к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Егэ-2008 федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент)

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В ответе могут быть приведены примеры, раскрывающие различные проявления отношений:

неформальные отношения в семье (забота о младшем брате, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке и др.);

формальные отношения в школе (отношения в классном коллективе с организаторами – старостой, членами совета школы; деловые отношения с учителями и др.);

неформальные, приятельские отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия любимым делом и др.).

Могут быть приведены другие примеры.

Виды отношений не указаны, приведён один пример, свидетельствующий о понимании проблемы,

ИЛИ ответ неправильный

Отечественный ученый-психолог Б. Г. Ананьев и его последователи утверждали, что личностью является каждый человек, не подвергшийся искусственной изоляции в первые месяцы жизни (как ребенок-Маугли). Разделяете ли Вы данную точку зрения? Приведите три аргумента в обоснование своего мнения.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

В случае согласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

понятие «личность» подразумевает те качества, которые формируются у каждого человека в процессе его вхождения в структуру социальных отношений (поэтому личностью не могут быть дети-Маугли);

на формирование личностных качеств влияет общение с окружающими, в которое в той или иной степени вступают все люди;

под влиянием социальной среды и конкретных социальных ситуаций каждый человек осваивает ту или иную социальную роль, которая, в частности, характеризует его как личность.

В случае несогласия с приведенным мнением в ответе могут быть приведены аргументы, например:

чтобы «являться личностью», недостаточно просто находиться среди людей, надо еще и занимать активную жизненную позицию;

проявлять себя как личность – значит, выразить себя в каком-то социально значимом деле (например, как выражают себя люди-инвалиды, включаясь в индивидуальную трудовую деятельность);

деградирующие индивиды (в том числе алкоголики, наркоманы), ведущие образ жизни, который трудно назвать человеческим, разрушают свое сознание и свою личность.

Могут быть приведены другие аргументы в защиту как одного, так и другого мнения.

Собственное мнение выражено и подтверждено тремя аргументами

Собственное мнение выражено и подтверждено двумя аргументами,

ИЛИ мнение не сформулировано, но ясно из контекста, приведены три аргумента

Собственное мнение выражено и подтверждено одним аргументом,

ИЛИ мнение не сформулировано, но ясно из контекста, приведены два аргумента

Собственное мнение выражено, но аргументы не приведены,

ИЛИ мнение не сформулировано, но ясно из контекста, приведен один аргумент,

ИЛИ ответ неправильный

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

смысл понятия, например:

«Свобода – это возможность действовать на основе собственного выбора, осознавая ответственность за него»;

два предложения с информацией о свободе человека, опирающиеся на знания курса, например:

«Свобода для человека – это возможность выбора между добром и злом».

«В понятие «свобода человека» вкладывается как узкий, так и широкий смысл: это и конкретные свободы, записанные в Конституции, и принципиальная возможность всегда поступать на основе своего собственного выбора».

Раскрыт смысл понятия, и составлены два предложения

Раскрыт смысл понятия, и составлено одно предложение,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, но представлен в двух составленных предложениях, свидетельствующих о том, что выпускник знает обществоведческое содержание данного понятия

Раскрыт смысл понятия, предложения не составлены,

ИЛИ предложения составлены без привлечения обществоведческих знаний,

ИЛИ смысл понятия в явном виде не раскрыт, составлено одно предложение,

ИЛИ ответ неправильный

В ходе ЕГЭ по содержательной линии «Человек» проверяются, как правило, следующие элементы: «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции», «Потребности и способности человека», «Деятельность человека, ее основные виды», «Личность, ее социализация и воспитание», «Самопознание», «Поведение», «Свобода и ответственность личности». Философский характер ряда вопросов, класификационное многообразие объектов, включаемых в рассматриваемое содержание объективно обуславливают определенную сложность при изучении данного раздела и подготовке к экзамену. Обратимся к отдельным темам и рассмотрим наиболее проблемные аспекты выполнения заданий ЕГЭ.

