Фототипия что это такое
Фототипия
Помощь
Фототипия (иногда может встретиться название «желатиновый процесс») является разновидностью плоской печати, поскольку у фототипных печатных форм печатающие и пробельные элементы расположенные в одной плоскости. Для изготовления фототипной печатной формы на основу (стеклянную пластину или фольгу, а В современных типографиях в качестве формы используют пластины из алюминия) наносят светочувствительный раствор, в состав которого входят желатина фотографическая, дихромат калия или аммония. После того как полученный слой высох на него переносят негативное изображение.
Таким образом печатная форма изготовляются без применения растра, что позволяет осуществить очень точную передачу тональности изображения оригинала и большую разрешающую способность. В то время как в других способах печати где используется растр такая возможность теряется.
Затем форму промывают водой для удаления соли, которая не вступила в реакцию. На стадии промывки слой набухает, приобретает складчатую структуру. Это явление называется ретикуляцией. В результате, появляются углубления между складками, которые собственно и являются печатающими элементами формы. Соответственно на тех участках слоя, которые подверглись незначительному воздействию света, складки едва заметны, углубления между ними незначительны. На этом процесс подготовки фототипной печатной формы можно считать завершенным.
В процессе печатания краска заполняет только углубления между складками и на бумагу передается слой краски незначительной толщины. На максимально задубленных участках (в темных местах изображения) печатная краска покрывает всю поверхность слоя. Передача тональностей изображения в фототипии осуществляется путем изменения толщины слоя краски и размеров печатающих элементов, тем самым фототипия сочетает особенности как глубокой печати, так и растровой.
Фототипия
Полезное
Смотреть что такое «Фототипия» в других словарях:
фототипия — фототипия … Орфографический словарь-справочник
ФОТОТИПИЯ — (греч.). Получение копий с фотографий посредством механического печатания. См. АЛЬБЕРТОТИПИЯ. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФОТОТИПИЯ получение фотографических копий посредством механического… … Словарь иностранных слов русского языка
фототипия — и, ж. phototypie f. <гр. phos свет + typos отпечаток. 1. В полиграфии способ плоской печати со стеклянной или металлической пластиной. БАС 1. Оттуда <из Парижа> вернулся мастером своего дела, засыпанный заказами, тем более гравюра тогда… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
фототипия — оттиск, коллотипия Словарь русских синонимов. фототипия сущ., кол во синонимов: 4 • альбертотипия (1) • … Словарь синонимов
фототипия — и в профессиональной речи фототипия … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ФОТОТИПИЯ — ФОТОТИПИЯ, фототипии, жен. (от греч. phos свет и typos Отпечаток) (спец.). 1. только ед. Способ печатания со стеклянной пластинки, на которой закреплен фотографическим способом рисунок или фотографический снимок; то же, что светопись. 2.… … Толковый словарь Ушакова
ФОТОТИПИЯ — ФОТОТИПИЯ, и, жен. (спец.). Способ плоской печати со стеклянной или металлической пластины со светочувствительным слоем, а также отпечаток, полученный таким способом. | прил. фототипический, ая, ое. Фототипическое издание книги. Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
фототипия — Безрастровый способ плоской печати с использованием печатных форм, на которых разделение поверхностей на печатающие и пробельные элементы обеспечивается различной степенью задубливания (набухания) желатины, содержащей бихроматы щелочных металлов … Справочник технического переводчика
Фототипия — (от греч. photos свет + typos отпечаток, форма) 1) безрастровый способ плоской печати с использованием печатных форм, на которых разделение поверхностей на печатающие и пробельные элементы обеспечивается различной степенью задубливания… … Реклама и полиграфия
Фототипия — Франкфурт на Майне. Старая Опера. Не … Википедия
Значение слова «фототипия»
1. Способ плоской печати иллюстраций со стеклянной или металлической пластины, покрытой светочувствительным слоем желатина (отличается высокой степенью точности воспроизведения изображений).
2. Отпечаток, оттиск, полученный таким способом. Врубель держал предо мною большую фототипию с той картины и раскрывал мне ее тайный смысл. Форш, Одеты камнем.
[От греч. φω̃ς, φωτός — свет и τύπος — отпечаток]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Термин «фототипия» используется применительно как к самому процессу, так и к отпечаткам, полученным с его помощью. Так же назывались мелкие типографии, специализирующиеся на тиражировании изображений по такой технологии.
ФОТОТИ’ПИЯ, и, ж. [от греч. phōs — свет и typos — отпечаток] (спец.). 1. только ед. Способ печатания со стеклянной пластинки, на к-рой закреплен фотографическим способом рисунок или фотографический снимок; то же, что светопись. 2. Отпечаток, полученный таким способом.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
фототи́пия
1. типогр. фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: мимический — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Фототипия
1) Безрастровый способ плоской печати полутоновых иллюстраций (с высокой точностью) с помощью печатной формы — стеклянной или металлической пластины со светочувствительным слоем желатина, на который с негатива копируется воспроизводимое изображение.
2) Оттиск, полученный этим способом.
Содержание
Технология
Затем пластину промывают водой для удаления непрореагировавшей соли. При этом слой набухает, приобретает складчатую структуру (явление ретикуляции); углубления между складками представляют собой печатающие элементы формы. На участках слоя, подвергшихся незначительному воздействию света, складки едва заметны, углубления между ними незначительны.
При печатании краска заполняет только углубления между складками и на бумагу передается слой краски незначительной толщины. По мере увеличения степени задубленности слоя, увеличивается размер складок и глубина впадин между ними, следовательно, увеличивается толщина слоя краски, передаваемой на бумагу, а также суммарная запечатанная площадь. На максимально задубленных участках (в темных местах изображения) печатная краска покрывает всю поверхность слоя.
Применение
Передача тональностей изображения в фототипии осуществляется путем изменения толщины слоя краски и размеров печатающих элементов, т. е. фототипия сочетает особенности как глубокой печати, так и растровой.
Фототипия используется для воспроизведения с высокой точностью сложных художественных оригиналов (карандашные рисунки, фотографии, произведения масляной и акварельной живописи и т. п.), а также для иллюстрирования изданий, выпускаемых небольшими тиражами, но требующих большой точности воспроизведения иллюстраций.
Широкому применению фототипии препятствует относительно невысокая производительность устройств, использующих эту технологию.
Фототипия, печатная графика, способ печати
Фототипия (от др.-греч. φῶς, родительный падеж φωτός — свет и τύπος — отпечаток, форма), другое название светотипия — фотомеханический процесс, предназначенный для получения типографского клише и тиражирования высококачественных полутоновых изображений методом плоской печати. Из всех способов полиграфического воспроизведения фотоснимков фототипия считается наиболее высококачественным, уступая только гелиогравюре.
Термин «фототипия» используется применительно как к самому процессу, так и к отпечаткам, полученным с его помощью. Так же назывались мелкие типографии, специализирующиеся на тиражировании изображений по такой технологии.
Фототипия историческая справка
Попытки заменить фотопечать на светочувствительной фотобумаге типографскими способами тиражирования фотоснимков предпринимались сразу же после изобретения калотипии. Причиной были дороговизна галогеносеребряных фотоотпечатков и их недолговечность, неприемлемые для книжной полиграфии. Фототипия, запатентованная в 1855 году французским химиком Альфонсом Пуатвеном (фр.)русск., стала одной из первых дешёвых альтернатив позитивному фотопроцессу.
распространение она получила только после того, как была усовершенствована в 1868 году придворным фотографом короля Баварии Людвига II Йозефом Альбертом. В первоначальном виде процесс не обеспечивал достаточно прочного сцепления светочувствительного слоя с подложкой, в качестве которой служил литографский камень. Вместо него Альберт предложил использовать стекло с промежуточным связующим слоем, позволяющим надёжно удерживать желатину. В доработанном виде процесс получил название «альбертипия» или «коллотипия», но в профессиональной полиграфии технология продолжала называться фототипией. Она быстро вытеснила с рынка менее технологичную вудберитипию и использовалась для типографского тиражирования полутоновых фотоснимков вплоть до изобретения офсетной печати в начале XX века.
В момент изобретения фототипия была единственной фотомеханической технологией, позволявшей тиражировать фотографии с высоким качеством при значительно более низкой себестоимости по сравнению с альбуминовой и желатиносеребряной фотопечатью с оригинального негатива. Процесс оказался настолько удачным, что некоторое время использовался даже художниками в качестве одной из графических техник. Вилли Баумейер использовал технологию фототипии для создания некоторых рисунков. Благодаря отсутствию регулярного растра фототипия до появления цифровой печати оставалась практически непревзойдённой по качеству технологией воспроизведения фотографий. В некоторых крупных типографиях она использовалась для тиражирования высококачественных иллюстраций до конца XX века.
Фототипия Описание технологии
Метод фототипии позволяет изготавливать типографское клише на стеклянных или металлических пластинах со светочувствительным слоем из хромированной желатины. Под действием света и последующей лабораторной обработки она теряет способность к набуханию в воде, и впитывает типографскую краску в экспонированных местах. Неэкспонированные участки напротив, принимают влагу и отталкивают жирный краситель. Восприимчивость к впитыванию краски меняется не скачкообразно, а пропорционально полученной экспозиции, обеспечивая качественное воспроизведение полутонов/
Для изготовления печатной формы стеклянная пластина толщиной 7—10 миллиметров обрабатывается наждачным порошком для получения матовой поверхности и покрывается связующим слоем, состоящим из смеси желатины, жидкого стекла и квасцов. На подслой поливается смесь желатины с бихроматом калия. После сушки при температуре 60 °C в течение двух часов пластина медленно остужается в выключенном сушильном шкафу. Через сутки на подготовленный светочувствительный слой контактным способом производится печать с негатива, размер которого должен точно соответствовать формату будущих оттисков. Кроме того, для получения прямого оттиска негатив «переворачивается». С фотопластинок на стеклянной подложке для этого снималась фотоэмульсия и переносилась на специальную каучуковую плёнку.
Печать производится солнечным светом или источниками ультрафиолетового излучения. Иногда после основной экспозиции сквозь негатив, пластину подвергают короткой общей засветке с обратной стороны. Экспонированную пластину несколько часов промывают в холодной воде для удаления остатков хромовых солей, а затем сушат. Невосприимчивость к впитыванию краски в неэкспонированных местах обеспечивается последующим травлением смесью глицерина, нашатырного спирта и гипосульфита. Результатом этой операции становится растрескивание желатинового слоя, интенсивность которого пропорциональна полученной экспозиции. Желатина покрывается микроскопическими складками, ширина и глубина которых пропорциональна интенсивности засветки сквозь негатив. Складки становятся печатающими элементами, удерживающими краску, тогда как нерастрескавшиеся участки слоя («сосочки» или «корешки») выполняют роль пробельных элементов, отображая света́ изображения. Появление зернистой структуры слоя имеет ту же природу, что и ретикуляция желатиносеребряных фотоэмульсий, и возникает из-за внутренних напряжений желатины в результате сушки.
Протравленная пластина устанавливается в плоскопечатный станок, как правило снабжённый двумя валиками для краски — массовым и кожаным. Для высокого качества печати форма должна быть постоянно увлажнённой, поэтому первые печатные станки снабжались дополнительным увлажняющим аппаратом. В дальнейшем от этого отказались, увлажняя клише вручную после каждых 500 оттисков. Печать ведётся на специальную фототипную бумагу, аналогичную предназначенной для качественной офсетной печати. Для получения высокого качества оттиска он часто печатается в два приёма с разных клише, отображающих средние полутона и глубокие тени. Фототипы, сделанные таким способом, называются «дуплексами». Оттиски на мелованной бумаге, покрытые желатиновым слоем, трудно отличить от фотоотпечатков на глянцевой альбуминовой или желатиносеребряной фотобумагах
Низкая производительность плоскопечатных машин постоянно заставляла искать способы изготовления клише на гибкой подложке, пригодной для ротационной печати. Первые попытки были предприняты ещё Йозефом Альбертом, но практически пригодная технология была разработана только в 1924 году в США. При этом в качестве подложки были использованы алюминиевые пластины с зернистой поверхностью. В 1914 году немецкая фирма «Кольбе и Шлихт» получила патент на способ фототипной печати с переносом краски промежуточным резиновым валом, аналогичный офсетному. Последняя технология позволила довести скорость печати до 3000 оттисков в час.
Достоинства и недостатки
Благодаря структуре клише, фототипия совмещает свойства как плоской, так и глубокой печати. Главным достоинством процесса остаётся отсутствие регулярного растра, позволяющее отображать мелкие детали изображения без муаровых эффектов. Кроме того, оттиски передают широкий тональный диапазон с хорошей проработкой в глубоких тенях. Технология пригодна не только для изготовления монохромных изображений, но и для многокрасочной печати с раздельных цветоделённых клише, в 1888 году запатентованной под названием «фотохромотипия».
Однако, несмотря на высокое качество печати, фототипия обладает рядом недостатков, ограничивших её распространение. Главным из них считается низкая тиражеустойчивость фототипных клише, с каждого из которых можно отпечатать не более 1000 оттисков. При этом максимальная производительность традиционных для фототипии плоскопечатных станков ограничивается 100—120 копиями в час, делая невозможным крупнотиражное производство. Вторым важнейшим недостатком является непригодность для шрифтовой печати. По этой причине любая полиграфическая продукция, которая печатается с применением фототипии, требует отдельного клише для текста или надписей.
Качество печати также сильно зависит от степени увлажнения матрицы и даже от климатических условий, ещё больше усложняя процесс. С помощью фототипии в XIX веке изготавливались фотооткрытки, эстампы и небольшие тиражи иллюстрированных альбомов. Однако, с распространением более технологичной офсетной печати фототипия постепенно вышла из употребления, используясь, главным образом, для факсимильной репродукции произведений искусства. Тем не менее, совершенствование технологий ротационной фототипии сделало процесс конкурентоспособным при небольших тиражах. В 1950-х годах в США фототипным способом печатались плакаты, иллюстрированные каталоги и другая полиграфическая продукция