к правовым формам выражения методов управления относятся

Правовые формы выражения методов управления

к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся

к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся

к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся

Методы управления находят внешнее выражение в опреде­ленных формах. Следовательно, форма есть объективированное выражение сущности метода управления. Так как посредством форм практически реализуются методы управления, то от ис­пользования и совершенства тех или иных форм в значительной мере зависит эффективность применения методов управления, эффективность управленческой деятельности.

Многообразие методов воздействия, используемых в управле­нии, обусловливает существование различных форм их выражения. Эти формы могут быть правовыми и неправовыми. К последним относятся формы, посредством которых выражаются методы него­сударственного, общественного и иного воздействия.

Правовые формы выражения методов управления предусматри­ваются законодательством. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях и уставах, регламентирую­щих деятельность субъектов управления (органов, организаций, учреждений, должностных лиц). При этом для решения тех или иных управленческих дел субъекты управления должны использо­вать те формы, которые установлены законодательством специально для использования соответствующих методов воздействия. Несоблю­дение обязательной формы может повлечь ничтожность или оспоримость действий субъекта управления, юридическую ответственность.

Правовые формы выражения методов управления не должны быть тормозом в оптимальном использовании методов воздействия в решении вопросов управления.

К наиболее распространенным правовым формам выражения методов управления относятся: законы (основные и текущие), указы, постановления, положения, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на докумен­тах, служебные записки и др.

· Законы. Правовыми формами методов государственного управления высшего порядка являются Основные Законы — Конститу­ция Российской Федерации и конституции республик в составе Российской Федерации. Важное место в системе правовых форм выражения методов воздействия занимают конституционные и федеральные законы: законы об органах представительной и испол­нительной власти, органах самоуправления, кодексы и другие законодательные акты.

· Указы. Одной из форм выражения методов управления явля­ются указы Президента Российской Федерации, а также высших должностных лиц республик в составе России. Указы могут быть нормативного и индивидуального характера. К последним отно­сятся, например, указы Президента Российской Федерации о присвоении почетных званий, о награждении орденами и меда­лями Российской Федерации и др.

· Постановления. Эти акты принимаются органами представитель­ной и исполнительной власти, органами государственного управле­ния, иными органами и должностными липами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Поста­новления могут быть нормативными и индивидуальными, а также имеющими общее значение. Так, управленческие решения Прави­тельства Российской Федерации, носящие нормативный характер или имеющие общее значение, издаются в форме постановлений.

· Положения. Они утверждаются полномочными органами го­сударства. Положения могут быть общими (типовыми) и индиви­дуальными. В положении определяется правовой статус органа и организации или регламентируется порядок осуществления определенных действий в сфере управления.

· Уставы. В уставах, утверждаемых соответствующими государст­венными органами, содержатся правила (свод правил), регулирую­щие определенную деятельность, осуществляемую системой органов и подразделений (например, Устав патрульно-постовой службы милиции), или определяется правовой статус учреждения, органи­зации, либо регламентируется дисциплинарная ответственность работников ряда отраслей управления (транспорт и др.).

· Правила. В правилах, утверждаемых государственными орга­нами, содержатся нормы, определяющие порядок, процедуру совер­шения определенных действий в сфере управления. Например, в Правилах дорожного движения Российской Федерации установлен единый порядок движения на всей территории России.

к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся

· Инструкции. В инструкциях, которые утверждаются государ­ственными органами, содержатся руководящие указания, прави­ла, свод правил для выполнения определенных действий или служебных обязанностей. Инструкции могут регламентировать как деятельность органов, так и должностных лиц.

· Решения. Компетентные государственные органы, админист­рация субъектов Федерации, органы местного самоуправления и другие издают решения. Эти решения могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными. Особое место в системе решений занимают решения, которые предусматривают админи­стративную ответственность за нарушение содержащихся в них запретов, предписаний и других правил поведения.

· Распоряжения. В них выражаются методы управления, направ­ленные на разрешение оперативных и текущих вопросов управле­ния. Распоряжения как правовые акты издаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Федерации, админист­рацией органов местного самоуправления и др. Распоряжения, как правило, носят индивидуальный характер.

· Приказы. Наиболее распространенной правовой формой выра­жения методов непосредственного воздействия субъекта управле­ния на объект управления являются приказы. Они издаются руководителями государственных органов, предприятий, учрежде­ний и организаций, а также иными уполномоченными на то должностными лицами. По своим юридическим свойствам приказы могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными.

К правовым формам выражения методов управления отно­сятся акты управления, издаваемые (фиксируемые) в виде резо­люций на документах, предписывающих объекту управления выполнить конкретное задание или разрешающих управляемому совершение определенных действий, а также акты управления в виде служебных записок.

Методы воздействия выражаются также в устанавливаемых компетентными органами плановых заданиях, стандартах, нормативах. Экономические методы управляющего воздействия могут, кроме того, выражаться в гражданско-правовых, хозяйственных договорах, предусматривающих применение санкций за невыполнение условий договора.

Методы воздействия находят свое выражение в актах органов дознания и следствия (постановлениях и др.), судебных актах (приговорах, решениях, постановлениях, определениях), актах прокуратуры <протестах, представлениях, постановлениях и др.).

Правовые формы выражения методов управления в органах внутренних дел. Наиболее распространенной формой выражения методов управления, применяемых субъектами управления в органах внутренних дел (руководителями органов, служб, аппа­ратов, подразделений, предприятий, учреждений и иных коллек­тивов и групп сотрудников), являются приказы.

МВД России, МВД, ГУВД, УВД, а также иные уполномочен­ные на то органы внутренних дел утверждают (приказами) инс­трукции, уставы, положения. Совещательные органы коллегии МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принимают реше­ния, которые, как правило, проводятся в жизнь приказами соответствующего органа внутренних дел, а также принимают обращения.

В процессе текущего, оперативного управления субъекты управления в органах внутренних дел выражают свою волю (решения, предписания) в виде резолюций на документах, слу­жебных записок и в иных формах[134].

Источник

Правовые формы выражения методов управления

Методы управления находят внешнее выражение в определенных формах. Эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Правовые формы выражения методов управления предусматриваются законодательством. Обычно они закрепляются в специальных (общих и индивидуальных) положениях и уставах, регламентирующих деятельность субъектов управления (органов, организаций, учреждений, должностных лиц). К наиболее распространенным правовым формам выражения методов управления относятся: законы (основные и текущие), указы, постановления, положения, уставы, правила, инструкции, решения, распоряжения, приказы, резолюции на документах, служебные записки и др.

Указы.Одной из форм выражения методов управления являются указыПрезидента Российской Федерации, а также высших должностных лиц республик в составе России.Указы могут быть нормативного и индивидуального характера. К последним относятся, например, указы Президента Российской Федерации о присвоении почетных званий, о награждении орденами и медалями Российской Федерации и др.

Постановления. Эти акты принимаются органами представительной и исполнительной власти, органами государственного управления, иными органами и должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Постановления могут быть нормативными и индивидуальными, а также имеющими общее значение. Так, управленческие решения Правительства Российской Федерации, носящие нормативный характер или имеющие общее значение, издаются в форме постановлений.

Положения. Они утверждаются полномочными органами государства. Положения могут быть общими (типовыми) и индивидуальными. В положении определяется правовой статус органа и организации или регламентируется порядок осуществления определенных действий в сфере управления.

Уставы. В уставах, утверждаемых соответствующими государственными органами, содержатся правила (свод правил), регулирующие определенную деятельность, осуществляемую системой органов и подразделений (например, Устав патрульно-постовой службы полиции), или определяется правовой статус учреждения, организации, либо регламентируется дисциплинарная ответственность работников ряда отраслей управления (транспорт и др.).

