к пассивным формам санитарно просветительной работы относятся
Формы санитарно-просветительной работы
Санитарно-просветительная работа – одно из основных звеньев любого профилактического мероприятия и должна предшествовать или сопутствовать ему. Ее цель- пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, предупреждение заболеваний.
Основные направления санитарно-просветительной работы:
1. Привить населению знания о здоровом образе жизни;
2. Объяснить причины стоматологических заболеваний;
3. Убедить в необходимости проведения профилактических мероприятий.
В ней должны принимать участие четыре звена:
1) медицинские работники, осуществляющие профилактику;
2) педагогический коллектив детского учреждения;
4) дети.
Формы санитарно-просветительной работы среди перечисленных контингентов существенно отличаются одна от другой в зависимости от организации детского населения. Прежде всего необходимо четко различать активные и пассивные формы работы и точки их приложения.
Формы санитарно-просветительной работы:
— доклады. показ кинофильмов.
Пасивные:
— издание научно-популярной литературы;
— статей, открыток, брошюр, памяток;
Санитарно-просветительная работа по широте круга охваченных ею людей подразделяется на индивидуальную, групповую (коллективную) и популяционную (коммунальную, массовую).
Пассивная форма работы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санбюллетеней, проведение выставок, радио- и телепередач, показ кинофильмов, мультипликационных фильмов и т. д.
Преимуществом активных форм работы является непосредственная взаимосвязь и взаимодействие специалистов и населения, что обеспечивает наиболее эффективное воздействие на аудиторию. Однако, по данным Стравинского, словесная форма для санитарного просвещения детей малоэффективна, особенно у детей младшего возраста. Такая форма может быть рекомендована для лиц старше 20 лет.
Высокая действенность активных форм зависит от непосредственного контакта врача с аудиторией, что обеспечивает максимальный психологический контакт и условия для взаимопонимания. Эти методы позволяют врачу учитывать социальные, профессиональные и индивидуальные особенности слушателей, степень их первичной подготовки, уровень усвоения.
Этапы активной санитарно-просветительной работы:
Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, обучить их правильному проведению гигиенических мероприятий, ознакомить с современными методами профилактики. Педагогический коллектив должен иметь представление о методах контроля за гигиеной полости рта. Только при такой постановке вопроса они станут помощниками стоматолога в постоянном общении с детьми, будут помогать медицинскому персоналу и заострять внимание родителей и детей на важности правильного и регулярного исполнения всех профилактических процедур.
На медицинских работников детских учреждений возложены обязанности по проведению профилактики, поэтому они должны быть обучены правильным приемам гигиенических процедур в полости рта, методам контроля за качеством чистки зубов, методике использования различных профилактических средств и правилам ведения документации.
Беседу следует проводить активно, интересно, со многими примерами, иллюстрациями. Продолжительность ее не должна превышать 15-в20 мин, столько же времени нужно оставить для ответов на вопросы. Для решения первой задачи необходимо акцентировать внимание на тяжелых и неприятных последствиях, к которым приводят болезни зубов, челюстей, пародонта, аномалии прикуса. Лучше, если эта сторона вопроса будет несколько преувеличена.
На таком фоне более серьезно воспринимается информация о возможности профилактических мер, появляется ответственность родителей за состояние здоровья своих детей. Завершая беседу, врач должен призвать родителей быть его помощниками в этом важном деле и подчеркнуть зависимость успеха профилактических мероприятии от совместных усилий. Особый акцент делается на контроле за культурой употребления углеводов и состоянии гигиены полости рта в домашних условиях. Для закрепления полученных знаний следует вручить каждому из родителей печатные памятки-листовки.
В возрасте 2-4 лет беседы носят игровой характер, они должны воздействовать на эмоциональную сферу и заинтересованность детей, однако ни в коем случае не иметь поучительных и убеждающих интонаций.
Конечной целью всего комплекса санитарно-просветительных методов должно быть воспитание у населения правильных убеждений и поступков в результате приобретения новых знаний, направленных на охрану и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний полости рта.
При проведении санитарно-просветительной работы по профилактике стоматологических заболеваний Е.В. Удовицкая (1988) рекомендует придерживаться таких тем:
1. Взаимосвязь заболеваний полости рта и общего состояния здоровья детей.
2. Значение питания в обеспечении здоровья полости рта и правила приема пищи.
3. Роль оздоровительных мероприятий для развития и состояния органов и тканей полости рта.
4. Гигиенический уход за полостью рта.
5. Предупреждение заболеваний полости рта.
6. Выявление и устранение вредных привычек для предупреждения пороков зубочелюстной системы.
Вопрос: Формы проведения санитарно- просветительской работы
Формы проведения санитарно-просветительной работы подразделяются на активные и пассивные. К активным относятся методы непосредственного общения: лекции, беседы медицинских работников с населением и т. д. Пассивные методы — это издание научно-популярной литературы, статей, листовок, плакатов, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Пассивные методы менее эффективны, чем активные, однако они широко практикуются для информации населения о возможностях профилактики.
Средства санитарного просвещения — это радио, телевидение, видео, газеты, журналы, учебная литература, плакаты, витрины, кино, брошюры, памятки.
Средства обеспечения здоровья населения включают сеть лечебно-профилактических учреждений, качественные продукты питания, здоровый быт, систему охраны окружающей среды и создание безвредных условий труда.
Санитарное просвещение и обеспечение здоровья населения подразделяются на три организационные формы: индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальное санитарное просвещение проводится, как правило, на приеме у врача.
Примерами группового санитарного просвещения и обеспечения здоровья могут быть уроки здоровья и плановая стоматологическая помощь в школе, занятия с беременными женщинами в школе молодой матери по вопросам правильного питания и обеспечения качественными продуктами детского питания.
Массовое санитарное просвещение и обеспечение здоровья охватывает все или большие группы населения района, города, республики, например, передачи по телевидению. При этом в продажу поставляются рекомендуемые средства гигиены.
Наиболее эффективной организационной формой санитарного просвещения является групповая форма. Более экономично массовое санитарное просвещение, например беседа по радио, которую слушают многие тысячи людей. Однако эффективность таких бесед, как показывает опыт, невысокая.
Информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа, проходит следующий путь: информация — знания — убеждения — поступки — стойкие здоровые привычки. Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных стойких здоровых привычек, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без этого невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечной цели профилактики.
Опорный конспект к занятию «Методы, формы и средства санитарного просвещения»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №5»
Методы, формы и средства санитарного просвещения
опорный конспект к Теоретическому занятию 19
ОП.06. ГИГИЕНА И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
Специальность: 31.02.01 Лечебное дело
Квалификация выпускника: Фельдшер
Пурясева Елена Олеговна
преподаватель первой квалификационной категории
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ «Методы, формы и средства санитарного просвещения»
Санитарное просвещение – это система государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на распространение среди населения знаний и навыков, необходимых для охраны и укрепления здоровья, предупреждения болезней, сохранения активного долголетия, высокой работоспособности, воспитания здоровой смены.
Основные принципы санитарного просвещения Российской Федерации:
Доступность мероприятий для слоев населения.
Массовый охват всех целевых аудиторий.
Задача санитарно-просветительной работы – учить людей, как сохранить здоровье, как предупредить болезнь.
Ведущим направлением санитарного просвещения является пропаганда здорового образа жизни, которая охватывает все разделы гигиены:
труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве,
борьбу с травматизмом,
Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования.
Другое важное направление санитарного просвещения – пропаганда мероприятий по профилактике болезней и борьбе с ними:
профилактика сердечно-сосудистых (атеросклероз, гипертоническая и ишемическая болезни и др.);
онкологических заболеваний, особенно предраковых состояний;
профилактика простудных заболеваний.
Важная роль в формировании ЗОЖ принадлежит его пропаганде. Цель пропаганды ЗОЖ заключается в формировании гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия.
Важнейшими направлениями пропаганды ЗОЖ следует считать:
Для пропаганды ЗОЖ используются различные формы:
Рис. 1. Формы пропаганды здорового образа жизни
Наиболее широко используемое средство устной пропаганды – лекция. Лекции по охране здоровья обычно читают врачи. Однако это не исключает возможности привлечения к этой деятельности и наиболее подготовленных фельдшеров и акушерок ФАП. Читаются лекции и ведутся беседы в сочетании с другими средствами санитарного просвещения (организация выставок на соответствующую тему, распространение санитарно-просветительной литературы).
Беседой можно назвать 10-15-минутное выступление медицинского работника в актовом зале, жилом доме, в мастерской и т.д. За основу беседы берут материал организационного, практического характера, построенный на конкретных фактах, примерах.
Задача таких выступлений – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни и т.д. Метод устной пропаганды больше, чем другие, широко применяется при проведении занятий в кружках, на курсах в школах здоровья, предусматривает плановое распространение медицинских знаний, систематическое гигиеническое воспитание населения.
Основные направления гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Основные направления гигиенического обучения и воспитания детей дошкольного возраста следующие:
— создание оптимальных условий внешней среды для правильного физического и психического развития ребенка; в решении этой проблемы принимают участие семья, педагоги, медицинские работники и технический персонал дошкольных учреждений;
— воспитание осознанных и прочных гигиенических навыков и привычек, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих культуру поведения ребенка;
— систематическая санитарно-просветительная работа с родителями; ее проводят педагоги и медицинские работники дошкольных учреждений.
Основные направления гигиенического обучения и воспитания детей в школах
Санитарное просвещение в школах складывается из следующих взаимосвязанных и взаимодополняющих разделов:
Гигиеническое воспитание школьников :
последовательное и систематическое преподавание на уроках основ гигиены согласно учебной программе;
внеклассная и внешкольная санитарно-просветительная работа;
воспитание инициативы и самодеятельности учащихся в охране и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих;
систематический контроль и наблюдение за тем, чтобы учащиеся выполняли гигиенические рекомендации на практике;
Санитарное просвещение родителей;
Классную гигиеническую подготовку учащихся проводят педагоги, внеклассное гигиеническое обучение в школе – педагоги, медицинские работники школ.
Для этого в школах организуются месячники, утренники и дни здоровья, тематические вечера, медицинские викторины, КВН; плановые беседы или лекции для учащихся старших классов в лекториях здоровья и по школьному радио.
Научным и методическим центром санитарно-гигиенического просвещения является Центральный НИИ медицинских проблем пропаганды здорового образа жизни.
В учреждении проводятся исследования по направлениям:
Медицинские и социальные аспекты ЗОЖ.
Совершенствование системы и методов санитарного просветительства.
Просветительная работа по охране здоровья женщин и детей.
Просветительство в поликлиниках
Первичными подразделениями службы формирования ЗОЖ являются отделения (кабинеты) профилактики. Их организуют в составе территориальных поликлиник, поликлинических отделений центральных районных (городских) больниц, диспансеров. По решению органа управления здравоохранением аналогичные подразделения могут создаваться в других ЛПУ.
Организационно-методическое руководство деятельностью отделений (кабинетов) профилактики осуществляет региональный Центр медицинской профилактики.
Отделение (кабинет) медицинской профилактики возглавляет врач (фельдшер), имеющий соответствующую подготовку в области медицинской профилактики.
Основные задачи отделения (кабинета) профилактики:
— обеспечение взаимодействия ЛПУ с региональным центром медицинской профилактики;
— организационно-методическое обеспечение деятельности медицинских работников ЛПУ по выявлению факторов риска, коррекции образа жизни, пропаганде медицинских и гигиенических знаний, ЗОЖ;
— обеспечение специалистов и населения информацией по вопросам охраны здоровья, в том числе с помощью средств массовой информации;
— изучение и применение знаний по вопросам профилактики заболеваний, формирование ЗОЖ у населения путем проведения социологических опросов;
— внедрение научно обоснованных мероприятий по первичной и вторичной профилактике заболеваний, гигиеническому обучению и воспитанию населения и др.
В периоде диспансеризации здоровым людям рассказывают о преимуществах здорового образа жизни, даются рекомендации о доступных видах физической нагрузки, советы по системе питания, и проводится агитация по борьбе с вредными привычками.
Гражданам с выявленной угрозой появления патологии врачами поликлиники даются советы по профилактике заболеваний, рассказывается о первых признаках и симптомах болезни, обязательно вручается памятка с систематизированным материалом о правилах и коррекции гигиенического поведения. Пациентов с хроническими заболеваниями ставят на учет, приглашают на занятия и лекции. В ходе этих мероприятий больным рассказывают о способах доврачебной самопомощи, дают рекомендации по поддержанию здоровья и профилактике обострений болезни.
В поликлиниках активно используется наглядная агитация – уголки здоровья, плакаты с призывами вести здоровый образ жизни, возле кабинетов специалистов размещают материалы с информацией о наиболее распространенных заболеваниях и способах их профилактики. Врачи проводят индивидуальные беседы с пациентами, отвечают на все вопросы, дают персональные рекомендации по коррекции санитарного поведения во всех видах жизнедеятельности.
Просветительство в стационарах
Санитарная просветительная работа в условиях стационаров концентрируется на донесении до пациентов знаний о правилах гигиенического поведения в больнице и после выписки из нее. Лечащий врач и медицинская сестра консультируют больного по общим вопросам гигиены, дают рекомендации, способствующие скорейшему выздоровлению.
В стационарах для пациентов организуют лекции, беседы, вечера вопросов и ответов, вовлекают больных в тематические дискуссии. Эти формы пропаганды и агитации проводятся как в индивидуальном порядке, так и в группах, объединенных общей проблематикой одного заболевания, вредных привычек или образа жизни. Санитарное просвещение в очагах эпидемий направлено на призыв к больным о скорейшей госпитализации, такая же работа проводится с ближайшими родственниками пострадавших лиц. Проводится санитарный инструктаж населения охваченной эпидемией области.
Инструктаж и обучение
Обязательные курсы санитарного просвещения проходят работники некоторых специальностей:
продавцы продуктовых товаров;
работники водопроводных станций и жилищного сервиса и пр.
Для каждой категории занятости существует определенный курс, зависящий от особенностей, специфики деятельности.
Предметами, обязательными к изучению, вне зависимости от сферы деятельности, являются:
охрана окружающей среды.
общественное здоровье (охрана водных источников, атмосферы, утилизация и уборка отходов, профилактика профессиональных заболеваний).
охрана здоровья сотрудника (общие правила гигиенической и санитарной безопасности, соблюдение ТБ на рабочем месте, использование средств индивидуальной защиты на производствах и т. д.).
Значительное место в гигиеническом воспитании населения и пропаганде ЗОЖ отводится средним медицинским работникам. Медицинские сестры работают под непосредственным руководством врача, что должно обеспечивать взаимосвязь и преемственность в гигиеническом воспитании пациентов. Медицинская сестра продолжает воспитательную работу с пациентом, начатую врачом.
Тематику и объем информации для больных, уровень подготовки медицинских сестер по вопросам пропаганды ЗОЖ определяет и корректирует врач.
Рационально построенная система профилактики дает высокий экономический эффект за счет предотвращения преждевременной смертности, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, сокращения расходов на выплату социальных пособий, содержание медицинских учреждений и др.
Роль санитарного просвещения состоит в активном формировании у граждан здорового образа жизни. Методами пропаганды и агитации медицинские и социальные работники убеждают граждан в необходимости соблюдать правила санитарной культуры. Конечной целью санитарно-гигиенического просвещения населения являются твердые убеждения, подкрепленные привычками и поступками, направленными на сохранение здоровья, умственную и физическую активность, участие в профосмотрах, профилактику болезней.
Методы и формы проведения санитарно-просветительной работы
Одна из задач медицинского и фармацевтического работника – убедить пациента осознанно принять здоровый образ жизни и быть для него личным примером.
Тактика информационной работы по усилению санитарно-просветительской работы среди населения должна достигнуть таких целей как:
— закрепление в массовом сознании системы ценностей здорового образа жизни, неотъемлемости профилактических мероприятий;
Для преодоления скептицизма, и наоборот, формирования позитивного отношения общества к собственному здоровью, в тактике информационной работы следует придерживаться следующих принципов:
1. Избегать общих рассуждений и акцентировать внимание на конкретных фактах.
2. Строго (по возможности) придерживаться той идеологической базы, которая предусмотрена программой и планом информационно-разъяснительной работы.
3. Учитывать специфику каждой целевой аудитории и соблюдать принцип адресной направленности информационных сообщений, в какой бы форме (или жанре) они ни преподносились.
Также целесообразно сделать особый акцент на экономической и психологической выгоде для граждан заботы о собственном здоровье.
Санитарно-просветительская работа ставит цель выработать у населения убеждение в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни на основе знаний о причинах заболевания, методах их предупреждения и поддержания организма в здоровом состоянии.
Следует четко различать общность и различие пропагандистской и агитационной работы. Агитация всегда ориентирована на конкретного адресата (детей, подростков, взрослых, рабочих и т.д.) и побуждает их к позитивным реакциям. Если пропаганду рассматривать как распространение идей и знаний, то смысл агитации состоит в побуждении к действию на основе пропагандистских рекомендаций.
Конечной целью санитарно-просветительной работы является не распространение информации о предмете, а формирование убеждений, выработанных у слушателей в результате приобретения им знаний. Поэтому необходимо знать путь, который проходит информация, прежде чем она реализуется в поступках конкретных лиц, с которыми проводилась работа.
Эта цепь в общем виде имеет следующий вид:
Таким образом, целью санитарно-просветительной работы является воспитание у человека правильных убеждений, направленных на сохранение и поддержание своего здоровья, профилактику заболеваний. Без убеждений невозможны эффективная профилактическая работа и формирование здорового образа жизни как конечная цель профилактики.
Успех санитарно-просветительской работы во многом определяется знанием психологии аудитории, а формы и методы работы зависят от конкретных коллективов.
Целью санитарного просвещения является повышение санитарной культуры населения, что имеет большое значение для формирования здорового образа жизни, для охраны и укрепления здоровья.
— пропаганда гигиенических знаний;
— пропаганда здорового образа жизни, навыков и форм поведения, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
— популяризация общемедицинских знаний в целях раннего обращения и диагностики заболеваний;
— привитие практических навыков по оказанию само- и взаимопомощи при травмах и заболеваниях.
Министерством здравоохранения РФ установлено, что ежемесячно для пропаганды медицинских знаний предусматривается не менее 4 часов рабочего времени каждого специалиста. Поэтому все медицинские и аптечные работники по роду своей деятельности являются пропагандистами медицинских знаний среди населения.
Для выполнения работы по санитарному просвещению населения требуются определенные знания и навыки.
Обязательным условием эффективности просветительной деятельности является ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения. Она должна планироваться на год (или другой временный период). Эффективность санитарного просвещения во многом зависит от учета особенностей аудитории, ее интересов, культурного уровня, возраста и т. п.
Формы и методы санитарно-просветительной работы:
В зависимости от аудитории, на которую направлена санитарно-просветительская работа, она может быть массовой, коллективной и индивидуальной.
Методы просветительной деятельности:
— индивидуальное воздействие (личная беседа);
— групповое воздействие (дискуссии, лекции, групповые беседы, вечера вопросов и ответов);
— методы массовой информации (санбюллетени, памятки, доски вопросов и ответов и т.д.).
Вышеприведенные методы санитарно-просветительной работы осуществляются в активной и пассивной форме.
Активные формы включают проведение бесед, выступлений, лекций, докладов.
К пассивным формам относятся издание научно-популярной литературы, статей, листовок, памяток, плакатов, санпросветбюллетеней, проведение выставок, показ кинофильмов и др. Между этими формами имеется тесная взаимосвязь.
Преимущество активных форм работы заключается в непосредственной взаимосвязи агитаторов с населением, что обеспечивает наибольший эффект воздействия работы. В свою очередь, пассивные методы работы не требуют присутствия медицинского или фармацевтического работника, воздействуют большее время и на неограниченную аудиторию. Недостаток ее состоит в отсутствии обратной связи между агитаторами и агитируемыми. Однако повышение качества пропаганды позволяет усилить эффект пассивных форм санитарно-просветительной работы.
Гораздо более действенными способами являются такие формы работы, как, например, организация на базе медицинских организаций так называемых «школ здоровья», в которых пациенты проходят комплексную программу диагностики и лечения под наблюдением специалистов, или создание подобных виртуальных «школ» на общественных медицинских ресурсах в Интернете.
Ведущим направлением санитарного просвещения является пропаганда здорового образа жизни, которая охватывает все разделы гигиены:
— труда в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве,
— борьбу с травматизмом,
Задача санитарно-просветительной работы – учить людей, как сохранить здоровье, как предупредить болезнь. Не рекомендуется сообщать населению подробности о клинической картине, о течении болезни, об объективной симптоматике, тем более о применении лекарств. Информировать целесообразно лишь о первых субъективных признаках начинающейся болезни, способствуя тем самым своевременному обращению за медицинской помощью.
— наглядный (изобразительный) методы санитарного просвещения.
К устному методу относятся:
— вечера вопросов и ответов,
— выступления по радио.
Подобные средства обеспечивают непосредственный контакт выступающего со слушателями – важнейшее преимущество живого слова пропагандиста.
Наиболее широко используемое средство устной пропаганды – лекция. Читаются лекции и ведутся беседы в сочетании с другими средствами санитарного просвещения (организация выставок на соответствующую тему, распространение санитарно-просветительной литературы).
Беседой можно назвать 10-15-минутное выступление специалиста здравоохранения в актовом зале, жилом доме, в мастерской и т. д. За основу беседы берут материал организационного, практического характера, построенный на конкретных фактах, примерах.
Задача таких выступлений – рассказать, что и как надо делать для предупреждения болезни и т.д. Метод устной пропаганды больше, чем другие, широко применяется при проведении занятий в кружках, на курсах в школах здоровья, предусматривает плановое распространение медицинских знаний, систематическое гигиеническое воспитание населения.
Средства печатной пропаганды чрезвычайно многообразны:
Наглядный (изобразительный) метод санитарного просвещения предполагает использование:
— живописных и других средств.
С целью воздействия на формирование у населения адекватного отношения к личному и общественному здоровью. К ним относятся фотографии, рисунки, плакаты, муляжи, специально изготовленные в качестве изобразительных средств или наглядных пособий, диафильмы.
Другое важное направление санитарного просвещения – пропаганда мероприятий по профилактике болезней и борьбе с ними.
Прежде всего, профилактика сердечно-сосудистых (атеросклероз, гипертоническая и ишемическая болезни и др.) и онкологических заболеваний, особенно предраковых состояний. В числе непременных остаются противовенерическая, противотуберкулезная пропаганда, профилактика простудных заболеваний.
2) что такое профилактика?
Профилактика в широком социальном смысле – это система социально – экономических и специфических мероприятий, направленных на предотвращение заболеваемости, укрепление здоровья и продление творческого долголетия людей.
Профилактика в здравоохранении (от греч. prophilacticos – предохранение, предупреждение) – практическая деятельность, посредством которой удается добиться сохранения и улучшения здоровья народонаселения, воспитания здорового молодого поколения, обеспечения высокой трудоспособности и продолжительной активной жизни.
На всех этапах развития здравоохранения профилактическое направление в нашей стране было и остается основополагающим принципом, идеологией охраны здоровья народа. Различают индивидуальную и общественную, первичную, вторичную и третичную профилактику.
Индивидуальная профилактика включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни, к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному питанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения и др.
Общественная профилактика включает систему социальных, экономических, законодательных, воспитательных, санитарно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной профилактики во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.
Практическое осуществление общественной профилактики требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских организаций, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.
Первичная профилактика нацелена, во-первых, на исключение из жизни общества факторов, способствующих снижению адаптационных возможностей людей и появлению заболеваний (загрязнение окружающей среды, неблагоприятные условия труда и быта, вредные привычки, нервно – психические перегрузки) и, во- вторых, на проведение иммунизации. Однако негативным фактором является пренебрежительное отношение части населения к своему здоровью. Здоровый образ жизни может быть сформирован преимущественно путём повышения общей гигиенической культуры населения, формирования позитивных установок и мотиваций гигиенического поведения, усиления ответственности за охрану собственного здоровья.
Таким образом, первичная профилактика включает в себя как общественную профилактику (мероприятия, осуществляемые для охраны здоровья коллектива), так и индивидуальную (мероприятия, выполняемые человеком для охраны своего здоровья, меры личной гигиены в быту и на производстве).
Вторичная профилактика обеспечивается следующими мероприятиями:
— профилактические осмотры населения,
— раннее выявление заболеваний,
— наблюдение за больными и их оздоровление,
— при необходимости планомерное активное комплексное лечение.
Таким образом, состояние здоровья населения и объём работы в области вторичной профилактики непосредственно зависят от эффективности первичной профилактики, которая и осуществляется в процессе санитарно-просветительной работы.
Всем профилактическим мероприятиям должна предшествовать и сопутствовать санитарно-просветительская работа.