к федеральному акту регулирующему вопросы социальной работы относятся
Правовое регулирование социальной работы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность правового регулирования социальной работы
Правовое регулирование и обеспечение системы социального обслуживания является необходимым условием эффективной организации ее работы. Понятия правового регулирования и правового обеспечения социальной работы неразрывно связаны. Сюда входят все юридические средства, которые участвуют в правовом регулировании социального обеспечения, а также возникающие в ходе становление и развития социальных служб отношения. Механизм регулирования социального обслуживания включает основные компоненты правовых норм и нормативных актов, объекты и субъекты правового регулирования данной системы.
Важен процесс взаимодействия различных юридических средств. Он может рассматриваться как в контексте регулирования общественных отношений в целом, так и тех процессов, которые непосредственно связаны с развитием и функционированием социальных учреждений и служб.
Наиболее существенные составляющие правового регулирования и обеспечения могут быть сгруппированы в несколько блоков:
Система социального обслуживания может успешно функционировать и развиваться при наличии совокупности сформировавшихся юридических средств, применяемых систематически. Кроме того, она может развиваться лишь при условии, что правовые нормы обеспечивают должное управление ею, координируют деятельность ее подсистем и способствуют упорядоченности их взаимодействия.
Готовые работы на аналогичную тему
Задачи правового регулирования
Как было упомянуто выше, деятельность служб социальной поддержки невозможна без соответствующего правового обеспечения. Система юридических норм и правовых актов различного уровня координируют и регулируют работу территориальных социальных служб и всей системы социального обеспечения, а также всех ее подсистем.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» стал основой правового обеспечения работы социальны служб и учреждений. Их действие распространилось на все регионы Российской Федерации, они поспособствовали возникновению новых составляющих в правовых отношениях между органами власти федерального и регионального уровня. Было создано правовое поле для формирования единой системы социальных служб, для деятельности сотрудников относящихся к социальной сфере социальных учреждений.
Правовые нормы, изложенные в законах и подзаконных актах, имеют общее социальное значение для социальной работы как института. Они играют в деятельности социальных служб и учреждений обеспечительно-организационную роль и выполняют ряд важнейших задач:
Правовое обеспечение и регулирование имеет большое значение для обеспечения гарантий качественного предоставления социальных услуг населению, а также для формирования и развития организационно-управленческих структур в системе социального обслуживания.
Нормативно-правовая база социальной работы
Правовое регулирование социальной работы реализуется посредством нормирования, информирования, проектирования, формализации, стандартизации, и лицензирования.
В отечественной практике многократно предпринимались попытки разработки правовых актов о социальном обслуживании населения. В частности, были подготовлены и изданы следующие сборники нормативно-правовых актов: «Организация социального обслуживания населения», «Сборник нормативно-правовых актов по вопросам социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в нестационарных условиях», «Правовое обеспечение организации и функционирования системы социального обслуживания семьи и детей». В них были собраны документы, имеющие непосредственное отношение к системе социального обеспечения и относящиеся к международному, федеральному и региональному уровням правовой системы.
К международному уровню относятся «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция ООН о правах ребенка» и др., к федеральному – Конституция РФ, Семейный и Гражданский кодекс, Законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об основах социального обслуживания населения» и т.д., к уровню субъектов федерации – НПА, принятые в отдельных регионах России.
Документы, принятые в Российской Федерации на государственном уровне и непосредственно направленные на регулирование системы социального обслуживания населения, могут быть разделены на две группы:
Правовые акты, принимаемые в отдельных субъектах, носят локальный характер и осуществляют регулирование только на уровне регионов, в которых они были приняты. Они являются производными от документов федерального уровня, сфера их действия и применения ограничивается отельными территориями.
Для специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в сфере социальной работы, создано и продолжает создаваться правовое поле, позволяющее эффективно выполнять свои обязанности и успешно достигать поставленных целей.
К федеральному акту регулирующему вопросы социальной работы относятся
Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации
(с изменениями на 11 июня 2021 года)
Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.11.2017, N 0001201711140081);
Федеральным законом от 5 декабря 2017 года N 392-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2017, N 0001201712050094);
Федеральным законом от 5 февраля 2018 года N 15-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.02.2018, N 0001201802050041) (вступил в силу с 1 мая 2018 года);
Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 56-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.03.2018, N 0001201803070037);
Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 91-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, N 0001201905010034);
Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 190-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 13.07.2020, N 0001202007130043) (вступил в силу с 1 сентября 2020 года);
Федеральным законом от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 11.06.2021, N 0001202106110081) (о порядке вступления в силу см. статью 138 Федерального закона от 11 июня 2021 года N 170-ФЗ).
Принят
Государственной Думой
23 декабря 2013 года
Одобрен
Советом Федерации
25 декабря 2013 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Статья 2. Правовое регулирование социального обслуживания граждан
Правовое регулирование социального обслуживания граждан осуществляется на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
Статья 4. Принципы социального обслуживания
1. Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
2. Социальное обслуживание осуществляется также на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
Статья 5. Система социального обслуживания
Система социального обслуживания включает в себя:
3) организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти;
5) негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги;
6) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание;
(Пункт дополнительно включен с 13 февраля 2018 года Федеральным законом от 14 ноября 2017 года N 324-ФЗ)
Статья 6. Конфиденциальность информации о получателе социальных услуг
1. Не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством Российской Федерации к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Предоставление информации о получателе социальных услуг без его согласия или без согласия его законного представителя допускается:
1) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством либо по запросу органов прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора;
2) по запросу иных органов, наделенных полномочиями по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания;
3) при обработке персональных данных в рамках межведомственного информационного взаимодействия, а также при регистрации субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг в соответствии с законодательством об организации предоставления государственных и муниципальных услуг;
4) в иных установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Глава 2. Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания
Статья 7. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания
1. К полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере социального обслуживания относятся:
1) установление основ государственной политики и основ правового регулирования в сфере социального обслуживания;
2) утверждение методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг;
3) утверждение примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг;
4) утверждение порядка размещения и обновления информации о поставщике социальных услуг, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации, на официальном сайте поставщика социальных услуг в сети «Интернет»;
5) управление федеральной собственностью, используемой в сфере социального обслуживания;
6) ведение единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания;
7) федеральный государственный контроль (надзор) в сфере социального обслуживания;
7_1) создание условий для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания;
8) международное сотрудничество Российской Федерации и заключение международных договоров Российской Федерации в сфере социального обслуживания;
9) иные относящиеся к сфере социального обслуживания и установленные федеральными законами полномочия.
2. К полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти относятся:
1) выработка и реализация государственной политики в сфере социального обслуживания, а также выработка мер по совершенствованию социального обслуживания;
2) координация деятельности в сфере социального обслуживания, осуществляемой федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийскими общественными организациями и иными осуществляющими деятельность в сфере социального обслуживания организациями;
3) методическое обеспечение социального обслуживания, в том числе в части, касающейся профилактики обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании;
4) утверждение примерной номенклатуры организаций социального обслуживания;
5) утверждение методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов Российской Федерации в развитии сети организаций социального обслуживания;
6) утверждение правил организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений, которые включают в себя рекомендуемые нормативы штатной численности, перечень необходимого оборудования для оснащения организаций социального обслуживания, их структурных подразделений;
7) утверждение рекомендуемых норм питания и нормативов обеспечения мягким инвентарем получателей социальных услуг по формам социального обслуживания;
8) утверждение примерного порядка предоставления социальных услуг;
9) утверждение порядка осуществления мониторинга социального обслуживания в субъектах Российской Федерации, а также форм документов, необходимых для осуществления такого мониторинга;
10) утверждение рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг;
12) утверждение рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг;
13) утверждение формы заявления о предоставлении социальных услуг, примерной формы договора о предоставлении социальных услуг, а также формы индивидуальной программы;
14) утверждение порядка направления граждан в стационарные организации социального обслуживания со специальным социальным обслуживанием;
15) утверждение примерного положения о попечительском совете организации социального обслуживания;
16) утверждение порядка предоставления социальных услуг, а также порядка утверждения перечня социальных услуг по видам социальных услуг организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федерального органа исполнительной власти;
17) иные предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия.