к республиканским налогам относятся
К республиканским налогам относятся
Статья 20. Налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов
1. К налогам республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие налоги:
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1995 N 39-ФЗ с 01.04.1995 отменены отчисления (сбор) на воспроизводство, охрану и защиту лесов.
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
ж) транспортный налог;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ)
з) налог на игорный бизнес;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 27.12.2002 N 182-ФЗ, в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) налог на имущество организаций.
(пп. «и» введен Федеральным законом от 11.11.2003 N 139-ФЗ)
2. Налоги, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей территории Российской Федерации. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации.
(в ред. Закона РФ от 22.12.1992 N 4178-1, Федерального закона от 17.06.1999 N 112-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
Об отказе в принятии к рассмотрению запросов о проверке конституционности статьи 21, см. определение Конституционного Суда РФ от 05.02.1998 N 22-О.
Региональные налоги
Региональные налоги, как и федеральные, регулирует Налоговый кодекс РФ. В нем установлены минимальные и максимальные ставки, в границах которых законодательные органы в регионах определяют местную налоговую ставку.
Региональные налоги — это обязательные платежи, которые граждане и организации вносят в казну республики, области или края. Эти налоги уходят в федеральный бюджет и остаются в регионе.
Обязательные элементы налогообложения — это то, за что, когда и сколько нужно заплатить налогов. К ним относятся: объект, база, период, ставка, порядок исчисления и уплаты, сроки уплаты и льготы.
Элементы региональных налогов — это налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы.
Принципы налогообложения одинаковы для всей России, но ставки и льготы по региональным налогам различаются по субъектам федерации. Также в разных субъектах могут быть разные конечные даты для уплаты налогов и внесения авансовых платежей по налогам.
Функции региональных налогов
Региональные налоги не поступают в федеральный бюджет и полностью остаются в местной казне. Они идут на ремонт дорог, строительство школ и больниц, зарплату губернатора. Вот как это работает.
Если машина стоит на учете в Казани, скорее всего, она ездит по дорогам Казани. Владелец машины платит за нее транспортный налог в бюджет Республики Татарстан, а из бюджета ремонтируют объездную трассу возле Казани.
Собственник здания фабрики пуховых платков в Оренбурге платит региональный налог за владение зданием, построенным на территории Оренбурга. Уплаченный налог пойдет, например, на открытие фельдшерского пункта в поселке Оренбургской области.
Порядок установления
Региональные налоги устанавливаются государством, но местный законодательный орган — законодательное собрание области, государственный совет республики, краевая дума — сам решает, в каком размере и когда их платить. На региональном уровне также устанавливаются налоговые льготы, в дополнение к федеральным.
Что относится к региональным налогам
Налог на имущество организаций. Организации обязаны платить налог за владение недвижимым имуществом, кроме земельных участков.
Имущественный налог рассчитывается по кадастровой стоимости имущества на 1 января того года, за который платится налог, или по его среднегодовой стоимости.
В отличие от граждан, организации сами считают размер налога и платят его не раз в год, а квартальными авансовыми платежами. В конце года доплачивают остаток. Но регион может отменить обязательные авансовые платежи. Сроки уплаты налога тоже определяют регионы.
Налоговая инспекция проверяет правильность расчета налогов. Для этого в течение месяца после окончания квартала организация предоставляет в ФНС расчеты и до 30 марта — налоговые декларации.
Предельные налоговые ставки в размере 2% от кадастровой стоимости имущества и в размере 2,2% от среднегодовой стоимости имущества устанавливаются налоговым кодексом — регионы вправе их уменьшить, но не увеличить.
Налог на имущество платят не все организации. Например, не платят церкви, организации инвалидов, коллегии адвокатов и участники проекта «Сколково».
Транспортный налог. Его платят те, на кого зарегистрированы машины: собственники или доверенные лица с правом владения и распоряжения.
Если вы продали машину, но не уведомили об этом ГИБДД, то налог продолжают начислять вам.
Налог начисляют не только за легковые автомобили, но и за другие транспортные средства, которые перемещаются по дорогам, воздуху или воде.
Надо платить за мотоциклы, автобусы, гидроциклы и снегоходы. Не надо платить за весельные лодки и специальные машины для инвалидов.
Размер налога зависит от мощности двигателя транспортного средства. Базовую налоговую ставку определяет федеральный налоговый кодекс, но региональными законами ставка может быть увеличена или уменьшена в 10 раз.
Региональные власти решают, как часто организациям нужно сдавать квартальные отчеты и платить авансовые платежи: каждые 3 месяца или раз в год.
Граждане и ИП обязаны платить транспортный налог до 1 декабря следующего года на основании налогового уведомления.
От уплаты транспортного налога освобождены многодетные семьи в 28 регионах России, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Оренбургской области, Адыгее, Хакасии, Чечне. Еще в 22 регионах для многодетных установлены местные льготы.
Налог на игорный бизнес. Организаторы азартных игр платят налог на игорный бизнес. Он рассчитывается по количеству игровых столов (от 50 000 рублей за одно игровое поле), игровых автоматов (от 3000 рублей за один) и точек приема ставок (от 10 000 рублей за каждую).
Налог на игорный бизнес платят каждый месяц до 20-го числа.
Специальные налоговые режимы
Специальные налоговые режимы устанавливаются для всей России, но региональные законодательные органы власти могут решать, кто вправе их использовать и на каких условиях.
К таким налоговым режимам относится единый сельскохозяйственный налог и упрощенная система налогообложения. Единый налог на вмененный доход находится в ведении муниципалитетов.
Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН. Индивидуальные предприниматели и хозяйства, которые разводят животных и выращивают овощи и фрукты, могут платить единый сельскохозяйственный налог вместо нескольких налогов на прибыль (или НДФЛ для ИП) и имущество. Так можно, только если больше 70% дохода связано с сельскохозяйственной деятельностью.
Для рыбных хозяйств и ИП есть дополнительное ограничение: за последние 2 года на предприятии должно работать не больше 300 работников.
Чтобы перейти на ЕСХН, подавайте заявление до 31 декабря. Новый порядок расчета будет со следующего года. Также перейти на ЕСХН можно в первые 30 дней после регистрации ИП или организации.
Ставка ЕСХН — 6% на сумму доходов за вычетом суммы расходов. Регион может снизить ставку по ЕСХН до нуля.
Отчитываться по ЕСХН и платить налог нужно раз в полгода.
Упрощенная система налогообложения — УСН. Применение упрощенной системы налогообложения заменяет уплату налогов на прибыль (для ИП — НДФЛ), имущество и частично — налог на добавленную стоимость.
Ставка по УСН «Доходы» — 1—6%, по УСН «Доходы минус расходы» — 3—15%. Региональные власти вправе снизить ставку по УСН до 0%.
На использование такого удобного налогового режима действует много ограничений. Например, нельзя применять УСН:
Если у бизнесмена нет ограничений по виду или масштабу деятельности, он может подать заявление в ФНС о переходе на УСН:
в течение 30 дней после регистрации организации или ИП;
в течение 30 дней после перехода с ЕНВД.
Составлять промежуточные отчеты и вносить авансовые платежи нужно каждые три месяца, финальные декларация и уплата налога — раз в год.
Единый налог на вмененный доход — ЕНВД. Налоговым кодексом установлены условия, на которых может применяться ЕНВД, но пока городские власти не напишут про ЕНВД в собственных законах, этот специальный режим не используют.
ЕНВД действует не на все виды деятельности. Например, он не распространяется на оказание услуг населению, розничную торговлю, общепит, наружную рекламу. Даже с подходящим видом деятельности нужны и правильные масштабы предприятия:
В отличие от других специальных режимов, не нужно ждать нового года, чтобы перейти на ЕНВД. Захотели — написали заявление в ФНС, и через 5 дней считайте налоги по усредненному доходу для вашей отрасли.
Сколько бы вы ни заработали, размер ЕНВД будет зависеть от физических факторов.
ЕНВД — это произведение:
Платить ЕНВД и подавать декларацию нужно ежеквартально.
К республиканским налогам относятся
С 01.01.2022 в наименование ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
НК РФ Статья 12. Виды налогов и сборов в Российской Федерации. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований по установлению налогов и сборов
(в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в абз. 1 п. 3 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в абз. 2 п. 3 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 307-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
С 01.01.2022 п. 3 ст. 12 дополняется абзацем (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
С 01.01.2022 в абз. 2 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах.
Местные налоги и сборы устанавливаются настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
(в ред. Федерального закона от 23.11.2020 N 374-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта Российской Федерации о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и органами местного самоуправления внутригородских районов.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливаются настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации.
С 01.01.2022 п. 4 ст. 12 дополняется абз. 6 (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
С 01.01.2022 в абз. 7 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены настоящим Кодексом. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.
С 01.01.2022 в абз. 8 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
Представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
С 01.01.2022 в абз. 9 п. 4 ст. 12 вносятся изменения (ФЗ от 11.06.2021 N 199-ФЗ). См. будущую редакцию.
При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются настоящим Кодексом.
6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные настоящим Кодексом.
7. Настоящим Кодексом устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 настоящего Кодекса, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены настоящим Кодексом, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
особенности определения налоговой базы;
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.
(абзац введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 232-ФЗ)
Классификация российских налогов
Налоговая система Российской Федерации подразделяет налоги на три вида:
Федеральные налоги
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные группы и виды товаров; налог на доходы банков; налог на доходы от страховой деятельности; сбор за регистрацию банков и их филиалов; налог на операции с ценными бумагами; таможенные пошлины; отчисления на воспроизводство материально-сырьевой базы, зачисляемые в специальный внебюджетный фонд РФ; платежи за пользование природными ресурсами; подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль с предприятий (подоходный налог); налоги, служащие источником образования дорожных фондов; гербовый сбор; государственная пошлина; налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения; сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образовываемых на их основе слов и словосочетаний; транспортный налог с предприятий.
Все суммы поступлений от налогов, указанных в подпунктах 1-7 и 16, зачисляются в федеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах 10 и 11, являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ, краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
Федеральные налоги (в том числе размеры их ставок), объекты налогообложения, плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.
Республиканские налоги
Все республиканские налоги являются общеобязательными.
К налогам республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов относятся следующие: налог на имущество предприятий (сумма платежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджет республики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районные бюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков); лесной налог; плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем; республиканские платежи за пользование природными ресурсами.
Налоги устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательными актами РФ.
Местные налоги
Из местных налогов (всего 22) общеобязательных только три: налог на имущество с физических лиц; земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
К местным налогам относятся следующие: налог на имущество физических лиц (сумма платежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения); земельный налог (порядок зачисления поступлений по этому налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством о земле); регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью (сумма сбора зачисляется в бюджет по месту их регистрации); налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; курортный сбор; сбор за право торговли (устанавливается районными, городскими, коллективными, сельскими органами исполнительной власти; уплачивается путем приобретения разового талона или временного патента и полностью зачисляется в соответствующий бюджет); целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организа-ционно-правовых форм, на содержание милиции, благоустройство территорий и другие цели (ставки устанавливаются соответствующими органами государственной власти, при этом годовые ставки сборов с физических и юридических лиц имеют определенные ограничения); налог на рекламу (уплачивают юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5% стоимости услуг по рекламе); налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров (устанавливают юридические и физические лица, перепродающие указанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки); сбор с владельцев собак (вносят физические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, не превышающем VV установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год); лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями (вносят юридические и физические лица, реализующие винно-водочные изделия населению); лицензионный сбор за право проведения местных аукционов и лотерей (вносят их устроители в размере, не превышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которую выпущены лотерейные билеты); сбор за выдачу ордера на квартиру (вносится физическими лицами при получении права на заселение отдельной квартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качества жилья); сбор за парковку автотранспорта (вносят юридические и физические лица за парковку автомашин в специально оборудованных для этого местах в размере, установленном местными органами власти); сбор за право использования местной символики (вносят производители продукции, на которой используется местная символика — гербы, виды городов и прочее, в размере, не превышающем 0,5% стоимости реализуемой продукции); сбор за участие в бегах на ипподромах (вносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязания коммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органами власти, на территории которых находится ипподром); сбор за выигрыш на бегах (вносят лица, выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме, в размере, не превышающем 5% суммы выигрыша); сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме (вносится в виде процентной надбавки к плате, установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы); сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами (вносят участники сделки в размере, не превышающем 0,1% суммы сделки); сбор за право проведения кино- и телесъемок (вносят коммерческие кино- и телеорганизации, производящие съемки, требующие от местных органов управления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленных местными органами власти); сбор за уборку территорий населенных пунктов (вносят юридические и физические лица в размере, установленном местными властями); налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
Большинство местных налогов устанавливается законодательными актами РФ и взимается на всей ее территории. Конкретные ставки налогов определяются законодательными актами республик или решением органов государственной власти краев, областей и т. д. Отдельные из местных налогов могут вводиться региональными и городскими органами власти и зачисляются в местные бюджеты.
Расходы предприятий и организаций по уплате налогов и сборов, указанных в пунктах 7 и 8, 20 и 21, относятся на финансовые результаты деятельности предприятий; земельного налога — на себестоимость продукции (работ, услуг). Остальные местные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счет части прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль.
Ответственность за правильность исчисления и уплаты налога несет налогоплательщик. В первую очередь уплачиваются все поимущественные налоги и пошлины (налог на имущество предприятия и др.), их сумма вычитается из налогооблагаемого дохода или налогооблагаемой прибыли. Затем уплачиваются местные подоходные налоги, после чего с оставшейся суммы рассчитываются и уплачиваются все остальные налоги (налог на прибыль и др.).