к правам второго поколения относятся
Три поколения прав человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Обозначенная классификация была предложена чешским ученым К. Васаком. Он связывал данные поколения прав с лозунгами, звучавшими во времена революции во Франции: “равенство”, “свобода” и “братство”. Стоит отметить, что это разделение является условным, так как по характеру конкретные права можно отнести к различным группам.
Предлагается более подробно рассмотреть каждое из предложенных трех поколений прав.
Первое поколение прав человека
Первое поколение политических и гражданских прав начинает свое существование в XVII и XVIII веках в процессе реформ в ходе французской, американской и английской революций.
Права, относящиеся к первому поколению, являются основой в институте прав человека. Они закреплены в международных документах в качестве неотчуждаемых, и не подлежащих какому-либо ограничению. Несколько западных специалистов склоняются к рассмотрению этих прав как собственных “прав человека”, предполагая, что права, относящиеся ко второму и третьему поколению, могут претендовать только на статус “социальных притязаний”.
Права человека, вытекающие из первого поколения, включают в себя личные права, основанные на естественных, и сформированных на базе позитивного права, политических правах. Более конкретно о них говорится в законодательстве тех государств, которые являются демократическими.
Отличительная черта политических прав в том, что они принадлежат только лицам, являющимся гражданами государства, и принадлежат им с момента получения гражданства определенной страны.
Первое поколение содержит те права, которые “сформулированы отрицательно”, так как они выражают некую “негативную свободу”, заключающуюся в обязывании государства не вмешиваться в область личной свободы, предоставляемой им гражданам.
Готовые работы на аналогичную тему
Права, относящиеся к первому поколению, содержатся в положениях Всеобщей декларации прав По данной теме мы уже выполнили реферат Основные положения всеобщей декларации прав подробнее человека 1948 года. Они преследуют цель обеспечения защиты людей от ограничения их свободы. В данном случае идет речь о следующих видах прав человека:
Указанные права признаются в качестве неотчуждаемых и не подлежащих какому-либо ограничению.
Второе поколение прав человека
Содержание прав второго поколения основывается на теории “формулирования в положительном ключе”, в отличие от прав первого поколения, ведь это поколение требует от государства особых усилий при воплощении их в жизнь.
Ко второму поколению прав человека принято относить социальные, экономические, экологические и культурные права.
Законодательное закрепление данные права получили в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года, а также во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Направленность рассматриваемых прав связана с обеспечением свободы участия в экономической, социальной, культурной жизни государства, а также социальной справедливости.
Так, второе поколение прав человека включает в себя следующие виды прав:
Права второго поколения отличаются от прав первого по своей природе. Для того, чтобы осуществить права, принадлежащие ко второму поколению, воздержание государства от вмешательства в сферу действия прав не является достаточным. Помимо этого стоят задачи по созданию социальных программ и ведению всесторонней хозяйственной и организационной деятельности, позволяющей обеспечить гарантию действия данных прав.
Третье поколение прав человека
Законодательное выражение закрепила ст. 28 Декларации По данной теме мы уже выполнили реферат Лицензионное производство подробнее прав человека 1948 года. Она провозгласила, что каждый обладает правом на международный и общественный порядок, в котором изложенные в Декларации права, подлежат полной реализации.
Реализация прав, входящих в третье поколение, основывается на совместных действиях людей конкретной общности. При этом ряд таких прав могут быть реализованы и одним индивидом, который принадлежит к определенный общности, например, это касается религиозных прав. Это говорит о том, что в качестве критерия определения данных прав, выступает специфика субъекта.
Третье поколение прав человека состоит из следующих видов “коллективных прав” человека:
Обозначенные права по своей принадлежности распространяются не на конкретного индивида, а на целые нации и народы.
Главными представителями теории выделения четвертого, пятого и шестого поколения прав человека являются О.Ю. Малинова и А.Б. Венгеров. Мнение этих ученых заключается в том, что четвертое поколение включает в себя право на мир, космос, право на ядерную безопасность, информационные и экологические права. Выдвижение прав в данную отдельную категорию они видят в необходимости развития научно-технического прогресса общества и всего человечества.
Разделение прав человека на пятое и шестое поколение диктуется расширением прав и степенью их защищенности. При этом данная позиция в науке находится только на уровне дискуссий, и далеко не все ученые и правоведы поддерживают такое мнение.
КОМПАС
Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи
Развитие прав человека
«Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны».
Венская декларация и программа действий, 1993
Обещания, обещания
Наши лидеры приняли от нашего имени огромное количество обязательств! Если бы все обещания, под которыми они подписались, были выполнены, наша жизнь была бы мирной, безопасной, здоровой и удобной; наши правовые системы были бы справедливы и обеспечивали всем одинаковую защиту; а наши политические процессы были бы открыты и демократичны и служили интересам людей.
Так в чем же загвоздка? Одна из причин, казалось бы, мелочь, состоит в следующем: политики – такие же люди, как и все мы, и они часто идут по пути наименьшего сопротивления, если они знают, что это им сойдет с рук. Так что нам нужно точно выяснить, какие обещания были даны от нашего имени, и начать добиваться их выполнения.
Вы всегда делаете то, что обещали? Даже если вам никто об этом не напоминает?
Какими правами мы обладаем?
Оказаться в тюрьме – не проблема. Проблема в том, чтобы не сдаться. Назым Хикмет
Мы знаем, что имеем право на соблюдение всех наших прав человека. Всеобщая декларация прав человека, Европейская конвенция о защите прав человека и другие соглашения охватывают широкий круг различных прав, поэтому мы будем рассматривать их в том порядке, в котором они разрабатывались и были признаны на региональном уровне или всем международным сообществом. Самый общепринятый способ классификации этих прав – выделение прав «первого, второго и третьего поколения», поэтому мы пока пойдем таким путем, хотя скоро увидим, что такая классификация может применяться с оговорками, а иногда и просто вводить в заблуждение. Эти категории не есть нечто строго очерченное, это всего лишь одна из многих классификаций различных прав. Большинство прав относится сразу к нескольким категориям. Например, право на выражение своего мнения является как гражданским, так и политическим правом. Оно необходимо для участия в политической деятельности, а также является основным для нашей личной свободы.
Гражданские и политические права (права первого поколения)
Эти права начали теоретически оформляться в XVII и XVIII столетиях, и в их основе лежали, главным образом, политические соображения. Постепенно стали признавать, что есть вещи, которые нельзя оставлять на усмотрение всесильного государства, и что люди должны иметь какое-то влияние на направление политики, касающейся их. Двумя центральными идеями были идея личной свободы и идея защиты личности от государственного произвола. Сегодня гражданские и политические права подробно изложены в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП) и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ), и они включают в себя такие права, как право на участие в управлении государством и право не подвергаться пыткам. Эти права традиционно рассматриваются многими – по крайней мере, на «Западе» – как наиболее важные права человека. В следующем разделе мы увидим, что такой взгляд является ошибочным.
Права человека чреваты политическими злоупотреблениями
В период «холодной войны» страны Советского блока подвергались жесткой критике за пренебрежение к гражданским и политическим правам. Те, в свою очередь, отвечали критикой в адрес западных демократий за игнорирование основных социальных и экономических прав. Этот вопрос мы еще рассмотрим. В обоих критических высказываниях был, по крайней мере, один момент истины. Это также доказывает, что права человека чреваты политическими злоупотреблениями.
«Ужас ситуации. заключается в том, что государства и международное сообщество, в целом, продолжают слишком часто мириться с нарушениями экономических, социальных и культурных прав, которые, если бы они произошли в отношении гражданских и политических прав, вызвали бы ужас и негодование и привели бы к совместным призывам о немедленном принятии мер для исправления ситуации».
Заявление Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, сделанное на Всемирной конференции по правам человека в Вене 1993 г.
Cоциальные, экономические и культурные права (права второго поколения)
Сначала желудок – а мораль потом.
