как акты судебной реформы 1864 г обеспечивали принцип демократизма
Учреждение Судебных Установлений от 20 ноября 1864 года
Аверс
в центре – эмблема Банка России (двуглавый орёл с опущенными крыльями, под ним – надпись полукругом «БАНК РОССИИ»), обрамленная кругом из точек и надписями по кругу – вверху: «ОДНА ТЫСЯЧА РУБЛЕЙ», внизу: слева – обозначения драгоценного металла и пробы сплава, в центре – дата выпуска «2014 г.», справа – содержание химически чистого металла и товарный знак монетного двора.
Реверс
на зеркальном поле диска – изображения титульных листов Судебных уставов, папки «Дело судебного пристава», Устава гражданского судопроизводства и свитка с изречением Александра II «Правда и милость да царствуют в судах» и его монограммой, вверху – изображения знака «Присяжный поверенный», малого герба Российской империи и знака «Мировой судья», слева и справа – фигуры участников судебного процесса – судьи, обвинителя, защитника и подсудимого с конвоиром, вверху вдоль канта – надпись: «150 ЛЕТ ЭПОХЕ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ».
Авторы
Художник: А.А. Брынза.
Скульптор: Э.А. Тользин.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).
Оформление гурта: 210 рифлений.
Историко-тематическая справка
Историко-тематическая справка
150-летие эпохи Великих реформ
Учреждение Судебных Установлений от 20 ноября 1864 года
Каталожный номер: 5220-0018
Реформы периода правления Александра II существенно изменили государственный строй империи, стимулировали экономическое развитие страны, повлияли на эволюцию ее социальной структуры.
Пожалуй, наиболее радикальной из проведенных Александром II реформ была судебная (1864 год). В ней были заинтересованы все, кроме судейских чиновников, имевших доходы от неправосудия и не желавших их терять. Для дореформенного суда была характерна множественность судебных органов, сложность и противоречивость процессуальных требований, невозможность порой определить вопрос подсудности дел тому или иному суду. Волокита и бюрократизм, взяточничество, принявшее ужасающий характер, были явлениями обыденными. Всеобщее недовольство вызывали также господство в дореформенном суде розыскной формы судопроизводства, закрытость процесса. Недостатки судебной системы и судопроизводства вызывали недовольство даже у привилегированных сословий.
Судебная реформа 1864 года впервые в России вводила гласный, бессословный и независимый от администрации суд, основанный на принципе состязательности сторон. Был учрежден институт следователей, адвокатура, присяжные заседатели, определявшие виновность или невиновность подсудимого. Видную роль в подготовке этой реформы сыграл известный юрист статс-секретарь Государственного совета С.И. Зарудный, под руководством которого к 1862 году были выработаны основные начала нового судоустройства и судопроизводства. Принято считать, что судебная реформа началась 20 ноября 1864 года, когда Александр II подписал Указ Правительствующему сенату, утвердивший четыре законодательных акта: Учреждение судебных установлений; Устав уголовного судопроизводства; Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. В последующем эти акты стали именоваться судебными уставами.
По судебной реформе 1864 года страна была разделена на судебные округа. Вводились два вида судов: мировые и общие. Мировые суды в лице мирового судьи разбирали уголовные и гражданские дела. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями или городской думой на три года, утверждались Сенатом и могли быть уволены только по собственному желанию или по суду. Для апелляции дел, рассмотренных мировым судом, собирался съезд мировых судей. Общий суд состоял из окружного суда и судебной палаты. Окружные суды рассматривали серьезные гражданские иски и уголовные дела с участием присяжных заседателей. Судебные палаты рассматривали апелляции по делам окружного суда и являлись судом первой инстанции для политических и государственных дел. Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения всех судов, поданные на кассацию.
Новое судопроизводство строилось на всесословных началах. Однако для крестьян сохранялся особый (волостной) суд. Председатели и члены окружных судов и судебных палат, присяжные поверенные, их помощники и судебные следователи должны были иметь высшее юридическое образование. Председатели и члены окружных судов и судебных палат утверждались императором, а мировые судьи – Сенатом. Вводился важный принцип несменяемости судей. Для производства уголовных дел вводился институт присяжных заседателей. Они отбирались по жребию из общих списков присяжных, которые утверждались губернаторами.
Приговор суда присяжных подлежал кассации только в Сенате. Присяжные руководствовались здравым смыслом, жизненным опытом и совестью. Это создавало заслон судебному произволу. Принципы и институты судебной реформы действовали как единый механизм, дополняли друг друга, обеспечивая тем самым формирование в царской России новой юридической конъюнктуры, направленной на обновление системы российского правосудия, формирование высококвалифицированных юридических кадров, утверждение принципов создания равного, справедливого, гуманного суда.
Александр II испытывал к судебной реформе непростые чувства: признав ее необходимость, он опасался ее последствий. Однако за новым судом была серьезная общественная поддержка.
Судебная реформа 1864 года
Обзорная статья по теме «Судебная реформа 1864 года», посвященная 150-летию реформы
Для более подробного рассмотрения новелл судебной реформы стоит обратиться к основным причинам, которые побудили Александра II и весь государственный аппарат активизировать работу над реформой суда.
Также стоит отметить бурный рост капиталистических отношений с 1800-х по 1860-е годы, становление новых классов – рабочих, а также необходимость поддержания продовольственной безопасности.
Еще одной из причин реформирования судебной системы стала её громоздкость и неэффективность, так например, к началу 60-х годов в незавершённом производстве было накоплено несколько миллионов дел, что сильно тормозило общее развитие страны и приводило к раздуванию бюрократического аппарата.
Таким образом, в середине XIX века наметился явный внутреполитический кризис в России, для его решения было необходимо проведение коренных реформ всех аспектов жизни. Данные реформы Александра II были названы Великими, одной из главных реформ стала реформа судебной системы.
Основными документами данной реформы стали: Учреждения судебных установлений, Устав уголовного судопроизводства, Устав гражданского судопроизводства; Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.
Становление и разработка данных документов реформы не носила стихийный и вульгарный характер, данные изменения были тщательно подготовлены. Именно гр.Блудов, возглавлявший проведение реформы и заложил её радикальные основы, несмотря на то, что был он ярым консерватором. Он признал, что «через частные изменения мы не только не достигнем желаемой указанной нами цели, но едва ли даже не удалимся от неё»
Основные принципы новой судебной системы были отражены в Уставе
уголовного судопроизводства 1864 года. Ими стали:
1. Разделение властей и отделение судебной власти от административной, а также отделение власти обвинительной от власти судебной. Разделение властей обуславливается не только удобством в разделении труда, но и закрепляет систему сдержек различных ветвей власти для взаимного ограничения одной ветвью власти другой.
2. Гласность судопроизводства. Устав закреплял, что «заседания, кроме случаев, указанных в законе происходят публично»
3. Всесословность. Данный принцип не носил абсолютный характер, так как сохранялась система волосных судов. Волостной же суд оставался, как пережиток времён крепостного права, как уступка реакционному сообществу, которое не желало полностью освобождать крестьян.
4. Состязательность сторон стала важным нововведением и отходом от обвинительной формы процесса, несмотря на это суд не воспринимался, как арбитр в споре, а играл важную процессуальную роль. Состязательность не исключает самодеятельности суда в уголовном судопроизводстве и не обязывает его решать дела только по тем данным, которые предъявлены сторонами, но требует единственно того, чтобы по всем сведениям, относящимся к делу, сторонам предоставлена была возможность судебного состязании.
5. Независимость судей отделила власть судебную от административной и закрепила, что рассмотрение уголовных дел и постановление приговоров, принадлежит судам без всякого участия властей административных
6. Разграничение компетенций различных инстанций было отражено в установлении решения дела в двух инстанциях, а также в том, что окончательные судебные приговоры могут быть отменяемы только в особом порядке кассации.
Подводя итог рассмотрения основных принципов судоустройства по Уставам, лучше всего подойдёт цитата И.Я. Фойницкого: «Гласность суда устранила влияние канцелярии и взятничество; состязательность повела к развитию более энергичной деятельности сторон в процессе; устранение формальной теории доказательств оградило общественную безопасность от преступников наиболее опасных; ограничение судебного разбирательства по существу двумя инстанциями значительно ускорило ход уголовных дел; отделение судебной власти от административной «поставило судебную деятельность на высоту, какой она никогда прежде не достигала»
Помимо демократических принципов был введен ряд новых институтов судебной власти:
На первое место можно поставить, определенно, суд присяжных. Народное представительство в суде стало самым значимым шагов в рамках данной реформы. Так известный публицист второй половины XIX века писал, что «суд присяжных лучшая гарантия личной свободы. Суд, отправляющийся публично и при участии присяжных, будет живой общественной силой…» Таким образом, можно сказать, что суд присяжных наиболее полно выражал понимание народом справедливого и милостивого суда.
Не менее важным стало появление института мировых судей. Оно было регламентировано Учреждением судебных установлений от 20 ноября 1864 года во введении, раздел первый данного акта закрепил структуру (Ст.12,51 и проч.), компетенцию суда, а также требования к людям, желающими стать мировыми судьями (Ст.19). Одним из немаловажных нововведений стала выборность мировых судей. Данное демократическое нововведение можно смело было называть «школой гражданского воспитания», министр юстиции Д.Н.Замятин писал, что «Мировой суд – краеугольный камень главного, скорого, правого и милостивого суда»
Также немаловажным продолжением принципа состязательности было введение институтов адвокатуры, прокуратуры и судебных следователей. Последние же были крайне необходимы для недопущения перевеса на этапе досудебного расследования в сторону обвинения. Судебные следователи являлись посредниками между сторона защиты и обвинения в судебном процессе, а также служили интересам определения истины в интересах отправления правосудия.
В гражданском процессе выделилось два типа судопроизводства: общий и сокращенный. Последний использовался в тех случаях, когда суду не требовались дополнительные доказательства, а также не было возражения со стороны истца и ответчика, а также, если суд сочтёт это удобным. Также был закреплён перечень оснований, по которым дела рассматривались исключительно в сокращенном порядке:
1) По искам о взятых в долг товарах и припасах
2) По искам об отдаче и приёме на сохранение денег или иного имущества
3) По просьбам об исполнении договоров и обязательств
4) По искам о вознаграждении за ущерб
5) По спорам, вытекающим при исполнении решений
6) По спорам о привилегиях.
Исходя из комментария к данному положению, можно определить, что данный перечень не исчерпывающим, так как стоит предусматривать возможные случайные стечения и непредвиденные обстоятельства.
1) Г.А. Джаншиев. Эпоха великих реформ. – Спб. 1907.
2) Белхароев Х.У. Правовые и экономические реформы Александра II и обеспечение продовольственной безопасности Российской империи. // История государства и права». 2012.№22.
3)Русский архив. М. – 1864.
4)Судебные уставы, с изложением рассуждений на коих они основаны. Спб. – 1866.
5)Устав уголовного судопроизводства. //Ю.П.Титов. Хрестоматия по истории государства и права России. – С. : Проспект, 2010.
6)Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. Том I. – СПб., 1996
7)Тараканова Н.Г. Вердикты присяжных как отражение представлений о справедливом правосудии в народном правосознании второй половины XIX века (на материалах провинциальной судебной практики). // История государства и права. – 2013. №10.
8)Давыдов Н. Уголовный суд в России. – М.: 1918,
9)А.И. Трусов. Опыт отечественной Судебной реформы
Судебная реформа Александра II: «Да правда и милость царствуют в судах»
До реформы
Вплоть до середины XIX века судебная система в Российской империи была выстроена согласно «Учреждению о губерниях» 1775 года и предполагала три уровня судов: уездный, губернский и общегосударственный. Эти суды были зависимы от административных учреждений и часто затягивали рассмотрение дел на целые десятилетия. Ситуацию осложняло огромное количество правил и исключений из них. Подозреваемых стращали и истязали, чтобы добиться признания вины. Сам суд проходил в их отсутствие, значение имели только документы по делу. Защитников не существовало, а подсудимые почти всегда были лишены возможности обжаловать приговор.
Государственный секретарь Российской империи Михаил Сперанский понимал, что нужно менять судебную систему, но ему удалось лишь провести министерскую реформу и преобразовать коллегии в восемь министерств. Ими управлял министр, ответственный перед Сенатом. Устройство гражданских и уголовных судов поручалось вновь созданному Министерству юстиции (Манифест «О разделении государственных дел на особые управления, с обозначением предметов, каждому управлению принадлежащих» от 25 июля 1810 года).
Следующий шаг на пути к реформированию предпринял председатель департамента законов Государственного совета граф Дмитрий Блудов: в 1842 году он выпустил Свод законов, а в 1845 году – Уложение о наказаниях. Граф также направил Николаю I подробную записку со своим видением реформ. И хотя император согласился с ней, воплощать в жизнь не стал.
18 февраля 1855 года на престол взошел Александр II. Спустя год, после прекращения Русско-турецкой (Крымской) войны, Александр II объявил: «Да правда и милость царствуют в судах». Чтобы этого добиться, в 1861 году был создан специальный Совет (разрабатывал текст законопроектов) и Государственная канцелярия (редактировала их и утверждала). В 1862 году появился первый проект реформы, а в 1864 году совет представил Судебные уставы, которые впоследствии и были приняты.
Реформа
20 ноября 1864 года Александр II в Царском Селе подписал Указ Правительствующему сенату, в котором говорилось о намерении водворить в России суд «скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных», а также возвысить судебную власть и дать ей надлежащую самостоятельность. Для этого были приняты «Устав гражданского судопроизводства», «Устав уголовного судопроизводства», «Учреждение судебных установлений», «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями» и «Изменение судопроизводства в старых судебных местах».
Фрагмент Указа Правительствующему сенату от 20 ноября 1864 года
Фото из книги «Россия. Законы и постановления» (источник – Президентская библиотека)
В результате реформы судебная власть отделилась от административной, у судов появилась независимость, гласность, открытость и состязательность. Дела стали делиться на гражданские и уголовные, а судопроизводство – на предварительное и судебное. Каждое судебное действие должно было выполняться в установленный срок, что значительно ускорило разбирательство. Были отменены некоторые виды телесных наказаний (розги, плети, шпицрутены, палки, клейма) для мужчин и все виды – для женщин.
Появился институт судебных следователей. Именно они возбуждали следственное дело, руководили оперативной деятельностью полиции, опрашивали свидетелей и подозреваемых, собирали доказательства – то есть выполняли функции современных дознавателей и следователей. О начале каждого следственного действия следователь уведомлял прокуратуру. Когда следователь решал, что имеется достаточно доказательств для обвинения либо прекращения преследования, он передавал следственное дело прокурору. Следователи состояли при окружных судах, были процессуально независимыми, несменяемыми и при нехватке судей могли заменить их.
Карикатура на российскую судебную систему. Конец 1850-х гг. Фото: wikipedia.org Прокуратура стала обособленной ветвью судебного ведомства и подчинялась министру юстиции. Прокуроры могли возбуждать уголовное преследование, руководить полицейскими на стадии дознания и надзирать за их действиями. На предварительном следствии прокурор наблюдал за следователем и мог предложить ему совершить те или иные действия. Прокуроры проверяли законность содержания под стражей, посещали места заключения и отдавали приказы о немедленном освобождении незаконно лишенных свободы. Они составляли обвинительные заключения или предложения о прекращении дел, представляли их в суды и поддерживали обвинение, контролировали исполнение приговора. Прокуроры должны были работать при общих судах всех уровней. В гражданских процессах они представляли интересы казны.
В противовес прокурорам появились адвокаты (присяжные поверенные). Адвокатом мог стать только человек с профильным высшим образованием и пятилетним стажем работы. Кандидатов утверждал выборный Совет присяжных поверенных, он же объявлял выговоры, временно приостанавливал деятельность защитников и исключал их из корпорации. Присяжные поверенные могли действовать лишь в судах того округа, при котором они состояли. Их услуги оплачивались по письменному соглашению сторон или по официальной таксе, а если подсудимый не был способен внести деньги – из фонда, в который поступал определенный процент от гонораров всех поверенных округа.
Особо тяжкие уголовные дела рассматривали присяжные заседатели, которые выносили вердикт путем тайного голосования. Коллегия присяжных утверждалась губернатором с учетом оседлости (не менее двух лет), возраста (от 25 до 70 лет), благосостояния (в собственности должно быть имущество на сумму не менее 2000 руб.).
Судебные уставы 1864 года также вводили нотариат и службу судебных приставов. Нотариусы рассматривали документы и устанавливали их подлинность, а старшие нотариусы вели крепостные книги – реестры сделок с недвижимостью. Нотариусы служили при окружных судах, однако могли иметь и свой собственный офис. Их зарплата состояла из вознаграждений от клиентов по тарифу. Судебные приставы были при каждом суде, они вручали участникам процесса повестки и документы, помогали исполнять судебные решения. Приставы при вступлении в должность вносили залог и вступали в самоуправляемые корпорации, которые солидарно отвечали за ущерб от неправомерных действий своих членов.
Судебные уставы императора Александра Второго. Фото: rcoit.ru В результате реформы суды стали общими для всех сословий, а стороны по делу получили одинаковые права и процессуальную независимость на предоставление и опровержение доказательств. Были созданы две ветви судов по две инстанции в каждой – мировые суды и мировые съезды, окружные суды и окружные съезды. Окружные судьи назначались пожизненно, мировые избирались на определенный срок. Стать судей мог только человек с юридическим образованием, судебным опытом и безупречной репутацией. В первые годы реформы отбор таких лиц был настолько строгим, что чиновники Минюста лично объезжали губернии и знакомились с кандидатами.
Мировой суд рассматривал мелкие гражданские дела и кражи, а окружной – гражданские и уголовные дела, которые не относились к компетенции мировых судов. В качестве общей третьей инстанции функционировали кассационные департаменты сената. Также действовала Судебная палата, где рассматривались в качестве суда первой инстанции дела о государственных преступлениях и преступлениях, совершенных чиновниками, в качестве суда апелляционной инстанции – жалобы на решения окружных судов. Следствие по политическим делам вела жандармерия, а рассматривало Особое присутствие Правительствующего сената. Важные политические дела слушал Верховный уголовный суд. Назначить смертную казнь мог только сенат и Военный суд. Император оставлял за собой право вмешаться в рассмотрение наиболее важных процессов.
Первый суд, созданный по новым правилам, открылся в 1866 году в Санкт-Петербурге. На торжественной церемонии присутствовал министр юстиции Дмитрий Замятнин и иностранные гости. В том же году заработали суды в Новгородской, Псковской, Московской, Владимирской, Калужской, Рязанской, Тверской, Тульской и Ярославской губерниях. Предполагалось, что переходный период займет четыре года, в действительности процесс распространения новой судебной системы затянулся почти на четверть века.
После реформы
В начале правления Александра III продолжилось распространение новой судебной системы в еще 13 губерниях: в 1883 году судебные учреждения были введены в Северо-Западном крае, в 1890 году – в Прибалтийских губерниях, в 1894 году – в Олонецкой, Оренбургской, Уфимской и Астраханской губерниях, в 1896 году – в Архангельской губернии, в 1897 году – в Сибири, в 1899 году – в Средней Азии и в северной части Вологодской губернии. Однако к концу XIX века произошел незначительный возврат к прежнему режиму. На местах мировые судьи были заменены земскими участковыми начальниками, которые выбирались исключительно из дворян и располагали неограниченной властью над крестьянами. Некоторые категории дел были изъяты из ведения суда присяжных, а в судопроизводстве по политическим делам ограничилась гласность.
Тем не менее судебная реформа Александра II стала одним из лучших радикальных, демократических и последовательных преобразований в России. После нее судебные процессы в Российской империи стали четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро и качественно, исчезла путаница и волокита. Как замечают историки, новый судейский корпус с первого дня отличался компетентностью, преданностью делу и честностью. Именно благодаря реформе на юридических факультетах обязательным предметом стало ораторское искусство. «Нельзя не признать, что мы, сегодняшние, до сих пор в существенной мере пользуемся плодами этих реформ во всех сферах нашей жизни. В том числе в сфере правовой и судебной системы», – отметил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин.
В материале использована книга А. А. Корнилова «Курс русской истории XIX века», статья Г. А. Филонова и В. С. Черных «Судебная реформа Александра II», а также сведения из других открытых источников.
Филиал Владивостоксого государственного университета экономики и сервиса в г. Находка
Проблема демократизации судебной системы России была и есть одной из самых ключевых задач. Действительно демократизация судебной системы, в конечном итоге, означает справедливость, беспристрастность правосудия и равные возможности граждан для доступа к правосудию. Судебная реформа 1864 года является по сути первым этапом в процессе демократизации судебной системы России и важным историческим наследием для современной судебной системы России.
Ключевые слова и словосочетания: демократизация, судебная власть, реформа, судебная система, Россия, справедливость.
Student of the 2nd grade
Scientific adviser: senior lecturer S.G. Kapustin
Branch ofVladivostok State University ofEconomics and Service in Nakhodka Russia, Primorskiy kray, Nakhodka.
The democratization of the judicial system in Russia was and remains one of the key tasks of state government. Indeed democratization of the judicial system, in the end, means fairness, impartiality of justice and equal opportunities for citizens to access to it. The judicial reform of 1864 is the first stage in the process of democratization of the Russian judicial system and an important historical heritage to modern Russian judicial system.
Keywords: democratization, the judiciary, reform of the judicial system, Russia, justice.
В данной работе рассматривается роль судебной реформы 1864 г. в демократизации судебной системы Российской империи и постсоветской России. Демократизация представляет собой процесс, направленный на формирование и укрепление демократических начал во всех сферах государственной и общественной жизни.
Несмотря на явное отсутствие выраженных предпосылок для демократизации судебной системы Российской империи, реформа 1864 г. внесла в организацию работы суда демократические начала. В результате судебный процесс стал отвечать самым высоким демократическим стандартам своего времени. Несмотря на свои прогрессивные основы, новый судебный строй сохранял остатки сословных судов (волостные суды по крестьянским делам), «инородческие» суды, значительная масса судебных дел подпадала под церковную юрисдикцию. Тем не менее, значение судебной реформы 1864 г. выходит далеко за рамки сферы судопроизводства. Эта реформа стала первым шагом на пути формирования в России системы разделения властей, отделив власть судебную от административной, о чем непосредственно говорилось в Учреждении судебных установлений. Неслучайно, что в современных условиях, в процессе демократизации судебной системы России, она восприняла целый ряд принципов и институтов судебной реформы 1864 г.
Эта концепция стала новой попыткой возвращения к идеалам Судебной реформы 1864 года, а ее ключевые идеи были зафиксированы в Конституции Российской Федерации 1993 года и федеральном законодательстве о судебной системе.
В настоящее время многие авторы проводят параллели между нынешней судебной реформой в Российской Федерации и российской судебной реформой 1864 года. Обращение к историческому опыту реализации судебной реформы может оказаться весьма полезным для сегодняшнего российского общества. Действительно, целесообразно сравнить проведение судебной реформы 1864 года с современным реформированием судебной системы с тем, чтобы использовать весь накопленный положительный опыт. Сравнение состояния современной судебной системы Российской Федерации с основами судоустройства царской пореформенной России является и весьма познавательным.
В результате проведения нынешней судебной реформы указанные выше принципы закреплены на уровне действующей Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и иных законодательных актов. Эти и иные принципы правосудия достаточно успешно реализуются. К примеру, независимость судебной власти от законодательной и исполнительной выражается в том, что в настоящее время в Российской Федерации суды осуществляют контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц.
Обратимся теперь к рассмотрению судебной системы современной России, закрепленной в федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 года «О судебной системе Российской Федерации» [4]. В соответствии с указанным законом судебная система Российской Федерации выглядит следующим образом: все суды, действующие в Российской Федерации, подразделяются на две группы: федеральные и суды субъектов. Такое деление судов схоже с их делением на общие и местные, закрепленным в Судебных уставах 1864 года.
1) количество звеньев в системе общих судов пореформенной царской России такое же, как число звеньев в современной системе федеральных судов общей юрисдикции;
5) высшим звеном в системе федеральных судов общей юрисдикции в настоящее время является Верховный Суд Российской Федерации. Высшим звеном в системе общих судов в России конца XIX века являлся Правительствующий Сенат. И Верховный Суд РФ, и Сенат уполномочены на пересмотр актов всех нижестоящих судов, вступивших в законную силу [6].
Сравнивая местные суды пореформенной царской России с судами субъектов Российской Федерации, следует отметить следующее: как уже упоминалось выше, 17 декабря 1998 года принят федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации». Принятие законодателем волевого решения о возрождении данного института, несомненно, связано с эффективной деятельностью мировых судов, образованных в результате проведения в России судебной реформы 1864 года. Целесообразность принятия данного закона обосновывалась, среди иных причин, тем же обстоятельством, что и введение мировых судов в 1864 году, а именно: необходимостью приближения судов к населению. Возрождение в России института мировых судей является явлением положительным, поскольку этим будет обеспечено быстрое, без проволочек рассмотрение подсудных им дел и материалов. Кроме того, сторонники возвращения института мировых судей в Россию оперируют тем, что их введение позволит значительно разгрузить районные суды.
Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о большом историческом значении Судебной реформы 1864 года для становления судебной системы Российской империи и современной России. Безусловно, данная реформа является одной из самых тщательно разработанных «Великих реформ» эпохи правления Александра II и вполне логично рассматривать ее как этап демократизации судебной системы России.
Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения:
sudebnoy-reformi (дата обращения 10.05.2015).