Фреймворк jtbd что это

Метод Jobs To Be Done — как решать задачи пользователей с помощью продуктов?

Если вы смотрели выпуск Вдудя про кремниевую долину, то понимаете, что в год там рождается огромное количество новых стартапов или идей продуктов. И это только малая часть всего мира. Но лишь небольшой процент из них придет к успеху.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Работающий бизнес тоже не всегда ждёт успех — падает спрос на продукт, нет продаж и тд. Множество факторов могут привести к закрытию. Но хватит неприятных мыслей. Сегодня поговорим о методе, который помогает справиться с важной задачей, напрямую влияющей на успех — понять, чего хочет ваш клиент?

Знакомьтесь, теория «Jobs To Be Done» — она позволяет копнуть глубоко в сознание потребителей и понять, что движет ими при совершении покупки. На выходе вы имеете продукт, который решает задачу своего владельца, а не просто нашпигован разным «крутым» функционалом.

В основе теории лежит простая мысль — потребитель нанимает продукт на работу, а не просто покупает его. То есть продукт должен справляться с задачами, которые покупатель перед ним ставит. А JTBD как раз помогает понять, что это за задачи.

Также один из основателей теории Клейтон Кристэнс и его последователи считают, что в глобальном смысле любой человек хочет быть лучшей версией себя и продукт должен в этом помочь.

То есть девушка покупает моющий пылесос не только, чтобы дома было чисто. Она хочет чувствовать себя хорошо в чистой квартире или, чтобы мама мужа считала ее отличной хозяйкой.

Можно сказать, что JTBD — это расширенное описание персоны или портрета потребителя. Теория ищет инсайты пользователей и задачи. В отличие от метода «описания персон», где изучается, как пользователь использует продукт, описываются его характеристики и т.д. Возвращаясь к примеру выше: JTBD помогает узнать, что свекровь нашей покупательницы считает ее плохой хозяйкой или, что в пыльной квартире девушка чувствует себя некомфортно. Эти знания могут сильно помочь в маркетинге или при создании нового пылесоса.

Кому может помочь JTBD?

Вернемся к любимому пылесосу — девушка хочет чувствовать себя хорошей хозяйкой в глазах свекрови и ваш продукт помогает в этом. Но в рекламе вы делаете акцент на 10-видах насадок, уровне мощности продукта и тд. Можно сместить фокус и сказать, что все эти преимущества помогут быстро убрать квартиру перед приходом свекрови. И вот вы уже решили задачу клиента.

Также вместе с командой можно изменить позиционирование или вектор развития компании. «Подкрутить» продукт или выяснить, что клиенту вовсе не нужна фича, на которую вы хотели потратить пару миллионов.

Инструменты и подходы JTBD

Главный инструмент метода JTBD — интервью с потребителем. Конечно, перед ним нужно определиться с целью исследования и сформулировать гипотезы, от которых будем отталкиваться.

С целями все довольно просто — вы продаете мебель из сляба. Почему-то меньше всего покупают столы. Цель — выяснить почему.

Job Story

Сформировать гипотезу для исследования поможет метод Job Story. Его придумала компания Intercom, поэтому все подробности есть в их книге. В сокращенном варианте job story — это предложение, построенное по принципу: Когда ___, я хочу ____, чтобы____

Здесь акцент сделан не только на то, что пользователь хочет получить (чувствовать себя спокойнее), но и когда он это хочет (во время экзаменов).

Вот пример гипотезы для Яны, которая хочет меньше тревожится во время сессии:

Когда наступает период экзаменов, я хочу чувствовать себя спокойно, чтобы сосредоточиться на изучении материалов, а не на тревожных мыслях.

Интервью

Во время проведения интервью, вы получите большое количество инсайтов потребителей. Помимо ответа на главную цель исследования, они помогут выявить еще три важные вещи:

Найти неочевидных конкурентов

Углубляясь в исследования задач пользователей можно найти вещи и более глубинные. Например, студентка Яна чувствует себя очень тревожно из-за экзаменов. Она выбирает из огромного количества способов статьи спокойнее:

Каждый вариант, помимо возможности решить задачу, обладает другими + и — для Яны. JTBD интервью поможет выяснить эти + и — альтернативных способов и понять. насколько они важны для девушки. Например, йога поможет не только успокоиться, но и быть стройнее. Хотя она стоит дороже пустырника. А сеанс с психологом поможет решить другие важные проблемы. Зная все это, вы сможете сделать «работу» конкурентов менее привлекательным в глазах Яны, либо изменить позиционирование своего продукта, чтобы «работы» не конкурировали.

Понять мотивации потребителей

В целом, на этом строиться вся теория Jobs To Be Done. Мы рассматриваем не процесс использования продукта, а момент, когда появилась в нем необходимость. То есть, что привело к мысли о покупке.

Для этого в процессе интервью нужно выявить 4 фактора, действующие на покупателя в момент принятия решения о покупке. Что это за факторы:

Антон хочет купить новое приложение для тренировок. Ему не нравится, что в старом преподает только один тренер (1 фактор), а в новом разные тренера и бесплатный подбор питания (2 фактор). Но он переживает, что упражнения в новом приложении ему не понравятся/не получатся (3 фактор), все-таки в старом он уже все пробовал и отработал технику (4 фактор).

Важно помнить, что интервьюировать нужно именно человека, который принимал решение о покупке. Не ребенка, который катается на велосипеде, а родителей, которые купили его. И не стоит забывать об эмоциональных факторах во время принятия решения (были ли вы счастливы/расстроены).

Определение вектора дальнейшего развития

Выяснить, в какую сторону компании стоит развиваться, поможет сравнение предполагаемой job story и реальной. У компании Intercom для этого есть отличный пример.

Один из их продуктов — карта, которая показывает клиентам, где сосредоточены их пользователи. Она пользовалась большой популярностью и встал вопрос, как развивать ее дальше.

Исследование JTBD показало, что чаще всего картой пользовались на выставках/презентациях и в соцсетях — впечатлить пользователей или инвесторов. Тогда было решено сделать карту более красивой, но менее точной, и добавить возможность делиться в соцсетях. С точки зрения точности карта стала хуже, но улучшилась «работа» на задачи пользователей.

Ключевые моменты JTBD интервью

Мы помним, что главная цель интервью — узнать, почему пользователь «нанял продукт на работу». Для этого нужно понять следующие вещи:

Антон начал активно заниматься спортом (катализатор), чтобы похудеть и подтянуть тело (желание). Но начался карантин и спортзал закрыли (ограничение), поэтому мне нужно найти решение для занятий спортом — онлайн-тренировки, приложение (набор решений).

Выяснить все выше перечисленное помогут следующие варианты вопросов:

Катализаторы

Момент покупки

Поиск решений

Эмоции

Напоминаем, что эмоциональный аспект сильно влияет на момент принятия решения. Можно задать следующие вопросы:

Резюмируем

JTBD — метод, позволяющий выяснить, какие задачи ваш продукт будет решать для клиента. То есть, почему пользователь решает «нанять продукт на работу».

Он основывается на изучении желаний потребителя, катализаторов и ограничений, которые привели к покупке. Это помогает выявить инсайты для улучшения продукта или изменения его позиционирования, а также выявления неочевидных конкурентов.

Главный инструмент JTBD — интервью с пользователями. Но прежде чем его провести, необходимо обозначить цель исследования и сделать несколько гипотез job story.

Job story — то, как потребитель «нанял» продукт на работу. Она строится по схеме: Когда __, я хочу __, чтобы __

Главный плюс подхода Jobs To Be Done в том, что он фокусируется не на продукте, а на решении задач своих пользователей. Это и помогает перевести задачи из режима «to do» в статус «done».

Источник

Jobs to be Done: практика

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

В первой части мы попытались разложить по полочкам теорию JTBD: что это такое, для чего нужно, кому подойдет, какие есть интерпретации. Всё это для того, чтобы вам было проще ориентироваться в теории и легче применять её на практике.

Теперь переходим к применению JTBD. В этой главе расскажем, как проводить исследование по теории «Работ»: определять цели, проводить интервью, использовать фреймворки и придумывать решения.

Когда мы писали статью, то основывались на материалах Дмитрия Капаева, сооснователя агентства USEFUL, которое проводит исследования пользователей по теории «работ». Дима приходил к нам в гости и поделился крутыми инсайтами по работе с JTBD, а мы рады поделиться ими с вами.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что этоМорковный митап с Димой

Спасибо! Мы уже отправили всё на почту

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

JTBD исследование

Как будет выглядеть процесс исследования и какие у него будут этапы?

Цель исследования

На этом этапе нужно определить, что мы хотим узнать в ходе исследования. Допустим, мы создаем этичную косметику: у нас в составах только натуральные ингредиенты, продукция не тестируются на животных и не используется пластиковая упаковка. Все наши продукты пользуются спросом, кроме крема для тела. То есть наша цель исследования — понять, почему нет спроса на этот крем.

Вместе с целью нам нужно определить вопросы к исследованию:

После того как мы сформулировали цель и определили вопросы, переходим к следующему шагу.

Гипотезы по Job stories

На этом этапе нам необходимо сформулировать гипотезы Job stories, определить наших прямых и непрямых конкурентов и выбрать респондентов, которых будем опрашивать.

Определяем конкурентов

Формулируем гипотезы по Job Stories

Нам нужно сформулировать гипотезы Job Stories, на которые пользователи возможно нанимают наш продукт. Гипотезы помогут определить «портреты» респондентов, с которыми мы будем проводить интервью.

Формулировать гипотезы будем по Job Stories, которые придумали Intercom и описали их применение в своей книге «Intercom on Jobs-to-be-Done». Фреймворк выглядит как предложение: «When I want to So I can ».

Ситуация — описание контекста, в котором у пользователя возникает проблема. Мотивация — желаемое решение проблемы. Ауткам — это тот прогресс, который хочет совершить человек в будущем.

В данном случае нам важно не только, что пользователь хочет, а контекст: какая ситуация повлияла на появление желания.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Гипотезы Job stories для марки этичной косметики:

На этом этапе гипотезы могут быть достаточно абстрактными, так как само исследование еще не было проведено.

Определяем пользователей

После того как мы сформулировали гипотезы, нам нужно выбрать подходящих респондентов для интервью. Подходящие в данном случае — это клиенты, которые недавно купили наш продукт (крем) или недавно перешли с нашего крема на продукт другой марки и наоборот.

Для интервью желательно отбирать тех, кто недавно покупал у вас что-то, потому что в их памяти еще свежи воспоминания, ощущения и эмоции о покупке.

Интервью

Мы определили цель исследования, сформулировали гипотезы, определили релевантных респондентов, теперь нам нужно их опросить.

Ключевой момент JTBD — это интервью с пользователем. Нам нужно понять, какие у него проблемы и скрытые потребности, а если конкретнее, мы должны узнать причину «найма» нашего решения.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Вспоминаем фреймворк Алана Клемента из первой части статьи. Эта модель описывает, как создаются работы, и как эти работы становятся причиной найма и увольнения продуктов.

То есть из интервью нам необходимо узнать:

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Напоминаем, что все наши вопросы в интервью будут о прошлом респондента. Нам необходимо понять, что произошло когда-то и стало причиной формирования работы.

Посмотрите на интервью в формате JTBD, которое проводят Крис Спик и Боб Моэста с респондентом о покупке машины. Это поможет вам понять логику интервью и определить примерный пул вопросов.

На основе опросника Димы Капаева по JTBD мы собрали список общих вопросов, которые помогут при проведении интервью. Он будет дополняться и изменяться в зависимости от проблемы, продукта и цели исследования. Но ключевые моменты, которые мы должны узнать, — это желания, катализаторы, ограничения и набор решений.

В нашем случае мы хотим узнать, почему продажи крема падают.

Желания

Катализаторы

Ограничения

Набор решений

Так будет выглядеть список вопросов. Проводить интервью лучше вдвоем, чтобы один человек задавал вопросы, а второй делал пометки. Весь разговор лучше записать, чтобы после запись можно было прослушать и найти неочевидные инсайты.

Одним из наших респондентов оказалась Любовь. Она недавно купила у нас крем и шампунь для волос. Из интервью мы узнали, что Любовь до этого пользовалась брендами масс-маркета, а теперь решила вести экологичный образ жизни.

Любовь долго искала этичную косметику в интернете, но так и не узнала о нашем бренде, а ее поиски ничем не закончились. Все варианты, которые ей попадались, были либо дорогими, либо с долгой доставкой, либо сомнительного качества.

Через пару дней после безуспешных попыток купить экокосметику Люба пришла на местный маркет и случайно наткнулась на нас и сразу же купила несколько продуктов. Любе понравилась наша косметика, дизайн и концепция бренда. Она купила крем, потому что у нее как раз закончился свой и у нее очень сильно сохнет кожа.

После первой покупки Люба вернулась к нам, чтобы купить шампунь, но не стала покупать крем. Мы решили узнать почему. Оказалось, что крем всё еще не закончился. Мы были рады услышать, что крем получился экономичным.

Но пообщавшись с Любой подольше, мы выяснили, что крем не закончился, потому что его было сложно наносить из-за текстуры: он был в твердом виде. Поэтому когда Любе лень тратить много времени на использование экологичного крема, она использует мамин «Лотос и восточные травы».

Мы провели 10 таких интервью. Теперь у нас на руках много полезной информации. Что мы делаем с этим дальше? Прослушиваем записи, анализируем и начинаем интерпретировать их. Как раз тут нам помогут фреймворки JTBD, чтобы найти работы, определить контексты, понять Struggle Moments.

Аналитика данных

Анализировать и интерпретировать полученную информацию будем с помощью нескольких фреймворков.

Фреймворк «Силы прогресса» Криса Спика и Боба Моэсты

Эта модель позволяет определить, что подтолкнуло пользователя к покупке, о чем он думал в тот момент (образ будущего) и что удерживало его от покупки: старые привычки и страх перед новым решением.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Что было толчком к принятию решения о покупке? То, что Люба стала экоактивисткой.

Что привлекает Любу в новом решении? Что она будет красива и свежа и при этом останется экогёрл.

Что удерживает Любу в текущем состоянии? У Любы много учебы и подработки, она не успевает ходить по разным эколавкам, ей не нравится делать заказы в интернете, потому что она хочет пощупать косметику перед покупкой.

За что переживает Люба? Любу пугает то, что крем необычной текстуры — он твердый, она такого никогда не видела раньше, и возможно он будет плохого качества.

Теперь мы понимаем, за что переживает Любовь и какой она хочет совершить прогресс. Идем дальше.

Фреймворк «Таймлайн» Криса Спика и Боба Моэсты

Все наши приобретенные вещи и решения проходят путь от «первой мысли» до «удовлетворения новым решением» или «разочарованием в новом решении». Если мы разочаровались в новом решении, мы начинаем заново проходить путь.

Таймлайн помогает определить, когда произошла первая мысль о покупке, что произошло в «Событии № 1», что заставило нас начать активный поиск, что произошло в «Событии № 2», когда мы приняли решение о покупке и так далее.

Очень важно узнать, что произошло с пользователем в период с «первой мысли» до «покупки».

Проведя одно интервью, сложно понять, как работать с этими данными, но если провести 5 или 10, то мы начнем замечать определенные паттерны, схожие черты и моменты в поведении пользователей.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Формулируем Job Story

Job Story помогает понять, когда и в каких условиях у клиента закралась первая мысль о покупке продукта (то есть, то, что случилось еще ДО начала его использования).

После проведения интервью и анализа всей информации мы можем сформулировать работы опрошенных респондентов. В нашем случае работы Любы.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Job Story к новой экологичной жизни:

Когда я переживаю за сохранение окружающей среды, я хочу следовать всем правилам экологичного образа жизни, чтобы спасти природу.

Когда я веду экологичный образ жизни и переживаю за сохранение природы, я все равно хочу ухаживать за собой, чтобы оставаться красивой.

Job Story для крема:

Когда у меня сохнет кожа, а я экоактивистка и не могу покупать какую попало косметику, я хочу найти экологичное средство по уходу, которое будет недорогим и простым в использовании, чтобы не испытывать дискомфорт и чувствовать, что я не навредила природе.

Улучшаем продукт или создаем новый

Теперь у нас сформулированы множество Job Stories. Самое время определить схожие контексты и работы у опрошенных пользователей, просегментировать их и понять, что мы можем улучшить в продукте.

Существует два способа сегментации: по контекстам и по работам. По контекстам — когда у опрошенных схожие ситуации: много людей сталкиваются с одинаковыми проблемами, но у них совершенно разные желания. По работам — когда у опрошенных разные ситуации (проблемы), но они в целом хотят одного и того же (схожий ауткам).

После того как мы просегментировали Job Stories, самое время проанализировать какие изменения в продукте потребуются и заняться улучшениями!

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Если вам интересно почитать, что пишет Дима про JTBD, вот его блог на Medium, а это канал в Telegram.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Александра Каменских
Знакомлю читателей блога Carrot quest с лучшими зарубежными материалами.

Источник

Jobs To Be Done

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

В век Big Data и бесчисленных инструментов для аналитики, кажется, проще простого понять, кто твой пользователь. Однако проблема не в этом.

Долгое время Nokia и Motorola работали над тем, чтобы удовлетворить потребность своих покупателей: иметь недорогой мобильный телефон с хорошей связью и физической клавиатурой. Потребность взяли не с потолка, а сформулировали по результатам многочисленных исследований. Пользуетесь ли вы таким телефоном спустя 15 лет после бума?

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Data-driven дизайн выигрывает в краткосрочной перспективе, но для долгой и счастливой жизни компаниям не обойтись без design-driven подхода.

Одна из самых эффективных концепций в этом контексте — Jobs To Be Done.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Условная Агриппина Иванова покупает не подписку на конструктор сайтов, а возможность для развития своего бизнеса, а если копнуть глубже — лучшую жизнь для себя и своих детей. Потребности пользователей меняются не так быстро, как технологии, поэтому для инновационных компаний имеет смысл сосредоточиться на проблеме и только потом на решении.

Помимо философии (начинать с проблемы, а не с решения), концепция Jobs To Be Done предлагает набор принципов и инструментов, которые помогают лучше понимать мотивацию пользователя для его привлечения. Придумано это было не за один день, а постепенно эволюционировало и приобретало форму в течение почти 75 лет.

Началось все с Йозефа Шумпетера, австрийского экономиста, и его теории созидательного разрушения. Шумпетер заметил, что новые инновационные продукты «крадут» пользователей у существующих продуктов и в итоге заменяют их. Когда-то лошади были основным средством передвижения — затем их заменили машины.

Эту идею развивал Уильям Деминг, ученый в области статистики и менеджмента. Он отмечал, что:

В основе Jobs To Be Done также лежат работы Даниэла Канемана, Амоса Тверски, Гэри Кляйна и других ученых, которые исследовали процесс принятия решения: почему пользователи принимают нерациональные решения, не всегда действуют в своих интересах и бывают непоследовательны, высказывая мнение о продукте.

Все это начало превращаться в методологию в конце 80-х годов благодаря предпринимателю Бобу Моэста и профессору Гарвардской школы бизнеса Клейтону Кристенсену.

В статье для Harvard Business Review и книге «Дилемма инноватора» Кристенсен пишет, что растущее количество данных о пользователях не помогает компаниям, а уводит в неправильном направлении.

Данные показывают взаимосвязи (68% пользователей страница А нравится больше, чем страница Б), но ничего не говорят о причинах.

Познакомьтесь с Петей. Пете 32 года, у него жена и двое детей. Петя трудолюбивый, веселый и добрый. По выходным Петя ходит в бассейн, а раз в месяц встречается с друзьями в баре.

5 минут назад Петя купил подписку на Dropbox. Повлияла ли одна из характеристик выше на факт покупки? Нет. Петя купил подписку на Dropbox не потому, что ему 32 года, а потому что ему нужно поделиться документом с коллегой. «Поделиться документом» — это и есть job to be done.

Вторая составляющая JTBD — контекст. Попробуйте ответить на вопрос: «Что вам больше нравится — Instagram или YouTube?». Скорее всего, как и большинству людей, вам будет сложно дать ответ.

Сам по себе продукт не имеет ценности, он приобретает ценность, когда мы его используем для прогресса в определенной ситуации. Переформулируем вопрос: «Когда вы предпочтете Instagram YouTube — и наоборот?». Так проще? Instagram будет очевидным выбором, чтобы скоротать время в метро или в очереди за заказом в кафе, а YouTube — чтобы показать друзьям мем на вечеринке. Продукт не меняется, меняется контекст.

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

В 2002 году Apple продала 376 тысяч iPod. В 2008 продажи достигли отметки в 55 миллионов. iPod был признан одним из самых успешных и быстрорастущих продуктов в мире. Однако в 2004 году Apple начала разработку другого девайса, который должен был «убить» iPod — iPhone.

Почему компания решилась на такой шаг? В 2004 году продажи iPod росли, не было причин, почему они могут упасть (и дальнейшие 4 года это подтвердили).

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Но в Apple понимали: рост не может продолжаться вечно. Можно было наслаждаться лидерством и ждать, пока на смену MP3-плеерам придет новая технология, и кто-то другой захватит рынок. А можно было сыграть на опережение и взять контроль в свои руки.

Для многих компаний такое мышление нетипично. Кроме того, в Apple еще ничего не знали про разработку телефонов и должны были с нуля построить процесс. Вместо того, чтобы радоваться растущим доходам и добавлять новые функции к iPod, они подумали — почему бы нам не сделать что-то новое и не добавить iPod к нему? Как мы сейчас видим, они приняли правильное решение.

Если вы занимаетесь разработкой продуктов или хотите построить бизнес, который будет успешен в течение долгих лет, вам нужно учиться мыслить схожим образом.

Jobs To Be Done дает инструменты, чтобы двигаться в этом направлении:

Фреймворк jtbd что это. Смотреть фото Фреймворк jtbd что это. Смотреть картинку Фреймворк jtbd что это. Картинка про Фреймворк jtbd что это. Фото Фреймворк jtbd что это

Например, вы хотите открыть онлайн-сервис по доставке цветочных композиций в красивых коробках. Стоит ли опасаться интернет-магазина Мосцветторга? Если вы решаете проблему «быстро купить цветы», вероятно. Но если Jobs To Be Done вашего пользователя — «устроить сюрприз девушке на день рождения», то, скорее, надо волноваться из-за магазина воздушных шаров или сервиса по организации свиданий на крыше.

Классический пример — кейс сети быстрого питания, которая хотела увеличить продажи молочных коктейлей. Они провели детальное исследование своих покупателей и, основываясь на их демо- и психографических характеристиках, сделали изменения в меню. Продажи не выросли даже на процент.

После этого они обратились за консультацией к Клейтону Кристенсену, который предложил им узнать, для какой «работы» покупатели «нанимают» молочные коктейли (как бы странно это ни звучало). Как оказалось, их цель — не проголодаться в пробке по пути на работу. Коктейль — густой и питательный, его хватает надолго, он калорийный и дает много энергии, чтобы по приезду на работу сразу приняться за дело. Настоящими конкурентами молочных коктейлей были бананы, кофе и батончики мюсли.

Как только компания поняла, какие преимущества могут быть у молочных коктейлей по сравнению с этими продуктами, она внесла изменения, и продажи пошли вверх.

Коктейль сделали гуще, и его можно было купить через окошко прямо с улицы, что удобно, когда покупатель на машине (раньше нужно было зайти внутрь кафе). Кроме того, у коктейля была и другая «работа» — родители покупали его детям, чтобы почувствовать себя хорошими мамой и папой, но дети пили коктейль очень долго, и родителям приходилось их ждать. Сеть сделала детские коктейли более жидкими, что также положительно повлияло на рост продаж.

Всего есть три вида конкуренции, о которых важно помнить при разработке продукта или открытии своего дела.

Прямая конкуренция — продукты выполняют одну и ту же работу одинаковым способом (McDonalds и BurgerKing).

Вторичная конкуренция — продукты выполняют одну и ту же работу разными способами. Например, Skype соперничает с полетами бизнес-классом, потому что у них одинаковая работа — провести деловую встречу.

Непрямая конкуренция — продукты выполняют разную работу с конфликтующим результатом. Например, Петя любит бургеры, но в то же время хочет быть спортивным. Бургер в BurgerKing и фитнес-браслет FitBit решают разные проблемы, но борются за одну целевую аудиторию.

Чтобы двигаться вперед, нужно либо сделать «результат» другого продукта менее привлекательным в глазах пользователя, либо изменить позиционирование продукта, чтобы «результаты» больше не находились в конфликте.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *