к федеральному акту регулирующему вопросы социальной работы относятся

Правовое регулирование социальной работы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность правового регулирования социальной работы

Правовое регулирование и обеспечение системы социального обслуживания является необходимым условием эффективной организации ее работы. Понятия правового регулирования и правового обеспечения социальной работы неразрывно связаны. Сюда входят все юридические средства, которые участвуют в правовом регулировании социального обеспечения, а также возникающие в ходе становление и развития социальных служб отношения. Механизм регулирования социального обслуживания включает основные компоненты правовых норм и нормативных актов, объекты и субъекты правового регулирования данной системы.

Важен процесс взаимодействия различных юридических средств. Он может рассматриваться как в контексте регулирования общественных отношений в целом, так и тех процессов, которые непосредственно связаны с развитием и функционированием социальных учреждений и служб.

Наиболее существенные составляющие правового регулирования и обеспечения могут быть сгруппированы в несколько блоков:

Система социального обслуживания может успешно функционировать и развиваться при наличии совокупности сформировавшихся юридических средств, применяемых систематически. Кроме того, она может развиваться лишь при условии, что правовые нормы обеспечивают должное управление ею, координируют деятельность ее подсистем и способствуют упорядоченности их взаимодействия.

Готовые работы на аналогичную тему

Задачи правового регулирования

Как было упомянуто выше, деятельность служб социальной поддержки невозможна без соответствующего правового обеспечения. Система юридических норм и правовых актов различного уровня координируют и регулируют работу территориальных социальных служб и всей системы социального обеспечения, а также всех ее подсистем.

Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» стал основой правового обеспечения работы социальны служб и учреждений. Их действие распространилось на все регионы Российской Федерации, они поспособствовали возникновению новых составляющих в правовых отношениях между органами власти федерального и регионального уровня. Было создано правовое поле для формирования единой системы социальных служб, для деятельности сотрудников относящихся к социальной сфере социальных учреждений.

Правовые нормы, изложенные в законах и подзаконных актах, имеют общее социальное значение для социальной работы как института. Они играют в деятельности социальных служб и учреждений обеспечительно-организационную роль и выполняют ряд важнейших задач:

Правовое обеспечение и регулирование имеет большое значение для обеспечения гарантий качественного предоставления социальных услуг населению, а также для формирования и развития организационно-управленческих структур в системе социального обслуживания.

Нормативно-правовая база социальной работы

Правовое регулирование социальной работы реализуется посредством нормирования, информирования, проектирования, формализации, стандартизации, и лицензирования.

В отечественной практике многократно предпринимались попытки разработки правовых актов о социальном обслуживании населения. В частности, были подготовлены и изданы следующие сборники нормативно-правовых актов: «Организация социального обслуживания населения», «Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях», «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них были собраны документы, имеющие непосредственное отношение к системе социального обеспечения и относящиеся к международному, федеральному и региональному уровням правовой системы.

К международному уровню относятся «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка» и др., к федеральному – Конституция РФ, Семейный и Гражданский кодекс, Законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения» и т.д., к уровню субъектов федерации – НПА, принятые в отдельных регионах России.

Документы, принятые в Российской Федерации на государственном уровне и непосредственно направленные на регулирование системы социального обслуживания населения, могут быть разделены на две группы:

Правовые акты, принимаемые в отдельных субъектах, носят локальный характер и осуществляют регулирование только на уровне регионов, в которых они были приняты. Они являются производными от документов федерального уровня, сфера их действия и применения ограничивается отельными территориями.

Для специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере социальной работы, создано и продолжает создаваться правовое поле, позволяющее эффективно выполнять свои обязанности и успешно достигать поставленных целей.

Источник

К федеральному акту регулирующему вопросы социальной работы относятся

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

(с изменениями на 11 июня 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, N 0001201711140081);

Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2017, N 0001201712050094);

Федеральным законом от 5 февраля 2018 года N 15-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2018, N 0001201802050041) (вступил в силу с 1 мая 2018 года);

Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 56-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2018, N 0001201803070037);

Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010034);

Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 190-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2020, N 0001202007130043) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года);

Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ).

Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года

Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:

1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;

2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;

3) права и обязанности получателей социальных услуг;

4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.

Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан

Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

Статья 4. Принципы социального обслуживания

1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.

2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

Статья 5. Система социального обслуживания

Система социального обслуживания включает в себя:

3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;

6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;

(Пункт дополнительно включен с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ)

Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг

1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:

1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;

2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;

3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;

4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.

Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания

Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания

1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:

1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;

2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;

3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;

4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;

5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;

6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;

7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;

7_1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;

8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;

9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.

2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:

1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;

2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;

3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;

4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;

5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;

6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;

7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;

8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;

9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;

10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;

12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;

13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы;

14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;

15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;

16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;

17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *