Фотокерамика что это такое
Фотокерамика
Фотокерамика – изделия из керамики, металлокерамики с долговечным изображением людей, пейзажей, образов, картин, изображений с качеством, близким к фотографическому.
Фотокерамика – («отраслевое») – направление, связанное с созданием долговечных изображений на керамике, металлокерамике. Можно выделить следующие направления фотокерамики: ритуальная фотокерамика – фото на овалах, табличках; декоративная фотокерамика – фото на керамической плитке; сувенирная фотокерамика – изображения на сувенирах, чашках, блюдцах, тарелках, вазах и др.). В настоящее время фотокерамика изготавливается с помощью специальных керамических принтеров.
История развития фотокерамики
Путь к современным методам нанесения изображений на керамику начался еще в древние времена и начало этого пути лежало с ручной росписи. Первые работы по созданию изображений на керамике были выполнены много веков назад. Первые упоминания о таких изображениях известны в источниках Вавилонских текстов, подтверждение чему послужили найденные археологами образцы изделий с росписью на посуде. В Древнем Китае очень активно развивалось ремесло создания изображений (орнаментов, образов, людей) на керамике.
Среди работ по нанесению изображений на керамику, выполненные мастерами в Древние времена можно отметить: а) Этрусские тарелки на высокой ножке. Конец IV – начало III в. до н.э., Чивита-Кастеллана, Италия б) Глиняные кувшины, 1800—1600 гг. до н.э., Кипр в) Парфюмерный сосуд грушевидной формы – арибалл. 630-590 гг. до н.э. Коринф г) Лекиф с изображением солярных символов. Начало VI в. до н.э. Остров Родос д) Краснофигурная амфора, вторая – третья четверть IV в. до н.э. Италия
Технология нанесения изображений на керамические изделия включает в себя обязательную температурную обработку изделия, при которой обеспечивается адгезия изображения, выполненного краской с телом изделия. В технологии росписи применяются разные типы красок: надглазурные краски, подглазурные краски, керамические пигменты и другие типы красок. Совершенствование мастерства росписи по керамике позволило создавать реалистичные картины природы на панно из керамической плитки. Одна из таких работ керамическое панно «Мадрид», архитектор Анибал Гонсалес. 1929 г. Площадь Испании. Севилья, Испания.
Одним из относительно современных продолжателей технологий создания изображений на керамике стала технология шелкографии, которая применяется и по сей день для крупносерийного тиражирования декольных изображений для декорирования плитки и посуды. Эта технология позволила производителям фарфоровой, стеклянной, эмалированной и другой посуды наносить рисунки (узоры, картины) разных размеров и разной цветовой гаммы на серии изделий.
Для создания черно-белых изображений ритуальной фотокерамики еще век назад пришел метод технологии аналогового деколирования с помощью фотопроявления, в котором с помощью коллодия и системы фотопроявления на стекле изготавливалась поверхность с разными зонами липкости, на которые в дальнейшем наносилась надглазурная краска. В 90-х годах XX века следующим этапом развития технологии аналогового деколирования с появлением черно-белых принтеров стало возможным упростить изготовления позитива, методом принтерной печати.
С развитием цифровых технологий в конце 90-х годов XX столетия пришел новый метод получения черно-белого декольного изоборажения, на этот раз уже цифровой. В основе этого метода лежит печать на декольной бумаге с помощью черно-белого лазерного принтера специальным типом тонера. Деколь после обжига на керамических изделиях приобретает коричневатый оттенок, объясняющийся наличием в тонере оксидов железа. Этот метод позволил повысить производительность изготовления ритуальной фотокерамики. Практически параллельно с этой технологией китайскими специалистами была разработана технология создания изображений на керамических изделиях с помощью струйного принтера и специальных адгезионных чернил (липких чернил). Данная технология явилась цифровым технологическим прорывом, позволившим создавать не только черно-белые, а и цветные изображения на керамике и металлокерамике. На постсоветском пространстве разработкой и развитием этой технологии занимались российские (Гречко А.И. и др.) и украинские специалисты (Мустафин К.А., Завальнюк В.И). Одной из наиболее качественной инженерной разработкой для фотокерамики стал струйный принтер с координатным столом, позволивший изготавливать цветную фотокерамику с высоким качеством, объясняющимся высокоточным совмещением слоев краски. Данная технология изготовления фотокерамики на струйном принтере с координатным столом отличается от других технологий простотой создания цветных изображений и низкой себестоимостью нанесения изображений.
В конце XX начале XXI совместно группой итальянских и немецких ученых была разработана новая технология получения цветной цифровой деколи. В основе этой технологии лежит печать изображения цветными керамическими тонерами с помощью цветного лазерного принтера на декольной бумаге. Впоследствии эти группы специалистов разделились и стали работать независимо друг от друга. Также специалистами некоторых стран были разработаны модификации лазерных принтеров и копиров для получения цифровых цветных деколей, а также были разработаны системы цифровых деколей. На постсоветском пространстве данными разработками занимается «Центр технологий фотокерамики». В результате многолетних исследований и разработок специалисты центра разработали несколько модификаций лазерных принтеров А4 и А3 для печати цветных деколей керамическими красками.
Данный метод цифровой деколи применим для создания фотопанно из керамической плитки, декорирования посуды, сувенирного направления, а также ритуальной фотокерамики.
Уже много лет специалисты разных стран проводят исследования и пытаются разработать новый вид керамических чернил для струйной печати для создания фотографических изображений на керамике. Но пока, к сожалению, в этом направлении не удается получить положительных результатов. На сегодняшний день новейшие технологии фотокерамики позволяют получать на керамике и металлокерамике не только серийные, а и эксклюзивные долговечные изображения с фотографическим качеством и широкой цветовой гаммой. Все это стало возможным благодаря научно-техническому прогрессу в развитии цифровых технологий и упорному труду специалистов отрасли фотокерамики.
Технология изготовления фотокерамики: плюсы и минусы
Термотрансфер
Далее бумага аккуратно накладывается на заготовку и помещается под термопресс. Под воздействием высокой температуры изображение приклеивается на керамическую заготовку.
Достоинством данной технологии является ее невысокая цена.
К недостаткам относится низкий уровень устойчивости перед внешними воздействиями, особенно прямыми солнечными лучами. Как следствие, изображение на термотрансферной фотокерамике выгорает, является недолговечным, уже спустя 1-2 сезона потребуется купить новый портрет. Продлить сохранность изображений максимум на два года способно покрытие специальным лаком, стойким к ультрафиолетовому излучению.
Прямая печать
Данная технология подразумевает прямую печать фотографии на ровной, хорошо подготовленной поверхности керамической заготовки.
Портрет наносится специальными чернилами.
Достоинством данного метода является его простота и доступная для потребителя стоимость.
Недостаток: отслаивание изображения от заготовки, быстрое выцветание. Как и в предыдущем случае, для лучшей сохранности фотокерамики рекомендуют использовать защитный лак.
Лазерная деколь
Данная технология является наиболее новой и усовершенствованной из всех существующих, а потому получила широкое распространение. Печать изображения осуществляется при помощи специального принтера для фотокерамики модели А4-430. Керамическими тонерами портрет накладывается на декольную бумагу, после чего покрывается лаком. После высыхания лака изображение помещается в емкость с водой, где верхний прозрачный слой отслаивается вместе с изображением. Отслоившуюся пленку аккуратно накладывают на заготовку, после чего обжигают в печи.
Чтобы надежно зафиксировать изображение на эмалевой или керамической заготовке, после обжига его снова покрывают лаком и обжигают повторно.
Достоинством лазерной цветной деколи является реалистичность конечного изображения и хорошая цветопередача. Из всех технологий данная отличается наибольшим сроком сохранности портрета.
Из недостатков можно выделить сложность технологического процесса, высокую цену расходных материалов и оборудования. Как следствие, чтобы купить фотокерамику, изготовленную подобным образом, придется заплатить значительно больше, чем за аналоги.
Вся правда о цветных портретах на памятниках. Часть №1
«Не было бы счастья, да несчастье помогло.»
Никак не мог выкроить время для написания статьи, а тут всеобщая самоизоляция, да карантин…
За довольно приличный опыт своей работы на поприще ритуальных изображений, я часто сталкиваюсь с непониманием людей в области любого вида цветных изображений, практикуемых в мемориальной сфере. Цветные портреты на памятниках, новомодная печать на стекле или старомодная керамика, везде встречал ряд заблуждений. Именно этот факт побудил меня сдернуть пелену иллюзий — не претендуя на истину в последней инстанции и опираясь исключительно на собственный опыт.
Я решил разбить статью на несколько частей в виду обширного материала, дабы не утомлять читателя своим «графоманством».
Изображение на стекле
Цветные портреты на памятнике красками
Сравнение и вывод
Перед тем как удариться в рассуждения и анализ фактов по теме, хотелось бы провести небольшой экскурс в историю.
Самый яркий и известный случай использования красок в погребальном ритуале — Древний Египет. Более трех тысячелетий до нашей эры, мастера активно использовали различные красители для украшения предметов знати, как в быту, так и по особым случаям.
В частности росписи, саркофаги и утварь, найденные в гробницах, раскрывают широкий спектр цветов применявшихся в то время. Что интересно, без агрессивных воздействий солнечного света и температурных перепадов, краски остались достаточно яркими спустя такой длительный срок.
Не все знают, но древнегреческий Парфенон, как и любой античный храм, был расписан яркими цветами. Памятник культуры выстроен в четырехсотых годах до нашей эры. Расписывали в то время и античные скульптуры. Сегодня убедиться в этом очень сложно, так как солнце, ветер, пыль и осадки, делают свое губительное дело.
В связи с вышеизложенным, предлагаю принять как непреложный факт: цветные изображения на открытом воздухе, подвергаются серьезным испытаниям.
Не буду разбирать всю практику человечества стремящегося со скоростью экспресса к новым способам выжать копейку самым изощренным способом. Прогрессивные технологии становятся главным инструментом в этой борьбе. Сначала текстильная, а за тем и Автомобильная промышленность спровоцировали разработку и совершенствование стойких к погодным «ударам», красителей и основ. Далее, эту пальму перехватила космическая отрасль.
Возможно, наши современники переплюнули в своих достижениях «Гейдельбергского художника» эпохи Палеолита, но только «время — лучший судья!»
Фотокерамика
Фотокерамику можно разделить на два направления:
С древних времен, технология нанесения изображений на керамические изделия включает в себя обязательную температурную обработку. При таком подходе обеспечивается наилучшая адгезия изображения из красок с керамическим основанием.
Обычно использовались разнообразные глазури, смолы, пигменты, а с недавних пор и ряд современных красителей.
Но, к сожалению, как и в любой другой индустрии, научно-технический прогресс приводит не только к разработке качественных материалов, но и к оптимизациям производственного процесса. Таким образов в сферу фотокерамики пришли и сомнительные технологии с низкокачественными пигментами, не способными удерживать изображения даже десяток лет!
Особенности фотокерамики:
Качественная черно-белая и сепия, выполненная классическим методом, держится не менее одного столетия. Цветной пигмент показывает гораздо более скромный результат. Через пятьдесят лет уже заметны серьезные выгорания. Основа редко растрескивается и неплохо переносит погодные явления. Однако, сама вставка, может выпасть из-за некачественного монтажа, а металлокерамика, к тому же, подвергается коррозии.
При этом, современная цветная печать на керамической болванке, пока подвергается испытанию временем. Новые технологии постоянно внедряются и едва преодолели барьер в двадцать лет.
Фотокерамика для оформления памятником: преимущества и недостатки
Фотокерамика на памятник — это печать фотографии на специальной основе, которую устанавливают на могильную плиту. В сравнении с традиционной гравировкой, которая не способна обеспечить выразительность и глубину рисунка, фотокерамика дает возможность изготовить реалистичный портрет для памятника, отличается высокими эксплуатационными свойствами.
Особенности траурных табличек из фотокерамики
Большинство стремится увековечить мысли об усопшем на долгое время, устанавливают на траурный памятник таблички с изображением человека. Чтобы не повредить качеству надгробного портрета, который находится круглый год на открытом воздухе, чаще используют фотокерамику.
Технология производства фотокерамики позволяет использовать ее на памятниках из различных материалов:
Стоимость таблички с фотокерамикой будет зависеть от носителя, на который переводится снимок, ее размера, типа производства, сложности изготовления за счет дополнительных элементов.
Керамика на памятник бывает российского и зарубежного производства. Отечественные пластины толще, но уступают по некоторым свойствам.
Заготовки для фотокерамики на памятник отличаются. Традиционные металлокерамические фотоовалы на памятники теряют популярность, на смену им приходят подложки в форме:
Возможно изготовление для памятников композиций нестандартных форм и крупных размеров, нанесение эпитафии, даты рождения и смерти.
Ассортимент основ для фотокерамики стал шире. Материал, из которого они состоят, различается:
Изделие может быть дополнено декоративными элементами, золотым орнаментом в виде кружев, ободка, цветочной вязи. Примеры и шаблоны для памятников есть в ритуальных мастерских. После украшения фото орнаментом требуется повторный обжиг для большей устойчивости качества рисунка в любых внешних условиях.
Готовые таблички крепятся на надгробие с помощью метизов, клея либо жидких гвоздей.
Преимущества и недостатки фотокерамики
Благодаря технологиям производства, фотокерамика имеет ряд достоинств:
При выборе фотокерамики является невысокая цена за услуги, короткий срок исполнения заказа. Большинство ритуальных мастерских справляются с работой за пару дней. К недостаткам фотокерамики для памятника можно отнести риск приобрести основу плохого качества, которая со временем может потрескаться, портрет придет в негодность. Иногда недобросовестные изготовители умышленно игнорируют завершающую стадию нанесения защитного слоя на фотографию в результате она быстро теряет первоначальный вид, тускнеет, выгорает на солнце. Необходимо тщательно подойти к выбору похоронного агентства, доверять проверенным организациям с хорошей репутацией.
Методика изготовления керамических табличек на памятники
Существует несколько критериев, которыми руководствуются сотрудники мастерских при выборе технологии работы с фотокерамикой:
Первоначальным этапом создания ритуальной фотокерамики является ретушь фотографии усопшего. Если нет качественного снимка, то в ритуальных бюро могут предложить услуги художника. Фото для памятника может быть старым, помятым, с заломами и пятнами. Оно обрабатывается с помощью компьютерной программы, доводится до идеала, устраняются мелкие дефекты, при желании на снимке можно заменить фон и одежду. Потом отретушированное изображение наносится на керамическую основу.
Фотопечать осуществляется керамическими тонерами на принтерах с большим разрешением. Альтернатива фотокерамике — печать на памятник лазерным принтером с помощью деколи. Техника имеет широкое распространение благодаря возможности изготовить портрет с реалистичной цветопередачей. На специальную бумагу наносится рисунок, покрывается лаком. Когда лак высохнет, рисунок опускают в воду, где он отслаивается вместе с портретом, переводится на заранее подготовленную подложку с помощью термопресса. Затем для прочной фиксации фотопечати изделие проходит термообработку в муфельной печи при температуре более 800 градусов. Завершающей частью становится дополнительное покрытие готового фото слоем прозрачной глазури для предотвращения от царапин, сколов и вторичный обжиг в печи.
Печать на струйном принтере — изображение для памятника наносится на основу в несколько слоев цветными или черно-белыми термочернилами, запекается при высокой температуре в печи. Не уступает фотокерамике.
Правила ухода за могильной табличкой из фотокерамики
Технология изготовления, надежность фотокерамики не требуют кропотливого ухода. Сотрудники похоронных служб советуют протирать табличку для памятника тканью, вымоченной в слабом мыльном растворе. Нежелательно использовать абразивы, агрессивные химические реагенты, чтобы не повредить защитный слой на фотографии, сохранится ее полноцветность, яркость на длительный срок.
Облагородить могильную плиту изображением усопшего будет верным решением. Но среди вариантов керамики на памятник, которые предлагает рынок ритуальных услуг, сложно выбрать приемлемый. Фотокерамика поможет запечатлеть облик до малейшей черты. Позволит проникнуться светлым образом покойного в минуты скорби возле могилы, даст возможность лицезреть посмертный образ последующим поколениям.
Гранитные памятники, памятники из гранита, ритуальные памятники, надгробные памятники, гранитные надгробия, гранитная плитка, облицовочная гранитная плитка, гранитные плиты, гранитные столешницы, гранит и мрамор, Заказать гранитный памятник, Купить гранитные плиты оптом, фотографии гранитных памятников, Производство гранитных изделий в Коростышеве, Изделия из мрамора и гранита, Заказать памятник на кладбище, Комплекс гранитный на могилу заказать в Коростышеве
Время работы:
пн-пт: 8.00-18.00
сб: 9.00-13.00
+38 (097) 790-70-78
+38 (096) 482-71-21
+38 (067) 365-09-14
Оставьте свой номер телефона,
и мы сами перезвоним Вам!
Фотокерамика на памятник: преимущества и недостатки
Традиционный потрет на гранитном памятнике – это портрет, нанесенный с помощью гравировки. Художником вручную или с помощью гравировального станка, неважно. Но в последнее время все больше и больше людей хотят увековечить память о близком человеке с помощью цветного портрета. Если портрет, нанесенный красками на гранит – не всегда подходящее по цене решение, то фотокерамика на памятник доступна всем.
Что такое фотокерамика? Это портрет, который наносится на керамическую плитку (обычно овальной формы, но сегодня можно заказать и прямоугольный).
Фотокерамика на памятник: технология изготовления
Старая технология создания таких портретов заключалась в следующем: на плитку наносилось изображение красками вручную, затем плитка запекалась в специальной печи. Сейчас такая технология больше не применяется.
Сейчас очень популярна техника деколи. На плитку наносится переводная картинка. Ее создают специальными керамическими красками. Затем плитка подвергается термической обработке в муфельной печи. Портрет, созданный таким образом, служит очень долго, не выгорая, не теряя яркости красок.
Хороший результат напрямую зависит от основы фотокерамики. Сегодня на рынке есть:
— керамика сухого прессования – относительно долговечна, не впитывает влагу, выдерживает температурные колебания;
— литьевая керамика; дешевле предыдущего варианта, но плохо переносит перепады температуры – портрет может со временем потрескаться;
— керамогранит, который обычно используют для изображений большого формата. Довольно дорогой вариант, а еще такая плитка массивная и тяжелая, поэтому для нее нужно в стеле делать специальное углубление;
— итальянский фарфор — на сегодня самый лучший материал для фотокерамики. На такие портреты изготовители дают гарантию до 50 лет, а изображение на такой основе получается очень ярким и четким.
Отечественные материалы для фотокерамики уступают по качеству импортным, и, как правило, имеют выпуклую форму. Что часто не нравится заказчикам – это белый ободок по краям портрета. На итальянском фарфоре изображение наносится целиком, так как основа, как правило, ровная.
Фотокерамику обычно используют на мраморных памятниках, памятниках из крошки, потому что на них нельзя сделать гравировку.
Преимущества фотокерамики
Пройдясь по кладбищу, вы можете увидеть, что очень многие памятники из гранита сегодня оформлены именно портретами из фотокерамики. Это легко объяснить:
— портрет на керамической основе легко можно заменить при желании, или когда он потеряет свой вид;
— такие портреты изготовляют относительно быстро – в среднем на такую работу уходит два-три дня;
— цветная картинка, которая передает все черты умершего так, как никогда не удастся передать их с помощью простой гравировки.
Недостатки фотокерамики
Но есть у фотокерамики и ряд недостатков:
— некачественная основа может потрескаться;
— портрет выгорает с течением времени;
— картинка тускнеет и расплывается, поэтому если нет возможности заменить портрет, теряется вид всего памятника или комплекса.
Фотокерамика или гравировка?
У гравировки тоже есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести долговечность такого портрета – он наносится на сам камень, ему не страшны перепады температуры. В случае, если портрет потускнел, его легко можно освежить. Но сроки изготовления такого портрета (особенно если работает художник вручную) оставляют желать лучшего, и если мастер не совсем опытен или умел, то в итоге портрет может потерять сходство с оригиналом.
Стоимость простой гравировки меньше. Состоянием на осень 2017 года фотокерамика на хорошей основе стоит 1500-1700 грн.
Выбирая между фотокерамикой и гравировкой, опирайтесь на собственные желания. Если у вас есть возможность периодически менять табличку с портретом, и вы хотите, чтобы изображение на памятнике был именно цветным – выбирайте фотокерамику. Только в таком случае не экономьте на материале. Если хочется, чтобы памятник был прост в уходе, и портрет не нужно было обновлять – делайте гравировку, но постарайтесь найти хорошего художника по камню.
*фото представлены в ознакомительных целях