Фрегатенкапитан в германии что это
Фрегатенкапитан в германии что это
Военный флот Германия потеряла вследствие поражения в Первой Мировой войне. Скрытое возрождение флота началось в начале тридцатых годов, открытое с 15 марта 1935 года. К началу Второй Мировой войны немцам удалось создать флот, способный выполнять поддержку действий сухопутных войск с моря. К этому времени в нем насчитывалось около 50 тыс.чел. Однако морские силы Германии в основном были представлены подводными лодками, торпедными катерами, эсминцами. Крейсеров и линкоров было недостаточно для противостояния английскому и американскому флотам. Это в значительной мере предотвратило вторжение Вермахта в Англию. К началу вторжения в СССР в германском флоте было уже 404 тыс.чел, а к 1944г. 810 тыс.
В состав флота входили собственно корабли и их соединения, береговая артиллерия, морская пехота, силы противовоздушной обороны и все службы снабжения, обеспечения, ремонта, портовые службы.
Особенностью системы званий флота было то, что, если в сухопутных войсках в каждом роде войск имелась своя шкала званий, то во флоте буквально каждая служба, специальность имела свои звания. Причем, если в сухопутных войсках внутри данного рода войск только рядовые солдаты именовались по своей специальности (фузилир, гренадир, пионир, фарер, канонир, егер, панцерзольдат…), а унтерофицерский состав имел одинаковые наименования званий, то во флоте и унтерофицерский состав имел совершенно различные звания. Всего на большом корабле можно было насчитать до восьмидесяти различных шкал званий военнослужащих и военных чиновников.
Второй особенностью флотской системы званий было то, что если в сухопутных войсках весь унтерофицерский состав по своему правовому положению стоял ближе к солдатам и между унтерофицерами и офицерами пролегала резкая граница, то во флоте этот раздел пролегал между матами (младшие унтерофицеры) и боцманами (старшие унтерофицеры). Боцмана даже по форме одежды приближались к офицерам.
В береговых частях флота и береговой артиллерии звания в основном были флотского типа, но с некоторым приближением к сухопутным.
Перевод или произношение (эквивалент в советском флоте)
Матросы и старшие матросы
Oberfähnrich zur See
Оберфенрих цур зее (Выпускник офицерского училища, исполняющий офицерскую должность в ожидании присвоения офицерского звания.)
Униформа матросов, старших матросов и матов
Рядовой состав флота имел униформу очень похожую на униформу флота СССР с некоторыми отличиями. Так под матросской рубахой немцы не носили тельняшек. Кроме того, рядовой состав немецкого военного флота не имел шинелей. Вместо них имелись
бушлаты. На бушлатах рядовой состав носил голубые петлицы одинаковые для всех. Размер петлиц 40х40мм.
Форма матроса или старшего матроса состояла из следующих частей: куртка, брюки, белая или синя рубашка, воротник с тремя полосами, серые перчатки и головной убор.
Звание и принадлежность к тому или иному виду службы обозначались золотыми знаками на левом рукаве.
Характерным для германского флота было то, что основная масса рядового и командного состава пришли в военный флот из гражданского флота, зачастую целыми экипажами вместе со своими капитанами. Поэтому вопросам соблюдения формы, особенно на кораблях в походе вдали от начальства, уделялось мало внимания. На рабочей корабельной униформе часто не было вовсе никаких знаков различия. Вовсе нередкими случаями было ношение гражданской флотской одежды, просто гражданской одежды. Особым шиком, особенно у подводников было ношение на борту вражеской военно-морской формы. Правда обычно вражеские знаки различия спарывались. Большой популярностью у немецких моряков пользовалась британская морская форма.
Ниже представлены образцы формы матросов, старших матросов и матов (маатов).
Униформа старших унтерофицеров
В Кригсмарине звания старших унтерофицеров называли фельдфебелями или «Portepee Unteroffiziere» (унтерофицеры со шнуром). «Portepee»(шнур) представлял собой подвешиваемый у пояса
серебряный шнур, украшенный изображением дуба с одного конца. Он был предназначен для ношения кортика.
Повседневная форма состоит из следующих частей: китель, брюки, белая рубашка, серые перчатки, кортик и фуражка. Звания обозначались погонами с золотыми звёздами. Слева показан «Obersteuermann» (старший рулевой). Кандидаты на получение офицерского звания, такие как фенрих цур зее и оберфенрих цур зее также считались старшими унтерофицерами, однако их погоны отличались цветом (серебрянный) и размерами (более узкие). Козырьки фуражек фенрихов не имели галунов, которые носили офицеры. Справа показан фенрих цур зее, имеющий Железный крест 2-го класса.
Кортик старших унтерофицеров (Dolch der Unteroffiziere mit Portepee )
Образцы униформы старших унтерофицерв (Unteroffiziere mit Portepee)
Форма офицеров состояла из следующих частей: китель, брюки, белая рубашка, ремень, серые перчатки, кортик и фуражка. В зимнее время, все офицеры, чиновники и старшие унтерофицеры носили шинель. Обычно все пуговицы шинели были застёгнуты, но адмиралы и кавалеры Рыцарского Креста, имели право не застёгивать верхние три пуговицы. Внутренняя часть адмиральской шинели была голубого цвета. Для командиров подводных лодок неписаным законом было ношение во время похода белой фуражки.
Корветенкапитан Вернер Хартманн, командир подводной лодки U-37
Капитан цур зее Вольфганг Лют
Фуражки комондоров, контрадмиралов, вицеадмиралов, адмиралов, генерал-адмиралов, гроссадмирала | ||
Фуражки корветенкапитанов, фрегатенкапитанов и капитанов цур зее | ||
Фуражки лейтенантов цур зее, оберлейтенантов цур зее и капитан-лейтенантов | ||
Фуражки морских чиновников. Все эмблемы и знаки серебрянные. |
Ниже показаны варианты униформы офицеров
Погоны и знаки отличия офицеров
На рукавах и погонах офицеры носили знаки, означающие пренадлежность к той или иной службе. Эти знаки представлены ниже.
Морские офицеры (Seeoffiziere) | Инженеры (Ingenieuroffiziere) | Минёры (Sperrwaffenoffiziere) | Артиллеристы (Waffenoffiziere) |
Служба управления (Verwaltungsoffiziere) | Санитарная служба (Sanitätsoffiziere) | Береговая артиллерия (Offiziere der Marineartillerie) | Связисты (Offiziere des techn. Nachrichtenwesens) | Торпедисты (Torpedotechnische Offiziere) |
Звания офицеров обозначались комбинациями линейных нашивок, нашитых по рукавам формы, и погонами. Погоны не носились на повседневной форме с галстуком. Ниже схематично приведены комбинации рукав/погон для офицеров от лейтенанта до капитана цур зее.
1.Лейтенант цур зее | ||||||
2.Оберлейтенант цур зее | ||||||
3.Капитан-лейтенант | ||||||
4.Корветенкапитан | ||||||
5.Фрегатенкапитан | ||||||
6.Капитан цур зее | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
О знаках различия рядового состава Кригсмарине читайте http://armor.kiev.ua/army/forma/pogon-werm-11.shtml.
О знаках различия младших и старших унтерофицеров найти материал пока не удалось, как найду сразу опубликую.
b_yaroslavtsev
b_yaroslavtsev
Вопросы по этим правовым вопросам и эстонским реалиям и истории можно задавать ему. Ещё он с детства интересуется официальной традиционной историей Руси-России и генеалогией русских князей. Сам Мстислав – убеждённый противник новых и альтернативных хронологий и историй. Это и понятно – Эстония оказалась несколько не в центре российского информационного бума двух последних десятилетий. Но вот как новохронологи могли изучать базу данных по этим князьям, то есть кто, кого и когда родил, не посоветовавшись с ним, меня удивляет. Это я почти серьёзно, почти не шучу.
Лето он проводит в полукилометре от водопада и остатков бывшей усадьбы Бенкендорфов-Волконских в Кейла-Йоа. Поэтому я про него и упомянул. Он там местный, так что, вопросы по теме тоже к нему. Посмотреть на него можно на этом видео:
Отдельные статьи Мстислава в эстонских СМИ:
Названная в заголовке тема была постоянно хорошо освещена и даже раскручена в СССР. Мне она интересна тем, что иллюстрирует затейливое переплетение истории нескольких стран, в разное время владевших Эстонией, судеб элитных кланов, аристократов, армий и разведок: Новгородская (Ярославская) республика, Тевтонский орден, Ханза, Дания, Швеция, Германия, Речь Посполитая, Третий Райх, Россия, СССР. Немцы сочинили эстонцам письменность менее, чем полтораста лет назад – вот ещё когда языки-новоделы создавались.
Владельцами усадьбы «Фалль» в Кеала-Йоа были российские немцы Бенкендорфы на русской службе, в ней появился известный гимн царской России, там царю его впервые и исполнили. Абверовский разведчик Целлариус тоже из российских немцев, но служил Германии и Райху. После разведшколы Абвера в усадьбе располагался советский Дом офицеров. После ухода Советской Армии то, что осталось от военных городков, разваливается и представляет жалкое и печальное зрелище. Городки и усадьбу эстонцы не строили, и они им не нужны. У усадьбы появился новый хозяин из российских олигархов, «детей боярских».
Зато природа также прекрасна, как и в прошлом. Водопад Кейла-Йоа и обрыв Тюрисалу снимают в кино, они привлекает туристов. В Эстонии всё маленькое и красивое, близкое по масштабу к человеку. Таллинн похорошел. Его тоже много снимали в советском кино. Средневековая старинная часть лучше всего, пожалуй, показана в «Чёрной стреле».
В Эстонии я бывал почти каждый год с конца 70-х по 1991-й. Иногда заезжал в Латвию и Литву. На несколько дней каждый раз я останавливался в Таллинне и Кейла-Йоа. У меня личные впечатления от тех мест. В один из приездов я даже полдня снимался в массовке на развалинах монастыря в Пирите в исторической картине, снимаемом Арменфильмом, который проделал путь на север через весь Союз ради нескольких сцен. Я стал свидетелем медленного отделения Эстонии, которое было спланировано московскими боярами и занесено эстонцам. Сами они не имели даже такой концепции, что можно отделиться от СССР. Я об этом писал.
В материале об Абвере по книге Юлиуса Мадера упоминался руководитель ВО «Финляндия/Эстония» капитана 3-го ранга Целлариус. Фрегаттен-капитан Александр Целлариус из русских немцев, до 1911 года жил в Петербурге, но в первую мировую воевал в германском флоте, к тому же был полиглотом: http://ru.wikipedia.org/wiki/Целлариус,_Александр.
Сам фрегаттен-капитан, его Бюро и разведшкола Абвера под Таллинном показаны в пятисерийном советском телефильме «Вариант «Омега»» 1975 года (http://kinofilms.tv/film/variant-laquoomegaraquo-serial/32594) по книге Николая Леонова и Юрия Кострова «Вариант «Омега» (Операция «Викинг»)» (http://militera.lib.ru/prose/russian/leonov/index.html).
Фильм неплохо сделан вообще, и в нём хорошо показан Таллинн с обзорных площадок, основные достопримечательности и даже маленький исторический экскурс словами главного героя. Самого водопада и настоящей усадьбы в Кейла-Йоа в фильме нет, но некоторые сцены сняты на реальном месте на берегу залива к востоку от Кейла-Йоа недалеко от обрыва. Водопад вообще часто снимают в кино. Например, водопад показан в фильмах «Чёрная стрела», седьмой серии «Государственной границы» и других. «Гамлет» снимался в тех местах
Этот кадр снят не на реальном месте: некий дом изображает усадьбу Бенкендорфов-Волконских в Кейла-Йоа, в которой находилась диверсионная школа Абвера «Лагерь № 2».
Система званий и знаков отличия Вермахта периода 1939-1945г.
Спасибо. Теперь если встречу фашиста в форме, то буду знать как обратиться.
Тема вермахта практически полностью раскрыта
Не совсем. Это знаки различия Сухопутных сил (das Heer). Вермахт это ведь ещё и Люфтваффе, и Кригсмарине.
В 1943 г. звание штабсгефрайтер было упразднено, и такую нашивку стали носить обергефрайтеры с выслугой более 6 лет.
Гауптфельдфебель это, скорее, должность, чем звание. Сдвоенный галун он носил не только на рабочей одежде, но и на фельдблузе, и на ваффенроке.
Возможно, стоило упомянуть не очень проверенную инфу о генерал-оберсте в должности генерал-фельдмаршала (четыре звезды на погоне)
Так же, в разделе о танковых петлицах, может быть, стоило упомянуть о танковых петлицах див.»Герман Геринг» (чёрные с белым кантом, с 43 г. белые, но другого размера). Хотя, нет. Это же Люфтваффе:)
А сделано красиво, да. Гут:)
Дойчен зольдатен унд официрен.
Нормальный был бы заголовок.
Сука и здесь фашисты наворотили хер знает что. Наша система на порядок удобнее.
Как я понимаю Оберст и Штандартенфюрер одно и тоже?
сохранил на память, возьмусь переигрывать в Snaper Elit, буду присматриваться к погонам :).
Стройная Берта
К 1940 году на вооружение поступила новая 280-мм артсистема, которая стала лучшим орудием серии 280-мм и лучшей железнодорожной пушкой Второй мировой войны. Орудие К5 (Е) получило название «Schlanke Bertha» («Стройная Берта»). Для абсолютно новой артсистемы также был разработан новый 6-осный железнодорожный транспортёр, а дальнобойность стала достигать 62 км. Орудия серии К5 (Е) широко использовались при осаде Ленинграда в 1942—1943 гг., пушки действовали в составе 712-й и 713-й Е-батарей.
И хруст французской булки.Часть вторая
Вы что,пожрать сюда пришли?
Бронеавтомобили Германии. Часть 3: полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортеры
Ни в одной воюющей армии в ходе Второй мировой войны не было столько полугусеничных машин сколько их было в Германской. Интерес к подобной технике появился еще до прихода к власти Гитлера и последующего перевооружения вермахта 1933 года. Первые образцы были применены еще в ходе Первой мировой войны. Представляю вашему вниманию подборку германских полугусеничных автомобилей и бронетранспортеров времен Второй мировой войны.
Первые две части уже представлены здесь, в сообществе:
Разрабатывался для использования в парашютно-десантных и горно-пехотных дивизиях ВВС и сухопутных войск нацистской Германии, однако благодаря высоким динамическим характеристикам получил большую популярность в немецкой армии и широко применялся всеми её подразделениями.
Интересно, что одним из главных разработчиков новой машины являлся Генрих Эрнст Книпкамп, известный впоследствии как создатель ходовой части танков «Тигр» и «Пантера», а также бронетранспортёра Sd.Kfz. 250 и подобных ему. Он оснастил новую машину ходовой частью собственной разработки, характерной особенностью которой стало шахматное расположение опорных катков.
Помимо водителя, Kettenkrad мог принять на борт ещё двух человек, полная грузоподъёмность составляла 325 килограммов, что вполне удовлетворяло запросы военных, поскольку Kettenkrad был способен буксировать и более тяжёлые грузы, например самолеты на аэродроме.
Всего было выпущено более 9000 Sd.Kfz. 2.
Предназначался для буксировки артиллерийского орудия и перевозки снарядов и орудийного расчета. Спереди он, как и обычные грузовики, имел управляемые передние колеса, но вместо задних колес у него имелись гусеницы, опорные катки которых располагались в шахматном порядке. При движении по шоссе тягач развивал максимальную скорость 65 км/ч. Экипаж тягача, как правило, состоял из 8 человек — механика-водителя и расчета буксируемого артиллерийского орудия.
На базе тягача D7 выпускались следующие боевые и специальные машины:
— SdKfz 10/1 — машина химической разведки;
— SdKfz 10/2 — дегазационная машина;
— SdKfz 10/3 — машина для распыления отравляющих веществ;
— SdKfz 10/4,5 — зенитная установка с 20-мм автоматической пушкой.
Во фронтовых частях на тягач устанавливали 50- и 37-мм противотанковые пушки. Как сам тягач, так и его серийные и импровизированные модификации использовались частями Вермахта и войсками СС до окончания войны. Всего было выпущено более 14000, а по некоторым данным около 25000 Sd.Kfz. 10 и его модификаций, в том числе 7326 в качестве шасси для легкого бронетранспортера Sd.Kfz. 250.
Корпус бронетранспортёра был сварен из прямых катаных броневых листов, расположенных под рациональными углами наклона. Существовало два варианта изготовления корпуса — старый вариант (alt) и новый (neu). По внешнему виду вариант neu был очень похож на корпус бронетранспортёра Sd.Kfz. 251 Ausf.D. В передней части находился двигатель и управляемый автомобильный мост. В средней части — отделение управления, и в кормовой части машины — открытое сверху десантное отделение. Для обороны 250-е оснащались пулеметом MG-34. Бронетранспортёр мог разгоняться по шоссе до 65 км/ч с запасом хода 320 км.
Новый вариант корпуса (Nue)
Отдельного внимания заслуживает модификация Sd.Kfz. 250/9 или leichter Schützenpanzerwagen 2 cm — лёгкая разведывательная бронемашина, на которую была установлена десятигранная башня от бронеавтомобиля Sd.Kfz. 222, которая позднее была заменена на башню от бронеавтомобиля Sd.Kfz. 234/1 Hangelafette 38.
Производство броневика началось в мае 1943 года. Всего изготовлен 781 экземпляр.
Он мог перевозить восемь солдат, нагрузку в 1550 кг и буксировать прицеп до 3000 кг. Он часто использовался в качестве тягача для гаубицы 10,5 см (Le. Feldhaubitze 10,5 см), а затем в 1941 году для 15 см и 21 см реактивных миномётов Nebelwerfer.
Прототип полугусеничного артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 был разработан фирмой «Ганза-Ллойд-Голиаф» ещё в 1933 году, но серийное производство этих машин (тип HLkl 5) с 1936 года осуществляла фирма «Ганомаг». Потребность в этих тягачах и их шасси, которые использовались для производства бронетранспортеров типа Sd.Kfz. 251 постоянно росла, и «Ганомаг» не мог в полной мере удовлетворить запросы армии. Поэтому к серийному выпуску Sd.Kfz. 11 подключились также фирмы «Адлер», «Герман-Гёринг-Верке» и «Вандерер». Выпускалось пять модификаций бронетранспортера.
Sd.Kfz. 11 оказался универсальной машиной. С 1943 года предпочтение отдавалось его выпуску. По разным данным были построены около 9000 тягачей и около 15000 шасси для бронетранспортеров Sd.Kfz. 251.
Одним из основных видов полугусеничных бронетранспортеров Германской армии стал Sd.Kfz. 251, который послужил основой для целого семейства боевых машин различного назначения.
Создан фирмой Hanomag в 1938 году на базе артиллерийского тягача Sd.Kfz. 11 и производился серийно с июня 1939 года по март 1945 года. Было выпущено 23 различные модификации 251-го.
Бронеавтомобиль мог разгоняться по шоссе до 53 км/ч с запасом хода 300 км. Лобовая, бортовая и кормовая броня была толщиной 14,5 мм, а днище и крыша корпуса — 8 мм.
Машина нашла широкое применение в самых разных частях вермахта. Её значимость в ходе Второй мировой войны трудно переоценить. Прежде всего она использовалась как бронетранспортёр для быстрого перемещения мотопехоты (панцергренадеров) и в этом качестве особенно хорошо себя показала на пересечённой местности Северной Африки и Восточного фронта благодаря высокой проходимости полугусеничного движителя. Также Sd.Kfz. 251 активно использовался для буксировки орудий (в том числе и тяжёлых), для подвоза боеприпасов.
На большинство машин устанавливались пулемёты MG34 или MG42, что позволяло эффективно использовать их в качестве подвижных огневых точек против живой силы противника и небронированных целей, а модификации с зенитными и полевыми орудиями использовались для уничтожения низколетящих самолётов и танков противника.
Всего было выпущено более 15000 машин.
Полугусеничный тягач с тяговым усилием пять тонн Sd.Kfz. 6 был первым полугусеничным транспортером поступившим на вооружение Вермахта в 1935 году и оставался в производстве до 1943 года.
Выпускался в трех модификациях:
К 1 марта 1945 года в частях вермахта и войск СС насчитывалось 757 машин этого типа, часть из которых использовалась не в качестве артиллерийского тягача, а в других целях.
Из производившихся в Германии вспомогательных машин наиболее удачным оказался 8-тонный полугусеничный тягач Sd.Kfz.7.
Эта машина использовалась в первую очередь для буксировки 88-мм зенитных пушек Flak 18 и 37-мм Пак 36 как в частях ПВО, так и в тяжелых противотанковых дивизионах вермахта. Кроме того, тягач применялся для буксировки 150-мм тяжелых полевых гаубиц sFH 18 и различных прицепов.
Первые машины появились в 1933 году, но только с 1939 года развернулось их широкомасштабное серийное производство. С 1939 г по март 1945 г с конвейеров сошло около 12000 машин.
Стандартный Sd.Kfz. 7 мог перевозить 12 человек (включая водителя) с полной выкладкой и боеприпасами. Силовая установка позволяла тягачу двигаться в диапазоне скоростей от 3,5 км/ч до 50 км/ч. С полным баком, вмещавшим 215 литров бензина, тягач мог пройти по шоссе 250 км, при движении по пересеченной местности запас хода сокращался до 120 км.
Выпускался в нескольких модификациях для различных задач. Например Sd.Kfz. 7/1 — зенитная самоходная установка с 20-мм счетверенной автоматической пушкой Flak 38 на платформе с решетчатыми откидными бортами, обеспечивавшими круговое вращение артиллерийской системы.
На 1 марта 1945 года в германской армии насчитывалось 3602 тягача Sd.Kfz. 7.
В 1932 году по советскому заказу фирма «Даймлер-Бенц» разработала мощный 12-тонный полугусеничный тягач, которым должны были укомплектовываться артиллерийские части Красной Армии. Однако вскоре заказ был аннулирован, но наработки фирмы заинтересовали немецких военных, которые активно проводили курс на моторизацию германской армии.
С 1934 по 1945 год серийное производство 12-тонных тягачей осуществляли фирмы «Даймлер-Бенц», «Крутит» и «Краус-Маффей». Всего за этот период ими было изготовлено 3450 полугусеничных машин Sd.Kfz. 8.
Машина выпускалась в четырех вариантах, которые отличались друг от друга главным образом маркой и мощностью двигателя. Тягач Sd.Kfz. 8 использовался в вермахте для буксировки тяжелых артиллерийских орудий.
Sd.Kfz. 8 послужил базой для создания самоходной артиллерийской установки, вооруженной легендарной 88-мм зенитной пушкой Flak 18 — Sd.Kfz 8 mil der 8.8-cm Flak 18. К весне 1940 года было построено до 30 таких самоходных артиллерийских установок (по другим источникам — от 12 до 25), сведенных в 8-й отдельный тяжелый противотанковый дивизион.
Всего было выпущено около 4000 бронетранспортеров Sd.Kfz. 8.
Наиболее мощным и большим из всех полугусеничных тягачей вермахта был 18 тонный Sd.Kfz. 9 (также известный как Famo).
Являлся самой тяжёлой полугусеничной машиной, выпускаемой Германией в тот период.
В основном применялся для транспортировки орудий, в число которых входила 240-мм гаубица Kanone 3, и для ремонта машин. Суммарно же Sd.Kfz. 9 мог перевозить груз массой до 28 тонн. Он применялся для транспортировки танка Pz.Kpfw. IV.
Он поступил в войска в 1938 году. Всего их было построено 2500, пока в 1944 году производство не было прекращено.
Удивительные приключения немцев на восточном фронте
Очень интересный подход к работе.
Бронеавтомобили вермахта. Часть 1
Легкобронированные боевые машины на протяжении всей второй мировой войны являлись весьма важной составляющей вооружения танковых и моторизованных частей и соединений вермахта. Они, как нельзя лучше, соответствовали доктрине развертывания высокомобильной механизированной армии. Представляю вашему вниманию 10 бронеавтомобилей Вермахта времен Второй мировой войны.
Разработан на шасси легкового автомобиля в 1932 году для разведки и сопровождения кавалерии и производился серийно в 1933—1935 годах.
Открытый сверху корпус бронеавтомобиля изготавливался при помощи сварки из 8-мм вертикальных броневых листов и 5-мм днища. В середине корпуса 7,92-мм пулемёт MG-13, прикрытый небольшим броневым щитком. Экипаж состоял из двух человек: водителя и стрелка-командира. На Sd.Kfz. 13 использовался рядный 6-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения мощностью 60 л. с. Коробка передач четырёхступенчатая, ведущие колёса — передние.
В войсках эти бронеавтомобили, получили презрительную кличку «корыто». Из-за примитивности конструкции и недостаточной защищённости Sd.Kfz.13 не пользовался особой популярностью. К 1938 году они были в основном заменены более современными Sd.Kfz. 221.
Несмотря на то, что к началу Второй мировой войны бронеавтомобили Kfz.13 безнадежно устарели, они тем не менее ограниченно использовались в Польской кампании в 1939 году, при вторжении во Францию и Нидерланды, и даже в начале операции «Барбаросса».
Справедливости ради, решил включить и Kugelpanzer в этот список, так как он представляет собой, пожалуй, самый необычный бронеавтомобиль Вермахта.
Kugelpanzer оборудован радиостанцией, вооружение не устанавливалось. Корпус сварной, закрытого типа. Для входа в кабину установлен люк в корме. Корпус опирается на два ведущих колеса и на рулевое колесо сзади. Спереди, на уровне глаз сидящего, располагается смотровая щель. Двигаться сие чудо могло с максимальной скоростью до 8 км/ч по шоссе. Являлся экспериментальным образцом и в боях не принимал. На единственном сохранившемся опытном образце имеется маркировка «Экземпляр 37».
Был разработан для австрийской армии в 1933—1934 гг. компанией Austro-Daimler-Puch, которая вскоре была поглощена Steyr. По австрийской классификации назывался M35 Mittlere Panzerwagen. Поступал в войска в 1935—37 гг.
Интересной особенностью этого бронеавтомобиля было отсутствие кормы — оба конца автомобиля были оборудованы водительским местом и могли служить передом машины. ADGZ имел бронирование 11 мм и оснащался 20 мм пушкой и двумя или тремя 7,92мм пулеметами MG-34. Максимальная скорость автомобиля по шоссе достигала 70 км/ч с запасом хода 450 км.
Во время аншлюса 12 машин ADGZ использовались в австрийской армии и 15 в полиции. Немцы стали использовать этот бронеавтомобиль для полицейских нужд. Некоторые ADGZ использовались частями СС на восточном фронте и на Балканах. Позже, после вторжения в СССР, несколько ADGZ были оборудованы башнями трофейных советских лёгких танков Т-26. Всего было произведено 52 машины.
Leichter Panzerspähwagen (M.G.), Sd.Kfz. 221 — германский лёгкий бронеавтомобиль 1930-х годов, предназначавшийся на роль разведывательной или штабной машины.
С 1936 года в формируемые разведывательные части вермахта начали поступать Sd.Kfz.221, которые стали постепенно вытеснять старые Sd.Kfz. 13. В виде бронеавтомобиля Sd.Kfz. 221 (выпущено 339 единиц) разведывательные части Вермахта получили быстроходную и маневренную машину, которую интенсивно эксплуатировали вплоть до конца войны. На советском фронте Sd.Kfz. 221 нередко действовали на острие наступления, в том числе в качестве машин поддержки пехоты.
Наиболее массовой и удачной модификацией предыдущего образца стал Leichter Panzerspähwagen (2 cm), Sd.Kfz. 222.
Эта машина была вооружена 20-мм автоматической пушкой KwK 30 и пулеметом MG 34, установленными в десятигранной открытой сверху башне. Скорострельность пушки составляла 280 выстр/мин. Начальная скорость бронебойного снаряда — 780 м/с. По немецким данным, он пробивал на расстоянии 500 м 20-мм броню. В поздней версии бронеавтомобиля устанавливалась 20-мм автоматическая пушка KwK.30 L/55 с длиной ствола 1100 мм. Питание — магазинное, в магазине 10 выстрелов. Пушка обладала практической скорострельностью 60-100 выстрелов в минуту и с расстояния 500 м пробивала установленную под углом 30° броню толщиной 14 мм, а с расстояния 100 м — броню толщиной 20 мм. В 1941 году лобовую броню Sd.Kfz. 222 усилили до 30 мм.
Всего было изготовлено 989 единиц этой модели. Стоимость одного бронеавтомобиля Sd.Kfz.222 без вооружения составляла 19 600 рейхсмарок.
Sd.Kfz. 222 использовались германскими войсками на всём протяжении Второй мировой войны, небольшое их количество было также продано другим странам. На Восточном фронте выяснилось, что легкие броневики, несмотря на наличие двух ведущих мостов, имеют ограниченную тактическую подвижность и к концу 1941 года там была потеряна 341 машина. Значительно более эффективным оказалось их применение в Северной Африке в составе разведывательного батальона 5-й легкой дивизии Африканского корпуса.
Sd.Kfz. 254, Mittlerer Gepanzerter Beobachtungskraftwagen — германский средний разведывательный колёсно-гусеничный бронеавтомобиль 1930-х годов.
Разрабатывался как небронированный артиллерийский тягач на колёсно-гусеничном ходу для нужд вооружённых сил Австрии. С 1940 года, после внесения некоторых изменений в конструкцию, выпускался уже в качестве бронеавтомобиля передовых артиллерийских наблюдателей.
Необычной является ходовая часть машины: помимо основного гусеничного движителя она оснащена четырьмя убирающимися автомобильными колёсами, опускаемыми для движения по шоссе. Бронеавтомобиль массой около 6,4 тонны разгонялся на колёсах по шоссе и дорогам с твёрдым покрытием до 60-65 км/ч.
Вооружение состояло из одного 7,92-мм пулемёта MG 34. При необходимости его можно было установить в любом месте. Боекомплект пулемёта — 2000 патронов, сам пулемёт перевозили в укладке. Бронирование корпуса составляло от 8 до 15 мм. Эта модель уже была оборудована радиостанцией FuG8, которая могла работать на расстоянии до 30 километров, при использовании радиотелефона, и до 50 километров, при использовании телеграфного ключа.
Всего было построено 140 экземпляров машины, включая первые небронированные экземпляры.
Schwerer Panzerspähwagen (6-Rad) — германский тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х годов, по германской ведомственной системе обозначений военной техники носивший индекс Sd.Kfz. 231 (6-Rad).
Был создан в 1930—1932 годах по заданию рейхсвера на разработку тяжёлого бронеавтомобиля с использованием шасси коммерческого грузового автомобиля. Серийно выпускался с 1932 по 1937 год фирмами Daimler-Benz, Büssing-NAG и Magirus, каждая из которых использовала шасси собственной разработки в сочетании с унифицированным броневым корпусом. Всего было выпущено 123 бронеавтомобиля этого типа в линейном варианте и в ради́йном, под обозначением Sd.Kfz. 232. Параллельно были выпущены 28 Sd.Kfz.263 с усиленным радиооборудованием.
6-Rad имел бронирование корпуса 8 мм и вооружался нарезной автоматической 20-мм пушкой KwK 30. Обладая колесной формулой 6 × 4, бронеавтомобиль мог разгоняться по шоссе до 62 км/ч с запасом хода 250 км.
Sd.Kfz. 231 (6-Rad) являлись основными тяжёлыми бронеавтомобилями вермахта в середине 1930-х годов, но к началу Второй мировой войны они начали постепенно заменяться в войсках более совершенными бронеавтомобилями Sd.Kfz. 231 (8-Rad). 6-Rad использовались в ряде операций начального периода Второй мировой войны, но уже к 1942 году в связи с недостаточной проходимостью были сняты с вооружения фронтовых частей, хотя продолжали использоваться в полицейских частях.
Schwerer Panzerspähwagen 8-Rad — тяжёлый бронеавтомобиль 1930-х годов, по германской ведомственной системе обозначений военной техники носивший индекс Sd.Kfz. 231 (8-Rad).
Был разработан в 1934—1936 годах для замены не отвечавших новым требованиям неполноприводных трёхосных бронеавтомобилей Sd.Kfz. 231 (6-Rad) и стал первым в мире полноприводным четырёхосным бронеавтомобилем. Sd.Kfz. 231 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей своего времени и был способен действовать на пересечённой местности, обладая сравнимой с танками проходимостью.
Sd.Kfz. 231/232 поступали на вооружение взвода (6 машин) роты бронеавтомобилей разведывательных батальонов танковых и моторизованных дивизий вермахта и войск СС и активно использовались ими в ходе Второй мировой войны на всех театрах военных действий.
Schwerer Panzerspähwagen (2 cm) — тяжёлый бронеавтомобиль периода Второй мировой войны, по германской ведомственной системе обозначений проходивший как Sd.Kfz. 234.
Был создан в 1940—1943 годах на замену бронеавтомобилю Sd.Kfz. 231 (8-Rad). Проектировался прежде всего для условий Североафриканского театра военных действий и советско-германского фронта. Лобовая броня была усилена до 30 мм, вместо рамного корпуса введён несущий, бензиновый двигатель заменён на более мощный дизель воздушного охлаждения с грузовика «Татра-111».
Выпускался в 4 модификациях:
Sd.Kfz. 234/1 — базовый вариант, с 20-мм пушкой K.w.K 30,
Sd.Kfz. 234/2 — вариант с 50-мм пушкой KwK 39 в закрытой башне,
Sd.Kfz. 234/3 — вариант огневой поддержки, с 75-мм короткоствольной пушкой K51 в неподвижной открытой сверху рубке и
Sd.Kfz. 234/4 — противотанковый вариант, с 75-мм противотанковой пушкой PaK.40, размещённой в открытом сверху боевом отделении и защищённой лишь лобовым щитком.
Sd.Kfz. 234 являлся одним из наиболее технически совершенных бронеавтомобилей Второй мировой войны, однако его создание, прежде всего доводка являвшегося новшеством в германском танкостроении дизельного двигателя, затянулась на три года. В результате, бронеавтомобиль, производство базового варианта которого началось только в 1944 году и продолжалось вплоть до конца войны, был выпущен сравнительно малой серией из 478 единиц.
На фото Sd.Kfz. 234/2 (на переднем плане) и Sd.Kfz. 234/3 (на втором плане).
Schwerer Panzerspähwagen (5 cm), также широко известный под неофициальным названием «Пума» и являющийся одной из модификаций Sd.Kfz. 234 (Sd.Kfz.234/2) заслуживает отдельного внимания.
Бронеавтомобиль был создан в 1942—1943 годах на основе Sd.Kfz.234 в связи с требованиями армии по усилению вооружения разведывательных бронеавтомобилей, с использованием переработанной башни от так и не пошедшего в серию перспективного лёгкого разведывательного танка VK 1602 «Leopard». Основным вооружением была нарезная 50-мм пушка KwK.39 с длиной ствола 60 калибров. В качестве вспомогательного использовался 7,92-мм пулемет MG-42. При мощности двигателя в 210 л.с. Пума могла разгоняться по шоссе до 80 км/ч с запасом хода в 1000 км.
По своим боевым характеристикам «Пума» являлась одним из наиболее мощных бронеавтомобилей Второй мировой войны, однако объёмы её производства были сокращены в пользу продолжения выпуска базового Sd.Kfz.234, и всего с сентября 1943 по сентябрь 1944 года был выпущен лишь 101 бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/2.
Бронеавтомобили «Пума» использовались германскими войсками в разведывательных подразделениях танковых и моторизованных дивизий с конца 1943 года и вплоть до 1945 года, преимущественно на советско-германском фронте.
Трофейные часы времён Второй Мировой войны
Многие швейцарские часовые производители во время Второй Мировой войны выпускали милитари-часы одновременно как для вооружённых сил Германии, так и для войск антигитлеровской коалиции. Так сказать, «и вашим и нашим».
Одни из таких часов у меня в числе фаворитов. Это военные часы, выпущенные в 1942г. швейцарской часовой компанией Zenith специально для германского Вермахта (так называемые DH-часы). Мне кажется, что они неплохо смотрятся.
Часы противоударные, антимагнитные в корпусе из нержавеющей стали. На циферблате и стрелках изначально присутствовал радиоактивный слой, но он был смыт и заменён безопасным люминесцентным покрытием. Для 80-летних часов состояние весьма неплохое.
И хруст французской булки
Ответ на пост «Почему в Германии верили, что смогут одолеть СССР за 2 месяца?»
Немцы были хорошо подготовлены. В ходе боевых действий в Европе они выдвигали молодых и способных командиров, части и подразделения были слажены, отработано взаимодействие и тактика «Блицкриг».
Теория блицкриг более подробно Уманский котел..
Сосредоточение группировок немцев на направлениях главного удара
Тактика немцев строилась на:
— сосредоточение сил на главном направлении удара;
— ударах по сходящимся направлениям и окружении группировок противника;
— разгрома коммуникаций, уничтожении резервов;
— завоевании превосходства в воздухе;
— массированном применении танков и мотопехоты;
— применении штурмовых групп (взвод+саперы+орудие/САУ).
Впрочем, сейчас ничего нового, но с одним НО: были средства связи и налажено прекрасное взаимодействие всех видов и родов войск. Что позволило быстро продвигаться вперед, обеспечивая фланги и блокируя узлы сопротивления, которые потом уничтожали штурмовые группы из состава блокирующих частей (так Брестскую крепость блокировала 45-я пд). РККА планировала получить средства связи от гражданских.
С первых дней вторжения на территорию русского Севера в 1941 году у немцев все пошло не так. Не помогли ни хорошо обученные войска, элита элит Вермахта, горные егеря, ни лучшее вооружение, ни перевес в живой силе. «Серебристая лиса», план немецкого наступления на Мурманском направлении, провалился. Несмотря на то, что советские военачальники ждали главного удара с моря, им удалось сдержать мощнейшие атаки противника по всем направлениям. Полностью захватить Заполярье молниеносным броском немецкие войска не смогли, несмотря на длительную, тщательную подготовку.
Немцы уже после оккупации Норвегии начали разрабатывать план ведения войны в Заполярье. Планирование операции начали 13 августа 1940 г. и завершили в октябре того же года. Мурманская операция (Зильберфукс, нем. Unternehmen Silberfuchs — «Полярная лиса») была составной частью плана «Барбаросса» (операция «Зильберфукс» —незапланированно завершилась срывом планов германо-финского командования и стабилизацией фронта).
В последующем планом операции «Blaufuchs» «Blaufuchs» («Голубой песец») намечалось овладеть Архангельском и до наступления холодов прервать северные морские и сухопутные коммуникации, связывавшие Советский Союз с внешним миром, а также отрезать северные районы СССР от его центральных районов. Переход в наступление предусматривался в различное время и зависел от сроков выхода войск группы армий «Север» на рубеж р. Западная Двина.
«Зильберфукс» (Серебряная лиса) включало три этапа:
1. «Реннтир» (нем. Renntier — «Северный олень»).
2. «Platinfuchs» («Платиновая лиса»).
3. «Polarfuchs» («Песец»).
Второй и третий этапы выполнялись одновременно.
1) В соответствии с планом «Реннтир» (нем. Renntier — «Северный олень») горнострелковый корпус «Норвегия» в первые три дня после получения приказа о наступлении должен был вступить в Петсамо, захватить район никелевых разработок и оборонять его совместно с финнами. Если же силы противника окажутся превосходящими, директива предписывала «автоматически эвакуировать население этого района». Эта операция носила локальный характер, но имела важное значение, так как от её исхода фактически зависела судьба военной промышленности Германии. Боевые действия предполагалось начать с превентивного удара.
2) Вторая стадия операции в Заполярье называлась «Platinfuchs» («Платиновая лиса»). По этому плану немецкие войска наступали через Титовку, Ура-Губу к Полярному и Мурманску. Главные пункты этого плана: захват баз Северного флота и блокада Мурманска с последующим выходом на побережье Белого моря и захватом Архангельска.
3) Третья стадия носила название «Polarfuchs» («Песец»). 2-я горнострелковая дивизия наступает на Полярное: одна финская дивизия (12-я бригада) и одна немецкая дивизия наступают от Кемиярви на восток.
Согласно директиве №21 известной как план «Барбаросса», захват Мурманска и всего Кольского полуострова являлся одной из первоочередных задач немецкого командования. Для ее выполнения была создана армия «Норвегия», укомплектованная немецкими и финскими солдатами, прошедшими специальную подготовку для действий в условиях Крайнего Севера.
Из директивы №21:
«а) с началом операции, а если потребуется и раньше, вторгнуться в район Петсамо и надежно оборонять его совместно с финскими войсками против нападения с суши, моря и воздуха. Особое значение приобретает удержание никелевых рудников, чрезвычайно важных для немецкой военной экономики (операция «Реннтир»);
б) имеющимися в распоряжении войсками окружить Мурманск, являющийся опорной базой для наступательных действий сухопутных, морских и воздушных сил противника. В последующем, если позволят имеющиеся в наличии силы, осуществить захват.
(прим. В дальнейшем Кольский полуостров должен был стать частью «Великой Финляндии»).
Для захвата Кольского полуострова на арктическом театре военных действий была сконцентрирована армия «Норвегия» (её сформировали в декабре 1940 года) в составе 3-х корпусов – двух горных немецких корпусов и одного финского корпуса. Её возглавлял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В армии было 97 тыс. человек, 1037 орудий и миномётов, 106 танков. Эту армию поддерживала часть сил 5-го воздушного флота и ВМС.
Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях, под командованием Валериана Фролова. На момент начала военных действий армия включала в себя: 4-й стрелковый корпус (10-я и 122-я стрелковые дивизии), 14-ю, 52-ю стрелковые дивизии, 1-ю танковую дивизию, 1-ю смешанную авиадивизию, 23-й укреплённый район и ряд других соединений. 23-й укреплённый район (УР) располагался на полуостровах Рыбачий и Средний и занимал полосу обороны по фронту в 85 километров, глубиной в 5 километров, имея в наличии 7 узлов обороны, состоящих из 12 построенных и боеготовых долговременных оборонительных сооружений, и 30 находящихся на стадии строительства. УР защищали два пулемётных батальона (ещё два планировали развернуть), кроме того, в его полосе действовал один из полков 14-й сд. В армии было 52,6 тыс. человек личного состава, 1150 орудий и миномётов, 392 танка. С моря 14-ю армию прикрывали корабли и авиация Северного флота (8 эсминцев, 7 сторожевых кораблей, 15 подводных лодок, 116 самолётов).
На Мурманском направлении войска 14-й армии при поддержке огня корабельной артиллерии Северного флота оказали упорное сопротивление соединениям горного корпуса «Норвегия». Несмотря на превосходство в силах, он сумел к исходу 29 июня вклиниться в оборону войск армии всего на 3—12 км, выйти к перешейку полуострова Средний и на рубеж р. Титовки, захватив небольшой плацдарм на ее восточном берегу. По решению командарма генерал-лейтенанта В.А. Фролова из Мурманска в район р. Западная Лица была переброшена 52-я стрелковая дивизия. Ее 112-й стрелковый полк остановил 2 июля врага на рубеже этой реки. С целью ослабления его натиска, по приказу командующего армией 6 июля корабли Северного флота осуществили высадку в тылу противника в губе Нерпичья десанта (2-й батальон 205-го стрелкового полка).
После перегруппировки сил противник, возобновив 7 июля при поддержке авиации наступление, форсировал р. Западная Лица и вклинился в оборону 52-й стрелковой дивизии. На следующий день в губе Большая Западная Лица был высажен новый десант (батальон пограничников). Действия десантов вынудили командира горного корпуса «Норвегия» снять часть сил, действовавших против 52-й стрелковой дивизии, которая воспользовавшись этим, перешла в контрнаступление, ликвидировала захваченные противником плацдармы, а к исходу 8 июля отбросила его на западный берег р. Западная Лица. К исходу 11 июля части корпуса вынуждены были перейти к обороне на этом направлении.
Упорное сопротивление войск 14-й армии вынудило Верховное главнокомандование вермахта внести коррективы в свои планы. Согласно директиве № 34 от 30 июля намечалось: в полосе горного корпуса «Норвегия» устранить угрозу его флангу со стороны Мотовского залива; «предпринять попытки перерезать Мурманскую дорогу в полосе 3-го (финского) армейского корпуса, и прежде всего в направлении на Лоухи»; приостановить наступление на Кандалакшу. В августе горный корпус «Норвегия» был усилен 6-й горнострелковой дивизией, переброшенной из Греции, 9-м мотополком СС, 388-м пехотным полком 214-й пехотной дивизии, 4-м отдельным батальоном 199-й пехотной дивизии, передислоцированными из Норвегии, финским 14-м пехотным полком и получил пополнение (6500 человек).
Ставка ВГК, учитывая значительную протяженность полосы обороны войск Северного фронта, которые вели боевые действия на отдельных операционных направлениях, с целью улучшения управления ими своей директивой от 23 августа разделила его на два фронта: Карельский (14-я, 7-я армии) и Ленинградский (23, 8 и 48-я армии; генерал-лейтенант M.M. Попов). Карельский фронт возглавил генерал-лейтенант В.А. Фролов, которому был подчинен Северный флот. 3 сентября Ставка потребовала от командующего фронтом не допустить дальнейшего отхода войск, создать сильно укрепленные оборонительные рубежи, организовать мощную систему огня, выделить часть сил в резерв. Для усиления войск фронта перебрасывалась 313-я стрелковая дивизия.
Оборонительная операция на Кандалакшском направлении.
Наступление на Кандалакшском направлении началось 1 июля силами немецкого 36-го армейского корпуса и финской 6-й пехотной дивизии при поддержке 100 танков. В ходе ожесточенных боев они сумели прорваться в район Казарм, севернее Куолаярви и создать угрозу выхода с севера в тыл 122-й стрелковой дивизии 42-го стрелкового корпуса. С целью не допустить ее окружения командир корпуса генерал-майор Р.И. Панин с разрешения командующего 14-й армией к исходу 8 июля отвел дивизию на рубеж озер Куолаярви и Алаярви, где была подготовлена вторая полоса обороны и располагалась 104-я стрелковая дивизия (без 242-го стрелкового полка). Противник, развивая наступление, 10 июля вышел в район 10 км восточнее Кайлары. Командир 42-го стрелкового корпуса ввел в сражение свой резерв и резервы дивизий, которые в ночь на 11 июля окружили и полностью уничтожили крупные силы врага, прорвавшиеся в этот район. Это вынудило его временно приостановить наступление на Кандалакшском направлении.
Еще победили благодаря вот таким Неизвестным Солдатам-Героям, которых горные егеря убили, но не сломили.
Эти фотографии казни наших бойцов гитлеровцами стали ключом к разгадке тайны их гибели, помогли найти могилу героев.