к формам саморазвития по в г маралову относятся выберите один или несколько ответов
Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»
Саморазвитие личности в процессе становления позитивной «Я-концепции»
заместитель директора по НМР, учитель истории
«Я-концепция» включает в себя набор неких устойчивых характеристик, с помощью которых человек описывает себя самого и дает себе эмоциональную оценку.
Основу «Я-концепции», ее содержание составляют знания о себе, т. е. своеобразная картина собственной личности. Схематически процесс создания «Я-концепции» можно представить следующим образом:
Становление «Я-концепции» происходит в деятельности
Деятельность создает ситуацию
Любой уровень воли
Мотивация к деятельности
Стремление к самопониманию
Социальная адаптация, интериоризация, проектирование смысложизненной стратегии
Интериоризация, частичная социальная адаптация
Социальная адаптация, интериоризация, проектирование смысложизненной стратегии
На формирование «Я-концепции» личности влияние оказывают очень многие факторы. К важнейшим из них относятся способность человека к самопознанию и самооцениванию (внутренний фактор), реальные достижения и оценки личности окружающими (внешние факторы).
Формы саморазвития: самоактуализация, самосовершенствование, самоутверждение. [4]
По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация — это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию — реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями. [2] Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Самый важный результат — ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что ты все сделал правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признали в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность. А ради этого, конечно, стоит жить, творить, самосовершенствоваться и самоактуализироваться.
Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самосовершенствование — это сознательное управление процессом собственного развития.
Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности, способствует усилению в себе собственной личности, черты характера, способы поведения и деятельности.
Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.
Важнейшими компонентами саморазвития выступают самопринятие и самопрогнозирование. Самопринятие, основывается на признании в себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции, и определяет своеобразие прогнозирования себя в будущем. В науке давно известен и доказан факт: чем в большей мере человек способен принимать себя, свои качества (даже те, которые вызывают негативные эмоции), тем в большей мере он является гармоничной личностью и в большей степени способен к поступательному саморазвитию. [4]
Самопринятие тесно связано с личностной идентичностью, включает признание в себе отрицательного и положительного, сильного и слабого и выражает меру близости к себе на основе самотождественности. Самопринятие возникает на основе знаний о себе, детального анализа своих сильных и слабых качеств, их оценки и позитивного эмоционального отношения даже к тем свойствам, которые человек относит к слабым качествам. В случае непринятия себя или принятия частично возникает стремление бороться с собой, перестраивать себя, что далеко не всем удается. Истинное самопринятие не означает борьбу с собой, но оно и не означает, что человек не ставит целей быть другим.
Самопрогнозирование дает возможность осуществлять выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития.
Процесс саморазвития сопряжен и с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются личностью как барьеры саморазвития. Таких барьеров много[1]:
· отсутствие ответственности за собственную жизнь;
· неразвитость способности к самопознанию;
· влияние сложившихся стереотипов и установок;
· несформированность механизмов саморазвития;
· чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.
Целенаправленно саморазвитием и самопознанием может заниматься только социально зрелая личность, четко знающая, что ей нужно в жизни.
Одной из фундаментальных способностей человека является способность к самопрогнозированию. Прогнозирование всегда носит вероятностный характер.
С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов:
· ситуативные (например, каждый из нас прогнозирует свои действия на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации);
· перспективные — прогнозируем свои достижения, результаты деятельности по истечении, например, года;
· жизненно-целевые — определяем и создаем далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации.
В то же время самопрогнозирование опирается на результаты самопознания, в том числе на конечный результат — самопринятие. Итоговый результат по стратегиям саморазвития личности будет определяться именно своеобразием сочетания самопринятия и самопрогнозирования.
В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов:
· быть лучше, чем другие;
Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний — самоотрицание.
На основе чувства идентичности и самопринятия возникает самоуважение, в котором выражается степень симпатии личности к себе. Самоуважение — это целостное положительное отношение к себе как к ценности, в нем интегрируются многочисленные самооценки. Понятно, что в каких-то сферах человек оценивает себя высоко, в каких-то не очень, однако в целом он себя принимает, позитивно к себе относится, гордится собой и своими достижениями. Важно, чтобы это самоуважение было реалистичным. В случае низкого самоуважения человек перестает любить себя, испытывает внутриличностные конфликты, в случае сверхвысокого — центрируется только на себе, любуется собой, пренебрежительно относится к другим, проявляет самоуверенность, самодовольство, эгоцентризм. Необходимо отметить, что самоуважение формируется не только на основе положительной установки на себя и интеграции частных самооценок, но и на сопоставлении своих притязаний и реальных достижений. [3]
Наконец, благоприятное сочетание идентичности, самопринятия, самоуважения рождают чувство собственной компетентности, которое обусловлено знанием себя, своих возможностей, верой в осмысленность и ценность собственной жизни, уверенностью в том, что человек способен самостоятельно строить свою жизнь, определять свои выборы и свою судьбу (а она есть у каждого).
Самосовершенствование — это, пожалуй, наиболее адекватная форма саморазвития. Оно означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование — это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. [2]
Самосовершенствование может идти разными путями:
· в одном случае — приобретение социально значимых свойств и качеств;
· в другом — овладение негативными способами жизни и деятельности.
Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития — самоактуализации.
К результатам самосовершенствования относятся прежде всегo:
· удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями;
· удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.
Единицей, «кирпичиком» саморазвития является акт самопостроения личности. Самопостроение — это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через акты самопостроения в конкретной ситуации. Процесс этот довольно сложен, в самом общем плане суть его состоит в следующем. Человек способен за счет механизмов самопрогнозирования строить Модель реального Я, т. е. проецировать себя в близкое будущее, ограниченное конкретной ситуацией. Эта Модель Я воплощается в реальное Я. [2]
В итоге человек выбирает стратегию самопостроения:
· воссоздает себя в прежнем качестве
· либо воссоздает себя в качестве новом.
И то и другое, накапливаясь, трансформируясь, воспроизводит личность уже на новом уровне.
Самопознание — это совокупность и последовательность действий, в результате чего достигается цель, т. е. знание о себе, образ Я, Я-концепция. (Процесс (лат. processus) — продвижение.) Своеобразие самопознания как процесса схематически (рис. 1) может быть представлено следующим образом [2]:
Рис. 1. Процесс самопознания
Самопознание как процесс — это обнаружение в себе каких-либо качеств, личностных и поведенческих характеристик, фиксация их, всесторонний анализ, оценка и принятие.
Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими, поведенческих характеристик, осуществляемый как во внешнем, так и во внутреннем мире.
Самопознание выступает структурным компонентом самосознания. Самопознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или сознанию) образа Я (Я-концепции). Образ Я через внешнюю и внутреннюю деятельность человека вносит коррективы в структуру Я как субъекта, выполняя функции саморегулирования и самоконтроля.
Результатом самопознания является система знаний о себе, объединенная в доступную для осознания Я-концепцию, и система самоотношения: личностная идентичность, самопринятие, самоуважение, чувство собственной компетенции.
В качестве механизмов самопознания выступает взаимодействие идентификации и рефлексии. Идентификация дает возможность уподобиться другому человеку или самому себе, а рефлексия — отстраниться, занять самые различные позиции, что позволяет осуществлять глубокий и полноценный самоанализ.
Подросток сенситивен к своему духовному миру, поэтому он начинает интенсивно продвигаться в развитии всех звеньев самосознания. [1]
Но все эти Я суть части нашей целостности, и в то же время каждое из них может занимать роль как познающего (субъекта), так и познаваемого (объекта).
Есть Я как субъект и Я как объект. Характеризует меру взаимодействия между ними. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе, с одной стороны, и саморегулирование и самоконтроль, с другой. Схематически структуру самосознания можно изобразить следующим:
1 — эмоционально-ценностное отношение;
Самосознание — это деятельность Я как субъекта по познанию (или созданию) образа Я (Я-концепции), в свою очередь, образ Я, включаясь в структуру Я как субъекта, выполняет саморегулирующую функцию. Самопознание и эмоционально-ценностное отношение к себе могут выступать как независимые процессы, однако могут и интегрироваться в единую деятельность самооценивания, в результате чего и рождается представление о себе, образ Я, Я-концепция. Это, в свою очередь, выступает в качестве условия для развертывания деятельности саморегулирования и самоконтроля.
Самосознание будет выглядеть следующим образом:
На уровне биологического индивида (организма) самосознание дает возможность выделить свое физическое Я из окружающего мира, выстроить образ своего тела.
На уровне социального индивида самосознание характеризует: принятие точки зрения другого на себя (что обо мне думают и говорят другие), идентификацию с родителями, усвоение стандартов выполнения действий, формирование самооценок, формирование половой, позже профессиональной идентичности, становление самоконтроля.
На уровне личности самосознание характеризуется выявлением своей социальной ценности и смысла существования, формированием и изменением представлений о своем будущем, прошлом и настоящем.
Самосознание работает по принципу постоянного взаимодействия («Диалога») разных аспектов Я, где активно задействованы механизмы самопознания, эмоционально-ценностного отношения, с одной стороны, и саморегулирования и самоконтроля, с другой.
1. Малкина – Пых подросткового возраста. – М.2004
Тест ведение в педагогическую деятельность.. Тесты Введение в педагогическую деятельность. Тесты Введение в педагогическую деятельность
1. Соотнесите аспекты рассмотрения структуры педагогической деятельности с их компонентами:
Проектирование учебно-материальной базы педагогического процесса
Конструктивно-материальная
Планирование учителем своих действий и действий учащихся
Конструктивно-оперативная
Отбор и композиция учебного материала, планирование и построение педагогического процесса
Конструктивно-содержательная
2.Назовите компоненты педагогической деятельности, выделенные А.И. Щербаковым:
Выберите один или несколько ответов:
Ориентационный
Развивающий
Информационный
3.Назовите уровни педагогической деятельности :
Выберите один или несколько ответов:
Адаптивный
Креативный
Репродуктивный
4.Определите компонент педагогической деятельности по следующей характеристике: «Включает в себя действия учителя по исследованию объекта, процесса и результата собственного труда; по формулированию педагогических целей; по изучению возрастных и индивидуальных особенностей детей»:
Выберите один ответ:
Гностический
5.Определите компонент педагогической деятельности по следующей характеристике: «Проявляется в деятельности учителя по актуализации опыта учащихся»:
Выберите один ответ:
Мобилизационный
6.Определите уровень педагогической деятельности по следующей характеристике: «Нестандартные, необычные действия педагога, которых нет в известном опыте; принципиально новые варианты решения профессиональных задач»:
Выберите один ответ:
Творческий
7.Определите характеристику педагогической деятельности по следующему высказыванию: «Результат огромного напряжения сил, терпения, выдержки, работоспособности учителя, умения преодолевать временные трудности, стремления к самосовершенствованию»:
Выберите один ответ:
Педагогическое мастерство
8.Развитие обучающегося, его личностное, интеллектуальное совершенствование, становление как субъекта учебной деятельности – это:
Выберите один ответ:
Результат педагогической деятельности
9.Системообразующей характеристикой деятельности, в том числе и педагогической, является:
Выберите один ответ:
Цель
10.Содержанием педагогической профессиональной деятельности является:
Выберите один ответ:Развитие, обучение, воспитание и образование обучающихся
11.Сочетание педагогических приёмов воздействия и методов взаимодействия, характеризующих в совокупности индивидуальную стратегию и тактику педагога, – это:
Выберите один ответ:
Стиль педагогической деятельности
12.Назовите типичные ролевые педагогические позиции, выделенные Л. Б. Ительсон:
Выберите один или несколько ответов:
Диктатор
Вдохновитель
Информатор
13.Определите ролевую педагогическую позицию по следующей характеристике: «Сообщает требования, нормы и правила поведения, различные воззрения»:
Выберите один ответ:
Информатор
14.Определите вид педагогической деятельности по следующей характеристике: «Планирование возможно лишь в самых общих чертах: отношение к обществу, к труду, к людям, к науке (учению), к природе, к вещам, предметам и явлениям окружающего мира, к самому себе»:
Выберите один ответ:
Воспитательная работа
15.Основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются:
Выберите один или несколько ответов:
Воспитательная работа
Преподавание
16.Система интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, которые являются источником его активности, – это:
Выберите один ответ:
Профессиональная позиция педагога
17.Успешность учения во многом зависит:
Выберите один или несколько ответов:
От сформированности у школьников познавательного интереса
От отношения учащихся к учебной деятельности
От воспитательной работы, осуществляемой учителями
18.Определите функцию педагогической деятельности по следующей характеристике: «Выражается в умении учителя определять направление воспитательной деятельности, её конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать её результаты»:
Выберите один ответ:
Ориентационно-прогностическая функция
19.Определите функцию педагогической деятельности по следующей характеристике: «Предусматривает изучение содержания и способов воздействия на других людей, их возрастных и индивидуально-психологических особенностей; особенностей процесса ирезультатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков»:
Выберите один ответ:
гностическая функция
20.Определите функцию педагогической деятельности по следующей характеристике: «Учитель выступает не только как организатор учебно- воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации»:
Выберите один ответ:
информационно-объяснительная функция
21.Определите функцию педагогической деятельности по следующей характеристике: «Реализуется через отбор и структурирование информации в процессе сообщения её учащимся, организацию различных видов их деятельности; организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися»:
Выберите один ответ:
организаторская функция
22.Помогает учителю поддерживать обратную связь в своей работе, вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс, вести поиски путей его совершенствования:
Выберите один ответ:
аналитико-оценочная деятельность
23.Сущность какой функции педагогической деятельности иллюстрирует следующая мысль: «Ничто так отрицательно не сказывается на воспитании, как сухость, чёрствость и казённый тон учителя в отношениях с учащимися»:
Выберите один ответ:
коммуникативно-стимулирующая функция
24.Соотнесите составляющие профессиональной педагогической компетентности с их содержанием:
Умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания
интеллектуально-педагогическая компетентность
Объём информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах
информационная компетентность
Профессиональное качество, включающее речевые умения, навыки взаимодействия с окружающими людьми
коммуникативная компетентность
Умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции
рефлексивная компетентность
25.Владение определённым кругом знаний, способами действий и положительным (личностным) отношением к этой деятельности – это:
Выберите один ответ:
компетенция
26.Интегральное качество личности, характеризующее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальныхжизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, ценностей и наклонностей, – это:
Выберите один ответ:
компетентность
27.Компетенции широкого спектра использования, обладающие определённой универсальностью, общие для всех профессий и специальностей, – это:
Выберите один ответ: ключевые компетенции
28.Назовите основные признаки компетентностного подхода в образовании: Выберите один или несколько ответов:
способствует оказанию помощи людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях
результат образования во многом зависит от личностных особенностей, заинтересованности и способности ученика
предполагает чёткую ориентацию на будущее
29.Назовите сущностные характеристики профессиональной компетентности педагога:
Выберите один или несколько ответов:
интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста
стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию
профессиональные знания, умения, опыт, социально-нравственная позиция личности
30.Понятия «компетентность» и «компетенция» имеют:
Выберите один ответ:
общие признаки и специфику
31.Достижению высоких результатов в педагогической деятельности, по Кузьминой Н.В., способствует следующий тип педагогической направленности:
Выберите один ответ:
истинно педагогическая
32.Интерес и любовь к педагогической профессии, осознание трудностей в учительской работе, потребность в педагогической деятельности, стремление овладеть основами педагогического мастерства отражает сущность:
Выберите один ответ:
профессиональной педагогической направленности
33.Назовите структурные компоненты педагогической направленности учителя:
Выберите один или несколько ответов:
направленность на ребёнка
направленность на содержание учебного предмета
направленность на себя
34.Определите разновидность мотива по следующей характеристике: «Доминирование у педагога данного мотива приводит к предъявлению учащимся большого количества требований по усвоению учебного материала и дисциплинарного характера»:
Выберите один ответ:
мотив долженствования
35.Определите тип личностной направленности по следующейхарактеристике: «Для себя самого человек не представляет никакой ценности, а его отношение к обществу можно охарактеризовать как терпимое»:
Выберите один ответ:
депрессивная направленность
36.Структуру направленности составляют следующие группы мотивов:
Выберите один или несколько ответов:
личные
деловые
гуманистические
37.В качестве средств педагогического общения выступают:
Выберите один или несколько ответов:
мимика педагога
лучеиспускание
речь учителя
38.Включая школьников в деятельность, педагог не предлагает им цель, а совместно с ними её определяет, стремится к тому, чтобы цель деятельности была понятна и внутренне принята детьми – это:
Выберите один ответ:
интерактивная функция педагогического общения
39.Индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся – это:
Выберите один ответ:
стиль общения
40.К основным функциям общения относятся:
Выберите один или несколько ответов:
перцептивная
коммуникативная
интерактивная
41.Определите функцию педагогического общения по следующей характеристике: «Умение понять психические особенности учеников, почувствовать их состояние, настроение, изучить ценностные ориентации, разобраться в представлениях воспитанников о самих себе»:
Выберите один ответ:
перцептивная
42.Педагогическое общение представляет собой особый вид профессионального общения и всегда является:
Выберите один или несколько ответов:
обучающим
развивающим
воспитывающим
43.Содержанием профессионально-педагогического общения, по В.А. Кан-Калику и Н.Д. Никандрову, является:
Выберите один или несколько ответов:
обмен информацией
познание личности
оказание воспитательного воздействия
44.Вставьте пропущенные слова: «В структуре профессиональной самооценки выделяют ……, связанную с уровнем достигнутого, с отражением удовлетворения или неудовлетворения полученного итога»:
Выберите один ответ:
самооценку результата
45.Какое слово, по Вашему мнению, здесь пропущено: «Только учитель …….. способен активно влиять на личностное и интеллектуальное развитие школьников»?
Выберите один ответ:
с позитивной Я-концепцией
47.Низкая самооценка результата в сочетании с высокой самооценкой потенциала профессиональных возможностей является фактором:
Выберите один ответ:
профессионального саморазвития
48.Определите структурную составляющую Я-концепции по следующей характеристике: «Отношение индивида к себе, которое проявляется как одобрение или неодобрение, определяет убеждённость индивида в своей значимости»:
Выберите один ответ:
самооценка (эмоционально-оценочная составляющая)
49.Соотнесите способы самопознания с их сущностной характеристикой:
Обнаружение и фиксация в себе определённых качеств, свойств, поведенческой характеристики
самонаблюдение
Соотнесение себя, своих возможностей с тем, чего требует профессия учителя
рефлексия
Процесс размышления о себе, установление причинно-следственных связей
педагогический анализ
50.Соотнесите сферы самопознания с их содержанием:
Какими знаниями, умениями, навыками, способностями обладает человек, как он их использует и развивает
сфера деятельности
Какими качествами личности и свойствами характера обладает человек
личностно-характерологические особенности
Анализ и оценка своих способностей в разных сферах жизнедеятельности
сфера способностей и возможностей
Самоанализ внешнего вида, походки, манеры держать себя и разговаривать
сфера внешнего облика, особенностей темперамента
51.Соотнесите сферы самопознания с их содержанием:
Осознание функционирования психических процессов: восприятия, памяти, мышления, воображения; свойств и качеств своего ума
познавательная сфера
Познание своих доминирующих чувств, способов реагирования в стрессовых ситуациях, оценка умений проявить целеустремлённость, самостоятельность
эмоционально-волевая сфера
Анализ стратегий и тактики собственного поведения, возникающих конфликтов и возможностей их предупреждения
сфера отношений с социальным окружением
Самопознание собственных побуждений, интересов, мотивов, которые определяютповедение
мотивационно-ценностная сфера
52.В качестве результатов самопознания выступают:
Выберите один или несколько ответов:
знания о себе
эмоционально-ценностные отношения
53.Закончите предложение: «Результаты самопознания обширны и многосторонни и представляют собой…»
Выберите один ответ:
сплав знаний и эмоционально-ценностного отношения к себе
54.В качестве основных механизмов саморазвития учителя В.Г. Маралов выделяет:
Выберите один или несколько ответов:
самопринятие
самопрогнозирование
55.В процессе своего профессионального саморазвития и самостановления учитель проходит следующие стадии:
Выберите один или несколько ответов:
профессионализации
профессиональной адаптации
профессионального мастерства
56.Важнейшим источником саморазвития учителя является:
Выберите один или несколько ответов:
положительное самоотношение
рефлексивная культура
57.К формам саморазвития, по В.Г. Маралову, относятся:
Выберите один или несколько ответов:
самоактуализация
самоутверждение
самосовершенствование
58.Определите структурный компонент профессионального саморазвития по следующей характеристике: «Направленность личности на профессиональное самопознание, которое способствует профессиональному росту, развитию личности как субъекта педагогической деятельности, её продвижение на пути к профессиональному мастерству»:
Выберите один ответ:
мотивационный
59.Определите стадию профессионального саморазвития по следующей характеристике: «Разрешение противоречия между Я-действующим и Я-отражённым в профессии возможно в процессе продвижения по квалификационным ступеням профессии и выработки индивидуального стиля деятельности»:
Выберите один ответ:
стадия профессионализации
60.Определите форму саморазвития по следующей характеристике: «Позволяет выявить в себе определённый потенциал и использовать его в жизни»: