как делать приложение в отчете по практике
Как грамотно написать и оформить приложения к отчету по практике: полезные советы и рекомендации
Что такое приложение к отчету по практике
Приложения или дополнения — рисунки, таблицы, графики и все, что студент собрал за практику, или нашел в научных трудах. В большинстве случаев эту информацию не включают в отчет потому, что она объемная. Приложение как документ разъясняет и детализирует отдельные элементы отчета.
Комиссия обращается к дополнениям, чтобы проверить корректность и актуальность данных в тексте. Оформляется как приложение любая дополнительная информация объемом больше страницы формата А4. Так она не перегружает основную часть и не нарушает логику текста.
Какой материал включают в приложения
Зачем нужны приложения
Обычно отчет содержит минимум одно приложение — это рекомендованный минимум. При этом объем и оформление не имеют значения. Когда дополнений два и больше, они обозначаются буквенно и отдельно прописываются в содержании.
В тексте отчета необходимо указать ссылку на приложение. Каждое из них оформляется на новой странице. Заголовок пишется прописью.
Благодаря таким дополнениям, студенты не записывают объемную вспомогательную информацию, а прикрепляют ее копии. Так поступают с уставом организации или положением о работе.
Если практика учебно-ознакомительная, все индивидуальные решения и выполненные задания не нужно снова переписывать: достаточно прикрепить их к отчету. Приложение отчета по производственной практике включает ГОСТы, положения, схемы и таблицы.
Сколько в документе может быть приложений
Общее количество страниц отчета считается без учета количества страниц приложений. Обычно эта цифра регламентируется кафедрой. Оптимальное число дополнений — 5 шт. В них представляется справочная информация, но только основная. Поинтересуйтесь заранее, какой объем информации разрешено вынести за основной текст, и как ее оформить более наглядно.
Чаще всего практиканты строят иерархии, графики и схемы, которые систематизируют и структурируют информацию. Эти дополнения грамотны и логичны.
Иногда из основной части документа выносят заключение, оформленное таблицей, хотя это не дополнительная информация. Так проще: таблицу практикант показывает в презентации, а ее содержание описывает и объясняет в тексте.
Отдельно оформляются рисунки и зарисовки студентов творческих специальностей. Методические рекомендации это позволяют.
Что нужно знать о правилах оформления приложения
По ГОСТу и устоявшемуся правилу, приложения в документе следуют за списком литературы. Отметим, что дополнений в документе может и не быть. Это вы решаете вместе с научным руководителем исходя из типа практики, ее темы и направления.
Все правила и рекомендации по оформлению, а нередко и содержанию, находятся в:
Учитывайте, что из двух документов преподаватели предпочтут рекомендации вуза.
10 требований по оформлению
Несмотря на то, что преподаватели любят, когда практиканты следуют рекомендациям вуза, основным документом для студентов должен быть ГОСТ. В нем прописаны все правила по оформлению.
Обратите внимание на то, что:
Скачайте образец оформления приложения в отчете по практике, чтобы посмотреть, как учитываются все вышеперечисленные требования.
Не знаете, как оформить приложение к отчету по практике? Вам помогут эксперты Studently!
Как оформить приложения в отчёте по практике?
Отчёт по практике может содержать в себе не только текстовую информацию. Часто для подкрепления своей деятельности на предприятии студенту необходимо вставить в данный документ какую-либо наглядную информацию графического и табличного характера.
Что выносить в раздел Приложения?
В раздел Приложения отчёта по учебно-производственной практике студент может вынести самую разнообразную информацию. Это могут быть:
Лучшим вариантом демонстрации графических и табличных материалов в отчёте по практике является вставка их непосредственно в основной текст. Правда если таблица или график достаточно объёмны, то лучше всего вынести их в специальный раздел – Приложения. Стоит отметить, что наличие данного раздела не является обязательным, однако иногда без него просто не обойтись. То есть здесь решение зависит лишь от самого студента.
Как и в рефератах Приложения оформляются в самом конце отчёта после раздела «Список использованной литературы». Оформляется же данный раздел согласно общим требованиям ГОСТ.
Требования к оформлению Приложений отчёта о практике
Отчёт по практике необходимо оформлять согласно требованиям государственного стандарта под названием «Отчёт о научно-исследовательской работе». Однако на самом деле преподаватели чаще обращают внимание не на них, а на те рекомендации, которые прописаны в вузовских методичках. Так что для начала лучше обратиться за советом по оформлению отчёта к своему научному руководителю. Хотя на самом деле в большинстве своём методички просто в упрощённой форме дублируют требования того же самого ГОСТа.
Приложения к отчёту о практике можно оформлять как продолжение самого отчёта, а можно и как самостоятельный документ. В первом случае нумерация страниц должна быть сквозная, начиная с первой страницы отчёта. Во втором – страницы Приложений нумеруются заново, начиная с первой.
Каждое из приложений должно быть оформлено на отдельной странице и иметь собственное обозначение. Как правило, обозначаются приложения прописными буквами кириллического алфавита. Допускается использование и латинских букв, но лишь в том случае, если не хватает букв отечественной азбуки. В качестве обозначений могут выступать только буквы, которые при написании не похожи на арабские или римские цифры. Именно поэтому использование букв Ё, З, О, Й, Ч, Ъ, Ы, Ь, I, O и X запрещено.
В некоторых методических изданиях указывается, что обозначать приложения нужно не буквами, а цифрами. Эту информацию лучше выяснить сразу у своего преподавателя. Тоже касается употребления в обозначениях знака «№» и форматирования обозначения – по центру или по правой стороне страницы. В некоторых случаях одно приложение можно разделить на пункты. В таком случае обозначение должно быть одновременно и буквенным, и цифровым, например: «Приложение А 1».
Если таблица или документ в рамках одного приложения не умещается на одной странице А4 формата, то можно разместить его на двух и более страницах. При этом на каждом листе должно быть обозначение приложения с указанием «Продолжение приложения **» или «Окончание приложения **».
Через строчку от обозначения приложения пишется его заголовок. Данное предложение следует начинать с заглавной буквы. В кавычки его брать не надо и ставить в конце точку – тоже. Таблицы и рисунки должны обозначаться отдельно (рис. или табл.), а в тексте отчёта на них должны присутствовать ссылки вида: см. рис. 1, см. табл. 2.
Что касается требований к шрифтам и положению текстовой информации на странице, то они ничем не отличаются от обычных: 14 пунктов шрифта Times New Roman с межстрочным интервалом 1,5. Расположение страницы – книжное. А вот требования к отступам лучше уточнить в методичке ВУЗа, поскольку они могут значительно разниться от предписанных ГОСТом.
Заключительные советы
Как уже говорилось выше, раздел «Приложения» в отчёте о практике совсем не обязателен. Если же в нём есть необходимость, то тут для студента главное не переусердствовать. Слишком много документов в качестве приложений размещать не стоит. Данная информация должна подтверждать тот факт, что студент плодотворно провёл время в ходе прохождения практики. В данном случае не стоит добавлять к отчёту документы, только ради его объёма. Принцип «вдруг пригодиться» тут совершенно не уместен.
Кроме того, на каждое приложение в тексте основного раздела отчёта должны быть ссылки типа: см. Приложение А. При этом располагать документы в разделе Приложения нужно в том же порядке, в котором ссылки на эти материалы размещены в тексте отчёта.
Несмотря на то, что описание требований к оформлению приложений достаточно запутаны (причём как в ГОСТах, так и в методичках), разобраться с ними не особенно трудно.
Приложение в отчете по практике
Самая последняя часть, из которой состоит отчет по практике, называется приложением. Часто у студентов на качественное оформление этого раздела не остается сил и мотивации, поэтому приложение собирают «на скорую руку». Из-за этого при защите отчета возникают дополнительные вопросы у преподавателей. Чтобы такого не произошло, студенту нужно собрать всю свою волю и оформить приложение по всем правилам и требованиям к оформлению отчетности.
Что размещать в приложении?
В последний раздел стоит вынести наглядный материал, который иллюстрирует основную часть работы. Приложение нужно для того, чтобы не перегружать основную часть отчета. Не мешать логическому изложению мыслей студента на бумаге. К примеру в приложение относят:
Элементы, размещенные в приложении, показывают с помощью каких инструментов студент достигал поставленных задач.
Правила оформления раздела
Требования к оформлению отчета по практике не регламентируют количество страниц в приложении. Но для лучшего восприятия деятельности студента в отчете по практике должна быть хоть одна страница в этом разделе. При этом не нужно за счет приложения увеличивать объем работы. Преподаватели все равно это увидят и не оценят. Включайте в приложение только то, что действительно покажет работу студента на практике. Однотипные вставки не делайте, достаточно одного примера.
В тексте отчета по практике ссылки на приложения должны быть пронумерованы по порядку. Иногда для распределения листов в приложении используют буквенное обозначение. В таком случае не употребляйте Ё, О, Й, Ч, Ь, Ъ, Ы. Располагаются страницы с пояснениями в приложении в строгом соответствии с тем порядком, который выбран студентом. Каждый новый материал для приложения оформляется на отдельном листе. В верхней части страницы пишется Приложение № … или Приложение «ХХХ».
В оглавление обязательно включают приложение. Для этого страницы последнего раздела продолжают нумеровать, как и во всех других разделах отчета по практике.
Требования по оформлению внешнего вида готового приложения ничем не отличаются от остальных разделов отчета по практике и прописаны в государственном стандарте.
Приложение, как титульный лист, очень важно. Представьте, что у студента все хорошо оформлено, работа прекрасно написана, а на последний раздел не осталось сил и он сделан кое-как. Это сразу бросается в глаза и отличной оценки студенту не поставят.
Оформление отчета по практике
Отчет по практике – это завершающий этап стажировки. Он показывает, насколько студент овладел теоретическими знаниями и умеет применять их в реальной жизни. Оформление документа является еще одним испытанием для студента, поскольку здесь нужно проявить другие качества: усидчивость, терпение, кропотливость. Потому очень полезно знать, как правильно заполнять отчет по практике, его структуру и компоненты. Об этом и пойдет разговор дальше.
Требования к оформлению документа по практике 2021 года
Государственный общесоюзный стандарт (ГОСТ) содержит требования и нормы касательно правильного заполнения и написания подытоживающего стажировку документа. Соблюдение прописанных правил – это гарантия успешной защиты и положительной оценки за практику.
За время учебы студент проходит несколько видов практики: учебная, производственная, преддипломная. В процессе стажировки учащийся показывает степень усвоения материала, умение применять на практике полученные знания. Это отличная возможность познакомиться с профессией изнутри, а не только по учебникам и таблицам. Студент изучает деятельность предприятия, изучает внутренние процессы и его участие в них. В интернете предоставлено большое количество информации о том, как писать отчет, но его оформление также является важным, поскольку документ, не соответствующий принятым нормам и правилам, не будет принят даже к рассмотрению, а сразу возвращен на доработку.
Требования к внешнему виду отчета по практике
ГОСТ 2021 содержит следующие нормы оформления документа:
Для оформления сносок и заголовков используются специальные возможности Word.
Не следует забывать о требованиях, прописанных в методических указаниях ВУЗа. Здесь находятся важные уточнения по тому, как должен выглядеть отчет, что в нем должно быть. При необходимости можно проконсультироваться с руководителем практики и скорректировать документ.
Структура отчета по практике
Объем работы не должен быть меньше 15 страниц, поскольку это может говорить о неполноте документа, и небольше30 – 35 страниц, поскольку это может говорить о большом количестве воды и снижению информативности текста. На введение выделяется от 1 до 2 страниц.
В ГОСТ 7.32-2001 и 2.105-79 содержатся сведения о структуре отчета по практике:
Это основные разделы, которые должны присутствовать в любом документе, независимо от вида проходимой практики.
1, 3 и 4 разделы должны быть с печатью организации, где студент проходил стажировку. Что касается уникальности текста, то здесь требования разные:
Оформление разделов и подразделов
Кроме основных разделов, указанных выше, в отчете по практике должны присутствовать подразделы, помогающие распределить информацию по смыслу. Если возникает необходимость, то текст может дополняться пунктами и списками. Каждый раздел пишется на новом листе. Обязательно присутствует нумерация, выполненная арабскими цифрами.
Критерии оформления названий разделов:
Правила написания заголовков подразделов:
Между заголовками разделов и подразделов должно быть не меньше 8 мм.
Как оформлять отчет по учебной практике
В этом виде работы есть свои нюансы, которые нужно знать, чтобы избежать ошибок.
Учебный тип стажировки предполагает два направления:
При оформлении отчета необходимо соблюдать параметры, прописанные в ГОСТ 2020-2021 и методических указаний самого учебного заведения. Важный нюанс касается основной части работы, в которой должны быть следующие разделы:
В обязательном порядке следует описать деятельность организации, структуру, количество сотрудников, должностные обязанности, какие услуги оказывает или, какие товары производит.
Для написания заголовков используются прописные буквы. Текст выравнивается по центру. Нумерация в отчете начинается с первого листа, т.е. с титульного. Только цифра на первом листе не ставится. Все делается средствами Word. Для простановки нумерации необходимо на верхней панели выбрать «вставка», затем нажать на значок «номер станицы», «внизу страницы» и выбрать где будет ставиться цифра.
Оформление календарного плана имеет свои особенности. Содержание раздела распределяется в таблице, где находятся сведения о каждом дне стажировки: мероприятия и даты. Продолжительность практики месяц. Это значит, что в плане должно быть отражено 28 дней.
Как оформлять отчет по производственной практике
Только приступая к написанию документа, может показаться, что это практически невыполнимая задача, связанная с большим количеством сложностей и нюансов. Но, если внимательно ознакомиться с тонкостями, то текст уже не такой страшный и совсем не сложный.
Особенность производственной практики заключается в том, что студент проходит ее на предприятии и непосредственно участвует в трудовой деятельности и изучает технологию производства.
В этом типе отчета главным является дневник, где каждый день заносятся данные о том, что было изучено, какие задачи выполнены, результаты и выводы.
Дневник оформляется в виде таблицы, разделенной на колонки:
Количество колонок может меняться в зависимости от требований ВУЗа, о чем заранее следует проконсультироваться с преподавателем.
Образец оформления дневника и календарного плана
Частая ошибка при заполнении дневника – это оформление сносок. В последнее время популярными стали внутритекстовые ссылки, которые вписываются в квадратные скобки. Например, [15; 127], где:
Пример построчного списка
Этот вид сносок оформляется с помощью средств ворда. Для этого необходимо на верхней панели программы нажать на вкладку «Ссылки». В открывшемся панели найти «Вставить сноску». После этого программа в автоматическом режиме будет подставлять данные. Остается только заполнить список литературы.
Как оформлять отчет по преддипломной практике
Работа также имеет свои нюансы и для уменьшения проблем по ее оформлению, необходимо точно понимать, зачем она нужна и ее особенности.
Преддипломная практика проходит в период подготовки диплома. За время стажировки выпускник собирает материал, который войдет в состав его проекта. Потому так важно правильно оформить отчет, поскольку данная работа показывает насколько дипломник готов к защите.
Особое внимание здесь уделяется библиографическому списку. Название раздела пишется прописными буквами и размещается по центру строки. Возможно использование одного из вариантов заголовка:
Следует напомнить, что при составлении перечня необходимо соблюдать структуру:
Пример правильного оформления списка
Внутри отчета по преддипломной практике можно вставлять таблицы, схемы, диаграммы, если они будут выступать в качестве наглядной демонстрации выводов и расчетов. Все остальные картинки, рисунки, таблицы и диаграммы выносятся в отдельный раздел «Приложения».
Под графическими материалами должны быть названия без точки в конце. Иллюстрации располагаются здесь же на странице. Таблица должна быть размещена так, чтобы полностью поместиться на листе. Нельзя разрывать таблицу или переносить 1-2 строки.
Оригинальность текста и способы его повышения
Этот момент очень важен, поскольку отчет будет принят на рассмотрение, если его уникальность составит не меньше 50%. Чтобы повысить оригинальность работы, достаточно владеть методом шингла. Любая программа, которая проверяет уникальность текста, работает с каждым 3 – 4 словом. Это значит, что достаточно вставлять в этот момент синоним, то результаты будут положительными и работа будет признана оригинальной.
Еще один способ – это использование больше синонимов. Даже скачанный текст можно сделать уникальным просто поменять слова на близкие по значению. Для ускорения процесса можно воспользоваться синонимайзером.
Следующий способ связана с использованием цитат в отчете. Как правило, проверяющие программы каждую цитату считает уникальной.
Ну и способ для тех, кто не хочет тратить время и силы на уникализацию своей работы – это обратиться к профессионалам. В интернете представлено большое количество предложений по данной услуге.
Оформление отчета по практике
Основным документом, которым подтверждается факт прохождения практики, является отчет. Именно его анализируют и оценивают преподаватели. Внимание обращают не только на содержание, но и на оформление отчета по практике.
Как оформляется отчет по практике
Отчет по практике – это структурированный документ, включающий стандартный набор элементов.
В состав отчета по практике входят:
Дополнительно к отчету прикладывается дневник прохождения практики и характеристика студента.
ГОСТ на оформление отчета по практике
Отдельного ГОСТ для оформления отчета по практике (чтобы так и назывался: «Стандарты оформления отчета по практике») не существует. Для того, чтобы правильно оформить отчет по практике, можно воспользоваться ГОСТ 7.32-2017 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Среди основных требований к оформлению отчета по практике можно отметить:
Рисунок 1. Параметры полей в отчете по практике
Правила оформления отдельных элементов отчета по практике
Оформление рисунков, таблиц и формул в отчете по практике выполняется точно так же, как и в других студенческих трудах:
Рисунок 2. Пример оформления рисунка в отчете по практике
Оформление приложений в отчете по практике
Кроме основного текста, студентам приходится оформлять приложение в отчете по практике. Нигде не регламентируется, сколько страниц должно быть в приложениях – все определяется их содержанием. С одной стороны, не нужно искусственно раздувать объем приложений, засовывая в них все, что удалось собрать на предприятии. С другой стороны, документы позволяют охарактеризовать деятельность предприятия и продемонстрировать, что студент по-настоящему с ней ознакомился. Поэтому нужно искать «золотую середину», для каждого приложения задавая себе вопрос: «Зачем оно здесь нужно?».
Каждое приложение начинается с новой странице. Наверху по центру пишется слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и его обозначение (буквы русского алфавита – А, Б, В… за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь). На следующей строке размещается заголовок, который отражает содержание приложения.
В качестве такого заголовка может использоваться само называние документа – например, «Бухгалтерский баланс», а может быть какое-то обобщение – «Финансовая отчетность».
Если документы на предприятии дали в печатном виде, можно или отсканировать их и вставить в документ отчета (добавив заголовки), или подписать заголовки на самих листах печатными буквами черной ручкой. Также необходимо пронумеровать страницы приложения и включить приложения в оглавление.