как брать ипотеку в другом городе
Ипотека на квартиру: можно ли взять в одном городе, а купить в другом? Основная информация
Как правило, банк предъявляет требование, согласно которому заемщик должен работать, проживать и приобретать недвижимость в том регионе, где имеется отделение этой кредитной организации.
Однако покупка квартиры в ипотеку в другом городе интересует многих клиентов. Часто их место прописки не совпадает с местом работы, либо возникает необходимость приобретения жилья для выросших детей в другом городе или просто хочется выгодно вложить деньги в недвижимость с целью ее последующей сдачи в аренду. В таких случаях приходится прибегать к междугородней ипотеке. Итак, давайте разберемся, можно ли взять ипотеку в одном городе, а жилье купить в другом?
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Можно ли оформить такой заём и как?
Оформить заем на покупку жилья в другом городе однозначно можно. Однако эта процедура сопряжена с определёнными сложностями и имеет достаточно много нюансов.
Условия
Основное требование – это наличие гражданства РФ и регистрации на территории страны. Если оно выполняется, то возможны три основные модели кредитования, имеющие свои нюансы:
Причины
Возможные причины приобретения жилья в другом городе по ипотеке:
Подводные камни
Основные проблемы, с которыми может столкнуться заемщик, при приобретении квартиры в другом городе:
Помимо указанных проблем следует обратить пристальное внимание на следующие нюансы оформления междугородней ипотеки:
О том, каким образом и на каких условиях в Сбербанке можно взять стандартную ипотеку, мы рассказывали в этом материале.
Соответственно если клиент приобретает квартиру в одном городе, а прописан в другом, то одобрение он должен получать по месту постоянной регистрации.
Банки
С междугородней ипотекой работают не все банки, поскольку риски ее выше. В случае если заемщик перестанет выплачивать кредит, банк переходит к процедуре взыскания просроченной задолженности. В крайних случаях может потребоваться продажа залоговой недвижимости.
В обоих случаях удобнее, когда и заемщик, и жилье, и банк находятся в одном городе, поскольку требуется и лично посетить клиента банка, и оформлять сделку купли-продажи. Сделать это удобнее в пределах одного города, не совершая командировки. Поэтому небольшие банки, не обладающие разветвленной сетью филиалов, такие услуги не оказывают.
Если заемщику требуется оформление ипотеки в другом городе, то следует обратить внимание на крупные кредитные организации, чьи отделения расположены во всех регионах страны. К таким крупным банкам относятся:
Условия
Как правило, условия предоставления междугородней ипотеки могут отличаться от обычных по данной программе.
Процентная ставка составляет от 12-19% годовых. Срок кредитования в среднем предлагается 20-25 лет. Первоначальный взнос может достигать 30% от стоимости приобретаемого жилья.
Условия междугородней сделки отличаются от стандартных, а именно:
Пошаговая инструкция
Для того чтобы получить ипотеку на жилье, расположенное в другом городе, необходимо выполнить следующие шаги:
Необходимо отметить, что некоторые банки разработали свой алгоритм действий для оформления ипотечного кредитования в другом городе. Например, в ВТБ 24 он следующий:
О том, как в ВТБ-24 происходит стандартная процедура оформления ипотеки, мы рассказываем здесь.
Таким образом, получить междугороднюю ипотеку вполне реально в большинстве крупных кредитных организаций. Тем не менее, следует заранее изучить всю имеющуюся информацию по этому вопросу, не пренебрегать личной консультацией с сотрудниками банка. Кроме того, лучше сразу рассчитать, что обойдется дешевле – самостоятельно совершать выезды в город приобретаемого жилья, либо нанять посредников, которые возьмут на себя организационные вопросы.
Полезное видео
Подробный ответ на вопрос: «Можно ли взять ипотеку в одном городе, а купить квартиру в другом?» — представлен в видео:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)
Ипотека в складчину: как оформить и платить кредит на двоих
Оформить ипотеку можно сразу на несколько человек — в данном случае они становятся созаемщиками. Причем это могут быть и люди, которые не связаны брачными или родственными узами. Например, два друга решают инвестировать в новостройку и покупают квартиру в ипотеку вдвоем.
Такая ипотека в складчину имеет свои плюсы. К примеру, можно получить большую сумму кредита, поскольку учитываются общие доходы. Для банков наличие созаемщика — это дополнительная страховка, так как ответственность за выплату кредита несут несколько человек. Как оформить и платить ипотеку на двоих — рассказываем вместе с банковскими экспертами и юристами.
Содержание
Что такое ипотека с созаемщиками
Оформление ипотеки на двух и более лиц — достаточно распространенная практика на рынке кредитования жилья. В данном случае ипотеку получает основной заемщик и привлекается так называемый созаемщик. Автоматически созаемщиками становятся супруги, если только иное не обозначено в брачном договоре или один из супругов не имеет российского гражданства.
Лица, не состоящие в официальном браке, также могут стать созаемщиками и оформить ипотеку на двоих. Для этого нужно будет оформить один кредитный договор, по которому первый человек будет основным заемщиком, а второй — созаемщиком, рассказал руководитель юридической практики компании «Интерцессия» Кирилл Стус. При этом требования и ответственность перед банком созаемщики будут нести одинаковую — вне зависимости от размера доли в ипотечной квартире, который также прописывается в договоре и может не зависеть от финансовых вложений обеих сторон.
«Согласно ст. 323 ГК РФ, если один из созаемщиков прекратил вносить ежемесячные платежи, эта обязанность ляжет на второго участника договора, но изначально в кредитном договоре прописывается распределение кредитных обязательств», — отметил юрист.
Созаемщик по ипотеке несет такую же ответственность перед кредитором, как и основной заемщик.
Требования банков к созаемщикам
Ипотека с привлечением созаемщиками есть во всех банках. Правда, у каждого свои требования к числу созаемщиков — обычно не более трех-четырех. При этом степень родства не имеет значения, для банка они будут являться созаемщиками, несущими солидарную ответственность по кредитному (ипотечному) договору, отметил директор розничных продуктов банка «Дом.РФ» Евгений Шитиков. «Созаемщиками могут быть гражданские супруги, родители (в том числе и усыновители), дети (в том числе и приемные), родные и сводные братья или сестры. В этом случае в расчете возможной суммы кредита всегда учитывается общий доход. При этом одну ипотеку вместе могут взять максимум четыре человека», — добавил руководитель направления ипотечного кредитования Райффайзенбанка Антон Красильников.
В Промсвязьбанке (ПСБ) чаще всего созаемщиками выступают официальные супруги. Но ими могут быть и ближайшие родственники. «Например, льготную или «Семейную ипотеку» в ПСБ могут взять также несколько созаемщиков (максимальное количество — 4 человека), в том числе супруги, состоящие в официальном браке, гражданские супруги, родители, совершеннолетние дети, полнородные или неполнородные братья и сестры, тети, дяди, двоюродные и троюродные браться и сестры, бабушки и дедушки со стороны отца и матери заемщика. При рефинансировании ипотеки также можно учесть доходы до четырех членов семьи, в том числе гражданских супругов», — пояснили в банке.
Требования к созаемщикам обычно аналогичны тем, что банки предъявляют к заемщикам. Это наличие трудового стажа, хорошая кредитная история и достаточный доход для обслуживания кредита. Что касается возраста созаемщика, то обычно на момент возврата кредита ему не должно быть больше 75 лет.
Что касается суммы первоначального взноса, то ее размер рассчитывается от стоимости приобретаемого объекта и не зависит от количества заемщиков. Например, если ипотеку оформляется на двоих, это не значит, что каждый должен внести первоначальный взнос по 15-20% от стоимости жилья. «В данном случае минимальная сумма первоначального взноса определяется отдельными программами кредитования и не зависит от количества заемщиков и степени их родства», — пояснил Евгений Шитиков из банка «Дом.РФ».
Поручитель и созаемщик
Созаемщиков часто путают с поручителями, но их права и обязанности различаются. Созаемщик — это по сути тот же заемщик. У него такие же права и обязанности, как если бы он сам брал кредит. Поручитель выступает для банка гарантом того, что задолженность по ипотеке будет погашена в оговоренный срок. Он не обязуется выплачивать кредит или следить за графиком ежемесячных платежей. Его доходы не учитываются при расчете максимальной суммы выдаваемого заемщику кредита. Поручитель не имеет прав на недвижимость, а созаемщик может быть собственником. Созаемщик подписывает кредитный договор вместе с заемщиком. С поручителем банк заключает отдельный договор поручительства.
Права созаемщика
Созаемщик, подписывая договор ипотечного кредитования, не только берет на себя бремя по обслуживанию кредита, но и наделяется определенными правами. К ним относятся:
Порядок выдачи ипотеки с созаемщиком
Процедура получения ипотеки с созаемщиками не отличается от стандартной процедуры оформления кредита. Главная особенность в том, что каждый из созаемщиков должен предоставить необходимый пакет документов. Кроме того, банк проверяет кредитную историю не только основного заемщика, но и созаемщиков. В целом схема получения ипотеки с созаемщиками выглядит следующим образом:
1. Поиск лучших предложений по ипотеке.
2. Обращение в банки с заявкой на получение ипотечного кредита,
3. Подготовка необходимых документов. Каждый созаемщик готовит свой комплект. В большинстве банков пакет документов стандартный:
4. Далее банк проверяет документы, проводит кредитный скоринг заемщика и созаемщика и выносит решение по заявке: одобряет сумму кредита и условия его выдачи (срок, ставка).
5. Если стороны устраивают условия, составляется договор, в котором определяются доли сторон в приобретаемой недвижимости.
6. Подписание всеми сторонами кредитного договора, выдача ипотеки и регистрация сделки в Росреестре.
Банки об ипотеке с созаемщиками
Руководитель направления ипотечного кредитования Райффайзенбанка Антон Красильников:
— В оформлении ипотеки на двух и более заемщиков существенных отличий от оформления на одного нет: все заемщики предоставляют аналогичные пакеты документов, аналогичный кредитный договор подписывается со всеми. Но при этом возможно выделение долей в приобретаемой недвижимости. В каждом банке это определяется по-своему.
Как платить ипотеку с созаемщиками
Платежи по кредиту не делятся по числу заемщиков. График платежей также один. Погашение кредита происходит уполномоченным созаемщиком, на которого технически оформлен договор и открыт счет. «Открывается один счет для основного заемщика, через который оплачивается ежемесячный платеж. Этот счет может пополнять любой из заемщиков или любое третье лицо», — пояснил Антон Красильников.
Прописать в каких долях будут вносить ежемесячный платеж по ипотеке созаемщики обычно нельзя. При этом условие, что созаемщики будут платить кредит вытекает из закона и самой правовой конструкции созайма, отметил руководитель юридической практики компании «Интерцессия». «Банку безразлично, кто и в каких долях будет вносить ежемесячные платежи — главное, чтобы они вносились вовремя. Но если основной заемщик перестает платить, то созаемщик должен погасить долг и обслуживать кредит. Поскольку созаемщик несет такую же ответственность перед кредитором, как и основной заемщик», — добавил юрист Николай Когошвили. По его словам, теоретически прописать в договоре порядок оплаты кредита можно (например, каждый вносит ежемесячно по 50% от суммы платежа), но далеко не каждый банк на это пойдет, поскольку нужно оформлять специальный договор.
Преимущества и недостатки
Ипотека с созаемщиком имеет ряд преимуществ и недостатков. К плюсам недвижимости таким способом можно отнести:
К недостаткам такой ипотеки можно отнести:
По мнению Кирилла Стуса, главный «подводный камень» такой ипотеки — право на наследование. Если официальные супруги или родственники могут наследовать имущество друг друга, то в случае, если речь идет о гражданском браке — унаследовать долю другого человека можно только по завещанию.
Я купила квартиру в другом городе
Получила ипотеку и оформила документы за пять поездок
В 2015 году мы купили квартиру в Вологде, хотя сами живем в Архангельске.
В 2014 году цены на жилье стали расти и мы решили вложить маткапитал в квартиру. Стоимость жилья в соседних регионах была ниже, чем у нас, поэтому мы купили квартиру в другом городе. Расскажу, насколько сложно купить недвижимость дистанционно и с какими подводными камнями мы столкнулись.
Зачем нам квартира в другом городе
Архангельск, где мы живем, относится к районам Крайнего Севера. Из-за суровых климатических условий государство обязывает предприятия и организации платить больше — к окладам работников идут надбавки. Например, у нас действует районный коэффициент в размере 1,2 оклада и северная надбавка в размере 0,5 оклада.
Если все сложить, получается, что оклады работников, которые постоянно работают в Архангельске, должны быть больше в 1,7 раза. На других северных территориях действуют другие коэффициенты.
Так как зарплаты благодаря этим коэффициентам больше, то и цены, в том числе на квартиры, выше, чем в соседних регионах. Например, однокомнатная квартира площадью 35 м² в новостройке в Архангельске стоит 2,4 млн рублей, а в Вологде — 1,6 млн. Вторичный рынок мы не рассматривали: хотели купить квартиру в новом доме с чистыми подъездами.
Как выбирали город
Изначально мы рассматривали несколько городов: Ярославль, Вологду, Калининград и даже Сочи, но решили остановиться на Вологде. Она привлекла нас по следующим причинам.
Сопоставимая численность жителей: 310 тысяч человек в Вологде, 350 тысяч — в Архангельске. Мы стремились выбрать город с похожим ритмом жизни: чтобы он не был предельно быстрым, как мегаполис-миллионник, и скучновато-неспешным, как маленький городок.
Расположение. Вологда находится всего в 765 км от Архангельска. Это 10 часов на поезде или 8 часов на автомобиле. При необходимости можно оперативно туда приехать. Другие города были намного дальше от нас.
Туристический потенциал. Вологда входит в число городов Серебряного ожерелья России — это туристический маршрут, который создали по аналогии с Золотым кольцом. Власти планируют развивать регион, в том числе чтобы привлечь туристический поток. Поэтому мы надеялись, что в городе будут поддерживать дороги в хорошем состоянии и благоустраивать территории. Все это влияет на стоимость аренды квартир.
Мы не планировали переезжать в Вологду насовсем, а хотели только купить квартиру и использовать маткапитал. Жилье планировали сдавать по договору найма, а в будущем распорядиться им с учетом интересов детей.
В итоге мы купили в Вологде однокомнатную квартиру площадью 37,4 м² за 1,68 млн рублей в новостройке без отделки.
Заявка на ипотечный кредит
При выборе банка я ориентировалась на два основных момента:
Также в банке я узнала, какие нужны документы, чтобы подписать кредитный договор на покупку квартиры в новостройке:
Поскольку мы с мужем оба были участниками зарплатных проектов, справку 2-НДФЛ и копию трудовой книжки с печатью работодателя представлять не понадобилось. К тому же банк предлагал участникам зарплатного проекта пониженную процентную ставку. В феврале 2015 года она составляла 15,5%.
Планирование поездок в Вологду
Сложность покупки квартиры в другом городе в том, что туда придется ездить и нужно все тщательно планировать. Поездки нужно увязать сразу с несколькими рабочими графиками:
Еще я поняла, что при планировании надо предварительно уточнять рабочие часы организаций, чтобы не выбиваться из хронометража поездок и не зависнуть на лишний день. Еще желательно точно знать перечень необходимых документов, потому что оперативно довезти их, как в своем городе, нельзя. Я звонила и узнавала часы работы, не полагаясь на то, что написано на сайте.
С момента выбора квартиры до ее оформления в собственность мы съездили в Вологду пять раз. Могло быть и больше, но нам удалось совместить часть задач. Расскажу, как это получилось.
Вариантов было два: или я еду одна, или с мужем. Муж работает вахтовым методом: месяц на работе, месяц дома. Поэтому иногда мы ездили вдвоем на автомобиле, например когда выбирали квартиру. В другое время, когда муж был на работе либо его присутствие не требовалось, я ездила сама на поезде.
Чтобы поездка прошла по плану, мы четко определяли логистику: сколько дней будем в пути и сколько на месте. Обычно наши совместные поездки занимали три дня:
Чаще всего подгадывали под выходные, чтобы я взяла на работе только один отгул — в пятницу.
На поезде у меня получалось быстрее. В 20:25 я садилась на поезд в Архангельске и в 8:00 следующего дня приезжала в Вологду. Если успевала сделать все дела за один день, то обходилась без ночевки в гостинице. Вечером того же дня, в 19:22 садилась на поезд. В 6 утра была уже дома, поэтому могла в тот же день выйти на работу, если не получалось взять его в счет отпуска.
Когда я понимала, что мне скоро придется ехать в Вологду, я сразу делала две вещи:
Расходы на поездки — 28 900 Р
Статья расходов | На машине с мужем — 3 раза | На поезде одна — 2 раза |
---|---|---|
Бензин на дорогу | 10 500 Р | 0 Р |
Номер в гостинице | 9600 Р | 800 Р |
Питание | 2200 Р | 800 Р |
Передвижение по Вологде | 500 Р | 500 Р |
Билеты на поезд | 0 Р | 4000 Р |
Всего | 22 800 Р | 6100 Р |
Выбор застройщика, жилого комплекса и квартиры
Перед первой поездкой в Вологду мы предварительно выбрали застройщика в интернете. Учитывали следующие факторы:
Мы почти сразу выбрали застройщика, который возводил одновременно несколько жилых комплексов. Все они, точнее их проекты на фото, выглядели презентабельно. По телефону мы связались с представителями застройщика и записались на экскурсию по новостройкам на ближайшие выходные.
Во время экскурсии мы посетили три строящихся жилых комплекса эконом-класса. Все они — в черте города с магазинами в пешей доступности.
При выборе жилого комплекса я вспоминала совет знаменитого инвестора Уоррена Баффетта: «Покупайте только то, чем бы вы с удовольствием владели, если бы рынок закрыли на 10 лет». Один из жилых комплексов нам понравился больше других. Мы почувствовали, что квартирой в нем владели бы с удовольствием.
У меня был список вопросов к застройщику, на которые он дал ответы:
Во время экскурсии мы проезжали мимо домов других застройщиков. Нам пояснили, что квадратный метр в этих домах дешевле, поскольку там нет балконов и в квартирах плохая шумоизоляция.
После экскурсии мы самостоятельно поездили по городу, посетили туристический инфоцентр Вологодской области и несколько музеев.
Вернувшись в Архангельск, еще раз обсудили с мужем варианты. В итоге остановились на доме, который уже был возведен под крышу. Выбрали в нем квартиру с удобной квадратной планировкой — не угловую, не на крайнем этаже, с окнами во двор.
Дальнейший план действий
Теперь нам предстояли такие шаги:
Банк и кредитный договор
На работе я оформила отпуск на две недели. Мне предстояло много дел, связанных с получением кредита и подписанием договора с застройщиком.
Прежде всего я написала застройщику по электронной почте, что мы выбрали квартиру, и попросила подготовить предварительный договор долевого участия. Для этого отправила следующие данные:
Застройщик подготовил предварительный ДДУ 5 февраля 2015 года и направил мне его по электронной почте.
Я уточнила у кредитного инспектора, можно ли при оформлении кредитного договора представить предварительный ДДУ только с одной подписью — моей. И пояснила, что застройщик находится в другом городе. Кредитный инспектор разрешил так сделать. Я распечатала предварительный договор, подписала его и приложила к документам на кредит.
