к формам планирования относятся
Виды планов, формы планирования, экономика предприятия
Разнообразные виды планов регулярно составляются руководством предприятий. От того, насколько четко, качественно и подробно они будут составлены, во многом зависит успех работы и достижение высоких результатов. Это своего рода ориентир, который помогает предприятию двигаться в правильном направлении с учетом внешней ситуации и степени обеспеченности ресурсами.
Планы и планирование
Принципы составления планов
Все виды планов составляются на основании определенных принципов:
Какими бывают планы
В соответствии с различными классификационными признаками, различают следующие виды планов (для лучшей наглядности материал мы оформили в виде таблицы).
Признак | Виды |
По времени | Краткосрочные. Долгосрочные. |
По целям | Тактические. Стратегические. |
По точности | Детализированные. Укрупненные. |
По сфере применения | Корпоративные. Цеховые. |
По содержанию | Производства и реализации продукции. Социальные. |
По ориентиру | Реактивные (вследствие каких-либо событий либо на основании предшествующего опыта). Интерактивные (предусматривают взаимодействие прошлых, будущих и настоящих показателей). |
Все перечисленные квалификационные признаки могут существовать как по-отдельности, так и пересекаться в одном плановом документе.
Бизнес-план
Для привлечения инвестиций или же для получения кредита на развитие собственного дела необходимо правильно презентовать свою идею. Для этого необходимо составить бизнес-план, который представляет собой сведения об организации, а также ее финансовые показатели. Состоит он из следующих разделов:
План проверок
Работа предприятия требует непрерывного контроля соответствия заданным показателям. Для этого составляется план проверок для организации в целом, а также для каждого подразделения в отдельности. Аналогичные документы также составляются налоговыми и другими контролирующими службами. На предприятии проверки могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением посторонних лиц и организаций. Это также должно быть прописано в плане.
Определение перспективной стратегии
Стратегическое планирование может включать в себя следующие моменты:
Стратегия деятельности предприятия разрабатывается топ-менеджерами фирмы. Она обязательно должна быть подкреплена финансовыми расчетами на основании ретроспективного анализа. Одним из главных требований к подобного рода планам является гибкость, ведь внешняя среда достаточно нестабильна. Также при разработке стратегии нужно учесть тот факт, что затраты на ее реализацию должны быть полностью оправданы ожидаемыми результатами.
Развитие предприятия
План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.
Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:
Перспективные планы
Перспективные планы основаны на прогнозах касательно будущей экономической ситуации как внутри организации, так и за ее пределами. Период составления такой программы может охватывать промежуток времени вплоть до 15 лет.
Финансовое планирование
Финансовый план неразрывно взаимосвязан с разработкой экономических и социальных вопросов. В нем отражается использование материальных ресурсов, а также планируемая себестоимость готовой продукции. Также при составлении данного документа должно быть предусмотрено использование имеющихся материальных запасов и финансовых ресурсов с целью совершенствования процесса производства.
Финансовый план по своей форме напоминает бухгалтерский баланс. В нем должны быть четко прописаны все статьи, которые касаются доходной и расходной частей. В приходном разделе отображаются такие операции, как поступления от участия в капитале, проценты по депозитным счетам и прочее. Говоря о затратах, отмечают амортизацию, погашение задолженностей и так далее.
Годовой план предприятия
Практически каждое производственное (и даже непроизводственное) предприятие считает обязательным составлять план работы на год. В нем прописываются такие моменты, как затраты на производство узлов и деталей, а также себестоимость готовой продукции, выручка, которую предполагается получить, а также суммы обязательных платежей.
Годовой план представляет собой нечто вроде прогноза. Он основан на тенденциях развития самого предприятия, а также отрасли и рынка в целом. Данные прогнозы составляются на основе данных за предыдущие периоды, учитывая при этом возможные отклонения и непредвиденные колебания экономики.
На крупных предприятиях недостаточно составить годовой план только лишь для организации в целом. Требуются финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому подразделению. При этом такие планы должны быть увязаны между собой и не иметь противоречий.
Составление оперативного плана
Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.
Содержание оперативного плана может быть описано следующим образом:
Процедура составления планов
Составление планов работы предприятий подразумевает прохождение нескольких последовательных этапов:
Без составления четких и развернутых планов невозможно обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование предприятия. Руководство должно иметь четкое представление о целях деятельности, а также о средствах, которые понадобятся для их достижения. Кроме того, все виды планов дают возможность предприятию смягчить влияние экономических колебаний.
Какие бывают виды планов и формы планирования
Планы различных видов постоянно составляют руководители всех предприятий. От подробного и качественно составленного плана в большинстве своем зависит успешность деятельности и возможность достижения хороших результатов.
План является ориентиром, который способствует движению предприятия в правильном направлении с учётом обеспеченности необходимыми ресурсами и внешней ситуации.
Прочитав эту статью, вы узнаете, какие бывают виды планов, формы планирования, экономика предприятия.
Общие сведения
Планирование
Планированием называется деятельность по определению состояния фирмы в перспективе и ее функционированию.
Планирование занимает важную роль в работе предприятия и осуществляет некоторые функции, такие как:
— определение вероятных перспектив развития организации;
— экономия материальных ресурсов, насколько это возможно;
— уменьшение риска банкротства или разорения из-за непредсказуемых изменений экономики;
— своевременная реакция на изменение рыночной конъюнктуры;
— увеличение эффективности работы.
СПРАВКА! План является утвержденным документом, содержащим конкретный список действий, методов, целей и цифровых показателей, который составляется на конкретный период времени. Также в него входит информация о ресурсах (недостающих и имеющихся), призванных обеспечить как можно более полное соответствие получившихся результатов от ранее заявленных.
Как составлять планы
При составления любого вида плана нужно придерживаться следующих принципов:
— конкретность и численное измерение всех используемых показателей;
— план должен составляться на определенный период времени;
— реалистичные и обоснованные цифры, используемые в плане (здесь нужно принимать во внимание ресурсы, имеющиеся на предприятии);
— составленный план должен быть гибким, чтобы была возможность его быстрого изменения под меняющиеся условия внутренней или внешней среды;
— план должен составляться комплексно, охватывая все сферы деятельности предприятия;
— планы различных отделов не должны идти вразрез друг с другом;
— абсолютно все планы, которые были составлены и заверены, нужно обязательно исполнять;
— планы должны иметь своей целью получение максимальной экономической выгоды;
— каждая стадия разработки плана должна иметь несколько альтернатив, впоследствии среди них выбирается оптимальная.
СПРАВКА! Если составлять планы по всем этим правилам, то они получаются реальными, подробными и эффективными.
Форма стратегического планирования
Стратегическое планирование является процессом определения будущего состояния организации путем прогнозирования, анализа и постановки целей. Другими словами, это конкретный список действий для формирования перспектив предприятия на долгий срок.
Стратегическое планирование может состоять из следующих моментов:
— разделение технических и материальных ресурсов между разными подразделениями предприятия;
— принятие действий при изменении условий внешней среды и завоевание собственной ниши на рынке;
— вероятное изменение организационной формы организации в будущем;
— координация действий по управлению во внутренней среде;
— анализ предыдущего опыта по отношению к будущим планам.
Стратегия работы организации формируется ее топ-менеджерами. Стратегия в обязательном порядке должна сопровождаться финансовыми расчетами. Одним из наиболее важных требований к таким планам является их гибкость, так как внешняя среда характеризуется нестабильностью.
СПРАВКА! При разработке стратегии необходимо учитывать тот факт, что расходы на реализацию плана должны быть полностью оправданы планируемыми результатами в будущем.
Развитие предприятия
Развитие организации по плану сопровождается грандиозными изменениями и в экономической, и в организационной системе предприятия. Это должно также сопровождаться большим технологическим и финансовым ростом. Главное место отдается увеличению объемов производимых товаров и, соответственно, чистой прибыли.
Стратегический план для развития организации может быть сделан по таким главным направлениям:
— использование в производстве достижений научно-технического прогресса;
— обновление производственной программы, ее усовершенствование;
— увеличение эффективности производства за счёт повышения показателей производительности труда и материалоотдачи;
— установка нового оборудования или план строительства новых сооружений;
— обновление кадровой структуры и состава;
— введение в производство экологически чистых систем;
— улучшение социального положения сотрудников.
Виды планов
Планы могут быть разными в зависимости от различных квалификационных признаков:
СПРАВКА! Перечисленные выше признаки могут существовать отдельно друг от друга или пересекаться в одном документе.
Бизнес-план
Для того, чтобы привлечь инвестиции или получить кредит для развития своего дела, нужно правильно преподнести свою идею. Чтобы это сделать, составляется хороший бизнес план, который содержит информацию об организации и ее финансовые показатели.
Бизнес-план имеет следующие разделы:
— краткое резюме, отражающее общее содержание документа;
— цели проекта и задачи, обеспечивающие их достижение;
— данные о деятельности организации;
— описание конкурентов и анализ ситуации в данной отрасли;
— описание целевой аудитории и рынки сбыта;
— рекламные мероприятия и маркетинговая стратегия;
— организационная структура и действия для обеспечения деятельности;
— структура персонала и плановая численность сотрудников;
— финансовая часть плана;
— описание непредсказуемых событий и ликвидация компании.
План проверок
Деятельность организаций требует постоянного контроля соответствия заданным параметрам. Для этих целей формируется план проверок для предприятия в целом и каждого из его подразделений в отдельности. Похожие документы создаются ещё и другими контролирующими службами, например налоговой. В организациях проверки можно проводить самостоятельно, а можно привлекать строение организации.
Планы на перспективу
Перспективные планы являются одним из главных составляющих работа руководства. Они определяют эффективность деятельности предприятия в целом. В процессе формирования плана должны учитываться определенные цели и ресурсы, которые должны быть использованы при их достижении. Также сроки проведения в действие планируемых мероприятий должна быть определены. Необходимо не только определить направление деятельности, но и расписать возможные варианты продолжения ситуации в условиях внешней среды.
Планы не перспективу основаны на прогнозах по поводу экономической ситуации в будущем внутри компании и за ее пределами.
СПРАВКА! Время формирования такого рода программ может составлять до пятнадцати лет.
Финансовое планирование
Планы финансов тесто связаны с разработкой социальных и экономических вопросов. В таком плане даётся информация о применении материальных ресурсов и себестоимости готовой продукции по плану. Кроме того, при формировании финансового плана необходимо предусмотреть применение имеющихся финансовых ресурсов для того, чтобы усовершенствовать процесс производства.
По форме финансовый вид плана похож на бухгалтерский баланс. В ее составе должны быть ясно прописаны все статьи, касающиеся расходной и доходной частей. Такие операции, как проценты по депозитам счетам, поступления от участия в капитале и прочее отображаются в приходом разделе. Такие операции, как амортизация, погашение задолженностей и другие затраты указываются в расходном разделе.
План предприятия на год
Любое предприятие практически всегда составляет годовой план работы. В нем указывают расходы на производство узлов и деталей, себестоимость готовой продукции, предполагаемую прибыль, суммы обязательных платежей и так далее.
План на год по своей сути является чем-то вроде прогноза и основывается на тенденциях развития самой организации, а также рынка в целом. Такие прогнозы формируются на основании информации за прошлые периоды. При этом принимаются во внимание возможные отклонения и непредсказуемые изменения экономики.
На больших предприятиях составить готовой план только в целом для предприятия недостаточно. Здесь понадобятся финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому имеющемуся подразделению.
СПРАВКА! Важно помнить, что такие планы не должны противоречить друг другу и быть связаны между собой.
Формирование оперативного плана
Оперативный план работы способствует обеспечению выполнения стратегических целей организации. Такой вид плана регулирует текущую работу компании, в отличие от планов на длительный срок. Оперативный план составляется максимум на три месяца.
Оперативный план может содержать следующее:
— организационная структура компании — она может измениться или остаться прежней;
— действия с имеющейся технологической базой или покупка нового оборудования;
— увеличение экономической эффективности отдельных ее показателей или в целом;
— определение выгодности координат организации или ее главных контрагентов;
— приведение к совершенству процедуры управления запасами производства с целью обеспечения их экономии;
— улучшение контроля качества продукции на всех этапах ее производства;
— повышение имиджа компании за счёт увеличения ее репутации среди клиентов и поставщиков.
Процесс создания планов
Для составления рабочих планов предприятия нужно пройти несколько этапов:
— определить цели деятельности предприятия и их четкое экономическое обоснование,;
— составление плана материально-технического и финансового состояния организации;
— оценивание стоимости ресурсов, необходимых для достижения поставленных задач;
— разделение целей на отдельные задачи;
— разработка действий по контролю за выполнением планов и составление их графика.
Если составить четкий и развернутый план нельзя, то нельзя и обеспечить эффективную и бесперебойную работу предприятия. Начальство компании долго четко представлять для себя цели работы и средства, необходимые для их достижения. Помимо этого, планы всех видов способствуют смягчить для предприятий экономические колебания.
Как эффективно планировать свое время: методы, техники, ошибки
Содержание
Планирование — это метод эффективного распределения времени для качественного выполнения различных задач.
Зачастую бывает так, что дела и дедлайны накапливаются как снежный ком, а времени и сил остается все меньше. Как итог, мы получаем либо сгоревшие сроки, либо нервный срыв, либо все это сразу. Во избежания плачевных результатов работы существуют такие инструменты как тайм-менеджмент, целеполагание и планирование. Эти «три кита» эффективности имеют много общего, но все же различаются. Подробнее о тайм-менеджменте можно, например, прочитать в различных книгах.
Планирование — более глобальный метод распределения времени и приоритизации задач, так как применяется не только в личной жизни, но и в бизнесе. В последнем случае планирование особенно необходимо, потому что от правильного распределения задач и ресурсов зависит результат производства. В целом, бизнес-планирование — один из методов эффективного распределения времени, действий, ресурсов и средств.
Основные виды планирования
Поскольку метод планирования имеет широкий спектр применения, к каждой жизненной сфере подходит свой вид.
Планирование по необходимости
Этот вид в свою очередь делится на:
По времени исполнения задач
Здесь важны сроки, в рамках которых строится план.
Может содержать план на день, неделю, месяц, квартал. Самый распространенный вид, так как применяется и в повседневной жизни, и на предприятии.
Обычно рассчитывается на срок от одного года до пяти лет.
Часто применяется в науке и экономике для решения стратегических задач.
По содержанию плана
Под этим подразумеваются тактическое, стратегическое и процессное планирование.
Топ самых популярных методов планирования
Матрица Эйзенхауэра
Метод приоритизации, который придумал Дуайт Эйзенхауэр — 34-й президент США.
В основе метода лежит распределение дел по четырем категориям:
Сюда относятся задачи, которые необходимо выполнить в кратчайшие сроки. Например, сдать проект, от которого зависят дальнейшие действия компании или курсовую работу, дедлайн которой сгорит на неделе.
Изучение иностранных языков, занятия спортом, чтение полезной литературы — все, что не имеет четких сроков, но очень важно для человека.
Готовка, стирка, уборка, ежедневная рассылка — все это можно делегировать, чтобы освободить время для более важных и срочных задач.
Однако здесь речь идет о досуге, который в свою очередь тоже нуждается в планировании, поскольку зачастую свободное время может быть сильно ограничено, а списки фильмов, книг и песен нужно не только пополнять, но и реализовывать.
Метод Парето
Или «правило 80 на 20». Суть принципа, сформулированного итальянским социологом и экономистом Вильфредо Парето, состоит в том, что 20% усилий приносят 80% результата и, соответственно, 80% усилий тратится на 20% результата. Все зависит от того, насколько эффективно то или иное действие для достижения поставленной цели.
Особенно хорошо этот метод работает в повседневной жизни. Если грамотно распределить свое время на 20% необходимых задач, то это на 80% приблизит вас к цели. Метод Парето лучше применять в комплексе с матрицей Эйзенхауэра, начиная день с важных и срочных дел и постепенно двигаясь к менее важным, но более объемным.
Метод OKR
OKR расшифровывается как Objectives and Key Results — «цели и ключевые результаты». Эта методология больше относится к бизнес-планированию. В ее основе лежит эффективный контроль задач при реализации целей компании. Кроме того, методология подразумевает управление проектами для синхронизации индивидуальных и командных целей. Была разработана в компании Intel в 1960-х годах. Сейчас систему используют в таких компаниях как Google, Spotify, Twitter, LinkedIn, Airbnb и другие.
Джон Дорр, известный венчурный инвестор, партнер фонда Kleiner Perkins, стоявший у истоков внедрения OKR в Google, предложил такую формулу для постановки целей: «Я достигну ___________, что можно оценить с помощью ___________», где нужно вписать цель и ключевые результаты. Как пишет Фелипе Кастро в книге The Beginners Guide to OKR, последние должны быть количественными и измеримыми.
Фикс-тайм методы
Сюда относятся техники, при которых работа идет по таймеру. Одним из самых распространенных является метод Pomodoro, придуманный в 1980-х владельцем Cirillo Consulting (а в то время — студентом) Франческо Чирилло. Суть методики в том, что вы работаете 30 минут, после чего делаете пятиминутный перерыв. После четырех таких рабочих подходов, следует «большая перемена» в 30 минут.
Метод декомпозиции
Если задача слишком объемная, можно застопориться еще на начальных этапах ее выполнения. Чтобы этого не допустить, следует поделить ее на более мелкие шаги, таким образом станет ясно, с чего начинать и как достичь цели. Этот метод еще называют «поедание салями или слона по кусочкам». Поэтапное выполнение задач и конкретизация намного эффективнее при достижении глобальной цели.
Простые советы по планированию
1. Определитесь с методом
Описанные выше виды подходят не всем, поэтому стоит учитывать особенности своего организма и ритма жизни, а также уровень усидчивости и концентрации на задачах.
2. Введите планирование в привычку
Вне зависимости от метода постарайтесь довести сам процесс до привычки. Это помогает упорядочить не только повседневную жизнь, но и процесс достижения глобальных целей. Также планирование развивает стратегическое мышление и дальновидность.
3. Формулируйте цели четко
Распространенная ошибка — построение размытых планов. Выучить французский, достичь успеха на работе, много путешествовать, — все это относится скорее к желаниям, а цели необходимо конкретизировать как можно детальнее. «Записаться на курсы французского языка в следующем месяце», «спланировать поездку в страну N в следующем году», «разработать стратегию продвижения продукта» и так далее.
Личный опыт
Анна Мельянцова ─ руководитель корпоративных акселерационных программ бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ:
«В своем ежедневном планировании мы используем комбинацию из методов: