как добавить расчетный счет в мой налог
Расчётный счёт для самозанятых
Кто такие самозанятые
Самозанятыми в 2019 могут быть ИП и физлица, которые работают в четырех регионах: Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). А с начала 2020 года к эксперименту подключается еще 19 регионов.
Стать самозанятым может физлицо или ИП. Для этого нужно зарегистрироваться в приложении «Мой налог».
Самозанятые могут, но не обязаны иметь счёт
Закон № 422-ФЗ не обязывает самозанятых открывать расчётный счет. Деньги от клиентов можно принимать тремя способами (п. 3 ст. 14 Закона № 422-ФЗ):
электронными средствами платежа;
иными формами безналичных расчетов.
Если самозанятый оказывает услуги частным лицам или продаёт овощи на рынке, он может обойтись без счёта. А вот если работает с юрлицами — допустим, расписывает стены в офисах или кофейнях — счёт понадобится: клиенты могут захотеть рассчитываться безналом.
Как действовать, зависит от того, зарегистрированы ли вы как ИП.
Самозанятые ИП могут открыть расчётный счёт
Открыть расчётный счёт может ИП или ООО. Самозанятый не обязан регистрироваться как ИП, но без этого статуса он не сможет открыть счёт для бизнеса — по крайней мере, пока.
Работать со счётом удобнее: проще сотрудничать с юрлицами, контролировать поступления от самозанятости, можно подключить эквайринг и взять кредит на развитие бизнеса.
Процедура открытия счёта для самозанятых предпринимателей ничем не отличается от схемы для обычных ИП:
Выбираете оптимальный тариф, подходящий самозанятому;.
Получаете список нужных для открытия счёта документов, готовите их;
Заполняете заявление на открытие счёта в ближайшем офисе банка или его на сайте;
Идёте в банк: сотрудник проверяет документы, которые вы принесли, а вы заполняете дополнительные;
Подписываете договор и всё оплачиваете.
Есть банки, которые работают исключительно или частично по безофисной схеме: сотрудник банка назначит вам встречу на нейтральной территории или приедет в офис. Счёт можно открыть и полностью удалённо. Мы писали об этом в статье.
В приложении «Мой налог» пока нет возможности привязать расчётный счёт. Поэтому придётся самостоятельно отслеживать поступления на счёт, вовремя формировать чеки и выставлять их заказчикам.
Самозанятые без ИП могут использовать счёт физлица
Использовать личный счёт для бизнеса многие самозанятые опасаются, и для этого были основания.
Есть понятие «режим счёта». Счета частных лиц нельзя использовать для бизнеса, а счета ИП и юрлиц, наоборот, нельзя использовать для личных расходов.
Если клиент нарушает режим счёта, банк может потребовать документы, которые подтверждают некоммерческое происхождение денег, а может заблокировать счёт. Правовые основания могут быть разными. Например, в Положении ЦБ РФ от 02.03.2012 № 375-П перечислены признаки, указывающие на необычный характер сделки. Среди них — регулярное поступление переводов на счёт клиента-физлица от других физлиц без открытия счёта и последующее обналичивание этих денег (код вида признака 1416).
Весной 2019 года, когда налог на профдоход только появился, прошла волна блокировок: банки приостанавливали операции по счётам физлиц, которые использовали их для работы как самозанятые. Но банки в этой ситуации были неправы: 422-ФЗ разрешает самозанятым физлицам использовать текущие счета для расчетов с клиентами.
Проверить статус клиента банк может на сайте ФНС по ИНН.
Чтобы дополнительно обезопасить себя, самозанятый может сам сделать справку о своем статусе и передать её в банк. Сформировать документ можно в один клик в приложении «Мой налог» или в личном кабинете на сайте ФНС.
Чтобы сформировать справку в приложении, кликните «Настройки» в нижней части экрана:
Затем выберите нужную справку: о постановке на учёт или о доходах. Могут пригодиться обе:
Вот как выглядит справка о постановке на учёт:
А вот это справка о доходах:
Если банк потребует пояснить происхождение ваших доходов, вы можете в любой момент сформировать и отправить оба этих документа.
