кадастровый учет с какого года начался
Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция
В России права на недвижимость подлежат госрегистрации. Право распоряжаться имуществом, проводить сделки с ним и другие юридические действия у собственников возникают после его госрегистрации. При этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе.
Рассказываем, в каких случаях требуется кадастровый учет недвижимости и как его провести.
Какими законами регулируется
В России существуют два закона, на основании которых осуществляются кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимость. Это Закон о кадастре недвижимости от 24.07.2007 N 221-ФЗ и Закон о регистрации от 21.07.1997 N 122-ФЗ. При кадастровом учете сведения об объектах вносятся в государственный кадастр недвижимости (ГКН), а госрегистрация прав и обременений вносится в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
Кадастровый учет недвижимости
Внесение сведений в ЕГРН о кадастровом учете может понадобиться как само по себе, так и вместе с регистрацией прав на недвижимость, отмечают в Росреестре. Ставить недвижимость на учет должен собственник независимо от его гражданства. Если владелец несовершеннолетний (до 14 лет), то за него это должны сделать родители или усыновитель, опекун. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, содержание права, основание его возникновения.
В каких случаях нужно ставить недвижимость на кадастровый учет
На кадастровый учет необходимо ставить недвижимое имущество в нескольких случаях:
Чаще всего кадастровый учет объектов недвижимости проводится одновременно с регистрацией прав. Это потребуется, если объект недвижимости:
Если характеристики объекта недвижимости не менялись, но у нее изменился собственник, то необходима только регистрация прав на недвижимость.
Наталья Тарасова, адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД:
— Земельный участок всегда стоит ставить на кадастровый учет, причем с определением границ, так как это гарантия того, что границы не будут нарушены, например соседями. Важно понимать реальные параметры участка, чтобы реагировать на какие-то изменения. Так, если площадь участка стала больше, дополнительные метры нужно будет узаконивать. Дом также стоит поставить на кадастровый учет, так как это исключает претензии со стороны налоговых органов и позволяет оценить параметры объекта. Постановка на кадастровый учет как дома, так и участка понадобится и при продаже, так как покупатели предпочтут полностью оформленные объекты.
Как проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете
Чтобы проверить, стоит ли недвижимость на кадастровом учете, можно воспользоваться онлайн-сервисом Росреестра. Для поиска укажите один из критериев:
Документы для кадастрового учета
Пакет документов при постановке недвижимости будет различным в зависимости от того, какой объект вы регистрируете — земельный участок, дом, машино-место или другое сооружение.
Для постановки дома на кадастровый учет потребуется заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план и межевой план участка, если он ранее не был размежеван. Составляют их кадастровые инженеры. Цена зависит от местоположения и площади объекта, в среднем цены начинаются от 8 тыс. руб. за участок 6 соток либо маленький домик до сотен тысяч рублей за «дворец» или большой массив земли, говорит адвокат Московской коллегии адвокатов ГРАД Наталья Тарасова. По ее словам, для перепланировки, перестройки или реконструкции дома также потребуется кадастровый инженер. На руках у вас должно быть заключение кадастрового инженера, техническое заключение или технический план.
Для начала нужно составить заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав. (ссылка на форму заявления)
Документы, прилагаемые к заявлению о государственном кадастровом учете:
Сформировать перечень документов, необходимых для конкретного случая заявителя, поможет сервис Росреестра.
Подать заявление и документы можно любым удобным способом: через сайт Росреестра, центры госуслуг «Мои документы», по почте или курьером.
Сколько стоит поставить недвижимость на кадастровый учет
Постановка на государственный кадастровый учет осуществляется без взимания платы с заявителя. За осуществление государственной регистрации прав предусмотрена государственная пошлина.
Согласно ст. 333.17 Налогового кодекса госпошлина для физлица составляет 2 тыс. руб., для юрлица — 22 тыс. руб.
Сроки предоставления услуги
Операции по государственной регистрации прав и кадастровому учету недвижимости в различных случаях осуществляются в срок от пяти до 12 рабочих дней.
Чем подтверждается кадастровый учет
Кадастровые паспорта объектов недвижимости перестали выдавать с 2017 года. Теперь после постановки на учет собственнику предоставят выписку из ЕГРН, подписанную квалифицированной электронной подписью. Документ отправляют на e-mail, его также можно получить в бумажном виде по почте или в центре «Мои документы». Способ получения документа указывается при подаче заявления на кадастровый учет.
Кадастровый учет с какого года начался
Учет земельных угодий на Руси начали вести в IX веке, когда территория страны была в 10 раз меньше современной. Первые межевые книги содержали, в основном, описания монастырских и церковных земель. Скоро реестр собственников расширился. Государство хотело знать, кто владеет землей, чтобы собирать налоги. На содержание армии и ведение войн требовались значительные средства.
Земля обретала все большую ценность и как товар. Знать и духовенство требовали укрепления своих прав. При Иване Грозном с этой целью начали вести «Писцовые книги». Сюда записывали имя владельца, и то, как он получил землю в собственность. «Писцовые книги» стали важнейшим доказательством прав и, во многом, прообразом современного единого государственного реестра прав. Сложнее дела обстояли с определением границ вотчин и поместий. Количество земли все еще исчислялось приблизительно. Значительно возросло количество межевых тяжб и споров. В конце XVII века появился свод законов, определяющий порядок межевания земель.
В эпоху Петра I повысилась точность полевых измерений. При межевании впервые стали использовать специальные инструменты. Геодезическому делу начали обучать. Петр поставил цель: создать Генеральную карту Российской империи. По всей стране проводились съемки губерний, театров военных действий и морских побережий. Подробная карта, а также большой трехтомный атлас вышли уже после смерти Петра. Ведение земельного кадастра окончательно стало делом государственной важности. За убийство землемера грозила смертная казнь.
В середине XVIII столетия была предпринята попытка собрать воедино сведения о территории страны и всех землевладельцах. Но, по-настоящему, генеральное межевание было начато Екатериной II. Отныне земли приписывались не к именам владельцев, а к названиям селений и пустошей. Межевщики потратили 4 десятилетия, чтобы измерить земли Российской империи. Именно при Екатерине геодезия стала прикладной наукой. Императрица распорядилась учредить училище, где готовили бы специалистов по землеустройству. Его расположили в Кремле, поблизости от Межевой канцелярии и назвали в честь новорожденного внука императрицы Константина.
При Павле I составление карт перешло в военное ведомство. А при Александре I был учрежден Корпус военных топографов. Значительные успехи геодезия и картография продемонстрировали после создания Пулковской обсерватории в эпоху Николая I. XIX век – время важных открытий. Под руководством выдающегося астронома Василия Струве проведено градусное измерение дуги меридиана и получены ценные материалы для определения формы и размера Земли. В дореволюционной России все сведения о землях и их владельцах заносились в «Поземельную» и «Межевую» книги. Данные были довольно точными, что позволяло государство эффективно собирать налоги, а собственникам отстаивать права на землю в суде.
Коренным образом характер межевых и кадастровых работ изменился после Октябрьской революции. Вся земля отныне принадлежала государству и перестала быть объектом налогообложения. Утратила необходимость регистрация прав. Впрочем, кадастр в СССР все же был. Хотя в него заносились данные не о владельцах, а о пользователях земли. Государство нуждалось в точных сведениях о земельном фонде. Предстояло оценить — какие земли передать крестьянам, а какие отдать совхозам и колхозам. Без знаний о территории страны было невозможно экономическое развитие.
Для проведения съемочных работ, составления и издания карт было образовано Высшее геодезическое управление. В годы СССР картографо-геодезическая служба проделала колоссальную работу. В мировую историю геодезии и картографии навсегда вошли имена советских ученых. Была создана высокоточная геодезическая сеть. Измерения проводили на суше, под водой и с воздуха. В результате были изданы подробнейшие топографические карты.
Хотя за 70-летнюю историю СССР был накоплен большой научный опыт, после распада Союза систему регистрации прав пришлось восстанавливать с нуля. Недвижимости, которая до «перестройки» была «общей», предстояло обрести четкие границы и собственников. Земля вновь стала объектом налогообложения. Сегодня данные геодезистов и картографов используют для поиска полезных ископаемых и при запуске ракет в космос. Без этих сведений невозможно функционирование навигационных систем и территориальное планирование.
Обязанности по ведению кадастра, регистрации прав, составлению карт, землеустройству в XXI веке делились между тремя ведомствами: Роснедвижимостью, Роскартографией и Росрегистрацией. В 2008 указом президента Российской Федерации их функции перешли Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии – Росреестру.
Купил квартиру больше 20 лет назад, а право собственности зарегистрировал только сейчас
Я приобрел квартиру по договору купли-продажи в июне 1998 года. Договор зарегистрировали в БТИ. В 2020 году решил эту квартиру продать. Для этого пришлось ставить ее на кадастровый учет через риелторов, после чего появилась запись в ЕГРП.
Теперь мне говорят, что раз квартиру поставили на учет как мою собственность в 2020 году, то, чтобы ее продать, мне надо ждать пять лет. Иначе придется платить налог с продажи.
Но ведь я владею квартирой уже 22 года. Разве это не право собственности? Что делать?
В вашем случае налог платить не нужно. Путаница возникает из-за того, что единый государственный реестр и вообще институт общей государственной регистрации прав на недвижимое имущество существовал далеко не всегда. Первый закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним был принят 21 июля 1997 года. А вступил в силу 31 января 1998 года. С этого момента начался переходный период в сфере регистрации прав на недвижимость, который завершился только 1 января 2000 года.
Объясню подробнее, как во всем разобраться и какие проблемы могут встретиться, если вы подписывали договор в переходный период.
Договор купли-продажи заключен до 31 января 1998 года
Если попытаться максимально упростить, то в мире существуют две системы учета прав на недвижимость: регистрация документов и регистрация прав — титулов. В системе учета, построенной на регистрации документов, государство регистрирует только сделку, а в реестр недвижимости вносится запись о договоре.
Такая система действовала в России до 1998 года. Тогда в регионах договоры в основном регистрировали органы БТИ. То есть вы подписывали договор, а специально уполномоченные лица ставили условный штампик: «Зарегистрировано». Доказательством, что вы обладаете правом собственности, была только ваша бумага со штампиком. Государство за вашу сделку не отвечало никак, а лишь регистрировало факт ее совершения.
После 1998 года мы перешли на другую систему, основа которой — регистрация права, то есть титула. Регистрируется переход прав от одного лица к другому, и эти записи хранятся все в одном месте — государственном реестре. Запись о зарегистрированном праве в Росреестре — это гарантия наличия прав у продавца. Вы можете запросить в Росреестре сведения из ЕГРП и понять, владеет продавец квартирой или нет. В государствах с другой системой подтвердить это нельзя.
Но это я сильно упростил. На самом деле все намного сложнее. Существует множество классификаций систем, этот вопрос изучается теоретиками права сотни лет, и до сих пор нет единого мнения о том, какая система лучше.
Закон 1998 года установил, что право собственности, которое человек получил до того, как новый закон стал действовать, считается приобретенным без государственной регистрации. А если собственник хочет, он может его подтвердить, зарегистрировав в реестре. Но это необязательно. Если в вашем регионе действовала своя система регистрации договоров, то она тоже признавалась законной, а регистрация в новом реестре прав производилась по желанию.
Так что, если вы купили квартиру до 31 января 1998 года, ваш договор и ваши права признаются возникшими независимо от того, когда они учтены в Росреестре — 22 года назад или только сейчас. Учет только подтверждает наличие ранее возникших прав. Дата, когда вы поставили квартиру на кадастровый учет и ей присвоили регистрационную запись в ЕГРП, на срок владения недвижимостью не влияет. В том числе для целей налогообложения. Когда купили, тогда и стали собственником, и неважно, в какой период вы уведомили Росреестр о наличии своих прав. Платить налог и подавать декларацию не надо.
Кадастровый учет с какого года начался
Статья 69. Признание ранее возникших прав, прав, возникающих в силу закона. Ранее учтенные объекты недвижимости
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 69
1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости. В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости.
6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:
(в ред. Федерального закона от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 518-ФЗ)
9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Цифровой реестр Как создавалась единая информационная система учета недвижимости
На создание единой информационной системы учета недвижимости ФГИС ЕГРН потребовалось около четырех лет. С октября этого года единая система заработала по всей стране, что значительно сократит сроки проведения регистрации прав и кадастрового учета, а сама процедура оказания государственных услуг в сфере оборота недвижимости серьезно упростится. Какую роль в решении этой задачи сыграла бывший глава Росреестра, а ныне вице-премьер правительства Виктория Абрамченко, в материале «Ленты.ру».
До 2017 года существовали две разрозненные системы учета недвижимости в каждом из субъектов: государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав, а также еще сотни сопутствующих информационных сервисов, направленных на оказание услуг гражданам или бизнесу. Вся система недвижимости в России была децентрализована.
Человек для получения документов, подтверждающих государственную регистрацию права, например, на свой жилой дом, должен был пройти процедуру подготовки комплекта документов, подачи заявления, 10 дней ожидания по каждой из процедур и получения документов дважды. В упрощенном виде это составляло 8 шагов и 20 рабочих дней ожидания. Каждое заявление (на кадастровый учет и на государственную регистрацию) рассматривалось разными организациями, и в каждой из них приходилось выполнять похожие действия — ввод сведений, проверка представленных документов, направление межведомственных запросов, принятие решения, внесение сведений и формирование документов. А если было необходимо зарегистрировать право на объект недвижимости в другом регионе — то приходилось физически ехать по месту его нахождения для подачи заявлений на бумаге.
Время перемен
Все начало меняться 1 января 2017 года, когда вступил в силу закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Одно из его новшеств — одновременная постановка объекта недвижимости на кадастровый учет и оформление на него права собственности. По новым правилам скорость оказания услуг должны был сократиться в два раза.
Для нормальной работы нового закона была необходима новая информационная система — ФГИС ЕГРН. Она должна была объединить Единый государственный реестр прав (ЕГРП) и Государственный кадастр недвижимости (ГКН). Но самой системы не существовало.
За пару месяцев до этого Росреестр возглавила статс-секретарь, заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации Виктория Абрамченко. Перед ней стояла задача — с нуля сформировать единую информационную систему. Кроме того, было необходимо решить задачу по созданию центра IT-компетенций внутри ведомства, а не отдавать поддержку и внедрение систем внешним операторам и поставщикам.
По словам управляющего директора «Домклик» Сбербанка Алексея Лейпи, при Виктории Абрамченко Росреестр фактически перешел с бумажного оформления прав на цифровой формат. «Именно после прихода Абрамченко и ее команды на оказание услуг посмотрели по-новому. Росреестр начал создавать цифровые сервисы вместе с бизнесом для решения одной прикладной задачи — удобства потребителей. Например, развивалась электронная регистрация, когда купить квартиру и оформить на нее права собственности стало возможным в ипотечных центрах банков сразу на месте — без походов в МФЦ или сам Росреестр. Все внутренние процессы для обеспечения сделок проходили в электронной форме, а гражданин получал результат без хождения по инстанциям», — рассказывает Алексей Лейпи.
Объединить системы
Представляя нового руководителя ведомства, занимавший тогда должность первого вице-премьера правительства Игорь Шувалов отметил, что одной из первоочередных задач Росреестра должен стать запуск системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). По его словам, новому руководству предстоит нелегкая работа по разработке электронной услуги, которая должна быть современной, прозрачной и способной помочь людям. «Вам нужно будет наладить работу ведомства, создать инфраструктуру, содействующую бизнесу, защищая собственника и одновременно делая налогообложение собственности понятным и прозрачным», — заявил первый вице-премьер. Он также отметил, что примером для Росреестра в сфере использования новейших технологий в области предоставления услуг гражданам может служить ФНС. «Технология работы в этом ведомстве построена так, что субъективное суждение или вмешательство чиновника там минимально. Поэтому и в Росреестре между услугой, которую необходимо оказать потребителю, и получателем этой услуги никого не должно быть. Это одна из основных задач, стоящих перед вашим ведомством», — подчеркнул Игорь Шувалов.
Еще одно масштабное изменение на рынке недвижимости в момент прихода Виктории Абрамченко — новый закон о проведении кадастровой оценки. С 2017 года кадастровую оценку недвижимости для последующих расчетов налогов на квартиры, дома, дачи и гаражи физлиц начали проводить не рыночные оценщики, а государственные. Для этого в каждом регионе страны создавались специальные госучреждения (ГБУ). И для проведения оценки по новым правилам также требовались новые информационные системы, которые смогли бы предоставлять исходные данные об объектах недвижимости и их параметрах, чтобы избежать ошибок, и оценка для граждан была корректна.
Справиться с этими задачами и так было непросто, но перед Викторией Абрамченко стояла еще одна задача — сокращение текучки персонала Росреестра и Кадастровой палаты. Перед вступлением в силу новых законов ведомство потеряло по всей стране около 30 процентов отраслевых специалистов, которые ушли работать в МФЦ, муниципалитеты и в бизнес.
«После федерализации cистемы регистрации прав, к сожалению, понизились доходы специалистов и начался отток квалифицированных кадров. Это был серьезнейший вызов не только для ведомства, но и для членов общественного совета Росреестра, на заседаниях которого открыто обсуждались проблемы, шли экспертные дискуссии и велся поиск решений. При этом необходимо было не просто удержать сотрудников, но и повысить компетенцию отраслевых специалистов Росреестра для качественных изменений учетно-регистрационных процедур. И Абрамченко это удалось: были внедрены новые стандарты оказания услуг, федеральный центр оказал необходимую поддержку, а профессия регистратора состоялась и стала важнейшей частью, обеспечивающей инфраструктуру рынка недвижимости» — говорит вице-президент Российской гильдии риелторов Константин Апрелев.
Как рассказывала сама Виктория Абрамченко в интервью телеканалу «Россия 24» в ноябре 2020 года — в Росреестр она приходила на проект. «Этот проект был очень тяжелый и с точки зрения технологических решений, и с точки зрения организации», — отметила Абрамченко. «Передо мной и моей небольшой командой стояла задача запустить новую систему параллельно, не останавливая рынок недвижимости. Нужно было в боевом режиме, не останавливая ни на минуту регистрацию прав и кадастровый учет, запустить эти процедуры на новой системе. Это как если вы представите себе — перевести экипаж из одного движущегося автомобиля в другой, на высокой скорости, при том что второго автомобиля еще нет. Нам предстояло его создать из сотен разрозненных элементов, из разных узлов и систем. И мы с этим справились», — подчеркнула она.
Работа сделана
В новом правительстве Михаила Мишустина Виктория Абрамченко получила должность вице-премьера 21 января 2020 года. Она стала отвечать еще за сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды, лесной комплекс, но и продолжила курировать Росреестр, чтобы завершить внедрение новой системы. «Сейчас необходимо будет завершить внедрение ФГИС ЕГРН в 34 субъектах РФ. Я бы предложила начинать с больших территорий: Москвы, Московской области, с крупных субъектов Российской Федерации», — сказала Виктория Абрамченко, представляя коллективу Росреестра нового руководителя Олега Скуфинского.
Важнейший для страны цифровой проект в сфере недвижимости завершился в конце октября. Все 85 субъектов страны перешли на работу в Федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН), объединившей данные государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав. «Работа по завершению перехода на единую централизованную систему была выполнена в максимально короткие сроки. Во взаимодействии с регионами с апреля текущего года к ФГИС ЕГРН были подключены крупнейшие по количеству сделок и объему данных субъекты РФ», — заявил руководитель Росреестра Олег Скуфинский.
«Мы завершили трехлетнюю работу по созданию уникальной отечественной цифровой системы. Это сложный инженерный процесс, который связан с миграцией данных из старой системы в новую, с настройкой работы с МФЦ, обучением людей использованию новых интерфейсов. Переход всей страны на такую глобальную базу, как ФГИС ЕГРН, — это, безусловно, новая веха в истории оборота недвижимости в России», — заявила вице-премьер. Она подчеркнула, что российская практика эксплуатации подобных систем в масштабах всей страны отсутствует и в мире не существует ее аналогов. ФГИС ЕГРН — это более 10 петабайтов данных о недвижимости. Для сравнения: размер результатов экспериментов, проводимых в течение года на Большом адронном коллайдере, достигает 4 петабайтов.
Новые возможности
Благодаря внедрению новых информационных технологий в сферу недвижимости повысится качество данных и достоверность сведений в ЕГРН, упростятся процедуры получения услуг. «Регистрация права собственности, договоров ипотеки, постановка на кадастровый учет и еще десятки процедур в этой сфере будут проводиться проще и быстрее. Система уже обрабатывает около 7 запросов в секунду в режиме 24/7, работая без выходных и праздников. Сегодня во ФГИС ЕГРН ежедневно поступает около 100 тысяч обращений на государственную регистрацию прав и кадастровый учет, а также более 500 тысяч запросов на предоставление сведений из ЕГРН. Это беспрецедентные объемы обработки данных», — отметила Виктория Абрамченко.
На практике сроки оказания государственных услуг благодаря системе нормативно сокращены в два раза, а в некоторых случаях — до трех рабочих дней, и даже меньше. «Крымский мост, например, мы зарегистрировали за сутки», — сообщила Виктория Абрамченко. В числе прочих изменений: получение госуслуг в сфере недвижимости не будет зависеть от реального местоположения объекта недвижимости.
Как говорят эксперты рынка недвижимости, внедрение ФГИС ЕГРН — важный шаг по цифровизации рынка, который упростит сделки с жильем и в условиях пандемии. «Интегрированная база объектов недвижимости упростит межрегиональные сделки. Во-первых, покупатели и продавцы теперь могут находиться в разных городах. Во-вторых, сотрудникам Росреестра доступна информация не только о своем регионе, но и обо всех остальных», — прокомментировала ТАСС управляющий партнер риелторской компании «Метриум» Мария Литинецкая.
По ее словам, система позволяет удаленно получить информацию обо всех объектах недвижимости любого российского региона, у пользователей нет необходимости выходить из дома для получения выписки, оформить права на квартиру можно и из другого региона. «Во время пандемии коронавируса это становится особенно важно», — подчеркнула эксперт.
Кроме того, внедрение ФГИС ЕГРН позволяет создавать новые цифровые сервисы, в том числе, для отраслевых специалистов и бизнеса. Например, направление в электронном виде на государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве (ДДУ).
Как уточняют застройщики, с помощью сервиса электронного взаимодействия с Росреестром на все процедурные вопросы при оформлении сделки тратится не более 20-25 минут. Для заключения договора с застройщиком клиенту нужно просто оформить цифровую подпись, получить СМС с кодом доступа, ввести код в специальную форму на сайте Росреестра, и все документы уйдут на регистрацию.
Благодаря объединенной системе появляется возможность запускать массовые онлайн-сервисы — например, по выдаче выписок из ЕГРН, который заработал на сайте Кадастровой палаты. Сегодня в соответствии с законодательством получение выписки о правах занимает три дня, а при переходе на новую систему оно занимает от 30 секунд до нескольких минут. Пользователи могут оперативно получить информацию о характеристиках объектов недвижимости, проверить собственников или уточнить наличие обременений перед сделкой с недвижимостью.
Сервис в пилотном режиме заработал в конце прошлого года в работающих на ФГИС ЕГРН регионах. «Я так понимаю, что были серьезные технические трудности, потому что в разных субъектах были разные программные обеспечения. Поэтому и в Москве сервис еще не запущен. Безусловно, теперь не надо ждать, там, три или раньше было и пять-десять дней. Можно получить это оперативно. Потому что вы получаете информацию не на какую-то прошедшую дату, а на текущий момент. И я думаю, что когда все регионы перейдут на единое программное обеспечение, то это повысит качество оказания государственных услуг и уровень защиты имущественных прав граждан», — комментировал запуск вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак.
Чтобы воспользоваться сервисом, пользователю нужно будет авторизоваться через Единую систему идентификации и аутентификации. Искать объекты можно по адресу или кадастровому номеру.
Другие задачи
До 2020 года Росреестр входил в структуру Минэкономиразвития, а Виктория Абрамченко совмещала должность руководителя службы и заместителя министра экономического развития. Ответственной за создание отраслевого законодательства в сфере земельных отношений и оборота недвижимости выступала объединенная команда министерства и Росреестра. В портфеле команды под руководством Абрамченко было свыше 30 законопроектов
«Практически каждое изменение законодательства требовало оперативных организационных изменений ведомства и технических доработок информационных систем для взаимодействия с отраслью. Например, когда вступил упрощенный порядок сделок с недвижимостью для владельцев с долевым участием. Россиянам уже не нужно тратить деньги и время на нотариуса, если в сделке участвуют все совладельцы. Это серьезно упростило процесс оформления договоров. При любых изменениях Росреестр быстро синхронизировался с сервисами бизнеса, проводил и так уже облегченные процедуры в цифровом виде», — подчеркивает Алексей Лейпи.
В январе 2020 года президент подчинил Росреестр напрямую правительству, с полномочиями по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию земельных отношений.
«Необходимо устранить ведомственную разобщенность в вопросах определения границ земель и установления их правового режима. Поэтому мы систематизируем базы данных, чтобы учет и сведения обо всех землях были включены в единый государственный информационный ресурс», — приводила тогда пресс-служба вице-премьера слова Абрамченко.
Теперь перед Росреестром стоят новые задачи, курировать которые предстоит другому вице-премьеру. На днях кураторство над тематикой Росреестра было передано от Виктории Абрамченко Алексею Оверчуку. Он пришел в правительство из ФНС. Тематика, связанная с земельными отношениями и гражданским оборотом недвижимости, впервые выделена в отдельную сферу полномочий одного из вице-премьеров. По словам пресс-секретаря премьера Бориса Белякова, сейчас перед Росреестром поставлены новые задачи, связанные с созданием и развитием клиентских сервисов на базе цифровых технологий и международных практик. «В том числе Росреестру предстоит большая работа по интеграции геоданных с Федеральным адресным реестром ФНС», — отметил он.
Виктория Абрамченко продолжит курировать сельское хозяйство и рыбохозяйственный комплекс, природопользование, охрану окружающей среды. Кроме того, аналогичным «проектом» и по объему, и по значимости для Абрамченко в этом году стала работа по декриминализации и развитию лесного комплекса по итогам совещания, прошедшего 30 сентября у Президента России Владимира Путина.
«Изменение подходов к развитию отрасли мы рассматриваем через призму сразу нескольких направлений. Это и работа над нормативно-правовым регулированием, цифровизацией и усилением контроля. Именно эти блоки и соответствующие мероприятия вошли в план по декриминализации и развитию лесного комплекса», — сообщала позже Абрамченко.