Франкенштейн камбербэтч и ли миллер в чем разница
Спектакль Франкенштейн с Бенедиктом Камбербэтчем. Классика, которую должен посмотреть каждый, или переоцененная вещь?
Недавно ВКонтакте я наткнулась на рекламу прямой трансляции спектакля «Франкенштейн» в Национальном театре Великобритании. Я уже слышала о нем раньше, но как-то руки не доходили посмотреть.
Думаю, у многих из нас в студенческие годы был любимый преподаватель, ставший для нас авторитетом в своей области. У меня такая преподавательница была, и время от времени она давала нам очень хорошие советы на тему того, что можно посмотреть или почитать. Часто это так или иначе было связано с нашей программой. И никогда не было пустой тратой времени.
Про этот спектакль она отзывалась очень хорошо: два ведущих английских актера, две постановки одного и того же сюжета — очень необычная идея. Спектакль существует в двух версиях:
Благодаря этому трюку мы можем иначе взглянуть на тот же сюжет, на ту же самую постановку. Обе версии есть в интернете.
• ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ •
Бойл — в первую очередь кинорежиссер, поэтому от постановки я ждала кинематографичности.
Кино-версия спектакля есть в свободном доступе, можно скачать или посмотреть онлайн.
Место постановки: Королевский национальный театр, Великобритания
Настоятельно рекомендую смотреть на языке оригинала с русскими субтитрами. У актеров приятное британское произношение, полезно будет изучающим язык.
• ДЕКОРАЦИИ, ПОСТАНОВКА •
Это не фильм в классическом представлении, здесь другие спецэффекты, более простые. Декорации минималистичные, скромные, что лично мне нравится. Хорошей находкой был светильник из множества лампочек, который так красиво мерцал.
Но некоторые моменты показались лишними. Стимпанковский поезд (символизирующий движение прогресса), может, и эффектно выглядел, но был не к месту.
Начало показалось затянутым: первые 10 минут Существо катается по сцене. Причем, в кино-версии это показано с разных ракурсов, а каково было зрителям? Это нужно смотреть сверху, а им был виден зад актера. И так на протяжении 10 минут! Не вижу в этом ничего тонкого и глубокого.
В остальном, картинка приятная, в этом плане придраться больше не к чему. Был и дождь, и настоящий огонь.
Но, если сравнивать с севастопольским театром им. Луначарского (только не смейтесь, я серьезно), наш не хуже по визуальной части постановок. А по содержанию — вообще отдельный разговор.
• СЮЖЕТ •
Франкенштейн — популярный персонаж массовой культуры, герой ужастиков. Он представляется как чудовище, созданное из мертвых тел и оживленное безумным профессором. На самом деле, Франкенштейн — имя профессора, а его творение было безымянным. Это позже они слились воедино.
Хотя это и драма, в постановке есть место для шуток, комичных моментов. Это большой плюс, я считаю.
• АКТЁРЫ •
Я не отношусь к поклонникам Бенедикта Камбербэтча, откровенно говоря, он меня даже раздражал. После «Франкенштейна» я по-другому взглянула на этого актера. Он гениально вжился в роль Существа, в его исполнении это действительно не человек.
В первой версии младшего брата Франкенштейна сыграл белый мальчик, во второй — черный.
• ЗАКЛЮЧЕНИЕ •
Виктор Франкенштейн возомнил себя богом, он создал человека, нарушил естественный порядок вещей, за что и поплатился. Для людей он сам стал чудовищем. Что касается Существа, то здесь поднимается тема формирования личности.
Изначально ведь он не был монстром, таким его сделали люди, их жестокость, их литература и философия. Хотя и доброты в нем не было, просто чистый лист без знаний, с разумом и логикой, но без понятий о морали, нравственности.
Рекомендую смотреть поклонникам Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера, а также всем, кого заинтересовало описание.
«Франкенштейн»: обзор прессы
«Гардиан«, 4 звезды из 5. Полный текст
Создание Камбербэтча незабываемо. «Высокий, как сосна», как настаивает текст, он играет и с юмором, и с пафосом: его обнаженный выход на свет отмечен трясущейся неверной походкой, а когда он двигается, он делает это рывками, с нескладным любопытством. Но в Камбербэтче есть также эпическое великолепие. Когда он цитирует «Потерянный рай», его голос смакует каждый слог Мильтоновских стихов, а когда в гневе на отвергнувшую его семью он сжигает их коттедж, он достигает гамлетовского крика «Я помчался к мести». Это ошеломляющее исполнение.
Сила Миллера, по контрасту, лежит в его опасности. Он покрепче, чем Камбербэтч, и его Создание заставляет поверить в сатанинское начало персонажа и его способность к убийству: когда он поднимает брата Виктора к себе на плечи, вы моментально начинаете бояться за жизнь мальчика. Чувствуется, как Миллер наслаждается полной переменой ролей, когда слуга становится хозяином. Но что касается Франкенштейна, мне показалось, что здесь у Камбербэтча явное преимущество – он предлагает лучшую трактовку характера целеустремленного ученого с холодным сердцем.
«Телеграф«, 4 звезды из 5. Полный текст
Миллер поразил меня как более пугающий и резкий монстр, а Камбербэтч, без сомнения, превосходит его в роли ученого, который обнаруживает отсутствие человечности по отношению к несчастному существу, которое он создал.
«Таймс«, две статьи. Первая и вторая
Сначала Бенедикт Камбербэтч был Виктором Франкенштейном, а Джонни Ли Миллер потрясающим Созданием. Это ощущалось как попадание в образ: Ли Миллер – животный, физически выразительный, горестный, примитивный; и Камбербэтч, который без особого напряжения всегда может изобразить заносчивого умника в рабочем халате. Однако, на следующий вечер Камбербэтч потряс в роли монстра, показывая физическую выразительность и оригинальность, какой мы никогда еще не видели. Его сцены с более жестким Франкенштейном Миллера смотрелись даже лучше, чем в первый раз.
«The Independent«, 4 звезды из 5. Полный текст
Камбербэтч делает акцент на интеллектуальной составляющей обеих ролей; Ли Миллер погружает нас в чувства. Последний превосходно передает болезненную потребность Существа в контакте в сцене, где Франкенштейн обманывает и мучит его, пообещав прекрасную Невесту, а потом раскромсав ее на куски. Камбербэтч с блестящим черным юмором изображает высокомерного ученого.
«Whatsonstage«, 4 звезды из 5. Полный текст
Ли Миллер превосходен и трогателен в роли Создания, Камбербэтч интереснее, систематичнее, изящнее и гораздо смешнее; но настоящее различие проявляется в титульной роли… Камбербэтч – превосходный Виктор, человек, который мог бы быть королем, наполненный высокомерием и чувством собственной важности, жестокий к женщинам, страстно увлеченный ученый, трагический и смешной; Ли Миллер – тень в этой роли, с плохим париком, неубедительный и неспособный восполнить недостаток сильного сценария.
Bloomberg, полный текст
Я видел обоих, и пальмовая ветвь уходит – с преимуществом – к Камбербэтчу. Миллер наделяет Создание пафосом и сердцем, и он прекрасно смотрится физически. Камбербэтч, однако, привносит бОльший диапазон и глубину: он может быть и смешным, и злым. А в роли Франкенштейна его изображение безумия убедительно поистине маниакальным образом.
Как и сердце злосчастного монстра, эта постановка романа Мэри Шелли «сшита» из нескольких разрозненных частей; и хотя некоторые из этих частей сами по себе невероятно хороши, «швы» слишком бросаются в глаза. Вот небольшой танцевальный отрывок в исполнении полупрофессиональных танцоров, а тут – трогательная сцена, затрагивающая простые человеческие чувства. И каждый из этих отрывков сопровождается поражающими воображение визуальными эффектами. А в центре всего этого – потрясающая игра двух актеров, Бенедикта Камбербэтча и Джонни Ли Миллера, которые по очереди играют роли до самодовольства амбициозного гения науки Франкенштейна и его вызывающего жалость ужасного детища.
А еще фото смотрите на isopix, некоторые повторяются, но есть и новые.
bertran01
«Заведу себе велюровую шляпу». (с)
«Поворот головы — это уже событие, шаг — кульминация». (с)
Впрочем, скорее всего на вчерашнем просмотре я свои кинопоходы завершу.
Объясняю.
Да, спектакль срежиссирован, оформлен и сыгран так безупречно, что удалось сохранить если не всю, то бОльшую часть энергетики постановки. А она, эта энергетика, такая… что… ой, мамочки – сперва с ног сбивает, а потом уволакивает в глубокий омут, откуда с трудом выберешься.
Но дело тут вот в чем: энергетика эта зафиксировна раз и навсегда, ее восприятие зависит исключительно от твоего внутреннего настроя. Это – в отличие от театров, где раз от раза изменяется очень многое (надо только суметь встроиться в эту самую меняющуюся энергетическую волну).
В общем, я безумно завидую тем, кто смотрел постановку в театре – да еще, в отличие от меня, не нуждаясь в текстовом переводе.
Потрясающе с самого начала – когда рука Создания, видимая только контуром, выглаживает «чрево» изнутри. Потом – рождение, появление на свет существа, беспомощного, как младенец с еще не обрезанной пуповиной. Сам момент, когда Создание окончательно расстается с утробой – это вспышка света, яркая, страшная, как… немыслимая боль.
Вчера опять наслаждалась тем, как Бенедикт Камбербэтч играет первые минуты земного существования Создания – с точностью каждого микродвижения: обратите внимание, что иногда ему не удается синхронизировать тот или иной жест, потому что отдельной от остального тела жизнью живет… скажем, палец ноги.
Камбербэтч, между прочим, выдерживает эту рассинхронизацию Создания до последних сцен, что логично: если нашелся человек, который упорядочил его мозг настолько, насколько герой с абсолютного нуля смог впитать в себя знания, то постановка мимики и жестов у Создания природная – раз мышца повела руку налево – значит, так и надо.
Финальные титры «Франкенштейна» идут под ту же музыку, под которую Создание впервые встречает рассвет. Музыка – потрясающе красивая. А сколь красива сцена пробуждения – когда гаснет сонм звезд в небе, и разгорается заря, и взлетают стаи птиц, и зеленая трава (ее можно есть – открытие!) омывается дождем. Когда впервые возникают еще невнятные ЗВУКИ, один из которых определяет восторг, другой – удивление, третий – недоумение…Первый неумелый смех – когда так забавно шуршат страницы книги…
И сразу же – осознание своей нестандартности, «инвалидности», потому что Создание, рожденное для жизни скорее доброй, чем злой, чувствует не только теплоту солнечных лучей, но и – в первые же минуты – боль от ударов палками, камнями… Он слышит слова, смысла коих не понимает, но интонация которых ранит не меньше, чем брошенный камень…
Его бьют даже тогда, когда он помогает, делает добро, хотя от того, что на глаза фермерам попался не маленький обаятельный гном, а урод – суть его помощи не изменилась. Вот только с гномом или с эльфом милые и добрые люди готовы были шептаться, Создание же они сразу начинают бить… ЗА ЧТО?
И тогда оно перестает отвечать на крохотную доброту еще большей добротой, а на щедрость – щедростью.
Оно делает то, о чем, кстати, читало в книгах: на зло отвечает злом. Громадным. Убийственным.
Создание – как гениальный ребенок, которому Судьба подарила немыслимый ум… но огорчило и физическим уродством.
Он – тот, кто никому не нужен. А ведь он УЖЕ ЕСТЬ.
Всегда мне не хватает времени на то, чтобы написать много текста по разным направлениям от разных впечатлений…
Вот – очень хочется написать про ту же Женщину Создания… и про Элизабет…
И – подробнее описать эту потрясающую декорацию.
И – про костюмы.
National Theatre Live, TheatrHD: «Франкенштейн: Ли Миллер»
.
Прошлой зимой, когда TheatreHD показывал в повторе обе версии спектакля, мне хотелось посмотреть ту, в которой Камбербэтч играл роль Создания. Но хоть я и прочитала роман, выбрать нужную версию мне оказалось непросто.
.
.
Февраль 2017
Несмотря на то, что премьера спектакля была уже давно, зал в «Горизонте» был полон!
Вспышка света. Снова… Из своеобразного «кокона» на сцену вываливается Создание.
Ли Миллер.
Я ошиблась.
К сожалению (или к счастью?) я стараюсь читать те произведения, которые буду смотреть, мне важно составить собственное впечатление от произведения, а то, что я видела на сцене.
То, что я увидела, мне, мягко говоря, не нравилось. Такое чувство, что режиссёр намеренно вывернул, выжал из произведения всю грязь и гниль. И с каждой минутой я понимала, что мне не нравится то, что я вижу, всё не так!
Камбербэтч в роли Виктора Франкенштейна прекрасен, конечно, но я не видела не чувствовала того, что было в книге – страстную увлечённость Виктора наукой, то, как он пришёл к идее сотворить человека, как он любил Элизабет. Виктор на сцене был холоден, отстранён и напуган тем, кого сам создал.
В противоположность ему Создание (Ли Миллер) был омерзителен, словно не только его тело, но и душу собрали из останков мертвечины, таким изуродованным и искорёженным он был. Зачем нужно было показывать всё, что он творил?! В XXI веке людям не хватит воображения додумать, представить, прочувствовать всё, что творило Создание? И как можно было при этом оставить за скобками то чудо, которое происходит с Созданием в романе. Он учился, учился сам, впитывал знания! Наблюдая за жизнью Де Лейси и его семьи Создание научилось чувствовать, сопереживать, сострадать, грустить… Но на сцене этого не было.
Да и другие герои разочаровали…
Отец Виктора Франкенштейна, такой прямой, словно проглотил жердь, на негнущихся ногах, монотонный болванчик с неугасимой претензией в голосе…
Элизабет, которая так страстно хочет «взамуж», что только об этом и может говорить с Виктором.
Но что же это? Феликс и Агата – брат и сестра в романе, по воле режиссёра стали мужем и женой! В мире закончились имена?!
В этот миг до меня дошло то, что я не заметила изначально, читая афишу – спектакль поставлен _по_мотивам_. Не удивительно, что он так отличается от книги! Разочарование от просмотра было столь сильным, что я даже не стала ничего писать – прошло и прошло, лишь бы быстрее улеглась муть в душе.
.
.
22 октября 2018
И вот, спустя полтора года, в честь двухсотлетия с момента первой публикации романа, National Theatre Live, вновь вернул на экраны повторы спектаклей «Франкенштейн: Ли Миллер» и «Франкенштейн: Камбербэтч».
Пропустить? Нет, не возможно, ведь я не увидела именно ту версию, которую хотела!
И снова зал был полон, словно только сейчас, сегодня премьера спектакля.
Всё повторилось вновь – разряды молний, рождение Создания, ужас Виктора перед делом своих рук и бегство их обоих. И снова Создание училось, увы, не само, как в романе, но благодаря слепому Де Лейси, пыталось обрести друзей и мстило за предательство. В очередной раз Создание просило Виктора исполнить его просьбу, верило в возможность выполнения и снова мстило…
Последний выкрик Создания, последний звук. Свет погас…
Спасибо всем, кто посмотрел и прочитал!
С уважением, МамиНа мастерская цветы и декупаж
Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер лучшие Франкенштейны в театре!
Замечательные актёры Бенедикт Камбербэтч и Джонни Ли Миллер отлично управляются не только на экране, но и на театральных подмостках. Удивительно, что актёры играют попеременно роль Виктора Франкенштейна и Существа. История горькая и поучительная: создав существо в лабораторных условиях, учёный бездумно отпустил его в жестокий мир людей, где он скитался без друзей и доброго участия. Ожесточившись и озлобившись, он видит только одну причину своих несчастий, своего создателя, Франкенштейна, которого поделом убивает.
Эту жуткую готическую историю написала в 19 веке Мэри Шелли в качестве состязания на самый страшный рассказ с такими известными людьми как Джордж Байрон, Джон Полидори, кстати, отцом вампирского жанра, и собственным мужем, поэтом, Перси Шелли.
С тех пор история о докторе Франкенштейне и его киборге не раз экранизировалась. В 2011 году режиссёр Дэнни Бойл («Миллионер из трущоб») поставил «Франкенштейна» на сцене Национального театра для тандема Камбербэтч – Миллер и гигантские усилия актёров не остались незамеченными. Получить премию великого Лоренса Оливье это мечта всех театральных актёров.
Думаю, что даже те из вас, кто терпеть не может театр, посмотрев трейлеры, будет заинтригован: сумасшедшая самоотдача актёров на сцене просто потрясает воображение. От всего сердца поздравляем любимых актёров с заслуженной премией. Хочу увидеть их спектакль живьём.