При видимой легкости содержательного элемента «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции» отдельные задания из группы несложных (так называемых «заданий базового уровня») выполняют на экзамене не более 60% выпускников. Особо ярко это проявляется в ситуации сравнения. Так, в отдельных случаях затруднения вызывают задания, требующие выделить общие черты человека и животного. Лишь немногим более 50% испытуемых распознают в качестве общей черты то, что и человек, и животное способны использовать природные предметы (предметы, данные природой). Примерно 40% выпускников ошибочно считают правильным вариант ответа «осознавать собственные потребности», и тем самым наделяют всех животных сознанием. Показательно, что с подобными заданиями не справляются около 20% испытуемых из числа получивших «5» по итогам экзамена и около 50% из числа получивших «4».

Затруднения в заданиях на знание потребностей человека, их видов зачастую связаны с требованием распознать те или иные группы потребностей либо их проявления (примеры). Возможно, это отчасти связано с существованием различных классификаций (названий групп потребностей) и отсутствием сведений о них в ряде действующих учебников.

Более сложным для освоения оказалось содержание темы «Деятельность человека, ее основные виды». Данные ЕГЭ свидетельствуют о том, что на теоретическом уровне признаки деятельности человека в целом выпускниками осваиваются, но умения применять полученные знания о деятельности человека, ее основных видах развиты в достаточной степени лишь у хорошо подготовленных выпускников.

Зачастую затруднения вызываются заданиями, проверяющими знание элементов структуры деятельности (объект и субъект; мотив, цель, средства, действие, результат) и их распознавание на конкретных примерах. Ниже приведено одно из заданий, объектом проверки которых является распознавание элементов структуры деятельности человека.

Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники.

Субъектом этой деятельности выступает

Применительно к данной дидактической единице типичные затруднения демонстрируют задания на отдельные виды деятельности. Так, одно из заданий, вызвавших затруднение у значительной части выпускников, сдававших экзамен, касалось игры как вида человеческой деятельности. Отличительный признак игры указали лишь 49% испытуемых, в том числе 76% испытуемых из числа получивших «5», 44% из числа получивших «4» и только 19% из числа получивших «3».

Затруднения у значительной части экзаменуемых вызывают задания на распознавание отдельных видов деятельности применительно к той или иной классификации: трудовой (в триаде труд – учение – игра), материально-производственной и социально-преобразующей как видов практической деятельности, духовно-теоретической и духовно-практической деятельности. Здесь еще более, чем в результатах выполнения заданий на знание потребностей человека, очевидны пробелы в умении классифицировать социальную информацию – в данном случае требуемую заданиями информацию о видах деятельности человека. Подчеркнем: при работе над содержательной линией «Человек» вопрос классификации, оснований для выделения тех или иных групп социальных объектов очень важен и при подготовке к экзамену нуждается в отдельной проработке с привлечением различных источников.

Обратимся к еще одной дидактической единице: «Личность, ее социализация и воспитание». Задания, построенные на этом содержании, исключительно многообразны, представлены в банке ЕГЭ и в виде заданий с выбором ответа, и в виде различных моделей заданий с краткими и развернутыми ответами. Среди заданий на это содержание много задач, требующих применения теоретических знаний по теме в конкретной познавательной или практической ситуации. Обратимся к примерам и рассмотрим в сравнительном контексте выполнение двух заданий ЕГЭ 2006 года: задания с выбором ответа на воспроизведение теоретического учебного материала и задания-задачи на применение теоретических знаний курса в развернутом свободно конструируемом ответе.

Все формы воздействия общества на людей, в результате которого они приобретают жизненный опыт, – это

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих отношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Это задание-задача при условии полного правильного выполнения может принести экзаменуемому три балла. Критерии оценивания ответа по этому заданию приведены выше, в материалах раздела. В ходе экзамена это задание было предложено 2571 выпускнику и не принесло ни одного балла 17% из них, только один балл – 29%, два балла – 21% и максимально возможные три балла всего 8% выпускников. 24% участников экзамена из получивших вариант с этим заданием его пропустили.

Сравнение результатов выполнения двух приведенных выше заданий показательно: 36% невыполнивших в первом случае и 41% во втором. Данные близкие (в пределах 5% на статистическую погрешность). В то же время степень усвоения проверяемого содержания различна, о чем свидетельствует лишь частично правильное и полное выполнение второго задания подавляющим количеством экзаменуемых. И только по полному и правильному ответу удается определить наиболее подготовленных выпускников. В данном случае их 8%.

Среди представленных выше материалов открытого сегмента федерального банка заданий отдельную группу составляют высказывания – темы для эссе. Применительно к рассматриваемой содержательной линии эти темы относятся как к философскому, так и к социально-психологическому компоненту курса, в категориях которых следует раскрывать поднятую в высказываниях проблему. Примечательно, что выпускники зачастую демонстрируют более высокие результаты по заданиям, требующим написания эссе, применительно к социальной психологии, несколько ниже – применительно к философскому знанию. В целом процент выполнения этих заданий по рассматриваемому разделу на максимальный балл колеблется от 4% до 22%. Лучше других элементов содержания на уровне требований к написанию эссе усвоена позиция «Личность, ее социализация и воспитание». Несколько менее – «Потребности и способности человека», «Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции».

Задания к разделу «П ознание»

Верны ли следующие суждения о познании?

В структуру познания входят цель, средства, результат.

Познание требует наличия объекта и субъекта познания.

Источник

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми?

К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми.

Раскройте различные проявления этих отношений с помощью ТРЁХ примеров из жизни вашего ровесника.

В каждом случае сначала укажите ВИД отношений, а затем приведите ПРИМЕР.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Приведите примеры правовых отношений из вашего опыта и из жизни вашей семьи?

Приведите примеры правовых отношений из вашего опыта и из жизни вашей семьи.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Приведите примеры положительной и отрицательной деятельности человека по отношению к природе?

Приведите примеры положительной и отрицательной деятельности человека по отношению к природе.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Подскажите пожалуйста примеры отношений с хорошо знакомыми людьми и примеры с мало знакомыми людьми?

Подскажите пожалуйста примеры отношений с хорошо знакомыми людьми и примеры с мало знакомыми людьми!

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Приведите три примера проявления человека как личности?

Приведите три примера проявления человека как личности.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Приведите три примера проявления человека как личности?

Приведите три примера проявления человека как личности.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

1. что такое межличностные отношения?

1. что такое межличностные отношения?

2. как осуществляется связь между человеком и окружающими его людьми?

3. как характеризуются межличностные отношения?

4. как возникают чувства симпатии и антипатии между людьми?

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Приведите 3 примера общественных отношений?

Приведите 3 примера общественных отношений.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Примеры межличностных отношений из жизни?

Примеры межличностных отношений из жизни.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Приведи 3 примера межличностных отношений?

Приведи 3 примера межличностных отношений.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни деятельности люд?

Понятие «общественные отношения» подразумевает систему связей, возникающих между индивидами и социальными группами в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни деятельности людей.

Конкретизируйте это теоретическое утверждение с помощью трех примеров проявления общественных отношений.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

1) верно только А, потому что человек не обязан участвовать в выборах.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Если ты ещё не взрослый, это не повод отлынивать от работы.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Источник

Ответ:

Наличие сознания; способность к абстрактному мышлению; словесная речь; способность к деятельности; умение изготавливать орудия труда с помощью ранее сделанных средств и др.

Личность

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «личность»? 2 предложения.

Ответ:

Личность – это человеческий индивид как субъект общественных отношений и сознательной деятельности; личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества. Личность – это человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующих природу, общество и самого себя. Личностью является человек, который проявляет активную жизненную позицию, несет ответственность за свой выбор, свою деятельность.

C6. Понятие «личность» подразумевает прежде всего те качества, которые сформировались у человека в процессе жизни под влиянием общения с окружающими. Конкретизируйте это «книжное» утверждение с помощью трех примеров влияния социального окружения на человека. (В каждом из трех случаев назовите качество и укажите, под влиянием чего оно сформировалось).

Ответ:

Ответ должен содержать примеры влияния социального окружения на человека, способствующего формированию личностных качеств, например:

1) овладение речью под влиянием общения в семье;

2) складывание системы ценностей человека под влиянием межличностных отношений и совместной деятельности;

3) усвоение традиций социальной общности под влиянием участия в национальных праздниках.

С 6. К характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми. Раскройте различные проявления этих от­ношений с помощью трех примеров из жизни вашего ровесника. В каждом случае сначала укажите вид отношений, а затем приведите пример.

Ответ:

1) неформальные отношения в семье (забота о младшем бра­те, помощь родителям, проявление уважения и внимания к бабушке и др.);

3) неформальные, приятельские отношения со сверстниками (отношения с приятелями во дворе, совместные занятия лю­бимым делом и др.). Могут быть приведены другие примеры.

С7. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека» (сформулируйте три суждения).

Ответ:

1) определение человека как существа культурного (общест­венного, социального), а не только биологического;

2) объяснение различий в понятиях «индивид», «индивиду­альность», «личность»;

3) указание на роль социализации (воспитания, обучения, об­щения с другими людьми) в развитии личности;

4) суждение о том, что речь (сознание, мышление) человека мо­жет развиться только в общении с другими людьми (только в обществе).

С 6. Раскройте на примерах зависимость развития личности от её воспитания. Укажите любые три проявления этой зависимости и каждое проиллюстрируйте примерами.

Ответ:

1) Развитие личности зависит от воспитания в семье.

Родители водили ребенка с раннего детства на музыкальные концерты. Впоследствии сын выбрал профессию музыканта.

2) Развитие личности зависит от полученного образования.

Девочка посещала школу с углубленным изучением иностранных языков. К окончанию школы она знала три языка.

3) Развитие личности зависит от её окружения в повседневной жизни.

Друзья часто приглашали молодого человека в интернет –клуб, где юноша увлекся компьютерными играми.

С 6. Раскройте на трех примерах социальную сущность человека.

Ответ:

C6 Приведите три конкретных примера, иллюстрирующих ситуации, в которых человек в своих действиях руководствуется в большей степени не разумом (благоразумием), а моральным выбором.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

ОТВЕТ:

1) Гражданин случайно стал очевидцем пожара в доме, квартире, в котором осталась кошка или собака, и, рискуя своей жизнью, бросается в огонь, чтобы спасти животное;

2) Благоразумие может подсказывать человеку, что не стоит вступаться за девушку, к которой пристали на улице хулиганы, но он вступается и защищает, несмотря на опасность;

3) Человек едет в аэропорт или опаздывает на деловые переговоры, но видит попавшего в беду человека, произошла авария, надо доставить пострадавшего в больницу, и человек забывает о своих делах, спасая человека.

С 6. Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в политической сфере в демократическом обществе.

1) воздействие государства на личность:

– принятие законов, определяющих права и свободы личности;

– наличие государственных учебных заведений, реализующих государственные образовательные программы;

– деятельность государственных СМИ;

2) воздействие личности на государство:

– выдвижение политических требований, деятельность политических лидеров.

СПОСОБНОСТИ

С 7. Известный психолог, читая студентам лекцию о способностях человека, сказал, что способности не могут возникнуть в отрыве от конкретной деятельности. Объясните этот тезис психолога. Предположите, отрицает ли данный тезис роль природных задатков в развитии способностей человека. Как современные ученые решают вопрос о роли природных и социальных фактов в развитии способностей человека?

Ответ:

1)объяснение мысли психолога: способности, обуславливают успешность человека в определенном виде деятельности, т.е. проявиться и развиться они могут только в деятельности.

Может быть приведено иное объяснение мысли психолога

2)предположения, например: данный тезис не отрицает роль природных задатков в развитии способностей человека, но акцентирует внимание на социальных факторах развития способностей.

Может быть высказано иное предложение.

3)ответ на вопрос, например: современные ученее полагают, что природные и социальные факторы взаимосвязаны – природные задатки являются основной развития способностей, но определяющими являются все же социальные факторы.

6. Французский философ Дени Дидро писал, что знание того, как изменить мир к лучшему, характеризует человека гениального. Приведите три примера проявления человеческой гениальности, изменившей мир к лучшему.

1) Ученый Н.Винер заложил основы новой науки – кибернетики, открыв человечеству путь к микропроцессорной революции, массовому распространению компьютеров, без которых немыслима жизнь современного человечества.

2) А. Эйнштейн открыв теорию относительности, способствовал формированию новой научной картины мира;

3) Ученые-генетики своими исследованиями и открытиями обеспечили людям более уверенное будущее, продовольственную безопасность, возможность излечения многих болезней.

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 1769; Нарушение авторского права страницы

Источник

Человек, индивид, личность

к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Смотреть картинку к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Картинка про к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте. Фото к характеристикам личности ученые относят отношения человека с окружающими людьми раскройте

Человек как биологический вид

С точки зрения обществознания человек — это представитель вида Homo Sapiens, который наделен прямохождением, самосознанием, речью, способностью приобретать социальные навыки, иметь не только биологические, но и духовные потребности.

С одной стороны люди, как и животные, обладают инстинктами, но с другой — разительно отличаются от остальных представителей животного мира. В самом определении понятия «человек» обществознание закладывает информацию о биологической и социальной сущности Homo Sapiens. Социальный компонент как раз и является главным отличием человека от животных.

Животное

Человек

1) Все действия обусловлены в основном инстинктами, влияние которых непреодолимо.

1) Наряду с инстинктами деятельность регулируется с помощью мышления, самосознания. Есть способность преодолевать свои инстинкты.

2) Для выживания адаптируется к окружающей среде и меняет образ жизни только при изменении внешних условий.

2) Может преобразовывать среду, сознательно менять образ жизни, создавать материальные и другие ценности.

3) Отдельные виды могут использовать подручные средства для достижения своих целей, но и они не способны создать полноценные орудия труда.

3) Может создавать широкий спектр орудий труда. Способен не только к физической, но и к творческой, интеллектуальной работе.

4) Существование и взаимодействие с другими представителями вида определяется биологической сущностью.

4) Помимо биологической, есть социальная сущность и духовные потребности.

Индивид и личность

С позиции обществознания индивид — это отдельный представитель человеческого рода со всеми присущими ему особенностями. Данное слово было образовано от латинского individuum, что значит «неделимый». Обычно им обозначают человека как биологическое существо, без указания на то, насколько реализована его социальная сущность.

Поясним на примере. Наверняка все слышали о так называемых «детях-маугли», которые ввиду трагических обстоятельств провели первые годы жизни в кругу животных или в социальной изоляции без общения с людьми. Есть несколько документально зафиксированных случаев, в частности, индийские девочки Камала и Амала, выросшие с волками, итальянский мальчик Роно и т. д. В отличие от сказочного Маугли, героя произведения Р. Киплинга, после возвращения в цивилизацию эти дети так и не научились говорить, полноценно взаимодействовать с другими людьми и даже есть привычную нам человеческую пищу.

Можно ли назвать их индивидами? Да, можно. Но личность этих детей осталась неразвитой. Другим примером, позволяющим увидеть разницу между понятиями «индивид» и «личность», могут стать люди с глубокой умственной отсталостью или с серьезными психическими заболеваниями. Их личность остается несформированной или постепенно разрушается, но при этом они, безусловно, являются индивидами.

В обществознании личность — это комплекс социально значимых качеств и навыков, которые позволяют человеку эффективно взаимодействовать с другими людьми, заниматься творчеством, создавать материальные и духовные ценности. Это своего рода надстройка психики, которая развивается в процессе социализации (игры, обучения, труда).

Как несложно заметить, определение личности, принятое в обществознании, говорит о том, что ею нельзя стать с рождения. Она имеет отношение к социальной сущности человека, к освоению социальных ролей, общественных норм, правил поведения и т. д.

Огромную роль в этом процессе играют конкретные исторические обстоятельства жизни (социальные нормы нашего времени и, скажем, XIV века существенно различаются). Также на становление личности влияет культурная среда со всеми ее национальными, религиозными и другими особенностями. Все эти факторы в итоге и превращают индивида в личность.

Важно!

Понимание социальных норм не означает их выполнение. Если человек сознательно нарушает общественные правила (как это делают, к примеру, хулиганы или преступники), он не перестает быть личностью. Это понятие не подразумевает этической оценки поступков.

Итак, повторим еще раз, чем биологическая составляющая, которая входит в понятие «индивид», отличается от социальной.

Биологическая сущность человека

Социальная сущность человека

Проявляется в его анатомии, физиологии, особенностях кровеносной, мышечной и нервной системы, присущих всему человеческому роду.

Развивается в процессе социализации, в ходе общения с другими людьми. Проявляется через способность к созидательному труду, понимание общественных норм и правил, самосознание.

Индивидуальность

В процессе становления личности человек не только усваивает общественные нормы, которые объединяют людей, но и осознает свои отличия от других. Отчасти разница между людьми проявляется уже с рождения — даже младенцы имеют разную внешность и разный темперамент. С годами к этому добавляются различия в знаниях, навыках, мировоззрении и т. д. Это называется индивидуализацией — самоопределением личности, формированием ее уникальных качеств, мировоззрения, нравственных и философских основ.

Индивидуальность, как ее определяет обществознание, — это уникальная психофизиологическая структура человека. Неповторимый комплекс, который складывается из темперамента, характера, интеллекта, мировоззрения, способностей и навыков, внешних черт и т. д.

Этот термин подчеркивает своеобразие каждого индивида, его самобытность. Ведь даже близнецы, которые совершенно одинаковы с генетической точки зрения, с годами приобретают разный жизненный опыт, а он влечет за собой все больше различий.

Сильная личность

На протяжении жизни человек может попадать в экстремальные ситуации, которые становятся проверкой того, насколько силен его внутренний стержень — индивидуальность и личность. Насколько укоренились и стали частью «Я» его убеждения, принципы, мировоззрение и т. д.

Австрийские психиатры Бруно Беттельгейм и Виктор Франкл, попавшие в концлагеря во время Второй мировой войны, писали, что от сохранения индивидуальности иногда зависит сама жизнь человека. Условия концлагерей приводили не только к физическому истощению, но и к разрушению личности — целью фашистов было опустить заключенных до уровня индивида, занятого лишь биологическими потребностями. На практике такой индивид хотя и становился «идеальным» послушным заключенным, но быстро терял волю к жизни, память, способности и даже инстинкт самосохранения.

Франклу и Беттельгейму, по их собственному признанию, помогло выжить только стремление сохранить свою индивидуальность —продолжать умственную работу, ставить перед собой жизненные цели, даже если их реализация была на тот момент маловероятной. Так, Беттельгейм, лишенный возможности писать, сочинял книгу в уме, а Франкл вместе с группой врачей организовал тайную службу психологической помощи другим заключенным. Сильную личность как высшую ступень развития характеризует умение преодолевать жизненные обстоятельства, поставив духовные ценности не только выше материальных, но и выше биологических потребностей.

Итак, мы разобрались, что такое личность в обществознании и чем этот термин отличается от таких понятий, как «индивид» и «человек». Помимо теоретического материала предлагаем небольшой тест.

Вопросы для самопроверки

Человека как субъект общественных отношений характеризует следующий термин:

Человека от животных отличает:

а) взаимодействие с другими представителями вида,

б) способность преодолевать инстинкты,

в) способность использовать подручные средства как орудия труда.

На формирование личности влияет:

а) воспитание в семье,

б) культурная среда,

в) исторические условия,

г) все перечисленное.

Какие из перечисленных черт и качеств относятся к понятию «индивидуальность»:

а) необычный цвет волос,

б) высокий интеллект,

в) творческие способности,

г) все перечисленное.

Что характеризует человека как личность?

а) характер и темперамент,

б) принадлежность к Homo Sapiens,

в) черты, проявляющиеся во взаимодействии с другими людьми.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *