к формам общественного сознания относят

Формы общественного сознания

Вы будете перенаправлены на Автор24

Формы общественного сознания в философии

По мере развития общественного бытия развиваются и различные формы общественного сознания. Индивид начинает видеть себя в различных социальных связях и социальных взаимодействиях, принимает значимые решения, руководствуясь при этом своими ценностными и мировоззренческими ориентациями и нормами, которые существуют в обществе. Познавательные способности индивида могут существовать в нескольких формах, которые отличаются друг от друга наполненностью, содержанием, а также в целом тем, из какой сферы человек обогащается ими, чтобы в дальнейшем применять в повседневной практике.

Исследователи выделяют такие формы общественного сознания, как:

Все эти формы обладают своими особенностями, а также отражают некоторые специфические черты той деятельности, где человек пользуется этими формами сознания.

Исследователи подчеркивают, что в целом они могут сосуществовать друг с другом, формы не могут быть совсем автономны, поскольку многие из них обладают общими чертами, направленностью деятельности, а также во взаимосвязи сохраняют взаимозависимость, что также важно в воспитательных мерах, которые применяются в отношении человека. Личность должна обладать сознанием на нескольких уровнях, не выводя ни один из них на первый планы.

Мораль – одна из распространенных форм общественного сознания. В ней отражены взгляды и представления о тех или иных событиях и явлениях, а также оценки и нормы поведения, которые присущи отдельным индивидам в их деятельности. Также мораль присуща отдельным социальным группам или всему обществу в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Политическое общественное сознание представляет собой совокупность чувств и настроений граждан в их устойчивой форме, а также идей и традиций, ценностные теоретические системы, которые отражают интересы обширных социальных объединений и групп, их взаимодействия и отношения друг с другом, друг к другу, а также к тем политическим институтам, которые действуют в современном обществе.

Право – это не только форма общественного сознания: это еще и система социальных норм и взаимоотношений, которые охраняются со стороны государства. Право порождает форму сознания – правосознание. Оно выражено в знаниях права, а также в оценке собственного поведения и поведенческих установок, которые могут соответствовать нормам права или не соответствовать им. Еще одна форма сознания – эстетическое, которое выражается в общественной деятельности человека и, как правило, демонстрирует его отношение к конкретно чувственным и художественным образам, которые сохраняются в его сознании и влияют на его мировоззренческие установки.

Религию признают одной из форм общественного сознания. Исследователи подчеркивают, что основой религии становится вера в высшие силы, во что-либо сверхъестественное, что человек не способен объяснить с рациональной точки зрения, и поэтому углубляется в иные установки, чтобы дать объяснение тому, что он видит или слышит. Частью мировоззрения является и философское сознание, которое основывается на общих законах природы, общества и мышления. Нельзя не упомянуть и о научном сознании, поскольку в нем отражены все знания об окружающей действительности и других людях, но выраженные более научным языком в системе доказательств.

Виды общественного сознания

Виды и формы сознания имеют созвучные названия, и по сути в большей степени совпадают в содержательной части. Тем не менее, исследователи и эксперты подчеркивают, что виды общественного сознания в современной социологической науке более обширны, не углублены в частные формы сознания, поэтому имеют свои специфические характеристики. Каждый вид включает в себя несколько отдельных форм, поэтому они могут иметь характеристики, которые объединяются при объединении нескольких форм общественного сознания.

Первый вид общественного сознания – это политическое сознание. В любом обществе присутствуют люди, приверженные разнообразным политическим взглядам. Для многих политика становится делом всей их жизни, профессиональной сферой. Равнодушных к данному аспекту нет, поэтому смело можно заявлять, что каждый современный гражданин государства обладает политическим сознанием. Другое дело, что все по-разному осознают себя в политике и политику вокруг себя, поэтому сознание может быть развито как большей степени, так и в меньшей степени.

Второй вид сознания, который тесно связан с политическим – правовое общественное сознание. В нем человек оценивает себя в системе права, также соотносит, насколько он знаком с собственными правами и свободами, и то, как эти права и свободы поддерживаются другими членами общества и, наконец, государства. Борьба за свои права начинается с опоры на законодательную базу, в которой как раз и обозначены все те необходимые аспекты, что обеспечивают человеку спокойную, безопасную и достойную жизнь в государстве. Права гарантируются со стороны политических партий и властей, которые берут на себя ответственность за их осуществление и поддержание.

Нравственное сознание позволяет индивиду оценивать свое поведение, осознавать себя как адаптируемую в обществе личность. Нравственность – это в обязательном порядке нормы, этические и моральные, которые необходимо поддерживать и транслировать для того, чтобы в дальнейшем человек не навредил ни самому себе, ни окружающим, не стал носителем асоциального, девиантного поведения, которое наказывается законом. К нравственному сознанию примыкает эстетическое общественное сознание, которое воспитывает в индивиде эстетические идеалы, взгляды, ценности и вкусы, а также чувство прекрасного в отношении окружающей действительности и отдельных ее элементов.

Источник

Общественное сознание

Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определённой эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону.

В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание «активно» отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его.

Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Выделяют различные формы общественного сознания.

Содержание

История термина

В современной российской философии формы общественного сознания нередко заменяются на духовные сферы [5]

Формы общественного сознания

Обычно называют шесть форм общественного сознания [6] :

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определённого типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и другое.

Субъект общественного сознания

Социально-исторические общности людей могут выглядеть как субъекты, способные принимать решения. Например, государства принимают решения о начале или окончании войны, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы её осуществления. Хотя решения, в конечном итоге, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми, но в развитой общественной структуре они связаны достаточно жёсткими регламентирующими их действия правилами — конституцией государства, законами, положениями и нормами, а также моралью. В то же время, на данном этапе развития общества, на общественное сознание оказывают большое влияние средства массовой информации, посредством которых можно существенно модифицировать общественное сознание. Большим вопросом, касающимся специфики общественного сознания в целом, является вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и общности, какие из своих субъективных свойств и каким образом (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность, имеющим право говорить от её имени. ‘

Уровни общественного сознания

Источник

Общественное сознание: понятие, основные элементы, формы

к формам общественного сознания относят. Смотреть фото к формам общественного сознания относят. Смотреть картинку к формам общественного сознания относят. Картинка про к формам общественного сознания относят. Фото к формам общественного сознания относят

Приветствую Вас, друзья!

Развитие и само существование человека невозможны вне общества, а потому каждый в определенной мере зависим от мнения социума. Но где именно заканчивается граница индивидуального мышления, и начинается сфера мышления общественного? И можно ли сохранить собственные индивидуальные особенности, находясь при этом внутри социума? Попробуем разобраться в этих непростых, но интересных вопросах: узнаем, что такое общественное сознание, рассмотрим формы и уровни общественного сознания, разберем основные элементы общественного сознания. Начнём.

Что такое общественное сознание?

Общественное сознание — это собранная воедино масса идей, взглядов и оценочных суждений, характерных для конкретного социума в масштабе понимания им собственного бытия. Фундаментом этого феномена стало сознание отдельных индивидуумов. Однако общественное сознание не способно функционировать как простая совокупность множества сознаний членов конкретного социума (ведь каждый человек по-своему уникален, неповторим и отличен от других), оно является качественно новым образованием, синтезирующим в себе все взгляды, идеи и суждения, характерные для сознаний людей, живущих в определенном обществе.

Формирование общественного сознания происходило одновременно с формированием общественного бытия, а суть сознания заключена в осмыслении бытия социума с его одновременным творческим преобразованием. На начальных этапах становления социума общественное мышление находилось под значительным влиянием бытия, затем это воздействие стало опосредованным — через государственные, религиозные и юридические институты с обратным непосредственным воздействием уже сознания на бытие. Так общественное мышление поспособствовало перестройке бытия.

Описываемый феномен впитывает в себя всю духовную составляющую социума, фиксируемую в языке и иных формах культуры. Он состоит из множества сознаний отдельных личностей, но не способен отражать сознание конкретного индивидуума, при том, что не всякое индивидуальное сознание объективно может входить в общий массив сознания социума.

Формы общественного сознания

Для общественного сознания характерна достаточно сложная и объемная внутренняя структура, с перечнем различных уровней и форм. Формами общественного сознания называют разнообразные методы по освоению окружающей действительности, и в интеллектуальном, и в моральном аспекте (т.е. политическую деятельность, моральные и юридические нормы, науку, сферу искусства). Следовательно, к формам общественного мышления можно отнести:

Как видно из вышеизложенного, для форм общественного сознания характерно многообразие, сравнимое лишь с многообразием осмысливаемых человеком социальных процессов.

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Элементы общественного сознания

В зависимости от функций, возлагаемых на общественное мышление, а также от общих направлений его реализации, в нем выделяют несколько фундаментальных компонентов. К компонентам обыденного сознания следует отнести эмпирические познания и общественную психологию, на теоретическом уровне таковыми являются уже научные познания и идеология. Данные компоненты тесно взаимосвязаны между собой, они оказывают значительное влияние на жизнь человека и социума.

Под эмпирическими знаниями понимается совокупность знаний, умений и навыков, сформированных людьми на базе их личного опыта, а затем проверенных на практике. К такому типу знаний относят рецепты народной медицины, или, к примеру, предсказания погоды по определенным приметам и изменениям в окружающей среде. Подобные навыки и знания были многократно проверены нашими предками, искавшими им подтверждения в действительности, а потому нет смысла совсем списывать их со счетов.

Общественная психология входит в состав обыденного сознания, она отражает окружающую нас действительность, глядя на нее сквозь призму какой-либо социальной, религиозной или этнической группы, класса либо общественного союза. Основной функцией общественной психологии является как фиксирование, так и отражение потребностей определенных групп, входящих в состав социума, а также передача накопленного ими опыта следующим поколениям.

Идеология занимает ключевое место и в жизни отдельного индивидуума, и в жизни социума в целом. Задачей идеологии является теоретическое выражение и последующее обоснование идей и позиций, высказываемых различными общественными силами, дополнительно на нее возлагается еще и познавательная функция, что роднит ее с общественной психологией. Идеология призвана объединять членов общества, давать им ощущение общности, принадлежности к чему-то большему, нежели обычное человеческое бытие.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Заключение

Таким образом, общественное сознание является одной из важнейших составляющих жизнедеятельности любого человека. В нем находят свое отражение и специфические черты личности, и ее стремление к самореализации, и вклад, вносимый отдельным индивидуумом в развитие социума. На общественное мышление влияет целый ряд факторов, как отрицательного, так и положительного характера, что может иногда лишать его необходимой сбалансированности и устойчивости. Но общественное сознание отличает большая гибкость и способность к адаптации, эти качества позволяют ему тесно взаимодействовать с окружающим миром, параллельно создавая новые связи.

Источник

Тема 14. Лек. 1. Формы общественного сознания

Лекция 1. Мораль, искусство, религия.
Формы общественного сознания – различные способы духовного освоения действительности. Соответственно различно и их содержание. Из многообразия различных форм общественного сознания выделим девять форм: экономическая, экологическая, политическая, правовая, нравственная, эстетическая, религиозная, философская и научная.
1.1. Философия морали. В истории философии используются близкие по смыслу понятия: мораль, нравственность, этика. Науку, которая была призвана изучать данные этические добродетели, выявлять достоинство того или иного характера человека, Аристотель назвал этикой. Таким образом, уже изначально эти два понятия означали разное, хотя в разговорном языке они порой совпадали (и по сей день некоторые авторы не делают различия между понятиями «этика», «мораль» и «нравственность»). Однако все же необходимо различать мораль (нравственность) как объект ее изучения, а этику как определенную часть, отрасль философского знания.

Нравственная норма – это правило действий человека, сформулированное его разумом на основе тех или иных моральных ценностей. Нормы рассматриваются в этике как один из важнейших элементов нравственности в целом. И это связано с регулятивной функцией морали как её важнейшей социальной функцией. Однако нормы играют важную роль не только в морали, но и в праве, в политике, в религии и в других сферах деятельности. Каково соотношение между нравственными и юридическими нормами как основными видами социальных норм? С формальной стороны нравственные и правовые нормы могут и не различаться. В структуре нравственной нормы, как и в правовой норме, выделяются, во-первых, диспозиция, выражающая содержание и характер требования, во-вторых, гипотеза, которая указывает на условие исполнения нормы, в-третьих, санкция, выражающая способы или средства обеспечения её дееспособности. В основе норм лежат те или иные ценности. Собственно, норма – это определённое требование к поведению субъекта по реализации той или иной ценности. Количество нравственных норм и принципов не ограничено. В течение жизни они могут изменяться, дополняться, уточняться.
Нравственная оценка. Моральная оценка должна быть максимально объективной, т.е. учитывать все компоненты поступка в их взаимосвязи и по возможности конкретной, т.е. основанной на анализе условий, в которых совершено оцениваемое действие. Кроме того, отдельный поступок следует оценивать в контексте всей нравственной предыдущей деятельности для того, чтобы понять является ли конкретный поступок типичным для субъекта, вытекающий из его ценностных ориентаций. Безусловно, любая моральная оценка предполагает субъективную эмоциональную сопричастность, что может повлиять на объективность анализа. Причем дисгармоничность эмоционального и рационального не всегда свидетельствуют о неправильности оценки. Интуитивная, эмоциональная реакция нравственно развитой личности может быть более адекватной, чем рациональный анализ ситуации. Чаще всего в своей оценке субъект опирается на собственный опыт как единственно достоверную для него реальность. Поэтому никто не застрахован от заблуждений и неверных моральных оценок. Объективная оценка морального поведения другого – показатель собственной моральной зрелости.

Кинематография. Понятие кинематограф появилось впервые в его французском варианте — «синематограф», обозначавшем систему создания и показа фильма, разработанную братьями Луи Жаном и Огюстом Люмьер. Официально считается, что кинематограф берёт своё начало 28 декабря 1895 года. В этот день в индийском салоне «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов (Париж, Франция) состоялся публичный показ «Синематографа братьев Люмьер». В 1896 году братья совершили мировое турне со своим изобретением. Хотя пробные (даже публичные) демонстрации фильмов начались с 1888 года. А в 1895 году проходило уже достаточное количество сеансов «движущейся фотографии», но их изобретатели обычно не знали друг о друге, что послужило потом причиной бесконечных споров о первопроходцах кино. Публичные же платные сеансы братьев Люмьер просто оказались наиболее популярны и успешны с коммерческой точки зрения. Поэтому их принято считать родителями кинематографа.
Киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством новаторских устремлений и приемов. Степень новаторства зависит от уровня творчества кинорежиссера и всех участников творческого коллектива, от качества и совершенства технических средств. За последние десятилетия мировой кинематограф обогатился не только новыми художественными направлениями, но региональными, национальными школами, которым присущи и прогрессивный взгляд на мир, и глубокий гуманизм, и тонкая лирика. Конкурировать с кинематографом может только телевидение, и по доступности к зрительской аудитории, и по комплексу выразительных средств. В целом культуре XX в. присуще многообразие ликов, различие способов отношения к миру и к себе подобным, но при этом она едина в своем многообразии, так как развитие культуры как целостности — необходимое условие ее существования.
Телевидение. Телевизионное искусство, совокупность видов художественной деятельности, связанных с появлением телевидения. Делая массовым зрелищем самые разнообразные явления, телевидение репродуцирует (транслирует) события действительной жизни, а также готовые формы, созданные ранее или создаваемые др. видами искусства в момент трансляции (концерты, театральные спектакли, кинофильмы). Уже эта функция телевидения сообщает телевизионному зрелищу эстетическое качество, основанное на единстве творческого и коммуникативного процессов.

Ислам (араб., букв. — покорность), монотеистическая религия, одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), ее последователи — мусульмане. Возник в Аравии в 7 в. Основатель — Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Ср. Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Вост. Азии, Африки. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы — поклонение единому богу — всемогущему Богу-Аллаху и почитание Мухаммеда пророком — посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь. Пять основных обязанностей (колонны ислама), предписанных приверженцам ислама: 1) вера в то, что нет Бога, кроме Аллаха, а Мухаммед есть посланник Аллаха (шахада); 2) пятикратное ежедневное совершение молитвы (салат). В Казахстане в последние годы интенсивно (не без помощи государства) расширяется сеть для отправления религиозного культа. В Республике насчитывается свыше полутора тысяч мечетей. Больше всего их в Южно-Казахстанской области – около500 ; 3) милостыня в пользу бедных (закат); 4) пост в месяце рамадан (саун); 5) паломничество в Мекку (хадж), совершаемое хотя бы единожды в жизни. Число последователей ислама оценивается в 880 млн. (1990). Почти во всех странах с преобладающим мусульманским населением ислам является государственной религией. Основные направления — суннизм и шиизм.

Теология (от греч. theos — Бог и logos — слово, учение; также богословие), совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В строгом смысле о теологии принято говорить применительно к иудаизму, христианству и исламу.
Православное богословие: под системой православного богословия как науки понимается набор различных богословских дисциплин (отрасли богословия), каждая из которых излагает различные стороны вероучения.
В исламе в 10 в. создана система теоретического богословия — калам. Представители калама, мутакаллимы, в отличие от мусульманских традиционалистов, разрабатывали проблемы догматического богословия, опираясь на формально-логические доводы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *