Франчайзинг в беларуси что это
Свежий топ-10 франшиз Беларуси
В условиях кризиса предприниматели стараются инвестировать в надежные бизнес-модели. И приобретение франшизы — один из самых очевидных способов это сделать. Кому из франчайзеров стоит доверить свои деньги сейчас? Кто чувствует себя уверенно на рынке и продолжает развиваться в условиях экономического кризиса? И в ком видят перспективы эксперты? Частично на этот вопрос отвечает исследование, проведенное белорусским рейтинговым агентством BIK Ratings. Но сперва мы уточнили общую ситуацию на рынке франшиз у председателя ассоциации «Белфранчайзинг».
Ольга Леонтьева
Председатель ассоциации «Белфранчайзинг»
— На начало 2019 года рынок франчайзинга в Беларуси был представлен почти 1300 компаниями/ИП, создавшими бизнес через покупку франшизы. Свои сети развивают более 100 национальных франшиз. С 2015 года мы наблюдали ежегодный рост на 15% и более. Но в 2020 году ситуация изменилась. Сначала число запросов на поиск и приобретение франшиз резко упало в середине марта из-за пандемии, к середине лета оно почти восстановилось, а в августе снова упало до минимальной отметки за последние пять лет. В совокупности в 2020 году число сделок по приобретению франшиз упало более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом.
К концу года ситуация стала оживать. Отложенный спрос проявляет себя последние три месяца — число запросов на покупку франшиз растет ежемесячно (+17% в ноябре, +45% в декабре, +45% в январе 2021 года). В целом в своем каталоге мы видим спрос на франшизы за последние три месяца на 80% больше, чем за аналогичный период год назад. Но в сделки эти запросы трансформируются пока слабо. Наиболее показательными в этой связи должны стать февраль и март 2021 года — традиционно рекордные месяцы по совершению сделок.
Мы ожидаем, что в 2021 году рынок франчайзинга как минимум вернется к показателям 2019 года, потому что, как показывает наш опыт и опыт коллег из других стран, франчайзинг растет в кризисные периоды. Предприниматели стремятся снижать риски и объединяться в сети, а те, кто уходят в свой бизнес из найма, ищут проверенные бизнес-модели и поддержку.
В то же время очевидно, что если ситуация в экономике продолжит ухудшаться и сохранятся сложности с доступом к кредитным ресурсам, то это станет тормозом на пути к восстановлению рынка франчайзинга.
Дмитрий Данильчук
Исполнительный директор первого национального рейтингового агентства BIK Ratings
— В настоящее время в Беларуси активно работают десятки франшиз: франчайзинговая модель охватила различные секторы экономики и бизнес-форматы. Но в условиях значительной неопределенности инвесторам становится нелегко выбирать проекты для вложения средств. Мы провели исследование белорусского рынка франчайзинга и составили на его основе рейтинг.
Как оценивали франшизы
Аналитической командой агентства была составлена база со всеми компаниями, у которых есть франшизы в Беларуси. Мы провели предварительный отбор из более чем сотни компаний по критериям:
BIK Ratings отобрали 20 франчайзеров, которым было предложено участие в проекте и проведение независимой оценки франшизы. 10 компаний приняли решение участвовать в проекте и предоставили агентству данные для анализа.
Все франчайзеры предоставляли следующую информацию:
Далее каждая франшиза оценивалась по 6 группам показателей по шкале от 0 до 100. После чего баллы групп показателей были суммированы с применением весовых коэффициентов.
Стоимость и платежи
Математический анализ данных с применением нормализации методом min-max
Для торговых франшиз учитывался размер скидки, предоставляемой партнерам
Математический анализ данных с применением нормализации методом min-max
Усредненная независимая оценка трех аналитиков
Требования и контроль
Усредненная независимая оценка трех аналитиков
Конкуренция на рынке
Усредненная независимая оценка трех маркетологов
Усредненная независимая оценка трех маркетологов
Как можно видеть, определяющими при оценкке стали финансовые критерии и показатели реальной деятельности компаний.
На основании проведенного анализа участники исследования были проранжированы специалистами BIK Ratings следующим образом:
Как начать бизнес с помощью франчайзинга?
Долгое время бизнес через покупку франшиз оставался закрытой темой для Беларуси, но сегодня это явление довольно распространенное. В Минске открываются новые кофейни, салоны именитых брендов, а белорусы все чаще задумываются о данном способе открытия своего дела.
Франчайзинг — это способ запуска и ведения бизнеса, с использование уже имеющегося на рынке имени бренда, его технологий и секретов маркетинга и производства. Это форма копирования чужого бизнеса за оплату с четкими единоразовыми или ежемесячными платежами и условиями.
Основная рекомендация: чем меньше опыта у предпринимателя, тем ближе должен быть франчайзер. Т.е. для первого предпринимательского опыта белорусскому предпринимателю лучше выбирать белорусскую франшизу, потому что ответственность за соблюдение законодательства, иных требований несет сам предприниматель, независимо от того работает он по франшизе или начал бизнес самостоятельно.
Также мотивацией для приобретения франшизы может выступать желание работать под известным брендом или предлагать товар/технологию, которая до этого на рынке представлена не была. Но здесь нужно учитывать, что чем известнее торговая марка, тем больше будет список требований к кандидату-франчайзи, включая сумму инвестиций, стоимость самой франшизы, наличия подходящего помещения, персонала, опыта и т.д.
Почему это выгодно?
Каковы условия?
Основные параметры, по которым оцениваются франшизы — это сумма инвестиций в бизнес и срок их возврата. Вложения — от сотен долларов до миллионов. Некоторые бизнесы требуют только первоначальный платеж, своеобразную плату за вход. Другие выставляют условие в виде ежемесячных платежей, роялти, проценты от продаж.
Словарь франчайзинга
Франчайзер — владелец торговой марки, который продает франшизу.
Франчайзи — это юрлицо или физлицо, покупающее франшизу у франчайзера.
Паушальный взнос — размер первоначального взноса, получаемого франчайзером от франчайзи в соответствии с договором франшизы.
Роялти — это суммы, перечисляемые франчайзи франчайзеру по договору франшизы. Когда в графе роялти просто указывается процент, он всегда означает процент от оборота, а не от прибыли франчайзи.
Франчайзинговый пакет — форма существования готовой для продажи франшизы в виде пакета документов для франчайзи и документов внутреннего пользования франчайзера.
Оборот франшизы — это сумма от реализации всех товаров и услуг франчайзи.
Прибыль франшизы — это оборот франшизы за минусом всех или части (почти всегда, части) издержек на ведение бизнеса.
Мастер-франшиза (генеральная франшиза) — предоставляет эксклюзивное право на развитие франшизы на определенной территории с возможностью для франчайзи продавать сублицензии или без таковой.
Под крылом у большого бренда: стоит ли делать бизнес по франшизе
Когда в заголовках новостей ведущих СМИ вы читаете о том, что KFC или другой именитый бренд пришел в Беларусь, это вовсе не означает, что кто-то из потомков Полковника Сандерса сел на свой личный Boeing и примчался в Минск, чтобы вести дела в самом сердце Европы. Вероятнее всего, кто-то из местных предпринимателей решил сделать бизнес по франшизе. В плюсах и минусах работы под крылом у «большого брата» разбирался корреспондент МТБлога.
Как распознать хорошую франшизу?
Такой вид деятельности как франшиза дает право за определенную плату открыть бизнес под эгидой известного бренда, используя его правила, технологии и способ ведения предпринимательской деятельности.
В реальной жизни это работает так: есть начальник отдела по розничному кредитованию Андрей Петров, который давно задумывается о собственном бизнесе и даже имеет первоначальный капитал. Но поскольку Андрей не хочет тратить время на построение бизнеса с нуля, он решает приобрести франшизу по выдаче микрозаймов с выстроенными бизнес-процессами, раскрученным брендом и поддержкой со стороны основателей. У Андрея есть необходимый опыт и знания, а также понимание, как нарастить объем клиентской базы, поэтому уже спустя 2-3 месяца приобретенная франшиза начинает приносить внушительную прибыль.
Конечно, это идеальный и даже немного утопический вариант, на практике бизнес по франшизе имеет свои нюансы.
Ольга Леонтьева, Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг»
– Покупка франшизы не является панацеей от всех рисков. Поддержка франчайзера не отменяет того факта, что бизнес по франшизе предприниматель ведет самостоятельно, на свой страх и риск. Поэтому перед приобретением франшизы необходимо проанализировать спрос на товар/услугу, уровень конкуренции в выбранном сегменте, оценить собственные возможности и наличие финансовых активов, способность следовать установленным правилам и стандартам, работать в команде, а также внимательно изучить условия, которые предлагает франшиза.
7 признаков хорошей франшизы:
Топ франшиз, на которые растет спрос
В целом, в Беларуси можно выделить две тенденции – особым спросом пользуются либо известные крупные международные бренды в сегменте ритейла и общепита, либо недорогие (до 25 000$) отечественные франшизы, которые легко адаптируются под разные форматы в зависимости от региона и предлагают товары и услуги широкого спроса в низком ценовом сегменте.
Ольга Леонтьева, Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг»
– Что касается белорусских франшиз, то все большее количество компаний, видя востребованность белорусской продукции за рубежом, стали создавать свои франчайзинговые продукты и продвигать их на территории стран СНГ и ближнего зарубежья. Среди лидеров можно назвать такие компании как “Коммунарка”, “Красный пищевик”, “Milavitsa”, “Mark Formelle”, “Шаговита”, “Femme/Devur”, “Макей”.
Спрос на франшизы растет с каждым годом. По оценкам Ассоциации «Белфранчайзинг», на начало 2017 года в нашей стране действовало свыше 450 франчайзинговых точек и около 50 компаний-франчайзеров. Такому росту способствует повышение уровня информированности населения, появление торговых площадей надлежащего качества, создание специальных программ финансирования франчайзинговых проектов.
Как обойти подводные камни при покупке франшизы?
Хорошо учиться на чужих ошибках, особенно в бизнесе, где даже небольшая оплошность может стоить больших денег. В погоне за минимизацией рисков путем работы по франшизе, важно грамотно обойти подводные камни данного вида бизнеса.
Совет. До момента покупки оцените собственную готовность следовать чужим правилам.
Совет. Проверяйте информацию о франшизе во всех открытых источниках, встречайтесь с франчайзером, общайтесь с теми, кто уже работает в сети, запрашивайте рекомендации в Ассоциациях франчайзинга тех стран, где находится франчайзер.
Совет. К сожалению, устранить этот риск целиком невозможно. Это обратная сторона тех преимуществ, которые даёт объединение в одну сеть. Рекомендация одна – изучайте договор и системы франчайзера, узнайте, как он защищает свой бренд, на старте изучите, какие возможности и процедуры установлены для выхода из франчайзинговой сети.
Каталог франшиз, доступных для приобретения в Беларуси, а также их стоимость, необходимый размер инвестиций и другие подробности можно найти тут.
Читайте нас в Telegram
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
Что надо знать для работы с франшизами в Беларуси, России, Украине, Казахстане — разбор юриста
Чем отличается законодательство в сфере франчайзинга в России, Беларуси, Казахстане и Украине. Какой комплекс прав считается/не считается франшизой в разных странах. Об этих и других нюансах рассказывает юрист компании «Завод Франшиз», редактор журнала «Юрист» Надежда Грабовская.
— Франчайзинговые проекты из России, Беларуси, Украины, Казахстана зачастую масштабируются по разным странам. Например, российская сеть пиццерий «Додо пицца» имеет 296 точек в 10 странах, украинская сеть сэндвич-баров Fresh Line насчитывает 100 точек, в том числе в Минске.
Надежда Грабовская
Юрист компании «Завод Франшиз», редактор журнала «Юрист»
Одна из франшиз нашей компании, «Кофе Саунд», также планирует выйти на зарубежные рынки. Но мы обратили внимание, что законодательство этих стран существенно разнится. Например, в Гражданском кодексе Беларуси франчайзингу посвящены всего 12 статей, а в Казахстане есть отдельный закон о франчайзинге, чего пока нет ни в России, ни в Украине. Об отличиях и пойдет речь в этом материале.
Терминология
Один и тот же состав франшизы (то есть состав передаваемых партнеру прав) в одной стране может быть квалифицирован как франчайзинг, а в другой — нет.
1. В Беларуси и Казахстане используют название «договор франчайзинга». Второе название такого договора в обеих странах — «договор комплексной предпринимательской лицензии». Оно указывает, что передается именно «комплекс прав».
2. В России и Украине франшиза названа «договором коммерческой концессии». Сейчас в Украине регулируется терминология и базовые подходы к франчайзингу. Если предложенный в Верховную Раду законопроект будет принят, на законодательном уровне будет введено понятие франчайзинга.
Состав франшизы
Франчайзинг предполагает передачу модели готового и опробованного бизнеса партнеру со всеми необходимыми индивидуализирующими атрибутами и знаниями. Но состав объектов, которые обязательно должны передаваться, — пожалуй, самое принципиальное отличие.
Помимо объектов, в Казахстне, Украине и России партнеру могут передавать деловой опыт и коммерческую репутация франчайзера.
Пример Беларуси:
Данные предоставлены экспертом
1. Казахстан наиболее близок в этом смысле к Беларуси, где фирменное наименование (название франчайзера) и нераскрытая информация (в Казахстане — охраняемая коммерческая информация) являются обязательными объектами для включения в состав франшизы. Иной состав передаваемых объектов может обозначать что угодно, но не франчайзинг.
Например, если в Беларуси передается товарный знак и нераскрытая информация в виде ноу-хау, то франчайзинга такие отношения не создают. Однако если этот же состав резидент Беларуси передает для использования в России ее резиденту, то это уже может быть квалифицировано как франшиза.
Сеть «Додо Пицца». Фото с сайта bigvill.ru
Этот подход к составу франшизы не совсем «удобен». Фирменное наименование франчайзера, например, при торговой франшизе, редко известно широкой публике (потребителям), и не содержится в его товарном знаке. В связи с этим передача фирменного наименования является зачастую формальностью, а само наименование де-факто не используется франчайзи. Кроме того, включение фирменного наименования в состав обязательных элементов франшизы лишил ИП права выступать в качестве «первичного франчайзера» (поскольку у ИП, согласно законодательству Беларуси, не может быть фирменного наименования).
В России и Украине существует такой объект, как «коммерческое обозначение / коммерческое фирменное наименование» (business name), которое и служит идентификатором коммерческих объектов (магазинов, ресторанов, кофеен, салонов красоты и пр.). По своей сути он похож на товарный знак, но не требует регистрации.
Объекты, идентифицирующие франчайзера:
2. Россия установила состав лицензионного комплекса за стандартным набором «бренда»: товарный знак + любой другой объект (например, патент, программа ЭВМ, коммерческое обозначение, секрет производства и др.).
3. А наиболее удобное понимание франчайзинга пока что сложилось в Украине. Там для франчайзинговых отношений должно быть минимум два любых объекта интеллектуальной собственности. Чем хорош такой подход:
Состав документов
1. Самыми лаконичными в данном вопросе являются правовые нормы Беларуси и России. Основными документами там являются гражданские кодексы, но по части судебной практики Россия обгоняет Беларусь.
2. В Украине вопросы франчайзинга затронуты в Гражданском кодексе Украины (Глава 76) и Хозяйственном кодексе Украины (Глава 36).
Украинская сеть Fresh Line. Фото с YouTube
3. В Казахстане, помимо Гражданского кодекса, действует закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», который:
Другие формальности
Договор франчайзинга может потребовать совершения формальностей, связанных с его заключением:
1. По законодательству Беларуси, регистрации подлежит сам договор франчайзинга.
2. В Казахстане договор франчайзинга подлежит регистрации, если включает в себя условие о передаче в составе франшизы:
3. Для России требование о регистрации распространяется не на сам договор, а на «предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав».
Регистрация «предоставления права» отличается от регистрации договора тем, что договор в этом случае имеет юридическую силу. Это значит, что стороны уже могут применять условия договора: провести предоплату, начать согласовывать помещение для размещения франчайзингового объекта и т.д., но предоставление права использования комплекса исключительных прав (франшизы) считается состоявшимся только при условии регистрации. Например, до регистрации размещать товарный знак на вывеске франчайзингового объекта нельзя.
Фото с сайта posta-magazine.ru
4. В Украине вопрос о необходимости регистрации договора снят в 2015 году, но законопроект 2017 года вновь его поднимает. Если законопроект будет принят, то может быть введена двойная регистрация договора: органом, который проводит регистрацию юрлица или предпринимателя, и регистрация договора в центральном органе исполнительной власти в области патентов и знаков для товаров и услуг (если по договору передается в пользование объект, охраняемый патентным законодательством).
Необходимость регистрации договора и уплаты пошлины:
Данные предоставлены экспертом
Необходимость регистрации как договора, так и предоставления права (прав) означает дополнительные затраты для одной или обеих сторон, т.к. предполагает уплату пошлины. Например, регистрация договора франчайзинга в НЦИС Беларуси обойдется минимум в 10 базовых величин.
Какие франшизы реально работают и являются выгодными?
Создавать собственное дело с нуля сложно и затратно. Необходимо сгенерировать идею, продумать бизнес-план до мелочей и внедрять его шаг за шагом. В процессе набивать шишки, набираясь опыта. Но можно обойтись без обучения на собственных ошибках. Быстрее окупается приобретение готовой бизнес-модели по франчайзингу. Согласно статистике, 50% частных предприятий закрываются в течение 5–6 лет после запуска, в то время как 80% франчайзи становятся успешными. Главное определиться, какую выбрать франшизу для работы.
Коротко о франчайзинге
Французским слово «franchise» обозначают льготу на ведение деятельности. Франчайзинг — это передача одной фирмы (франчайзер) другому предприятию или предпринимателю (франчайзи) прав на использование своего бренда, технологий, модели ведения бизнеса. Франчайзи получает доступ к клиентской базе, системе обучения, секретным приемам ведения деятельности. Остается только выбрать, какую лучше открыть франшизу.
Как работает франчайзинг
После заключения договора франчайзер предоставляет новому партнеру права на использование собственного бренда, наработок и всестороннюю поддержку. Взамен франчайзи оплачивает одноразовый начальный взнос и ежемесячное роялти (процент от прибыли франшизы). Такая схема работы выгодна обеим сторонам.
Плюсы франшизы
Недостатки работы по готовой схеме
Франчайзинг подходит тем, кто готов неукоснительно следовать заранее составленному плану. Франшиза предусматривает четкое выполнение инструкций без внесения изменений и креативных идей со стороны франчайзи. Также запрещено менять поставщиков, добавлять в ассортимент товары и услуги без разрешения франчайзера.
Стоимость первого взноса за франшизу может превышать начальную сумму, необходимую для открытия собственного бизнеса. Открывая магазин, кафе, салон красоты или офис без сторонней помощи, владелец может вкладывать деньги в дело постепенно. Покупая же права на бренд, франчайзи должен выложить указанную в договоре сумму в оговоренный срок. Более того, за просрочку платежа придется заплатить штраф. Размер первого взноса и ежемесячного роялти зависит от условий франчайзера. Поэтому стоит изучить, какие есть франшизы на рынке страны, уточнить информацию и после этого выбрать подходящую.
Особенности франчайзинга в Беларуси
В белорусском законодательстве нет термина «франчайзинг». Передачу прав на пользование нематериальными активами здесь прописывают в договоре комплексной предпринимательской лицензии. Сотрудничество между франчайзером и франчайзи регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, законами «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изобретения, модели, промышленные образцы».
В Беларуси работают франчайзинговые представительства известных брендов, международные компании создают франчайзинговые сети. Рестораны Il Patio, TGI Friday’s, фитнес-центры FitCurves приносят прибыль франчайзерам в крупных городах страны. Белорусские предприятия тоже продают права на пользование бизнес-моделью. Остается только узнать, какие франшизы реально работают и приносят прибыль.
» style=»text-align:center;width:154.953125px»> Название франшизы | » style=»text-align:center;width:168.03125px»> Отрасль | » style=»text-align:center;width:148.921875px»> Минимальные инвестиции | » style=»text-align:center;width:261.59375px»> Паушальный взнос | » style=»text-align:center;width:123.765625px»> Роялти | » style=»text-align:center;width:127.78125px»> Срок окупаемости |
» style=»width:154.953125px»> FitCurves | » style=»width:168.03125px»> Спорт | » style=»width:148.921875px»> 50 000$ | » style=»width:261.59375px»> 36 100$ | » style=»width:123.765625px»> 650$ | » style=»width:127.78125px»> 6–8 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> «Поехали с нами» | » style=»width:168.03125px»> Туризм | » style=»width:148.921875px»> от 20 000 руб. | » style=»text-align:left;width:261.59375px»> 4000 руб. — для городов до 100 тыс. населения 6000 руб. — для городов с населением более 100 тыс. 8000 руб. — для Минска | » style=»width:123.765625px»> 1% от оборота | » style=»width:127.78125px»> от 1 месяца |
» style=»width:154.953125px»> «Баскин Роббинс» | » style=»width:168.03125px»> Общественное питание | » style=»width:148.921875px»> 30 000$ | » style=»width:261.59375px»> 15 000$ | » style=»width:123.765625px»> Отсутствует | » style=»width:127.78125px»> от 9 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> BURO Barber’s club | » style=»width:168.03125px»> Салоны красоты и парикмахерские | » style=»width:148.921875px»> 15 000$ | » style=»width:261.59375px»> 2500$ | » style=»width:123.765625px»> 250$ | » style=»width:127.78125px»> 12–16 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> Global Child | » style=»width:168.03125px»> Услуги для населения | » style=»width:148.921875px»> 20 000$ | » style=»width:261.59375px»> 15 000$ для первого франчайзи скидка 50% | » data-sheets-numberformat=»<"1":3,"2":"0%","3":1>» style=»width:123.765625px»> 7% | » style=»width:127.78125px»> 12–16 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> O’coffe bistro | » style=»width:168.03125px»> Общественное питание | » style=»width:148.921875px»> от 12 000 руб. | » data-sheets-numberformat=»<"1":4,"2":"#,##0\"руб.\"","3":1>» style=»width:261.59375px»> 4 000руб. | » data-sheets-numberformat=»<"1":3,"2":"0%","3":1>» style=»width:123.765625px»> 4% | » style=»width:127.78125px»> 7–12 месяцев |
» style=»text-align:center;width:154.953125px»> «Шаговита» | » style=»text-align:center;width:168.03125px»> Розничная торговля | » style=»text-align:center;width:148.921875px»> 50 000$ | » style=»text-align:center;width:261.59375px»> Отсутствует | » style=»text-align:center;width:123.765625px»> После выхода на прибыль | » style=»text-align:center;width:127.78125px»> 14–20 месяцев |
Бизнес под ключ от «Поехали с нами»
Как можно заметить, франшизы туристических агентств являются одними из самых выгодных на рынке.
Poehalisnami.by предоставляет партнерам готовую бизнес-модель в туризме. С нами вы сможете открыть собственное турагентство и получать прибыль от продажи продуктов крупнейших туроператоров на территории Беларуси.
Если не знаете, какая самая выгодная франшиза, оцените предложение компании «Поехали с нами».
Все еще думаете, какую франшизу выбрать начинающему? Позвоните по номеру, указанному на сайте, узнайте точные условия договора с «Поехали с нами». Начните собственный бизнес на базе лидера туристического рынка!