к формам политического участия относят участие в деятельности органов местного самоуправления
К формам политического участия относят участие в деятельности органов местного самоуправления
Выберите верные суждения о политическом участии и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства.
2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления.
3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений.
4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования.
5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования.
Политическое участие представляет собой разновидность политической деятельности. Политическое участие — это деятельность граждан с целью влияния на принятие политических решений и их осуществление.
Данное определение требует некоторых уточнений. Во-первых, говоря о политическом участии, мы имеем в виду политическую деятельность обычных (рядовых) граждан, а не лиц, обладающих государственной властью и (или) занятых выполнением своих должностных управленческих функций. К политическому участию не относится профессиональная деятельность людей, входящих в состав представительных, исполнительных, судебных, силовых структур власти; политическое участие профессиональных политиков и чиновников имеет место только в тех случаях, когда они действуют как рядовые граждане, например участвуют в процедуре голосования. Во-вторых, политическое участие — это добровольная деятельность граждан, она не является для них обязательной и тем более принудительной. По этой причине многие формы активности в советском обществе не считались западными советологами (специалистами по СССР и другим социалистическим странам) политическим участием. В-третьих, политическое участие граждан не есть «участие за деньги»: если человек агитирует за партию или участвует в проводимых ею мероприятиях только потому, что за это платят, то данная деятельность не является политическим участием. Альтернативой политическому участию выступает абсентеизм — уклонение от участия в политической жизни в силу отсутствия интереса к политике.
Формы политического участия многообразны. Наиболее популярными являются: массовые манифестации (митинги, демонстрации, забастовки, пикетирования), голосование на выборах и референдумах, участие в деятельности политических партий и групп давления, выражение своего мнения о тех или иных политических событиях или решениях через СМИ, письма и обращения в органы государственной власти, наказы депутатам, контакты с государственными служащими, контроль за деятельностью государственных и муниципальных органов власти и т. д. Самой распространенной формой политического участия является участие в выборах. В некоторых странах доля участвующих в национальных выборах доходит до 90% (Австралия), в большинстве стран развитой демократии она обычно колеблется от 50 до 80%. Остальные виды участия лишь в очень немногих случаях охватывают более 25% граждан.
1) Активное политическое участие граждан является условием развития гражданского общества и правового государства — да, верно.
2) Одной из форм политического участия являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления — да, верно.
3) Активное включение граждан в политический процесс требует определённой активности государства, политических партий, общественно-политических движений — да, верно.
4) Референдум, в отличие от выборов, предполагает процедуру тайного голосования — нет, неверно.
5) Одной из форм политического участия граждан является получение юридического образования — нет, неверно.
К формам политического участия относят участие в деятельности органов местного самоуправления
Формы участия граждан в управлении государством
Конституцией Российской Федерации гарантировано право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
В связи с этим прокуратура Усть-Янского района разъясняет возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, следует отметить право граждан избирать и быть избранными, участвовать в референдуме. Референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа.
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Гражданам также предоставлено право на участие в публичных мероприятиях. Публичным мероприятием является открытая, мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Граждане имеют право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей.
Законодательством также предусмотрено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
В целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений граждане имеют право участвовать в осуществлении общественного контроля как лично, так и в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.
В рамках общественного контроля по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является право на обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
К формам политического участия относят участие в деятельности органов местного самоуправления
Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА
Формы участия граждан в управлении государством
Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.
Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».
Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
К формам политического участия относят участие в деятельности органов местного самоуправления
Последнее время в мире и в нашей стране возникают протестные настроения, которые реализуются посредством проведения массовых публичных мероприятий.
Право на участие в публичных мероприятиях предоставлено гражданам Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Согласно п. 1 ст. 2 названного закона публичное мероприятие – это открытая, причём мирная и доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений. Целью такого мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Вместе с тем, организация и участие в проведении массовых митингов, демонстраций, шествий и пикетирований – это крайняя мера. Существуют и иные возможности и способы быть услышанными и добиться решения вопросов, имеющих важное общественно-политическое значение.
Прежде всего, граждане имеют иные политические права. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (ч. 3 ст. 3 Конституции РФ).
Помимо выборов волю граждан выражает референдум. Это голосование граждан Российской Федерации по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, имеющее обязательное значение для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Референдум может быть общефедеральным, региональным и местным. Инициатива проведения референдума и право участвовать в нем возникают с 18 лет.
Права граждан на участие в управлении делами государства установлены не только Конституцией Российской Федерации, но и другими федеральными законами.
Так, на основании ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» гражданам предоставлено право создавать общественные объединения и участвовать в них для защиты общих интересов и достижения общих целей. Право граждан на объединение в политические партии в Российской Федерации и участие в них регулируется Федеральным законом от 11.07.2001 95-ФЗ «О политических партиях».
Статьей 25.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» установлено право на сход граждан, который может проводиться по вопросам изменения границ муниципального образования, его преобразования, по вопросам, связанным с организацией и осуществлением местного самоуправления, по вопросу об упразднении поселения и др.
Согласно ст. 26 названного закона, инициативная группа граждан, обладающих избирательным правом, может выступать с правотворческой инициативой. Проект муниципального правового акта, внесённый в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом или должностным лицом местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения. С правотворческой инициативой можно обратиться и в адрес субъектов законодательной инициативы.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 28 названного федерального закона по инициативе населения могут проводиться публичные слушания для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения.
Общественные (публичные) слушания, обсуждения, мониторинг, проверки и экспертизы также осуществляются гражданами в рамках общественного контроля, предусмотренного ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Это деятельность, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих публичные полномочия, а также в целях проверки, анализа и оценки издаваемых ими актов и принимаемых решений.
Одним из наиболее важных и наиболее доступных для граждан способов участия в делах государства и решения общественных, политических и иных проблем является обращение в адрес органов власти, местного самоуправления, контролирующих, правоохранительных и надзорных органов. Граждане, желающие обратить внимание указанных органов на волнующие их проблемы, могут лично или коллективно обращаться к ним с заявлениями, которые подлежат рассмотрению в установленный законом срок.
Подводя итог вышесказанному следует также отметить предусмотренную ст. 46 Конституции Российской Федерации государственную гарантию судебной защиты прав и свобод человека и граждан, а также возможность обжалования в суд решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных лиц и право на обращение в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека.
Избирательный процесс. Политическое участие. Политическая культура
Выберите верные суждения о политическом участии граждан и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Возможности политического участия зависят только от желания гражданина.
2) Основной формой политического участия большинства граждан демократического государства являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.
3) Граждане недемократических государств участвуют в политике только в качестве членов политических партий.
4) Политическое участие позволяет гражданам реализовать свои способности или заинтересованность в управлении государством.
5) К формам политического участия относят обращение в органы государственной власти.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Политическое участие”.
1) нет, возможности политического участия зависят не только от желания гражданина, но и от существующих в стране законов, от политического режима, сложившегося в конкретной стране
2) верно
3) нет,граждане недемократических государств могут также участвовать в различных митингах, демонстрациях и т.д.
4) верно
5) нет, обращение в органы государственной власти не относится к формам политического участия.
Формы политического участия:
— участие в выборах (местного или государственного уровня), референдумах
— участие в деятельности политических партий и общественно-политических организаций
— участие в политических акциях — митингах, пикетах, демонстрациях
Абсентеизм — уклонение от участия в выборах.
Выберите верные суждения о политическом участии граждан и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Возможности политического участия зависят только от желания гражданина.
2) Основной формой политического участия большинства граждан демократического государства являются выборы в органы государственной власти и местного самоуправления, референдумы.
3) Граждане недемократических государств участвуют в политике только в качестве членов политических партий.
4) Политическое участие позволяет гражданам реализовать свои способности или заинтересованность в управлении государством.
5) К формам политического участия относят обращение в органы государственной власти.
Выберите верные суждения о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Запишите пифры. под которыми они указаны.
1) Гражданин РФ, достигший на день голосования 18 лет, может быть избран депутатом Государственной Думы.
2) В соответствии с Конституцией РФ в Государственную Думу РФ избирается 450 депутатов.
3) Не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин РФ, осуждённый к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление.
4) Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно.
5) Все депутаты Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам
Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение парламентских выборов в два тура.
2) Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что выборы являются всеобщими и равными.
3) При пропорциональной избирательной системе избиратель голосует за списки избирательных объединений или политических партий.
4) Подсчёт голосов избирательной комиссией происходит на выборах по любой избирательной системе.
5) При пропорциональной избирательной системе создаётся общенациональный избирательный округ.
Выберите верные суждения о выборах Президента Российской Федерации. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2) Подготовка и проведение выборов Президента РФ, обеспечение реализации и защиты избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии в пределах их компетенции.
3) Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
4) Кандидаты на должность Президента РФ могут быть выдвинуты только политическими партиями.
5) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 25 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 5 лет.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.
1) верно.
2) верно.
3) верно.
4) неверно, на должность Президента РФ может быть выдвинут и независимый кандидат.
5) неверно, президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет.
Выберите верные суждения о выборах Президента РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет.
2) Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию РФ.
3) Президент РФ избирается сроком на пять лет.
4) В соответствии с Конституцией РФ выборы Президента РФ назначает Государственная Дума Федерального Собрания РФ.
5) Президент Российской Федерации избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, президент РФ избирается сроком на четыре года.
4) неверно, выборы президента назначаются Федеральным Собранием.
5) верно, это признаки демократического избирательного права, действующего в РФ.
Выберите верные суждения о выборах и избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти.
2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство прав политических партий и кандидатов.
3) Достоинством любой избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте.
4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки.
5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей общенационального избирательного округа.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Избирательный процесс”.
1) верно.
2) верно.
3) неверно, примерно равное представительство политических сил в парламенте характерно для пропорциональной системы, но не для мажоритарной.
4) неверно, при мажоритарной системе победившим считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
5) неверно, при мажоритарной системе нет общенационального избирательного округа, государства делится на множество избирательных округов.
Избирательная система — особый политический институт, связанный с организацией выборов, способом проведения голосования и определения его результатов.
Типы избирательных систем:
1. Мажоритарная система — победившим считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.
Особенности мажоритарной избирательной системы:
— государство делится на избирательные округа
— возможно самовыдвижение кандидатов
— избиратели голосуют за личность кандидата
— победившим считается кандидат, набравший большинство голосов
— могут участвовать независимые кандидаты
— личная связь кандидата с избирателями и прямая ответственность избранного лидера перед своими избирателями, населением
— многие социальные группы оказываются непредставленными в органах власти
— практически исключается возможность избрания мелких партий
2. Пропорциональная система — голосование по партийным спискам и распределение мандатов между партиями пропорционально числу поданных голосов.
Особенности пропорциональной избирательной системы:
— единый избирательный округ
— избиратели голосуют за политическую партию
— избирательный барьер
— представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства
—является гарантом представительства в органах власти большинства социальных групп
— избиратель голосует в большей степени за программу партий, а конкретные кандидаты ему неизвестны
— в парламенте оказывается множество мелких партий, которые могут препятствовать принятие важных решений
— отсутствует личная ответственность кандидата перед избирателем
3. Мажоритарно-пропорциональная (смешанная система) — половина мест парламента выбирается по мажоритарной, а половина по пропорциональной системе.