Фотопечать что это такое
Как печатать фотографии дома
Содержание
Содержание
Фотоснимки в наше время, как правило, хранятся в цифровом виде. Это очень удобно, однако ограничивает возможности для дальнейшего использования запечатленных мгновений. Цифровой снимок не повесишь на стену и не подаришь в виде открытки. А вот бумажными фото можно украсить интерьер или собрать из них интересный фотоальбом теплых воспоминаний. И, кстати, распечатывая фото, вы спасете хотя бы часть своей фотоколлекции, если вдруг с цифровым носителем что-то случилось.
Какой принтер выбрать
Для домашней фотопечати подойдут струйные и термосублимационные принтеры. Струйный принтер — самый доступный вариант. Хоть скорость печати достаточно низкая, на нем можно добиться приличной детализации цветных фотографий. Однако при невысокой стоимости самого принтера на картриджи придется потратиться: расходуются они быстро, а при длительном простое могут засохнуть. Некоторые картриджи можно самостоятельно заправлять при помощи шприца, но эта процедура непростая, небезопасная и может стать причиной некорректной работы техники: цвета будут не такими, какими должны быть или принтер вовсе откажется печатать.
Чтобы расход картриджей не был таким большим, обращайте внимание на систему непрерывной подачи чернил при покупке принтера.
Для печати в термосублимационных принтерах используются твердые чернила, которые в нужный момент превращаются в газ, минуя жидкое состояние. Такая технология обеспечивает наилучшее качество изображения и устойчивость к выцветанию, а также позволяет делать устройства маленькими — технология применяется в компактных фотопринтерах. К минусам термосублимационных принтеров относятся более высокая стоимость, по сравнению со струйными, низкая скорость работы и ограниченное применение — текстовый документ A4 здесь уже не распечатать. Кстати, в фотокамерах моментальной печати также используется термосублимационная технология.
Немаловажной характеристикой при выборе принтера, кроме всего прочего, является разрешение печати. Чем выше данный показатель, тем более качественным и детальным будет отпечатанное изображение. Разрешение зависит и от размера оттиска. Для формата 10х15 см разрешение должно быть не ниже 300х300 dpi. Для А4 подойдет 4800х1200 dpi. Но если вы любите качество во всем, и фототехника соответствует, выбирайте максимальное значение.
Бумага для фотопечати
Безусловно, можно распечатывать фото и на обычной бумаге для принтера, однако долговечность и качество таких фотографий будет под вопросом. Для фотопечати выпускается специальная бумага с многослойной структурой и самыми разнообразными покрытиями. Подробно о них мы рассказывали в нашем гиде по выбору фотобумаги. Самые распространенные это, конечно, глянцевые и матовые типы. Глянцевое покрытие защищает фотографию от воздействия влаги, а цветовые оттенки получатся яркими и сочными. В то же время на поверхности такой фотобумаги очень заметны отпечатки пальцев, также покрытие легко поцарапать. Так что глянцевые фотокарточки лучше хранить в рамках или фотоальбомах.
Матовая бумага более устойчива к внешним воздействиям. Такой сочной гаммы, как глянцевая, она не дает, зато лучше передает мелкие детали.
Перед покупкой фотобумаги обязательно посмотрите в инструкции вашего принтера, какие типы и форматы бумаги он поддерживает. Изображение на несоответствующей бумаге будет плохого качества, либо вообще ничего не получится распечатать.
Кроме типа покрытия фотобумагу условно делят на фирменную и универсальную. К фирменной относится, например, продукция компаний Canon, Epson, HP, которые, собственно, производят и принтеры. Универсальной называют бумагу всех прочих производителей. Фирменная фотобумага, как правило, более качественная и дает наилучшую печать, так как при ее изготолвении учитываются особенности фирменной техники и чернил. Кроме того, с сайта производителя можно загрузить цветовые ICC-профили для графических редакторов. С их помощью можно скорректировать цвета на снимках для лучшей цветопередачи и устранения цветовых искажений.
Для компактных фотопринтеров выпускаются специальные наборы, куда входят фотобумага нужного размера и картридж.
Подготовка фото к печати
Подготовить цифровые фото к печати можно как с помощью софта, поставляемого с принтером, так и в любой полноценной программе для просмотра и редактирования фото. Например, платной ACDSee (пробная версия 30 дней) или более простых бесплатных: IrfanView, XnView, Picasa, FastStone Image Viewer. Для более глубокой и сложной обработки снимков, наряду с их систематизацией, подойдет Adobe Photoshop Lightroom.
После того как все манипуляции по редактированию фото завершены, переходим к подготовке к печати. На панели управления менеджера фотографий надо выбрать вкладку «Печать» и настроить там параметры фото: макет, высоту и ширину фото, размер бумаги, ориентацию, разрешение и гамму и т. д. Как правило, софт, поставляемый с принтером, содержит солидный набор различных макетов для печати отдельных фото, коллажей, календарей, визиток и прочих вариантов. Но такие макеты можно найти и в сторонних фоторедакторах.
При использовании компактных фотопринтеров лучше использовать рекомендованные производителем мобильные приложения Mopria (Android), Apple AirPrint (iOS), Canon Print — для Polaroid и Canon, instax share для Fujifilm. Приложения позволяют редактировать параметры изображения, добавлять фильтры, текст, рамки, коллажи и прочее, после чего мгновенно отправлять фото в печать.
Полезные советы
Фотопечать
Фотопеча́ть — процесс создания позитивного изображения на фотобумаге с негатива.
На фотобумаге после экспонирования создаётся скрытое изображение, далее фотоматериал подвергается лабораторной обработке (проявление, фиксирование, промывка, другие стадии). Как правило, лабораторная обработка следует непосредственно за экспонированием, это позволяет фотографу немедленно внести коррективы в случае ошибки при печати. Обработка фотобумаги вручную производится в кюветах, автоматически — в проявочных машинах.
Получение фотоснимков на фотобумаге производится контактным или проекционным методом.
После лабораторной обработки полученные отпечатки подвергаются сушке или глянцеванию.
Готовые высушенные отпечатки могут подвергаться обрезке фотографическим ножом до нужного размера. [2]
Позитивное изображение может быть получено минуя фотопечать, на той же фотокиноплёнке, на которую производилась съёмка. Об обращаемом фотографическом процессе см. статью Обращаемые фотоматериалы, а также Процесс E-6.
В зависимости от используемой фотобумаги фотопечать бывает цветной или чёрно-белой.
Впрочем, с цветного негатива можно печатать на чёрно-белой фотобумаге и наоборот.
Цветовой тон на пробном отпечатке | Исправление путём увеличения плотности коректирующих светофильтров, вводимых при печати | Исправление путём уменьшения плотности коректирующих светофильтров, введённых при печати | |
преобладающий | недостающий | ||
пурпурный | зелёный | жёлтый + голубой | пурпурный |
фиолетовый | жёлто-зелёный | жёлтый + голубой | пурпурный + голубой |
синий | жёлтый | жёлтый | пурпурный + голубой |
голубой | красный | жёлтый + пурпурный | голубой |
зелёный | пурпурный | пурпурный | жёлтый + голубой |
жёлтый | синий | пурпурный + голубой | жёлтый |
оранжевый | синий + голубой | пурпурный + голубой | жёлтый + пурпурный |
красный | голубой | голубой | жёлтый + пурпурный |
Объектив «Янполь-колор»
В 1970-е — 1980-е годы в Польше выпускался объектив для субтрактивной печати с встроенными светофильтрами.
Объектив «Янполь-колор» выполнен по схеме «Тессар», выпускался в двух вариантах, с фокусными расстояниями 55 и 80 мм (для малоформатных и среднеформатных фотоувеличителей), диафрагмирование 1/5,6 — 1/16.
Новаторское решение (защищено польским патентом № 42618) состояло в том, что цветокоррекция происходила внутри объектива двумя цветными фильтрами, которые выдвигались в световой поток с помощью двух ручек по обе стороны объектива (оцифровка шкал в процентах, шкалы со световодной подсветкой). [8] [9]
Мозаичные светофильтры для тестовой фотопечати
Подбор корректирующих светофильтров может быть облегчен применением мозаичных светофильтров, представляющих собой набор окрашенных в дополнительные цвета 25 ячеек, заклеенных между двумя защитными стёклами. В комплект входят три мозаичных светофильтра: «жёлтый-пурпурный», «жёлтый-голубой» и «голубой-пурпурный». Верхняя левая ячейка бесцветная, вправо от неё находятся ячейки с возрастающей плотностью по 25 %, например, жёлтого цвета, вниз от бесцветной ячейки — с возрастающей плотностью по 25 %, например, пурпурного цвета. Все остальные ячейки содержат комбинации двух цветов по плотности.
Мозаичный светофильтр накладывают на цветную фотобумагу и делают пробную печать. Выбирают такие изображения, которые выглядят наиболее естественно, данную комбинацию используют для дальнейшего более точного подбора корректирующих светофильтров.
