к объемным наглядным пособиям относятся

Словари

Плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения; природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применение Н. п. способствует формированию у учащихся правильных представлений и понятий, выработке у них навыков и умений Н. п. используются на различных этапах обучения: при объяснении нового учебного материала, при закреплении, во время повторения изученного материала и при проверке знаний учащихся, а также во внеаудиторной, кружковой работе. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников, методам и приемам обучения, возрастным особенностям учащихся, а также удовлетворять определенным научным, эстетическим, санитарно-гигиеническим, техническим и экономическим требованиям.

Н. п. очень разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, методам и приемам использования. Их принято делить на натуральные Н. п., состоящие из природных объектов, и изобразительные Н. п., представляющие собой предметы и явления искусства (живопись, графика, скульптура), а также технические объекты. По способам изображения различают образные Н. п., показывающие предметы и явления в реальном, образном виде (модели, макеты, муляжи, картины, репродукции произведений живописи) и схематические, условные (таблицы, схемы, графики). Как плоскостные, так и объемные изобразительные Н. п. бывают двух видов: статичные, с подвижными частями и деталями, и динамичные. Из плоскостных изобразительных Н. п. выделяются в особую группу экранные наглядные пособия: диапозитивы, диа- и кинофильмы. К Н. п. в широком смысле относят также грампластинки и записи на магнитную пленку (см. магнитофон) и цифровые носители. Экранные наглядные пособия, звуковые пособия вместе с проекционной аппаратурой (кодоскопом, фильмоскопом и др.), магнитофоном, проигрывателем, телевизором, видеомагнитофоном, компьютером и др. объединяются в группу технических средств обучения. В зависимости от типа восприятия (слухового или зрительного) Н. п. принято классифицировать на аудитивные (грамзапись, магнитозапись, радиопередачи), визуальные (натуральные, художественно-изобразительные, графические) и аудиовизуальные (кинофильмы, видеозаписи и др.) средства обучения. Н. п. следует отличать от средств наглядности. См. также видеограмма, фонограмма, видеофонограмма.

Источник

Классификация и характеристика искусственных (изобразительных) наглядных средств обучения начальному естествознанию. Методика их применения.

Искусственные (изобразительные) наглядные пособия объединяют созданные человеком носители информации о природе.

К ним относятся: объёмные и плоскостные наглядные пособия.

Объёмные наглядные пособия:

1. Модель – трёхмерное наглядное пособие, дающее изображение предмета или отдельных его частей. Модели бывают: разборными, действующими и статическими. Модель позволяет представить устройство и принцип работы объекта. Например, теллурий – действующая модель движения Земли вокруг Солнца. Модели на уроках используют для демонстрации.

2. Глобус – модель земного шара в уменьшенном виде.

3. Муляж – трёхмерное наглядное пособие, передающее натуру по внешним признакам без внутреннего содержания. По природоведению используют муляжи плодов, овощей, грибов и др. Муляжи могут изготовить младшие школьники на уроках труда.

4. Аппликация – одностороннее объёмное пособие. В условиях школы их можно делать из пластилина на оргстекле или пластике. Аппликация позволяет рассмотреть объект в разрезе. Например, строение кожи, лёгких или др. органов. Близки по содержанию к аппликациям рельефные наглядные пособия. Например, «Односторонний торс человека», и др. Их изготавливают фабричным способом из пластических материалов.

5. Диорама – это объёмная картина, на которой виден ближний передний план или его часть. Диорама может быть больших размеров. Её устанавливают в краеведческом уголке. Маленькие диорамы устраиваются в коробках со стеклом и раздаются учащимся на уроках при изучении нового материала. Например, диорама биоценоза «Водоём».

6. Приборы – наглядное пособие, предназначенное для проведения каких-либо измерений, определения чего-либо или наблюдения за чем-либо. В начальных классах используют приборы измерительная линейка, рулетка, флюгер, компас, термометр и др. Компас – прибор для ориентирования на местности. Используется на практических работах по ориентированию. Термометр – прибор, который устроен на основе расширения жидкости (ртути, спирта) при изменении температуры. Термометр необходим для ведения наблюдений за погодой и на практических работах для измерения температуры тела, воды, снега, для проведения опытов с растениями.

К плоскостным наглядным пособиям относятся динамические (экранно-звуковые) и статические наглядные пособия, дающие изображение в одной плоскости.

1. Динамические наглядные пособия дают изображение в движении. К ним относятся аудиовизуальные наглядные средства: учебные фильмы, диафильмы, учебные телепередачи, магнитофонные звуковые записи, компьютер.

Учебный фильмы, видеофильмы интенсифицирует процесс подачи учебной информации.

Диафильмы – это фотографическое изображение на позитивной светочувствительной плёнке. К их демонстрации привлекают учащихся. Диафильмы используют для изучения нового материала, закрепления и проверки знаний. В последнем случае закрывают текст под кадрами. Перед показом видеофильмов, кинофильмов, диафильмов обычно проводится беседа, актуализирующая знания детей. Затем учитель записывает на доске 2-3 вопроса, на которые дети должны будут ответить после просмотра фильма. Можно демонстрировать фильмы без дикторского текста. Тогда роль диктора выполняет учитель или ученик.

Магнитофонные записи позволяют слушать голоса природы (шум ветра, стук дождя, голоса птиц и др.), отрывки рассказов путешественников, выступления учёных.

Учебные передачи демонстрируются централизованно, в их содержание входит строго отобранный материал по определённым темам.

Компьютер имеет большие возможности для демонстрации процессов и явлений естествознания с помощью графических и динамических изображений.

2. Статические наглядные пособия: учебные картины, таблицы, диаграммы, слайды, диапозитивы, схемы, карты, портреты, рисунки, разнообразный дидактический материал.

Учебная картина – плоскостное наглядное пособие, на котором изображён объект или явление природы. Например, картины «Холм», «Овраг», «Тигр» и др. Их используют для иллюстрации при объяснении нового материала на уроке.

Учебная таблица – это наглядное пособие, на котором с помощью рисунков, текста и цифровых обозначений дана обучающая информация о строении объекта природы. Например, «Строение тела человека». Таблицы бывают: сравнительные, инструктивные, вопросительные, контрольные, циклические, таблицы-свитки.

Диаграмма – это пособие, в котором даётся графическое изображение числовых соотношений и величин с использованием геометрических фигур, линий, схем. Диаграммы дети составляют по результатам полученного урожая за ряд лет, по итогам наблюдений за погодой.

Слайды удобно использовать в учебном процессе. Они применяются в наборах. Есть тематические наборы слайдов: «Растения Красной книги», «Лекарственные растения», «Биоценоз водоёма» и др.

Диапозитивы – это фотографическое изображение объектов на стекле, демонстрация которого на экран даёт изображение в увеличенном виде. По природоведению используются диапозитивы: «Строение органов человека», «Географическая площадка» и др.

Диапозитивы и слайды могут демонстрироваться на уроке фрагментарно и подбираться учителем в необходимой ему последовательности.

к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть фото к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть картинку к объемным наглядным пособиям относятся. Картинка про к объемным наглядным пособиям относятся. Фото к объемным наглядным пособиям относятся

Географическая карта – это уменьшенное изображение участка суши, части планеты или всей планеты, выполненное с помощью условных знаков с соблюдением масштаба. Карта – триединое средство обучения: объект изучения, средство наглядности и источник знаний об изучаемых географических явлениях. Для формирования умения читать и понимать карту используют следующие приёмы: сопоставления условного знака карты и его изображения (на таблице или картине); «переноса» природной зоны (или другого объекта) с одной карты на другую; сравнения плана местности и карты. Задания по заполнению контурных карт задают учащимся на дом.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 80 ; Нарушение авторских прав

Источник

Среди объемных наглядных пособий выделяют следующие:

б) Макет, с помощью которого можно точнее передать общий вид изображаемого объекта с окружающего его обстановкой, создать у зрителя впечатление, подобное впечатлению от живой натуры;

Среди плоскостных изобразительных наглядных пособий выделяют следующие: а) динамические (экранно-звуковые) пособия: учебные видеофильмы, грамзаписи и аудиозаписи, научно-популярные телепередачи («Живая планета», «О кошках и собаках», фильмы BBC) посвященные природе, видеозапись, а так же статические пособия (слайды, диапозитивы и печатные пособия).

б) графические пособия (на печатной основе) называют полиграфические издания, которые содержат изображения и отображения объектов, предметов и явлений, систематизированные сведения научного и практического характера, задания изложенные в форме, удобной для преподавания, изучения, усвоения или контроля знаний. Они составляют самую многочисленную группу в системе наглядных пособий по окружающему миру и играют важную роль при формировании представлений о предметах и явлениях, недоступных для непосредственного восприятия. [37] педагогический наглядный обучение знание

Перечислим основные из них:

1. Учебные таблицы, которые принято различать в зависимости от способа изображения: иллюстративные, графические, статистические, схематические, цифровые и смешанные. Таблицы позволяют ознакомить учащихся с особенностями каждого времени года («Лето», «Зима»), с отдельными объектами («Зимующие птицы»), с различными природными зонами («Пустыня», «Степь»), с использованием природы человеком, экологические плакаты по охране природы.

3. Одним из видов графических пособий могут служить отдельные мелкие рисунки, вырезки из иллюстративных журналов, фотографии, открытки.

4. Учебник по окружающему миру, о роли и месте которого необходимо помнить как средстве оборудования. Он играет главную роль в обучении, связан со всеми другими учебно-наглядными пособиями, отражает содержание знаний. В учебнике определены глубина, объем знаний, а также содержание умений и навыков. В учебнике реализуется одно из важнейших методических положений, где источником знаний является не только текстовой, но иллюстративный материал.

В настоящее время по курсу окружающего мира имеются рабочие тетради с заданиями и рисунками, что облегчает процесс восприятия усвоения материала.

Например, по программе А.А. Плешакова предполагается использование печатных тетрадей для каждого ученика. «Дневник ученого» (Дневник наблюдений) издается в виде тетрадей с рисунками, вопросами и заданиями и используются для проведения фенологических наблюдений за природой.

Особенность содержания и оформления печатных пособий заключается в том, что учебная информация здесь дается в обобщенном виде. Это позволяет получить достоверную информацию о типичных признаках и особенностях объекта, а также сравнительно легко отделить существенное от второстепенного.

Таким образом, пособия на печатной основе способствуют формированию как общих, так и единичных понятий. Иллюстрации разъясняют многие вопросы, затронутые в тексте, а также являются самостоятельными источниками знаний.

5. Самодельное наглядное пособие, которое изготовляется учителем совместно с учениками. В этот комплекс наглядных средств обучения учитель может включить: составление альбом с кроссвордами, фотографиям, подготовку своей коллекции, гербария, изготовление плакатов, знаков (например, по правилам поведения на природе), кормушек для птиц, картонных термометров и др. [37]

Достаточно свободная структура раздаточных материалов позволяет создавать из них варианты, соответствующие учебным целям конкретного урока. С помощью раздаточных материалов учителю легче организовать дифференцированные занятия, занятия со слабоуспевающими учебниками.

7. Экранные, звуковые и аудиовизуальные средства. Используя такого вида пособия, следует помнить, что они не являются какими-то универсальными средствами, а обладают лишь определенными специфическими возможностями. Каждый из видов технических средств имеет свою специфику.

С внедрением в учебный процесс кинофрагментов, видеофильмов и презентаций существенно изменились функции учебных фильмов. Целесообразно использование фильмов, которые освещают отдельные вопросы темы и содержат фактический материал, полезный для формирования представлений. Такой фильм будет давать необходимый учебный материал для построения беседы и рассказа учителя.

Учебный фильм может демонстрироваться в начале, в середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок и дидактического назначения. Демонстрация фильма является органической частью урока и сочетается с другими методами обучения, самостоятельной работой учащихся.

Учебные фильмы для начальных классов рассчитаны на время демонстрации от

10 мин (одна часть) до 20 мин (две части).

Исходя из выше сказанного, мы видим, как классифицируются средства наглядности на уроках окружающегося мира, и что все они важны при изучении предмета «Окружающий мир», так как они углубляют и закрепляют изучаемый материал по окружающему миру у младших школьников.

Все вышеперечисленные средства обучения так же несут определенные дидактические функции. Системный анализ средств обучения позволяет использовать функциональный подход к определению места учебно-наглядных пособий в формировании системы знаний по окружающему миру. Одной из важнейших функций учебного оборудования является обеспечение наглядности обучения. Обеспечивая наглядность обучения, учебное оборудование выполняет воспитательно- образовательную функцию, являясь важнейшим из источников знаний.

Таким образом, различные средства наглядности и оборудование помогают сформировать естественно научные и обществоведческие представления и понятия у младших школьников, дополняя друг друга, расширяя и обогащая их знания.

Источник

Виды и требования к наглядности

При формировании элементарных математических представлений на занятиях наиболее широко используются реальные предметы и их изображения.С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами применяется система дидактических материалов.

Наглядный дидактический материал рассчитан на определенное содержание, методы, фронтальные формы организации обучения, соответствует возрастным особенностям детей и т. д. Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах обучения.

Обычно используют наглядный материал двух видов: крупный, (демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный, которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со всеми задание педагога.

Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению: первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем, вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения

К демонстрационным относятся:

— наборные полотна с двумя и более полосками для раскладывания на них разных плоскостных изображений: фруктов, овощей, цветов, животных и т. д. ;

— геометрические фигуры, карточки с цифрами и знаками +, –, =, >, Консультация для педагогов «Требования к дидактическому материалу для проведения образовательной деятельности» Дидактический материал являются орудием труда педагога и инструментом познавательной деятельности детей. Его можно разделить на следующие.

Дополнительная образовательная программа по экологии «Зернышко» для детей 6–7 лет (требования к уровню образования детей) 2.6. Иные характеристики содержания Программы Требования к уровню образования воспитанников Высокий уровень Ребёнок знает представителей.

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников. Общие требования безопасности к игрушкам. 1. Инструкция разработана на основе ГОСТ.

к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть фото к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть картинку к объемным наглядным пособиям относятся. Картинка про к объемным наглядным пособиям относятся. Фото к объемным наглядным пособиям относятсяОпыт работы «Современные требования к организации игровой деятельности» Современные требования к организации игровой деятельности. “Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное.

к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть фото к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть картинку к объемным наглядным пособиям относятся. Картинка про к объемным наглядным пособиям относятся. Фото к объемным наглядным пособиям относятсяПриём наглядности в ДОУ Приём наглядности — один из ведущих принципов обучения дошкольника, который, путём создания доступных для понимания и эстетически привлекательных.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть фото к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть картинку к объемным наглядным пособиям относятся. Картинка про к объемным наглядным пособиям относятся. Фото к объемным наглядным пособиям относятсяРоль наглядности на занятиях по ознакомлению с деревьями в обучении детей с ОВЗ Предлагаю вниманию педагогов фото отчёт занятия по знакомству детей с деревьями. На занятии использовал наглядный материал, с помощью.

к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть фото к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть картинку к объемным наглядным пособиям относятся. Картинка про к объемным наглядным пособиям относятся. Фото к объемным наглядным пособиям относятсяДидактические пособия «Виды бумаги. Виды ткани» Создание предметно-развивающей среды: Дидактические пособия «Виды бумаги», «Виды ткани» Доброе время, гости мои! Блуждая по страницам.

к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть фото к объемным наглядным пособиям относятся. Смотреть картинку к объемным наглядным пособиям относятся. Картинка про к объемным наглядным пособиям относятся. Фото к объемным наглядным пособиям относятсяВиды театров Большое внимание в своей работе с детьми я уделяю театрализованной деятельности. Это одно из самых популярных и увлекательных направлений.

Источник

Искусственные и изобразительные наглядные пособия

Это средства, воспроизводящие натуральные объекты и процессы или описывающие их с помощью условных знаков, символов.

Наиболее приближены к натуральным объемные пособия.

Модели (макеты) — «это материально реализуемая система объектов и явлений, существующих в реальной действительности. В процессе познания они занимают промежуточное положение между натуральными объектами и изображениями их на плоскости в виде картин, таблиц и т. д., способствуя формированию представлений. » [1]

Модели обычно не передают точную величину предмета.

В начальной школе используются статические, действующие и разборные модели, которые изготавливаются фабричным способом.

К статическим относятся макеты форм рельефа (гора, холм, овраг). Они используются для демонстрации.

Действующие модели помогают увидеть движение объекта или природный процесс. Например, движение Земли вокруг Солнца можно продемонстрировать с помощью теллурия.

С помощью разборных моделей дети могут познакомиться с внутренним содержанием объекта. Это могут быть макеты из курса анатомии человека (глаз, ухо) или разборная модель «Образование оврага».

Неразборной моделью является глобус. Он очень наглядно передает представление о форме Земли, расположении земной оси, экваторе, полюсах, распределении суши и мирового океана. С помощью глобуса в начальной школе изучается форма и движение Земли, смена дня и ночи и времен года.

В классе следует иметь один большой глобус (около 50 см в диаметре) для демонстрации и несколько маленьких (диаметром около 15 см), которые раздаются на парты во время практических работ.

Муляжи (слепки) — это модели предмета в натуральную величину, точно передающие его внешние признаки (цвет, форму), но без внутреннего содержания.

Для начальной школы выпущены муляжи грибов, овощей и фруктов.

Ученики могут сами изготавливать модели природных объектов из пластилина, папье-маше или глины.

Близки объемным и рельефные наглядные пособия. Такие пособия имеют односторонний объем. К ним относятся системы органов дыхания, кровообращения, строение кожи и др.

Плоскостные пособия воспроизводят натуральные объекты или их знаковые заместители с помощью двухмерного изображения.

Статические пособия не передают движение, развитие природных объектов. Это учебные таблицы, картины, фотографии, слайды, географические карты, которые широко используются в преподавании курса «Окружающий мир». Они помогают образованию представлений о тех природных объектах и явлениях, которые недоступны непосредственному восприятию.

Учебные таблицы используются почти на каждом уроке для формирования у младших школьников обобщенных образов природных тел или ландшафтов, таких как «дерево», «кустарник», «травянистое растение», «равнина», «гора», «тундра», «лес», «степь», «пустыня» и др.

Таблицы для начальных классов должны соответствовать следующим требованиям:

Таблицы хранят в шкафу вертикально. Они должны быть пронумерованы и расположены по темам курса. На внутреннюю сторону дверцы шкафа помещают список таблиц с проставленными номерами.

Географические карты формируют у детей пространственные представления о размерах различных участков земной поверхности и размещении на ней природных объектов. Географические объекты на карте обозначены при помощи определенных знаковых символов, т. е. обладают высокой степенью абстракции.

Первое знакомство детей с картой начинается уже во втором классе. Прежде всего учитель должен познакомить детей с правилами работы с картой. К окончанию начальной школы ученики должны научиться ориентироваться по карте, знать названия и уметь показывать материки и океаны, пользоваться масштабом. Младшие школьники получают первоначальные знания о карте России (границы, моря, главные реки, равнины, горы), умение показывать природные зоны нашей страны.

Дети должны познакомиться с физической картой своего края. Уметь показывать на ней границы, главные города, формы рельефа, полезные ископаемые, водоемы. В начальной школе начинают использовать контурные карты своего края. Школьники должны научиться находить на контурной карте нужные объекты и подписывать соответствующие названия. Учитель должен обратить внимание детей на то, как подписываются географические названия на контурной карте.

На контурные карты ученики наносят формы рельефа, условные знаки полезных ископаемых своего края и названия самых крупных водоемов. Дети учатся работать цветными карандашами. При этом необходимо соблюдать правила условных окрасок, принятых на картах (воды — голубые, низменности — зеленые и т. д.); добиваться четкости, аккуратности и красоты в раскраске. Эти умения являются базовыми для последующего изучения курса географии.

В курсе «Окружающий мир» используются настенные физические карты полушарий, Российской Федерации, своего края; карта природных зон России, план местности, а также географические атласы для начальной школы. Карты есть во всех учебниках «Окружающий мир».

Требования к школьным географическим картам были сформулированы А. А. Половинкиным в его учебнике «Методика физической географии».

Школьные географические карты отличаются от других тем, что они приспособлены к возрасту и уровню развития обучаемых. Это достигается упрощением карт, увеличением их наглядности, подчеркнутой характерностью и сокращением нагрузки до пределов, близких к тем, которые предусматриваются в программах.

Настенные географические карты рассматриваются всем классом издалека, поэтому должны иметь соответствующие размеры. Карты размером менее одного метра настенными картами служить не могут. Ученики смотрят на стенную карту с расстояния 5—6 метров и более. С такого расстояния береговая линия и реки могут быть видимыми только в том случае, если они изображены толще, если очертания их упрощены, если детали отброшены. На картах для начальной школы это упрощение выражено наиболее существенно.

Большую четкость сообщает карте хорошая и яркая раскраска. Резкая разница в раскраске суши и моря позволяет ученикам чувствовать береговую линию даже там, где она не видна. Ярко-зеленая окраска низменностей очень хорошо подчеркивается коричневым и красно-коричневым цветом гор и высоких плоскогорий. Рельеф на стенных школьных картах дается нарочито упрощенно и характерно.

В последние годы стали выпускаться рельефные географические карты для начальной школы, на которых формы поверхности даны выпукло, осязаемо. Они очень наглядно передают характерные черты строения поверхности, но относительно масштаба этой карты рельеф преувеличен в сотни раз. Если учитель применяет такие карты при изучении форм поверхности, то должен обязательно объяснить, что высота гор здесь для большей выразительности увеличена во много раз. В начальной школе подобные рельефные карты искажают правильное восприятие географических объектов. В возрасте 6—10 лет все воспринимается конкретно и никакие слова учителя не изменят полученного неверного восприятия. Рельефные карты не должны все время висеть на стенах класса.

Количество названий географических объектов на карте указывается в программах, но карта должна дать еще некоторые дополнительные данные, объем и содержание которых, к сожалению, не установлены.

Нельзя перегружать карту большим количеством географических объектов. Обилие объектов и названий сделает карту малохарактерной и заставит учеников путаться. Поэтому необходимо поставить какой-то предел. А. А. Половинкин справедливо указывал, что количество дополнительных объектов и названий для карт начальной школы не должно превосходить 20—30 % основного требования. Гораздо более целесообразно будет иметь дополнительные справочные или крупномасштабные карты.

Эти требования должны выполняться и для карт в школьных учебниках.

В последнее время в магазины наглядных пособий стали поступать неламинированные бумажные географические карты. Использование такой карты без предварительной наклейки на полотно или ламинирования приведет к ее быстрому износу. Поэтому учитель должен позаботиться о наклейке или ламинировании карты.

Ламинированные карты складываются и хранятся в шкафу, а наклеенные — сворачиваются в рулон и хранятся в вертикальном положении. Название пишется четко на обороте свернутой карты.

Карты в учебниках так же важны, как и настенные карты. Поэтому нельзя допускать небрежность в выполнении таких карт. Карты учебника имеют мелкий масштаб, что заставляет еще больше упрощать их. Тем не менее упрощение не должно идти слишком далеко, потому что при близком рассмотрении всегда можно хорошо различить и детали. Методически грамотное выполнение карт в учебнике тем более важно, так как ученики работают с ними самостоятельно.

Для формирования у младших школьников умения работать с картой учитель должен в своей педагогической копилке иметь пособия с изображением условных знаков карты и полезных ископаемых.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *