Фпз что такое у туроператора
Фактически понесенные расходы
Действительно с 01.03.19 (00:01 по московскому вр.) для всех изменений в заявках
ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЙ И ПАКЕТОВ, КРОМЕ *** | ||
---|---|---|
ДНЕЙ ДО ЗАЕЗДА | ЗАЕЗДЫ СТАНДАРТНОГО СПРОСА | ЗАЕЗДЫ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА: 24.12-12.01; 25.04-10.05; 01.08-31.08 |
за 31 и более дней | 20EUR/25USD/2500Р* | 20EUR/25USD/2500Р* |
от 30 до 22 дней | 20EUR/25USD/2500Р* | 20EUR/25USD/2500Р* |
от 21 до 15 дней | 20EUR/25USD/2500Р* | 10% |
от 14 до 8 дней | 20% | 30% |
от 7 до 5 дней | 40% | 50% |
от 4 до 2 дней | 60% | 70% |
за 1 день | 70% | 80% |
в день вылета | 90% | 90% |
*** ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ДЛЯ НАПРАВЛЕНИЙ: МАЛЬДИВЫ, ОАЭ И ПАКЕТОВ НА ОСНОВЕ FIT | ||
---|---|---|
ДНЕЙ ДО ЗАЕЗДА | ЗАЕЗДЫ СТАНДАРТНОГО СПРОСА | ЗАЕЗДЫ ПОВЫШЕННОГО СПРОСА: 24.12-12.01; 25.04-10.05; 01.08-31.08 |
за 31 и более дней | 20EUR/25USD/2500Р* | 10% |
от 30 до 22 дней | 20% | 30% |
от 21 до 15 дней | 30% | 40% |
от 14 до 8 дней | 40% | 50% |
от 7 до 5 дней | 60% | 60% |
от 4 до 2 дней | 70% | 70% |
за 1 день | 80% | 80% |
в день вылета | 90% | 90% |
*За каждого туриста в заявке, кроме инфантов.
Указанные выше размеры фактических расходов являются ориентировочными и окончательно определяются в каждом конкретном случае.
2 Пересчет заявки по новой пониженной цене на турпродукт не допускается.
3 С 04.04.2019 в личном кабинете агента будет доступна функция восстановления заявки. Стоимость заявки по запросу на восстановление ранее аннулированной заявки определяется туроператором в индивидуальном порядке. Обращаем ваше внимание, что с 04.04.2019 при восстановлении заявки скидка автоматически снижается: при восстановлении через сайт на 1%; при восстановление по письму вознаграждение будет снижаться на 1,5%.
4 Фактические расходы ТУРОПЕРАТОРА (убытки) должны быть компенсированы ЗАКАЗЧИКОМ/АГЕНТОМ, не зависимо от того, оплачены ли они к тому моменту ТУРОПЕРАТОРОМ или будут оплачены им в будущем.
5 При расчете сроков в случае отказа ЗАКАЗЧИКА/АГЕНТА от турпродукта день вылета (отъезда) не учитывается.
6 Консульский сбор за оформление визы возврату не подлежит в случае, если на момент аннуляции тура, документы для оформления визы уже сданы в консульство.
7 В случае аннуляции туристского продукта вследствие отказа в выдаче въездной визы, стоимость консульского сбора не возвращается.
Указанные фактически понесенные расходы действуют только для заявок со статусом «Доступно к оплате».
К турпродукту FIT относятся услуги бронирования номеров в отелях по странам: Австрия, Бахрейн, Бразилия, Венесуэла, Германия, Исландия, Италия, Латвия, Маврикий, Мальдивы, Мальта, Португалия, Сейшелы, Франция, Шри-Ланка.
Фактическими расходами являются убытки ТУРОПЕРАТОРА (штрафы и другие финансовые санкции, предъявленные ТУРОПЕРАТОРУ третьими лицами, в связи с отказом от турпродукта и/или невозможностью совершить поездку). Информацию по фактически понесённым расходам в случае отказа от заявки или любых изменениях на турпродукт FIT ТУРОПЕРАТОР направляет АГЕНТУ в письменной форме при запросе тура.
Фактически понесенные расходы — разбираемся в нюансах
Из смысла и содержания статьи 32 Федерального закона от «2300–1 ФЗ «О защите прав потребителей» следует, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты фактически понесенных исполнителем расходов, связанных с исполнением обязательств по договору. Сегодня мы с адвокатом, медиатором Димитрием Морозовым разбираемся в юридических нюансах этих процессов относительно туристического бизнеса.
«В пункте 1 статьи 782 Гражданского кодекса РФ указано, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это норма (в части правоотношений между исполнителем и потребителем) фактически тождественна статье 32 ФЗ „О защите прав потребителей“.
Пунктом 3 статьи 450 Гражданского кодекса РФ установлено, что в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, а договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Таким образом, потребитель вправе фактически в любое время отказаться от услуг, предоставляемых по договору реализации туристского продукта, при том условии, что исполнение договора еще не началось и заказчик (потребитель) не получил услуги. Обращение в судебные инстанции для признания договора расторгнутым по данному основанию не требуется. Но на практике часто потребителям приходится обращаться в суды с исковыми заявлениями о взыскании денежных средств.
Однако в ходе судебных споров между туроператорами и туристами часто возникает вопрос о том, что именно является фактически понесенными расходами и что нельзя к таковым отнести. Споры возникают того, что законодателем данный вопрос не раскрыт и единого мнения в судебной системе нет.
В то же время представляются логичными и интересными выводы Высшего Арбитражного суда РФ, нашедшие отражение в Постановлении Президиума ВАС РФ № 11292/11 от Рассматривая спор между туроператором и турагентом, суд определил, что при отказе заказчика от договора возмездного оказания услуг возмещению исполнителю подлежат те фактические расходы, которые были фактически понесены им в целях исполнения договора. При этом в соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ не подлежат взысканию заранее установленные суммы неустойки при отсутствии доказательств того, что они были ранее уже уплачены.
Таким образом, суд установил, что к фактически понесенным расходам могут быть отнесены только те расходы, которые туроператор понес в связи с организацией путешествия и которые подтверждены надлежащими доказательствами (то есть платежными поручениями, инвойсами, актами о взаимозачете, составленными в соответствии с положениями гражданского законодательства РФ). В частности к таким расходам могут относиться: любые виды неустоек, уплаченные туроператором в связи с организацией туристского продукта иностранным партнерам (отельерам, перевозчикам, турагентам и прочее). А расходы будущих периодов к таким не относятся.
Турагентам, конечно, необходимо правильно понимать структуру расходов, которые могут быть признаны фактически понесенными, что позволит исключить необоснованное взыскание денежных средств, установить больше порядка во взаимоотношениях со всеми участниками туристского рынка», — отмечает эксперт.
Сергей ЦУРКО: что такое фактически понесенные расходы в туристической деятельности
В среде субъектов туристической деятельности есть как общие подходы к пониманию, что относить к фактически понесенным расходам, так и недопонимание. Правовой эксперт РСТО Сергей Цурко рассматривает этот вопрос применительно к практике по реализации туристических услуг.
Изначально предлагаю посмотреть, что означает термин «факт». Не будем рассматривать данный термин в философском значении, а посмотрим применительно к деятельности туристической организации.
Мы знаем, что многое из того, что заложено в гражданском законодательстве Республики Беларусь идет от римского права и, если обратимся к латыни, то факт (лат. factum — свершившееся) – термин, который может выступать как синоним истины, событие или результат, реальное, а не вымышленное, конкретное и единичное в противоположность общему и абстрактному.
Если обратиться к «Толковому словарю русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова, то по смыслу факт – верно, соответствует действительности и т.д.
Таким образом, резюмируем. Фактические затраты обладают действительным значением, подтверждающим, что субъект хозяйствования в интересах, в данном случае туриста, понес определенные затраты и оплатил третьей стороне за отдых обратившегося к нему туриста. Иными словами, то, что туристическая компания действительно оплатила отдых туриста принимающей стороне (авиаперелет, проживание и т.д.) – это и есть практически фактически понесенные расходы.
Что и отражено в ныне действующем Законе «О туризме».
Заметим, что действующий Закон не дает понятия фактически понесенных расходов, это понятие нашло свое отражение в постановлении СМ Республики Беларусь от 12.11.2014г. № 1064, утвердившее Правила оказания туристических услуг. В главе 1 Правил дано понятие, что фактически понесенные расходы – расходы исполнителя по выполнению договора оказания туристических услуг, подтверждаемые документально.
Пункт 46. Правил содержит норму, при которой договор оказания туристических услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке:
исполнителем — при условии полного возмещения заказчику убытков;
заказчиком — при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Пункт 47. При отсутствии фактически понесенных расходов исполнитель обязан вернуть заказчику внесенные им денежные средства.
В настоящей статье не буду давать правовую оценку действий туристической компании по алгоритму совершения тех или иных процедур по применению фактически понесенных расходов при осуществлении выплат туристу в спорной ситуации или при расторжении договора.
Остановлюсь на понимании, что такое фактически понесенные расходы.
В статье 2 проекта Закона «О Туризме», обсуждаемом в настоящее время, определено, что фактически понесенные расходы – расходы субъекта туристической деятельности по реализации тура субъектам или участникам туристической деятельности, подтверждаемые документами, содержащими источник таких расходов.
Как указано выше в настоящей статье, у некоторых туристических компаний нет четкого понимания о фактически понесенных расходах, и представители этих компаний желали бы, чтобы новый законодательный акт их конкретизировал. Думаю, что этого не будет. Да и надо ли?!
Для понимания сути этих расходов смоделируем конкретную ситуацию взаимоотношений туристической компании по выполнению договора туристических услуг, возникновению спора между туристом и туристической компанией и выплате фактически понесенных расходов и, что к ним относится.
Итак, заключен договор с туристом на его путешествие за границу Беларуси. За день до начала тура, вылета, турист обращается в туристическую компанию с требованием о расторжении договора на оказание туристических услуг и возврате ему суммы, оплаченной за тур.
Прежде всего, обращаю внимание читателей, что, как правило, при направлении туриста на отдых туристическая компания руководствуется не только законодательством Беларуси, но и заключенным договором с партнером за границей, с принимающей стороной, в котором оговариваются санкции за нарушения сроков аннулирования туров.
Выше отмечено, при каких обстоятельствах турист оплачивает туристической компании фактически понесенные расходы.
Настал момент, когда надо определить и показать, что есть фактически понесенные расходы.
При заключении договора с туристом туристическая компания бронирует отель, перелет, трансфер, иные оказываемые услуги – как на территории Беларуси, так и за ее пределами, затем перечисляет средства.
Как правило, при бронировании туров белорусские туристические компании информацию об актуальных ценах за туры берут из сети Интернет на сайтах принимающей стороны, туристических операторов, сотрудничающих с той или иной принимающей стороной. На сайтах показана общая цена, в которую, как правило, включены: перелет (переезд), трансфер, проживание и т.д. Исполнитель по договору с туристом не знает стоимость каждой конкретной услуги, он оплачивает в целом тур. Зачастую оплата осуществляется не за конкретный каждый тур, а авансовыми платежами наперед.
Как при необходимости определить фактически понесенные расходы?
В моем понимании следующим образом.
Для туристической компании Беларуси это может быть платежное поручение на перечисление конкретной суммы принимающей стороне, при необходимости на данное платежное поручение можно в обслуживающем банке проставить оригинальный штамп.
Если турист требует конкретизации таких расходов, то следует направить официальный запрос туристическому оператору, у которого приобретался тур, или принимающей стороне, если требование предъявлено туристическому оператору. В запросе необходимо конкретизировать свою просьбу о предоставлении стоимости: перелета, трансфера, проживания и т.д. По получении ответа на запрос от туроператора или принимающей стороны с обозначением стоимости каждой услуги для туристической компании это будет также доказательством ее фактически понесенных расходов.
Здесь мы не исследуем вопрос о минимизации фактически понесенных расходов.
Таким образом, фактически понесенными расходами белорусской туристической организации является факт оплаты за конкретный тур. Если оплата произведена за конкретный тур – то доказательство – конкретное платежное поручение. Если оплата осуществлена заранее авансовым платежом за несколько туров вперед – доказательством оплаты будет: платежное поручение, реестр платежных поручений.
При необходимости детализации расходов, это требование вытекает из законодательства о защите прав потребителей – доказательством будет официальный ответ от туроператора или принимающей стороны с указанием или общей стоимости, или стоимости каждой отдельной услуги.
Безусловно, кто-то может с моей позицией не согласиться, поскольку бывают различные ситуации по определению фактически понесенных расходов. В таком случае, необходимо рассматривать данный факт индивидуально.
Исходя из изложенного, понятно, что законодательно перечень фактически понесенных расходов определить нельзя.
Что касается фразы, содержащейся в Проекте Закона в понятии «фактически понесенные расходы» – «источник таких расходов», то данные слова я бы исключил из Проекта, поскольку, неясно, что подразумевается под словом «источник».
Турист отказался от тура. Как турагенту минимизировать потери и даже сохранить комиссионные?
Последствия отказа, тонкости страхования от невыезда и советы юриста о том, как вести себя в такой ситуации.
Передумал, заболел, уехал в командировку — у туристов есть множество причин для внезапной отмены тура, и случаются такие неприятные неожиданности с завидным постоянством. Последствия отказа, тонкости страхования от невыезда и советы юриста о том, как вести себя в такой ситуации, — в нашем материале.
Отказ — это всегда не вовремя
Не существует универсального плана действий на случай появления отказного тура — ситуации и сроки в каждом конкретном случае разные. Главное в случае отказа не паниковать и разобраться в условиях конкретного тура: была страховка или нет, какой механизм в случае аннуляции прописан в договоре конкретного туроператора, многое, конечно, зависит и от количества дней, за которые отказался турист от поездки.
Туриста может спасти страховка
Турист застрахован от невыезда? Тогда, вроде бы, все складывается в вашу пользу — стоимость тура будет компенсирована страховой компанией. Но в этой ситуации далеко не все однозначно.
Как известно, страхование от несостоявшейся поездки уже давно активно практикуется в большинстве турагентств. Несмотря на то что страхование от невыезда — дело добровольное, опытные коллеги уверены, что иногда не будет лишним на нем настоять. Часто туроператор сам занимается этим вопросом, в обязательном порядке включая стаховку от невыезда в турпакет по визовым направлениям.
Итак. Страховка от невыезда у туриста все-таки есть. Но хватит ли такой «стандартной» выплаты при срыве дорогостоящего путешествия? В большинстве случаев величина покрытия регулируется самим туристом и агентом, который может предложить оформить расширенную страховку. Но надо помнить: страховка будет выплачена только в случае, если клиенту удастся доказать, что поездка сорвалась по независящим от него причинам. И приготовиться к тому, что все обстоятельства будут тщательно проверяться страховщиками.
Стоит иметь ввиду и то, что каждая цифра в договоре со страховщиком имеет огромное значение. «Например, в правилах указано, что страховой случай наступает не ранее чем за пять дней до начала тура, а турист заболел пневмонией за шесть дней до поездки, следовательно, тогда страховая компания откажет в страховой выплате», — поясняет Людмила Жандло, юрист, специализирующийся в сфере туризма.
Есть и другие нюансы. Например, некоторые страховые компании отказываются страховать от невыезда по визовому направлению, если клиенту уже однажды отказали в получении визы. Различны и ограничения по времени: в некоторых организациях такой договор можно заключить не менее чем за 15 дней до поездки, а в других достаточно лишь недели до вылета.
Отказ с запасом времени: берем ситуацию в свои руки
Рассмотрим кардинально другие обстоятельства — у клиента, который не может отправиться в долгожданный тур, страховки как назло нет. Тут все уже зависит от того — когда турист известил об этом вас, менеджера? Предположим, еще есть неделька другая (или хотя бы несколько дней), чтобы решить проблему другими способами.
Всех может спасти другой турист
Один из самых популярных вариантов в такой ситуации, это, конечно, перепродажа тура: задействовав все каналы связи с туристами или коллегами, агентство может значительно минимизировать расходы своих клиентов в случае аннуляции. Другой вопрос, что если кандидат для этой поездки найден, то в самом процессе перебронирования подтвержденной заявки всегда стоит учитывать ряд нюансов, которые зависят как от политики определенного туроператора или отельера, так и от особенностей направления.
В том же случае, если такой план спасения заявки не срабатывает, то, конечно, единственное возможное решение в сложившейся ситуации — отказ от поездки с расторжением договора. Как итог: максимальный штраф от туроператора.
Расторгаем договор: а комиссию реально вернуть?
Если турист заблаговременно объявил об отказе от тура и принято решение все-таки аннулировать тур, то шансы вернуть деньги, как известно, уменьшаются прямо пропорционально количеству времени, оставшемуся до поездки.
* Усредненные показатели по данным туроператоров, обозначенным в открытых источниках на октябрь 2013 года.
Однако аннуляция — далеко не самый любимый у менеджеров способ решения проблемы, ведь тогда в проигрыше оказываются и туроператор, и турагентство. А на агентское вознаграждение в этой ситуации рассчитывать все-таки хочется — ведь работа по туру была проведена.
Вместе с тем, как известно, по закону «О защите прав потребителей» при отказе туриста от договора ему возвращается вся уплаченная сумма за вычетом фактически понесенных расходов.
Вся процедура отказа туриста от тура выглядит следующим образом:
1. Турист должен заявить в письменном виде о своем желании расторгнуть договор.
2. Турагент при получении такого заявления обязан подготовить документы, подтверждающие его фактические расходы, и ознакомить с ними туриста.
3. Далее турагент должен вернуть туристу денежные средства, оплаченные за тур, за вычетом фактических расходов, оформив возврат соответствующими кассовыми документами.
4. В случае несогласия туриста с возвращаемой суммой необходимо направить туристу письменный ответ на его заявление (заказным письмом с уведомлением и описью вложения) с указанием места и времени, где он может получить денежные средства, и приложить документы, подтверждающие фактические расходы.
Как же не отдать свою, справедливо заслуженную, комиссию? Секрет кроется в формулировке «фактические расходы».
«К сожалению, законодатель не дает расшифровку этого понятия, поэтому суды при рассмотрении исков, как правило, присуждают возмещение полной суммы, внесенной туристом по договору», — поясняет тонкости законодательства Людмила Жандло, юрист в сфере туризма. Но, как утверждает собеседница, фактически понесенные расходы нельзя путать со штрафными санкциями туроператора за аннуляцию тура: «К фактически понесенным относятся любые затраты турагента по исполнению договора: не только платежи туроператору, но и административные расходы». В них входят все денежные затраты на содержание офиса, обучение персонала и заработную плату. Если понимать термин таким образом, то, возвращая туристу деньги за отмененную поездку, турагентство имеет право оставить себе часть, равную собственным административным расходам.
Для этого юрист рекомендует:
1. В договор о реализации туристского продукта включить условие «под фактическими расходами стороны договорились понимать любые расходы турагента по исполнению настоящего договора, в том числе платежи туроператору и административные расходы».
2. Приказом руководителя турагента утвердить бухгалтерскую справку об установлении административных расходов при исполнении договора о реализации туристского продукта. Бухгалтерская справка составляется как расчет общих затрат турагента по содержанию офиса за одни месяц: аренда помещения + уборка + расходы на связь (Интернет, телефон) + канцелярские расходы (бумага, каталоги и др.) + расходы по обучению персонала (семинары, инфотуры) + заработная плата. Затем эти расходы надо поделить на количество рабочих часов в месяц, установив стоимость одного рабочего часа менеджера.
3. Приложить к договору о реализации туристского продукта отчет менеджера о затраченном времени по исполнению договора, данный отчет должен быть подписан туристом.
Юрист уверена: если выполнять эти условия, то можно без проблем доказать свои административные расходы и обязать туриста оплатить труд менеджера, даже если поездка была отменена.
Однако опрошенные нами коллеги все же единодушны: гораздо важнее сохранить доброе отношение туриста к своему агентству, нежели вернуть себе какую-то незначительную часть денег. Тем не менее, исключать наличие такой «лазейки» в случае аннуляции тура за вычетом фактических расходов также не стоит.
Отказ в последний момент: деньги на ветер?
Вот она — самая нежелательная и неприятная ситуация для турагентов. «Этот неловкий момент, когда турист, который должен был улететь с утра, в обед появляется в твоем офисе».
И, пожалуй, каждому менеджеру знакомо положение, когда в разговоре с туроператором он пытался хоть как-то минимизировать штраф по проблемному туру, чтобы вернуть туристу хотя бы стоимость трансфера. В данном случае все зависит уже от ряда таких обстоятельств, как контакт с туроператором, его готовность идти на уступки, ну, и конечно, дипломатических качеств самого менеджера, чей турист расстроил отказом и при этом требует максимального возврата средств.
Ну а предугадать развитие ситуации и итоговую сумму возврата в данных обстоятельствах — невозможно. Коллеги подтверждают — истории в их практике были самые разные, но, как правило, туроператоры действуют в рамках своего договора.
Отказ от тура (что такое ФПР)
Согласно Статье 32 Закона о защите прав потребителей: потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
Что же такое «фактически понесённые расходы» в туристическом бизнесе? Так и приходят на ум: скрепки, чернила, бумага…
Увы, дело в том, что любой заказ тура, это не просто бронирование, а ещё и оплата заказанного вами отеля и авиабилетов! Это и есть «фактически понесённые расходы». А согласно статистике, прибыль туроператора составляет 2-3 % от стоимости тура.
Всё остальное – фактически понесённые расходы, которые в соответствии со статьёй 782 ГК РФ будут отнесены на счёт клиента.
Таким образом, речь идёт о финансовых расходах (потерях) организатора тура, которые могут возникнуть у последнего в результате штрафных санкций в отношении туроператора со стороны контрагентов:
Штраф отеля за упущенную выгоду
Ст. 1211 ГК РФ указывает, что при отсутствии между сторонами соглашения о применяемом праве, действуют нормы права страны, с которой договор наиболее тесно связан. В данном случае под правом страны понимается право того государства, где находится забронированный по вашему требованию отель.
Проиллюстрировать вышеизложенное можно на примере любого из отелей Hilton. Перейдите на оофииальный сайт, выберите оодин из отеллей сети и произвольно введите параметры. В результатах стоимости отдельно взятого номера за сутки в отеле Hilton Sharm Dreams Resort вы увидите примерно следующее:
Как видите, невозможность возврата ваших средств – не прихоть туроператора, а политика отелей, которые вы выбираете.
Штраф авиакомпании
Любая авиакомпания осуществляет свою деятельность на основе Резолюций Международной ассоциации воздушных перевозчиков (ИАТА). Согласно Резолюции № 737 «О возврате провозной платы» отказ пассажира от перевозки не является обязательным основанием для возврата стоимости билета. Несмотря на то, что Воздушный кодекс РФ предусматривает возможность возврата авиабилетов в РФ и возмещение потребителю стоимости возвращенного билета, в случае с иностранными авиакомпаниями применяется всё та же ст. 1211 ГК РФ.
Кроме того, выше речь шла о билетах на регулярные рейсы. Но большинство недорогих рейсов на популярные курорты осуществляются чартерами, стоимость на которые существенно ниже регулярных. Как и в приведённом выше примере с отелем, здесь, за экономию также приходится платить некоторыми неудобствами.
Дело в том, что приобретая билет на чартер, турист заключает договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора перевозки пассажиром (согласно статье 108, п. 4, Воздушного кодекса РФ).
Впрочем, по такому же принципу продаются невозвратные авиабилеты и на регулярные рейсы: «ваша экономия в обмен на ваши обязательства».
Для убедительности.
Если у вас всё ещё есть ощущение неважности изложенного, рекомендуем вспомнить 2020 год, когда из-за этих самых ФПР (фактически понесённых расходов), Правительству пришлось принять специальный Закон «Об утверждении Положения об особенностях на 2020 и 2021 годы исполнения и расторжения договора о реализации туристского продукта».
А для непредвиденных случаев существует т. н. «страховка от невыезда».