как ип нанять работника по договору подряда
Как выгодно оформить сотрудников
Ксения Корчагина, юрист
Есть несколько способов оформить сотрудников и снизить затраты на оплату труда. Вместо трудового договора заключать договоры ГПХ или привлекать самозанятых. Арендовать работников у другой фирмы. Платить серую зарплату или вообще не оформлять работников официально. Разбираемся, сколько стоит такая экономия и как уменьшить риски.
Рассказываем в статье
Выплаты при разных схемах
По договору гражданско-правового характера не придется платить отпускные, 3 первых дня больничного, сверхурочные, взносы на соцстрахование — 2,9%, травматизм — 0,2%. Не нужно оценивать рабочее место по СОУТ. Субъекты МСП платят еще меньше — читайте в статье. У самозанятого не надо удерживать НДФЛ и платить за него взносы. А черная зарплата без оформления работника еще выгоднее. Но надо учитывать и риски.
Прикинем затраты на сотрудника при разных схемах работы. Во всех случаях он получит на руки 30 тысяч рублей.
Ваши расходы | В том числе | |
---|---|---|
Черная зарплата | 31 915 | Затраты на обналичку 6‑15% |
Трудовой договор | 44 897 | НДФЛ 13% Взносы 30,2% |
ГПХ | 43 828 | НДФЛ 13% Взносы 27,1% |
Самозанятый | 31 915 | НПД 6% |
Аутстаффинг | договорные | — |
Способ 1. Работа всерую
Если оформить сотрудника на работу на 12 тысяч, а остальное платить «в конверте». Тогда в любой момент можно прекратить неофициальные выплаты и работник уволится сам. Или не заключать с сотрудником договор вообще, тогда расстаться с ним можно за минуту.
Но это риски. По жалобе работника в инспекцию труда или прокуратуру оштрафуют за неоформление трудового договора. 5-10 тысяч рублей — штраф для ИП, 50-100 тысяч — для организаций.
По иску работника суд обяжет заключить трудовой договор, внести запись в трудовую книжку, выплатить отпускные, уплатить НДФЛ и страховые взносы. А если сумма неуплаченных налогов будет выше 2,7 млн рублей, могут привлечь к уголовной ответственности.
Нужно где-то брать наличные денежные средства для выплат «в конверте». А это чревато налоговыми претензиями и блокировкой расчетного счета службой банка по 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов. »
Снизить риски сложно.
Способ 2. Трудовой договор
При оформлении сотрудника на работу по трудовому договору можно схитрить. Им устанавливают оклад в размере МРОТ, а остальное доплачивают премиями. Премию платят за результат работ. Когда нет результата, как в коронавирусные нерабочие дни, нет премии.
Чтобы не тратить время на ознакомление работников с приказами о премиях, отпусках или инструкциями, автоматизируйте кадровый документооборот в СБИС.
Риски
Налоговая может не принять расходы на премирование. И доначислить налог на прибыль.
Как уменьшить
Точнее формулируйте условия о премировании.
Способ 3. Гражданско-правовой договор
Есть трудовые договоры с приказами о приеме и записью в трудовую книжку. А есть договоры на оказание услуг или выполнение работ. Их еще называют договорами
На такие договоры не распространяется Трудовой кодекс. Поэтому вам не придется оплачивать отпуск, больничный, сдавать СЗВ-ТД в Пенсионный фонд. Платить можно меньше МРОТ и не 2 раза в месяц, а реже. С сотрудником можно расстаться в любой момент, главное — пропишите порядок расторжения в ГПХ договоре.
ГПХ-договор могут переквалифицировать в трудовой по жалобе сотрудника. Инспекция труда оштрафует организацию на 50-100 тысяч рублей за подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Суд может признать отношения трудовыми, взыскать отпускные или восстановить на работе уволенного.
Как снизить риски
Способ 4. Договор с самозанятым
С плательщиком налога на профессиональный доход мы заключаем договор ГПХ, подписываем акты и производим оплату на сумму, указанную в акте. За него не надо платить взносы и удерживать НДФЛ. Он уплачивает налог 6% и присылает нам чек.
Налоговая доначислит НДФЛ и взносы, если сотрудник менее 2 лет назад работал в этой фирме по трудовому договору. Или по договору ГПХ, который ФНС переквалифицировала в трудовой. Подобные нарушения выявляют редко, при выездных налоговых проверках.
НДФЛ и взносы доначислят, если сотрудник перестал быть самозанятым или его доход превысил 2,4 млн рублей. Доначисляют на оплаты, полученные после утраты права на применение НПД.
Как уменьшить риск
Проверяйте статус самозанятого на момент выплаты. Это можно сделать на сайте налоговой. А скоро будет автоматизировано в СБИС Проверка сотрудников.
Способ 5. Аутстаффинг
Работников не включают в свой штат, а берут в аренду у другой фирмы по договору на оказание услуг или подряда. Это называется аутстаффинг или аутсорсинг. Это распространено для клининговых услуг, бухгалтерских, перевозок.
Можно нанимать Индивидуальных предпринимателей. Например, заключать не трудовой договор с директором, а договор на услуги с Управляющим индивидуальным предпринимателем.
При этом способе не надо платить НДФЛ, взносы. А затраты по договору принимать в расходы для уменьшения других налогов.
Риски
Налоговая переквалифицирует отношения в трудовые и доначислит НДФЛ, взносы, НДС или УСН. Если у фирмы-подрядчика нет расходов, характерных для ведения бизнеса. Нет компьютеров для работников, автомобилей для водителей. Нет других заказчиков услуг. Читайте подробнее в статье.
Проверяющим не понравится, когда ИП получают оплату без актов оказанных услуг, ездят в командировки по служебным заданиям, подписывают авансовые отчеты. В деле А70-11827/2017 фирма проиграла 26 млн рублей НДФЛ и НДС.
Как уменьшить
Разделяйте работников в штате и на подряде. Выдавайте пропуска не просто Ивановой, а сотруднику подрядчика Ивановой. Составляйте подробные акты оказанных услуг.
Собирайте документы, подтверждающие наличие ресурсов у фирмы-подрядчика. Это могут быть копии штатного расписания, документы на автомобили для водителей для перевозчиков. Договоры поставки на уборочный инвентарь для клининга.
Проверку подрядчиков можно автоматизировать. В 1 окне СБИС Все о компаниях смотрите численность работников, стоимость активов и судебные споры.
Самозанятым можно нанимать работников: как правильно заключить договор
ФНС подтвердила, что плательщики налога на профессиональный доход могут использовать чужой труд, не теряя права на льготный режим. Им запрещено заключать трудовые договоры, но разрешается заключать обычные гражданско-правовые: с подрядчиками или исполнителями. Это значит, что самозанятый имеет право работать не один и даже вообще ничего не делать лично.
Вот что нужно учесть самозанятым, которые пользуются услугами других людей.
Кого это касается
Разъяснения ФНС касаются плательщиков налога на профессиональный доход. Их еще называют самозанятыми. Теперь НПД можно применять в любом регионе. Самозанятость подходит тем, у кого доход не больше 2,4 млн рублей в год, нет работников с трудовыми договорами и запрещенных на этом режиме видов деятельности.
НПД можно применять со статусом индивидуального предпринимателя или без него. Например, можно сдавать личную квартиру как физлицо или заниматься ремонтом в чужих квартирах как ИП. Ставка налога с доходов от физлиц — 4%, от юрлиц и ИП — 6%, а с учетом вычетов и бонусов — даже меньше.
Самозанятые не могут быть работодателями
Одно из условий самозанятости — запрет на заключение трудовых договоров. Физлица их не могут заключать в любом случае, а вот ИП на других режимах — могут. Например, предприниматель на УСН, ЕНВД или ОСНО может нанять бухгалтера, продавца, грузчика, курьера официально, с ведением трудовой книжки и соцпакетом, — так же, как и компания.
А вот ИП на НПД не может заключить трудовой договор. Если он так сделает, то потеряет право на льготный режим.
Но самозанятые могут быть заказчиками
Несмотря на запрет трудовых договоров, самозанятые могут абсолютно законно заключать гражданско-правовые договоры с физлицами или ИП в рамках своего бизнеса. Например, договоры подряда или оказания услуг. Такого запрета в законе нет, и ФНС это подтверждает.
Например, самозанятый занимается ремонтом квартир. Он штукатурит, красит и кладет плитку, но не разводит электрику. Предприниматель сам дает объявления, общается с заказчиками, заключает от своего имени договоры на ремонт под ключ и сдает объекты. А для сборки щитка и установки розеток он наймет электрика. А чтобы было с кого спрашивать за сроки и качество, заключит с этим исполнителем договор оказания услуг.
У налоговой к такому самозанятому не будет претензий — при условии, что он заплатит налог со всей суммы от собственника квартиры. Вычесть из дохода стоимость услуг электрика не получится.
Исполнителями по договорам с самозанятыми могут быть физлица, ИП на любой системе или такие же самозанятые.
Для создания сайта можно заключить договор с копирайтером и иллюстратором. При доставке цветов — с водителем. При выпечке тортов — с курьером. При пошиве сумок — с бухгалтером и художником по ткани. При организации свадеб — с фотографом и ведущим. При посуточной сдаче квартиры — с клинером.
С этими исполнителями и подрядчиками можно работать на регулярной основе или один раз. Законом такая форма сотрудничества не запрещена. Главное — правильно все оформить.
Что такое договор подряда
И чем он отличается от трудового договора
Договор подряда регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, а трудовой договор — нормами Трудового кодекса РФ.
Для трудовых договоров установлены правила о минимальной оплате труда, оплачиваемом отпуске, социальных гарантиях: это принцип защиты более слабого. Для гражданско-правовых договоров, к которым относится и договор подряда, установлены только базовые принципы о свободе договора и равноправии сторон-участников.
Отличие договора подряда от трудового договора
Стороны договоров. Стороны трудового договора именуют работодателем и работником.
Работодатель — совершеннолетний гражданин, индивидуальный предприниматель, организация, орган власти: без ограничений. Работник — только физическое лицо. Старше 16 лет, но есть исключения: актером можно работать уже с рождения.
Стороны договора подряда именуют подрядчиком и заказчиком.
На каждой стороне может быть совершеннолетний гражданин (с согласия родителей — с 14 лет), индивидуальный предприниматель, юридическое лицо.
Предмет договоров. Предмет договора подряда — это результат с выполненными действиями, созданной или измененной вещью.
Не важно, как будет достигнут результат и сколько ресурсов будет вложено туда. Важно, чтобы получилось то, что заказано, согласованного качества.
Предмет трудового договора — процесс, в котором работник выполняет должностные обязанности по внутреннему графику работы.
Работник тоже должен достигать хороших результатов, но делает он это под контролем руководителя в конкретном месте и конкретное время.
Оплата труда в трудовых отношениях и цена в договоре подряда. За свой труд работник получает заработную плату за отработанные часы и за отработанный полный месяц. Зарплата не может быть ниже федерального прожиточного минимума, который с 1 января 2019 года составляет 11 280 рублей.
По договору подряда оплата может быть любой, минимум не установлен.
Подрядчик получает вознаграждение, но в стоимость услуг по договору также включаются его издержки: расходы на закупку материалов, проезд и другие.
И из вознаграждения, и из зарплаты может быть вычтена часть для компенсации убытков, причиненных некачественно выполненной работой.
Заказчика по договору подряда не касаются правоотношения исполнителя с кем-то еще, но работодатель может удержать до 70% зарплаты по исполнительным листам, полученным из службы судебных приставов.
Например, если работник не платит алименты или кредит, бухгалтер работодателя обязан удержать часть зарплаты, чтобы деньги попали к ребенку или в банк.
Срок в договорах. Трудовые договоры бывают срочными и бессрочными. В юриспруденции «срочный» не означает «немедленный, экстренный», это означает, что у договора имеется срок действия.
Большая часть трудовых договоров не имеет конечного срока. У работающих по срочным трудовым договорам меньше гарантий, поэтому такие договоры разрешено заключать в исключительных случаях: для сезонной работы, на время декрета основного сотрудника, с выборными и творческими работниками и в более редких ситуациях.
Стороны договора подряда сами согласовывают срок его действия, на это в законе нет ограничений. Этот срок может быть привязан ко времени, когда работы по договору должны быть выполнены — в этом случае не обязательно дважды указывать, к какому сроку работы должны быть сделаны и в какой период действует договор. Но сроки могут и не совпадать: например, договор подряда заключается на год, а в течение этого срока заказчик будет обращаться к подрядчику несколько раз по разным вопросам.
Порядок заключения договоров. Договор подряда заключается после согласования перечня работ, которые требуется выполнить, срока и стоимости их выполнения. Обычно у подрядчика уже есть шаблон договора, который предлагается подписать заказчику: это оферта и ее акцепт.
Трудовой договор, как и договор подряда, действует с момента подписания или с другой согласованной даты.
Если нет даты, когда работнику приступать к своим обязанностям, он должен выйти на работу на следующий день.
Расторжение договора. Стороны договора подряда вправе расторгнуть договор по обоюдному согласию в любой момент.
Заказчик в любой момент вправе отказаться от договора и компенсировать подрядчику все расходы. Он также может отказаться от договора, если подрядчик работает очень медленно, и потребовать от него компенсации убытков. Другие основания расторжения договора можно написать в самом договоре.
Если одна из сторон хочет расторжения договора, а вторая не согласна, вопрос решают в суде.
В трудовом кодексе значительно больше оснований для расторжения трудового договора, чем для расторжения договора подряда. Это защищает работника от появления в договоре условий, которых он мог не понять и все равно подписать договор.
Основания расторжения договора подряда и трудового договора похожи:
Расторжение трудового договора всегда оформляется приказом работодателя с подписью работника. Расторжение договора подряда оформляют по судебному решению или соглашению сторон, но при истечении срока действия договора это не обязательно.
Разграничение в судебной практике. Суды руководствуются условиями договора и нормами Трудового и Гражданского кодексов при разрешении договорных споров. Каким кодексом руководствоваться в суде, влияет не то, как договор назвали, а то, о чем стороны договорились на самом деле.
По указу Верховного суда Российской Федерации договор подряда на самом деле является трудовым, если подразумевает:
Это всё признаки трудовых правоотношений.
Как оформляются договор подряда и трудовой договор
Оба вида договоров заключаются в письменном виде и подписываются обеими сторонами. Регистрировать договоры нигде не нужно, но государство о них узнает: новый контрагент будет фигурировать в налоговой отчетности, а за работника будут перечислять НДФЛ.
В трехдневный срок с начала работы оформляется приказ о приеме.
Записи в трудовую книжку. Работодатель вносит запись в трудовую книжку, если работник отработал больше пяти дней. Сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку только по желанию работника.
Оплата труда и налогообложение. Работодатели считают НДФЛ на выплаченную зарплату и перечисляют его в бюджет. Заказчики делают то же самое с вознаграждением подрядчику-физлицу.
На размер зарплаты и расходов по договору подряда можно уменьшить сумму налогооблагаемых доходов.
Документы для оформления. В любом случае понадобятся паспорта, чтобы подписать договоры. Если обе стороны — физические лица, просто покажите друг другу паспорта. У подписывающего договор руководителя юридического лица должна быть доверенность или приказ на право действовать без доверенности. От юридического лица также необходимы свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет.
При заключении трудового договора работнику понадобятся:
При заключении договора подряда желательно проверить устав подрядчика, наличие у него лицензий и допусков: может ли он заниматься подрядными работами.
Преимущества и недостатки договора подряда для работника
Какой вид договора с работником более выгоден предпринимателю
Предпринимателю выгоднее договор подряда:
У подрядчика меньше социальных гарантий, поэтому маскировать трудовой договор договором подряда запрещено.
За уклонение от подписания трудового договора или за подписание договора подряда с фактическим работником предусмотрен штраф от 5 до 200 тысяч рублей.
В договоре подряда стороны юридически равнозначны, но фактически это может быть не так: подрядчик может не понимать реального смысла договора и согласиться на невыгодные условия. Исполнитель по договору подряда имеет меньше социальных гарантий, и плохо, если это не компенсируется свободным графиком и увеличенной оплатой.
Государство в лице трудовых инспекций защищает права работников от недобросовестных работодателей. Исполнитель должен получать либо социальные гарантии, либо больше денег.
Часто задаваемые вопросы
Где скачать шаблон договора подряда. Разновидностей договоров подряда очень много, и для разных случаев могут понадобиться разные пункты. Мы рекомендуем не копировать договор один в один, а редактировать его под себя.
Возможна ли переквалификация договора подряда в трудовой договор. В постановлении пленума Верховного суда указаны все обстоятельства, при которых возможна переквалификация.
Если человек, названный подрядчиком в договоре, ежедневно приходит в 9 утра в офис заказчика, садится за компьютер и получает оплату не после подписания акта приемки работ, а два раза в месяц, то в суде точно скажут, что это трудовые правоотношения.
Что лучше для работника — срочный трудовой контракт или договор подряда. Все зависит от обстоятельств. Если за период, на который оформляется договор, работник не собирается заболеть, лучше договор подряда. В некоторых случаях за время выполнения работы можно и в отпуск съездить, и дополнительно с другими контрагентами работать: финансовая выгода выше.
Если период работы длительный, нельзя исключать, что работник заболеет, не справится со своими задачами или не соберется искать новый проект. Лучше составить срочный трудовой договор с больничными, более высоким пособием по безработице и с частичной материальной ответственностью.
Возможно ли одновременное заключение таких контрактов. Возможно даже совмещение нескольких трудовых договоров, тем более трудового договора и договора подряда. По договору подряда нет обязанности находиться в определенное время в определенном месте, кроме этапов сдачи работы, поэтому выполнять обязательства подрядчика можно по вечерам или в выходные. Главное, чтобы не страдало качество ни там, ни там.
Возможно ли одновременное заключение таких контрактов. Да, если у работника нет трудовой книжки, ее оформляет работодатель. Хотя на практике, скорее всего, попросят ее купить и принести.
Как оформить сотрудника в штат: пошаговая инструкция для ИП
Как ИП принять первого сотрудника по трудовому договору — внутри шаблоны кадровых документов, которые можно скачать и использовать
Ольга Семенова
Эксперт по кадровому делопроизводству
Если ИП понадобился сотрудник, его нужно оформить по договору. Некоторым работникам подойдет договор ГПХ, другим — только трудовой. Это зависит от того, какую работу будет выполнять сотрудник — постоянную или разовую.
Если неправильно оформить работника, можно получить серьезный штраф или даже сесть в тюрьму. Конечно, это случается крайне редко, но законом такое наказание предусмотрено.
Чтобы все сделать по правилам, крупным компаниям нужно подготовить много кадровых документов, но микропредприятия могут действовать по упрощенной схеме. Правда, в этом случае документов тоже будет достаточно, но все же меньше, чем при стандартном оформлении.
Информация актуальна на конец июня 2021 года, в дальнейшем может поменяться — мы об этом обязательно напишем. Следите за публикациями.
Зачем оформлять сотрудника официально
Иногда предприниматели договариваются с работниками на словах: мол, ты продашь мой товар, а я тебе за это заплачу. Со стороны выглядит удобно: предприниматель экономит на взносах, а с работника не удерживают НДФЛ. Но это незаконно. Накажут и работника, который скрывает доходы, и предпринимателя.
ИП могут привлечь к административной, налоговой и уголовной ответственности.
Ответственность | Что грозит ИП |
---|---|
Административная | Штраф до 5000 ₽ за каждый незаключенный трудовой договор или приостановление деятельности до 90 дней. |
При повторном нарушении в течение года сумма штрафа может вырасти до 20 000 ₽ за один договор
Штраф — 40% от суммы недоимки
Кроме потенциальных проблем с трудовой инспекцией и налоговой еще есть риск конфликта с сотрудником. Когда заключен договор, там прописаны взаимные обязанности: что должен делать сотрудник, а что ему за это должен работодатель. В случае конфликта всегда можно открыть договор — там четко прописано, о чем вы договаривались изначально и какие условия обе стороны должны соблюдать. Договор защищает не только работника, но и работодателя.
Когда договора нет, может возникнуть ситуация, что сотрудник отказывается выполнять задачи, на которые рассчитывал работодатель при найме. Например, взяли на работу менеджера по продажам и планировали, что он будет обзванивать клиентов после их визита в офис, а он отказывается это делать. И без договора работодатель никак не сможет законно на него повлиять.
Кроме того сотрудник может обратиться в трудовую инспекцию и нажаловаться, что его специально не оформили официально. Если это получится доказать, трудовая инспекция начислит работодателю штраф и еще может обязать выплатить компенсацию сотруднику через суд.
Чтобы избежать проблем, рекомендуем оформлять договор с работником.
Бесплатно зарегистрируем бизнес в Тинькофф
Что выбрать: трудовой договор или договор ГПХ
Вид договора зависит от особенностей работы сотрудника, которого вы планируете нанять. Подробно разобрали различия между трудовым договором и договором ГПХ в отдельной статье.
Здесь кратко напомним.
Если нужна разовая услуга — например, продать партию товара, настроить рекламу магазина одежды, натянуть потолки в новом офисе, написать три статьи, — подойдет договор ГПХ.
В этом договоре вы прописываете конкретную услугу или список работ, вознаграждение за этот объем и сроки. Исполнитель должен выполнить условия этого договора, но вы не можете контролировать, где, когда и как он будет работать.
Можно заказать разработку сайта по договору ГПХ, но нельзя при этом заставить исполнителя приходить в офис с 09:00 до 18:00 и работать над сайтом под вашим контролем.
Если сотрудник должен постоянно выполнять работу — например, каждый день по графику продавать товар в вашем магазине, заниматься маркетингом компании в соцсетях из вашего офиса, — нужен трудовой договор.
По трудовому договору у сотрудника есть конкретные обязанности и зоны ответственности, за которые он отвечает. Сотруднику по трудовому договору можно обозначить рабочие часы, место работы, дресс-код и контролировать, как и где он выполняет свои обязанности.
ИП нанимает менеджера в салон по продаже окон и устанавливает, что обеденный перерыв длится с 12:00 до 13:00, а на рабочем месте нужно носить белый верх и черный низ. Если работник закрыл офис и пошел на обед в 14:00 или заявился на работу в джинсах с дырками на коленках, ИП может потребовать соблюдения правил и применить дисциплинарные меры — предупреждение, выговор, а в некоторых случаях увольнение.
Нельзя выбрать договор ГПХ для постоянного сотрудника, чтобы сэкономить. Если трудовая инспекция переквалифицирует такой договор в трудовой, придется оформить работника в штат и уплатить штраф — до 10 000 ₽ за каждого неправильно оформленного сотрудника. Еще нужно будет выплатить недоимки перед налоговой и ФСС.
План оформления сотрудника для микропредприятия
Чтобы оформить сотрудника, работодатель должен разработать и принять несколько внутренних документов: правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и премировании, положение о персональных данных сотрудников, документы по охране труда и другие. Такие документы называют локальными нормативными актами.
Для микропредприятий закон предусмотрел упрощенную процедуру приема работников — без локальных нормативных актов. Все данные вносят в трудовой договор.
К микропредприятиям относят ИП и компании, у которых выручка меньше 120 млн рублей в год и менее 15 сотрудников в штате.
Проверить, входит ли ИП в категорию микропредприятий, можно в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте налоговой. В строку поиска нужно ввести ОГРНИП, ИНН или ФИО предпринимателя.
Если ИП относится к микропредприятиям, можно оформить сотрудника по упрощенной схеме. При найме первого работника по трудовому договору будет чуть больше задач, чем при трудоустройстве следующих. В целом схема такая:
Почти на каждом шаге понадобится оформить кадровые документы. Сейчас закон разрешает разрабатывать свои формы. Главное, чтобы там были все необходимые сведения, которые прописаны в Трудовом кодексе РФ. Но удобнее воспользоваться унифицированными формами — это шаблоны кадровых документов.
Такие формы можно найти на любом бухгалтерском или правовом портале и скачать бесплатно. Для этого нужно ввести название документа и номер ОКУД, если знаете его. Или найти альбом унифицированных форм, где есть все шаблоны нужных документов.
Пройдем по плану оформления сотрудника и разберем, что делать на каждом шаге и какие унифицированные формы понадобятся.
Шаг 1. Составить штатное расписание
Если у ИП еще не было сотрудников, первое, что нужно сделать, — оформить штатное расписание. Это документ, в котором отражена кадровая структура компании: должности, сотрудники, зарплаты.
В альбомах унифицированных форм штатное расписание — форма Т-3, ОКУД 0301017.
В штатном расписании должны быть:
Можете сохранить заполненный шаблон штатного расписания на свой гугл-диск. Желтым в шаблоне отметили те поля, которые вам нужно поменять под себя.
ИП не нужно вписывать себя в штатное расписание: по закону он не считается работником в своем бизнесе.
Чтобы штатное расписание стало официальным документом, нужно издать об этом приказ. Его можно составить в свободной форме, шаблона нет.
Шаг 2. Составить трудовой договор
Документы сотрудника. Чтобы оформить договор нужно запросить у сотрудника такие документы:
Для всех сотрудников | Для некоторых категорий сотрудников |
---|---|
— паспорт; — СНИЛС — если его нет, придется получить через пенсионный фонд; —ИНН; — трудовая книжка, если она есть, или сведения о трудовой деятельности по форме | — документы воинского учета для военнообязанных, например военный билет; — диплом или другой документ об образовании. Нужен, когда для работы требуются специальные знания. Например, медицинский диплом у врача или права у водителя; — справка об отсутствии судимости. Она нужна, например, учителям и воспитателям; — медицинская книжка. Нужна, если работа связана с людьми: продавцам продуктов и непродовольственных товаров, парикмахерам, поварам |
Обязательные условия договора. Есть правила составления трудового договора, важно их соблюдать. За каждого сотрудника с неправильным трудовым договором ИП могут оштрафовать на сумму до 10 000 ₽, а за повторное нарушение — до 40 000 ₽.
В договоре обязательно должны быть:
Если не внести из обязательных условий, у договора все равно будет юридическая сила. Но, чтобы избежать штрафа, недостающие данные нужно включить в дополнительное соглашение к договору.
Дополнительные условия договора. Кроме обязательных условий в договор можно вписать все, что нужно, если это не ухудшает условия работы сотрудника. Например:
Можете составить свой трудовой договор или воспользоваться типовой формой.
Трудовой договор заключают в двух экземплярах. Подписать должны сотрудник и работодатель — на это у них есть три дня после того, как сотрудник вышел на работу.
Перед подписанием трудового договора дайте сотруднику под подпись изучить положение о коммерческой тайне и конфиденциальной информации, правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, положение об оплате труда и другие локальные нормативные акты, связанные с его трудовой деятельностью, если они у вас есть.
Лучше, если еще перед началом работы сотрудник будет понимать, какие конкретно задачи он должен выполнять и какую информацию вы считаете секретной и не хотите разглашать.
После подписания договора нужно подготовить приказ о приеме сотрудника на работу.
Шаг 3. Оформить приказ о приеме на работу
Приказ нужно оформить обязательно — это официальный документ, на основе которого делают запись в трудовой книжке и заводят личную карточку работника.
В альбомах унифицированных форм шаблон приказа о приеме на работу — форма Т-1, ОКУД 0301001.
Заполнить форму нужно так:
Можете сохранить заполненный шаблон приказа на свой гугл-диск и заменить текст в желтых полях на свой.
Шаг 4. Сделать запись в трудовой книжке, если она есть у работника
В 2021 году заполнять трудовую книжку нужно только тем работникам, у которых бумажная трудовая книжка уже есть и они приняли решение продолжать ее вести.
Для тех, кто впервые устраивается на работу, заводить бумажную трудовую книжку не надо. Вместо этого надо передавать информацию о работниках в Пенсионный фонд РФ. Часто это называют электронной трудовой книжкой. Термин некорректный, потому что никакой книжки нет: это электронный отчет, который вы отправляете в пенсионный фонд, но он прижился среди работодателей.
По каждому сотруднику подают отдельный отчет после изменений:
То есть при приеме первого сотрудника на работу ИП должен отправить в пенсионный фонд отчет не позднее следующего рабочего дня после утверждения приказа о приеме.
Бывает так, что человек дорожит своей трудовой и все еще хочет продолжать вести ее в бумажном виде. Тогда вы должны вносить в нее записи и правильно ее хранить.
Вот по каким правилам надо заполнять бумажную трудовую:
Заполнить бумажную трудовую книжку нужно так.
Если ИП принимает на работу сотрудника с бумажной трудовой книжкой, по закону нужно завести книгу учета трудовых книжек и заполнить ее. Книга обычно продается в канцтоварах. ИП нужно купить ее, прошить, опломбировать и вписать работников.
Заполнять книгу просто: нужно вписать ФИО сотрудника, серию и номер трудовой книжки или вкладыша в нее, данные приказа и дату приема на работу.
После заполнения трудовой книжки оформляем личную карточку работника.
Шаг 5. Заполнить личную карточку работника
Личная карточка — это краткая информация о сотруднике, который работает в компании. В нее вписывают персональные и кадровые сведения: ФИО, ИНН, СНИЛС, дата и место рождения, данные об образовании, данные о трудовом стаже и другие.
Также в карточку вносят личные данные: информацию о семейном положении сотрудника и его ближайших родственниках, сведения о владении языками, повышении квалификации и дополнительном образовании.
В личной карточке собирают всю информацию о работе сотрудника в компании, которая оформляется приказами: прием, переводы, награждения. Так же в ней ведется учет отпусков, а в конце вносится запись об увольнении.
Вести личную карточка работника — обязанность работодателя по закону. Карточки должны вести даже микропредприятия. Если при проверке трудовой инспекцией карточки не будет, предпринимателя могут оштрафовать до 5000 ₽ по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Можно заполнить карточку от руки, но во многих программах для бизнеса, например в 1С, она заполняется автоматически из тех данных о сотруднике, которые внесли в программу. Но сведения нужно будет вписать от руки.
При трудоустройстве карточку нужно распечатать, дать сотруднику на подпись, а потом вести ее и хранить в бумажном виде. Лучше распечатать карточку на плотной бумаге или картоне — после увольнения работника по закону ее нужно хранить 50 лет.
В альбомах унифицированных форм шаблон личной карточки — форма Т-2, ОКУД 0301002.
Всего в личной карточке четыре страницы. Большую часть сведений работодатель может взять из документов работника. К некоторым данным, например к профессии, семейному положению, владению иностранным языком, нужно указать коды по общероссийским классификаторам: ОКАТО, ОКИН, ОКСО. Узнать нужный код можно в интернете.
Работник должен поставить подпись:
Вот пример заполненного фрагмента личной карточки:
Образец полностью заполненной карточки вы можете скопировать себе на гугл-диск и сверяться, когда будете оформлять работников.
Шаг 6. Зарегистрироваться в фондах
ИП должен зарегистрироваться как работодатель в пенсионном фонде, фондах медицинского и социального страхования.
ФОМС — Фонд обязательного медицинского страхования. Регистрироваться не нужно. Фонд сам зарегистрирует ИП на основании сведений из налоговой и пришлет предпринимателю письмо с номером.
ФСС — Фонд социального страхования. Зарегистрироваться нужно всем ИП с сотрудниками. Достаточно сделать это один раз — в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Если затянуть с регистрацией до 90 дней, можно получить штраф 5000 ₽. А если дольше — 10 000 ₽.
Зарегистрироваться в ФСС можно через сайт госуслуг, отправить документы по почте или принести лично. Подавать документы нужно в отделение ФСС по месту регистрации ИП. Адрес своего отделения можно узнать на сайте ФСС по номеру ИНН или КПП.
Как зарегистрироваться в ФСС:
После регистрации в фондах ИП получает извещение с регистрационным номером, который надо будет указывать в платежках на уплату взносов.
Как оформить работника на полставки
В законе полставки и другие виды частичной занятости называются «неполное рабочее время».
Неполным рабочим временем считают сокращенную рабочую неделю, например три рабочих дня в неделю при пятидневке, или сокращенный рабочий день, например 4 часа вместо 8.
Прием сотрудника на неполный рабочий день — такая же процедура, как и обычное оформление в штат: нужно подготовить трудовой договор, издать приказ о приеме на работу, вписать информацию в трудовую книжку, если она есть, завести личную карточку.
В трудовом договоре и приказе о приеме на работу нужно указать график: например, «работает на условиях неполного рабочего времени 5 дней в неделю с понедельника по пятницу с 09:00 до 13:00».
Если сотрудник работает меньше 4 часов в день, можно не устанавливать обеденный перерыв, но об этом нужно написать в трудовом договоре.
Оклад в трудовом договоре указывают полностью — сумму, которая зафиксирована в штатном расписании. А получать работник будет только за то время, которое работал. Чтобы не было разночтений, укажите в договоре, что заработная плата начисляется пропорционально отработанному времени.
В трудовой книжке писать о том, что сотрудник работает неполный рабочий день, не нужно. Запись делается так же, как и для работников на полный день.
Как оформить работника временно
Трудовые договоры бывают бессрочные и срочные.
Бессрочный договор заканчивается, когда работник принял решение уволиться или настолько плохо работает, что компания может уволить его по закону.
Срочный договор действует до определенной даты или события. Даже если сотрудник работает хорошо, работодатель может его уволить. Временных сотрудников оформляют по срочному трудовому договору.
Чтобы оформить срочный трудовой договор, должна быть весомая причина и ее нужно указать в договоре: сроки проекта, на который принят сотрудник, сезонная работа или трудоустройство на время декрета основного сотрудника.
Предлагать всем сотрудникам срочные трудовые договоры, даже если на это нет веских причин, могут ИП или компании — субъекты малого бизнеса. У них в штате должно быть не более 35 человек или до 20 в розничной торговле и сфере бытовых услуг. Главное условие — согласие работника на срочный трудовой договор. Работник имеет право отказаться от срочного договора и потребовать бессрочный — принуждать его нельзя.
По закону срочный договор можно заключить на срок до 5 лет. Если срок подошел, а вы не уволили сотрудника или он не ушел сам, договор автоматически становится бессрочным.
Временного сотрудника оформляют так же, как и постоянного: готовят трудовой договор и приказ, заполняют трудовую книжку и личную карточку.