к региональным актам в области прав человека относится
Международные и региональные стандарты прав и свобод человека
Международно-правовые стандарты в области прав человека: понятие, общая характеристика
Понятие международно-правовых (или просто международных) стандартов в области прав человека (далее сокращенно – МСПЧ) в науке и практике применения международного права определяется не всегда одинаково. В одних случаях такими стандартами признаются все разнородные нормы международного права в области прав и свобод личности. К таким нормам относят правила международных договоров, резолюции международных организаций, политических договоренностей (примером такой договоренности могут служить Хельсинкский заключительный акт 1975 г. или документы Венской и Копенгагенской встреч), международные обычаи (Р.А. Мюллерсон). Похожая трактовка МСПЧ, только в «европейской» интерпретации, предлагается С.А. Горшковой, полагающей, что такими стандартами следует признавать правовые нормы конвенций и сформировавшееся на основе решений Европейского Суда и Комиссии по правам человека прецедентное право, на которые опирается правовая система европейских государств.
Представляется, что более близка к адекватной трактовке слова-термина «стандарт» (от англ. standard – образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов) трактовка МСПЧ как нормативного минимума, определяющего необходимый и достаточный уровень государственной регламентации прав и свобод человека и гражданина, а также реализации этих прав и свобод с законодательно допустимыми отступлениями в той или иной ситуации в форме превышения либо конкретизации данного минимума.
Другими словами, стандарты, выражающиеся обычно в виде положений конвенций, рекомендаций, принципов, правил, есть такие минимальные международно-правовые нормы, адресатом которых выступает все мировое сообщество либо группа государств, входящих в ту или иную международную организацию. При этом минимальность таких норм означает, что объем ее содержания таков, что всякое необоснованное (произвольное), т.е. осуществляемое за пределами законных установлений и предписаний, уменьшение этого объема (уменьшение количества прав, свобод человека и гражданина, предусмотренных «стандартной нормой») рассматривается как нарушение международного стандарта, влекущего за собой те или иные международно-правовые последствия.
Именно так стали пониматься общечеловеческие (международные) стандарты прав и свобод человека (а затем и отдельных категорий лиц – детей (ребенка), женщин, лиц, находящихся в местах лишениях свободы, лиц, ответственных за поддержание правопорядка и др.), начиная с Всеобщей декларации прав человека (1948) и двух документов универсального характера – Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного права об экономических, социальных и культурных правах, принятых в 1966 г.
Международные стандарты прав человека, составляя часть общей системы защиты прав человека, характеризуются рядом черт. К одной из таких относятся их функции. К числу основных функций МСПЧ относятся:
К числу функций МСПЧ напрямую не относится установление (определение) механизмов обеспечения соблюдения государствами МСПЧ. Тем не менее, это предусматривается посредством понятия международного обязательства государства, под которым принято понимать принятие тем или иным государством в соответствии с его конституционными процедурами законодательных, административных и судебных мер в целях закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод. Причем это обязательство фиксируется в международных (и, естественно, в национальных государственных актах-документах) посредством ратификационных процедур представительными (законодательными) органами власти государства. Невыполнение государством такого обязательства (как и всякого другого международного обязательства, взятого государством на себя) влечет за собой предусмотренную международным правом ответственность. В случае, касающегося невыполнения государством своих международных обязательств в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, речь может идти, скажем, о привлечении к этому возможностей международных судебных органов, специализирующихся в области прав человека (Европейский суд, Международный уголовный суд, Гаагский военный трибунал и др.).
В связи с выделением в литературе и в правозащитной практике универсальной (международной в полном смысле этого слова) и региональной (европейской, межамериканской, африканской, азиатской, арабской) систем защиты прав человека, актуализируется и вопрос о существовании двух категорий стандартов прав человека – международных и региональных. Не вдаваясь в анализ особенностей каждой из этих систем и соответствующих стандартов прав человека, заметим лишь следующее.
Под европейскими стандартами по защите прав человека понимаются признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах юридические нормы, включающие все жизненно необходимые права человека, а также механизмы их гарантии, защиты и обеспечения на практике. Признание и соблюдение прав человека и его основных свобод в соответствии с принятыми европейскими стандартами стали критерием определения степени верховенства права и уровня развития демократии в отдельных европейских странах. Происходит расширение и углубление содержания европейских стандартов в области прав и свобод человека, приобретающих силу норм международной морали и международного права.
Как можно видеть, в данном случае не говорится о минимальных нормативных требованиях, как в случае с международными стандартами. Тем не менее, международные стандарты прав человека практически мало чем отличаются от европейских стандартов в области прав и свобод человека (ЕСПЧ), хотя в теории прав человека порой предпринимаются попытки отграничить друг от друга те и другие. То, что в ряде случаев такие специфические отличия имеются, нет сомнений. Это, в частности, проявляется в особенностях формулировок отдельных прав и свобод, их гарантий, механизмов их осуществления. Так, например, ст.4 Всеобщей Декларации прав человека весьма кратко формулирует проблему недопустимости рабства, работорговли и подневольного состояния. А вот в ст. 4 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) этот стандарт уже достаточно подробно раскрывается в трех частях указанной статьи, включая и расшифровку термина «принудительный труд», который отсутствует во Всеобщей Декларации прав человека.
Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ)
Впервые международные стандарты прав человека в виде международных норм, касающихся прав и свобод человека, появились сначала в некоторых государствах в области защиты интересов религиозных и национальных меньшинств. Так, еще в 1555 г. в Аугсбургском мирном договоре (Германия) предусматривалось равенство католиков и лютеран в рамках Священной римской империи германской нации. Когда по Гентскому (1713) и Парижскому (1763) договорам французские колонии отошли от протестантской Англии, в них гарантировались религиозные права католиков.
После окончания Первой мировой войны возникла целая система договоров, в которых предусматривалась защита национальных и религиозных меньшинств во вновь возникших (прежде всего, на месте бывшей Австро-Венгерской империи) государствах. И хотя в этих договорах речь шла о защите меньшинств именно и только в этих государствах, образовавшихся на месте государств, проигравших войну, но не о меньшинствах проживающих в государствах-победителях, все же нельзя недооценивать то главное обстоятельство, что процессы осознания мировым сообществом необходимости защиты прав меньшинств и, что самое существенное, реальные процессы самой такой защиты начались.
Кроме заботы о правах религиозных и национальных меньшинств еще в XIX веке появились первые соглашения, направленные против рабства и работорговли. Первые такие попытки ограничить торговлю невольниками, предпринятые на международном уровне, берут начало с Венского конгресса 1815 г. и, особенно, Берлинской конференции по Центральной Африке 1884-1885 гг. На второй Брюссельской конференции (1890) была принята конвенция с целью положить конец преступлениям и опустошениям, порожденным торговлей африканскими рабами. Лигой Наций в дальнейшем был предпринят ряд дополнительных усилий в этой области.
Приведенные факты стали своего рода предвестниками активной нормотворческой работы в области защиты прав и свобод индивида, развернувшейся после Второй мировой войны в рамках созданной в 1945 году Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений. Нужно заметить, что Международная организация труда (МОТ), созданная еще в рамках Лиги Наций, занялась разработкой международных стандартов в области трудового права еще до войны. Однако наиболее активные и всеобъемлющие усилия в сфере защиты прав и свобод человека берут начало именно с Устава ООН. В Преамбуле этого поистине величественного документа в качестве одной из основных своих целей члены ООН провозгласили «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций».
Разработка и принятие в рамках ООН Билля о правах человека, включающего в себя ряд документов (Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах с Факультативным протоколом к нему и Пакт об экономических, социальных и культурных правах, открытых для подписания в 1966 г.), ознаменовали совершенно новый этап в развитии международных стандартов прав человека. Ведь в этот период речь шла уже не о каких-то отдельных правах, о защите какой-то особой категории лиц, а о правах всех индивидов практически во всех сферах общественной жизни. И хотя Всеобщая декларация, принятая в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и не являющаяся поэтому юридически обязательным документом, а также указанные Пакты охватывают практически весь спектр основных прав и свобод человека. Международное правотворчество в этой области продолжалось и продолжается до сих пор.
Разработка и принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ), длившиеся более трех лет (1945-1948 гг.), происходили в весьма сложной международной и дипломатической обстановке, когда появились самые первые признаки «холодной войны». Западные державы апеллировали к Французской декларации прав человека и гражданина 1789 г. и Конституции США 1787 г., в которых закреплялись естественные права человека, причем преимущественно политические и гражданские. Вначале эти государства были против включения в ВДПЧ экономических, социальных и культурных прав, поскольку они ими не рассматривались как права, данные от рождения.
Советский Союз, в свою очередь, ссылаясь по идеологическим и политическим соображениям на Конституцию СССР 1936 года, настаивал на включении в декларацию широкого спектра социально-экономических прав, а также прав народов на самоопределение, равенства прав каждого народа и национальностей в пределах государств. Но то же время СССР был противником включения в ВДПЧ нормы, по которой гражданин мог свободно покидать свою страну и возвращаться в нее.
Как можно видеть, основными препятствиями были идеологические и политические принципы и установки как западных государств, так и Советского Союза. Так, СССР полностью отрицая естественно-правовую доктрину, стоял на платформе марксистско-ленинского позитивизма, отрицал абстрактную свободу и столь абстрактные равенство и справедливость.
Тем не менее, 10 декабря 1948 года 48 голосами при 8 (в т.ч. СССР и другие социалистические страны) воздержавшихся Всеобщая Декларация прав человека была принята и сегодня ее авторитет столь же незыблем, как и в первые годы ее действия.
Всеобщая декларация прав человека не содержит обязательных норм, это – рекомендательный документ, обращенный ко всем государствам, ко всем нациям мира. Однако, некоторые государства включили многие положения ВДПЧ в тексты своих конституций (в т.ч. современная Россия). Более того, немало государств полагают, что положения ВДПЧ имеют характер прямого действия.
Несколько слов о структуре Декларации.
Особое место занимает Преамбула ВДПЧ. В ней определена морально-правовая основа стремлений мирового сообщества к охране и защите прав человека, заявляется о соединении негативных и позитивных прав и свобод в единой системе прав человека. В этом смысле огромное политическое, идеологическое и методологическое значение Преамбулы более чем очевидно.
В Декларации содержится 30 статей с изложением основных прав человека. В сущности, это настоящий и первый наиболее полный (для того времени – 1948 г.) каталог прав человека. Но наиболее четко представлены все же негативные права, представляемые как универсальные и «неотъемлемые» права.
«Позитивизация» трактовки прав и свобод в Декларации выражается наиболее полно в политических правах, а также тогда, когда речь идет о правопорядке и обязанностях человека, как условиях осуществления прав, и запрете деятельности, уничтожающей права и свободы.
Всеобщая декларация прав человека – особая веха в развитии современной цивилизации. Она является свидетельством того, что человечество поднялось на такой уровень своего развития, когда стало ясно, что людям нужен особый прочный ориентир всеобщей безопасности. Таким ориентиром, а, в сущности, всеобщим стандартом человеческого общежития, и стала Всеобщая декларация прав человека, на основе и в развитие которой были приняты в 1966 году международные Пакты о правах человека и другие документы универсального и регионального характера.
Региональные стандарты прав человека
Важнейшим элементом такой региональной системы защиты прав человека и выступают региональные (в данном случае – европейские) стандарты прав человека.
В западноевропейских странах такие стандарты действуют уже несколько десятилетий. В результате деятельности созданных Советом Европы основных контрольных механизмов (Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека) стало возможным говорить о возникновении понятий – «европейские стандарты по защите прав человека» и «Европейская система защиты прав человека».
Европейскую систему защиты прав человека составляют, прежде всего, действие и гарантии норм различных европейских конвенций по правам человека, которые стали практически нормами национальных законодательств едва ли не всех европейских стран, а также непосредственная деятельность Совета Европы, его контрольных органов, особенно Европейского Суда по правам человека, по обеспечению выполнения европейских конвенционных норм по защите прав человека. Нужно только иметь в виду, что нормы европейских конвенций в области прав человека основываются на общепризнанной европейским сообществом концепции, утверждающей, что государственные институты должны выполнять свои функции в интересах отдельных людей, которые имеют право пользоваться личной независимостью во всех случаях, за исключением лишь тех, когда речь идет о высших интересах общества.
Термин «европейские стандарты по защите прав человека» представляет более широкое понятие и включает как составную часть понятие «стандарты Совета Европы по правам человека», содержащее правовые нормы принятых этой европейской организацией ряда важнейших документов: Конвенции о защите прав человека и основных свобод; Европейской социальной хартии, Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейской хартии местного самоуправления; Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств и др. Особое значение в европейской системе защиты прав человека в последние годы приобретает принятая в 2001 году Хартия Европейского Союза об основных правах, основу которой составляет ЕКПЧ.
Несколько слов о месте и роли международных обычаев в системе международных стандартов прав человека.
Если МСПЧ – это все-таки прежде всего и главным образом международно-правовые нормы, разработка и принятие которых в виде конвенций, правил и т.п. требует официального согласования государств, заинтересованных в принятии таких норм, то международный обычай есть правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами, но не закрепленный в международных договорах или иных документах. Такие правила (обычные нормы) признаются сторонами (государствами), как правило, «молчаливо» или как бы «автоматически».
Несколько иначе обстоит дело с международными обычаями в области прав человека. Тут сначала должна складываться определенная внутригосударственная практика в области защиты прав и свобод человека, которую затем государства в своих взаимоотношениях признали бы для себя юридически обязательной. Для того, чтобы, например, правило о презумпции невиновности стало бы обычной нормой международного права, необходимо, чтобы единообразную внутреннюю практику различных государств они признали бы для себя обязательной и перед другими государствами. Такое признание возможно в международном договоре либо в резолюции международной организации, однако трудно все же признавать подобную внутреннюю практику молчаливо (что характерно для складывания обычных норм) обязательной в качестве обычной нормы международного права.
Разумеется, это не означает, что в сфере защиты прав и свобод личности нет места обычным нормам международного права, однако последовательность образования таких норм по сравнению с договорными нормами все-таки иная, чем в области, допустим, дипломатического или воздушного права. Если в этих подотраслях международного права вначале возникают обычные нормы, которые затем через их конкретизацию, уточнение и развитие приобретают и договорный характер, то в сфере международного сотрудничества по правам человека сначала появляются именно договорные нормы или же правила, закрепленные в резолюциях международных организаций; наиболее важные из них со временем и становятся общепризнанными путем приобретения ими качества обычных норм международного права.
Тем не менее, международный обычай сегодня имеет большое значение в сфере прав человека. Даже в таких универсальных договорах по правам и свободам личности, как международные Пакты о правах человека 1966 года, участвуют далеко не все государства. Однако, это вовсе не означает, что государства, не являющиеся участниками этих договоров по правам человека, обладают полной свободой усмотрения в этой области и могут поступать со своими гражданами по своему усмотрению. И в этом огромная заслуга принадлежит тем нормам и положениям указанных документов, которые приобрели с течением времени силу общепризнанных обычных международных норм.
Иногда высказывается мнение, что Всеобщая декларация прав человека в наши дни стала полностью обязательной для всех государств. В известном смысле, так оно и есть, поскольку, как ранее отмечалось, конституции многих стран ссылаются на этот документ. Большинство положений ВДПЧ вошли и получили свое дальнейшее развитие во многих международных договорах, на них ссылаются государства в дипломатических нотах, где речь идет о состоянии прав человека в других странах, на них опираются практически все международные организации при принятии своих резолюций.
И все же рассматривать все нормы Всеобщей декларации в качестве общепризнанных обычных норм вряд ли целесообразно. Если подходить к этому вопросу строго юридически, а не только с точки зрения благих намерений, следует скорее всего признать, что, во-первых, для отнесения норм Декларации к числу общепризнанных обычных норм-правил нет необходимой практики государств, а во-вторых, поскольку нормы ВДПЧ носят рекомендательный характер, то уже в силу этого императив им не присущ. Кроме того, одно лишь словесное признание обязательности Декларации еще далеко не достаточно, необходимо, чтобы эта обязательность была официально юридически закреплена в конституционных актах, что далеко не всегда имеет место.
Мировое сообщество выработало целый комплекс международных документов о правах человека. Достаточно сказать, что организация Объединенных Наций за время своего существования приняла более 70 международных документов в области прав человека: деклараций, конвенций, рекомендаций, пактов и т.п. Государства-участники международных договоров по правам чело века взяли на себя обязательства соблюдать зафиксированные в них права и свободы человека. Это означает, что соответствующие права и свободы носят не только внутригосударственный характер, но приобретают новое дополнительное качество: они становятся международными правами человека — самый высокий уровень правого регулирования. Как правило, в международных актах предусматривается создание контрольного механизма по наблюдению за выполнением государством взятых на него; обязательств. Отмечая важное значение международно-правового признания прав человека, следует в то же время иметь в виду, что эффективная защита и охрана этих прав становится возможной лишь после государственного признания этих прав, их юридического закрепления в национальном законодательстве. Иными словами, международные документы о правах человека действуют не самостоятельно, а через «внутреннее», национальное право, их надо воплотить в соответствующих законах внутри страны.
Характерной чертой регулирования в современной России прав и свобод человека и гражданина является их соответствие международным актам о правах человека. Мы можем отметить три уровня законов, регулирующих права и свободы человека и гражданина. Во-первых, международные акты о правах и свободах человека. В России признаются и гарантируются права и свободы согласно общепринятым принципам и нормам международного права, международным договорам РФ. Они являются составной частью российской правовой системы. Во-вторых, Конституция РФ содержит важнейшие положения основополагающих международных документов о правах человека. В-третьих, законы, которые и соответствии с международными актами и Конституцией регулируют те или иные права и свободы человека и гражданина. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным законом, то применяются правила международного договора.
Активность в разработке и принятии подобного рода документов была постоянной в течение длительного времени, ибо с демократической точки зрения совершенно нетерпимыми являются грубые нарушения прав и свобод человека. Однако воплощались эти идеи с трудом. И лишь XX век ускорил этот процесс. Среди многочисленных современных международных документов о правах человека следует назвать Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенцию о правах ребенка. Они составляют основу знаний о правах человека.
Особое место в ряду документов в области прав человека принадлежит Всеобщей декларации прав человека. Она была принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ООН) 10 декабря 1948 года. Это произошло вскоре после разгрома фашизма во второй мировой войне. Она стала важным юридическим итогом победы идей свободы и демократии над фашистским варварством. В Декларации отражен опыт борьбы за социальные права в XX веке. Ее назначение — служить «в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства». Отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Пренебрежение же и презрение к правам человека привели в свое время, в частности во второй мировой войне, к варварским актам, которые, как сказано в Декларации, возмущают совесть человечества.
За принятие Всеобщей декларации прав человека голосовало 48 делегаций. В знак признания всемирно-исторической роли этого документа 10 декабря отмечается теперь во всех цивилизованных странах мира как Международный день защиты прав человека.
И нельзя иначе как трагедию воспринять тот факт, что делегация СССР (вместе с делегациями Белорусской ССР, Чехословакии, Польши, Саудовской Аравии, Украинской ССР, Южно-Африканского Союза, Югославии) при голосовании за Декларацию воздержалась. Наша страна, внесшая самый большой вклад в победу, понесшая самые большие потери, не подписывала эту Декларацию вплоть до 1989 года. Более того, сама Декларация не публиковалась в массовой печати до 1989 года. Почему так произошло? Многие статьи Декларации были неприемлемы для царившей в стране политической власти.
Всеобщая декларация прав человека стала первым сводом общечеловеческих норм и ценностей, она подвела под права человека нравственную основу, подчеркнув такие качества людей, как достоинство и совесть. Впервые в истории человечества была принята декларация, которая распространяется на всех людей нашей планеты, независимо от национальности, расы, пола, вероисповедания, а также от того, в какой стране они живут. Провозглашенные Декларацией права и свободы принадлежат каждому жителю планеты Земля.
Декларация состоит из преамбулы и 30 статей. Несмотря на лаконичный характер документа, в ней получили закрепление права человека во всех основных сферах человеческой жизнедеятельности. Это — личные (гражданские) права и свободы, политические, а также экономические, социальные и культурные права человека.
В современную эпоху правовое положение человека в обществе считается соответствующим мировым стандартам демократии, если оно основано на трех естественных началах: праве на жизнь, свободе и личной неприкосновенности, равенстве. Такое соединение этих трех прав не случайно: свобода является высшей ценностью человеческой жизни, а личная неприкосновенность первой предпосылкой свободы.
В статьях 22 — 25 закреплены основные социально-экономические права человека, без которых не может быть обеспечено его достоинство.
Всеобщая декларация прав человека в статье 29 упоминает о том, что кроме прав есть обязанности: «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности». Единство прав и обязанностей составляет основу гражданственности.
В ноябре 1991 года в нашей стране была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина. Она воспроизвела в национальном законодательстве с некоторыми уточнениями и дополнениями Всеобщую декларацию прав человека.
Идеи и принципы, заложенные во Всеобщей декларации, получили дальнейшее развитие в многочисленных международно-правовых актах о правах человека.
Среди наиболее важных выделяются два пакта, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН 19 декабря 1966 года: Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах. Эти пакты имеют общее название «Пакты о правах человека».
Имеется много иных актов, принятых ООН в целях защиты прав и свобод отдельных групп населения (женщин, детей, инвалидов, беженцев и т. п.). В их ряду важное место занимают принятые Генеральной Ассамблеей ООН Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). О двух последних документах подробно мы будем говорить в 17-м параграфе.
Значение норм международного права в области прав человека состоит в том, что они, с одной стороны, обязывают государства реально обеспечивать закрепленные в международно-правовых актах права человека; с другой стороны, эти документы предоставляют конкретному человеку право требовать от государства выполнения его международных обязательств. Таким образом, международно-правовое признание прав человека самым непосредственным образом влияет на характер взаимоотношении общества и личности, на процесс обеспечения прав человека в каждом конкретном государстве.
В современном мире соблюдение и конкретное наполнение прав личности выступает важнейшим показателем внутренней и внешней политики государства, ее человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается ценности личности в отдельных государствах и в мире в целом.
Лучшие адвокаты нашего бюро «Сайфутдинов и партнеры» оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.
Если Вам нужна консультация адвоката по правам человека в городах Набережные Челны, Казань, Альметьевск, Нижнекамск, Мензелинск, Елабуга, Бугульма, Заинск, Сарманово, Менделеевск, Чистополь, позвоните нам: 8-917-251-21-84, 8 (8552) 58-04-20, 8-903-318-22-08 или напишите: mail@advokatrt116.ru
Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, жилищным, семейным, арбитражным, административным делам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)