В феврале 2015 года мы подписали кредитный договор. По его условиям мы могли получить кредит в течение 45 календарных дней с даты заключения договора. Именно столько дней у нас было в запасе, чтобы заключить с застройщиком окончательный договор долевого участия.
По закону договор долевого участия обретает юридическую силу только после того, как его зарегистрируют в Росреестре. Помимо ДДУ, в Росреестре нужно зарегистрировать договор ипотеки. Поэтому я позвонила застройщику и попросила его заранее зарезервировать в вологодском филиале Росреестра дату и время, чтобы подать документы и не ждать.
Мы с мужем снова поехали в Вологду. За день успели подписать договор в офисе застройщика, уплатить госпошлину — 175 Р за регистрацию договора долевого участия и 3000 Р за регистрацию ипотеки — и сдать документы на регистрацию вместе с представителем застройщика в местном отделении Росреестра.
По условиям кредитного договора банк перечисляет деньги на счет застройщика только после того, как мы представим окончательный ДДУ, зарегистрированный в Росреестре, а также перечислим застройщику собственные средства.
После регистрации Росреестр направил нам документы по почте. Я представила в банк оригинал договора долевого участия, договор залога и перечислила застройщику сумму первоначального взноса. После этого банк перевел застройщику сумму кредита. Договор на регистрацию мы сдали 24 февраля 2015 года, а 10 марта банк уже перевел застройщику деньги.
Материнский капитал
Следующий этап — оформление документов, чтобы оплатить часть кредита материнским капиталом. В Т—Ж есть пошаговое руководство, как взять ипотеку на маткапитал.
В мае 2015 года пенсионный фонд в Архангельске перечислил банку маткапитал в счет ипотечного кредита. Для этого я представила в ПФР:
Тот факт, что приобретаемая квартира находилась в другом городе, не вызвал у ПФР вопросов и не добавил процессу особенностей. ПФР рассматривает такие заявления в течение 30 дней. Когда пенсионный фонд принял положительное решение по моему заявлению, мне перечислили средства на погашение кредита.
Приемка квартиры
При покупке квартиры в другом городе есть дополнительные риски. Трудно отследить появление проблем у застройщика, так как нельзя наблюдать за ходом строительства. Веб-камеры наш застройщик не устанавливал. Мы не читали форумы и не отслеживали стройку еженедельно, поскольку дом был высокой готовности и сложностей не должно было быть. Кроме того, ответственность застройщика по ДДУ была застрахована в страховой компании.
Нам повезло: застройщик сдал дом вовремя — в марте 2016 года. Мы получили от него письмо по почте, что дом вводят в эксплуатацию и необходимо принять квартиру. К письму застройщик приложил памятку о порядке передачи квартиры и оформления права собственности на нее.
Я позвонила застройщику и согласовала дату и время приемки квартиры. В тот раз я ездила одна на поезде, так как муж был на вахте, а сроки для приемки квартиры застройщик установил сжатые — 7 рабочих дней с момента, как получим письмо. Возможно, можно было их оспорить, но мы не стали.
дополнительный платеж за подключение дома к инженерным коммуникациям
На этом этапе мне предстояло вот что.
Стены и пол в квартире были не самыми ровными, но, главное, не было больших трещин и перепадов, иначе в дальнейшем это привело бы к увеличению затрат на ремонт. Сам дом, лестничные площадки и лифт выглядели хорошо. Квартиру я приняла с первого раза, никаких претензий не составляла.
Подписать акт приема-передачи квартиры. В нем мы подтверждали, что в квартире нас все устраивает и никаких претензий у сторон ДДУ друг к другу нет. Еще акт нужен, чтобы зарегистрировать право собственности на квартиру. С момента, как дольщик подпишет акт приема-передачи, он несет все расходы на теплоснабжение и иные коммунальные услуги, обслуживание и ремонт общего имущества.
Получить в управляющей компании договор управления многоквартирным домом и подписать акт приема-передачи счетчиков учета горячей и холодной воды, электроэнергии и тепла с начальными показаниями. Координаты управляющей компании мне дал застройщик.
Снятие обременения
Когда я принимала квартиру у застройщика, успела сделать еще одно важное дело — снять обременение с квартиры. Так я избежала дополнительной поездки в Вологду.
Мы полностью закрыли ипотеку в марте 2016 года благодаря родителям, которые дали нам денег в долг. Обременение нужно было снять, чтобы квартира перестала числиться в залоге у банка.
Сотрудники отделения банка в Архангельске согласовали со своими коллегами из Вологды мое заявление и подтвердили дату посещения Росреестра. Также мне сообщили номер телефона сотрудника отделения банка в Вологде. Я позвонила и уточнила время и место встречи.
Получение технического и кадастрового паспортов
Дату приемки квартиры я также совместила с посещением ГП ВО «Вологдатехинвентаризация». Там я заказала технический и кадастровый паспорта.
Так как готовят эти документы 21 рабочий день, я обговорила возможность пересласть их по почте. Пришлось дополнительно потратиться на почтовые расходы. Я заплатила 2100 Р за услугу по подготовке документов и 96 Р за почтовые расходы. Примерно через месяц готовые документы пришли по почте, как и договаривались.
Оформление права собственности
После получения кадастрового плана можно было зарегистрировать право собственности на квартиру. О том, как это сделать, в Т—Ж уже была подробная статья.
Если кратко, процесс такой:
Поскольку мы купили квартиру с использованием средств материнского капитала, ее нужно было оформить в совместную собственность всех членов семьи. Но так как договор долевого участия изначально я составляла только на себя, то и квартиру в собственность тоже оформила на себя: так было проще с документами. Доли мужу и детям мы планировали выделить позднее.
В августе 2016 года я согласовала с отделением Росреестра в Вологде дату и время посещения. Ездила одна, на поезде. Гостиницу не бронировала, так как все дела успела сделать за день. После регистрации Росреестр направил мне документы по почте. Я стала собственницей квартиры 31 августа, но по обязательству перед пенсионным фондом должна была оформить ее в общую собственность всех членов семьи.
Нотариальное выделение долей в квартире членам семьи
Любые операции с частями недвижимости, в том числе выделение долей детям, возможны только с участием нотариуса. Причем отчуждать недвижимость можно лишь через нотариуса, на территории которого находится указанное имущество.
По этой причине архангельские нотариусы не вправе заверить соглашение о выделении долей в недвижимости на территории другого субъекта. Нам снова пришлось ехать в Вологду, чтобы подписать такое соглашение.
Чтобы точно знать, какие документы понадобятся, я позвонила в несколько вологодских нотариальных контор и объяснила ситуацию. Мне понравилось общение с помощником одного из нотариусов: он подробно объяснил порядок действий, требуемый перечень документов и согласился принять документы по электронной почте, чтобы предварительно, до нашего приезда подготовить соглашения.
Регистрация долей в Росреестре. К счастью для нас, с 1 января 2017 года в РФ создали Единый реестр недвижимости. Если раньше регистрировать сделку нужно было по месту нахождения объекта, то по новым правилам это требование необязательно.
В феврале 2017 года мы обратились в отделение Росреестра в Архангельске, уплатили госпошлину 2000 Р и зарегистрировали новые доли на квартиру. Дополнительных расходов, связанных с тем, что квартира находится в другом городе, не возникло.
Сколько времени и денег мы потратили на покупку квартиры в другом городе
В итоге все сложилось благополучно и мы удачно вложили материнский капитал в покупку квартиры. Возможно, это был не самый легкий путь и можно было использовать маткапитал иначе, но мне помогли энтузиазм, семья и родители.
В общей сложности весь процесс от выбора квартиры в новостройке и до момента, когда можно было делать ремонт, занял полтора года: