 15 % резкости снимка.
Sony известны своим новаторским подходом. Они первые сделали ставку на беззеркальные камеры со сменными объективами. Сейчас компания уверенно чувствует себя на рынке, постоянно показывая новые модели. Нельзя не отметить и их профессиональную серию оптики G-Master.
Panasonic выбирают за отличное качество записи видео. Модели DC-GH5S и DC-GH5 долгое время были абсолютными лидерами по этому показателю. Сейчас им уже по 3 и 4 года соответственно. Конкуренты подтянулись, да и сами Panasonic показали новые камеры. Однако, GH5 до сих пор пользуется популярностью.
Fujifilm — единственный производитель, у которого нет и по официальным заявлениям не будет полнокадровых камер. Но это не мешает выпускать интересные модели. Например, Fujifilm X-T3 стала неожиданно удачной для съемки видео. А стабилизация в X-T4 способна компенсировать до 6,5 ступеней экспозиции. Что позволяет избегать смазанных фотографий при недостаточных условиях освещения.
Профессионалы пользуются разными камерами. Это видно из диаграммы, показывающей марки камер победителей главного конкурса фотожурналистики World Press Photo в 2020 году.
Не стоит слепо отдавать предпочтение какому-то одному бренду. Сначала попытайтесь понять, что хотите от техники.
Стоимость
Второй критерий, по которому выбирают камеру «молодые» фотографы. Они определяют для себя максимальную сумму, которую готовы потратить, и выбирают из вариантов около предельного значения.
Цена фотоаппарата со сменным объективом складывается из самой камеры и объектива. Стоимость готовых комплектов (kit) ниже, чем стоимость корпуса (body) и объектива, купленных
по отдельности. Встречаются комплекты, где с одной моделью «тушки» несколько вариантов объективов с разными фокусными расстояниями (или double kit — вариант с двумя объективами), но одинакового, базового, качества.
Такие комплекты кажутся очень выгодными, но доплачивать даже небольшую сумму за второй комплектный объектив не стоит. О реальной ценности таких объективов можно сделать вывод по сайтам объявлений — десятки предложений за бесценок.
Характеристики
Еще одно заблуждение — выбор камеры по количеству мегапикселей. Отчасти виноваты маркетологи, которые внушили эту идею еще в нулевых. Сейчас уровень грамотности покупателя вырос. Но, при спорном выборе из двух равнозначных вариантов, многие все равно выбирают тот, у которого лучше разрешение.
Высокое разрешение в камере дает больше возможностей для кадрирования и лучшую детализацию, но только при условии, что возможности матрицы соответствуют ее разрешению и используется качественная оптика. Если производитель «переоценил» матрицу, от высокого разрешения будет больше вреда: шумы и падение детализации в тенях, низкое рабочее iso, плохой динамический диапазон.
Консультанты в магазинах, скорее всего, порекомендуют к покупке самую последнюю модель за располагаемый бюджет. Действительно, зачем ломать голову с выбором, когда можно приобрести новинку с последними техническими решениями и кричащими характеристиками? С фототехникой не все так просто.
При смене поколений производители часто оставляют незименной матрицу, улучшая другие, второстепенные характеристики. Например, ускоряя автофокус или увеличивая буфер памяти для серийной съемки.
Бывают изменения и в худшую сторону. Например, в модели Sony RX100M6 по сравнению
с RX100M5 производитель снизил светосилу объектива в пользу более широкому диапазону фокусных расстояний.
Если улучшенные характеристики последних моделей вам не нужны, обратите внимание на прошлое поколение. Как правило, оно не исчезает с полок очень долгое время.
Выбор объектива
Большинство вопросов, касающихся выбора объективов, были раскрыты в статье «Что такое фокусное расстояние». Чтобы не повторяться, здесь рассмотрим только незатронутые нюансы.
К выбору объектива нужно относиться не менее ответственно, чем к выбору камеры. Обычно новички покупают фотоаппарат в комплекте с объективом (kit). Такой вариант допустим на первое время, но будьте готовы, что результат не впечатлит — как правило, комплектные объективы изготавливаются из дешевых материалов, имеют низкую светосилу и не соответствуют разрешающей способности современных матриц.
Другими словами, работая с китовым объективом, вы не получите максимальное качество картинки, на которое способен фотоаппарат. Этот неоднократно подтверждено тестами, например, в ролике фотоблогеров из Гонконга (канал Digitalrev tv). Материал старый,
но сохранил свою акутальность до сих пор.
При выборе оборудования можно пойти по двум направлениям. Купить комплект из дорогой камеры и «китового объектива», в расчете докупить более стоящее стекло в будущем. Или большую часть бюджета потратить на объектив, а на оставшиеся средства поискать камеру (body) с перспективой замены на более серьезную модель чуть позже. Профессиональные фотографы чаще выбирают второй вариант: формируют комплект необходимой оптики,
а камеры меняют каждые несколько лет.
Второй подход имеет ряд преимуществ:
Если желания разбираться в фокусных расстояниях, светосиле и других параметрах нет, лучше возьмите компактную камеру «премиум»-класса. За не очень большие деньги вы получите хорошую матрицу, оптику и много автоматических режимов в компактном корпусе.
Необходимые аксессуары
Карта памяти — необходимый элемент, без которого не получится использовать камеру
по прямому назначению. Для современных лучше выбрать высокоскоростной вариант накопителя не ниже UHS-I (U1).
Чехол или фотосумка. Важный элемент, который позволит сохранить «товарный» вид оборудования.
Аксессуары для чистки оптики. При активном использовании камеры внешняя линза объектива со временем покрывается частичками пыли. Поэтому важно своевременно чистить оптику. Используя подручные материалы, можно повредить внешнее покрытие линзы. Для чистки рекомендуется использовать специальные средства, которые можно приобрести по отдельности или комплектом. К ним относятся: кисточка, груша для сдувания пыли, чистящий спрей, салфетки для чистки оптики, чистящий карандаш.
Штатив. Понадобится для освоения многих техник фотографии. Например, при съемке фризлайта, создании HDR-фото, съемки ночного города или звездного неба.
Дополнительный аккумулятор или батарейная рукоять. Выручат в долгих фотосессиях, когда заряженная камера нужна на протяжении целого дня.
Светофильтры на объектив. Много разных видов, но не все имеют одинаковую полезность.
У кажого в арсенале должны быть:
Подытожим:
Выбирая камеру, определите свои нужды: качественная запись видео, естественная передача цвета, отличная резкость снимков, быстрый автофокус, высокое разрешение матрицы. На рынке представлены модели, которые сильны во всем, но стоят они совсем не дешево. При выборе первой камеры, скорее всего, придется идти на компромиссы.
Не тратьте весь имеющийся бюджет только на камеру. Помните, что понадобятся сопутствующие товары. Как минимум — карта памяти и фотосумка.
Не стремитесь купить новейшую модель. Рынок фототехники не самый динамичный среди потребительских товаров. Естественно, с каждым поколением камеры становятся совершеннее. Но это не всегда связано с качеством получаемых снимков. В последнее время производители делают упор на автофокусе и производительности при записи видео.
Подходите к покупке фотоаппарата разумно и рационально. Но, независимо от вашего выбора, помните: лучшая камера — та, которая с собой.
Упомянутые товары
Если вы начинающий фотолюбитель, снимайте на телефон. Хороший смартфон снимает не хуже фотоаппарата, и всегда с собой.
Объектив Nikon 40mm f/2.8G AF-S DX Micro NIKKOR
Этого вполне хватит начинающему фотолюбителю на все случаи жизни. Почти.
Для съемки пейзажей можно взять Объектив Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S D
или Объектив Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX.
Если хотите зарабатывать фотографией, берите профессиональную технику
со светосилой f 1,2-1,8
Если вы творческая личность, возьмите Canon EOS 5D или Nikon D610 Body,
Авто фокуса в них нет, но фотографии получатся интересные.
PS. Всё ИМХО само собой.
Я писал материал, основываясь на собственном опыте. 8 лет назад купил свою первую камеру Sony а6000. И, пока не докупил к ней самый дешевый полтинник, с китом испытывал только боль. А сейчас этот «самый дешевый» полтинник в ДНС стоит 35 тысяч рублей, а самая дешевая камера к нему 44 тысячи рублей. Вот и получается комплект чуть менее чем за 80 тысяч. К слову, мне мой обошелся в 32 с магазина.
Теперь обратите внимание на компакты, приведенные в статье. У них всех большие матрицы, светлые зум-объективы и они все стоят минимум в полтора раза дешевле вышеописанного варианта. С ними можно работать в любых техниках, не сравнивайте с айфонами. А потом оставить в качестве второй камеры или компактного тревел-варианта. Или оставить в качестве единственного варианта.
Если нет планов к камере со сменными объективами покупать эти самые сменные объективы, лучше купить такой компакт. Качество получаемого материла однозначно окажется выше. Я верю в хорошие киты, но их по-настоящему мало. Например, мне так и не попались. Имел дело с кропнутыми китами для сони, никонов, кенонов и полнокадровым китом для сони (его все же оставил в качестве варианта для записи видео).
Понятно, что мы сейчас говорим про покупку в магазине. Но я старался написать текст таким образом, чтобы он был одинаково полезен как для тех, кто покупает новую технику, так и для людей, выбравших вторичку.