к подведомственности органов записи актов гражданского состояния загс относятся дела о

Статья 7. Полномочия органов ЗАГС

Информация об изменениях:

Областным законом Ростовской области от 31 августа 2001 г. N 169-ЗС статья 7 настоящего Областного закона изложена в новой редакции

Статья 7. Полномочия органов ЗАГС

Регистрация актов гражданского состояния осуществляется от имени Российской Федерации.

К полномочиям органов ЗАГС относятся:

1. Государственная регистрация рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени (фамилии, собственно имени, отчества), смерти.

2. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния.

3. Выполнение функций по восстановлению и аннулированию записей актов гражданского состояния.

4. Формирование архивного электронного фонда, обеспечение его учета и хранения.

5. Выдача повторных свидетельств и документов, подтверждающих факт государственной регистрации на основании имеющихся актовых записей.

6. Представление отчетов в областное управление ЗАГС и органы статистики в соответствии с установленными сроками и требованиями.

7. Организация и обеспечение автоматизированной информационной системы регистрации и учета актов гражданского состояния.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Статья 7. Полномочия органов ЗАГС

Статья 7. Полномочия органов ЗАГС

Регистрация актов гражданского состояния осуществляется от имени Российской Федерации.

К полномочиям органов ЗАГС относятся:

1. Государственная регистрация рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени (фамилии, собственно имени, отчества), смерти.

2. Исправление и изменение записей актов гражданского состояния.

3. Выполнение функций по восстановлению и аннулированию записей актов гражданского состояния.

4. Формирование архивного электронного фонда, обеспечение его учета и хранения.

Информация об изменениях:

Областным законом Ростовской области от 5 февраля 2013 г. N 1045-ЗС пункт 5 статьи 7 раздела II настоящего Областного закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 13 февраля 2013 г.

5. Выдача повторных свидетельств и документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Информация об изменениях:

Областным законом Ростовской области от 30 мая 2012 г. N 869-ЗС в пункт 6 статьи 7 раздела II настоящего Областного закона внесены изменения

6. Представление отчетов в управление записи актов гражданского состояния Ростовской области и органы статистики в соответствии с установленными сроками и требованиями.

7. Организация и обеспечение автоматизированной информационной системы регистрации и учета актов гражданского состояния.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник

Узнать все о загсах

1. Что такое отделы ЗАГС, когда они появились и чем занимаются?

Кто, когда, у кого и где родился, с кем заключил брак, когда и где умер — в дореволюционной России эти сведения записывали в метрические книги и хранили служители церкви. Подобные записи велись и в синагогах. После Октябрьской революции для этого был создан специальный орган — управление записи актов гражданского состояния (ЗАГС).

При этом в некоторых случаях отделы ЗАГС просто фиксируют факты: например, сведения о рождении или смерти учитываются только на основании медицинских справок о рождении или смерти либо решений суда. А в некоторых случаях, помимо собственно регистрации, загсы также выполняют функцию перевода из одного гражданского состояния в другое (например, перемена имени, заключение брака, расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, по взаимному согласию).

Все эти сведения вносятся в реестр записей актов гражданского состояния. В случае необходимости вы можете обратиться в отдел ЗАГС либо в любой центр госуслуг «Мои документы» и получить повторное свидетельство или справку об акте гражданского состояния, зарегистрированном в период с 1926 года по настоящее время. Кроме того загсы могут истребовать документы об актах гражданского состояния у других государств, проставить апостиль на документах для их использования за границей и многое другое.

2. Чем загс отличается от дворца бракосочетания?

Главное назначение дворца бракосочетания — сделать незабываемым и торжественным день свадьбы или юбилей супружеской жизни. Поэтому во дворцах бракосочетания обычно есть красивые залы для проведения торжественных церемоний, предоставляются дополнительные свадебные услуги и так далее.

Всего в Москве шесть дворцов бракосочетания:

В загсах тоже можно заключить брак, в том числе в торжественной обстановке, но в целом спектр предоставляемых ими услуг гораздо шире.

Заключить брак можно только в отделах ЗАГС или дворцах бракосочетания, в некоторых случаях — в центрах «Мои документы». Но некоторые загсы проводят выездные церемонии на территории культурно-исторических объектов Москвы. Зарегистрировать брак на дому, в медицинской или другой организации можно только в том случае, если кто-то из пары не может явиться в загс или центр «Мои документы» из-за тяжелой болезни или по другой уважительной причине.

3. Какие услуги оказываются в загсах?

Также в отделах ЗАГС проводятся:

4. А в центрах госуслуг «Мои документы» — тоже загс?

Для удобства ряд услуг органов ЗАГС предоставляется в центрах «Мои документы». Это:

Источник

К подведомственности органов записи актов гражданского состояния загс относятся дела о

Статья 4. Органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния

Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 24.04.2020 N 147-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федеральных законов от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 26.05.2021 N 155-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Законом субъекта Российской Федерации определяются также место хранения записей актов гражданского состояния на бумажных носителях, место восстановления утраченных записей актов гражданского состояния, составленных органами местного самоуправления городских и сельских поселений на бумажных носителях.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 517-ФЗ, от 23.06.2016 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных им полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

(п. 2 введен Федеральным законом от 07.07.2003 N 120-ФЗ)

2.1. Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляются в соответствии с административными регламентами, принимаемыми на основании законодательства об актах гражданского состояния уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

До принятия административных регламентов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния могут осуществляться на основе административных регламентов, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные административные регламенты не могут противоречить законодательству об актах гражданского состояния, в том числе не могут содержать не предусмотренные таким законодательством дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к административным регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ)

2.2. Полномочия на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти могут быть возложены законом субъекта Российской Федерации также на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

В случае принятия субъектом Российской Федерации закона, указанного в абзаце первом настоящего пункта, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг осуществляет в том числе следующие полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом:

составление записей актов гражданского состояния;

выдача свидетельств о рождении и свидетельств о смерти;

передача паспортов умерших в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

передача на хранение в органы записи актов гражданского состояния составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти.

Порядок передачи составленных на бумажном носителе записей актов гражданского состояния, а также документов, послуживших основаниями для государственной регистрации рождения и смерти, в органы записи актов гражданского состояния устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Внесение исправлений и изменений в записи актов о рождении и смерти, составленные многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, а также их восстановление производится органами записи актов гражданского состояния.

На многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, на которые возложены полномочия в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, и их работников при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.

Контроль за осуществлением многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случае ненадлежащего осуществления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, такие полномочия могут быть изъяты в порядке, предусмотренном абзацем двенадцатым настоящего пункта, на основании представления уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

Порядок изъятия возложенных на многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг полномочий, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта, устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

(п. 2.2 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ)

(п. 2.3 введен Федеральным законом от 29.12.2017 N 438-ФЗ)

3. Государственная регистрация актов гражданского состояния граждан Российской Федерации, проживающих за пределами территории Российской Федерации, производится консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Контроль и надзор в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, производимой консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния:

вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, в том числе административные регламенты предоставления государственных услуг в сфере переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий;

координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение;

согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, а также к порядку представления такой отчетности;

осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий с правом направления обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, а также представлений об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий, которые подлежат обязательному рассмотрению. Порядок осуществления контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий утверждается федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации;

вносит Президенту Российской Федерации предложения об изъятии переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в иных случаях, установленных федеральными законами;

осуществляет надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при государственной регистрации актов гражданского состояния (за исключением вопросов, подлежащих контролю, указанному в абзаце шестом настоящего пункта), в том числе проводит проверки деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния, истребует документы и вносит предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации.

(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Руководитель федерального органа исполнительной власти, указанного в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, пользуется правами, установленными абзацами одиннадцатым и двенадцатым пункта 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

(п. 4.1 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

4.2. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

назначает на должность по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, указанным в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации;

утверждает структуру органов записи актов гражданского состояния;

самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами, предусмотренными пунктом 4 настоящей статьи;

обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, указанный в абзаце первом пункта 4 настоящей статьи, экземпляров нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам переданных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи полномочий, отчетности об осуществлении указанных полномочий, а также ежеквартального отчета о расходовании субвенций в федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 6 настоящей статьи.

(п. 4.2 введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 147-ФЗ)

5. Средства на реализацию передаваемых полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае наделения законом субъекта Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния органов местного самоуправления их финансовое обеспечение осуществляется за счет субвенций, предусмотренных для соответствующего субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

Субвенции зачисляются в установленном порядке на счета местных бюджетов согласно распределению, установленному органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(п. 5 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, а также в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, отчет о расходовании предоставленных субвенций.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 23.06.2016 N 219-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Средства на реализацию полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

(п. 6 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

7. Контроль за расходованием субвенций из федерального бюджета осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния и Счетной палатой Российской Федерации.

(п. 7 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7.1. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Иные полномочия, возложенные на органы записи актов гражданского состояния нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

(п. 7.1 введен Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае изъятия полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния их временное осуществление возлагается на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

(п. 8 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Порядок изъятия переданных органам местного самоуправления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния в связи с ненадлежащим осуществлением указанных полномочий либо в связи с образованием органов записи актов гражданского состояния устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

(п. 9 введен Федеральным законом от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

Источник

Статья 19 СК РФ. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния (действующая редакция)

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг:

признан судом безвестно отсутствующим;

признан судом недееспособным;

осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

Комментарий к ст. 19 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи зафиксирован общий принцип, согласно которому отсутствие общих несовершеннолетних детей и взаимное согласие супругов на расторжение брака дает им право расторгать брак в органах загса. Как было отмечено в п. 2 Постановления Пленума ВС РФ от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», расторжение брака по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, в силу п. 1 ст. 19 СК РФ производится в органах записи актов гражданского состояния независимо от наличия либо отсутствия между супругами спора о разделе имущества, являющегося их общей совместной собственностью, о выплате средств на содержание нетрудоспособного нуждающегося супруга. Исключение составляют случаи, когда один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака, например, отказывается подать совместное заявление о расторжении брака либо отдельное заявление в случае, когда он не имеет возможности лично явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления.

2. При наличии обстоятельств, указанных в п. 2 комментируемой статьи, расторжение брака в органах загса возможно и при наличии общих детей. Во всех этих случаях брак расторгается по одностороннему заявлению одного из супругов.

В случае расторжения брака по одностороннему заявлению одного из супругов право подачи заявления о разводе принадлежит супругу, не признанному безвестно отсутствующим или недееспособным и не осужденному на срок, превышающий три года. Если в момент подачи заявления в органы загса о разводе с супругом, осужденным на срок не менее трех лет, последний отбывал наказание, но ко времени регистрации расторжения брака был освобожден, регистрация развода в органах загса производиться не будет, за исключением тех случаев, когда у супругов нет общих несовершеннолетних детей и оба супруга согласны на развод.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака» (ред. от 06.02.2007) расторжение брака с лицами, признанными безвестно отсутствующими, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния. При обращении с таким иском к лицу, в отношении которого в течение года в месте его жительства отсутствуют сведения о месте его пребывания, судья разъясняет истцу порядок признания граждан безвестно отсутствующими (ст. 42 ГК РФ). Однако, если супруг не желает обращаться в суд с заявлением о признании другого супруга безвестно отсутствующим, судья не вправе отказать в принятии искового заявления о расторжении брака, а должен рассмотреть иск на общих основаниях.

Дела о расторжении брака с лицами, осужденными к лишению свободы, рассматриваются в случае подведомственности этих дел суду (в случае осуждения ответчика за совершение преступления к лишению свободы на срок до трех лет), с соблюдением общих правил о подсудности. Если исковое заявление о расторжении брака с лицом, осужденным к лишению свободы, принимается судом к производству в соответствии со ст. 28 ГПК РФ (по месту жительства ответчика), то надлежит исходить из последнего места жительства указанного лица до его осуждения (п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 N 15).

Возможны ситуации, когда оба супруга осуждены к лишению свободы на срок не менее трех лет. Брак таких лиц может быть расторгнут только в судебном порядке.

Недееспособными признаются граждане, которые не осознают характер совершаемых ими действий либо не могут руководить ими. Недееспособным гражданин признается в судебном порядке на основании проведения судебно-психиатрической экспертизы (п. 1 ст. 29 ГК).

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» вопрос о признании гражданина, страдающего психическим расстройством, недееспособным или ограниченно дееспособным следует решать с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими. Если судом будет установлено, что гражданин не может понимать значение своих действий или руководить ими, в том числе и при помощи других лиц, суд вправе на основании пункта 1 статьи 29 ГК РФ признать его недееспособным. В случае установления судом обстоятельств, свидетельствующих о том, что гражданин может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, суд вправе на основании пункта 2 статьи 30 ГК РФ принять решение об ограничении его дееспособности.

В соответствии со ст. 31 Закона об актах гражданского состояния началом, т.е. первой стадией административного порядка юридической процедуры расторжения брака, является подача супругами совместного заявления о расторжении брака. Согласно ст. 32 Закона об актах гражданского состояния данное заявление подается по месту жительства супругов (одного из супругов) или по месту государственной регистрации заключения брака. Супруги, желающие расторгнуть брак, подают совместное заявление о расторжении брака в письменной форме лично или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг в орган записи актов гражданского состояния. Заявление о расторжении брака, которое направляется в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью каждого заявителя. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

В совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. В совместном заявлении о расторжении брака также должны быть указаны следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства каждого из супругов;

национальность, образование, первый или повторный брак (указываются по желанию каждого из супругов);

реквизиты записи акта о заключении брака (наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация заключения брака, дата составления и номер);

фамилии, которые избирает каждый из супругов при расторжении брака;

реквизиты документов, удостоверяющих личности супругов.

На основании п. 2 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 г. N 1274 утверждена форма N 8 бланка заявления о расторжении брака по взаимному согласию супругов. В данном заявлении супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия.

3. Чтобы избежать непродуманных решений супругов, оформление расторжения брака и выдача свидетельства производятся органом записи актов гражданского состояния только по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака. Как следует из п. 4 ст. 33 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. от 18.06.2017), расторжение брака и государственная регистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака при предъявлении свидетельства о заключении брака, которое возвращается заявителям с отметкой о государственной регистрации расторжения брака. В случае утраты свидетельства о заключении брака, если государственная регистрация заключения брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о расторжении брака, предъявление повторного свидетельства о заключении брака не требуется.

4. Порядок расторжения брака в органах загса определен Законом об актах гражданского состояния. Требования к содержанию совместного заявления предусмотрены в п. 2 ст. 33 Закона об актах гражданского состояния.

Согласно указанному пункту в совместном заявлении о расторжении брака супруги должны подтвердить взаимное согласие на расторжение брака и отсутствие у них общих детей, не достигших совершеннолетия. В совместном заявлении о расторжении брака также должны быть указаны следующие сведения:

фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, гражданство, место жительства каждого из супругов;

национальность, образование, первый или повторный брак (указываются по желанию каждого из супругов);

реквизиты записи акта о заключении брака;

фамилии, которые избирает каждый из супругов при расторжении брака;

реквизиты документов, удостоверяющих личности супругов.

Супруги, желающие расторгнуть брак, подписывают совместное заявление и указывают дату его составления.

В случае если один из супругов не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния для подачи совместного заявления, волеизъявление супругов может быть оформлено отдельными заявлениями о расторжении брака. Подпись такого заявления супруга, не имеющего возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи супруга, совершенной на заявлении о расторжении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *