как детализируются счета по учету нематериальных активов с 2021 года
Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила
С 2021 года изменился порядок учета нематериальных активов. Это связано с началом применения с 1 января 2021 года Федерального стандарта «Нематериальные активы». В целях единообразия ведения учета нематериальных активов были внесены изменения в Инструкции №№ 157н, 162н, 174н и 183н, а также в Порядок № 209н *(1). Кроме того, Минфин России системным письмом от 30.11.2020 № 02-07-07/104384 довел Методические рекомендации по применению Стандарта «Нематериальные активы».
Исходя из положений названных нормативных правовых актов и системного письма, рассмотрим в статье, как учитывать нематериальные активы с 2021 года.
Что относить к нематериальным активам с 2021 года?
Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:
Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.
Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:
Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:
На каких счетах учитывать нематериальные активы?
Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.
Право | Счет учета | Пример |
Исключительное право | 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)» 0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных» 0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности» | Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000; Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000; Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000; Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000 |
Неисключительное право | 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)» 0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками» 0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных» 0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности» | Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000; Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000; Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000; Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000. |
Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».
Например, на счете 102 91 «Программное обеспечение и базы данных в концессии» подлежит отражению информация об являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин, базах данных, информационных системах и (или) сайтах в сети Интернет или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.
Группировка по видам имущества, обозначаемым буквами N, R, I или D, соответствует подразделам классификации, установленным ОКОФ *(3) (п. 67 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 17.09.2020 № 02-07-10/81813). А именно, ОКОФ предусматривает следующие группы объектов интеллектуальной собственности (код ОКОФ 700):
Например, мультимедиа-приложения поименованы в группе «Программное обеспечение и базы данных» — код ОКОФ 732.00.10.08. Следовательно, исключительное право на данный объект, относящийся к иному движимому имуществу, учитывается на счете 102 3I. А если учреждение обладает неисключительным правом на мультимедиа-приложения, то оно будет отражаться на счете 111 6I.
Порядок учета нематериальных активов
В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:
104 00 | 106 00 | 114 00 |
0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» | 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» | 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)» |
0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» | 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» | 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок» |
0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» | 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» | 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных» |
0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» | 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» | 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности» |
То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.
А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.
Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов».
Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами».
Но есть в учете прав пользования нематериальными активами и свои особенности.
1. Если срок использования объекта, в отношении которого у организации бюджетной сферы возникло неисключительное право, составляет 12 месяцев или менее, он не отражается в составе нематериальных активов. А расходы списываются на затраты текущего года (в дебет счетов 0 401 20 226 или 0 109 ХХ 226).
2. Амортизация начисляется по объектам нематериальных активов с определенным сроком полезного использования. Если срок полезного использования не определен, то амортизация не начисляется до момента реклассификации объекта в подгруппу объектов нематериальных активов с определенным сроком полезного использования (п. 26 Федерального стандарта «Нематериальные активы»).
Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы» нематериальный актив с определенным сроком полезного использования — это объект, в отношении которого может быть определен и документально подтвержден срок полезного использования. Если же в отношении объекта срок полезного использования не может быть определен и документально подтвержден, то можно говорить о нематериальном активе с неопределенным сроком полезного использования.
В соответствии с Методическими рекомендациями срок полезной службы считается неопределенным, если анализ всех значимых факторов указывает на отсутствие предвидимого предела у периода, в течение которого от данного актива ожидается поступление экономических выгод (полезного потенциала).
3. Согласно положениям Инструкций №№ 162н, 174н, 183н начисление амортизации на объекты учета права пользования нематериальными активами (неисключительными правами) отражается по дебету счетов 0 401 20 226 «Расходы по прочим работам, услугам», 0 109 00 226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг».
4. Начисленная в размере 100% стоимости амортизация на объекты, которые пригодны для дальнейшей эксплуатации (использования), не может служить основанием для принятия решения об их списании по причине полной амортизации и (или) нулевой остаточной стоимости (п. 39 Федерального стандарта «Нематериальные активы»).
5. Согласно Порядку № 209н права пользования нематериальными активами (неисключительные права) отражаются с применением следующих подстатей КОСГУ:
Данные коды отражаются в 24-26 разрядах номеров счетов 111 60, 104 60, 106 60, 114 60.
Одновременно с этим кассовые расходы на приобретение неисключительных прав пользования относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Пример отражения в учете прав пользования нематериальными активами (неисключительных прав)
Условия примера 1: бюджетное (автономное) учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования базой данных сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 90 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора.
По истечении срока действия договора должностными лицами учреждения принято решение о списании объекта с учета по причине морального износа.
В бухгалтерском учете отразятся следующие записи:
Условия примера 2: казенное учреждение приобретает у коммерческой организации неисключительные права пользования программным обеспечением сроком на 3 года (36 мес.) стоимостью 108 000,00 руб. Платеж осуществляется единовременно на всю сумму договора. Также приобретаются у физического лица услуги по установке и настройке программного обеспечения стоимостью 18 000,00 руб., которые включаются в первоначальную стоимость объекта нематериальных активов. Первоначальная стоимость объекта составит 126 000,00 руб.
Условиями договора предусмотрен возврат средств при досрочном расторжении договора. Договор был расторгнут досрочно, средства были возвращены в текущем году.
В бюджетном учете отразятся следующие записи:
Мы рассмотрели нормативные правовые акты, на которые следует опираться при отражении в учете объектов нематериальных активов, к которым с 2021 года относятся не только исключительные, но и неисключительные права.
_______________________________________
*(1) Имеются в виду:
— Федеральный стандарта «Нематериальные активы», утв. приказом Минфина России от 15.11.2019 № 181н;
— Инструкция, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н;
— Инструкция, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н;
— Инструкция, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н;
— Инструкция, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н;
— Порядок, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н.
*(2) Например, патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и т. п.
*(3) Общероссийский классификатор ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст.
Статья подготовлена
Принципиально новый порядок учета НМА: новые счета, ИТ-инвентаризация, условия контрактов
petrkurga№ / Depositphotos.com |
На государственном уровне пристальное внимание обращено на условия создания, приобретения, использования и учета исключительных и неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Пожалуй, самый заметный для учреждений этап проводимой в этом направлении работы – внедрение с 2021 года нового федерального стандарта «Нематериальные активы» и следующие за этим изменения в порядке учета НМА (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 399-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 103 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 456-ФЗ «О внесении изменений в части вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации».)
Теперь к нематериальным активам относятся все права пользования – и исключительные, и неисключительные. И все они должны учитываться на балансе. Права, полученные в пользование, которые до этого учитывались на забалансовом счете 01, нужно «поднять» на баланс. И балансовых счетов для учета НМА стало больше: в Инструкцию № 157н внесены изменения, которыми расширена аналитика счетов 102 00 «Нематериальные активы», 104 00 «Амортизация», 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», 114 00 «Обесценение нефинансовых активов», веден новый субсчет 111 60 «Права пользования нематериальными активами». Соответственно, если исключительное право на НМА принадлежит учреждению, его следует по-прежнему отражать на счете 102 00, а неисключительные права пользования НМА теперь подлежат учету на счете 111 60.
Обратите внимание, что к объектам НМА, учтенным как на счете счете 102 00, так и на счете 111 60, относятся активы со сроком полезного использования более 12 месяцев. Для неисключительных прав определить этот срок по состоянию на 1 января 2021 года должна комиссия по поступлению и выбытию активов, проанализировав условия договоров, по которым учреждение получило соответствующее право пользования. И если оставшийся срок полезного использования определен комиссией как 12 месяцев и менее, «поднимать» такие неисключительные права на балансовый счет 0 111 60 нет оснований – их стоимость должна быть списана с «забаланса» и отнесена на финансовый результат по счету 401 20. Подробнее обо всем этом и пошаговая инструкция по переносу объектов НМА с «забаланса» на баланс, – в нашем специальном Обзоре.
Подчеркнем: основанием как для отнесения или переноса НМА на счет 102 00 или 111 60, так и для списания краткосрочных прав пользования может быть только акт профильной комиссии! К вопросу о том, как и когда комиссия должна заняться этим вопросом, мы еще вернемся.
Важные изменения произошли и в порядке амортизации нематериальных активов. Напомним, до 2020 года включительно для нематериальных активов, по которым невозможно надежно оценить срок полезного использования, то есть НМА с неопределенным сроком использования, в целях определения амортизационных отчислений срок полезного использования устанавливался из расчета 10 лет. С 2021 года подход изменен: НМА с неопределенным сроком полезного использования не амортизируются вообще.
Поэтому по тем НМА, по которым в 2020 она начислялась исходя из 10-летнего срока полезного использования, срок нужно пересмотреть, и если в 2021 году они будут классифицированы как объекты с неопределенным сроком полезного использования, то тогда начисление амортизации по ним следует прекратить. Но для этого нужно четко разобраться с условиями договоров и иных документов, на основании которых получены исключительные права.
А провести всю работу целесообразно в рамках IT-инвентаризации. Именно при инвентаризации нематериальных активов профильная комиссия сможет принять решения относительно классификации имеющихся НМА, порядка их учета и амортизации. И на федеральном уровне инвентаризация IT-ресурсов уже началась. Инициировало ее Правительство РФ своим распоряжением, в котором рекомендовало и органам власти субъектов РФ организовать и провести инвентаризацию IT-ресурсов в подведомственных учреждениях. Федеральные органы должны отчитаться о результатах IT-инвентаризации в срок до 5 марта текущего года, региональные – до 19 марта.
Такая масштабная инвентаризация всех IT-ресурсов позволит получить исчерпывающий объем сведений для проведения оценки затрат на IT-ресурсы, а также выявить существующие недостатки в их учете и станет отправной точкой для совершенствования учета информационных систем.
А недостатков в учете результатов интеллектуальной деятельности хватает, причем начиная с этапа заключения контракта на создание НМА. От грамотного составления контракта зависит, какими правами на созданный НМА будет обладать заказчик и насколько эффективным будет расходование бюджетных средств на оплату этого контракта. Рассмотрим на примере контракта на создание информационного ресурса, заключенного заказчиком – органом власти в 2021 году:
Кому принадлежит исключительное право на созданный объект?
Кто сможет пользоваться неисключительными правами на объект?
Принадлежность исключительного права не оговорена (по умолчанию)
Прямо прописано, что исключительное право на созданный НМА будет принадлежать заказчику
Изменения в Инструкции № 157н, вступающие в силу с 2021 года
Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
При формировании (корректировке) учетной политики в государственных (муниципальных) учреждениях на 2021 год необходимо учесть изменения, внесенные Приказом Минфина РФ от 14.09.2020 № 198н в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцию по его применению, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Единый план счетов, Инструкция № 157н). Для учреждений эти поправки в основном касаются учета нематериальных активов, имущества казны, имущества в концессии, обесценения нефинансовых активов, но есть и другие изменения. Подробнее – в статье.
Нематериальные активы
Учет объектов нематериальных активов осуществляется на счете 0 102 00 000 «Нематериальные активы». Согласно дополнениям, внесенным в п. 67 Инструкции № 157н, данный счет содержит:
1) аналитические коды группы синтетического счета:
20 – особо ценное движимое имущество;
30 – иное движимое имущество;
90 – имущество в концессии;
2) аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
N «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
R «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
I «Программное обеспечение и базы данных»;
D «Иные объекты интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет
Аналитические счета
0 102 90 000 «Нематериальные активы – имущество в концессии»
0 102 0N 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
0 102 0R 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»;
0 102 0I 000 «Программное обеспечение и базы данных»;
0 102 0D 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»
Таким образом, счет 0 102 00 000 детализируется соответствующими аналитическими счетами в зависимости от принадлежности и вида объекта.
Пункт 67 Инструкции № 157н также дополнен следующими положениями:
1. На счете 102 9I 000 подлежит отражению информация о являющихся объектами концессионных соглашений программах для электронных вычислительных машин (программах для ЭВМ), базах данных, информационных системах (в том числе государственных информационных системах) и (или) сайтах в Интернете или других информационно-телекоммуникационных сетях, в состав которых входят такие программы для ЭВМ и (или) базы данных, либо о совокупности указанных объектов, а также об операциях, их изменяющих.
2. Установление в составе рабочего плана счетов дополнительных аналитических кодов видов синтетического счета объекта учета, детализирующих группу «Иные объекты интеллектуальной собственности» (по счету 0 102 0D 000), производится учреждением (централизованной бухгалтерией) в рамках учетной политики исходя из требований законодательства РФ, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, требований по раскрытию информации о нематериальных активах учреждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Амортизация нематериальных активов.
В пункте 93 Инструкции № 157н уточнено, что по объектам нематериальных активов амортизация начисляется в соответствии с СГС «Нематериальные активы».
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Исключены счета
Введены счета
0 104 09 000 «Амортизация нематериальных активов»;
0 104 29 000 «Амортизация нематериальных активов – особо ценного движимого имущества»;
0 104 39 000 «Амортизация нематериальных активов – иного движимого имущества»
0 104 0N 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;
0 104 0R 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок»;
0 104 0I 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных»;
0 104 0D 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности»
Права пользования нематериальными активами
Согласно дополнениям, внесенным в п. 151.1 Инструкции № 157н, на счете 0 111 00 000 «Права пользования активами» также осуществляется учет неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности (прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на результаты интеллектуальной деятельности), признаваемые в составе нефинансовых активов в силу СГС «Нематериальные активы».
Напомним, до 2021 года неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности не являются объектами балансового учета (затраты на их приобретение относятся на расходы текущего финансового года или на расходы будущих периодов, учет таких объектов осуществляется на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование»).
Пункт 151.2 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что права пользования нематериальными активами учитываются по аналитическому коду группы синтетического счета 60 «Права пользования нематериальными активами» и соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
N «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
R «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
I «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
D «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет
Аналитические счета
0 111 60 000 «Права пользования нематериальными активами»
0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»;
0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»;
0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»;
0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»
Кроме того, согласно изменениям, внесенным в Инструкцию № 157н, с 2021 года:
нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), не учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 66, 333);
приобретение неисключительного права пользования нематериальными активами в течение нескольких отчетных периодов не отражается на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» (п. 302).
Аналитический учет прав пользования активами ведется по объектам, полученным в пользование, правам пользования нематериальными активами, идентификационным номерам объектов нефинансовых активов (учетным номерам, реестровым номерам, кадастровым номерам (при наличии)) и по правообладателям (арендодателям) в разрезе договоров (иных правовых оснований прав пользования нематериальными активами), мест нахождения имущества, полученного в пользование, а также ответственных лиц (п. 151.3 Инструкции № 157н в новой редакции).
Вложения в права пользования нематериальными активами учитываютсяна счете 0 106 00 000, содержащем:
1) аналитический код группы синтетического счета 60;
2) аналитические коды вида синтетического счета:
N «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
R «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;
I «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;
D «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности».
Соответствующие поправки внесены в п. 127 Инструкции № 157н.
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет
Аналитические счета
0 106 60 000 «Вложения в права пользования нематериальными активами»
0 106 0N 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)»;
0 106 0R 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки»;
0 106 0I 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных»;
0 106 0D 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности»
Данные счета предназначены для учета фактически произведенных затрат в составе вложений в объекты нематериальных активов, связанных с их приобретением, созданием, формированием балансовой стоимости, а также сумм произведенных вложений в объекты нематериальных активов, безвозмездно передаваемых в целях формирования стоимости нематериальных объектов основных фондов (п. 131 Инструкции № 157н).
Имущество казны
Учет имущества казны осуществляется на счетах:
0 108 50 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну» (по соответствующим аналитическим счетам);
0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну в концессии» (по соответствующим аналитическим счетам).
Согласно п. 131 Инструкции № 157н (в новой редакции) к счету 0 108 90 000 применяются следующие аналитические коды вида синтетического счета объекта учета:
1 «Недвижимое имущество концедента, составляющее казну»;
2 «Движимое имущество концедента, составляющее казну»;
I «Нематериальные активы концедента, составляющие казну»;
5 «Непроизведенные активы (земля) концедента, составляющие казну».
В Единый план счетов введен аналитический счет 0 108 9I 000 «Нематериальные активы концедента, составляющие казну».
Инструкция № 157н дополнена следующими положениями:
1. Земельные участки в составе государственной (муниципальной) казны учитываются по их кадастровой стоимости (стоимости, указанной в документе на право пользования земельным участком, расположенным за пределами территории РФ), а при отсутствии кадастровой стоимости земельного участка – по стоимости, рассчитанной исходя из наименьшей кадастровой стоимости квадратного метра земельного участка, граничащего с объектом учета, либо – при невозможности определения такой стоимости – в условной оценке «один квадратный метр – один рубль» (п. 142).
2. В целях контроля соответствия учетных данных по объектам нефинансовых активов, составляющих государственную (муниципальную) казну, сформированных в результате отражения операций, изменяющих показатели в денежном (стоимостном) выражении указанных активов на соответствующих счетах аналитического учета рабочего плана счетов, осуществляется сверка учетных данных с данными реестра государственной (муниципальной) казны (п. 143).
3. Аналитический учет ведется в разрезе объектов в составе имущества казны, идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (реестровых номеров), с указанием при учете объектов в составе имущества казны, переданных по концессионным соглашениям (на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 108 90 000 «Нефинансовые активы, составляющие казну, в концессии»), дополнительных аналитических признаков – контрагент и правовое основание поступления (наименование концессионера и реквизиты концессионного соглашения) (п. 145).
4. Учет операций по изменению стоимости имущества (нефинансовых активов), составляющих государственную (муниципальную) казну, по результатам проведенных переоценок, в том числе при изменении кадастровой стоимости земельных участков и (или) справедливой стоимости объектов, предназначенных для отчуждения не в пользу организаций бюджетной сферы, ведется в журнале по прочим операциям (п. 146).
Начисление амортизации на объекты имущества, составляющие казну.
В Единый план счетов добавлен счет 0 104 5I 000 «Амортизация имущества казны – программного обеспечения и баз данных в концессии».
Вложения в имущество казны.
Согласно дополнениям, внесенным в п. 127 Инструкции № 157н, вложения в нефинансовые активы, осуществляемые в целях создания (модернизации, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, достройки, дооборудования) объектов государственного (муниципального) имущества, формирующего (составляющего) государственную (муниципальную) казну, в том числе ценностей Госфонда РФ, Госфонда субъекта РФ, государственных фондов материальных запасов, а также капитальные вложения в объекты незавершенного строительства, передаваемые в государственную (муниципальную) казну (передаваемые капитальные вложения, произведенные в целях бюджетных инвестиций), учитываются на счете 0 106 50 000 по соответствующему аналитическому коду вида синтетического счета объекта учета:
1 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;
2 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;
3 «Вложения в ценности государственных фондов России»;
4 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;
5 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;
6 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны».
В Единый план счетов введены следующие счета:
Синтетический счет
Аналитические счета
0 106 50 000 «Вложения в объекты государственной (муниципальной) казны»
0 106 51 000 «Вложения в недвижимое имущество государственной (муниципальной) казны»;
0 106 52 000 «Вложения в движимое имущество государственной (муниципальной) казны»;
0 106 53 000 «Вложения в ценности государственных фондов России»;
0 106 54 000 «Вложения в нематериальные активы государственной (муниципальной) казны»;
0 106 55 000 «Вложения в непроизведенные активы государственной (муниципальной) казны»;
0 106 56 000 «Вложения в материальные запасы государственной (муниципальной) казны»
Вложения в имущество концедента.
Пункт 127 Инструкции № 157н дополнен положениями о том, что произведенные в силу концессионного соглашения суммы инвестиций (капитальных вложений) при создании и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения учитываются федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления, выступающими от имени концедента, учреждениями в случае передачи по концессионному соглашению имущества государственных (муниципальных) учреждений без прекращения права оперативного управления на счете 0 106 90 000 по соответствующим аналитическим кодам вида синтетического счета объекта учета:
1 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;
2 «Вложения в движимое имущество концедента»;
I «Вложения в нематериальные активы концедента»;
5 «Вложения в непроизведенные активы концедента».
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Исключен счет
Введены счета
0 106 60 000 «Вложения в имущество концедента»
0 106 90 000 «Вложения в имущество концедента»;
0 106 91 000 «Вложения в недвижимое имущество концедента»;
0 106 92 000 «Вложения в движимое имущество концедента»;
0 106 9I 000 «Вложения в нематериальные активы концедента»;
0 106 95 000 «Вложения в непроизведенные активы концедента»
Обесценение нефинансовых активов
В пункт 151.5 Инструкции № 157н внесены дополнения, согласно которым счет 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов»предназначен для отражения в учете снижения стоимости активов в связи с их обесценением, а также резерва под снижение стоимости материальных запасов.
В пункт 151.6 Инструкции № 157н введено положение о том, что аналитический учет по счету 0 114 00 000 ведется в разрезе объектов нефинансовых активов (основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, прав пользования активами, материальных запасов), идентификационных номеров объектов нефинансовых активов (инвентарных номеров, кадастровых номеров (при наличии), реестровых номеров, учетных номеров).
Обесценение нефинансовых активов учитывается на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета в разрезе соответствующих видов имущества:
10 «Обесценение недвижимого имущества учреждения»;
20 «Обесценение особо ценного движимого имущества учреждения»;
30 «Обесценение иного движимого имущества учреждения»;
40 «Обесценение прав пользования активами»;
60 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»;
70 «Обесценение непроизведенных активов»;
80 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов».
В Единый план счетов внесены следующие изменения:
Исключены счета
Введены счета
0 114 09 000 «Обесценение нематериальных активов»
0 114 0N 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»;
0 114 0R 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»;
0 114 0I 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»;
0 114 0D 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»
0 114 60 000 «Обесценение непроизведенных активов»
0 114 60 000 «Обесценение прав пользования нематериальными активами»
0 114 71 000 «Обесценение земли»;
0 114 72 000 «Обесценение ресурсов недр»;
0 114 73 000 «Обесценение прочих непроизведенных активов»
0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов»;
0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;
0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров»
Таким образом, с 2021 года счет 0 114 60 000 применяется для учета снижения стоимости прав пользования нематериальными активами (до 2021 года данный счет использовался для учета снижения стоимости непроизведенных активов). Начиная с 2021 года в части обесценения непроизведенных активов применяется счет 0 114 70 000.
В отношении счетов, предусмотренных для учета резерва под снижение стоимости материальных запасов (0 114 87 000, 0 114 88 000), необходимо отметить следующее.
В силу СГС «Запасы» резерв под снижение стоимости формируется в отношении материальных запасов, относящихся к группам «Товары», «Готовая продукция, биологическая продукция», на которые в течение отчетного периода нормативно-плановая стоимость (цена) для целей распоряжения (реализации) либо цена продажи снизилась.
Согласно разъяснениям Минфина, приведенным в Письме от 27.01.2020 № 02-06-10/4743,для определения резерва под снижение стоимости отчетным периодом для сравнения нормативно-плановой стоимости названных материальных запасов с их балансовой стоимостью считается год. Положения СГС «Запасы» в целях определения резерва под снижение стоимости подлежат применению по итогам 2020 года при наличии указанной категории материальных запасов.
По мнению автора, учреждение при необходимости вправе по согласованию с учредителем (финансовым органом) предусмотреть в учетной политике порядок отражения резервов под снижение стоимости с применением новых счетов по итогам 2020 года.
Счета для исправления ошибок прошлых лет
В Единый план счетов введены новые счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролерами:
1. Счет 0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующие отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяется в части бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.
2. Счет 0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используется для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, не корректирующих показатели на счетах финансового результата.
3. Счета 0 401 16 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 26 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» применяются для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года.
4. Счета 0 401 17 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям», 0 401 27 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» используются для исправления согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлых лет.
Также скорректированы названия и предназначение действующих счетов, применяемых для исправления ошибок прошлых лет (приведены в таблице).
Счет
Предназначение
0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»
Применяется для исправления ошибок года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 66 000
0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году»
Используется для отражения операций по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 76 000
0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующие отчетному, выявленные в отчетном году»
Применяется для отражения операций по исправлению ошибок года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 16 000, 0 401 26 000
0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»
0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»
Применяется в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, возникшим до начала года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов (расходов) прошлых лет и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 17 000, 0 401 27 000
0 401 29 000 «Расчеты прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»
Вместе с тем из Единого плана счетов исключены счета:
0 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному»;
0 304 94 000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет».
Санкционирование расходов
В пункте 320 Инструкции № 157н дополнено, что аналитический учет обязательств ведется:
по счету 0 502 01 000 «Принятые обязательства» – в разрезе учетных номеров бюджетного обязательства;
по счету 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства» – в разрезе учетных номеров денежных обязательств, видов денежных обязательств (денежные обязательства на аванс, денежные обязательства за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги);
по счету 0 502 07 000 «Принимаемые обязательства» – в разрезе учетных номеров закупок (идентификационных номеров закупки), органами Федерального казначейства, осуществляющими казначейское обслуживание исполнения федерального бюджета, – учетных номеров бюджетных обязательств;
по счету 0 502 х9 000 «Отложенные обязательства» – в разрезе видов отложенных обязательств, номеров отложенных обязательств (при наличии), контрагентов (при наличии), правовых оснований (при наличии).
Из Единого плана счетов исключены счета:
0 502 03 000 «Принятые авансовые обязательства»;
0502 04 000 «Авансовые денежные обязательства к исполнению».
Электронные документы при оформлении кассовых операций
В пункт 167 Инструкции № 157н внесены дополнения, касающиеся порядка формирования электронных документов при осуществлении кассовых операций.
Так, в случае ведения кассовых операций и оформления кассовых документов в виде электронных документов, подписываемых квалифицированными электронными подписями (ЭЦП), кассовая книга формируется в виде электронного документа ежедневно, включая рабочие дни, в которые кассовые операции не проводились.
Записи в электронную кассовую книгу вносятся в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, расходного кассового ордера либо скан-копии приходного кассового ордера, расходного кассового ордера, содержащего собственноручные подписи. В последнем случае ответственность за соответствие скан-копии подлиннику кассового ордера, содержащего собственноручные подписи, возлагается на кассира.
Помимо рассмотренных в публикации изменений, в Инструкцию № 157н введены счета для учета операций, осуществляемых Федеральным казначейством в рамках казначейского обслуживания в системе казначейских платежей и управления остатками средств на едином казначейском счете (далее – ЕКС), а также порядок их применения.
Предусмотрен порядок применения новых забалансовых счетов 33 «Ценные бумаги по договорам РЕПО» (п. 390.5 Инструкции № 157н), 53 «Ценные бумаги по договорам РЕПО от управления остатками средств на ЕКС» (п. 397 Инструкции № 157н).