Эти права связаны с совместной жизнью и работой людей, а также с удовлетворением их основных потребностей. Они основаны на идеях равенства и гарантируемого доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям. Эти права получали все большее международное признание под влиянием последствий начального периода индустриализации и подъема рабочего класса. Два этих фактора привели к появлению новых потребностей и новых представлений о достойной жизни. Люди осознали, что человеческое достоинство требует большего, чем просто невмешательство, предусмотренное гражданскими и политическими правами. Социальные, экономические и культурные права в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), а также в Европейской социальной хартии Совета Европы. Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям.
Социальные, экономические и культурные права основаны на идеях равенства и гарантированного доступа к основным социальным и экономическим благам, услугам и возможностям.
Коллективные права (права третьего поколения)
Список международно-признанных прав человека не остается неизменным. Хотя ни одно из прав, перечисленных во Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), за более чем 60 лет ее существования не было поставлено под вопрос, новые соглашения и документы уточнили и развили некоторые из основных концепций, заложенных в том основополагающем документе.
Право на развитие, право на мир, право на здоровую окружающую среду, право на гуманитарную помощь…
Однако эта категория прав вызывает и споры. Некоторые эксперты возражают против самой идеи причисления этих «коллективных прав» к правам человека, поскольку коллективные права принадлежат общностям людей или даже целым государствам. Они считают, что права человека могут принадлежать исключительно отдельным лицам. Это не просто спор о словах, поскольку есть опасения, что такое изменение в терминологии может дать некоторым диктаторским режимам «предлог» для отказа в правах человека (индивидуальных) во имя коллективных, например, резко ограничивая гражданские права ради «экономического развития». Иногда высказывается и такая озабоченность: поскольку предполагается, что гарантом прав третьего поколения станет не государство, а международное сообщество, определить ответственных будет невозможно. На кого или на что предполагается возложить ответственность за обеспечение мира на Кавказе или Среднем Востоке, или за защиту от уничтожения тропических лесов Амазонки, или за принятие мер против изменений климата?
И тем не менее, как бы мы ни решили называть эти права, есть общее мнение, что эта сфера требует дальнейших исследований и дополнительного внимания со стороны международного сообщества. Некоторые коллективные права уже признаны, в частности, в Африканской хартии прав человека и народов и в Декларации о правах коренных народов. Сама Всемирная декларация прав человека включает право народов на самоопределение, а право человека на развитие было сформулировано в Декларации Генеральной Ассамблеи ООН 1986 года. Право на развитие является неотъемлемым правом человека, в силу которого каждый человек и все народы имеют право участвовать в таком экономическом, социальном, культурном и политическом развитии, при котором могут быть полностью осуществлены все права человека и основные свободы, а также содействовать ему и пользоваться его благами. Статья 1 Декларация OOН о праве на развитие.
Есть ли права более и менее важные?
Связь между различными видами прав гораздо теснее, чем об этом говорят их названия.
Связь между различными видами прав гораздо теснее, чем об этом говорят их названия. В силу различных причин, как идеологических, так и политических, социальные и экономические права с трудом пробивали себе дорогу к признанию на одном уровне с гражданскими и политическими правами. Если для обычного человека является очевидным, что минимальный уровень жизни, жилье и приемлемые условия труда одинаково важны для человеческого достоинства, то политические деятели не всегда готовы признать это. Одна из причин этого, несомненно, в том, что обеспечение основных социальных и экономических прав каждого человека в мире потребовало бы грандиозного перераспределения средств. А политики хорошо знают, что это не та политика, которая завоевывает голоса.
Однако в этой логике имеет место недопонимание двух основных моментов.
Во-первых, гражданские и политические права ни в коем случае не являются чисто негативными. Например, для того, чтобы правительство гарантировало свободу от пыток, недостаточно, чтобы сами должностные лица правительства воздержались от мучения людей! Подлинная свобода от пыток требует создания сложной системы проверок и контроля: полицейских служб, юридических механизмов, свободы информации и доступа в места лишения свободы, и многое другое. То же самое относится к обеспечению права голоса и ко всем остальным гражданским и политическим правам. Другими словами, помимо воздержания от негативных действий эти права требуют от правительств позитивных шагов.
Во-вторых, социальные и экономические права (точно так же, как гражданские и политические) тоже требуют, чтобы правительства воздерживались от некоторых действий: например, от предоставления компаниям больших налоговых льгот, от стимулирования развития в тех областях, которые и без того уже относительно продвинуты, или от введения торговых тарифов, от которых страдают развивающиеся страны, и т. д.
Какие позитивные действия нужно предпринять правительству, чтобы обеспечить свободные и справедливые выборы?
«Как право на самоопределение, так и право на развитие… оба они являются индивидуальными и коллективными правами».
Чиди Анселм Одинкал
В действительности различные виды прав гораздо теснее связаны друг с другом, чем можно подумать, судя по их названиям. Экономические права сливаются с политическими, гражданские часто неотличимы от социальных. Названия прав полезны для составления общей картины, но они могут и вводить в заблуждение. Многие права могут подпадать под любую категорию, а реализация прав из одной категории может зависеть от того, как осуществляются права из другой категории. В этой связи уместно вспомнить, как это понимание зафиксировано в Венской декларации и в Программе действий 1993 года, где в параграфе 5 признано, что:
Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием.
Другие аргументы об «основных» и «других» правах
Наука наступает
Kaждый человек имеет право участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
Статья 27, ВДПЧ
Конвенция Овьедо Совета Европы
Еще одной областью, где новые права получают признание, является медицина. Новые научные открытия, в частности, в области генной инженерии и пересадки органов и тканей, выявили множество вопросов, связанных с этикой и правами человека. В результате научно-технического прогресса в этих областях пришлось задаться вопросами о самой природе жизни. Совет Европы ответил на этот вызов времени принятием нового международного соглашения: Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины (далее именуемая как Конвенция Овьедо). Соглашение вступило в силу в декабре 1999 года. Конвенция Овьедо подписана тридцатью и ратифицирована десятью государствами-членами Совета Европы. Она содержит рекомендации по ряду проблематичных вопросов, затронутых в предыдущем разделе.
Краткое содержание основных статей:
Любое вмешательство с целью создания человека, генетически идентичного другому человеку, живому или мертвому, запрещается.
Дополнительный протокол к Конвенции о защите прав человека и достоинства человека, Париж, 1998 г.
Генная инженерия представляет собой метод сознательного изменения унаследованных свойств организма путем внесения изменений в его генетический материал. Прогресс в этой области вызвал бурные споры по ряду различных вопросов, связанных с этическими нормами и правами человека. Например, можно ли разрешить изменение клеток зародыша, если это приведет к постоянным генетическим изменениям во всем организме и в последующих поколениях? Или можно ли разрешить клонирование человеческого организма из отдельного гена, если это позволено делать с мышами и овцами?
Должны ли быть ограничения в сфере научных исследований?
Развитие биомедицинских технологий также сделало возможной пересадку взрослых и эмбриональных органов и тканей из одного организма в другой. Подобно генной инженерии, это направление медицины таит в себе огромный потенциал для улучшения здоровья и даже спасения жизни людей. Но задумайтесь над некоторыми спорными вопросами, которые возникли вследствие прогресса:
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
Права человека — высшая ценность и достижение человечества. Часть третья. «Цифровые права»
Первые две статьи о правах человека мы посвятили историческому и теоретическому аспектам. Заключительный материал будет, пожалуй, самым интересным и футуристичным. И самым объёмным: сегодня мы публикуем его первую половину.
В третьей части цикла «Права человека — высшая ценность и достижение человечества» рассмотрим некоторые наиболее яркие и любопытные тенденции, определяющие современные научные взгляды на права человека. О многих из них читатель, возможно, никогда не слышал. Эти тенденции выводят нас за пределы общепринятого способа классификации прав человека по поколениям. Известно, что правами первого поколения считаются личные и политические права; социально-экономические и культурные — права второго поколения. К третьему поколению отнесены коллективные права.
Если следовать этой логике, то цифровые права надлежит относить к правам четвёртого поколения. Соматические — считать правами пятого поколения, а lex genetica, соответственно, изучает шестое поколение прав. К слову, соматические права человека и lex genetica — настолько крупные темы, что им следует удалить отдельное внимание. Поэтому, чтобы избавить читателя от сложного послевкусия, сегодняшний материал мы посвящаем исключительно цифровым правам. О двух других тенденциях поговорим в следующий раз. Каждый тренд из перечисленных нужно смаковать: поверьте, того сто́ит.
Но вернёмся к поколениям. На самом деле, ни одна из названных концепций не вписывается в поколенческую парадигму и классическую доктрину прав человека, хотя все они, безусловно, про права человека. Идеи, которые будут рассмотрены, зародились в 21 веке, развиваются на разных уровнях в самобытных формах и, что архиважно, эти вызовы обращены к каждому из нас.
Итак, начнём заключительную часть нашей трилогии.
А потом мы сломали интернет для мёртвых.
Всё давно к этому шло: у нас было всё меньше прав, а нас самих становилось всё больше. Комитет восстания мёртвых около года готовился к этому шагу — и однажды утром мы проснулись, а цифровых границ между нашими мирами нет, и мы можем влиять на что захотим.
Эпиграф взят из нового романа писательницы Татьяны Замировской «Смерти. net», антиутопии об интернете для мёртвых, всеобщем цифровом воскресении и изоляции. Такая себе постапокалиптическая реальность, история о том, каким будет мир, состоящий лишь из памяти о мире, цифровое зазеркалье. Замировская воплотила фантасмагорию, в которой «оцифрованные покойники» оказались в цифровом чистилище, но им там тесно, и они рвутся обратно. Книга вышла в начале 2021 года и уже претендует на бестселлерство. Если она вас заинтересовала, рекомендуем для начала ознакомиться с блестящей рецензией Галины Юзефович на неё.
Итак, аватары мёртвых хотят на землю, а живые люди стремятся в цифровой мир.
Мир цифры абсолютно экзистенциален, в нём можно полноценно жить: родиться, создав профиль в соцсети; существовать, моделируя себя, свой быт, окружение, контент; и умереть, удалив аккаунт. А после добиваться соблюдения своего права на забвение, требуя стереть «цифровые следы», или, напротив, взывать к вечной памяти через цифровой мемориал.
У жизни в Интернете есть несколько уровней юридического измерения. Любопытный кейс имел место в 2009 году во Франции. Конституционный совет Франции — аналог российского Конституционного Суда — дал оценку конституционности законопроекта, предусматривавшего возможность приостановления доступа к Интернету лиц, неоднократно нарушивших права интеллектуальной собственности посредством распространения в Интернете нелегальных копий объектов авторских прав. Очевидно, что воздействие будущего закона предполагалось широким: под него попали бы десятки тысяч французских граждан. Но этого не случилось.
В своём решении от 10 июня 2009 года Конституционный совет обратился к Декларации прав человека и гражданина 1789 года, которая провозглашает свободное распространение идей и мнений одним из самых ценных прав человека. Это означает, что каждый гражданин может свободно говорить, писать и публиковать, неся ответственность лишь за злоупотребление данной свободой в случаях, предусмотренных законом. Совет отметил, что в нынешнем состоянии средств коммуникации и значении Интернета для выражения идей и мнений данное право предполагает свободу доступа к соответствующим услугам. Фактически Конституционный совет признал доступ к Интернету одним из необходимых в современных условиях способов реализации свободы выражения мнений.
Так впервые на уровне официальных документов было артикулировано основополагающее цифровое право человека — право на доступ к Интернету. С одной стороны, это юридическая революция. С другой — очевидно, что Конституционный совет Франции исходил из первого поколения прав человека и велосипед не изобретал.
Но в научном сообществе развернулась дискуссия: стоит ли считать цифровые права правами нового поколения и иной природы или это те же права первых трёх поколений, только в Интернете? В рассмотренном кейсе использован скорее второй подход.
Отечественная юриспруденция также его разделяет. Например, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В. Д. Зорькин полагает, под цифровыми правами следует понимать «права людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, на доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности в сети Интернет». А профессор В. В. Невинский писал: «Сущность цифровых прав человека представляет собой квинтэссенцию природы, содержания, ролевого назначения и способов конституционно-правового регулирования прав человека, выражаемых в информационно-телекоммуникационной форме».
Словом, те же права, только в «цифре».
Но этим подходом отношение к цифровым правам человека не ограничивается. Да и не все цифровые права имеют «аналоговые» прототипы. Например, право на «цифровую смерть»: к какому из трёх поколений прав человека его можно отнести?
Даже цифровая жизнь оканчивается смертью: «всё, как у людей», как пел Егор Летов. Но человек мечтает о бессмертии, верит в загробную жизнь, ищет эликсир вечной молодости и нуждается в том, чтобы о нём помнили, или наоборот, желает, чтобы забыли о том, каким он был в отдельные минуты жизни. И вот, наконец, такая возможность появляется: самая правдоподобная иллюзия бесконечного бытия, жизнь после смерти, возможная даже для атеиста, и управление вечной памятью. Правда, в цифровом мире.
2. DIGITAL AFTERLIFE: «Ты никогда не умрёшь, ты будешь жить вечно!»
Международное право знает категорию «цифровое наследие». В 2003 году была принята Хартия о сохранении цифрового наследия, но речь в ней идёт не о наследии одного человека, а об «уникальных ресурсах человеческих знаний и форм выражения» как о достоянии всего человечества (статья 1).
Представьте себе, что сегодня уже существуют приложения и сайты, которые предлагают сценарии управления посмертным существованием. С их помощью можно создать личное цифровое наследие, которое, как завещание, будет вскрыто после физической смерти автора. Эти ресурсы обеспечивают сохранение и передачу архивов персональных данных согласно воле «завещателя». Многие знают о возможности выбора «хранителя» в Facebook — человека, которому владелец аккаунта делегирует права по управлению своей страничкой на случай смерти. Хранитель вправе запрограммировать перевод страницы «завещателя» в мемориальный статус. Возможно, вам попадались такие странички на Facebook. Вот, например, скриншот страницы глубоко уважаемой автором Елизаветы Петровны Глинки, известной как Доктор Лиза. Её не стало в конце 2016 года.
Можно пойти дальше: самостоятельно создать цифровой мемориал ещё при жизни и написать «цифровое завещание». Это позволяет, например, сервис Afternote. Его слоган: record your life story in a beautiful way («запиши историю своей жизни красиво»). Сервис предлагает: сделайте свои последние желания известными; оставьте сообщения для близких, которые они получат после вашей смерти; определите попечителей для ваших персональных данных.
Важный правовой аспект — судьба персональных данных после смерти человека. Вступивший в силу в 2018 году Европейский регламент защиты данных (General Data Protection Regulation) относит к персональным только те данные, которые принадлежат живым людям. Хотя, надо полагать, никто не хочет, чтобы его личная переписка и приватные фотографий стали достоянием наследников после смерти.
Но бывает и по-другому.
В 2012 году началось одно из самых резонансных дел в данной сфере. В Германии погибла пятнадцатилетняя девочка. Ещё в 14 лет она передала пароли от своих страниц в социальных сетях родителям (в обмен на то, что они разрешат ей ими пользоваться). Когда случилась трагедия, Facebook на основании сообщений в прессе сделал страницу девочки «мемориальной» ещё до того, как родители успели авторизоваться на ней. В итоге потянулись долгие годы судов, и только в 2018 году немецкая судебная система приняла решение в пользу родителей и постановила социальной сети предоставить им доступ к странице дочери в полном объёме.
3. RIGHT TO BE FORGOTTEN: «Прощай, позабудь и не обессудь. А письма сожги, как мост»
Так писал Иосиф Бродский. Слава Богу, он не успел воспользоваться right to be forgotten, и мы имеем возможность читать великие стихи поэта, в том числе на электронных ресурсах. Право на забвение актуально и при жизни, и после смерти.
Идея right to be forgotten не является изобретением нашего времени. Ещё в 19 веке американский юрист Луи Брандейс писал о «праве быть оставленным в покое» — предтече права на забвение. Но современная концепция «права быть забытым» родилась в Европе. Она предполагает, что у человека должна быть юридическая возможность при определённых условиях требовать удаления своих персональных данных из общего доступа через поисковые системы, то есть ссылок на те данные, которые, по мнению автора, могут нанести ему вред. Как правило, речь идёт об «устаревших, неуместных, неполных, неточных или избыточных данных или информации, законные основания для хранения которой исчезли с течением времени» (European Commission, Factsheet on the «Right to Be Forgotten» ruling (C-131/12)).
Первый кейс по этому вопросу был рассмотрен Судом Европейского союза в рамках дела по иску испанского гражданина Марио Костеха Гонcалеса против корпорации Google. Процесс в общей сложности длился с 2010 по 2014 год. Право на забвение было определено как право человека отозвать своё согласие на обработку персональных данных — даже и правдивой, изначально законно обрабатываемой информации, если она будет признана неадекватной, нерелевантной или чрезмерной по отношению к цели обработки (в том числе, в свете прошедшего времени).
Скажем так, субъект-носитель персональных данных передумал и больше не хочет делиться важной информацией о себе с целым миром.
Google вынужден был удалить «неадекватную, не соответствующую или больше не соответствующую действительности» информацию, а право обратиться с такой просьбой получил каждый европейский гражданин. Прецедент породил крупную дискуссию в научном мире. Высказывались мнения, что право на забвение противоречит целому ряду основных прав человека привычного первого поколения: свободе слова, свободе доступа к информации. Кроме того отмечалось, что абсолютизация right to be forgotten может привести к цензуре в Интернете, к фальсификации истории.
Международного признания right to be forgotten не получило, но в тех или иных вариациях оно существует в законодательстве многих стран. Во Франции как le droit à l’oubli — право, позволяющее осуждённому, отбывшему срок наказания и реабилитированному, возражать против публикации фактов о его незаконопослушном прошлом. Подобный принцип действует и в Великобритании. А в США в судебных отчётах не упоминаются имена несовершеннолетних, так как «ошибки, совершённые в юности, не должны негативно влиять на взрослую жизнь» (из статьи The Guardian «Explaining the ‘right to be forgotten’»).
В России с 2016 года действует свой вариант «права на забвение». Инструмент появился с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации». Документом, в частности, предписывается операторам поисковых систем по требованию гражданина прекратить выдачу сведений, позволяющих получить доступ к информации, являющейся недостоверной, а также неактуальной, утратившей значение для заявителя в силу последующих событий или действий заявителя, за исключением информации о событиях, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний, сроки привлечения к уголовной ответственности по которым не истекли, и информации о совершении гражданином преступления, по которому не снята или не погашена судимость.
Как работает этот механизм в России, сказать сложно. Поисковые сервисы не обязаны отчитываться о подобных запросах. За всё время «Яндекс» и Google публиковали статистику лишь однажды — весной 2016 года, то есть в самом начале действия закона. Кроме того, информация о подобных запросах защищается конфиденциальностью, поэтому чаще всего о праве на забвение «по-русски» мы узнаём из СМИ, когда героями становятся публичные персоны.
…Такие юридические дела творятся в цифровом мире. Как писал Курт Воннегут, «такова структура данного момента». Нам с этим жить и наблюдать дальнейшее развитие «правовых переменных».
А в следующем материале читайте окончание третьей части «Теория соматических прав и Lex genetica».