к формам протестного поведения детей относят
Сайт психолога Пяташовой Е.В.
TPL_BEEZ3_NAV_VIEW_SEARCH
TPL_BEEZ3_NAVIGATION
TPL_BEEZ3_SEARCH
ПРОТЕСТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость. В определенном возрасте, как правило в два с половиной — три года (кризис трехлетнего возраста), подобные нежелательные изменения в поведении ребенка свидетельствуют о вполне нормальном, конструктивном формировании личности: о стремлении к самостоятельности, об исследовании ее границ. Если подобные проявления у ребенка носят исключительно негативный характер, это расценивается как недостаток поведения.
Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. То есть, это реакция ребенка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых. Л.С. Выготский подчеркивал, что в негативизме, во-первых, на первый план выступает социальное отношение, отношение к другому человеку; во-вторых, ребенок уже не действует непосредственно под влиянием своего желания, а может действовать наперекор ему.
Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети совершают действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своем. В обоих случаях дети становятся «неуправляемыми»: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что еще недавно выполняли беспрекословно. Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребенка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности в самостоятельности. Таким образом, негативизм — это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним взрослым.
Ошибочно смешивать негативизм с проявлением настойчивости. Настойчивое стремление ребенка к достижению цели, в противоположность негативизму, явление положительное. Это важнейшая характеристика произвольного поведения. При негативизме мотивом поведения ребенка является исключительно желание настоять на своем, а настойчивость определяется подлинной заинтересованностью ребенка в достижении цели. Очевидно, что с появлением негативизма нарушается контакт между ребенком и взрослым, без чего воспитание вообще становится невозможным. Из-за того, что взрослые постоянно препятствуют исполнению решений и желаний ребенка, неизбежно постепенно происходит ослабление самих этих желаний, а следовательно, и ослабевает стремление к самостоятельности.
Негативизм в известной мере интегрирует все остальные формы протестного поведения, в том числе и упрямство.
«Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением». Выготский Л.С. Собр. соч.: В б т. М., 1984. Т. 4. 22
Причины упрямства разнообразны. Упрямство может возникнуть как следствие неразрешимого конфликта взрослых, например родителей, их противостояния друг другу без уступок, компромиссов и каких-либо перемен. В результате ребенок настолько пропитывается атмосферой упрямства, что начинает вести себя аналогичным образом, не усматривая в этом ничего плохого. Для большинства взрослых, жалующихся на упрямство детей характерна индивидуалистическая направленность интересов, фиксация на одной точке зрения; такие взрослые «заземлены», им не хватает воображения и гибкости. В этом случае упрямство детей существует только вместе с потребностью взрослых во что бы то ни стало добиться беспрекословного их послушания. Интересна и такая закономерность: чем выше интеллект взрослых, тем реже дети определяются как упрямые, поскольку такие взрослые, проявляя творчество, находят больше вариантов для решения спорных вопросов.
Часто упрямство определяется как «дух противоречия». Такое упрямство, как правило, сопровождается чувством вины и переживаниями по поводу своего поведения, но несмотря на это, оно возникает снова и снова, так как носит болезненный характер. Причина подобного рода упрямства — длительно действующий эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребенком самостоятельно.
В некоторых случаях упрямство обусловлено общей перевозбудимостъю, когда ребенок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых.
С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения — строптивость. Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.
Дети с протестным поведением чаще других сверстников инициируют конфликтные ситуации или попадают в них. Они протестуют, занимают позицию «непримиримого борца», отстаивают ее «до победы»; они склонны разрешать конфликтные ситуации криками, обзыванием, дракой.
Чтобы вернуть такому ребенку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать какие из его внутренних тенденций вошли в противоречие; привести уровень притязаний в соответствии с индивидуальными возможностями; восстановить пошатнувшуюся самооценку или утвердить ее на новой основе. В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре. В таких играх у детей с конфликтным поведением легче развить способность идти на компромисс (взаимные уступки), научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, привлечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников), переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить деловую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.
Для каких детей характерно парадоксальное отношение к похвале
взрослого (радость и смущение):
А) агрессивных | Б) застенчивых |
В) демонстративных | Г) обидчивых |
Д) детей без семьи |
Какие дети воспринимают сверстника как врага?