В целом же в 2020 году самозанятые физлица могут принимать деньги от клиентов на текущий счёт и не опасаться блокировок: они прекратились ещё летом 2019 года после разъяснений ЦБ РФ.
Ваш город не Москва?
Как работает приложение «Мой налог» для самозанятых
ФНС запустила специальное приложение, которое позволяет тем, кто работает на себя, легализовать свою деятельность и получать доходы без риска быть оштрафованными за незаконное предпринимательство.
1 января 2019 года стартовал эксперимент по введению налогового режима для самозанятых — налога на профессиональный доход (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Пока он охватывает только четыре территории — Москву, Московскую и Калужскую области, а также Республику Татарстан. Зарегистрироваться в качестве самозанятого и легально вести бизнес можно с помощью приложения «Мой налог», оно уже доступно в GooglePlay и App Store. Также можно воспользоваться личным кабинетом «Мой налог».
Регистрация в приложении «Мой налог»
Чтобы стать официально самозанятым, нужно выбрать один из способов регистрации в приложении: по паспорту РФ или через личный кабинет, который используется для доступа на сайт nalog.ru.
Регистрация через личный кабинет физического лица
Производится с помощью ИНН и пароля. На сайте ФНС уточняется, как стать пользователем личного кабинета, если вы не используете сайт nalog.ru: нужно обратиться в любую налоговую инспекцию для получения учетной записи (на эту процедуру уйдет не более 15 минут).
Процедура состоит из четырех шагов:
Регистрация по паспорту
Процедура включает пять этапов:
Функции приложения
Мобильное приложение «Мой налог» позволяет не только зарегистрироваться с телефона. С его помощью можно легко сформировать и отправить клиенту чек, отслеживать начисление налогов, получать уведомления о сроках уплаты. Это приложение заменяет кассу и отчетность.
Как отправить чек
Для этого вам потребуется номер телефона или электронная почта покупателя. Нужно указать, какую сумму и за что вы получили, наименование товара или услуги (должно соответствовать реально оказанной услуге или проданному товару). После этого выбирается плательщик — физлицо или юрлицо (в этом случае потребуется ИНН).
На сумму в чеке автоматически начисляется налог.
Как контролировать доходы и начисления
В приложении есть возможность просмотра всех выставленных чеков за любой период и начисленных сумм налога.
При начислении налога появится напоминание о сроке уплаты — до 25 числа следующего месяца. При нарушении срока уплаты возникает задолженность, о чем налогоплательщик тоже ставится в известность с помощью уведомления.
Для удобства уплаты налога можно привязать банковскую карту к приложению. Также есть возможность платить по квитанции, то есть формировать платежный документ.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Как ИП перейти на самозанятость
Читатель Никита спрашивает:
Я дизайнер-фрилансер, делаю макеты листовок, брошюр, меню и визиток для компаний и обычных людей. У меня ИП, но я хочу перейти на самозанятость, потому что устал платить взносы. Как мне это сделать? Обязательно ли закрывать ИП и расчетный счет в банке?
Никита, вы вправе не закрывать ИП, но перейти на самозанятость и не платить взносы. Самозанятость — это не отдельный статус, как ИП или юридическое лицо, а режим налогообложения, он называется НПД — налог на профессиональный доход. НПД ближе к понятию упрощенки или вмененки: предприниматель может работать на упрощенке, а может работать на НПД.
В этой статье рассказали, как ИП перейти на самозанятость — инструкция большая, но читать дольше, чем делать.
Шаг 1. Проверить критерии для работы на НПД
Работать как самозанятые могут ИП и физические лица, если подходят под четыре критерия:
Eсли с критериями всё в порядке, можно перейти к следующему шагу.
Шаг 2. Зарегистрироваться через приложение или сайт
Зарегистрироваться как самозанятый можно через приложение «Мой налог» или в личном кабинете на сайте налоговой. В обоих случаях не нужно идти в налоговую, писать заявления или платить пошлину.
Приложение «Мой налог» в Апсторе и Гугл-плее
В личном кабинете на сайте налоговой. Есть отдельный кабинет для самозанятых. Регистрация в нем приравнивается к регистрации в качестве самозанятого.
Проверить, прошла регистрация или нет, можно через сервис налоговой:
После регистрации ИП становится плательщиком НПД — налога на профессиональный доход — или проще говоря, самозанятым. Но НПД — это специальный налоговый режим, и нельзя одновременно находится на двух специальных режимах, например на НПД и упрощенке. Нужно отказаться от прошлого режима, иначе налоговая может доначислить налоги и взносы.
Шаг 3. Уведомить налоговую об отказе от упрощенки
Регистрация в качестве самозанятого — это переход предпринимателя с одного налогового режима на другой. Для примера возьмем упрощенку. По общим правилам перейти с упрощенки на другой режим можно только в начале года, но для перехода на самозанятость правила другие:
Итак, перейти на самозанятость можно в любой день года, но в течение месяца после перехода нужно отправить в налоговую уведомление об отказе от прошлого режима налогообложения:
Форма называется пугающе — «Уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась упрощенная система налогообложения», но для налоговой она означает лишь то, что ИП больше не использует упрощенку.
Заполненное уведомление можно отнести в налоговую лично, отправить по почте с описью вложений или отправить через кабинет ИП на сайте налоговой. А налоговая сама передаст информацию в фонды — пенсионный, социального и медицинского страхования.
Шаг 4. Сдать декларацию
Чтобы не было путаницы и доначисления налогов, нужно сдать декларацию по старому налоговому режиму до 25-го числа следующего месяца. Например, если уведомить налоговую об отказе от упрощенки 12 ноября, декларацию нужно сдать до 25 декабря.
Декларацию можно сдать четырьмя способами:
Читать в Деле
Декларацию заполняют как обычно, но не за весь год, а с 1 января до дня перехода на самозанятость.
С налогами всё. Осталось разобраться с расчетным счетом в банке и рассказать клиентам об изменениях.
Шаг 5. Разобраться с расчетным счетом в банке
У ИП, которые перешли на самозанятость, нет обязанности принимать платежи только на расчетный счет в банке. Они могут принимать деньги четырьмя способами:
Главное — всем клиентам выдавать чек из приложения «Мой налог».
ИП, который перешел на самозанятость, может не закрывать расчетный счет и принимать оплату на него или закрыть и получать деньги другим способом. Если счет уже есть, стоит уточнить в банке, работает ли он с ИП на НПД.
Читать в Деле
Шаг 6. Объяснить клиентам, что произошло
Если среди клиентов есть юрлица, нужно рассказать, что теперь вы самозанятый и вместо счетов и актов будете присылать один документ — чек из приложения «Мой налог». Этот чек компании будут использовать как подтверждающий документ для налоговой.
Даже если ИП стал самозанятым, ему всё равно нужен договор — без него юрлицо не сможет платить за услуги с расчетного счета и учитывать их в расходах. Если договор уже есть, можно подписать дополнительное соглашение с новыми реквизитами.
Подробнее о работе с самозанятыми мы рассказывали в другой статье.
Налог для самозанятых в 2021 году: кому подходит и сколько платить
Самозанятые — cпециальный налоговый режим. Режим удобный: пользователь не платит страховые взносы, не сдаёт отчёты, а налог за него считает приложение. Главные условия — самозанятый не нанимает сотрудников, не перепродаёт товары и не работает по агентским договорам (за исключением курьеров). Подробности — в статье.
Кто такие самозанятые
Самозанятые — люди, которые работают на себя. Они оказывают услуги, выполняют работы, продают товары собственного производства. Руководят небольшим бизнесом, подрабатывают параллельно основной работе или берут первые пробные заказы. В роли самозанятых оказывались почти все: подрабатывали на фрилансе, подвозили людей и помогали знакомым за деньги.
Обычно самозанятые работают без регистрации. Открывать ИП ради подработки — слишком хлопотно. Зря привлекать внимание налоговой тоже незачем. В результате, миллионы людей не платят налоги, а бюджет недополучает десятки миллиардов.
Законодатели задумались, как вывести экономику из тени. Они предложили новый способ работать официально — проще, чем регистрация ИП. Человек регистрируется при помощи мобильного приложения в любой момент. Освобождается от страховых взносов и платит только, если есть поступления — 4-6% от каждого.
1 января 2019 года налоговый режим запустили в 4 пилотных регионах — Москве, Московской области, Калужской области и Татарстане. К концу октября 2019 года зарегистрировались уже 260 000 человек. С 19 октября 2020 года стать самозанятым можно во всех регионах России.
Формально режим называется «Налог на профессиональный доход». Сразу же появилось сокращение — НПД. Когда встретите эту аббревиатуру, знайте, что речь идёт о самозанятых. Только самозанятые — «народный» термин, которого нет в тексте закона.
Закон действует до 31 декабря 2028 года. Он гарантирует, что условия для самозанятых не ухудшатся в течение 10 лет. Ставка налога останется прежней, страховые взносы платить не заставят. Поэтому самозанятость — это не ловушка. После регистрации на человека не обрушится налоговый гнёт.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Кто может зарегистрироваться самозанятым
1. Физлица, которые ведут небольшой бизнес или подрабатывают. Трудовой договор с работодателем не помешает регистрации. Главное — не пытаться подменить зарплату «вознаграждением за услуги». Работодатели сами предлагают сотрудникам перейти в самозанятые, но это серая схема. Самозанятым запрещено получать доходы от бывшего работодателя в течение двух лет. Налоговая без труда узнаёт о нарушении и доначислит налог.
2. Предприниматели без сотрудников. Когда ИП выбирает налог на профессиональный доход, он должен отказаться от своего текущего режима налогообложения. В течение месяца он уведомляет налоговую, что больше не применяет УСН или патент. Совмещать НПД с другими спецрежимами нельзя.
Самозанятым может стать не каждый. Режим не подойдёт, если вы:
— Перепродаёте товары. Покупаете оптом, продаёте оптом или в розницу.
— Продаёте подакцизные или маркированные товары. Например, алкоголь, сигареты или шубы.
— Работаете по агентскому договору. Например, продаёте путёвки от разных туроператоров и получаете агентскую комиссию. Есть исключение: в сфере торговли можно работать с самозанятыми-курьерами. Для этого продавцу необходимо зарегистрировать на себя онлайн-кассы и обеспечить ими курьеров — по пп. 6 п. 2 ст. 4 422-ФЗ
В случае нарушения налоговая аннулирует статус самозанятого. Вместо НПД физлица платят НДФЛ, а ИП — НДФЛ и НДС.
Какие у самозанятости плюсы и минусы
— Налог — 4-6%. Приложение само посчитает налог и подготовит платёжку.
— Нет страховых взносов. Когда бизнес на паузе, не придётся переплачивать.
— Нет онлайн-касс. Приложение подготовит электронные чеки для клиентов.
— Нет отчётности. Налоговая видит все ваши платежи, ей незачем получать документы со сводными суммами.
— Меньше пенсия. Из-за отсутствия страховых взносов пенсионный стаж замирает. Но есть выход: платить пенсионные взносы добровольно.
— Низкий статус. Бизнес до сих пор не привык к самозанятым: есть стереотип, что настоящие предприниматели открывают ИП или ООО. Ваших контрагентов может беспокоить, что вы в любой момент можете сняться с учёта. Если так, можете предложить прописать в договоре условие, что вы должны заранее предупредить о смене статуса.
Сколько самозанятые платят налогов
Размер налога на профессиональный доход зависит от того, кто ваши покупатели:
Самозанятые могут работать одновременно и для населения и для корпоративных клиентов. Налог за каждый доход считают по отдельности.
Пример:
Василий — дизайнер на фрилансе. Он подготовил лендинг для компании ООО «Счастливый заказчик». Приложение посчитало: 30 000 ₽ * 6% = 1800 ₽ налога. Затем Василий помог знакомым знакомых оформить интерьер квартиры. Приложение снова посчитало: 30 000 ₽ * 4% = 1200 ₽ налога. Доход одинаковый, а налог разный, потому что первый заказ — для компании, а второй — для физлица.
Самозанятые платят налог только с доходов от клиентов. Все остальные поступления не попадают под НПД или вообще не облагаются налогом. Вот примеры:
— Продали личную машину или квартиру. Воспользуйтесь налоговыми вычетами. Если они отсутствуют, заплатите НДФЛ 13%.
— Мама перевела деньги. Переводы от родственников не облагаются налогами.
— Знакомый вернул долг. Если заём беспроцентный, экономической выгоды нет, поэтому нет и налога.
Налог на профессиональный доход платят каждый месяц. Возиться с расчётами не нужно: налоговая сама рассчитает сумму. Вам придёт платёжка до 12 числа следующего месяца. Оплатите её до 25 числа. Или «подпишитесь» на НПД: настройте автоматический платёж с банковской карты.
Как работает налоговый вычет
Налог на профессиональный доход — выгодный режим налогообложения. С налоговым вычетом он превращается в конфетку. За счёт него самозанятые платят меньше налога на старте.
Обычные ставки налога — 4% за доходы от физлиц и 6% за доходы от юрлиц. Первое время самозанятые платят 3% и 4%. Налог уменьшается за счёт вычета 10 000 ₽. Ставки остаются пониженными, пока вы не истратите вычет полностью.
Налоговая применяет вычет при расчёте налога автоматически. Все предприниматели тратят его в своём темпе: для одних он действует месяцы, для других годы.
Когда закончится вычет:
— При доходах только от физлиц — после 1 000 000 ₽. Допустим, вы зарабатываете 50 000 ₽ в месяц. У вас будет 20 месяцев льготного налога в размере 3%.
— При доходах только от юрлиц — после 500 000 ₽. При заработке 50 000 ₽ в месяц у вас будет 10 месяцев льготного налога в размере 4%.
Какой лимит доходов у самозанятых
Максимальный доход самозанятого — 2,4 млн рублей за год. Доход в месяц не имеет значения: в январе можно заработать 0 рублей, а в феврале — 200 000 рублей.
Что делать при превышении лимита:
ИП: при помощи приложения снимитесь с учёта. В течение 20 дней подайте заявление на применение УСН. Если опоздать, окажетесь на общей системе налогообложения и будете платить НДС и НДФЛ.
Физлицо: заплатите НДФЛ со всех доходов свыше 2,4 млн рублей.
Как зарегистрироваться
Выберите, как вам удобнее зарегистрироваться: через мобильное приложение или личный кабинет на сайте налоговой. Приложение «Мой налог» доступно в Google Play и AppStore.
Как зарегистрироваться через приложение:
— Укажите номер телефона. Вам придёт СМС с кодом подтверждения.
— Выберите регион, в котором работаете.
— Введите пароль от личного кабинета налогоплательщика. Если у вас его нет, сфотографируйте страницу паспорта с вашим фото.
— Сделайте селфи. Приложение сравнит фотографию со страницей в паспорте.
— Подтвердите регистрацию. Введите пин-код, которым будете пользоваться для входа в приложение.
В налоговой самозанятых не регистрируют. Приезжать в инспекцию бесполезно: вы потратите время и получите только ссылки на приложение и личный кабинет.
Как выдавать клиентам чеки
Самозанятые оформляют чеки на все поступления от клиентов. Форма оплаты может быть любой: наличными, на карту или расчётный счёт. Чек выдают клиенту в течение суток.
Сформировать чек поможет приложение «Мой налог» и личный кабинет плательщика НПД. Укажите название товара или услуги как можно конкретнее и сошлитесь на договор, если он есть. Это избавит от лишних подозрений налоговой вас и клиента.
Вы получите чек в электронном виде. Отправьте ссылку на него клиенту. Или распечатайте на принтере и выдайте бумажный чек — он имеет такую же юридическую силу.
Приложение позволяет исправлять или отменять чеки. Возможность особенно пригодится, если ошибётесь с суммой или будете возвращать деньги клиенту. Вы не переплатите налог: если ещё не заплатили, он уменьшится, а если заплатили — переплата пойдёт на следующие месяцы.
Выводы
Статья актуальна на 02.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур