как исправить арифметическую ошибку в счет фактуре
Если допущены ошибки при оформлении счетов-фактур и первичных документов
Ошибки в документах – счетах-фактурах и «первичке» (бумажных или электронных [1] ) неизбежны. Ведь от ошибок, как известно, никто не застрахован. И не всегда в этом виновата компания, которая составляет документы. Случается так, что в процессе их оформления изменяются реквизиты самой компании или ее контрагента либо условия сделки.
В редких случаях учетные документы, имеющие погрешности в оформлении, можно оставить в том виде, в каком они составлены изначально. Чаще всего требуется внести в них исправления. Но как правильно это сделать? Какие требования законодательства следует учесть?
Ошибки в документах могут быть выявлены любым из участников сделки, но исправить их, несомненно, должно лицо, составившее документы. Согласия контрагента для этого (если только речь не идет о взаимной договоренности сторон об изменении стоимости ранее отгруженных товаров, оказанных услуг, выполненных работ) не требуется. Достаточно лишь уведомить о данном факте контрагента и, соответственно, после устранения ошибок направить ему исправленные экземпляры документов.
Как правило, ошибки допускаются одновременно и в первичном документе (товарной накладной, акте), и в счете-фактуре, хотя на практике могут быть ситуации, когда требуется исправить только один из них.
Основания и правила устранения погрешностей в оформлении вышеупомянутых документов в главном схожи: обязательному исправлению подлежат существенные ошибки. Но имеются и некоторые различия, которые как раз и обусловлены разными подходами к определению степени существенности ошибки, выявленной в первичном учетном документе либо счете-фактуре.
Порядок исправления ошибок в счете-фактуре, который представляет собой документ налогового учета, определен гл. 21 НК РФ. В частности, ее положения помимо первичного документа допускают составление налогоплательщиками еще двух видов документов: корректировочного и исправленного (ст. 169 НК РФ). Ситуации, при которых необходимо составить тот или иной счет-фактуру, следует различать.
Корректировочный счет-фактура
Налоговые нормы (п. 3 ст. 168, п. 10 ст. 172 НК РФ) предписывают составлять корректировочный счет-фактуру только при определенных обстоятельствах (которые приводят к изменению цены (тарифа) и объема (количества) отгрузки) и при достижении взаимной договоренности между участниками сделки о корректировке стоимости (количества или цены). К числу определенных обстоятельств, в частности, относится следующее:
Исправленный счет-фактура
Существенные ошибки
– наименование валюты (пп. 6.1 п. 5, пп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ);
– количество товаров (работ, услуг) (пп. 6 п. 5 ст. 169 НК РФ);
– цена товаров (работ, услуг) (пп. 7 п. 5 ст. 169 НК РФ)**
**
Счета-фактуры с арифметическими ошибками, допущенными в графе 5 (в ней отражается результат перемножения показателей граф 3 и 4), не могут признаваться основанием для принятия к вычету сумм НДС (письма Минфина России от 18.09.2014 № 03‑07‑09/46708, от 30.05.2013 № 03‑07‑09/19826).
***
Некоторые суды (см. Постановление ФАС ДВО от 10.06.2014 № Ф03-2116/2014 по делу № А51-17093/2013) считают, что подписание счетов-фактур неустановленными лицами в силу п. 2 ст. 169 НК РФ уже является самостоятельным основанием для отказа в принятии налоговых вычетов по НДС. Однако есть судебные решения (см. Постановление АС СКО от 11.06.2015 № Ф08-3452/2015 по делу № А32-26952/2012), в которых арбитры признали подписание счетов-фактур неустановленным и неуполномоченным лицом несущественным обстоятельством.
Обобщим сказанное. Составлять исправленный счет-фактуру необходимо, если:
Порядок составления исправленного счета-фактуры
И последнее. Изложенный порядок применяется и при внесении исправлений в корректировочный счет-фактуру (при выявлении в ранее составленном документе существенных ошибок) (п. 6 Правил заполнения корректировочного счета-фактуры).
Подведем предварительные итоги. Резюмируя вышесказанное, покажем схематично отличия между корректировочным и исправленным счетами-фактурами.
Надо ли исправлять первичные документы?
Счета-фактуры оформляются на основании первичного документа (товарной накладной, акта оказанных услуг или выполненных работ). Поэтому если в счете-фактуре имела место ошибка, то она почти гарантировано присутствует и в первичном документе («почти» – когда оба документа составляются вручную без применения специализированных автоматизированных средств учета). И если ошибка является существенной для счета-фактуры, то таковой она будет и для первичного документа. Данный вывод обусловлен:
– дата составления документа;
– наименование лица, составившего документ;
– содержание факта хозяйственной жизни;
– величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
– наименование должностей лиц, ответственных за оформление документа;
– подписи и Ф. И. О. лиц, подписавших документ
– наименование, адрес, ИНН/КПП продавца и (или) покупателя;
– наименование товаров, работ или услуг;
– наименование, код валюты;
– количество товаров (работ, услуг);
– цена товаров (работ, услуг);
– применяемая ставка налога;
– Ф. И. О. лиц, уполномоченных на подписание счетов-фактур
Порядок исправления первичных документов можно разработать самостоятельно
Во-первых, возможность внесения исправлений в первичные учетные документы установлена ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Здесь же оговаривается, что исправлению подлежит не всякий документ. Например, нельзя изменить кассовые и банковские документы (п. 4.7 Указания ЦБ РФ от 11.03.2014 № 3210‑У, п. 16 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ [9] ).
Во-вторых, механизм внесения исправлений в первичные документы ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете не регламентирован. Здесь установлены лишь минимальные требования к содержанию исправленного первичного документа: обязательное указание даты внесения исправлений, а также идентифицирующих сведений о лицах, сделавших это. По сути, в норме изложены основные правила корректурногоспособа внесения исправлений, порядок осуществления которого приведен в разд. 4 Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете [10] (далее – Положение).
Между тем отсутствие в Законе о бухгалтерском учете детализированного порядка внесения исправлений в первичные учетные документы дает организациям определенную свободу. Они вправе разработать подходящий способ осуществления правки в «первичке» с учетом особенностей документооборота (разумеется, этот момент необходимо отразить в учетной политике).
Кстати, на наличие у экономических субъектов подобного права Минфин указал в Письме от 22.01.2016 № 07‑01‑09/2235. И это справедливо, поскольку в случае применения электронных документов внесение в них исправлений, например, вышеупомянутым корректурным способом невозможно.
Нюансы, которые нужно учесть при утверждении способа исправления «первички»
1. Внесение исправлений в изначальный учетный документ.
Алгоритм действий в данном случае определен разд. 4 Положения. Этот способ применяется в отношении документов, составленных вручную или автоматизированным способом (то есть при помощи специализированных бухгалтерских программ, например 1С: Бухгалтерия). Ведь в последнем случае, несмотря на, казалось бы, электронный метод создания документа, он таковым не является, так как в документообороте подобный документ используется как обычный бумажный.
Порядок действий таков: зачеркиваются неправильный текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Устранение ошибки должно быть оговорено надписью «исправлено», подтверждено подписью лиц, подписавших документ. Также проставляется дата исправления.
2. Выставление нового (корректирующего) документа.
При применении данного метода необходимо соблюсти минимальные требования ч. 7 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете: составленный новый документ должен идентифицировать исправленный по дате внесения исправления и подтверждать его подлинность подписями (с расшифровкой) лиц, составивших документ.
Хотя при обнаружении ошибок в первичном документе Законом о бухгалтерском учете не предусмотрена замена ранее принятого к учету первичного учетного документа новым (на это, в частности, указали финансисты в Письме № 07‑01‑09/2235), арбитры тем не менее считают возможным осуществление подобной замены.
Например, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2013 по делу № А64-3569/2012 отмечено: закон не исключает права налогоплательщика и его контрагентов вносить исправления в счета-фактуры и первичные документы, составленные с нарушением установленного порядка либо содержащие недостоверные сведения о совершенных хозяйственных операциях, и не запрещает налогоплательщику устранять несоответствие первичных документов требованиям бухгалтерского законодательства путем внесения в неправильно оформленный документ исправлений, его переоформления, замены на оформленный в установленном порядке и представлять переоформленные первичные документы в налоговый орган или в суд для обоснования правомерности применения налоговых вычетов или расходов по налогу на прибыль.
В части электронных документов необходимо пояснить следующее. В силу технических особенностей их составления использование корректурного способа внесения исправлений не представляется возможным. Следовательно, в случае применения электронного документооборота единственным возможным вариантом устранения ошибок является составление нового (корректирующего) документа.
В настоящее время утверждены лишь электронные форматы некоторых первичных документов (см. Письмо ФНС России от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@):
Но вернемся от перспектив к реалиям. Форматы не всех указанных выше первичных документов предусматривают специального поля для отражения номера и даты исправления. А это (как упоминалось ранее) необходимый атрибут для устранения ошибок в «первичке». Однако данная проблема решается довольно легко. Ведь хозяйствующий субъект вправе дополнить документ обозначенными полями самостоятельно: например, форму электронного первичного документа – информационным полем, в котором будут отражаться сведения о номере и дате исправления.
Резюмируем сказанное. Внесение исправлений в счета-фактуры и первичные документы требует от вносящего их налогоплательщика определенных знаний. При выявлении в счетах-фактурах ошибок (подчеркнем, существенных) необходимо составить новый (это важно!) «исправительный» документ (независимо от формата первоначального – бумажного или электронного). Причем согласовывать внесение изменений в счет-фактуру с контрагентом не нужно.
Соответствующие изменения, как правило, требуется внести и в первичный документ (товарную накладную, акт оказанных услуг или выполненных работ), поскольку счет-фактура оформляется на основании этого документа. И если ошибка является существенной для счета-фактуры, то таковой она, вероятно, будет считаться и для первичного документа.
Способ внесения исправлений в «первичку» хозяйствующий субъект вправе разработать самостоятельно с учетом особенностей документооборота. Подобная возможность обусловлена отсутствием в Законе о бухгалтерском учете детализированного механизма внесения исправлений в первичные учетные документы.
На практике распространены такие способы устранения ошибок:
[2] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 (далее – Постановление № 1137).
[3] См. Письмо Минфина России от 01.04.2015 № 03‑07‑09/18053.
[4] См. Письмо Минфина России от 13.07.2012 № 03‑07‑09/66.
[5] См. письма Минфина России от 12.05.2012 № 03‑07‑09/48, ФНС России от 01.02.2013 № ЕД-4-3/1406@.
[6] Утверждены Постановлением № 1137.
[7] Письмом ФНС России от 12.02.2015 № ГД-4-3/2104@ данные разъяснения доведены до сведения территориальных налоговых органов и налогоплательщиков.
[8] Буквально финансисты перечислили в названном письме квалифицирующие признаки несущественных ошибок для первичных документов. Это ошибки, не препятствующие идентификации продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименования товаров (работ, услуг) и их стоимости, других обстоятельств документируемого факта хозяйственной жизни. Хотя в данном письме обозначен подход к недочетам в документах применительно к налогу на прибыль, полагаем, его можно распространить на НДС. Ведь условием для признания вычетов наравне с наличием счетов-фактур является и наличие первичных документов, на основании которых товары (работы, услуги) принимаются к учету (п. 1 ст. 172 НК РФ).
[9] Утверждено Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.
[10] Утверждено Минфином СССР от 29.07.1983 № 105. Несмотря на солидный возраст Положения, оно является действующим и применяется в части, не противоречащей Закону о бухгалтерском учете.
[11] Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2015 № 10АП-14763/2014 по делу № А41-53651/14, одностороннее изменение сведений в первичных документах без взаимного волеизъявления сторон противоречит закону и не влечет правовых последствий (см. также Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу № А43-27322/2014).
[12] Текст документа можно найти на сайте www.bmcenter.ru.
[13] Формат данных документов рекомендован Приказом ФНС России от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@.
[14] Формат утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@.
[15] Формат утвержден Приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Ребусы счетов-фактур: исправить нельзя корректировать
Продолжим разбираться в хитросплетениях, неоднозначностях и тонкостях счетов-фактур: как и когда следует внести исправления в счет-фактуру, чем отличается исправленный счет-фактура от корректировочного, можно ли вместо исправленного принять корректировочный…
Вопросов очень много: что принимать. когда отражать, как влияют на налоговые обязательства. Тема горячая. Актуальная. Обсуждаемая и часто комментируемая контролерами — Минфином и ФНС.
Итак, если в счете-фактуры поставщик допустил критичные ошибки, он должен их исправить. В случае, если они могут явиться препятствием в получении покупателем налогового вычета. О существенных и незначительных ошибках в статье «Ущербный счет-фактура. Или пригодный?»
При обнаружении критичных ошибок в счете-фактуре нужно обратиться к продавцу о внесении исправлений в счет-фактуру. И ваш деловой партнер должен их исправить.
Как исправить ошибки в счет-фактуре
Исправленный — это новый счет-фактура с верными данными заполненной строкой 1а. По сути- это уточненный документ.
Важно: 1. В строке 1 указываются номер и дата составления счета-фактуры с ошибками.
2. В строке 1а указываются порядковый номер и дата исправления первоначального (ошибочного) счета-фактуры («исправление № 1 от «__»_____2019г.).
Остальные строки и графы заполняются как в первоначальном счете-фактуре, но с правильными значениями.
Исправленный счет-фактура составляется в двух экземплярах: и для покупателя, и для продавца.
Если дефектный счет-фактура был зарегистрирован в книге покупок (у покупателя) и в книге продаж ( у продавца), его следует аннулировать и зарегистрировать исправленный.
Отражение исправления в учете и отчетности
1. Если исправление происходит в одном квартале:
Продавец в книге продаж текущего периода аннулирует запись по ошибочному счету-фактуре и регистрирует исправленный счет-фактуру. Аннулирование выполнятся путем повторной регистрации документа в книге продаж с отрицательными показателями.
Покупатель вносит аналогичные записи в своей книге покупок.
2. Если исправляется счет-фактура, составленный в предыдущем периоде, то продавец и покупатель вносят такие же записи, но только в дополнительных листах к книге продаж (книге покупок) того периода, в котором был зарегистрирован ошибочный (первоначальный) счет-фактура. И так же в доплисты вносятся две записи: аннулируется прежний счет-фактура и регистрируется исправленный.
Если в результате исправлений итоговые данные книги продаж (книги покупок) изменились, надо сдать уточненную декларацию. А при увеличении суммы НДС к уплате за исправляемый период нужно доплатить налог и пени.
Симметричность важна и при несущественных ошибках
Не исключено, что осторожный покупатель будет настаивать на внесении продавцом исправления в документ даже в случае несущественной ошибки в счет-фактуре.
Важно: даже если это ошибки технические (номер, дата документа и прочие) – продавец должен зарегистрировать исправленый документ в книге продаж. Чтобы сведения исправленного счета-фактуры из книги продаж, были включены в налоговую декларацию.
Иначе проверочная программа АСК НДС-2 выявит разрыв и в вычете покупателю будет отказано.
Обратите внимание: Минфин в письме от 6 мая 2019 г. N 03-07-11/32905 допустил, что если продавец исправит несущественную ошибку (недочет), счет-фактуру в книге продаж он может не регистрировать. Но для применения вычета у покупателя зеркальность актуальных счетов-фактур должна быть соблюдена.
Для надежности полезно запросить у продавца заверенные копии соответствующих листов из его книги продаж.
Проверьте актуальность формы
Исправленный счет-фактура должен быть составлен по форме, действующей на дату составления первоначального (ошибочного) счета-фактуры. Мнение контролеров в письмах ФНС от 07 сентября 2018 г. № СД-3-3/3806@ и Минфина от 6 мая 2019 г. № 03-07-11/32905.
Такой нетрадиционный УПД
Если ваш контрагент применяет УПД (универсальный передаточный документ) обязательно убедитесь в том, что полученный от него документ в той части, в которой он заменяет счет-фактуру:
Форма УПД была утверждена введена 6 лет назад письмом ФНС от 21.10.2013 N ММВ-20-3/96@. С тех пор внесена масса существенных изменений в правила заполнения счет-фактуры, утвержденные постановлением № 1137. Форма УПД отстает. И актуализировать ее никто не спешит.
Минфин и ФНС в своих письмах советуют самостоятельно дополнить УПД, объединяющий в себе форму счета-фактуры и первичного учетного документа, показателями, необходимыми для выполнения требований, установленных статьей 169 Налогового кодекса и Правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными постановлением Правительства РФ N 1137. ( письма Минфина и ФНС от 22 апреля 2019 г. № ЕД-4-15/7638, от 14 сентября 2017 г. № ЕД-4-15/18322.
Совет: если вы применяете УПД, стоит переработать его форму, приведя в соответствие с действующей формой счета-фактуры. И закрепить форму этого первичного документа в приложении к учетной политике.
Если продавец выдал вам УПД – внимательно проверьте документ на предмет его соответствия актуальной форме счета-фактуры. И каждый из ее реквизитов.
В противном случае вычет НДС на основании УПД по устаревшей форме с неполным указанием реквизитов налоговая аннулирует.
Исправление ошибки в счет-фактуре не стоит путать с порядком выставления корректировочного счета-фактуры.
Для целей НДС — исправление ошибки и корректировка – два совершенно разных понятия. И необходимо четко понимать когда требуется исправить ранее выставленный счет-фактуру, а когда к нему готовить корректировку.
Корректировка и исправление ошибки – две большие разницы
Совершенно разные операции с совершенно разными основаниями, своими правилами документального оформления и отражения в учете и отчетности.
Итак, условия корректировки:
1.Корректировка – только в случае изменения стоимости.
Корректировочный счет-фактура выставляется только в случае, когда меняют стоимость уже отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав.
Изменение стоимости может быть вызвано причинами:
2.Корректировка в обязательном порядке оформляется первичным документом. По которому стороны договорились уменьшить или увеличить цену товара, или уточнили его количество.
Это может быть изменение (дополнение) к договору, соглашение, или другой документ, подтверждающий факт уведомления об изменении условий сделки и подтверждающий согласие покупателя.
Важно: Дата этих документов должна быть более поздняя, чем дата отгрузки. Ими подтверждается факт, что изменение произошло уже после отгрузки.
Первичными документами могут явиться, к примеру, 1) акт об установлении расхождения по количеству и качеству при приемке ТМЦ по форме № ТОРГ-2, 2) акт об изменении цены, подписанный сторонами, 3) вступившее в законную силу решение суда и другие
В случае отсуствия первичного документа- основания, выставлять корректировочный счет-фактуру не надо. Так считает Минфин в письме от 9 февраля 2018 г № 03-03-06/1/7833.
Если при выставлении счета-фактуры изначально были допущены несоответствия или ошибки, в том числе арифметические, в стоимости, в сумме, — такие документы не оформляются. Выставление корректировочного счета-фактуры в этом случае будет неправомерным. Для устранения ошибки оформляется исправленный счет-фактура.
Срок выставления корректировочного счета-фактуры
По общему правилу продавец должен выставить корректировочный счет-фактуру в течение пяти календарных дней с даты составления документов, подтверждающих согласие или уведомление покупателя на изменение стоимости отгруженных товаров.
Ответственность за нарушение срока выставления не предусмотрена. Но задерживать документ, подтверждаюший право вычета у покупателя, добросовестный партнер не станет.
Срок для заявления вычета по корректировочному счету-фактуре
Покупатель вправе заявить вычет в любом периоде после получения корректировочного счета-фактуры, но не позднее 3-х лет с момента его составления. При этом совершенно не важно, когда покупателем был заявлен к вычету НДС по первоначальному счету-фактуре. Это закрепляет пункт 10 статьи 172 Налогового кодекса.
Отражение корректировки — по своим правилам
Итак, документы об изменении стоимости ранее отгруженных товаров составлены, согласие покупателя на изменение стоимости получено, корректировочный счет- фактура выставлен.
Задача – правильно отразить корректировку в учете.
А основные правила такие:
Если стоимость отгруженных товаров увеличилась, то в текущем периоде (периоде корректировки):
Если стоимость отгруженных товаров уменьшилась, то в текущем периоде (периоде корректировки):
Кто-то помнит, что до 2013 года корректировочные счета-фактуры нужно было регистрировать в доплистах. Причем за тот период, когда была отгрузка. Это вызывало необходимость представления в налоговый орган уточненных налоговых деклараций за период отгрузки товаров. Доплачивать разницу в НДС и пени.
С 1 июля 2013 года этого не требуется. Теперь возникшие разницы отражаются в налоговой базе текущего периода. Поэтому декларации уточнять не следует, и пени начисляться не будут.
Изменились реквизиты, Что с корректировкой?
Если с момента первоначальной отгрузки до момента корректировки изменились основные реквизиты продавца или покупателя, к примеру, адрес. В этом случае в корректировочном счете-фактуре указываются новые реквизиты – те, которые действуют на момент выставления корректировочного счета-фактуры.
Совет: при подписании своего согласии об изменении цены, покупателю и продавцу целесообразно уточнить свои реквизиты. Если обязанность уведомления об этом не закреплена условиями договора.
О единой (сводной) корректировке
Налоговым кодексом предусмотрена возможность формирования единых (сводных) корректировочных счетов — фактур. Естественно, выставленных в адрес одного и того же покупателя.
Продавец может подсобрать счета-фактуры, которые попадают под корректировку, и внести данные по ним в единый корректировочный счет-фактуру. При этом, корректировочный счет-фактура будет всего один, и записей по нему в книгах у продавца и покупателя будет всего по одной.
Выставление единого корректировочного счета-фактуры – это не обязанность, а право выбора продавца. Для кого-то это удобно. Для сокращения количества документов и упрощения учета.
Можно совмещать оба варианта выставления корректировочных счетов-фактур – отдельные или единые. Закреплять вариант выбора в учетной политике не требуется.
В едином корректировочном счете-фактуре может быть указано, что по одним позициям стоимость увеличилась, а по другим – уменьшилась. В этом случае необходимо отдельно просуммировать данные и отразить отдельно их в итоговых строках «Всего увеличение (сумма строк В)» и «Всего уменьшение (сумма строк Г)». Такой корректировочный счет-фактуру продавец и покупатель регистрируют дважды: в книгах покупок и книгах продаж соответственно.
Корректировка за корректировкой
Корректировка стоимости товаров может осуществляться неоднократно. При этом в каждой последующей корректировке продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру, в который вносятся данные предыдущего корректировочного счета-фактуры. И отражает разницу ( увеличение или уменьшение) уже между ними.
Номер и дата предыдущего корректировочного счета-фактуры вносятся в строку 1б последующего (нового) корректировочного счета-фактуры.
Новый корректировочный счет-фактура также регистрируется в текущем периоде на сумму разницы. Записи по предыдущему корректировочному счету-фактуре не аннулируются, остаются как есть в том периоде.
Возврат товаров
С 1 апреля 2019 г. возврат товаров – как полный, так и частичный оформляется только корректировочными счетами-фактурами.
Почему: постановлением правительства № 15 от 19 января 2019 г. внесены изменения в пункт 3 Правил ведения книги продаж, исключившие обязанность выставления покупателем счетов-фактур по принятым на учет товарам в случае их возврата продавцу.
На возврат товаров продавец (!) должен выставить корректировочный счет-фактуру. Именно он по корректировочным счетам-фактурам будет принимать НДС к вычету.
Минфин в письме от 10 апреля 2019 г. № 03-07-09/25208 предупредил: если при возврате принятого на учет товара покупатель выставит счет-фактуру в старом порядке, продавец потеряет право на вычет. Поэтому, будьте внимательны!
По возврату есть еще одно письмо Минфина от 8 апреля 2019 г. № 03-07-09/24636: если возврат будет оформлен самостоятельно заключенным договором купли-продажи (или поставки), то НДС можно принять к вычету по счету-фактуре покупателя, вернувшего товар. При этом в договоре первоначальный покупатель должен выступать продавцом, а первоначальный продавец — покупателем.
Что будет, если вместо исправленного счета-фактуры выставить корректировочный?
Так как правила регистрации корректировочных и исправленных счетов-фактур в книгах покупок и книгах продаж, а также порядок применения налоговых вычетов по ним существенно различны — риски несут как покупатель, так и продавец.
Да, возможно корректировка это удобно: на требуется перепахивать прошедшие периоды, заполнять доплисты и готовить уточненки. В каком периоде получили документ – в том же и отразили в учете.
Но по установленным законодательно правилам корректировочный счет-фактура может быть выставлен при соблюдении трех условий: 1) после отгрузки меняется стоимость сделки 2) об этом достигнуто соглашение сторон 3) в наличии первичный документ – основание для корректировки.
Если одно из условий не выполняется – нужно исправлять ранее выданный счет-фактуру. Оформление корректировочного счета-фактуры будет неправомерным. И признавать вычеты на его основании рискованно. Об этом предупредил Минфин в письме от 18 декабря 2017 г. № 03-07-11/84472. Такие же разъяснения содержатся и в иных многочисленных письмах контролеров Минфина и ФНС.
Риски продавца.
1.Если в результате исправления ошибки стоимость отгрузки уменьшилась — в случае неправомерного выставленного корректировочного счета-фактуры — продавцу грозит отказ в налоговом вычете на сумму разницы между НДС, доначисление налога, пении привлечение к налоговой ответственности за неполную уплату налога.
2.Если в результате исправления ошибки стоимость отгрузки увеличена — в случае неправомерного выставленного корректировочного счета-фактуры — продавцу грозит доначисление налога, пени и штраф в связи с недоплатой НДС за период отгрузки.
3. За нарушение порядка ведения учета и отсутствие исправленных счетов-фактур продавца могут привлечь к налоговой ответственности по статье 120 Налогового кодекса и к административной по статье 15.11 КоАП за грубое нарушение правил ведения учета и объектов налогообложения.
Риски покупателя.
Если в результате исправления ошибки стоимость отгрузки увеличена, покупатель — по полученному от продавца неправомерно выставленному корректировочному счету-фактуры – теряет право на вычет положительной разницы между суммами НДС в периоде внесения корректировки.
Поэтому требуйте от продавца исправить ошибки путем выставления не корректировочных, а исправленных счетов-фактур. С соблюдением правильного порядка их отражения в учетных регистрах и налоговой отчетности.
Ненадежный поставщик
Небрежность или невнимательность поставщика может серьезно подвести покупателя и оставить его без вычета.
Не раз бизнес пытался оспорить в суде конституционность норм Налогового кодекса, которые ставят право на получение налогоплательщиком налоговых вычетов в зависимость от соблюдения налогового законодательства его контрагентами. Но, к большому сожалению, судьи КС РФ ничего неконституционного в этих нормах не нашли.
Российская судебная практика подтверждает, что ответственность бизнеса – безгранична. Проверка потенциальных контрагентов уже вменена в обязанность. С суровой платой за неисполнение: 1) обвинение в соучастии и 2) отказ в уменьшении налоговой базы и признании вычетов.
Спорить, конечно, можно. Но с учетом пробюджетной позиции судов, это не всегда продуктивно.
Поэтому важно просчитывать риски и вовремя принимать меры, обеспечивая безопасность своего бизнеса. Быть в тренде происходящих событий. Знать приемы и понимать верные ходы.
В свежем письме от 6 мая 2019 г № 03-07-11/32905 Минфин еще раз предупредил, что исправленный счет-фактура, не зарегистрированный продавцом в книге продаж, лишает покупателя права на вычет по НДС.
Ставить в зависимость свое законное право на вычет от порядочности или настроения поставщика — неосмотрительно и рискованно. Стоит подстраховаться. В договор с поставщиком – как проверенным партнером, так и выбранным впервые – полезно внести обязательное условие об обмене документами — представлении продавцом заверенных копий:
— доплистов книги продаж (в случае исправления счетов-фактур) и
— текущих листов книги продаж (в случае выставления корректировочных счетов-фактур).
И еще. Целесообразно в договорах с поставщиками прописать и иные дополнительные меры ответственности, бодрящие контрагента. К примеру:
и другие полезные условия, приведенные в статье «Договор с контрагентом. Управляем рисками».
Если контрагент порядочный — он не будет упорствовать принять дополнительные условия к договору. Для него эти условия не влекут никаких осложнений и проблем.
Если контрагент уклоняется от представления документов или отказывается подписывать предложенную редакцию договора – это повод призадуматься о причинах его противодействия и оценить целесообразность выбора для исполнения договора именно этого контрагента.
Если недобросовестный продавец будет «динамить» с представлением документов — дополнительные меры ответственности помогут взыскать с него ущерб в гражданско-правовом споре. Не дожидаясь налоговой проверки и ее результатов.
Резюмируем. И советы.
2.Подучите персонал, разьясните правила составления счетов-фактур для сотрудников, ответственных за закупку товаров. Потренируйте на ошибках, чтобы «дожимали» поставщиков и приносили вам корректные документы.
С корректировками и исправлениями посложнее, тут без бухгалтера не обойтись.
3.Вносите в договоры с поставщиками условие об оплате в части окончательного расчета только после получения надлежащим образом оформленных документов: счетов-фактур и заверенных копий учетных регистров, подтверждающих начисление налогов.
4.Обеспечьте иными четкими условиями договоров с поставщиками гарантии представления верных документов и правильного отражения их в учете. Перечисленных в статье «Договор с контрагентом. Управляем рисками».
Надежных вам поставщиков, коллеги!
Безупречных счетов – фактур!
Легких и бесспорных налоговых вычетов!
- что означает имя эмирлан
- Эмоциональная анестезия что такое