00 00 00 | 25 00 00 | 50 00 00 | 75 00 00 | 99 00 00 |
00 25 00 | 25 25 00 | 50 25 00 | 75 25 00 | 99 25 00 |
00 50 00 | 25 50 00 | 50 50 00 | 75 50 00 | 99 50 00 |
00 75 00 | 25 75 00 | 50 75 00 | 75 75 00 | 99 75 00 |
00 99 00 | 25 99 00 | 50 99 00 | 75 99 00 | 99 99 00 |
Формула цветности
На каждой упаковке цветной фотобумаги была обозначена формула цветности — приведённые к стандарту значения плотности корректирующих светофильтров, позволяющие облегчить достижение цветового баланса (разумеется, на данной серии эмульсии). Формула цветности отражает цветовой баланс фотобумаги, который не может быть одинаковым из-за особенностей производства. Формула цветности характеризует плотности корректирующих светофильтров, обеспечивающих получение чёрно-белого изображения при печати с чёрно-белого негатива с прозрачной подложкой лампой, имеющей цветовую температуру 2850 К при строгом соблюдении стандартных условий обработки.
Пример использования формулы цветности:
Негатив печатается с корректирующими светофильтрами К1 (00 50 60) на фотобумаге Б1 с цветовой формулой (20 00 30).
Фотограф решил использовать фотобумагу Б2 с цветовой формулой (30 10 30).
Необходимо определить значения корректирующих фильтров К2.
Таким образом, значения фильтров К2 будут (00 50 50).
Цветная печать аддитивным методом
Аддитивный метод цветной печати основан на раздельном экспонировании позитивного фотоматериала изображениями одного и того же негатива трёх основных цветов (красный, зелёный и синий).
Это достигается за счёт использования спектрозональных светофильтров, имеющих очень узкую полосу пропускания (только красный или зелёный или синий цвет, способный действовать только на один слой цветной фотобумаги).
Фотоувеличитель должен иметь устройство для автоматической смены светофильтров и трёхканальное реле времени. Цветокоррекция осуществляется разной продолжительностью экспонирования за разными светофильтрами.
Пример: экспонирование через красный светофильтр составляет 3 секунды, через зелёный — 4 сек, через синий — 5 сек.
Все три выдержки могут быть одинаковыми, но яркость свечения лампы фотоувеличителя можно регулировать. Изменения спектрального состава лампы накаливания не мешают работе (так как фильтр имеет очень узкую полосу пропускания). Главное достоинство аддитивной печати — отсутствие искажений цветопередачи за счёт неточности спектральной полосы пропускания традиционных светофильтров. Спектрозональные светофильтры обладают высокой точностью пропускания лучей своего цвета и фильтрации всех остальных цветов, что исключает нежелательное экспонирование соседних слоёв.
В фотолюбительстве и в малых фотолабораториях аддитивный метод не нашёл применения из-за значительной дороговизны оборудования, но зато широко использовался в автоматизированных минифотолабораториях, оснащённых автоматическими цветоанализаторами, автоматическими экспонометрами, автоматическими проявочными машинами.
Определение экспозиции при фотопечати и отработка выдержки
Экспозиция при фотопечати зависит от мощности лампы фотоувеличителя, оптической плотности матового стекла и корректирующих светофильтров, оптической плотности негатива, значения диафрагмы. С увеличением масштаба изображения освещённость экрана уменьшается, экспозиция соответственно увеличивается.
Если экспонометр отсутствовал — правильное экспонирование фотобумаги обеспечивалось изготовлением контрольных отпечатков, а также зависело от опыта фотографа.
Для облегчения труда фотографа (включение-выключение лампы накаливания фотоувеличителя) применяются электронные реле времени.
В СССР выпускались и комбинированные приборы — реле времени + экспонометр:
Увеличение выдержки при использовании корректирующих светофильтров рассчитывалось по номограммам или таблицам.
Количество вводимых светофильтров, % | Искомое время экспонирования при исходном времени экспонирования, секунд | |||||||
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 40 | 50 | |
10 | 5,5 | 11,0 | 16,5 | 22,0 | 27,5 | 33,0 | 44,0 | 55,0 |
20 | 6,1 | 12,1 | 18,2 | 24,2 | 30,3 | 36,3 | 44,8 | 60,5 |
30 | 6,7 | 13,3 | 20,0 | 26,6 | 33,3 | 39,9 | 63,2 | 66,5 |
40 | 7,3 | 14,6 | 22,0 | 29,3 | 36,6 | 43,9 | 58,6 | 73,2 |
50 | 8,0 | 16,1 | 24,1 | 32,2 | 40,2 | 48,3 | 64,4 | 80,5 |
60 | 8,8 | 17,7 | 26,5 | 35,4 | 44,2 | 53,1 | 70,9 | 88,6 |
70 | 9,7 | 19,5 | 29,2 | 39,0 | 48,7 | 58,5 | 77,9 | 97,4 |
80 | 10,7 | 21,4 | 32,1 | 42,9 | 53,5 | 64,3 | 85,7 | 107,2 |
90 | 11,8 | 23,6 | 35,3 | 47,1 | 58,9 | 70,7 | 94,3 | 117,8 |
100 | 12,9 | 25,9 | 38,8 | 51,8 | 64,7 | 77,8 | 103,7 | 129,7 |
110 | 14,2 | 28,5 | 42,7 | 57,0 | 71,2 | 85,6 | 114,1 | 142,6 |
120 | 15,7 | 31,4 | 47,1 | 62,7 | 78,5 | 94,1 | 125,5 | 156,9 |
130 | 17,2 | 34,5 | 51,7 | 69,0 | 86,2 | 103,5 | 138,0 | 172,6 |
140 | 18,9 | 37,9 | 56,9 | 75,9 | 94,8 | 113,9 | 151,8 | 189,8 |
150 | 20,8 | 41,7 | 62,6 | 83,5 | 104,3 | 125,2 | 167,0 | 208,8 |
160 | 22,9 | 45,9 | 68,8 | 91,8 | 114,7 | 137,8 | 183,7 | 229,7 |
170 | 25,2 | 50,5 | 75,7 | 101,0 | 126,2 | 151,5 | 202,1 | 252,6 |
180 | 27,8 | 55,6 | 83,3 | 111,0 | 138,8 | 166,7 | 222,3 | 277,9 |
190 | 30,5 | 61,1 | 91,6 | 122,2 | 152,7 | 183,3 | 244,5 | 305,7 |
200 | 33,6 | 67,2 | 100,8 | 134,4 | 168,0 | 201,7 | 268,9 | 336,2 |
Процесс образования цветного изображения на фотобумаге
Лабораторная обработка цветной фотобумаги
Цветная фотобумага весьма требовательна к чистоте растворов и химикатов (рекомендовалось для приготовления растворов использовать дистиллированную воду), к температурному режиму обработки. При несоблюдении стандартов нарушался цветовой баланс отпечатков.
№ | Стадии обработки | Продолжительность, мин. | Температура растворов в ° C |
---|---|---|---|
1 | Проявление | 5 | 20±0,3 |
2 | Промывка | 0,5 | 10-20 |
3 | Стоп-раствор | 3 | 18-20 |
4 | Промывка | 0,5 | 10-20 |
5 | Отбеливание-фиксирование | 7 | 18-20 |
6 | Промывка | 7 | 10-20 |
7 | Стабилизация | 3 | 18-20 |
8 | Сушка или глянцевание |
Первый проявляющий раствор
Второй проявляющий раствор
Первый раствор вливают во второй.
Останавливающий раствор
Ассортимент цветных фотобумаг в 1980-е годы
В СССР на предприятиях по выпуску фото- и киноматериалов выпускалась цветная фотобумага на бумажной основе «Фотоцвет-2» и «Фотоцвет-4», фотобумага на бумажной основе с полиэтиленовым покрытием «Фотоцвет-9» и «Фотоцвет-11», выпускались наборы химикатов для обработки цветной фотобумаги.
Фотобумага на бумажной основе с полиэтиленовым покрытием обеспечивала значительную экономию растворов (меньше впитывались бумажной подложкой), глянцевать её было невозможно, более быстрая сушка происходила в естественных условиях.
В Чехословакии в 1970-е — 1980-е годы выпускалась цветная фотобумага Fomacolor PN и набор химикатов Fomacolor SP, в Венгрии — Fortecolor, в Польше — Fotoncolor и наборы для их обработки (фирмы FOMA, FORTE и FOTON). Рецептура растворов и режимы обработки фотобумаг производства стран Социалистического Содружества были взаимно совместимы с советскими.
В 1990-е годы производство советских и восточноевропейских цветных фотобумаг прекращено, их вытеснили фотобумаги фирмы Eastman Kodak и продукция других зарубежных фирм (Konica, Fujifilm, Agfa, Polaroid). Печать и обработка происходили в минифотолабораториях.
Чёрно-белая фотопечать и чёрно-белый позитивный процесс
Проявление в проявителе «Стандартный № 1» 2 минуты при температуре 20±0,5 ° C
Проявитель
Короткая промывка или останавливающая ванна
Стоп-раствор
Чёрно-белый позитивный процесс, включая фотопечать, намного проще цветного, и дешевле. В силу этого в СССР до 1990-х годов был более распространён.
В СССР выпускалась чёрно-белая фотобумага марок «Унибром», «Новобром», «Бромпортрет», «Фотоконт», «Йодоконт», «Бромконтраст», фотобумага с полиэтиленовым покрытием «Берёзка». Размеры — от 6×9 см ло 30×40 см, а также рулонная. По градации контрастности фотобумага выпускалась от мягкой до особоконтрастной.
- как работает безопасная сделка сбербанка
- как рассчитать баллы для пенсии женщине 1965 года рождения в 2021 году