А) застенчивые | Б) демонстративные |
В) обидчивые | Г) импульсивные |
Д) агрессивные |
У каких детей наблюдается наибольшее расхождение между самооценкой
И ожидаемой оценкой себя со стороны окружающих?
А) агрессивных | Б) демонстративных |
В) застенчивых | Г) импульсивных |
Д) капризных |
К особенностям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности о
тносятся:
А) снижение общего уровня интеллектуального развития | Б) трудности с формированием навыков чтения и письма |
В) невнимательность | Г) импульсивность |
Д) агрессивность |
Для коррекции какого типа неконструктивного поведения дошкольников
Наиболее эффективны игры с правилами и длительные совместные игры
со сверстниками:
А) импульсивного | Б) демонстративного |
В) протестного | Г) агрессивного |
Д) конформного |
Какие игры считается наиболее универсальными средствами коррекции
личностного развития и неконструктивного поведения детей:
А) режиссерские | Б) сюжетно-ролевые |
В) психотехнические | Г) дидактические |
Д) народные |
18. К вариантам демонстративного детского поведения относят:
19. К формам протестного поведения детей относят:
А) негативизм | Б) лживость |
В) ябиднечанье | Г) упрямство |
Д) строптивость |
20. Выберите характеристики конформного поведения детей:
А) беспрекословное следование инструкциям | Б) неуверенность в себе |
В) драчливость | Г) пассивность, отсутствие инициативы |
Д) забывание поручений |
Правильные варианты ответов
Критерии оценки результатов тестирования по курсу
Детская практическая психология»
Кол-во баллов | Результативность (% правильных ответов) | Отметка |
от 18 до 20 | от 100 до 86 % | 5 |
от 15 до 17 | от 85 до 70 % | 4 |
от 10 до 14 | от 69 до 51 % | 3 |
менее 10 | менее 50 % | 2 |
Основы психологии семьи и семейного консультирования
Автор | Иванов А. Н., ст.преподаватель |
Продолжительность тестирования | 40 минут |
Цель | промежуточная аттестация |
Кол-во вариантов | 1 |
Специфика задания | ВО (задание с выбором одного ответа) |
Верно или неверно?
Брак – это личностное взаимодействие супругов, регулируемое моральными принципами.
Нуклеарная семья состоит из мужа, жены и их несовершеннолетних детей.
Функции семьи неизменны и постоянны.
Главная цель предбрачного общения – понравиться будущему супругу.
Стабильность семьи и удовлетворенность браком – взаимоисключающие понятия.
Рождение первенца способно как укрепить, так и ослабить семью.
Удовлетворенность браком не зависит от стажа семейной жизни.
Идеализация партнера – это фактор, который не обязательно негативно сказывается на будущих семейных отношениях.
Внутренняя мотивация на брак повышает вероятность успешности брака.
Успешность брака связана с длительностью предбрачного знакомства.
Жены с более выраженной интроверсией чаще счастливы в браке.
Патриархальная структура семьи предполагает сохранение традиционно понимаемых женских и мужских ролей и функций.
Основная причина мужских внебрачных связей – любовь к другой женщине.
14. Второй психологической стадией развода является стадия «тлеющей неудовлетворенности».
Наиболее часто наблюдается два типа повторных браков.
Отчимы гораздо лучше ладят с приемными детьми по сравнению с мачехами.
Материнство, как доказано наукой, является природным инстинктом.
Порядок рождения детей в семье влияет на их психологические особенности.
Семейное консультирование и семейная терапия – это практически одно и то же.
Поведенческая терапия не считает важным выяснение условий повседневного общения.
Когнитивная семейная терапия стремится перестроить систему привычных представлений о семье и браке.
Правильные варианты ответов
№ вопроса | Правильный ответ | Условный балл |
1 | Неверно | 2 |
2 | Верно | 2 |
3 | Неверно | 2 |
4 | Неверно | 3 |
5 | Неверно | 1 |
6 | Верно | 1 |
7 | Неверно | 3 |
8 | Верно | 2 |
9 | Верно | 1 |
10 | Верно | 3 |
11 | Верно | 3 |
12 | Верно | 1 |
13 | Неверно | 3 |
14 | Неверно | 3 |
15 | Верно | 3 |
16 | Неверно | 1 |
17 | Неверно | 3 |
18 | Верно | 2 |
19 | Неверно | 2 |
20 | Неверно | 2 |
21 | Верно | 2 |
Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 1829 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Тест по курсу «Детская практическая психология»
Составитель: Гошева Е.Н.
1.С именем какого ученого связывают зарождение и развитие детской практической психологии в начале XX века?
2.Соотнесите цели работы психологической службы в образовании и авторов, выдвинувших их:
1) И.В. Дубровина а) обеспечение психопрофилактической работы с
2) В.Э. Пахальян; б) научное обеспечение воспитательного
3) М.Р. Битянова; в) психологическое здоровье детей;
4) Л.М. Фридман. г) создание социально-психологических условий
д) для успешного обучения и развития ребенка в ситуациях школьного взаимодействия.
3.Кто является автором общепризнанной в нашей стране периодизации психического развития ребенка?
4.Какие из перечисленных проективных рисуночных тестов используются в работе с детьми 3-4-х лет?
в) “Рисунок человека”
г) “Несуществующее животное”,
д) «Свободный рисунок».
5.Какие категории детей относятся к “группе риска”?
а) дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
в) агрессивные дети;
г) тревожные и застенчивые дети.
6.Основными блоками психокоррекционного комплекса являются:
Б) установления продуктивного контакта с клиентом;
д) оценки эффективности коррекционных воздействий.
7. Какие методы входят в группу арт-терапевтических?
8. Какая организационная модель работы психолога наиболее подходит для реализации в обычном дошкольном образовательном учреждении, не осуществляющем эксперимента или психолого-педагогического сопровождения детей:
9. Основными этическими принципами работы психолога являются:
10.К психологическим особенностям, провоцирующим агрессивное поведение детей, относят:
а) недостаточное интеллектуальное развитие,
б) недостаточное развитие коммуникативных навыков,
в) сниженный уровень произвольности,
г) неразвитость игровой деятельности,
д) сниженная самооценка.
11. Какие дети более всего ориентированны на оценку окружающих:
12. Для каких детей характерно парадоксальное отношение к похвале взрослого (радость и смущение):
13. Какие дети воспринимают сверстника как врага?
14. У каких детей наблюдается наибольшее расхождение между самооценкой и ожидаемой оценкой себя со стороны окружающих?
15. К особенностям детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности относятся:
а) снижение общего уровня интеллектуального развития.
б) трудности с формированием навыков чтения и письма,
16. Для коррекции какого типа неконструктивного поведения дошкольников наиболее эффективны игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками:
17. Какие игры считается наиболее универсальными средствами коррекции личностного развития и неконструктивного поведения детей:
18. К вариантам демонстративного детского поведения относят:
19. К формам протестного поведения детей относят:
20. Выберите характеристики конформного поведения детей:
а) беспрекословное следование инструкциям,
б) неуверенность в себе.
г) безынициативность, пассивность,
д) забывание поручений.
Процент правильных ответов:
51-60 – 3 (удовлетворительно);
50 и менее – 2 (неудовлетворительно)
Протестное поведение
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. И. Гете
Задачи: 1. Раскрыть понятие «поведение» и причины отклонений в поведении 2. Рассмотреть формы протестного поведения 3. Рассмотреть основные факторы преодоления недостатков личностного развития, поведения детей 4. Сформулировать общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми имеющими те или иные недостатки в поведении
ПОВЕДЕНИЕ – это способ проявления человека в повседневной жизни. Поведение определяется как совокупность поступков по отношению к объектам живой и неживой природы, к отдельному человеку или обществу, опосредованных внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью человека.
Причины отклонений в поведении разнообразны, однако все они могут быть классифицированы в 4 группы: В некоторых случаях нарушения поведения имеют первичную обусловленность, т.е. определяются индивидуальными особенностями в том числе и нейродинамических свойств ребёнка: Нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот. психомоторной расторможенностью. Эти и другие нейродинамические расстройства обнаруживают себя преимущественно в гипервозбудимом поведении с характерными для такого поведения эмоциональной неустойчивостью, легкостью перехода от повышенной активности к пассивности и, наоборот, от полного бездействия к неупорядоченной активности. Нередко плохое поведение возникает не потому, что ребёнок специально хотел нарушить дисциплину или его к этому что-то побуждало, а от безделья и скуки, в недостаточно насыщенной различными видами деятельности воспитательной среде.
В других случаях нарушения поведения являются следствием неадекватного (защитного) реагирования ребёнка на те или иные затруднения школьной жизни или на не удовлетворяющий ребёнка стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Поведение ребёнка при этом отличается нерешительностью, пассивностью или негативизмом, упрямством, агрессией. Кажется, что дети с таким поведением не желают вести себя хорошо, специально нарушают дисциплину. Однако это впечатление ошибочно. Ребёнок действительно не в состоянии справиться со своими переживаниями. Наличие отрицательных переживаний и аффектов неизбежно ведёт к срывам поведения, является поводом для возникновения конфликтов со сверстниками и взрослыми. Нарушения поведения также возможны из-за незнания правил поведения.
негативизм строптивость упрямство
такое поведение ребёнка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому, что его об этом просили; это реакция ребёнка не на содержание действия, а на само предложение, которое исходит от взрослых.
беспричинные слёзы дерзость или замкнутость грубость обидчивость отчужденность
В обоих случаях дети становятся неуправляемыми: ни угрозы, ни просьбы на них не действуют. Они стойко отказываются делать то, что ещё недавно выполняли беспрекословно. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе выполнять поручения, требования взрослых. При «активном» негативизме дети производят действия, противоположные требуемым, стремятся во что бы то ни стало настоять на своём.
Причина такого поведения нередко заключается в том, что у ребёнка накапливается эмоционально отрицательное отношение к требованиям взрослых, препятствующим удовлетворению детской потребности к самостоятельности.
Таким образом, негативизм – это часто результат неправильного воспитания, следствие протеста ребенка против насилия, совершаемого над ним.
Мотивом упрямства является то, что ребёнок связан своим первоначальным решением» (Л.С. Выготский) такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он этого потребовал…
это может быть следствие неразрешимого конфликта взрослых упрямство может быть обусловлено общей перевозбудимостью, когда ребёнок не может быть последовательным в восприятии чрезмерно большого количества советов и ограничений со стороны взрослых может быть причиной упрямства длительный эмоциональный конфликт, стресс, который не может быть разрешен ребёнком самостоятельно.
отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т.е. направлена не столько против конкретного руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребёнку образа жизни.
Преодоление недостатков личностного развития, поведения детей возможно при соблюдении 3 основных факторов: профилактическая работа, которая предполагает как можно более ранее выявление и коррекцию негативных явлений в поведении и личностном развитии детей; не поверхностное объяснение поступков, а глубокий педагогический анализ (выявление подлинных причин, дифференцированный подход к устранению); не использование отдельной изолированной методики, технологии, а изменение всей организации жизни ребёнка (т.е. изменение всей системы взаимоотношений между ребенком и его социальным окружением). НО! Эффективное построение такой системы возможно только в результате совместных усилий как самого ребёнка, так и родителей, воспитателей, учителей. В зависимости от выявленных трудностей в личностном развитии ребёнка выбирается тактика коррекционно-развивающей работы.
Акцентируйте внимание на поведении, а не на личности ребёнка. Т.е. реакция взрослого на неприемлемое поведение ребёнка должна демонстрировать, что «Ты хороший и можешь быть ещё лучше, а вот твоё поведение сейчас ужасно». Объясняя ребёнку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, избегайте слов «глупо», «неправильно», «плохо» и т.п. Субъективные оценочные слова только вызывают обиду у ребёнка, усиливают раздражение взрослых и в итоге уводят от решения проблемы. Разбирая поведение ребёнка, ограничьтесь обсуждением того, что произошло сейчас. Обращение к негативному прошлому или к бесперспективному будущему наводит и ребёнка и взрослого на мысль, что сегодняшнее происшествие – что-то неизбежное и неисправимое.
Снижать, а не усиливать напряжение ситуации. Надо избегать следующих типических ошибок: повышать голос, оставлять последнее слово за собой, оценивать характер ребёнка, использовать физическую силу втягивать в конфликт других людей, непричастных к нему, делать обобщения типа: «Ты всегда так поступаешь», сравнивать одного ребёнка с другим. Демонстрировать детям модели желательного поведения. На протяжении всей воспитательно-коррекционной работы необходимо поддерживать систематический контакт с родителями. Они должны быть информированы о динамике коррекционной работы, особенностях поведения ребёнка в школе, его достижениях, успехах и трудностях.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Номер материала: 113474052654
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.