Фотоэкспонометр ленинград что это такое
Фотоэкспонометр Ленинград-4 обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 26.03.2018 · Обновлено 17.11.2021
Не так давно мы рассмотрели советский фотоэкспонометр Ленинград-2. Сейчас же в центре внимания его прямой потомок — Ленинград-4.
Ленинград-4 можно считать моделью, переходной от «старинных» экспонометров к относительно «современным», если такое определение применимо к изделиям советских времен.
Дизайн 4-й модели носит некоторый налет ретро, но в целом и компоновка элементов управление и оформление уже очень похожи на существенно более поздние образцы.
Я не знаю точно в каких годах Ленинград-4 начал выпускаться. Про экспонометры, вообще, очень мало информации. Мой экземпляр датирован 1978 годом.
Давайте рассмотрим сам прибор.
Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.
Фотоэкспонометр Ленинград-4
Лениград-4 — довольно компактное устройство. Он немного меньше, чем Лениград-8, с которым мне удобно сравнивать. Форма 4-й модели не имеет закруглений, как у 2-й, но она и не представляет собой просто кирпич, как 8-я.
Корпус Ленинграда-4 имеет порядочное количество граней, придающих устройству ощущение компактности и эргономичности.
Верхняя часть корпуса 4-й модели выпускалась в нескольких цветах. Мой экземпляр имеет симпатичный коричневый цвет. Встречаются серые варианты, которые выглядят, на мой вкус, попроще.
Экспонометр поставлялся с неплохим кожаным чехлом. Чехол не лишен изящности, однако, до стиля чехла 2-й модели ему далеко. Есть ощущение, что на коже просто чрезмерно экономили…
Компоновка экспонометра, в целом, классическая, шкала уровней освещенности смещена вперед, а круглый калькулятор, напротив, назад.
Спереди окошко светоприемника, забранное фигурным стеклом. На правом торце подпружиненный движок.
Все остальные стороны — свободны от элементов управления, разве что на нижней поверхности можно отметить юстированный винт.
Как пользоваться экспонометром?
Ленинград-4 традиционно позволяет измерять экспозицию двумя способами:
— измерение отраженного света;
— измерение падающего света.
В первом случае устройство нужно направлять на объект съемки с места фотографа. Во втором, наоборот, от объекта съемки на то место, на котором будет находиться фотограф.
При измерении падающего света фотоэлемент должен быть закрыт молочено белым светофильтром.
В обоих режимах можно использовать две шкалы уровней освещенности. По умолчанию видна вторая шкала — от 8 до 14.
Если стрелка не доходит до 8, нужно сместить округлый ребристый движок на правом торце назад. Появится шкала от 1 до 8, а с фотоэлемента будет убрана шторка.
Движок подпружинен. Если его отпустить, он вернется в исходное положение.
Итак, первым делом выставляем на калькуляторе чувствительность пленки. Это делается с помощью зубчатого поводка, расположенного слева на верхней поверхности калькулятора.
Чувствительность можно задать в двух единицах измерения: DIN в левом окошке, ГОСТ — в правом.
Затем, в зависимости от выбранного способа измерения, направляем экспонометр или на объект съемки, или от объекта. Во втором случае не забываем про белый фильтр.
Ребристым полукруглым движком на правой грани корпуса выбираем одну из двух шкал так, чтобы стрелка гальванометра указывала на какое-либо число на шкале или заняла промежуточное положение.
Число или пару чисел, между которыми находится стрелка, — запоминаем.
Вращая внешнее кольцо калькулятора за боковую накатку, выставляем запомненное нами число в нижней части калькулятора напротив большого треугольного индекса.
Если стрелка занимала промежуточное положение на шкале, на калькуляторе нужно воспроизвести его же.
Все. В верхней части калькулятора у нас выстроены друг напротив друга экспопары — сочетания выдержки и диафрагмы.
Выбираем любую в зависимости от сюжета съемки и переносим в фотоаппарат.
Общение с четвертым Лениградом оставляет самые приятные впечатления. Помимо качественного исполнения, на мой вкус, эта модель имеет самую простую и интуитивно понятную систему замера среди всех устройств с селеновым элементом.
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!
Фотоэкспонометр Ленинград обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 04.09.2018 · Обновлено 18.11.2021
Экспонометр Ленинград носит имя города в котором выпускался на заводе «Вибратор». При этом параллельно в Москве на Заводе экспонометрических приборов (ЗЭП) шел выпуск точно таких же устройств под названием «Москва».
Держа первый Ленинград в руках, невольно удивляешься, на сколько старательно и качественно он выполнен.
Корпус устройства бакелитовый, но судя по весу (100 грамм), вполне вероятно, что внутри имеется металлическое шасси.
Пластиковое окошко, закрывающее шкалу со стрелкой, посажено на малюсенькие заклепочки.
Чехол кожаный сложной формы с простроченными швами и замшей внутри.
Чувствуется уважение к устройству, которое было первым, принципиально новым и потому флагманским.
Сейчас, спустя нереальную кучу лет экспонометр выглядит интересно и интригующе. Давайте его рассмотрим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.
Фотоэкспонометр Ленинград
Ленинград — устройство компактное. Форма такова, что в руках сидит как влитой. Боковые грани снабжены мощной накаткой.
Компоновка экспонометра вполне классическая, но интересные особенности, конечно, имеются.
На переднем торце слегка заглубленное в корпус прозрачное окошко, за которым располагается селеновый фотоэлемент.
На верхней стороне находятся шкала со стрелками сзади и круглый калькулятор.
Все остальные стороны — свободны от элементов управления.
Снизу имеется таблица соответствия чувствительности пленки по 3-м системам — ГОСТ, ХиД (. ) и DIN. На калькуляторе чувствительность задается только в ГОСТах, поэтому табличка эта нелишняя и всегда под рукой.
Пользоваться экспонометром просто.
Вначале, традиционно нужно выставить чувствительность заряженной в аппарат пленки. Окошко находится внизу калькулятора посреди черного сектора. Поводок, за который нужно менять цифры — примерно на 5 часов около самого внешнего края калькулятора.
В зависимости от количества света, падающего на фотоэлемент, по шкале ходит стрелка.
От шкалы до нижнего внешнего края калькулятора ведут линии — каналы. Индекс калькулятора нужно совмещать не со стрелкой, а с каналом, на который она указывает.
На внешнем кольце калькулятора 2 шкалы диафрагм и 2 индекса (черного и красного цвета). Вращая калькулятор за внешнюю накатку можно выводить в видимую переднюю часть то одну шкалу, то другую.
При смене шкал внутри экспонометра будет открываться или закрываться дверца перед фотоэлементом.
Меняя шкалы нужно добиться того, чтобы стрелка на шкале занимала не крайнее положение. Если света слишком мало, дверцу нужно открыть, если много — закрыть.
Если стрелка не зашкаливает, а указывает на какой-то канал, то поворачивая диск калькулятора нужно совместить треугольный индекс с этим каналом. Пример на фото.
В передней части калькулятора на внешнем диске нанесены диафрагмы. А чуть ближе к центру, на внутреннем диске — выдержки. Сейчас выдержки и диафрагмы выстроились друг напротив друга и образуют экспопары.
Выбираем наиболее подходящую, и переносим на фотоаппарат.
Ленинградом первой модели можно было измерять экспозицию двумя методами:
— измерение отраженного света;
— измерение падающего света.
При этом, единственное отличие в обращении с экспонометром заключается в том, что при методе падающего света на переднее окошко должен быть надет молочный фильтр.
В остальном все аналогично описанному выше.
Если рассматривать линейку экспонометров Ленинград с такой неожиданной стороны, как визуальная привлекательность, то первое место я бы отдал именно первой модели из обзора. Очень симпатичное устройство.
На этом у меня все, удачи!
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!
Фотоэкспонометр Ленинград-10 обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 08.06.2019 · Обновлено 18.11.2021
Эта статья завершает серию обзоров по линейке фотоэкспонометров Ленинград. Сегодня мы рассмотрим седьмую по счету и десятую по индексу в названии модель.
Больше я экспонометров этой марки не знаю, если вам что-то известно, пишите, пожалуйста.
Источники в Сети, описывая Ленинград-10, почти всегда используют определение «профессиональный» экспонометр.
Разыскивая 10-ку (это довольно редкое устройство), я, конечно, имел высокие ожидания по поводу разного рода функциональных наворотов.
Ну а как без них, ведь если судить по индексу это последняя модель в линейке и ее все называют профессиональной?
И, как водится, облом подкрался незаметно :о)
Нет, как коллекционер, я остался вполне доволен, но вот как ностальгирующий максималист, увы, не совсем.
Но, давайте обо всем по порядку.
Фотоэкспонометр Ленинград-10
Главное, что вводит в заблуждение — это десятка в номере. Экспонометров Ленинград с индексом больше 10 не было. Невольно ожидаешь увидеть наиболее современное устройство в серии, круче всех. Тем более, что информации о годах выпуска экспонометров нигде почти нет. Даже у Абрамова, часто стоят прочерки.
И ранее нумерация не противоречила хронологии.
Однако, терзали меня смутные сомнения!
Терзали ровно до того момента, как начал готовить статью и все внимательно рассмотрел. С этого момента все встало на свои места.
На ресурсе sovietcamera.su в одной из инструкций к Ленинград-10 (инструкция, которая внизу статьи — тоже с этого сайта) имеется такая страничка. Внизу указан 1972 год.
Ленинград-10 действительно был достаточно продвинутым устройством, но только с т.з. начала 70-х.Вообще, корпус Лениград-10 сильно унифицирован с Ленинград-4. Я, кстати, только уже при подготовке статьи на это обратил внимание.
Вот, смотрите. Одно лицо. И хронология выпуска совпадает.
Сравним характеристики.
Диапазон диафрагм тоже совпадает — от f1,4 до f22
А вот в диапазоне выдержек отличия имеются:
Л-4: 15 сек – 1/1000 сек
Л-10: 2 ч – 1/2000 сек
Ленинград-10 действительно может оперировать выдержками, которые не нужны или недоступны любителю в 70-х.
Что еще отличает Ленинград-10?
Конечно, это поворотная головка со светочувствительным селеновым фотоэлементом. Головка может вращаться вокруг продольной оси на 360 градусов. За счет этого появляется возможность измерять свет из некоторых положений, при которых не очень удобно проводить замер и смотреть при этом на стрелку.
Хотя, если вдуматься, не так уж поворотная головка расширяет функционал. Вот если б она была на выдвижной телескопической штанге и не только вращалась вокруг продольной оси, но и наклонялась бы….
Думаю, профессионалам такой функционал пригодился бы. Тем более, основной корпус устройства, скорее всего, почти пустой внутри.
Селеновый фотоэлемент покрыт слоем сульфида кадмия для повышения стабильности. Я не знаю, что именно дает такое повышение стабильности. Возможно, увеличивается долговечность. Возможно, улучшается точность.
Работать с Ленинградом-10 несложно, на самом деле.
Как всегда, вначале нужно выставить в калькуляторе чувствительность пленки. За это отвечает небольшой, выступающий вверх поводок слева на прозрачном диске калькулятора. Предлагается две шкалы. ГОСТ и DIN.
Измерять уровень света можно двумя методами:
— методом отраженного света (по яркости)
— методом падающего света (по освещенности)
В зависимости от выбранного метода нужно применять соответствующие насадки на фотоэлемент.
Насадок всего 4 по две на каждый метод. Хранятся насадки на специальной пластиковой площадке. Три на площадке, одна на самом экспонометре.
При методе подающего света применяются белые молочные насадки.
При методе отраженного — черные.
На каждый метод по 2 насадки, помеченные значками с одним или двумя треугольниками. Те, которые с двумя, задерживают больше света. Начинать замер нужно с них. И только если стрелка отклоняется совсем слабо — нужно применить насадку с одним треугольником.
Как прибор понимает, какая насадка надета? Очень просто. Внизу черного внутреннего диска калькулятора есть не одна, как на Ленинград-4, а две риски в форме те же самых одного и двух треугольников.
То число, на которое указывает стрелка гальванометра, нужно поворачивая внешний ребристый диск калькулятора, совместить с индексом, форма которого аналогична значку на насадке.
Если надета насадка с одним треугольником, совмещаем число с индексом в форме одного треугольника Он правее. И т.д.
На внешней шкале калькулятора есть два набора чисел со шкалы гальванометра. При операциях, описанных выше, следует пользоваться шкалой с красными цифрами на белом фоне. В данном случае на прибор надета насадка с одним треугольником и стрелка гальванометра указывает на пятерку.
Если света совсем мало, измерять его можно и без насадок, но только методом падающего света.
Индекс при этом нужен самый левый — с кружком. А данном случае насадка не надета, а стрелка гальванометра снова показывает пятерку.
Боковые стороны устройства элементов управления не содержат, сзади есть только юстировочный винт.
Шкала гальванометра содержит еще ряд чисел в экспоненциальной последовательности от 125 до 16000. В инструкции я ничего не нашел про использование этих чисел. Вероятно, с помощью какого-то справочника эти числа можно было перевести во что-то типа люменов или иных единиц измерения.
Хранится устройство вместе с площадкой под насадки в массивном таком футляре. Вот тут — да. Носить с собой футляр такого размера любителю вряд ли придет в голову.
Ленинград-10 — действительно обладает рядом черт профессионального устройства, если сравнивать его со сверстником — с Ленинград-4.
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!
Фотоэкспонометр Ленинград-8 обзор и инструкция
Автор: Иван · Опубликовано 27.03.2018 · Обновлено 17.11.2021
Свет для фотографии — это всё.
Но света на фотопленку должно попасть ровно столько, чтобы сформировать изображение. Не больше и не меньше. Для фотографа всегда актуален вопрос об уровне освещенности снимаемого объекта.
Человеческий глаз — очень совершенный измерительный прибор, но в данном случае он подводит. Потому, что слишком совершенный.
Расстояние человек может определять на глаз вполне приемлемо для фотографии, а вот освещенность — нет.
Глаза и мозг «автоматически» подстраиваются под уровень освещения и человеку «нормально» в очень широком диапазоне.
Для начинающих фотографов промышленность часто предлагала простые решения для помощи подбора выдержки и диафрагмы.
Например, диафрагма выставляется в зависти от чувствительности заряженной в фотоаппарат пленки, а выдержка — от состояния погоды.
Для характеристики погоды предлагались такие шаблоны, как «Ясно», «Солнце в дымке», «Облачно», и т.д.
Это позволяло, конечно, новичку не вдаваясь в подробности получать приемлемый процент снимков удовлетворительного качества. Но что делать, если съемка идет в помещении? Или на улице солнечно, но объект в тени?
Для более точного измерения света существовали (и сейчас существуют) специальные устройства — фотоэкспонометры. Об одном таком устройстве времен СССР мы сегодня и поговорим.
Но вначале я хотел бы поблагодарить наших Патронов на платформе Patreon. Спасибо, что помогаете проекту развиваться.
Фотоэкспонометр Ленинград-8
Экспонометры серии Ленинград выпускались на Ленинградском заводе «Вибратор». Да, именно так он и называется до сих пор.
Первые варианты экспонометров были разработаны еще в 1954 году. После этого линейка непрерывно улучшалась, в ней появлялись новые модели.
Объемы выпуска достигали 100 тыс. штук в год. Это немало, учитывая, что Ленинград – не единственная линейка экспонометров, выпускавшаяся в Союзе, а многие фотоаппараты были оборудованы встроенным экспонометром.
Мы сейчас говорим о 8-й модели.
Это, практически, сама старшая модель в линейке. Был еще Ленинград-10, но он считался прибором профессиональным и распространен не был.
Ленингард-8 выпускался в начале-середине 80-х. Более точные данные найти не удалось.
В детстве у меня был как раз Ленинград-8 и я его реально много использовал.
Прибор представляет собой параллелепипед примерно 8 Х 5,3 Х 2,7 см.
Вес экспонометра всего 77 грамм.
В комплект поставки входит удобный чехол из кожзаменителя и нашейный шнурок. Чехол можно надеть на ремешок фотоаппарата, правда, только на очень узкий.На переднем торце устройства расположено окно светоприемника. Измерение производится селеновым фотоэлементом.
На левом и правом боковых торцах находятся движки переключения диапазонов освещенности.
Шкала освещенности и диски калькулятора помещены на верхний торец. Калькулятор занимает середину, а шкала – заднюю часть верхнего торца.
Внешний вид устройства вполне современный даже сегодня.
Как, собственно, работать с экспонометром?
Калькулятор в центре экспонометра имеет 2 кольца. Внутреннее и внешне. Оба они вращаются.
Вращать внутреннее кольцо нужно за 2 небольших поводка, выступающих над поверхностью слева и справа.
Этим вращением нужно добиться, чтобы в специальных окошках в центре диска выставилась чувствительность заряженной в аппарат пленки.
Окошка два под два стандарта чувствительности.
Хотим задать единицы DIN — ориентируемся на левое окно. Предпочитаем ГОСТ — смотрим в правое.
При этом, в передней части калькулятора на внутреннем кольце перемещаются цифры, обозначающие диафрагмы.
Далее, переходим, собственно, к измерению света.
Свет попадает на селеновый фотоэлемент и стрелка на шкале занимает ту или иную позицию, помеченную цифрой.
Для повышения точности устройства и охвата максимального диапазона возможной освещенности, конструкторы старались сделать шкалу как можно шире.
Ну, логика, думаю, понятна, — если шкала широкая, то в ней можно разместить области «очень мало света» и «очень много света» и при этом область с менее экстремальными условиями освещенности будет шириной не со спичку. Так, чтобы разумные изменения освещенности в нормальной зоне были отчетливо видны и могли быть точно перенесены в настройки фотоаппарата.
Но как разместить широкую шкалу на таком маленьком устройстве?
Решение было найдено простое и грамотное.
У экспонометра, на самом деле, 3 шкалы. Управляя полозками, расположенными по бокам устройства, пользователь выбирает одну из них. В окошке шкала реально меняется – появляются другие цифры. Одновременно, меняется чувствительность устройства к свету.
Шкала со знамениями от 1 до 5 работает, если оба полозка сдвинуты вперед.
Если левый полозок сдвинуть назад, фотоэлемент внутри экспонометра переместится глубже в устройство.
Это хорошо видно, если заглянуть в светоприемник спереди. Стенки шахты, в которой перемещается фотоэлемент выполнят роль некой диафрагмы или бленды и отсекут часть света.
Одновременно шкала сменится и появятся деления от 5 до 12.
Далее, если правый полозок тоже сдвинуть назад, то внутри устройства фотоэлемент будет накрыт затемненной дверцей. А на новой шкале будут значения от 12 до 18.
В общем случае, переключаться на шкалу с более крупными цифрами следует, если при текущей шкале стрелка упирается в крайнюю правую позицию.
И, соответственно, шкала с меньшими значениями нужна если на текущей стрелка уперлась в крайнюю левую позицию.
Все это хорошо видно на фото выше.
Ленинград-8 позволяет измерять свет двумя методами:
— по отраженному свету
— по падающему свету.
Для измерения отраженного света, экспонометр направляется на снимаемый объект.
Для измерения падающего света, экспонометр направляется от снимаемого объекта на фотоаппарат.
Лично я всегда использовал только метод отраженного света.
Во-первых, не нужно ходить туда, обратно. Не во всех случаях такая прогулка допускается условиями съемки.
Во-вторых, не факт, что я прав, но все-таки мне кажется, что измерение отраженного света в большинстве случаев дает более точный результат. Мало ли откуда свет падает?! Зато, если отразился, значит точно отразился.
В-третьих, не нужно было возиться с установкой дополнительной молочно-белой насадки. О ней ниже.
При измерении отраженного света можно использовать только 2 шкалы — с делениями 5-12 и 12-18.
При измерении падающего света используются все 3 шкалы. Но нужно всегда помнить, что шкалы 5-12 и 12-18 применяются со специальной молочно-белой насадкой.
Насадка эта крепилась на клапане чехла с внутренней стороны на специальном держателе. При необходимости ее следовало с держателя снять и установить перед светоприемником экспонометра.
Шкала 1-5 используется без насадки.
Итак, метод выбран и шкала подобрана. Стрелка указывает на какое-то число на шкале. Или на позицию между числами.
Это самое число (положение между числами) нужно выбрать в нижней части внешнего кольца калькулятора и выставить напротив треугольного указателя. Эти цифры на кольце калькулятора красного цвета, также как на шкалах со стрелкой.
Вращать внешнее кольцо нужно за боковую ребристую поверхность.
При этом вращении в верхней части внешнего кольца будут перемещаться числа, обозначающие выдержки.
По окончании всех этих операций, в передней части калькулятора на двух кольцах друг напротив друга выстроятся ряды чисел диафрагм и выдержек.
Любая из совпавших пар является корректной экспопарой.
На снимке в экспонометре выставлена чувствительность пленки около 64 единиц ГОСТ. Выбран метод измерения отраженного света (иначе на этой шкале требовалась бы молочно-белая насадка). Подобрана шкала, при которой стрелка не упирается в крайнее положение.
Стрелка указывает на позицию чуть правее девятки. Эта же позиция выставлена в нижней части внешнего кольца.
В передней части калькулятора внешнее и среднее кольцо образуют правильные экспопары.
Так, разумным в данном случае выбором было бы применить выдержку 1/30 при диафрагме f4. Или выдержку 1/60 при диафрагме f2,8.
Лениград-8 позволяет рассчитывать экспозицию и для киносъемки, но этого вопроса мы касаться не будем.
Отношение к устройству:
Как я уже говорил, Ленинград-8 — это устройство прямиком из моего детства.
Правда, у меня была вариация визуально больше похожая на ту, что в инструкции, а не на ту, что на фото. Как-нибудь руки дойдут найти экземпляр идентичный своему. Увы, свой прежний я отдал в дом пионеров.
Экспонометр отличный. Удобный, легкий, надежный. Не нужны батарейки, которые, если кто помнит, во времена СССР садились куда быстрее, чем современные аналоги, а продавались не всегда.
Если в аппарате нет встроенного экспонометра, то без внешнего — как без рук. Да и при встроенном, — показания внешнего часто точнее.
В общем, незаменимое устройство!
А непонятные окружающим таинственные манипуляции с движками и кольцами дают приятное ощущение причастности к чему-то таинственному и сакральному. :о)
Это ссылка на канал сайта на Patreon. Присоединяйтесь, поддержите проект и получите доступ к HD видео-обзорам и прочим эксклюзивным материалам!