к элементам международной универсальной системы защиты прав человека относится

Право. 11 класс

Конспект урока

Проверено Объедковой Е.И

Коррективы в оригинальный авторский текст внесены красным курсивом.

Урок №18. Международная защита прав человека. Международное гуманитарное право и права человека

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Для чего установлены нормы международного права?

2. Какими правами наделены участники международных юридических конфликтов?

Международное право — особая система юридических норм, регулирующих международные отношения, возникающие между государствами, созданными ими международными организациями и другими субъектами международных отношений при установлении взаимных прав и обязанностей сторон.

Ратификация (лат. ratus — утверждённый и facio — делаю) — международный акт и институт внутреннего права государства, направленный на признание договора обязательным для государства.

Принципы международного права — руководящие начала поведения субъектов, складывающиеся в процессе общественной практики. Принцип международного права — норма, которая имеет обязательный характер для субъектов.

Субъекты международного права – самостоятельные образования, участвующие в международных правоотношениях, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными международным правом.

Международная организация — объединение государств, учреждённое на основе международного договора для достижения общих целей.

Межправительственная организация — постоянное объединение государств, созданное в целях координации усилий правительств по решению определённых международных проблем.

Неправительственная организация — объединение национальных групп, союзов и частных лиц, созданное в целях содействия международному сотрудничеству в различных областях жизнедеятельности людей.

Декларация (от лат. dedaratio — объявление, провозглашение) — это документ, положения которого не имеют строго обязательного характера для выполнения.

Пакт (от лат. pactum — договор, соглашение) — одно из наименований международного договора.

Международно-правовая ответственность — юридическая обязанность субъекта международного права, возникающая в результате нарушения им международного обязательства.

Репрессалии — ответные насильственные действия, которые осуществляются пострадавшим субъектом.

Реторсии — ответные акции в связи с недружественными действиями, не являющимися правонарушениями.

Комбатанты – лицо, принимающее непосредственное участие в боевых действиях в составе вооружённых сил одной из сторон международного вооружённого конфликта и имеющее в этом качестве особый юридический статус.

Ключевые слова: Международное право; субъекты международного права; международная организация; межправительственная организация; неправительственная организация; принципы международного права; ратификация; международная конвенция; международный договор.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр. 193-233.

На уроке мы узнаем, для чего установлены нормы международного права.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ, касающихся вопросов международного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Организация Объединённых Наций, ООН — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

В структуру ООН входит Совет Безопасности ООН, обеспечивающий поддержание мира и безопасности. Международный суд ООН решает спорные международные проблемы. Главным административным должностным лицом ООН является Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной ассамблеей ООН. Особое место в системе органов ООН принадлежит Верховному комиссару по правам человека. Это должностное лицо ООН, отвечающее за поощрение, защиту и осуществление всеми людьми своих прав.

Основа защиты общих прав человека была заложена принятием Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.

Всеобщая декларация закрепила исходные, базовые права, которые заложили основы для всего комплекса норм и принципов, касающихся прав человека:

В Декларации отмечается, что никто не должен содержаться в рабстве, подвергаться пыткам или обращению, унижающему его достоинство. Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Многие положения Конституции РФ почти дословно повторяют статьи Всеобщей декларации прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах гарантирует помимо прочих следующие права: запрет на лишение свободы при невыполнении договорного обязательства, свободу передвижения, равенство перед судом и законом, право на справедливый суд, неприкосновенность личной и семейной жизни, свободу мирных собраний и ассоциаций, защиту семьи, права ребенка, право на участие в политической деятельности государства, права этнических меньшинств.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ставит своей целью формирование свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, что может быть достигнуто, только если будут созданы условия, при которых каждый может пользоваться своими правами на труд, справедливое вознаграждение, отдых, социальное обеспечение, достаточный жизненный уровень и свободу от голода, здоровье, образование и участие в культурной жизни.

Европейский Суд по правам человека и Комитет по правам человека принимают жалобы при следующих условиях:

Международный уголовный суд в Гааге существует с 2002 г. В компетенции этого органа находятся:

Европейский суд по правам человека – это международный судебный орган по рассмотрению жалоб на нарушение прав человека, расположенный во французском городе Страсбург. Основанный в 1959 году, Европейский Суд по правам человека является компетентным в вынесении постановлений в отношении жалоб, поданных индивидуальными заявителями или государствами о нарушении Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Европейский суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм конвенции её государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путём рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией.

Международная защита прав ребенка.

В 1959 году была принята Декларация прав ребенка. Этот документ носил рекомендательный характер. 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята конвенция о правах ребенка. В этом документе провозглашается уважительное отношение к каждому ребенку, необходимость создания всех условий для его образования, воспитания, развития.

Согласно международному праву каждое государство и субъекты международного права обязаны разрешать споры между собой мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.

Декларация о принципах международного права 1970 г. указывает на то, что международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров.

Согласно ст. 33 Устава ООН государства должны стремиться к скорейшему и справедливому разрешению своих международных споров путем:

Каждое международно-противоправное деяние субъекта международного права влечет за собой международную ответственность. Международно-противоправное деяние может представлять собой одно или более действий или бездействий или их сочетание.

Виды международно-правовой ответственности государств:

Политическая ответственность, как правило, сопровождается применением принудительных мер в отношении государства-правонарушителя и сочетается с материальной ответственностью.

Формы политической ответственности государств:

Формы материальной ответственности:

Международная защита прав человека в условиях военного времени.

В документах Международного гуманитарного права используется понятие, которое звучит непривычно для нас, – «комбатанты».

– лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантами являются:

а) военнослужащие, входящие в личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил;

в) экипажи торговых морских судов и самолетов гражданской авиации воюющих сторон, если они переоборудованы в военные.

Ключевыми в документах МГП являются понятия: «военнопленные», «военные преступления», «военные преступники».

Военнопленные – в международном праве лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооруженного конфликта другой стороной и находящиеся в ее власти до окончания военных действий.

В соответствии с этими документами государства должны обращаться с военнопленными человеколюбиво, без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения, языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного статуса или каких-либо других подобных критериев. Сторона, держащая в плену военнопленных, обязана обеспечить бесплатно их содержание, достаточное нормальное питание, врачебную помощь, размещение в помещениях, предоставляющих гарантию в отношении гигиены; к женщинам должно быть отношение со всем полагающимся их полу уважением. Военнопленные могут привлекаться к работам, по характеру невраждебным своей стране и на условиях справедливой оплаты. По окончании военных действий и в связи с мирным урегулированием военнопленные должны возвращаться на родину.

Военные преступления – исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, неоправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население и гражданские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях.

Военные преступники – лица, совершившие преступления против мира, человечности, против законов и обычаев войны. Они несут индивидуальную уголовную международную ответственность.

За злодеяния, совершенные во время Второй мировой войны, главные немецкие и японские военные преступники – руководители фашистской Германии и милитаристской Японии по приговорам Нюрнбергского и Токийского трибуналов понесли суровую уголовную ответственность: 12 немецких и 7 японских главных военных преступников были приговорены к смертной казни, большинство остальных – к пожизненному или длительному тюремному заключению.

Разбор типового тренировочного задания

к элементам международной универсальной системы защиты прав человека относится. Смотреть фото к элементам международной универсальной системы защиты прав человека относится. Смотреть картинку к элементам международной универсальной системы защиты прав человека относится. Картинка про к элементам международной универсальной системы защиты прав человека относится. Фото к элементам международной универсальной системы защиты прав человека относится

2. приостановка или прекращение военных действий по соглашению между воюющими сторонами или по требованию Совета Безопасности ООН.

3. неправомерный акт насилия, задержания или грабежа в открытом море или в месте, находящемся вне юрисдикции какого-либо государства, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами частновладельческого судна или летательного аппарата и направленный против лиц или имущества, находящихся на их борту

1. ведение переговоров не состоящим в споре государством (группой государств, отдельным лицом) или международной организацией со спорящими сторонами с целью нахождения компромиссных путей мирного урегулирования спора.

Разбор типового контрольного задания

Источник

Защита прав человека в соответствии с универсальным международным правом

Об авторе

Кристиан Томушат

Организация Объединенных Наций была учреждена после Второй мировой войны в первую очередь как гарант мира и безопасности во всем мире. С самого начала ее основатели понимали, насколько тесно связаны понятия мира и прав человека: только в мирных условиях люди могут добиться полного осуществления своих прав. Никогда больше люди не должны испытывать ужасов войны, не должны становиться жертвами политики геноцида, подобной той, что опустошила всю Европу.

В соответствии с этим в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций одной из целей этой всемирной организации была названа «решимость вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций». Другие упоминания об этом можно найти и в тексте самого Устава. В пункте 3 статьи 1 сказано, что задача Организации Объединенных Наций заключается в «поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии».

На учредительной конференции в Сан-Франциско ввиду нехватки времени не удалось дополнить Устав перечнем прав человека, зафиксированным в письменном виде. Тем не менее было принято решение немедленно после введения Устава в действие создать такой перечень силами соответствующего специализированного органа — Комиссии по правам человека.

Спустя лишь несколько лет подготовительной работы, проведенной Комиссией, 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций провозгласила Всеобщую декларацию прав человека «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Декларация была принята не единогласно. Воздержались восемь стран — существовавший тогда блок социалистических государств, Саудовская Аравия и Южная Африка, но при этом против документа не было подано ни одного голоса.

Всеобщая декларация прав человека заложила основу для дальнейшего развития идеи прав человека. Впервые в истории человечества был создан перечень основных прав человека, направленный на благо каждого мужчины и каждой женщины на основе самого факта их принадлежности к человеческой расе, без какого-либо различия или дискриминации. Более ранние манифесты о правах человека, в том числе французская Декларация прав человека и гражданина (1789) и американский Билль о правах (1789/1791), были во многом ограниченными. Женщинам в них не предоставлялись такие же права, что и мужчинам, рабство было законным, а во многих странах фактор личного состояния играл решающую роль в определении группы лиц, которые могли осуществлять свои права и привилегии. Кроме того, население колоний подвергалось структурной дискриминации. Таким образом, Всеобщая декларация прав человека стала основополагающим манифестом, провозгласившим новую концепцию прав человека в мире. Будучи резолюцией Генеральной Ассамблеи, она так и не получила статуса свода обязательных правил, однако стала источником вдохновения и не только побудила к процессу кодификации в рамках Организации Объединенных Наций, но и стала образцом для национальных конституций во всем мире.

Первым достижением на уровне обязательного международного права стало принятие Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации в 1965 году. Год спустя Генеральная Ассамблея единогласно приняла два всеобъемлющих международных пакта — Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) и Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП). На сегодняшний день подавляющее большинство государств — членов Организации Объединенных Наций присоединились к этим двум пактам: 164 государства являются участниками МПЭСКП и 168 — МПГПП. В совокупности Всеобщая декларация и два вышеупомянутых пакта составляют так называемый Международный билль о правах человека. Еще одним инструментом, направленным на борьбу с дискриминацией, является Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятая Генеральной Ассамблеей в 1979 году.

На момент создания Устава Организации Объединенных Наций его характеризовала некоторая двойственность. Несмотря на то, что вследствие ужасов массовых убийств в Европе в его текст были включены вопросы прав человека, в Уставе всё же не были указаны конкретные пути и способы практического осуществления этих прав на местах. В статье 68 Экономическому и Социальному Совету поручалось учредить комиссию «по поощрению прав человека», но при этом пункт 7 статьи 2 обязывал Организацию Объединенных Наций не вмешиваться в дела, «по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства». На протяжении более десяти лет при мощной поддержке группы социалистических государств преобладало мнение о том, что фактическая практика поощрения и защиты прав человека в основном действительно относится к вопросам внутренней компетенции. После принятия в 1966 году двух международных пактов эта точка зрения полностью утратила под собой основу.

Таким образом, постепенно Генеральная Ассамблея и Комиссия по правам человека приступили к изучению ситуации с правами человека в государствах, в отношении которых в Организацию Объединенных Наций были поданы жалобы. Первоначально соответствующие процедурные детали были скрыты завесой секретности. Тем не менее начиная с середины

1970-х годов от этих ограничений отказались. В настоящее время Ассамблея открыто выражает озабоченность в адрес государств, которые участвуют в систематических грубых нарушениях прав человека. Две резолюции, принятые Организацией Объединенных Наций, значительно укрепили ООН. В 2005 году Ассамблея провозгласила концепцию «ответственности по защите» (резолюция Генеральной Ассамблеи 60/1). В соответствии с этой концепцией каждое государство обязано «защищать свое население от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности». По сути в ней не содержится ничего нового, поскольку подобная ответственность проистекает непосредственно из фактического признания основных прав человека в качестве основных принципов международного правового порядка. Тем не менее новым элементом концепции ответственности по защите является подтверждение того факта, что, если государство не выполняет эту обязанность, Совет Безопасности может использовать свои полномочия в соответствии с главой VII Устава для защиты пострадавшего населения. Впервые Совет Безопасности воспользовался этой возможностью в 2011 году в отношении Ливии, когда принял резолюцию 1973 (2011), в которой значительно расширил понятие международного мира и безопасности, истолковав понятие «международный» как включающее в себя чудовищные нарушения международного правового порядка в области прав человека.

Создание Совета по правам человека (СПЧ) в 2006 году в значительной степени расширило обзорные полномочия международного сообщества. Совет по правам человека, в состав которого входят 47 государств-членов, проводит три очередные сессии в год и может при необходимости дополнительно созывать специальные сессии. Он стал основным инструментом реализации идеи о том, что права человека являются постоянным предметом внимания международного сообщества. Среди процедур, введенных Советом по правам человека, наиболее эффективной является универсальный периодический обзор. Все государства — члены Организации Объединенных Наций согласились подвергнуться всеобъемлющей проверке своей деятельности в области прав человека, проводимой в форме обзора со стороны других государств. Проверки проводятся в соответствии с четырехлетним циклом. В тех случаях, когда государство не является участником основных договоров по правам человека, в качестве определяющего критерия используется Всеобщая декларация прав человека. Заключительный этап универсального периодического обзора проводится в ходе трехчасового заседания, формат которого, безусловно, не допускает длительного опроса, но позволяет обсудить основные недостатки на открытом заседании. В конце этого процесса государство, являющееся объектом обзора, объявляет, какие из многочисленных рекомендаций оно намерено выполнить, а какие — отвергает. Таким образом, последнее слово остается за самим государством, а СПЧ воздерживается от выработки коллективного мнения. Основное преимущество универсального периодического обзора заключается в том, что он проводится в условиях, приближенных к реальным, без каких-либо дипломатических оговорок или предосторожностей.

В настоящее время механизм универсального периодического обзора в определенной мере отодвигает на задний план работу экспертных органов, которые были учреждены отдельно для каждого из основополагающих договоров по правам человека. Вполне понятно, что Комитет по правам человека, который следит за соблюдением Международного пакта о гражданских и политических правах, занял ведущую позицию в том, чтобы включить в сферу своей компетенции все классические «негативные права». В связи с этим Комитет имеет наиболее разносторонний опыт, поэтому ему автоматически поручается разработка общих правил, применяемых в отношении всех этих прав.

Большинство экспертных органов располагает тремя типами полномочий. С одной стороны, каждое государство — участник международного договора по правам человека, разработанного под эгидой Организации Объединенных Наций, обязано представлять на регулярной основе доклады о своей деятельности в отношении осуществления прав, предусмотренных соответствующим договором. Как правило, такие доклады обсуждаются в присутствии делегации страны, по которой проводится обзор. Первоначально процедура заключалась в обмене аргументами и не предполагала какого-либо официального завершения. После серьезных перемен, коснувшихся международной системы в 1990 году, все экспертные органы перешли к практике откровенного и открытого высказывания своих мнений о положении в области прав человека в соответствующей стране, при необходимости не уклоняясь даже от решительных заявлений от имени пострадавшего населения.

В некоторых договорах по правам человека предусмотрены процедуры представления жалоб. Физические лица могут иметь право обращаться в экспертные органы посредством индивидуальных сообщений, а государства-участники — представлять межгосударственные сообщения. В соответствии с Факультативным протоколом к МПГПП инструменту подачи индивидуальных сообщений отводится важная роль. Комитет по правам человека действительно стал эквивалентом суда по правам человека на глобальном уровне, а на его правовую практику, состоящую из не имеющих обязательной силы заключений, также ссылаются региональные суды по правам человека. Процедура представления межгосударственных жалоб пока является менее результативной. Как правило, правительства уклоняются от проведения формальных разбирательств в отношении одного из своих суверенных партнеров.

Политика Организации Объединенных Наций в области прав человека характеризуется двумя ключевыми принципами. Диалог с государствами рассматривается как способ убеждения в необходимости перемен. Тем не менее в соответствии с принципом делегирования полномочий работа на местах должна оставаться в ведении государственных органов власти. Лишь некоторые конкретные функции были переданы учреждениям Организации Объединенных Наций. Например, Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев заботится о судьбе людей, спасающихся от вооруженных конфликтов, преследований или стихийных бедствий в своих странах, то есть решает задачи, которые не в состоянии решать отдельные государства. Аналогичным образом задачей Всемирной продовольственной программы является обеспечение продовольствием и жильем людей, находящихся в бедственном положении.

Последним из учреждений Организации Объединенных Наций, которые следует упомянуть в контексте защиты прав человека, является Совет Безопасности. Хотя первоначально он не должен был выступать гарантом этих прав, концепция ответственности по защите подтвердила его полномочия по вмешательству в ситуации, когда население страны страдает от серьезных посягательств на свое достоинство и права или поставлено под серьезную угрозу таких посягательств. В соответствии с главой VII Устава Организации Объединенных Наций Совет Безопасности наделен широкими полномочиями для принятия необходимых мер по исправлению положения. К сожалению, используемое государствами — постоянными членами Совета Безопасности право вето часто не позволяет этому органу принимать подобные меры.

Источник

Права человека: содержание понятия

Именно с возникновением и распространением концепций естественного права связано появление такого научного понятия как «права человека».

Многими правоведами отмечалось, что с каждым годом значение прав и свобод человека и гражданина увеличивается. Если рассматривать дефиницию «современные права» можно прийти к выводу, что она не является бесспорным. Однако мы попробуем определить его общепризнанные составляющие.

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

Интересным представляется определение, данное Додоновым В.Н., Пановым В.П., Румянцевым О.Г.: «Права человека — права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как полноценное человеческое существо»[6].

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

Поскольку по своей природе права человека являются неотчуждаемыми, то государство не имеет право вмешиваться в личную жизнь человека. Такого рода права вытекают, как отмечается во «Всеобщей декларации прав человека», из присущих всем членам человеческой семьи достоинства и свободы[10].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека являются неотъемлемым элементом каждого человека. Государство не может «даровать» эти права, а может лишь закрепить их во внутреннем законодательстве и всеми возможными способами обеспечить их реализацию. Только в этом случае государство можно назвать правовым. В случае же если государство или не предоставляет своим гражданам их естественные права или препятствует их осуществлению или представляет эти права только определенным группам лиц, тем самым порождая дискриминацию, то его можно охарактеризовать как антидемократическое.

Права человека — есть естественные возможности индивида, которые обеспечивают его личное достоинство и свободу жизнедеятельности во всех аспектах общественной жизни. Помимо термина «права» употребляется еще и термин «свободы»: свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и свобода слова, печати, свобода передвижения и т.д. В общем и целом эти понятия можно считать однородными. В науке и законодательных актах используются также такие понятия как «права гражданина» и «права личности».

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Под правами личности понимаются полномочия, относящиеся к конкретному человеку в данной ситуации. Объем этих полномочий зависит как от условий проживания, работы, и социально-экономического положения в целом, так и от общественно-политического статуса. Под понятие «личность» подпадают граждане страны, иностранные гражданине, апатриды и беженцы. Права личности характеризуют степень его зрелости, индивидуальные особенности человека, способность руководить своими действиями и осознавать правомерность своих поступков.

В современной юридической литературе, в международных и внутригосударственных актах такие понятия как «права человека», «права личности» и «права гражданина» рассматриваются как однопорядковые. Использование другой терминологии связанно как правило с логическими и стилистическими правилами или в случае необходимости выделить тот или иной аспект проблем прав индивидуума.

Все основные права человека закреплены в международно-правовых актах, поскольку они являются международным стандартом и все современные государства обязаны равняться им. Так, в преамбуле Устава Организации Объединенных Наций закреплено, что народы объединенных наций преисполнены решимости «вновь утвердить веру в основные права человека, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций…».

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

Если рассматривать отдельно права женщин, особенно в мусульманских странах, то можно будет наблюдать, что их права определены Институтом «Право личного статуса»:

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *