к основным мерам контроля за соблюдением прав человека относят

Защита прав и свобод человека

Нередки факты нарушений прав и свобод. Причины тому различные: преступность, бюрократизм, коррупция, злоупотребления служебным положением. Каждый человек должен иметь право устранить их допустимыми законом способами, т. е. обеспечить защиту (охрану) прав и свобод человека и гражданина, (ложно рассчитывать на то, что основные права и свободы граждан будут претворяться сами собой. В жизни эти процессы носят зачастую конфликтный характер. В этой связи вопросом первостепенной важности становится необходимость надлежащей охраны прав и свобод граждан. Если говорить обобщенно, то все законодательство в той или иной мере направлено на охрану прав человека. Защита прав и свобод человека — это очень большая проблема.

Гарантии основных прав и свобод — это прежде всего экономические, политические, а также специально-юридические (правовые) средства обеспечения реального претворения их в жизнь. Действие правовых гарантий будет эффективным при условии построения правового государства (ст. 45 — 54 Конституции РФ). Правовые гарантии основных прав и свобод граждан выражаются прежде всего в том, что они закрепляются в конституциях и других правовых актах, отвечающих международно-правовым стандартам. В них четко определяется порядок и правила применения этих прав и обязанностей, устанавливаются меры юридической ответственности за посягательства на них, их ущемление. Государство защищает человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

Решать вопрос о том, защищать или не защищать свое право и свободу может только сам обладатель права.

Соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства (ст. 2 Конституции РФ, ст. 2 Конституции РТ), государственная защита прав и свобод гарантируется ( ст. 45 Конституции РФ, ст. 33 Конституции РТ). Защита прав и свобод личности включает целый комплекс средств и мер. Важнейшими из них выступают:

Внутригосударственная защита прав и свобод личности

Общими гарантами прав и свобод человека и гражданина служат высшие и местные органы власти и управления.

Закрепление прав личности и гарантии их защиты в Конституции и других законодательных актах показано на следующей схеме:

Государственные органы общей и специальной компетенции всех уровней:

Гарантом является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции РФ), Президент Республики Татарстан (ст. 90 Конституции РТ).

Существует и особая должность — Уполномоченный по правам человека, который назначается Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ).

Все государственные органы в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать и охранять права и свободы человека. Вместе с тем существуют специальные органы, для которых деятельность по охране основных прав и свобод граждан является главной целью. К их числу относятся суд, прокуратура, органы охраны общественного порядка, органы предварительного расследования, адвокатура, органы юстиции, арбитраж, нотариат и некоторые другие. Каждый из них действует в пределах своей компетенции, используя свои специфические средства, способы, формы и методы.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина не исключает и самостоятельных активных действий каждого по защите своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45 Конституции РФ). Способы защиты различные: самостоятельное отражение преступного посягательства, обращение к средствам массовой информации, в общественные организации и т. д. При этом, однако, нельзя нарушать общественный порядок, вносить дезорганизацию в работу государственных органов, превышать допустимые пределы правозащиты.

Кроме того, защищать права подростков могут органы управления и общественные организации, если это входит в круг их функциональных обязанностей (органы здравоохранения, образования, комиссии по делам несовершеннолетних и некоторые другие). При расторжении брака, когда в семье есть ребенок, эти органы дают заключение о том, кому из родителей передать ребенка на воспитание.

Международная защита прав и свобод личности

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый человек вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ст. 46 Конституции РФ). Международная защита прав человека исторически сложилась в результате совместных действий государств по предупреждению и устранению нарушений. Усилия государств в этом направлении объединяет ООН.

В качестве органа, координирующего деятельность по вопросам прав человека, в 1946 г. в соответствии с Уставом ООН была создана Комиссия по правам человека. Комиссия готовит рекомендации, разрабатывает документы ООН в области прав человека, рассматривает жалобы о нарушении прав человека и сообщения о таких нарушениях. При необходимости Комиссия имеет право провести с помощью независимых экспертов расследование. Также ежегодно на своих открытых заседаниях она обсуждает факты нарушения прав человека.

В ООН учрежден и другой специальный орган — Комитет по правам человека. Он осуществляет контроль за выполнением государствами, в том числе Россией, своих обязательств по Пакту о гражданских и политических правах (1966 г.), обращает внимание правительств на необходимость обеспечения прав человека.

Как ООН заставляет изменять какое-либо государство свою практику или политику? Эта международная организация не имеет силовых способов, она действует только путем убеждения, концентрации международного общественного мнения, введения экономических санкций. Военное вмешательство — Исключительная мера, принимаемая по решению Совета Безопасности.

Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.

Если Вам нужна консультация адвоката по вопросам защиты прав и свобод в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru

к основным мерам контроля за соблюдением прав человека относят. Смотреть фото к основным мерам контроля за соблюдением прав человека относят. Смотреть картинку к основным мерам контроля за соблюдением прав человека относят. Картинка про к основным мерам контроля за соблюдением прав человека относят. Фото к основным мерам контроля за соблюдением прав человека относят

Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Источник

Система международного контроля за соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти

Основные направления международного сотрудничества государств в области прав человека в современном мире

В современном мире права человека регулируются не только национальным, но и международным правом, причем роль международного права в последние годы неуклонно возрастает.

Современное международное сотрудничество в области прав человека охватывает следующие направления:

Международные стандарты в области прав человека. В современном мире сформировались и получили всеобщее признание международные нормы и принципы в области прав человека, являющиеся стандартом, к достижению которого должны стремиться все государства. Эти нормы и принципы содержатся в важнейших международно-правовых документах в области прав человека.

Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, которая, согласно Уставу ООН, имеет рекомендательный характер. Однако, при оценке юридической силы ее положений, нужно учитывать, что в международном праве, наряду с договорами, значительную роль играет обычай, который формируется в результате международной практики государств и постепенно признается ими в качестве обязательной правовой нормы. За 70 лет, прошедших после принятия Всеобщей декларации, были приняты многие международные документы по правам человека, развивающие содержащиеся в Декларации принципы и нормы, которые получили всеобщее признание. Таким образом, провозглашенные во Всеобщей декларации права и свободы в настоящее время признаются участниками международных отношений в качестве обязательных обычных юридических норм.

Всеобщая декларация послужила основой для последующей разработки ряда международных правовых актов в области прав и свобод человека: международных пактов о правах человека (1966 г.); Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) и многих других документов, носящих обязательный характер для государств, их подписавших и ратифицировавших.

Во-вторых, к международным документам, носящим юридически обязательный характер, относится Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В нем провозглашается право на труд (ст. 6), право каждого на благоприятные и справедливые условия труда (ст. 7), право на социальное обеспечение, включая социальное страхование (ст. 9), право каждого на достойный уровень жизни (ст. 11), образование (ст. 13) и др.

В настоящее время международным сообществом уже признаны следующие положения Пакта:

1. Все права и свободы человека, включая социально-экономические права, неразделимы и взаимосвязаны, и образуют неотъемлемую часть международного права.

2. Пакт налагает юридические обязательства на участников.

Государства-участники должны незамедлительно предпринять все необходимые меры, включая законодательные и административные, для осуществления прав, закрепленных в этом международном договоре. Более того, должно быть предусмотрено право каждого на судебную защиту социально-экономических прав.

3. Государства-участники Пакта, независимо от уровня экономического развития, обязаны обеспечить социально-экономические и культурные права для всех, хотя бы в минимальной степени.

Вышеперечисленные международно-правовые документы носят комплексный характер, но отдельные права и свободы, закрепленные в данных пактах, получили свое развитие и конкретизацию в большом количестве документов, принятых в рамках ООН. В число таких документов входят Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г., Конвенция относительно рабства 1926 г., Протокол о внесении изменений в Конвенцию о рабстве от 1953 г., Дополнительная Конвенция об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством 1956 г., Международная Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г., Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г., Конвенция о правах ребенка 1990 г. и некоторые др.

Всеобщая декларация и международные пакты оказали непосредственное влияние на принятие многих региональных конвенций и соглашений, на формирование, помимо универсальных (т. е. признанных во всем мире), еще и региональных стандартов в области прав человека. Так, были приняты: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Протоколы к ней; Американская

Конвенция о правах человека 1969 г.; Африканская Хартия прав человека и народов 1981 г., Арабская Хартия прав человека 1994 г.; Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г.

Особое значение для Российской Федерации как члена Совета Европы имеют стандарты прав человека, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Став членом Совета Европы, Россия взяла на себя обязательства соответствовать закрепленным в Конвенции стандартам.

Основные контрольные механизмы Организации Объединенных Наций в области прав человека

В систему ООН входят четыре группы органов: главные органы, вспомогательные органы, специализированные учреждения ООН, конвенционные органы.

Непосредственно в структуру ООН входят главные и вспомогательные органы. Статус главных органов определяется Уставом ООН. К ним относятся: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Международный Суд, Совет по Опеке и Секретариат.

Основным органом контроля за соблюдением прав человека является Генеральная Ассамблея ООН и работающий под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) (ст. 60 Устава ООН). На сессии Генеральной Ассамблеи вопросы, касающиеся прав человека, включаются в повестку дня на основании докладов ЭКОСОС и решений предыдущих ассамблей и рассматриваются Третьим Комитетом Ассамблеи. В его компетенцию входят социальные и гуманитарные вопросы, и вопросы культуры.

Экономический и Социальный Совет состоит из 54 государств, одна треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. В соответствии с Уставом ООН, ЭКОСОС «уполномочивается делать рекомендации в целях поощрения уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех», а также «создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека». Совет может подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам прав человека. Многие стандарты и механизмы в области прав человека были приняты (учреждены) резолюциями и решениями ЭКОСОС.

Главные органы для реализации своих полномочий могут учреждать разнообразные вспомогательные органы: Совет по правам человека, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека и другие, которые наделены специальными полномочиями в области прав и свобод человека.

Генеральная Ассамблея ООН 20 декабря 1993 г. учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственным за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Главной задачей Верховного комиссара является содействие максимально полному осуществлению всех прав человека путем претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН.

Резолюция о полномочиях Совета по правам человека и порядке его создания была одобрена Генеральной Ассамблей ООН 15 марта 2006 г.

В соответствии с резолюцией, в состав Совета по правам человека входят 47 государств-членов, каждое из которых избирается большинством членов Генеральной Ассамблеи путем прямого тайного голосования. Члены Совета избираются на основе принципа справедливого географического распределения. Члены Совета исполняют свои полномочия в течение трех лет и не имеют права на немедленное переизбрание после двух следующих друг за другом сроков полномочий.

Совет по правам человека обязуется:

Данные соглашения, как правило, предусматривают взаимную координацию деятельности, обмен информацией, возможность запрашивать консультативные заключения Международного Суда ООН.

Специализированные учреждения ООН имеют непосредственное отношение к выработке гарантий реализации отдельных групп прав и свобод. Так, в рамках Международной организации труда (МОТ) разработаны десятки конвенций, направленных на обеспечения прав человека в области труда. В настоящее время насчитывается около 20-ти подобных организаций. Помимо МОТ, можно выделить Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ), ЮНЕСКО, Международную организацию гражданской авиации (ИКАО) и др.

Конвенционные органы создаются для контроля за соблюдением отдельных конвенций, принятых в рамках ООН. Наиболее известными являются: Комитет по правам человека (контролирует соблюдение Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.); Комитет по экономическим, социальным и культурным (контролирует соблюдение Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.); Комитет против пыток (контролирует соблюдение Конвенции ООН против пыток и других жестоких или бесчеловечных видов обращения и наказания 1984 г.) и др. К полномочиям этих конвенционных органов, как правило, относится: рассмотрение периодических докладов государств о реализации ими норм соответствующих конвенций, выработка рекомендаций относительно устранения выявленных нарушений, рассмотрение индивидуальных жалоб на нарушение государствами прав и свобод, гарантированных данными международными договорами. Решения подобных комитетов по результатам рассмотрения жалоб носят рекомендательный характер, но накопленный опыт свидетельствует о том, что государства серьезно относятся к ним.

Основные контрольные механизмы Совета Европы в области прав человека

Совет Европы является крупнейшей региональной европейской организацией. В настоящее время членами Совета Европы являются 47 государств. Штаб-квартира Организации находится в Страсбурге (Франция). Устав принят в 1949 г.

Деятельность этой организации направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

К основным органам Совета Европы относятся:

— Комитет министров является руководящим органом Совета Европы. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один или два раза в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека;

— Парламентская ассамблея является консультативным органом. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами;

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами-участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Суд, если они считают свои права нарушенными, что подтверждается ст. 46 ч. 3 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты».

Предусмотренный Европейской конвенцией механизм международной защиты прав человека работает в двух режимах:

В соответствии с Конвенцией, существуют два органа, способных повлиять на итог рассмотрения жалоб отдельного лица или государства:

На пленарных заседаниях решаются все важнейшие вопросы организационного характера: избирается председатель и его заместители, формируются секции, вносятся изменения в Регламент Суда и др. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государствучастников Конвенции и учитывать географический и половой признаки. Секции выполняют организационно-методическое руководство палатами и комитетами. Значительный объем работы выполняет Секретариат Суда.

Для рассмотрения переданных дел действуют единоличные судьи, создаются комитеты судей, Палаты в составе семи судей и Большая палата в составе 17-ти судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты. Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является членом Палаты и Большой палаты.

Важным является вопрос о критериях приемлемости жалобы.

По статистике, до 90 % жалоб признаются Судом неприемлемыми.

Критерии приемлемости жалобы следующие:

1) предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами;

2) лицо должно находиться под юрисдикцией государстваответчика, когда в отношении него было допущено нарушение;

3) нарушение должно быть допущено в период действия в отношении данного государства Конвенции или соответствующего Протокола к ней;

4) жалоба может исходить только от самого потерпевшего.

Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии;

5) жалоба должна быть подана не позднее, чем через 6 мес. после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом (согласно Протоколу № 15 к Конвенции, срок сокращен до 4-x мес., однако данный Протокол пока не вступил в юридическую силу);

6) жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции государством;

7) для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все эффективные внутригосударственные средства защиты своего права и, прежде всего, судебные средства такой защиты. Согласно правовым позициям самого Суда применительно к Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке Гражданского процессуального кодекса, Арбитражного процессуального кодекса и Кодекса административного судопроизводства, необходимо пройти суд кассационной инстанции, а в порядке УПК и КоАП достаточно суда второй инстанции. Однако Суд может со временем корректировать свои правовые позиции, в зависимости от изменения законодательства государства. Кроме того, Суд, в порядке исключения, может принять жалобу к рассмотрению и без прохождения необходимых инстанций, если сочтет защиту права на национальном уровне неэффективной;

8) жалобы, направляемые в Суд, должны касаться событий, за которые несет ответственность публичная власть. Жалобы против частных лиц и организаций Судом не принимаются к рассмотрению. Причем в круг субъектов, чьи действия (бездействия) могут «присваиваться» государству, входят не только государственные органы, но и органы местного самоуправления, государственные корпорации и другие организации, выполняющие публично-значимые функции и состоящие в определенной связи с государством;

9) жалоба должна быть оформлена надлежащим образом. В этих целях Судом утвержден специальный формуляр жалобы;

10) жалоба не должна быть предметом другого международного разбирательства, а также не должна быть аналогична той, которая уже была рассмотрена Судом;

11) отсутствие признаков злоупотребления заявителем правом на обращение в Суд. Согласно данному критерию, жалобы редко признаются неприемлемыми. Это может быть связано с использованием «грубой» лексики, намеренным введением Суда в заблуждение и т. п.;

Индивидуальная жалоба регистрируется в Секретариате Европейского суда по правам человека, а затем рассматривается судьей Европейского Суда на предмет приемлемости.

Своим решением судья может объявить ее неприемлемой или вычеркнуть из списка дел, подлежащих рассмотрению, если такое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы. Это решение является окончательным. Суд не объясняет причины отказа и решение невозможно обжаловать.

Если единоличный судья не выносит ни одного из названных решений, жалоба передается в комитет из трех судей, который может признать ее неприемлемой, либо объявляет ее приемлемой и одновременно выносит постановление по существу при условии, что по данной категории жалоб сложилось прецедентное право Суда.

Если не принято ни одно из названных решений, дело передается в Палату Суда, которая может: признать жалобу неприемлемой; признать жалобу приемлемой; признать жалобу приемлемой с одновременным вынесением постановления по существу; исключить жалобу из списка дел, подлежащих рассмотрению.

Межгосударственные жалобы сразу направляются в Палату Суда.

Если Суд объявляет жалобу приемлемой, то он продолжает рассмотрение дела с участием заинтересованных сторон и, если это необходимо, осуществляет расследование, для эффективного проведения которого заинтересованные государства создают все необходимые условия. Этап представления взаимных возражений истца и государства называется коммуникацией.

В случае достижения дружественного урегулирования, Суд исключает дело из своего списка посредством постановления, в котором кратко излагаются факты и достигнутое решение.

За исключением редких случаев, если Суд не примет другого решения, слушания Суда являются открытыми. Доступ к документам, переданным на хранение в Канцелярию, если Председатель Суда не выносит иного решения, также является открытым.

До вынесения своего постановления Палата может уступить юрисдикцию в пользу Большой палаты. Это возможно в том случае, если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, поднимает серьезный вопрос, касающийся толкования Конвенции и Протоколов к ней, либо если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением, и если ни одна из сторон не возражает против этого.

Любая из сторон в деле, в исключительных случаях, может в течение 3-х мес. со дня вынесения Палатой постановления подать прошение о направлении дела на рассмотрение Большой палаты.

В этом случае комитет Большой палаты в составе 5-ти чел. решает вопрос о принятии прошения. В случае если комитет принимает прошение, Большая палата выносит по делу свое постановление.

Если комитет Большой палаты отклоняет прошение, а также, если стороны заявляют, что не будут обращаться с прошением о направлении дела в Большую палату, либо через 3 мес. после вынесения постановления отсутствует такое прошение, постановление Палаты является окончательным и обжалованию не подлежит.

Большая Палата по просьбе Комитета министров может выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. Это постановление подлежит публикации.

Обязательность решений Суда гарантируется положениями ст. 41 Конвенции о присуждении выплаты справедливой компенсации потерпевшей стороне в случае, если имело место нарушение положений Европейской конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право государства-участника Конвенции допускает возможность лишь частичного возмещения.

Комитет министров выполняет две функции:

1) если дело не передается в суд, то он большинством, в две трети голосов, решает, имело ли место нарушение Конвенции. Выявив нарушение, Комитет может постановить, что государство должно предоставить жертве «справедливое удовлетворение», т. е. компенсацию за ущерб. Его решения также являются окончательными;

2) вторая важная функция состоит в надзоре за осуществлением решений Суда. Лишь убедившись, что государство выполняет свои обязательства, Комитет министров принимает резолюцию о прекращении дела.

В контексте исполнения предписываемых Судом т. н. «мер общего характера», в российское законодательство и правоприменительную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием практики Суда, заметные перемены произошли в российской уголовно-исполнительной системе, уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном законодательстве, появилось понятие «провокация преступления». Постановления Суда являются основанием для пересмотра дела по вновь открывшимся обстоятельствам в ходе гражданского и уголовного процесса. Особое внимание следует уделить постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и Протоколов к ней». Согласно данному докумен ту, правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в окончательных постановлениях Суда, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов. То есть, фактически, постановления Суда стали источником права.

В целях обеспечения эффективной защиты интересов государства, при рассмотрении Европейским Судом дел, связанных с деятельностью должностных лиц ОВД Российской Федерации, Уполномоченный (либо руководитель аппарата Уполномоченного), в соответствии с возложенными на него Положением об Уполномоченном, функциями и полномочиями, после получения нотификации по жалобе против Российской Федерации незамедлительно информирует МВД России и запрашивает сведения, необходимые для формирования позиции Российской Федерации по делу.

Обязанность по рассмотрению и подготовке проекта ответа МВД России возложена на начальников подразделений центрального аппарата МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, с учетом их компетенции.

При этом заинтересованные территориальные органы МВД России и иные подразделения системы МВД России должны своевременно, полно и объективно проводить проверки по всем фактам, изложенным в запросах Уполномоченного (руководителя аппарата Уполномоченного), устанавливать фактическую и юридическую сторону дела, а также осуществлять сбор и представление головному исполнителю МВД России необходимых документов и материалов.

Перед докладом Министру внутренних дел Российской Федерации либо его заместителям подготовленный головным исполнителем от МВД России проект ответа, со всеми прилагаемыми материалами проверки, подлежит направлению на согласование в Договорно-правовой департамент МВД России не позднее семи рабочих дней до истечения срока рассмотрения запроса Уполномоченного.

Анализ запросов Уполномоченного по жалобам, затрагивающим компетенцию МВД России, находящимся на рассмотрении в Европейском Суде, по итогам 2019 г свидетельствует, что их количество продолжает оставаться значительным.

Находившиеся на рассмотрении 587 жалоб связаны со следующим:

Таким образом, ЕСПЧ продолжает оставаться наиболее эффективным международным механизмом, позволяющим гражданам Российской Федерации восстанавливать нарушенные права, а государству выявлять и устранять причины и условия их нарушения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *