Франчайзи партнер что это
Франшиза
Способ открыть бизнес под брендом действующей компании
Франшиза — это право работать под брендом компании и использовать ее бизнес-модель: технологии, бизнес-процессы, опыт.
Представим, что начинающий предприниматель хочет открыть бизнес, но боится прогореть и потерять деньги. Он покупает франшизу известного кафе и становится франчайзи. Это значит, что он может использовать название, фирменный стиль компании, меню и интерьер.
Франчайзер — владелец бизнес-модели, на которую приобретают права. Он поможет выбрать нужное помещение, даст контакты поставщиков оборудования и продуктов. Останется только встать на учет в налоговой, нанять и обучить сотрудников.
Рассказываем, какие франшизы бывают, как оценить риски и почему открыть свой бизнес может быть дешевле.
Виды франшизы
В зависимости от типа бизнеса выделяют разные виды франшиз.
Товарные. Франчайзи получает право продавать товары, которые продает или производит франчайзер. Например, франчайзер магазина фиксированных цен Fix Price предлагает партнерам продавать уже сформированный ассортимент товаров для дома.
Сервисные. Покупатель получает право оказывать услуги под брендом франчайзера. Так работают сайты, салоны красоты, медицинские лаборатории.
Производственные. Франчайзер передает право на выпуск продукции под собственным брендом. Например, кофейня может купить рецепт круассанов в соседней булочной, чтобы печь и продавать их у себя.
Из чего состоит франшиза
Бренд. Франчайзи не нужно вкладывать деньги в продвижение, чтобы повысить узнаваемость бренда: при покупке франшизы он получает известное имя и репутацию франчайзера, над которой предприниматель работал годами. Договор между партнерами дает франчайзи право работать под чужим товарным знаком.
Бизнес-модель. Франчайзер расскажет, как устроен бизнес изнутри: передаст стандарты работы, технологии производства или продаж, поделится опытом. Здесь важны любые детали: от правил найма и подготовки персонала до планировки и оформления помещений.
Контроль. Франчайзер несет риски при передаче бренда: неопытный бизнесмен может испортить репутацию компании. Поэтому нельзя вести бизнес как попало: франчайзер следит за соблюдением стандартов и может расторгнуть договор.
Как франчайзеры оценивают работу партнеров:
Крупные франчайзеры берегут свою репутацию, поэтому всегда стараются контролировать процессы. Если у владельца бренда нет требований к франчайзи — это повод задуматься о качестве франшизы.
Сколько стоит франшиза
Итоговая стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и стартовых инвестиций. Рассказываем, что это такое.
Паушальный взнос. Фиксированная сумма, которую платят при заключении договора. Размер зависит от известности бренда и количества услуг, входящих в сопровождение франчайзи. Сюда могут входить должностные инструкции, стандарты работы, оборудование, рекламные материалы, обучение и информационная поддержка. Чем больше элементов содержит франшиза, тем выше ее цена.
Иногда платить паушальный взнос не нужно. Например, при покупке товарной франшизы франчайзи покупает товары для последующей продажи. Франчайзер учитывает дополнительные расходы партнера и освобождает его от взноса.
Роялти. Платежи, которые платят на протяжении действия договора. Роялти — это стоимость текущего сопровождения: использования бренда, обслуживания CRM, рекламы, обновления стандартов.
Размер роялти зависит от типа франшизы. Платежи могут быть:
Стартовые вложения. Чтобы начать бизнес, нужны инвестиции: придется закупать товары и расходники, заказывать оборудование, платить зарплату сотрудникам. Франчайзер рассчитывает сумму, которая нужна для запуска, и указывает ее в предложении.
Примеры франшиз
Несколько франшиз, популярных в России:
Первую франшизу начала продавать сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s — сейчас это самая крупная в мире франчайзинговая сеть в сфере общественного питания. В мире более 38 тысяч ресторанов: 90% принадлежат независимым партнерам.
Плюсы и минусы франшизы
Плюсы и минусы зависят от условий конкретной франшизы: у каждого франчайзера свои условия. Но есть объективные преимущества:
У франшизы есть минусы:
Некоторые действующие владельцы бизнеса покупают франшизу в близкой сфере, чтобы улучшить свое дело. Набираются опыта, смотрят на чужие решения и модели, задают вопросы франчайзеру.
Где искать франшизу
Есть три простых способа найти франшизу: на сайте компании, если знаете, чью франшизу хотите купить, в онлайн-каталоге или на офлайн-выставке.
На сайте компании-франчайзера. Здесь публикуют самую точную и актуальную информацию, есть форма для связи с компанией-представителем. Обычно компании размещают на сайте конкурентные преимущества, чтобы будущий франчайзи смог оценить, подходит ли ему франшиза.
Добросовестные франчайзеры открыто публикуют информацию о предложениях и контакты. Хаотичные сведения, отсутствие отзывов и способов обратной связи вызывают сомнения в благонадежности потенциального партнера.
Онлайн-агрегаторы и сайты-каталоги. Удобно, если вы еще не определились с франшизой: можно отфильтровать предложения по типу бизнеса и сравнить разные предложения.
Офлайн-выставки. На мероприятии можно рассмотреть оборудование и сразу пообщаться с представителями компании. Но такие выставки проводят редко, и чаще в крупных городах.
Как выбрать франшизу
За словом «франчайзинг» могут скрываться финансовые пирамиды, сетевой маркетинг и другие сомнительные предложения. Вот несколько критериев, которые помогут выбрать надежного франчайзера.
История компании. Проверьте, сколько лет бренду, почитайте отзывы франчайзи. Если компания недавно начала продавать франшизу, скорее всего, модель еще сырая. Неопытному франчайзи будет трудно.
Юридическая чистота. У добросовестной компании нет задолженностей, есть продуманный договор с франчайзи и зарегистрированный товарный знак. Такой франчайзер открыто предоставляет любую информацию по франшизе и заинтересован в общении с партнерами.
Уровень поддержки. Хорошая франшиза включает все необходимое для запуска и успешного ведения бизнеса: как правило, чем больше услуг входит в предложение, тем продуманнее бизнес и безопаснее сотрудничество.
Если какой-нибудь из пунктов отсутствует, риск потерять деньги сильно возрастает.
Как купить франшизу
Условия покупки каждая компания устанавливает самостоятельно. Но есть общая схема действий:
Шаг 1. Оставьте заявку на сайте компании-франчайзера или на странице в каталоге франшиз.
Шаг 2. Свяжитесь с представителем бренда и уточните условия сотрудничества.
Шаг 3. Изучите договор: это важно, поэтому лучше обратиться за консультацией к юристам.
Шаг 4. Назначьте встречу с франчайзером и обсудите детали сотрудничества.
Шаг 5. Заключите договор, оформите другие необходимые документы.
Шаг 6. Внесите паушальный взнос.
Иногда франчайзи проходят этапы отбора — интервью и обучение в компании. Это тоже признак добросовестности компании: договор заключают только с ответственными и компетентными партнерами, которые не испортят деловую репутацию бренда.
Договор франшизы
В российских законах нет термина «франшиза» и правил договора франшизы. Поэтому используют разные формы заключения соглашений между партнерами.
Договор коммерческой концессии — ДКК. По нему правообладатель передает право использовать товарный знак и другие объекты исключительных прав, например, секреты производства. Это самый популярный вид договора франшизы, так как он дает большой спектр прав покупателю. Сторонами договора могут быть только ИП или юрлица.
Договор коммерческой концессии может быть оформлен как единый документ либо как пакет из договоров разного типа.
Если у франчайзера не зарегистрирован товарный знак или одна из сторон — физлицо, оформляют другие виды договоров: лицензионный или агентский.
Лицензионный договор. Часто заключают при передаче прав на использование приложений, сайтов. Прописать все условия сотрудничества в рамках такого договора невозможно, поэтому франчайзеры заключают договоры на каждую услугу отдельно. Например, для работы по товарной франшизе подписывают договор поставки, а при обучении — договор на оказание услуг.
Агентский договор. Заключают, если франчайзи занимается продажами, а товары и оборудование принадлежат франчайзеру.
Проблемы франчайзинга
Нет гарантии успеха. Снизить риск поможет выбор известного бренда с хорошей репутацией и четкое следование инструкциям франчайзера.
Особенности рынка в разных регионах. Есть вероятность, что успешный бизнес в одном регионе может оказаться невостребованным в другом. Перед покупкой франшизы нужно проанализировать рынок и спрос.
Риск приобрести франшизу-пустышку. Иногда франшизы продают мошенники. Чтобы избежать обмана и сотрудничества с недобросовестными компаниями, нужно подробно изучить информацию о компании и условия договора.
Регулярные выплаты франчайзеру. Скорее всего, в первые месяцы бизнес не принесет прибыли, но платить роялти все равно придется. Начинающим предпринимателям стоит помнить об этом и адекватно оценивать свои силы.
Франчайзер и франчайзи: каковы отличия?
Франчайзеры управляют бизнесом, продавая франчайзи возможности франчайзинга. После подписания соглашения франчайзи получает право управлять филиалом с определенными правилами и обязательствами. Получатель франшизы платит франчайзеру единовременную плату и постоянный гонорар.
Между франчайзером и франчайзи есть существенная разница. Когда дело доходит до открытия этого вида бизнеса, очень важно понимать этот рынок глубоко. Ниже вы узнаете все, что необходимо о том, чем отличаются франчайзер от франчайзи.
Что такое франчайзинг?
Франчайзинг – это бизнес-модель, в которой владелец предоставляет лицензию и право использовать организации, местоположения, товарные знаки и системы другим лицам. Физическое лицо или компания будут платить гонорары компании, владеющей франшизой, а также роялти за использование интеллектуальной собственности.
Франчайзер и франчайзи
Основное различие между франчайзером и франчайзи заключается в том, что франчайзер владеет брендом, товарным знаком и системой компании. Это человек, который начал весь бизнес, бренд и продвигал его. Он предоставляет условия и правила, а также лицензию, которую может использовать франчайзи. Получатель франшизы должен будет заплатить определенную плату и роялти, чтобы получить товарный знак и брендинг для ведения бизнеса.
Чем занимается франчайзер?
Франчайзер – это предприниматель, создавший успешный и налаженный бизнес. Он или она заложили все основы и оказались ценным активом для компании.
Товарные знаки
Франчайзер двигается в бизнесе путем проб и ошибок, а также тщательно исследует, чтобы получить самый ценный актив для своего бизнеса – зарегистрированный товарный знак. Создание широко известной торговой марки требует большого количества времени и усилий. Кроме того, требуется получение прав на этот знак.
Бизнес-система
Франчайзер создал способ ведения бизнеса для получения надежных результатов. Имея это в виду, франчайзер несет ответственность за бизнес-модель, которая успешно регулирует то, как покупателям и клиентам предоставляются продукты и услуги.
Бизнес-модель
Чтобы стать франчайзером, вы должны создать бизнес-модель, доказывающую вашу ценность для бизнеса как человека, приносящего прибыль. Благодаря этому потребители будут узнавать ваш бренд и изо всех сил искать ваши продукты или услуги.
Обучение и поддержка
В обязанности франчайзера входит обучение и постоянная поддержка франчайзи. Это гарантирует, что франчайзи сможет учиться и добиваться успеха под руководством опытного предпринимателя.
Чем занимается франчайзи?
Роль франчайзи – копировать бизнес-модель франчайзера, чтобы помочь расширить рынок. Эта деятельность требует значительного объема работы и инвестиций.
Управление местоположением франшизы
Получатель франшизы должен будет взять на себя бизнес-модель франчайзера, обучая других сотрудников и открывая бизнес в определенном месте. Получатель франшизы использует существующую структуру франчайзера для определения того, как работает бизнес и что делает его успешным. Он также может контролировать ежедневную работу.
Оплата сборов
Получатель франшизы должен будет заплатить комиссию за франшизу (паушальный взнос), чтобы получить право открыть бизнес в определенном месте. Ему также придется оплачивать процент от расходов на рекламу и валового дохода.
Преимущества франчайзинга для франчайзеров
Франчайзер больше не несет ответственности за повседневные операции по ведению бизнеса. Он получает свои деньги за счет платы за франшизу, которую франчайзи платит, чтобы получить доступ к торговой марке и центральной системе.
Имея это в виду, франчайзер может получить значительную прибыль за счет лицензирования своего бизнес-плана и торговой марки независимым франчайзи.
Преимущества франчайзинга для франчайзи
Франчайзинг дает франчайзи ряд преимуществ. Получатель франшизы использует установленные товарные знаки и бренды, что позволяет ему избежать всех ошибок и проблем, связанных с началом бизнеса с нуля.
Кроме того, клиенты, скорее всего, будут лояльными если бизнес хорошо известен и имеет узнаваемый бренд.
Франчайзер несет ответственность за исследования и разработку продукта, а также за маркетинг, рекламную кампанию и переговоры с поставщиками. Это снимает стресс с франчайзи, который теперь может сосредоточить свое внимание на обучении сотрудников и обслуживании клиентов.
Большинство франчайзеров предлагают финансовую поддержку, освобождая франчайзи от обязанности получать средства из внешних источников.
Еще одно преимущество, которое франчайзинг дает франчайзи – это возможность купить бизнес практически без опыта. Например, человек может не иметь каких-либо медицинских знаний или опыта, но теперь он может купить кабинет врача при условии, что он наймет врача для его работы. Франчайзер уже удостоверился, что все соответствует правилам, и все, что нужно сделать человеку – это поддерживать его.
Есть ли недостатки для франчайзеров?
Может показаться, что франчайзер выигрывает больше, но есть и недостатки. Например, франчайзи, не соблюдающий стандарты компании или случайно устроивший публичный скандал, может нанести ущерб всему бренду.
Например, в Starbucks один франчайзи был обвинен в расовой дискриминации после того, как приказал уволить двух афроамериканцев. Это привело к возбуждению дела о расовой дискриминации, в результате которого Starbucks закрыла заведения на целый день, чтобы обучить своих сотрудников вопросам расы и дискриминации, а также тому, что это запрещено в компании. Из-за этого Starbucks потеряла более 12 миллионов долларов продаж.
Это означает, что обучение и поддержка франчайзи становится непростым делом. Это может отвлечь франчайзера от общего видения бренда, которое может включать в себя разработку инновационных продуктов, превосходство над конкурентами и улучшение маркетинговых методов.
Кроме того, франчайзи могут в конечном итоге прекратить отношения с франшизой, но продолжать использовать интеллектуальную собственность, что нарушает условия и соглашение. Это может вызвать у франчайзера серьезную юридическую головную боль.
Поскольку некоторые франчайзи никогда раньше не работали в бизнес-индустрии, франчайзеру может быть сложно их эффективно обучить. Это может повлиять на успех франшизы, а также на соответствие отраслевым стандартам.
Как стать франчайзером?
Франчайзинг вашего бизнеса – проверенный путь к увеличению прибыли, но процесс становления франчайзером довольно длительный и дорогостоящий. Международная ассоциация франчайзинга заявила, что из 105 компаний, которые начали продавать франшизы в 2008 году, более 40 не сообщили о продаже своего первого подразделения к концу 2009 года. Но если вы сможете пройти через все усилия и оформить юридические документы, вы потенциально сможете заработать много денег.
Первый шаг – оценить свой бизнес и посмотреть, готов ли он к такому кардинальному сдвигу. Обдумайте свою концепцию. Большинство успешных франчайзинговых компаний предлагают что-то знакомое и популярное, но со своими особенностями. Это концепция, которая также должна понравиться инвесторам и потенциальным франчайзи, а это означает, что вы можете воспроизвести ее.
Если все это звучит хорошо, пора внимательно изучить свои финансовые показатели, провести маркетинговые исследования и подготовиться к грядущим большим изменениям. Имейте в виду, что франшиза может стоить около 100 000 долларов и более.
Как стать франчайзи?
Начните с поиска доступных вариантов франшизы в вашем районе (или в регионе, в котором вы хотите вести бизнес). Выберите тип франшизы, которую вы также хотите открыть или в которую вы хотите инвестировать, поскольку все отрасли имеют свои уникальные требования, опыт и знания.
Важно изучить условия и требования для каждой возможности франшизы, которая привлекла ваше внимание. Вам нужно будет узнать, какие расходы на франшизу и другие расходы будут связаны с франшизой. Вы также можете изучить репутацию компании.
Затем проведите собственное исследование. Каков спрос на этот вид бизнеса в той области, в которой вы хотите открыться? Какова обычная прибыль компании с одного местоположения? Франчайзинговые компании также часто проводят исследования местоположений, выбирая места на основе опросов сообщества и данных, чтобы выбрать районы, в которых, по их мнению, бизнес будет успешным. Посмотрите, нравится ли вам какое-либо из этих мест.
Отправьте запрос, чтобы стать владельцем франшизы в компании. Вы получите заявку, а также запрос о свободных средствах. Они также отправят информацию о возможности и местоположении. Заполните заявку, указав необходимые данные и доказательство того, что у вас есть средства для первоначального вложения.
Если вас выбрали, это приведет к самостоятельному процессу. Но к торжественному открытию нужно быть готовым, включая маркетинг и инвентарь.
Ключевые выводы
Когда дело доходит до ведения бизнеса, как франчайзи, так и франчайзеры сталкиваются с преимуществами и недостатками. Несмотря на то, что франчайзеры создали и наладили бизнес с брендом и товарным знаком, они по-прежнему несут ответственность за то, чтобы франчайзи были осведомлены о ведении бизнеса.
Они также несут ответственность за создание новых продуктов и услуг, а также за маркетинг. К счастью, они несут ограниченную ответственность при работе с магазинами. Они также могут получать прибыль за счет комиссионных за франшизу и роялти.
С другой стороны, франчайзи не должны преодолевать трудности и препятствия при открытии бизнеса. Им не нужно тратить время на создание продуктов и услуг, а также на маркетинг. Они сосредоточены на обучении сотрудников, чтобы убедиться, что клиенты довольны, а магазин работает бесперебойно и эффективно.
Учитывая все это, как франчайзер, так и франчайзи должны проявлять энтузиазм и стремление к тому, чтобы бизнес развивался гладко.
Женщина-предприниматель, специалист по продажам. Всегда интересуюсь новыми направлениями и возможностями в бизнесе и интернет-предпринимательстве.
Франчайзи партнер что это
На сегодняшний день франчайзинг является ведущей формой масштабирования бизнеса. Но хотя он распространен во многих сферах и многие известнейшие компании развиваются именно по этой модели, не все правильно понимают, кто такой франчайзер, в чем заключается его выгода и каковы его обязанности.
Франчайзинг: краткая история
Первой в мире компанией-франчайзером стала Singer Sewing machine company Исаака Зингера – 1851 год, когда начали заключаться первые договоры с небольшими компаниями на продажу и ремонт швейных машин под брендом «Зингер», можно считать началом истории франчайзинга. На это решение владельца компании подтолкнуло то, что массовое производство продукции было налажено, а система ее распространения и сервисного обслуживания на всей территории США – нет. Каждая фирма, заключившая договор с «Объединением швейных машин», могла работать на определенной территории – это помогло решить проблему с охватом рынка и избежать конкуренции.
Вслед за Зингером эту успешную систему партнерства в конце 19 века начали применять Henry Ford и General Motors, а в 1920-х годах начался настоящий бум товарного франчайзинга. Затем эту модель переняли нефтеперерабатывающие компании, гостиничный бизнес, а после Второй мировой войны возникла самая известная франчайзинговая сеть – McDonald’s.
Все больше и больше компаний начали выбирать эту модель развития и расширения, и к началу 1980-х годов она стала распространенной во всех западных странах. В России же первой франшизой стали заводы PepsiCo в 80-х годах прошлого века, но Российская ассоциация франчайзинга была создана только в 1999 г., а масштабное распространение началось после 2010 года.
Франчайзинг: что это такое в экономике
Что из себя представляет этот вид отношений между субъектами рынка и почему он считается особенным, что отличает его от других схем партнерства? Если объяснять это понятие простыми словами, то системой франчайзинга называют взаимовыгодные партнерские отношения, когда одна сторона (франчайзер, или правообладатель) передает другой стороне (франчайзи, или пользователь) право работать под своим брендом и по своей бизнес-модели, получая за это вознаграждение. Вознаграждение, если иное не определено договором, состоит из единовременного платежа – паушального взноса и периодических платежей – роялти.
Франчайзер и франчайзи – это в обязательном порядке юридические лица или индивидуальные предприниматели, по российскому законодательству физические лица не имеют права заключать договор франшизы. У обоих партнеров есть права и обязательства, определяемые договором.
Важно! Говоря о франчайзинге, необходимо четко понимать, что такое «франчайзи» и «франчайзер», и в чем заключаются отличия между ними.
Почему такая модель выгодна обеим сторонам? Компания-правообладатель получает возможность увеличить свое присутствие на рынке или выйти на новый рынок без вложения средств в открытие точек. Покупатель франшизы может работать по «обкатанной» бизнес-модели и под узнаваемым брендом, что делает бизнес менее рискованным и более прибыльным.
Что такое «франчайзи»
Франчайзи – организация-покупатель франшизы, по возмездному договору получившая право осуществлять деятельность под торговой маркой другой организации. На оговоренных в договоре условиях и за определенное вознаграждение он получает право в течение установленного срока:
У покупателя франчайзингового пакета есть и обязательства, также определяемые договором. К основным относятся:
Важно! Франчайзи – не владелец бизнеса, он его «арендатор». Поэтому он обязан следовать инструкциям франчайзера и выполнять все его условия.
Что такое «франчайзер»
Юридическое лицо (или индивидуальный предприниматель), на возмездной основе передающее другим юрлицам или ИП права на использование своей интеллектуальной собственности, называется франчайзором или франчайзером. Простыми словами, это компания, продающая франшизу.
Стать франчайзером может не каждая организация. Для этого необходимо:
Особенности взаимодействия партнеров при франчайзинге
Франчайзер – это не обладатель собственных филиалов (хотя и таковые у него могут быть) и не компания, сотрудничающая с ограниченным количеством других. Особенностью этой модели является сотрудничество правообладателя с все большим числом партнеров, постоянное расширение сети. При этом каждая новая точка – самостоятельная компания, отдельное юридическое лицо или ИП, в отличие от дочерних не зависимая от головной организации.
Главные характеристики отношений между партнерами:
Эта модель предполагает наиболее тесное взаимодействие между юридически и финансово независимыми компаниями, все условия которого определяются договором.
В чем заключаются особенности франчайзинга
Главная особенность франчайзинга, отличающая его от всех других форм сотрудничества – одна из сторон получает право работать под брендом другой стороны и пользоваться ее интеллектуальной собственностью.
Из этого следует вторая особенность: правообладатель оказывает получателю всестороннюю помощь и поддержку. Третья – получатель, в свою очередь, не имеет права действовать самостоятельно, он обязан вести бизнес в соответствии с инструкциями и полностью подотчетен франчайзеру.
Что является источниками доходов франчайзера
Каким образом головная компания может получать прибыль путем продажи франшизы и расширения сети?
Франчайзинговый договор
В российском законодательстве нет понятий «франчайзинг» и «франшиза», поэтому основными типами франчайзинговых соглашений являются:
По лицензионному договору передается право на средство индивидуализации (например, торговый знак) или результат интеллектуальной деятельности (бизнес-модель или ноу-хау). Сторонами договора лицензии являются лицензиар (владелец права) и лицензиат (получатель).
По договору коммерческой концессии передается комплекс исключительных прав, что наиболее полно отражает саму суть франчайзинговых отношений. Стороны договора – правообладатель и получатель.
Кроме того, в зависимости от типа франшизы могут заключаться агентский договор, договор поставки, лизинговый договор, договоры оказания услуг и совместной деятельности, дистрибьюторское соглашение.
В договоре должен быть четко указан его предмет и прописаны все условия сотрудничества, права и обязанности сторон, основания для его расторжения.
Обратите внимание. Договор франшизы – всегда взаимный, т.е. каждая сторона в обязательном порядке наделяется и правами, и обязанностями.
Виды франчайзинга
Существует несколько классификаций. Так, по типу взаимодействия сторон франшиза может быть стандартной, «под ключ», мастер-франшизой, свободной, корпоративной или в аренду.
По стратегии расширения сети франчайзинг может быть:
По виду деятельности выделяют:
Дополнительная информация. Если франчайзи имеет право открыть только одну точку, а на запуск последующих нужно отдельные договоры, франшиза называется прямой. Если договор дает право открыть несколько точек, используется термин «мультифраншиза».
Широко известное понятие «политический франчайзинг» не имеет никакого отношения к экономике и предпринимательству.
Франчайзинг и франшиза: в чем разница
Хотя эти два понятия относятся к одному явлению и описывают определенную модель предпринимательской деятельности, а потому нередко употребляются как синонимы, отличие между ними есть.
Между франшизой и франчайзингом разница заключается в том, что франчайзинг – форма бизнес-отношений, способ организации деятельности. Франшиза же представляет собой сам комплекс исключительных прав, передаваемый по договору.
В чем различие между франчайзингом и коммерческой концессией
Франчайзинговые отношения чаще всего оформляются договором коммерческой концессии, так как именно им они регулируются в соответствии с отечественным законодательством, но есть важный нюанс. И понимать, чем именно франчайзинг отличается от коммерческой концессии, необходимо, чтобы не допустить ошибки при заключении договора.
Коммерческая концессия – уступка прав на использование объектов интеллектуальной собственности. Франчайзинг – не только передача прав, но и содействие их получателю в ведении предпринимательской деятельности. Т.е. по договору концессии, если это не оговорено специально, правообладатель не обязан оказывать поддержку: отношения между ним и получателем ограничиваются возмездной передачей права использовать торговый знак, бизнес-модель, ноу-хау.
В чем плюсы франчайзинга для правообладателя
Расширяя сеть, франчайзинговая компания получает преимущества, это:
Примеры известных компаний-франчайзеров в России
Самый известный и один из самых успешных франчайзеров – McDonald’s. Условия сотрудничества очень жесткие, франшиза дорогая, тем не менее, одна из самых окупаемых и прибыльных. К известным франчайзинговым сетям в сфере общепита также относятся KFC, Burger King, «Шоколадница», по франшизе работает и большинство пиццерий, суши-баров и кофеен.
К крупнейшим сетям в области розничной продажи продуктов питания относятся «Магнит», «Азбука вкуса», «Дикси», «Пятерочка» и «Перекресток». Две последних работают по системе обратного франчайзинга. Магазины фиксированных цен (Fix Price, «Мелочи жизни»), косметики и парфюмерии («Подружка», «Белорусская косметика», «Улыбка радуги»), электроники и бытовой техники («Юлмарт», «М.Видео») – тоже известные франшизы.
Такая форма франчайзинга, как товарный, представлена и известными брендами магазинов одежды: Zara, TOM TAILOR, Levi’s, Terranova, s.Oliver.
К успешным сервисным франшизам можно отнести предлагающие медицинские услуги, например, «Инвитро» и «Гемотест», и пункты выдачи (СДЭК, OZON, PickPoint).
У франчайзинга есть не только преимущества, но и недостатки. Прежде чем принять решение продавать франшизу, необходимо ясно понимать, франчайзер – кто это и какие у него обязанности, взвесить все плюсы и минусы и проанализировать, подходит ли данная модель вашей компании.