к понятию форма правления относится термин
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Политология. Тема 5. Политические институты и гражданское общество
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.
1. Основу социальной организации гражданского общества составляют …
сельские общины
большие социальные группы (классы)
политические институты
негосударственные социальные институты
органы местного самоуправления
2. Обладают ли субъекты Российской Федерации государственным суверенитетом?
да
нет
3. Форма государственного устройства — это …
способ формирования верховной власти
порядок взаимоотношений высших государственных органов
совокупность методов правления
структурно-функциональная организация политической власти
способ территориально-политической организации государства
4. Ключевые понятия левых партий:
регулируемый капитализм
экономическое планирование
традиционная мораль
законность и порядок
социальная защита
5. Государственный суверенитет – это … Какая из нижеприведенных характеристик относится к понятию государственного суверенитета?
независимость высших органов власти от общества
народ является источником всякой власти в обществе
народ обладает правом на свержение деспотического правительства
независимость государства от других государств
государство организует общественную жизнь на основе права
6. «Форме государственного устройства» соответствует термин …
монархия
республика
авторитарный режим
унитарное государство
7. Гражданское общество выступает …
системой принуждения
сферой принятия политических решений
способом регулирования всей системы общественных отношений
источником социального контроля органов государственной власти
8. Государственный суверенитет — это …
совокупность прав народа на свободу выбора политического строя
существование государства в рамках определенных границ
верховенство и независимость государственной власти
форма суверенной демократии
9. Парламентские республики:
Германия
Израиль
Великобритания
Дания
Италия
Испания
10. Ключевые понятия правых партий:
свобода
экономическая активность
интернационализм
вмешательство государства в экономику
свободное предпринимательство
опора на традиции и мораль
11. _________ является федеративным государством
Польша
Болгария
Австрия
Европейский Союз
Греция
12. Разновидность государственных объединений конфедеративного типа — …
кондоминимумы
автономии
международные организации
ассоциированные государства
договорные союзы
13. Гражданское общество отличается от других типов общества …
более высоким уровнем развития производительных сил
разделением общества на антагонистические классы
правовой защищенностью граждан
более высоким уровнем цивилизованности
самостоятельностью и независимостью от государства
сословно-корпоративным строем
14. Президентскими республиками являются:
Мексика
Сирия
Венесуэла
Перу
Бразилия
Россия
15. В президентской республике правительство несет ответственность перед:
парламентом
главой исполнительной власти
Верховным судом
президентом и его администрацией
президентом
Генеральной прокуратурой
16. Государство и его органы обладают исключительным правом на:
неэкономическое принуждение
владение собственностью на средства производства
принятие законов
взимание налогов и сборов
высшую и неограниченную власть в обществе
вмешательство в личную жизнь граждан
17. К институтам гражданского общества относятся …
общественные организации
законодательные органы власти
политические институты
суды
18. Для ____________ характерно формирование правительства на основе принципа парламентского большинства
президентской республики
парламентской республики
советской республики
дуалистической монархии
19. Унитарные государства:
Франция
Канада
Бельгия
Чехия
Индия
Мексика
20. ______________ представляет собой модель организации государственного управления, основанную на объединении политической компетенции Центром
федерализм
президентская республика
унитаризм
федеративное государство
абсолютная монархия
21. Обладают ли субъекты федерации правом сецессии?
да
нет
22. Основные функции групп интересов:
артикуляция интересов
интеграция группы
принятие законов в интересах группы
выдвижение на выборные должности своих кандидатов
информирование органов власти
политическая социализация граждан
23. Выделите основной отличительный признак политической партии
наличие организационной структуры
наличие программы
наличие фиксированного членства
борьба за власть
ориентация на конфронтацию с государством
24. Проведение партийных съездов является _____________ функцией партии
внешней
общей
коммуникативной
внутренней
частной
представительской
25. К понятию «форма правления» относится термин …
федерация
автономия
демократия
республика
тоталитаризм
26. Является ли монополия на нелегальное применение силы одним из признаков государства?
да
нет
27. Политология, в отличие от других наук, рассматривает понятие «государство» как …
форму организации общества
социальное единство людей
конкретно-исторические политические сообщества
основной институт политической системы общества
источник права и закона, упорядочивающий жизнь общества
28. Только государство выполняет такие функции, как:
защита национальных интересов
обеспечение национальной безопасности
защита национального менталитета
обеспечение национальной идентичности
поддержка националистических партий и движений
помощь бедным слоям населения
29. Базовые признаки государства:
суверенитет
наличие публичной власти и ее аппарата
политические партии
наличие права и государственной казны
территория, очерченная границами
оппозиция
30. Кадровые, массовые и строго централизованные политические партии выделил ____________
М. Дюверже
М. Острогорский
Р. Михельс
К. Хаусхофер
А. Бентли
31. _____________ группы интересов возникают неожиданно, в форме стихийной реакции на ту или иную ситуацию
неассоциативные
институционализированные
аномичные
ассоциативные
стихийные
32. Парламентская республика и парламентская монархия похожи:
принципом формирования правительства
политической ответственностью правительства перед нижней палатой парламента
правом президента распустить парламент
отсутствием института президентства
33. Один из признаков гражданского общества — …
существование официальной политической идеологии, обязательной для всех граждан
сплоченность народа вокруг единственной в стране партии
отсутствие разногласий в обществе по вопросам политики
государственная собственность на средства производства
политический плюрализм
34. М. Вебер определял государство как такой тип господства, который опирается на …
авторитет
легитимное насилие
традиции
бюрократию
суверенность
35. Абсолютные монархии в современном мире:
Бахрейн
Иордания
Непал
Оман
Катар
Кувейт
36. ______________ — это институт, который выражает интересы определенных социальных групп и стремится овладеть государственной властью для их реализации
лобби
группа давления
политическая партия
парламент
бюрократия
группа интересов
37. Правительство и парламент контролируются различными партиями при …
парламентской монархии
абсолютной монархии
президентской республике
парламентской республике
38. В структуру гражданского общества входят:
церковные организации
профессиональные объединения
бюрократия
лоббистские группы
депутатские объединения
государственные контролирующие органы
39. Понятие «форма правления» означает …
административно-территориальное деление страны
политический режим в государстве
категории государственных органов
структуру высших органов государственной власти и разделение полномочий между ними
40. Одними из основополагающих признаков гражданского общества являются:
юридическое равенство людей
горизонтальный тип отношений социальных субъектов
абсентеизм
наличие массовой идеологии
однопартийная система
41. Разделение власти между региональными правительствами и центральным правительством с наличием исключительной компетенции каждого из них характерно для …
конфедеративных государств
автономий
демократических государств
непризнанных государств
федеративных государств
децентрализованного федерализма
42. По идейным установкам партии делятся на:
классовые
кадровые
оппозиционные
либеральные
социал-демократические
Правоведение для чайников – 14. Формы правления
В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».
В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.
Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.
Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Монархия vs Республика
Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.
На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.
Почему же так происходит?
А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.
Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.
Формирование правительства и роспуск парламента
Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.
«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.