Французский публицист оказалось что в россии матриархат
Морин Демидофф: «В России царит матриархат»
В издательстве Editions des Syrtes вышла книга «Голова и шея. Истории русских женщин» французского антрополога и публициста Морин Демидофф. Автор провела в Первопрестольной больше восьми лет, создала популярный сайт Russie Info, опубликовала сборники «Жить в России» и «Портреты Москвы». В новой работе представлены документальные свидетельства четырнадцати россиянок трех поколений из разных слоев общества. С Морин Демидофф встретился корреспондент «Культуры».
культура: Название книги отсылает к известной пословице: «Мужчина — голова, женщина — шея: куда шея повернет, туда голова и смотрит». Значит, в России во многих сферах правит слабый пол? Демидофф: Что бы ни говорили, здесь фактически царит матриархат. Женщины стоят во главе государственных институтов, экономических и торговых структур, учебных заведений и, конечно, семьи. Такое впечатление, что они никогда не отдыхают. Однажды моя русская подруга сказала: «Мы знаем, что власть в наших руках, но делаем все, чтобы мужчины думали иначе. Мы их оберегаем — пусть считают себя сильными». Знаменитые строки — «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет» — по-прежнему актуальны. Русские женщины делают все, чтобы сохранить этот образ из поколения в поколение, включая нынешнее. Даже двадцатилетние убеждены, что они отважные, сильные, бесстрашные. Я всегда задавалась вопросом: «Не фантазии ли все это? Или они на самом деле такие?» Не знаю.
культура: Какие черты Вас больше всего удивляют в моих соотечественницах?
Демидофф: Устремленность, динамичность, неисчерпаемая энергия, жажда деятельности и новизны. Они настоящие воительницы, наделенные особой внутренней силой, которой я больше нигде не встречала. При этом они умудряются оставаться женственными и утонченными. Делают все, чтобы быть красивыми и модными, даже если у них на это нет особых средств. В сильный мороз ваши женщины при макияже, хорошо одеты, на 15-сантиметровых шпильках.
культура: В чем разница между русской и француженкой?
Демидофф: В отношении к жизни. Русских больше интересует внутренний мир. Они пытаются во всем найти смысл. Отсюда вечные вопросы: «Зачем?» и «Для чего?». Так, одна из моих героинь утверждает: «Русские — люди особые. Для них духовное важнее материального». По ее мнению, общество потребления не отвечает вашим ценностям, россиянам нужно нечто большее, чем «Икеа» и «Ашан».
культура: В книге четырнадцать историй. Что объединяет героинь?
Демидофф: Патриотизм и гордость за свою страну. Не случайно образом России служит «Родина-мать». Во Франции в патриотизме часто видят только национализм.
культура: По данным ЮНЕСКО, в мире научными исследованиями занимаются 29 процентов женщин, тогда как в России эта цифра значительно выше — 41 процент. Как думаете, почему?
Демидофф: Россиянки активно проявляют себя в науке и в других сферах, где на Западе традиционно доминируют мужчины. Это связано с эмансипацией, произошедшей в советские годы. Со школьной скамьи у вас не было и нет никакой дискриминации. В других странах принято считать, что наукой должен заниматься сильный пол, тогда как женщины отвечают, скорее, за гуманитарную сферу.
Кроме того, в России после революции и всех войн женщин оказалось больше, чем мужчин. Такого не было ни в одной другой стране. Женщинам пришлось взять на себя некоторые несвойственные им обязанности. Отсюда уверенность в том, что они олицетворяют силу, волю и мужество.
культура: Но и «железные» леди не лишены слабостей?
Демидофф: Разумеется. Несмотря на всю свою независимость, ваши женщины остаются консервативными. Мечтают о верном спутнике, в себе видят добродетельных жен и матерей. Но, к сожалению, многих постигает разочарование: мужья пьют, уходят из семьи. Отсутствие надежного человека заставляет женщин чувствовать себя несчастными и одинокими.
Дело в том, что у представительниц слабого пола часто слишком завышенные требования, которые мешают им найти супруга, — отсюда и разочарование.
культура: «Женщина — это будущее мужчины», — говорил знаменитый поэт Луи Арагон. Не имел ли он в виду нашу страну?
Демидофф: Может быть. Однако, думаю, в скором времени ситуация изменится, и мужчины займут достойное место. Молодежь, которую условно можно называть «поколением Путина», кардинально отличается от предыдущих генераций. Они целеустремленные, мужественные, много занимаются спортом.
культура: «Нам наплевать на ваши санкции, они просто смешны, — говорит на страницах книги Карина, — если понадобится, мы можем жить только на хлебе и воде».
Демидофф: Карина, у которой армянские корни, во многом типично русская. Я обратила внимание, что женщины, получившие хорошее образование в эпоху СССР, больше всего преданы своему Отечеству, гордятся им. Они решительнее всех выступают против Запада. Многие занимают хорошее положение в обществе, возглавляют предприятия. Они остаются советскими по своему менталитету. Порой у них возникает недопонимание с теми, кто сформировался в новые времена.
культура: 27-летняя Елена переехала во Францию в 2010 году. Ей не хватает России. Называет французов снобами и не любит, когда критикуют ее Родину. Вас не удивляют ее слова о том, что русские, оказавшиеся за границей, становятся большими патриотами, чем те, кто живет дома?
Демидофф: Во многом это реакция на критику. Ваши сограждане крайне болезненно переживают подобные нападки. Французская пресса чаще всего чудовищно освещает события в России. При этом французы любят и защищают вашу страну.
культура: Что связывает сегодня наши государства?
Демидофф: Культурные и исторические узы. Россия по-прежнему вызывает колоссальный интерес. Недавний пример — огромный успех выставки в Версале, посвященной Петру I.
культура: Как чувствует себя французская колония в России?
Демидофф: Прекрасно. Мне очень нравилось жить в вашей стране. Больше всего французов в Москве, в Калуге, где выстроен автомобильный завод, и в Петербурге. Может, это звучит парадоксально, но в России чувствуешь себя по-настоящему свободной: кажется, что все легко и возможно. Заряжаешься особой энергией. Русские не ломают комедию, они открыты, говорят, что думают, не скрывают чувств. Им чуждо лицемерие. Правда, поначалу мешает языковой барьер, но когда начинаешь говорить по-русски, открываются все двери. Появляются замечательные друзья.
культура: Как изменилась Москва за годы, что Вы провели в Первопрестольной?
Демидофф: Когда я только приехала, в городе было много плохих дорог. Автомобили ставили где попало. Дома выглядели обшарпанными. На моих глазах столица преобразилась, похорошела. У вас принято критиковать мэра за бесконечные ремонтные работы, но результат поражает.
культура: У Вас есть в Москве любимые места?
Демидофф: Патриаршие пруды, парк Горького, Чистые пруды, где мы жили с мужем и детьми.
культура: У Вас, француженки, известная русская фамилия. Кто Ваш муж?
Демидофф: Александр Демидофф — потомок белых эмигрантов. Его отец и дед — донские казаки. В 1921 году они уехали из России и обосновались в Париже. Когда мужу предложили работу в вашей стране, он сразу согласился. Возвращение на родину предков он воспринял как знак судьбы.
Что такое матриархат и есть ли он в современной России
Что такое матриархат
Матриархат (от греческого «мать» + «господство») — тип общественного строя, в котором главенствующая роль в семье и обществе принадлежит женщинам, а мужчины занимают подчиненное положение. Матриархат также иногда называют гинекократией или женовластием.
Термин «матриархат» обрел популярность благодаря книге швейцарского этнографа Иоганна Якоба Бахофена «Материнское право». В 1861 году он опубликовал первую в истории науки тщательно проработанную гипотезу о существовании древнего матриархата. Согласно выводам Бахофена, в древности право собственности передавалось от матери к дочери — следовательно, женщины владели основными богатствами. Кроме того, это значило, что мужчина становился частью рода, а не наоборот. Исходя из этого Бахофен и его последователи сделали вывод, что «материнское право» давало женщинам привилегированное положение в обществе.
Составляющие матриархальной культуры
Сам Бахофен не дал в своей работе перечня конкретных составляющих матриархата. Анализируя существующие описания матриархата в науке и медиа, можно выделить несколько специфических признаков этого типа общественного строя, встречающихся полностью или частично:
Как устроена матрилинейность
Наследование по женской линии называют матрилинейностью. Такая практика появилась из-за особого восприятия материнства и родов древними людьми.
Считается, что примитивные племена охотников и собирателей не связывали деторождение с половым актом. Долгое время женщины воспринимались как самовоспроизводящийся организм: казалось, что дети рождаются подобно тому, как земля «рожает» фрукты и ягоды. Роль отцов была неочевидной — следовательно, передавать имущество по мужской линии было не логично.
Когда и почему общество перешло к патриархату
После того как древние люди перешли от собирательства к земледелию, они постепенно поняли, что для хорошего урожая недостаточно поливать и удобрять почву — важно подготовить семена и посадить их. Общество установило причинно-следственную связь между бросанием семени («отцовским началом») и развитием растения. По аналогии стала очевидной роль мужчины и полового акта в процессе оплодотворения.
Постепенно отцовское начало стало восприниматься как главенствующее: ведь от того, какое именно семя бросить в землю, и зависит, что вырастет в итоге. Аналогично и с отцовством — в отличие от материнства, без контроля и постоянного наблюдения первобытный мужчина не мог быть убежден, что партнерша родила именно от него. Отсюда возникла необходимость в регулировании сексуального поведения женщин. Согласно этой теории патриархат установился около 12 тыс. лет назад.
Существует ли современный матриархат
На сегодняшний день в мире есть несколько обществ, в которых можно наблюдать отдельные черты, приписываемые матриархату:
Назвать хаси, мосуо или минангкабау полноценными матриархатами нельзя — скорее это матрилинейные общества с нестандартным распределением гендерных ролей.
Возможно, древний матриархат — это миф
Что не так с концепцией Бахофена
«Материнское право» Бахофена всегда воспринималась научным сообществом неоднозначно, поскольку автор делал большой упор на изучение мифов о Богине-матери у древних народов. Также сомнительной показалась и попытка экстраполировать на всю человеческую историю выводы, основанные на изучении греческой и римской мифологии. Описывая гинеократическую культуру, Бахофен не жалел красок и эпитетов, поэтому работа оказалась слишком художественной, что и вызвало критику научного сообщества. По словам противников матриархальной теории, описания ученого можно сравнить с викторианским видением женщин. Их описывали как «безупречных, целомудренных богинь с высокими помыслами», однако возвышенные описания никак не способствовали расширению прав женщин.
Дискуссия между патриархистами и матриархистами
В том же 1861 году была опубликована работа британского антрополога и юриста Генри Мэйна «Древнее право», в которой автор проанализировал источники по древнеримскому праву и высказал противоположную Бахофену точку зрения — согласно доводам Мэна, человеческая культура всегда была патриархальной. Позже эту идею развил финский социолог Эдвард Вестермарк, который доказывал, что матрилинейность не дает женщинам особых привилегий и может успешно существовать в рамках патриархальной модели.
Одновременный выход работ Мэна и Бахофена породил в интеллектуальных кругах Западной Европы противостояние между матриархистами и патриархистами. Сторонником теории о первородном женовластии выступал, в частности, Фридрих Энгельс, который отметил работу Бахофена в своем «Происхождении семьи, частной собственности и государства».
Современные ученые в большинстве отвергают концепцию первобытного матриархата. Например, российский антрополог Станислав Дробышевский уверен, что женовластие было невозможно как минимум из-за физического превосходства мужчин.
Как дискуссия о матриархате стала политической
На момент выхода работы Бахофена патриархальное моногамное устройство семьи воспринималось как естественная данность. О необходимости равноправного общества, где социальное положение не зависит от пола, говорили только суфражистки и передовые мыслители, потому «Материнское право» воспринималось несколько революционно. Постепенно концепция древнего матриархата политизировалась и стала одним из аргументов в пользу справедливости феминистских идей: раз в древности социальный статус женщин был высоким, значит, это естественно, и к подобному положению дел можно вернуться. В частности, русский историк и публицист Константин Кавелин еще в XIX веке писал: «Мнение, что женский пол есть слабейший, не вполне оправдывается историей, а потому не может быть принято за аксиому».
Концепцию матриархата также долгое время поддерживали советские этнографы, которые ориентировались на труды Фридриха Энгельса и Карла Маркса. В СССР идею о первичности патриархата воспринимали как пережиток феодально-буржуазного времени.
Мы можем неверно представлять древний матриархат
Многие сторонники концепции первобытного матриархата описывают его как эквивалент существующей патриархальной культуры. Однако, поскольку мужчины и женщины по-разному проявляют себя во власти, если матриархальное общество действительно существовало, оно могло быть более равноправным, чем патриархальное. Об этом, в частности, пишет американская антрополог Риан Айслер. Она утверждает, что матриархат предполагал партнерские отношения между женщинами и мужчинами, которые были разрушены с появлением «технологий войны», утвердивших превосходство грубой силы.
Современные исследования отчасти подтверждают эту точку зрения, поскольку их результаты показывают, что женщины, которые занимают лидерские позиции, склонны вести себя более демократично и проявляют заботу о подчиненных, тогда как мужчины чаще выбирают авторитарный стиль управления. Это связано с разницей в эмоциональном интеллекте у мужчин и женщин. Однако, нельзя сказать однозначно, какие факторы больше влияют на управленческое поведение — биологические или социальные.
Почему Россия — не матриархальная страна
В русскоязычной общественной дискуссии можно встретить мнение, что Россия — страна победившего матриархата. У сторонников этой концепции есть несколько популярных аргументов:
Бытовой матриархат не делает жизнь россиянок лучше
В одном из своих выступлений политолог Екатерина Шульман заявила: «Мы — страна бытового матриархата. Причем это настолько у всех перед глазами, что никто не замечает. Матери семейств определяют, где живет семья, как живет, как тратятся деньги, где учатся дети, когда делать ремонт, куда поехать в отпуск. Отцы семейств решают важные вопросы: кто виноват — Россия или Америка, или кто начал Вторую мировую войну».
Высказывание быстро стало аргументом в пользу «ненужности феминизма в России», однако позже Шульман объяснила, что люди неверно восприняли ее слова. «Когда говоришь «бытовой матриархат», люди слышат следующее: нам в России не нужен феминизм, у нас и так правят женщины. Нет, имеется в виду совершенно не это. Бытовой матриархат не делает жизнь женщин ни богаче, ни безопаснее, ни благополучнее», — объяснила политолог.
За детьми ухаживают женщины
На практике «бытовой матриархат» оборачивается для женщин «второй сменой». По статистике, россиянки тратят на неоплачиваемый домашний труд в среднем 4 часа 25 минут в день, мужчины — в три раза меньше: 1 час и 23 минуты. Сюда входит, в том числе, и уход за детьми (только 2% отцов уходят в декретный отпуск, хотя по закону у мужчин есть такое право).
После развода мужчины и сами не всегда хотят, чтобы дети оставались с ними — точных цифр по России нет, но в соседней Украине 70% отцов добровольно отказываются от воспитания. К тому же, судьи в своих решениях тоже могут полагаться на гендерные стереотипы, которые отводят женщине роль сиделки с детьми.
Женщины во власти представлены только на низших уровнях
Сексистские шутки в России позволяют себе даже представители высших эшелонов власти, а 51,2% россиян говорят, что не хотели бы работать под руководством женщины. Главными российскими гендерными проблемами на работе остаются стеклянный потолок и разрыв в доходах — он составляет до 24%. При этом, даже в тех сферах, где на низших уровнях сотрудников-мужчин меньше, например в школах, с повышением уровня власти гендерное распределение меняется — в сфере образования женщины руководят 42% компаний.
Чем выше уровень власти, тем меньше становится женщин
Сколько женщин-политиков в России:
Среди министров только одна женщина — министр культуры Ольга Любимова.
Доброжелательный сексизм
Часть женских «привилегий» и вовсе являются доброжелательным сексизмом. Доброжелательный сексизм — это социальная установка, представляющая женщин как хрупких, заботливых, слабых и нуждающихся в защите и идеализирующая подобные качества как «истинно женские».
На уровне государства беспокойство о женщинах приводит к спискам запрещенных профессий — например к запрету управлять экскаватором или заниматься водолазными работами. Большинство профессиональных ограничений связаны с риском для репродуктивного здоровья. При этом никого не интересует, собирается ли конкретная женщина рожать: в патриархате ей по умолчанию отводится роль матери. Заботой о женщинах, чей организм подорван родами, в Госдуме объясняют и разницу в возрасте выхода на пенсию.
С доброжелательным сексизмом связано и отсутствие женского призыва. Стереотипно мужчины воспринимаются как защитники Родины, а армия считается опасным местом, где нужна физическая сила — поэтому женщинам там, якобы, не место.
В избыточной мужской смертности виноват патриархат
Чем больше мужчины соответствуют традиционным нормам мужественности, тем больше они участвуют в «рискованных видах поведения», например, драках и небезопасном вождении. Поэтому среди мужчин выше избыточная смертность. К тому же они не склонны заботиться о здоровье и вдвое реже проходят профилактические осмотры. В среднем по миру мужчины совершают самоубийства в 1,8 раза чаще женщин, а в России — в 6,5 раза чаще. Это связывают в том числе и с жизнью по принципам токсичной маскулинности: если потерял работу или обанкротился, ты уже не мужчина, а просто неудачник. Некоторые не выдерживают такого давления и стресса.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
«Для многих российских женщин понятие отцовства отсутствует»
В своей книге «Голова и шея. Истории русских женщин», антрополог Морин Демидофф (Maureen Demidoff) рассказывает о женщинах России. Взяв интервью у десятка русских женщин, автор описывает общество, глубоко пострадавшее от событий XX века. После двух кровавых мировых войн, падения СССР и разочарования 1990-ми годами, эра Владимира Путина возродила авторитет власти, но не смогла устранить конфликт между полами. Если большинство молодых русских женщин не верят ни в феминизм, ни в любовь, то новое поколение не хочет подчиняться консервативному обновлению православной церкви.
Дауд Бугезала: Со стороны, кажется, что общество в России является патриархальным, и женщины довольны ролью жены и матери. Этот образ соответствует действительности в стране, где 14 000 женщин ежегодно погибают от рук своих мужей?
— Хорошо. А как насчет закона? Находившееся 75 лет под влиянием коммунизма российское законодательство признает одинаковые права мужчин и женщин, когда дело касается наследства, семьи и развода?
— Я не эксперт по российскому законодательству, но, например, в случае развода, дети, как правило, остаются с матерью, которые считают, что это только их дети. В данном случае нельзя сказать, что закон не защищает права мужчин, но при этом культурные и социальные способы решения вопроса берут вверх. В последнее время в России изучается возможность предоставления «отпуска по отцовству», который многие женщины пытаются игнорировать. Для них отцовства не существует. Отцы уходят из дома, часто вступают в повторные браки и не контактируют со своим первым ребенком. Меня также поразило, что все женщины в моей книге вообще не упоминали отцов. Многие мужчины не платят алименты, но я помню, что правительство ужесточило закон, чтобы женщина не была ущемлена в своих правах. Но, учитывая разрыв в семье после развода, я не уверена, что это повлияет на мужчин.
— В оправдание мужей я отметил, что ваши собеседницы не верят в любовь. Почему?
Контекст
Связано ли материнство с полом?
Русские женщины сочувствуют Вайнштейну
Смелая женщина или «принцесса цирка»?
Успешная женщина — редкость в России
Фарс и трагедия
— Будущее покажет. В прошлом веке из-за нехватки мужчин после двух мировых войн, многие русские дети выросли без отцов. Как это повлияло на взаимоотношения мужчин и женщин в России?
— Многие русские женщины жалуются на то, как одинокие матери воспитывают своих сыновей. Они их слишком опекают, делают их «чувствительными» и лишают их мужественности или «мачизма». Эти женщины считают, что те мужчины, которые выросли без отца и, следовательно, не имеют перед глазами мужской модели поведения, не могут быть «настоящими» мужчинами для них. «Делая лучше для их сыновей, мамы делают хуже для женщин», — говорит одна из героинь книги. И этот упрек периодически повторяется. Россия — страна стереотипов: здесь мужчины должны быть мужественными и сильными, а женщины — женственными матерями. А мужчины, выросшие без отцов, не отвечают стереотипам, навязываемым обществу. Интересно отметить, что русские матери при воспитании сыновей полностью нарушают социальные кодексы, поскольку сами же и выступают против этих клише. И все же, несмотря на эти нарушения, они попадают в ловушку стереотипов мужественности, установленных в отношении мужчин. Михаил, один из героев моей книги, это очень хорошо объясняет: «Ни одна женщина в мире не воспитывает своего сына как чьего-то будущего мужа». На мой взгляд — в этом и состоит истина.
— Многие предаются мечтам о Владимире Путине. Русские женщины, которые ищут сильного мужчину, видят в Путине воплощение мужественности, воспеваемое российским обществом. Он — защитник, та самая «каменная стена», которая позволяет русской женщине сосредоточиться на своей женственности и домашнем очаге. Разумеется, не все женщины верят в этот образ, некоторые прекрасно понимают, особенно молодежь, что это хорошо организованная пиар-кампания. Тем не менее, они признают, что это «тип мужчины, который нравится женщинам». Одна молодая женщина, несмотря на критику политики Путина, призналась, что хотела бы иметь такого мужчину, как он.
— …это совершенный антифеминизм. Это не смущает молодое поколение?
— На самом деле русских женщин никогда не привлекал феминизм. Эмансипация безболезненно прошла в советские годы. Феминизм — это движение, связанное с борьбой западных женщин, считающихся агрессивными и анти-женственными, и менее успешными, о чем они часто с гордостью говорят. Прочитав статью о законе, о котором мы с вами говорили вначале, я узнала, что одна из чиновниц, защищавшая этот закон, аргументировала это следующим образом: «когда муж избивает свою жену, это не так страшно, как если бы мужчина испытал унижение. Нельзя унижать мужчин». С ума можно сойти! Но это совершенно укладывается в традиционный образ женщины. Нельзя унижать мужчину не из-за страха, что ситуация может только ухудшиться, а потому, что роль русской женщины в обществе состоит в том, чтобы «спасать» своего мужа. Ее роль состоит в самопожертвовании. Безусловно, так думают не все женщины, но это очень распространенная позиция.
— Так же, как и желание женщины быть только домохозяйкой?
— Как они находят свое место в этом неоконсервативном обществе, сильно подверженном влиянию православной церкви?
Итак, остается узнать, какой путь выберут женщины, столкнувшись с этим подъемом религиозного консерватизма? Примут ли они это? Будут ли они выступать против этого? Похоже, что в целом они не хотят ничего менять. Возможно потому, что в целом это служит образу традиционной женщины, к которому они стремятся. Или, может, потому, что после десятилетий коммунизма и идеологического давления трудно думать по-другому и противостоять системе. Поэтому мы должны делать ставку на молодое поколение, которое развило свой собственный критический ум, которое очень глобализировано и которое само будет выбирать, избавляться или нет от кодексов и стереотипов, навязанных церковью и властью.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.