Правила. В правилах, утверждаемых государственными органами, содержатся нормы, определяющие порядок, процедуру совершения определенных действий в сфере управления. Например, в Правилах дорожного движения Российской Федерации установлен единый порядок движения на всей территории России.

Инструкции. В инструкциях, которые утверждаются государственными органами, содержатся руководящие указания, правила, свод правил для выполнения определенных действий или служебных обязанностей. Инструкции могут регламентировать как деятельность органов, так и должностных лиц.

Решения. Компетентные государственные органы, администрация субъектов Федерации, органы местного самоуправления и другие издают решения. Эти решения могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными. Особое место в системе решений занимают решения, которые предусматривают административную ответственность за нарушение содержащихся в них запретов, предписаний и других правил поведения.

Распоряжения. В них выражаются методы управления, направленные на разрешение оперативных и текущих вопросов управления. Распоряжения как правовые акты издаются Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Федерации, администрацией органов местного самоуправления и др. Распоряжения, как правило, носят индивидуальный характер.

Приказы. Наиболее распространенной правовой формой выражения методов непосредственного воздействия субъекта управления на объект управления являются приказы. Они издаются руководителями государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, а также иными уполномоченными на то должностными лицами. По своим юридическим свойствам приказы могут быть нормативными, общего значения и индивидуальными.

К правовым формам выражения методов управления относятся акты управления, издаваемые (фиксируемые) в виде резолюций на документах, предписывающих объекту управления выполнить конкретное задание или разрешающих управляемому совершение определенных действий, а также акты управления в виде служебных записок.

Методы воздействия выражаются также в устанавливаемых компетентными органами плановых заданиях, стандартах, нормативах. Экономические методы управляющего воздействия могут, кроме того, выражаться в гражданско-правовых, хозяйственных договорах, предусматривающих за невыполнение условий договора применение санкций.

Методы воздействия находят свое выражение в актах органов дознания и следствия (постановлениях и др.), судебных актах (приговорах, решениях, постановлениях, определениях), актах прокуратуры (протестах, представлениях, постановлениях и др.).

Правовые формы выражения методов управления в органах внутренних дел. Наиболее распространенной формой выражения методов управления, применяемых субъектами управления в органах внутренних дел (руководителями органов, служб, аппаратов, подразделений, предприятий, учреждений и иных коллективов и групп сотрудников), являются приказы. МВД России, МВД, ГУВД, УВД, а также иные уполномоченные на то органы внутренних дел утверждают (приказами) инструкции, уставы, положения.

Совещательные органы коллегии МВД России, МВД республик в составе Российской Федерации, УВД (ГУВД) краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга принимают решения, которые, как правило, проводятся в жизнь приказами соответствующего органа внутренних дел, а также принимают обращения.

В процессе текущего, оперативного управления субъекты управления в органах внутренних дел выражают свою волю (решения, предписания) в виде резолюций на документах, служебных записок и в иных формах.

Дата добавления: 2015-05-05 ; просмотров: 3 | Нарушение авторских прав

Источник

Методы управления персоналом: что подходит именно вам?

к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть фото к правовым формам выражения методов управления относятся. Смотреть картинку к правовым формам выражения методов управления относятся. Картинка про к правовым формам выражения методов управления относятся. Фото к правовым формам выражения методов управления относятся

В HR-менеджменте есть несколько методов и техник управления персоналом: административные, экономические и социально-психологические. Все они раскрывают способы воздействия на людей с целью управления их деятельностью.

Административные методы управления персоналом

Поскольку такие методы основаны на осознанной необходимости дисциплины труда, чувстве долга и стремлении сотрудника работать в конкретной компании, то для них характерно прямое воздействие в виде регламентирующих и административных актов, которые необходимо исполнять.

Административные методы соответствуют правовым нормам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Сюда входит целый комплекс работ с персоналом: формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, подбор кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов, контроль за их исполнением, издание приказов и распоряжений.

Реализация административных методов осуществляется через управленческие воздействия на персонал, которые держатся на трех китах — властные отношения, дисциплина и система административно-правовых взысканий.

В целом можно выделить шесть типов воздействий на персонал:

1. Организационные воздействия

В основе этого типа воздействий — утвержденные внутренние нормативные документы: устав организации, организационная структура и штатное расписание, коллективный договор, должностные инструкции, правила внутреннего распорядка. Эти документы регламентируют деятельность персонала компании.

2. Распорядительные воздействия

Данный тип воздействия подразумевает соблюдение требований внутренних нормативных документов, к которым относятся приказы, указания, распоряжения, инструкции и др. Так, например, приказы от имени руководителя организации обязывает сотрудников точно исполнять принятые решения в установленные сроки. А распоряжения, как правило, издаваемые от имени заместителей руководителя по направлениям, становятся обязательными для исполнения в пределах конкретной функции. Что касается таких инструментов воздействия, как указания и инструкции, то они оперативно регулируют управленческий процесс, хотя затрагивают ограниченное число сотрудников.

3. Дисциплинарная ответственность и взыскания

Дисциплина подразумевает подчинение определенным правилам поведения. Поэтому за дисциплинарный проступок работодатель имеет право применить к сотрудникам такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение.

4. Материальная ответственность

Если сотрудник наносит компании ущерб в результате своих противоправных действий или, наоборот, бездействия, то он несет материальную ответственность.

5. Административная ответственность и взыскания

Применяются если сотрудник совершает административные правонарушения. Это может быть предупреждение, административный штраф, лишение специального права, дисквалификация.

6. Уголовная ответственность

Крайняя мера, которая грозит сотруднику в случае, если он совершает общественно опасное деяние в виде противоправных действий: посягательство на личность и на собственность (превышение власти и полномочий — мелкие хищения имущества, клевета, оскорбление); самоуправство (должностной подлог, злоупотребление служебным положением, получение или дача взятки, халатность); нарушение законов о труде (похищение или подделка документов, увольнение беременной женщины или кормящей матери).

Экономические методы управления персоналом

Работодатели могут воздействовать на персонал и исходя из экономических законов. Среди распространенных форм такого воздействия — материальное стимулирование, экономические нормы и нормативы.

Материальное стимулирование подразумевает определение уровня материального вознаграждения сотруднику (заработная плата, премии), а также компенсаций и льгот.

Выражает непосредственный интерес наемных работников, отражается в себестоимости продукции и распределяется между отдельными работниками в зависимости от затраченного труда, а также спроса и предложения на продукцию.

Компания может устанавливать своим сотрудникам стимулирующие доплаты и надбавки, заключив с ними коллективные договоры. Однако для некоторых категорий работников стимулирующие выплаты устанавливаются на законодательном уровне, в частности для тех, кто занят на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, работах в местностях с особыми климатическими условиями и т.д.

К экономическим методам управления персоналом относятся также гарантии и компенсации. Под гарантиями понимаются средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области трудовых отношений, в то время как компенсации — это денежные выплаты, возмещающие работникам затраты, которые связаны с исполнением ими обязанностей. Гарантии бывают при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда. Также гарантии и компенсации предоставляются при направлении в служебные командировки, при переезде в другую местность, при совмещении работы с обучением, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и др.

Помимо основной заработной платы, которая обеспечивает минимальный размер оплаты труда, работникам в некоторых случаях выплачивается дополнительная заработная плата (доплаты за неблагоприятные и вредные условия труда, надбавки за совмещение профессий и выполнение дополнительных обязанностей, доплаты за ненормированный рабочий день и т.д.).

Также работодатель может выплачивать своим сотрудникам премию за результаты труда, в зависимости от прибыли. Премии используются как способ материальной мотивации персонала в компании.

К экономическим методам управления персонала можно отнести и материальную помощь. Она выплачивается в виде компенсаций в чрезвычайных или экстремальных ситуациях (смерть сотрудника или его близких родственников, оплата лечения, несчастные случаи и др.).

Могут использоваться в качестве вознаграждения или компенсации, как дополнение к личным формам оплаты труда: пенсионное обеспечение, возмещение телефонных затрат, предоставление кредитных карт и т.д.

Социально-психологические методы

В основе этих методов лежат законы социологии и психологии, которые играют ключевую роль в HR-менеджменте. Социально-психологические методы включают в себя: психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата в коллективе), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.

С помощью социологических методов можно оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения целей, наладить в компании эффективные коммуникации.

К социологическим методам относятся: социологические исследования, оценка личностных качеств, партнерство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.

Психологические методы дают возможность сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных задач компании.

Психологические методы включают:

В качестве способов психологического воздействия на персонал можно рассматривать вовлечение, побуждение, осуждение, убеждение, подражание, принуждение, порицание, похвалу.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

Источник

Понятие и виды административно-правовых форм и методов государственного управления

Формы государственного управления и их классификация

Формы призваны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций управления, достижение целей управления с наименьшими затратами сил, средств и времени.

Характерная черта правовой формы управления заключается в том, что здесь наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный, подзаконный характер полномочий органов управления и их должностных лиц. Правовая форма управления отличается от других правовых форм деятельности государства (законодательной, правосудия) тем, что посредством этой формы практически организуется осуществление задач и функций управления, повседневное непосредственное руководство деятельностью предприятий, учреждений, организаций и других объединений в сферах и отраслях жизнедеятельности на основе и во исполнение законов.

Правовые формы государственного управления классифицируются по следующим основаниям:

1) по содержанию. По содержанию правовая форма государственного управления подразделяется на правотворческую (правоустановительную) и правоприменительную. Правотворческая управленческая деятельность заключается в разработке правовых норм, их усовершенствовании, изменении и отмене, т.е. в издании нормативных актов управления. Ее соотношение с другими формами правотворчества (законодательной деятельностью представительных органов) характеризуется подчиненностью, поскольку правотворческая деятельность органов исполнительной власти производится на основе и во исполнение законов, указов и других актов органов представительной власти и Президента Российской Федерации.

Правоприменительная деятельность органов и должностных лиц, осуществляющих управление, заключается в действиях субъектов управления по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта, под соответствующую норму права с целью принятия индивидуального акта, т.е. разрешения на основе норм права конкретных управленческих дел (вопросов).

Правоприменительная деятельность включает: установление фактических обстоятельств дела; поиск и выбор соответствующей нормы права, которую надлежит применить к данной ситуации (проверка подлинности юридической силы нормы, выявление пределов ее действия во времени и пространстве); уяснение смысла и содержания нормы, т.е. ее толкование; принятие по делу решения в виде индивидуального акта; исполнение акта применения нормы права.

По содержанию и свойствам правовых норм, применяемых органами государственного управления и их должностными лицами, в свою очередь правоприменительная деятельность подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную.

Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел и вопросов, для реализации прав и законных интересов граждан, государственных органов, предприятий, учреждений и организаций и других субъектов административного права в сфере управления.

Правоохранительная форма правоприменения направлена на охрану урегулированных юридическими нормами управленческих отношений и призвана обеспечить их неукоснительное соблюдение. Посредством этой формы деятельности разрешаются юридические споры, возникающие в сфере управления; осуществляется защита субъективных прав граждан, государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений, государственных и негосударственных служащих в сфере управления, применяются меры государственного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности.

По целенаправленности (целям использования) правовые формы управленческой деятельности подразделяются на внутренние и внешние. Правовые формы внутриуправленческой деятельности используются для решения организационно-штатных вопросов, ведения делопроизводства, руководства сотрудниками и структурными подразделениями внутри самого органа, а также управления нижестоящими по подчиненности органами. Правовые формы внешней деятельности используются в целях обеспечения выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой деятельности.

Внутренние и внешние правовые формы управления могут быть как правотворческими, так и правоприменительными.

Широко используется и устный способ (устные приказы, указания, распоряжения, команды). Этот способ часто применяется при решении вопросов оперативного характера.

Правоприменение может осуществляться при помощи определенных жестов, сигналов, движений, знаков и других конклюдентных действий, явно выражающих решение субъекта применения права.

Неправовые формы управленческой деятельности не требуют полного и строгого, определенного законом юридического оформления, не связаны с совершением юридически значимых действий и не влекут юридических последствий. К неправовым формам относятся формы выражения организационных действий и материально-технических операций по управлению.

Организационные управленческие действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, в их инструктировании, оказании практической помощи исполнителям на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и мероприятий по внедрению достижений науки и техники и др.

Материально-технические действия имеют вспомогательное значение, однако с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм государственного управления. К материально- техническим действиям, например, относятся составление справок, отчетов, ведение делопроизводства, оформление документов, размножение материалов и документов и др.

Методы государственного управления и их классификация

Под методами государственного управления понимаются способы (приемы) воздействия субъекта управления на объект управления, которые используются для достижения поставленных целей и задач управления, для реализации функций управления. Методы дают ответ на вопрос о том, как, каким способом наиболее рационально можно достичь целей управления.

Независимо от содержания и направленности методы управления обладают определенной организационной формой, под которой понимается вид воздействия, т.е. индивидуальное предписание (приказ, распоряжение и др.) или норма (правило поведения); характером воздействия (непосредственное воздействие, косвенное воздействие посредством создания стимулирующих или ограничивающих условий); способом воздействия (единичный, коллективный, коллегиальный); временной характеристикой (краткосрочные и долгосрочные); тактическим и стратегическим характером.

Сущность методов управления в государстве определяется его социальной природой. Субъекты государственного управления применяют методы воздействия в целях осуществления задач и функций государства, общества для решения экономических, социальных, оборонных, правоохранительных и иных задач.

Сложность и многогранность процессов управления обусловливают существование множества методов управления. Методы не исключают, дополняют друг друга, так как каждый метод характеризуется способом реализации целей управления.

Существуют два универсальных способа воздействия на сознание и волю людей убеждение и принуждение.

Убеждение, как метод государственного управления, заключается в моральном, психологическом, материальном воздействии субъекта управления на сознание и волю управляемых и направлено на то, чтобы управляемые добровольно выполнили волю субъекта управления. Однако, убеждение не всегда оказывается достаточно эффективным средством воздействия. Поэтому при необходимости используется метод принуждения, применяя который субъект управления оказывают необходимое внешнее воздействие на поведение объекта управления, воздействуют на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу подвластного, чтобы преобразовать его волю, добиться подчинения с целью выполнения задач государственного управления.

Методы убеждения и принуждения составляют всеобщие методы социального управления, включая и государственное управление. Вместе с тем в управленческой деятельности убеждение и принуждение выражаются в разнообразных вариантах, что дает основание для выделения более конкретных видов методов управления.

Вопрос о классификации этих методов в литературе решается неоднозначно. Выделяют административные, экономические, социально-психологические, а также комплексные методы управления. Указываются общие методы управления, относящиеся ко всей системе управления, и локальные, свойственные отдельным ее частям. Существуют и иные виды классификации.

Наиболее четким критерием классификации методов управления является характер воздействия субъекта управления на объект управления: прямой или косвенный. Методы прямого управляющего воздействия характеризуются односторонним непосредственным властным воздействием субъекта управления на поведение управляемых. Субъект управления принимает решение (приказ), исполнение которого носит обязательный характер. Невыполнение решения влечет для объекта управления отрицательные последствия (ответственность).

Совершенно очевидно, что в силу самой природы государственного управления методы прямого воздействия необходимы для нормального процесса управления. Методы прямого воздействия принято именовать административными методами управления. Методы косвенного управляющего воздействия на объект управления состоят в том, что с их помощью субъект управления достигает желаемого поведения объекта управления посредством воздействия на его интересы.

Управляемый становится в такие условия, в которых он сам заинтересован действовать должным образом не по прямому предписанию субъекта управления, а в силу того, что такое поведение стимулируется соответствующими средствами.

Поскольку стимулирующие средства чаще всего носят материальный характер, то они именуются экономическими методами управления. Вместе с тем в государственном управлении широко используются, наряду с административными и экономическими методами управления, методы морального, психологического воздействия на человека. В связи с этим выделяются в качестве самостоятельной группы социально-психологические методы управляющего воздействия.

Административные, экономические и социально-политические методы управления, характеризуя различные способы воздействия субъекта управления на объект управления, взаимосвязаны и взаимозависимы. Каждый из названных методов может иметь волевое предписание, экономическое содержание и оказывать социально-психологическое влияние. В управленческой практике методы не применяются изолированно друг от друга. Все методы управления должны соответствовать действующему законодательству по содержанию, целенаправленности и организационной форме.

В различных управленческих ситуациях, отраслях и сферах управления может преобладать использование тех или иных методов. Так, в сфере управления хозяйством предпочтение отдается экономическим методам. В социально-культурной сфере управления широко применяются социально- психологические методы. В управлении обороной преобладают административные методы.

Административные методы характеризуются «властью-подчинением», в них наиболее ярко выражается властная природа управленческой деятельности. Однако это не исключает при использовании административных методов воздействия на управляемых учета интересов последних, напротив, научное управление предполагает учет их интересов.

Административные методы управления классифицируются: по форме выражения; по юридическим свойствам; по способу воздействия на поведение объектов управления; по форме предписания. По форме выражения административные методы подразделяются на административно- правовые (выраженные в правовой форме) и административно-организационные (выраженные в совершении субъектом управления организационных действий).

По форме предписания административные методы могут быть подразделены на категорические (императивные), поручительные (например, вышестоящий орган исполнительной власти поручает выполнение нижестоящему органу функций, которые не входят в его компетенцию) и рекомендательные. В систему экономических методов входят: прибыль, премия, кредит и другие.

Социально-психологические методы управления направлены на создание в коллективе органа исполнительной власти благоприятного и устойчивого морально-психологического климата, способствующего успешному решению стоящих задач, установлению взаимопонимания между субъектом управления и объектом управления. К социологическим методам управления относятся: методы управления социально-массовыми процессами (например, регулирование движения кадров, распределение кадров, повышение престижа профессий и др.); методы управления коллективами, органами, группами, внутригрупповыми явлениями и процессами (планирование развития коллектива, повышение социальной и групповой активности, преемственность славных традиций и др.); методы управления индивидуально-личностным поведением (создание благоприятных условий труда для работников, формирование оптимальной системы управления, наличие элементов творчества в труде, воспитание у работников чувства ответственности за выполнение служебных обязанностей и др.).

К психологическим методам управления относятся: методы комплектования малых групп и коллективов на основе психологической совместимости работников, методы гуманизации труда, методы психологического побуждения, формирование мотивов труда, оказание доверия, методы профессионального отбора работников, обладающих такими психологическими характеристиками, которые наиболее соответствуют занимаемой должности и др.

Административные, экономические и социально-психологические методы государственного управления взаимосвязаны. Например, материальное стимулирование оформляется посредством издания полномочными органами юридических актов управления. Назначение на должность лица с учетом его психологического склада, характера и способностей оформляется актом уполномоченного на то органа. Поэтому недопустимо противопоставление административных, экономических и социально- психологических методов управления.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *