как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Как узаконить доходы от сдачи квартиры?

Муж сдает нашу вторую квартиру с начала 2020 года. Деньги от арендаторов получает на личную карту. Он не зарегистрирован как самозанятый или ИП, то есть не платит налог с дохода. Мы оба понимаем, что ситуация рискованная.

Можно ли стать самозанятым сейчас, указать ранее полученный доход и заплатить с него налог? Будут ли штрафы? Как вообще выйти из этой ситуации максимально безболезненно?

Не переживайте, пока ничего страшного не случилось. Можно оформить статус самозанятого или зарегистрироваться в качестве ИП сейчас, а за предыдущий период просто заплатить НДФЛ. Расскажу подробнее.

Кто платит налог с доходов от сдачи жилья

Если вы сдаете квартиру в аренду, то обязаны платить НДФЛ с дохода, который получаете. Срок действия договора найма (аренды) при этом значения не имеет — хоть три дня, хоть год.

Чтобы платить налог с доходов от сдачи жилья, необязательно быть предпринимателем или самозанятым. Сдавать квартиру вы можете просто как физическое лицо. В Т⁠—⁠Ж уже была отдельная статья с расчетами, как выгоднее всего сдавать квартиру легально.

Расскажу кратко про основные режимы.

Самозанятые платят 4% с дохода, если сдают квартиру физлицу, и 6%, если получают доход от юридического лица или предпринимателя. То есть с тех же 240 000 Р на этом режиме вы будете отдавать государству 9600 Р или 14 400 Р соответственно. Но на самом деле за счет вычетов суммы будут еще меньше.

Индивидуальные предприниматели платят в зависимости от выбранной системы налогообложения. Общую систему налогообложения я рассматривать не буду: она самая невыгодная для сдачи квартиры. Остаются две: УСН, то есть упрощенка, и ПСН — патентная.

Еще есть дополнительные взносы на пенсионное страхование, если доход ИП превысит 300 000 Р с начала года. В этом случае придется уплатить еще 1% от суммы дохода свыше 300 000 Р за год. Этот взнос платят в следующем году.

Если работать на УСН, можно уменьшить налог на сумму отчислений, причем даже до 100%. Это возможно, когда нет сотрудников и человек платит только за себя.

Источник

Какие налоги есть при сдаче квартиры

Если решили сдавать ее легально

Я несколько раз снимал квартиру, и хозяева были против договора, потому что боялись налоговой.

Я устал слушать отговорки про то, что платить налоги дорого, и предложил им компенсировать их. Чтобы понять, какой вариант по налогам выгоднее всего, я сел и посчитал. Вот что у меня вышло.

Законодательная основа

Если человек позволяет жить в своей квартире, доме или комнате постороннему лицу за плату — это наем. В быту это называют арендой, но это не совсем корректно. Аренда — это использование зданий и нежилой недвижимости кем угодно или использование жилой недвижимости юридическим лицом. Но поскольку всем привычнее термин «аренда», я буду его употреблять и в значении найма.

В основном аренда регулируется главой 35 ГК РФ о найме жилого помещения и некоторыми статьями жилищного кодекса. Например, статья 3 говорит о неприкосновенности жилища, статья 30 — о правах и обязанностях собственника, статья 35 — о выселении гражданина, статья 39 — о содержании общего имущества дома, а седьмой раздел — о плате за жилое помещение и коммунальные услуги.

С контролирующей стороны аренда регулируется налоговым кодексом:

Это основное, но не все. Отдельные нормативные акты я буду упоминать по ходу статьи.

Преимущества легального оформления сдачи квартиры

Часто собственники избегают уплаты налога, поскольку не понимают, в чем выгода, и считают это дополнительными тратами. Но легальная сдача квартиры все-таки дает преимущества, хотя и не такие очевидные. Здесь и дальше я буду говорить о договоре и налогах как едином целом.

В Тинькофф—журнале уже рассказывали, зачем сдавать квартиру легально. Если кратко, то вот зачем:

Освободят ли собственника от НДФЛ, если квартиру продать

Многие собственники переживают, что если сдавать квартиру официально, то можно лишиться налогового вычета при продаже квартиры. С 2019 года ИП и самозанятые, которые сдают одну или несколько квартир в аренду, могут избежать начисления НДФЛ при продаже. Для этого квартиру нужно продавать после минимального срока владения:

Мы разобрали этот закон в отдельной статье

Как оформить сдачу жилья в аренду

Заключение договора. Договор и уплата налогов позволяют собственнику законно сдавать квартиру и получать доход, а жильцу — находиться в ней на законных основаниях. Чтобы собственнику обезопасить себя, лучше составить такой договор, который будет работать. Вот что обязательно нужно указать в договоре:

Дополнительно к договору лучше составить акт приема-передачи с описью имущества: мебели, вещей, техники, ремонта.

Предмет договора. Это существенное условие договора найма. Нужно указать, какая квартира и по какому адресу сдается. Для дополнительной защиты укажите площадь квартиры, которая должна совпадать с площадью в выписке из ЕГРН.

Условия внесения, использования и возврата обеспечительного платежа. Обычно его называют депозитом. Он страхует собственника от нарушений договора жильцами в случаях, если, например, сломан стол, съехали без предупреждения или обнаружился долг за коммуналку. Опишите, когда обеспечительный платеж остается у собственника, а когда возвращается жильцам.

Собственники часто тратят эти деньги в первый месяц и вместо возврата позволяют жильцам последний месяц жить в счет этих денег. Это небезопасно, потому что в случае чего компенсировать потери будет неоткуда.

Условия оплаты и других расходов. Нужно распределить, кто и за какие расходы по содержанию квартиры платит. Обычно все, что по счетчикам, оплачивают жильцы — воду, свет, интернет, газ, где-то даже отопление. А общие платежи за собственником.

Если есть долги за коммуналку, пропишите сумму долга и срок, за который собственник этот долг погасит. Можно договориться погасить долг из стоимости аренды.

Если оплата в безналичной форме, то пишите, что днем оплаты считается день поступления денег на ваш счет.

Также лучше указать, кто отвечает за ремонт и что в этот ремонт входит, чтобы сохранить мирные отношения при расчете после ремонта. Это особенно важно, когда ремонт становится неотъемлемой частью квартиры, то есть жильцы не заберут его с собой, когда будут уезжать. Такие ситуации встречаются, например, когда квартиру сдают дешевле из-за плохого состояния, а арендатор переклеивает обои или меняет сантехнику.

Отмечу, что неотделимый ремонт считается доходом в натуральной форме и облагается налогом, но на практике доказать это практически нереально.

Ответственность за нарушение договора. За нарушение договора найма по закону нет особых требований к ответственности, поэтому написать в этом пункте можно так, как договоритесь между собой. Например, можно указать размер штрафа, если одна из сторон решит расторгнуть договор и не предупредит об этом заранее.

Акт приема-передачи с описью. Перечислите вещи, которые находятся в квартире, и их состояние. Можно сделать фотографии, описать текстом или даже лучше все вместе. Все крупные и ценные вещи нужно обязательно указать.

Во время проживания жильцы несут ответственность по закону за состояние квартиры. Поэтому лучше потратить лишний час на детальное описание, чем спустя год или два вспоминать, была дырка в стене или нет.

Подтверждение оплаты. Если оплата за квартиру производится наличными, составьте расписку, а если банковским переводом — используйте реквизиты из договора и укажите назначение платежа.

В расписке обязательно указать:

Если договоритесь устно и жильцы вовремя не оплатят месяц, взыскать с них долг будет проблематично. Наглядный пример: супруги в Ростове-на-Дону сдали квартиру паре по устной договоренности. Муж занимался арендой, а жена получала оплату на карту. Спустя два года супруги захотели получить долг с жильцов — 270 000 Р за аренду и 72 000 Р неустойку. Почему спустя два года, а не два месяца, то есть сразу, как только жильцы перестали платить, — в решении данных нет.

В результате собственник не смог доказать суду, что квартира вообще сдавалась. Его главный аргумент — жена получала регулярные денежные переводы от жильцов. Однако суд это не убедило. Без письменного договора переводы не могут служить доказательством заключенного договора. В графе «Назначение платежа» тоже было пусто, а жена собственника вообще не участвовала в сделке. Суд отказал собственнику во взыскании долга.

Апелляционное определение от 2.04.19 по делу № 33-5768/2019 PDF, 93 КБ

Источник

Сдаю и снимаю квартиру одновременно. Можно не платить налог?

У меня есть в собственности квартира, в которой я жил, пока семья не разрослась. Теперь в ней тесно, и мы снимаем в том же городе квартиру побольше, а свою сдаем. За наем большой квартиры платим больше, чем получаем от сдачи своей маленькой.

У меня есть официальное трудоустройство, с зарплаты все налоги платятся. Как быть?

К сожалению, по закону расходы на съем одного жилья не уменьшают доходы от сдачи другого. Так что налог платить все равно придется.

Кто платит налог с дохода

Когда вы сдаете свою квартиру, вы должны заплатить налог с полученного дохода. Эта обязанность появляется автоматически, как только вы получили первый платеж. Ставка налога для граждан-резидентов — 13% от полученных сумм. Кто такие резиденты и нерезиденты, мы уже писали. Весь вопрос в том, кто именно физически заплатит налог.

Обратите внимание: деньги в счет налога удержат именно из ваших денег. Платить НДФЛ из собственных средств такой арендатор не вправе.

Какие есть льготы

С некоторых доходов налог платить не нужно.

Исчерпывающий перечень этих доходов прописан в налоговом кодексе. Среди них пособия по безработице, беременности и родам, пенсии и стипендии, алименты и подарки от членов семьи. Арендной платы за сданную квартиру в этом списке нет.

Кроме того, налоговый кодекс разрешает уменьшить ваши доходы от сдачи квартиры на определенные суммы. Здесь возможны следующие варианты.

Например, если родитель ребенка-инвалида получает 7 тысяч рублей, вычет составит столько же. Налог при этом будет равен нулю: (7000 Р − 7000 Р ) × 13%.

Если зарплата родителя 13 тысяч рублей, можно будет не платить налог с 12 тысяч, а НДФЛ составит 130 рублей: (13 000 Р − 12 000 Р ) × 13%.

Имущественные вычеты. Здесь возможны несколько вариантов. Вы можете получить вычет, если покупали жилье, строили дом или выплачивали проценты по ипотеке. Либо если купили квартиру, машину или ценные бумаги, но владели ими меньше минимального срока по закону и продали. Вы уменьшаете сумму, с которой должны заплатить налог, по формуле «доход минус расход» и платите налог с разницы.

Профессиональные вычеты. Так компенсируют расходы, если выполняют работы или оказывают услуги и получают за это доходы по договору. И только если вы в установленном порядке зарегистрируетесь как ИП или самозанятый.

Закон разрешает физическим лицам сдавать квартиры без дополнительного оформления, но в этом случае профессиональный вычет вам не положен.

А если зарегистрироваться самозанятым?

В этом случае вы сможете снизить ставку — вместо 13% процентов платить 4%. Для этого придется зарегистрироваться через мобильное приложение «Мой налог», личный кабинет налогоплательщика или через банк. Есть ряд ограничений. Вы должны проживать в том регионе, где проводится эксперимент: Москва, Московская и Калужская области, Татарстан; ваш доход должен быть не больше 2,4 млн рублей в год. Но это не способ вообще уйти от уплаты налога, это лишь возможность снизить ставку.

Неважно, будете вы сдавать свою квартиру просто как физическое лицо или зарегистрируетесь как самозанятый, результат один: от уплаты налога не уйти. Все то же самое, что и для НДФЛ : просто так взять и вычесть расходы нельзя.

Что можно сделать

Хотя вы тратите деньги на съемную квартиру, это не освобождает вас от уплаты налога, поскольку такого основания для предоставления льготы в налоговом кодексе нет.

Можете попробовать увеличить арендную плату, если, конечно, арендаторы согласятся платить больше и компенсировать вам часть расходов на налоги. Только сначала лучше проверьте, не слишком ли высокая получится цена для вашего района, чтобы не отпугнуть жильцов. Иначе они могут съехать.

Если за прежнюю квартиру вы уже рассчитались и на вас не висит ипотечный кредит, подумайте о покупке большей квартиры в ипотеку, чтобы не снимать жилье. Если решите, что для вас это приемлемо, попробуйте подобрать вариант с таким ежемесячным взносом, чтобы арендной платы за вашу квартиру хватало на него и на налоги. Кстати, вы можете предложить банку в ипотечный залог свою старую квартиру вместо новой. Банки иногда лояльнее к клиентам, у которых уже есть в собственности недвижимость.

Единственное, чего точно не надо делать, — скрывать доходы от сдачи квартиры и уклоняться от уплаты налогов. Мы уже писали, зачем сдавать квартиру легально, там подробно описаны все плюсы соблюдения закона и штрафы, которые грозят нарушителям.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Источник

Минфин: платите налоги не со всех поступлений от нанимателя квартиры

Минфин объяснил, как платить налоги, если сдаете квартиру и получаете от нанимателя деньги в счет коммунальных платежей. Есть шанс сэкономить на налогах: делиться с бюджетом нужно не всеми поступлениями. Коммунальные платежи по счетчикам — это не доход, а без счетчиков — доход. Как обычно, есть нюансы, о которых Минфин не рассказал, но есть и другие способы сэкономить на налогах и не платить НДФЛ вообще со всей коммуналки.

Вот как собственник может сэкономить на налогах, если сдает квартиру.

Кого это касается?

Разъяснения Минфина касаются всех владельцев квартир, которые сдают их физлицам за деньги. Такие собственники получают доход от нанимателей. По закону его положено декларировать: отчитываться перед государством и платить 13% НДФЛ в бюджет.

Плата за наем квартиры — это налогооблагаемый доход

Обычно платежи от нанимателя делятся на стоимость аренды квартиры и коммунальные услуги. Плата за пользование квартирой — это всегда налогооблагаемый доход. Если в договоре указано, что наниматель каждый месяц платит 10 тысяч рублей плюс коммунальные услуги, с 10 тысяч рублей собственник точно должен заплатить НДФЛ.

Здесь нет исключений ни для пенсионеров, ни для безработных, ни для многодетных семей.

С коммунальных платежей без счетчиков нужно платить НДФЛ

Наниматель может отдельно платить за коммунальные услуги и содержание дома:

Часть этих платежей не зависит от фактического потребления. Например, за текущий ремонт дома нужно платить, даже если квартира пустая, ее не сдают и собственники там тоже не живут. За общее имущество тоже нужно платить независимо от его использования. Так же с отоплением: обычно его оплачивают с учетом площади квартиры. Если всю зиму там никто не живет, дом все равно отапливают. Аналогичная ситуация с водой и электроэнергией, если их оплачивают по нормативам.

Когда наниматель компенсирует такие платежи, это доход собственника квартиры. Минфин считает, что владелец и так платил бы за коммунальные услуги. Если ему кто-то компенсирует эти расходы, значит, это экономическая выгода. Она облагается налогом.

Допустим, наниматель платит 2000 Р за содержание дома, текущий ремонт и отопление — ровно по квитанции. Для собственника эти 2000 Р — доход, с которого нужно отдать 13% в бюджет. Хотя фактически вся сумма уйдет управляющей компании.

Коммунальные платежи по счетчикам не облагаются налогом

Часть коммунальных услуг, которые зависят от фактического потребления, — это не доход наймодателя. Даже если жильцы квартиры отдают эти деньги собственнику, он не должен платить налог на доходы. Это компенсация за использованные ресурсы, которые потребили наниматели, а не выгода владельца жилья. Если бы нанимателей не было, воду и свет бы не расходовали.

Есть три способа не платить налог с платежей за коммуналку по счетчикам:

Если квартиранты будут сами оплачивать всю коммуналку

Теоретически можно поручить нанимателям оплачивать коммунальные услуги напрямую по квитанциям или вообще не указывать эту компенсацию в договоре. Тогда налоговая о ней не узнает. Но так делать опасно.

Даже если текущий ремонт, отопление и домофон за собственника будет оплачивать наниматель, это все равно доход собственника. Считается, что он получил его в натуральной форме — в виде оплаты своих расходов другими людьми. Узнать об этом налоговой будет сложно, но риски стоит учитывать.

Как еще можно сэкономить на налогах при сдаче квартиры

Есть еще несколько способов уменьшить налог, если сдаете квартиру и честно рассказываете об этом государству.

Перейти на льготный режим «Налог на профессиональный доход». Этот режим действует в четырех регионах: Москве, Московской и Калужской областях и Республике Татарстан. Квартира должна находиться в одном из этих регионов. Но если есть несколько квартир, которые сдаются в аренду, и хотя бы одна из них в тестовом регионе, то с дохода от всех квартир можно платить 4%. Или даже 3% — с учетом вычета.

Использовать налоговые вычеты. Резиденты платят НДФЛ по ставке 13% и могут использовать налоговые вычеты. Даже если налог начислен с дохода от нанимателей квартиры, его тоже можно вернуть. Например, если собственник не имеет других официальных доходов или работает как ИП на упрощенке. Он будет сдавать квартиру как физлицо, а потом уменьшит доходы на стоимость обучения детей или лекарств для родителей. Или даже использует имущественный вычет, чтобы не платить налог с аренды в течение нескольких лет.

Даже если таких расходов не было, всегда можно использовать вычеты на детей. Если в семье владельца квартиры их хотя бы двое, сумма вычета составит 2800 Р в месяц. Этого может вполне хватить, чтобы полностью перекрыть компенсацию за коммунальные услуги. А из подтверждающих документов понадобятся только свидетельства о рождении — и вот бюджет остался без налога вопреки заветам Минфина. А вы при этом ничего не нарушили.

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Ruslan, зашел, чтоб лайкнуть этот коммент. После 5.000.000.000 состояния у потомственного чиновника Бирюкова, желания кормить остальных дармоедов нет никакого.

Я_не_Андрей, Абсолютно согласен с Вами. С ворами нельзя ни договариваться ни сотрудничать. Их просто нужно уничтожать, как вредителей и паразитов.

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

А с какого перепугу мы должны платить государству? На покупку квартиры оно хоть копейку дало? Убогое государство и нас тянет в болото! Нигде, так не живут, как в России. Где то будет война или наводнение, то мы же будем отправлять гуманитарку, а нам почему то никто. Вспомните в августе тайга горела, прятали вырубку леса наше государство

при сумме вычета на детей 2800 в месяц вернется 13% от этой суммы. что-то я сомневаюсь, что этого хватит на компенсацию коммунальных услуг.

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Alexey, хватит. Потому что и с компенсации коммунальных услуг тоже нужно заплатить именно 13%.

Например, наниматель заплатил за коммуналку 2800 рублей (реальная сумма за просторную однушку в регионе, даже с запасом). Уменьшаем этот доход на вычет за детей — 2800 рублей.

Получается, что налога с компенсации вообще нет.

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Станислав, а если налоги платить, кто то типа будет за меня? Пока сама дорогущего адвоката не найму, ничего не выиграю. И плевать будет государству на моё право собственности, свои то деньги оно уже получило

Очень полезная статья!
Я правильно поняла, что если, допустим, я официально не работаю, муж тоже, у нас есть общая квартира, которую сдаём за 10000 в мес, плюс фиксированная коммуналка 2000 и остальное по счётчикам (платят, например, сами наниматели). При этом у нас 2ое детей. То с 12000р в мес дохода мы платим 13% = 1560р,а вернуть ежемесячно можем 2800р, т.е всё будет официально, но налоговой мы ничего не должны?
Или мы им отдаём эти 1560р и лотом получаем обратно?
Спасибо

Наталья, чисто логически, на основе статьи, если есть доход, облагаемый по ставке 13%,то почему нет? И др вычеты на лечение и обучение по идеи должны быть..

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Не всякий уплаченный 13%-й НДФЛ можно вернуть вычетами. Например, к НДФЛ, уплаченному при получении дивидендов вычет применить нельзя.

Елена, не знала, спасибо..

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Viki, а разве положен вычет на детей, если официально не работаешь?

Алексей, спасибо, точно, что-то я размечталась.. 🙄)

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Viki, нет. Вы должны будете заплатить (12000-2800)*13% рублей налогов.

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Аркушенко Марина Андреевна, я не редакция, но как я поняла, если в договоре это все пропишите, то да

Люди спорят про то нужно ли платить налоги, а у меня другой вопрос, нужна ли собственность на квартиры, где поидее никакой собственности на самом деле нет, ибо она очень ограниченная и ущербная. Это нельзя, то нельзя еще какие-то чужие трубы из стены торчат и лифт общественные и т.п. Собственность на частные дома да, вопросов нет. Но все квартиры должны быть в копеечном найме, а не как сейчас люди покупают кучами квартиры и сдают их. Ну и собственно сами придумали себе проблему, а теперь пытаемся ее решить (налогооблажение частных квартир)

Ну и связанная с этим проблема комьютинга. Надоело тебе по часу ездить на работу, снял поближе к работе жилье. Это гораздо проще, чем квартиру купить, продать. Плюс еще ценовой порог на аренду гораздо ниже, чем на покупку.

как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Смотреть картинку как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Картинка про как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем. Фото как минимизировать налоги при сдаче жилья в наем

Источник

Аренда жилья: как выбрать выгодный режим налогообложения

Для сдачи квартиры в аренду в Москве есть несколько законных способов заплатить налоги. Первый, традиционный НДФЛ, — 13% от суммы ежегодной арендной платы, что нередко является наиболее затратным и наименее выгодным способом (для собственников-нерезидентов он еще менее выгоден — 30%).

Второй и третий способы на сегодняшний день могут быть названы льготными и доступны только арендодателям, зарегистрировавшим ИП. Во-первых, у таких лиц есть возможность приобрести патент, цена которого фиксируется на год (возможна и помесячная оплата) и зависит от района расположения квартиры и ее площади.

Стоит иметь в виду, что в этом случае, помимо стоимости патента, ежегодно уплачиваются страховые взносы в ПФР и ОМС, которые в 2018 году составляют 32,285 тыс. руб. в год (если годовой доход, установленный для расчета стоимости патента, превышает 300 тыс. руб., то в ПФР необходимо заплатить еще 1% от суммы превышения). Закон предусматривает возможность не платить страховые взносы за периоды, когда у ИП не было деятельности. Для этого предприниматель должен подать в налоговую инспекцию заявление и подтверждающие документы.

Во-вторых, у ИП есть возможность прибегнуть к так называемой упрощенной системе налогообложения (УСН). В этом случае арендодатель оплачивает только 6% от общей суммы годового дохода (страховые взносы уже учтены). Однако такая форма требует регулярного предоставления в налоговые органы полной отчетности о деятельности ИП, а это не всегда просто и нередко вынуждает арендодателей обращаться за помощью к профессионалам, что также увеличивает затратную часть.

Возникает логичный вопрос: как выбрать оптимальную для арендодателя систему налогообложения?

В каких случаях интересна патентная система налогообложения

Стоимость патента зависит от района, где расположена квартира, и ее общей площади. Как говорилось выше, в настоящее время патент по деятельности, связанной с арендой (наймом) жилого помещения, может приобрести только лицо, зарегистрированное как ИП. У физлиц в настоящее время такой возможности нет, однако есть вероятность, что в будущем она появится. Рассмотрим конкретные примеры.

Пример № 1: собственник квартиры площадью 170 кв. м в новом доме на Мосфильмовской улице заключил договор с арендной платой 220 тыс. руб. в месяц.

Это Западный административный округ, и стоимость патента здесь ниже, чем в ЦАО. Площадь квартиры находится в диапазоне 100–200 кв. м. В этом случае стоимость патента составит 90 тыс. руб. в год (сумма рассчитана как 6% от годового дохода в 1,5 млн руб.).

Казалось бы, все просто, и патент будет интересен в тех случаях, когда фактический доход превышает установленный (1,5 млн руб.), то есть при арендной плате более 125 тыс. руб. в месяц. Но при этом нужно учитывать размер страховых взносов в ПФР и ОМС, которые обязательны для оплаты. На 2018 год общий размер страховых взносов равен 32,385 тыс. руб. в год.

То есть фактически арендодатель заплатит 90 тыс. руб. + 32,385 тыс. руб. = 120,385 тыс. руб. в год. Соответственно, патент в данном случае будет интересен при арендной плате, превышающей 167 тыс. руб. в месяц.

Патентная система достаточно проста и не требует подачи регулярной отчетности в налоговые органы. В принципе, в том, как подать заявление на патент и как оплатить налог, может разобраться любой человек, быть специалистом для этого совершенно не обязательно.

Из практики мы знаем, что пока патентной системой налогообложения пользуются в основном владельцы элитных квартир либо квартир бизнес-класса в районах, отличных от ЦАО, где стоимость патента ниже. Однако нередки случаи, когда патентная система очень выгодна и для квартир в ЦАО.

Пример № 2: собственник квартиры в новом доме на Никитском бульваре (ЦАО) площадью более 300 кв. м может иметь ежемесячный доход в размере 800 тыс. руб.

Патент на такой объект стоит 450 тыс. руб. в год (6% от установленного законом для таких квартир годового дохода в 7,5 млн руб.). В этом случае патент очень выгоден.

Если площадь квартиры меньше, но при этом она стоит столько же или дороже, стоимость патента составит 270 тыс. руб. в год (6% от установленного годового дохода в 4,5 млн руб.), то есть он еще более выгоден.

Заметим, что в ЦАО чаще всего патент приобретается для квартир площадью 100–200 кв. м, и его стоимость в этом случае равна 135 тыс. руб. в год. С учетом страховых взносов получается, что для таких объектов патент выгоден при арендной плате от 260 тыс. руб. в месяц.

В каких случаях выгодна УСН

Пример № 3: собственник квартиры площадью 83 кв. м в доме на улице Б. Каменщики заключил договор с арендной платой 120 тыс. руб. в месяц.

Это Центральный административный округ. Стоимость патента здесь выше, чем в других округах Москвы, и при этом отличается для квартир площадью до 50 кв. м, 50–75 кв. м и 75–100 кв. м.

Патент для квартиры площадью 83 кв. м в ЦАО также стоит 90 тыс. руб. в год, и это, как говорилось выше, рассчитано как 6% от установленного годового дохода в 1,5 млн руб. Однако годовой доход собственника будет немногим ниже, чем установленные законом 1,5 млн руб. Таким образом, патентная система налогообложения в этом случае невыгодна, в особенности с учетом необходимости оплаты страховых взносов.

В таких случаях собственник прибегает к УСН со ставкой 6%, но это ежеквартальная оплата налогов и взносов, заполнение квитанций на оплату, подача налоговой декларации по итогам года. Фактически без помощи профессионального юриста или бухгалтера собственнику не обойтись. А это снова издержки.

В последнее время в Москве проводится большая работа по легализации арендного бизнеса. Законодательно устанавливаются различные льготные режимы налогообложения, в том числе позволяющие в упрощенной форме вести учет и отчетность, не прибегая к помощи профессионалов. ФНС налаживает электронные сервисы, что дает возможность, практически не выходя из дома, открыть ИП, выбрать налоговый режим, заплатить налоги и взносы, сдать отчетность. Наконец-то появилась долгожданная возможность открыть ИП через МФЦ, однако эта опция доступна пока только для Москвы.

В настоящее время нередко говорят о законодательных инициативах, направленных на еще более интересные нововведения. Например, в том, что касается особенностей налогообложения самозанятых граждан в соответствии с антикризисным планом правительства РФ. Предусмотрено освобождение от налогообложения доходов, полученных в 2017–2018 годах для учтенных в ФНС самозанятых граждан, предоставляющих отдельные виды услуг (няни, репетиторы и др.). При этом сегодня правовой статус самозанятого лица в России законодательно не закреплен.

Хотя новость о возможности приобретения патента с упрощенной системой оплаты налогов и взносов без регистрации ИП была положительно воспринята собственниками сдаваемых в аренду квартир, этот вид деятельности не отнесен к списку, позволяющему применять льготы для самозанятых. Сама же программа поддержки самозанятых граждан со стороны государства недоработана, и пока не ясно, будет ли она введена в действие в 2018 году для арендного бизнеса. Отметим, что, по некоторым оценкам, около 90% арендодателей нигде не зарегистрированы, не ведут учет доходов и не уплачивают налоги в бюджет.

Еще одна очень важная деталь. Высокая стоимость патента и сложная процедура оформления ИП пока не позволяет использовать льготные налоговые режимы абсолютно всем арендодателям. Безусловно, в дальнейшем необходимо предусмотреть более привлекательный налоговый режим для квартир с арендной ставкой ниже 70 тыс. руб. в месяц. Сегодня такие арендодатели фактически не имеют возможности пользоваться льготными режимами налогообложения. При этом НДФЛ со ставкой 13% для них достаточно высок, режим УСН (6%) сложен и непонятен, а патент попросту невыгоден.

На этом фоне инициатива законодателей, направленная на легализацию доходов в сфере бюджетных квартир путем внедрения упрощенной системы регистрации и уплаты налогов и взносов по принципу одного окна (без получения статуса индивидуального предпринимателя), кажется вполне логичной и необходимой.

Примеры применения патентной системы для квартир c арендной ставкой до 70 тыс. руб. в месяц:

Пример № 4: собственник трехкомнатной квартиры площадью 76 кв. м в доме на Ленинградском проспекте (ст. м. «Сокол») заключил договор с арендной платой 60 тыс. руб. в месяц.

Это Северный административный округ. Стоимость патента здесь ниже, чем в ЦАО, и при этом, как указано выше, отличается для квартир площадью до 50 кв. м, 50–75 кв. м и 75–100 кв. м.

Годовая сумма налога при покупке патента для этой квартиры составит 60 тыс. руб. (6% от установленного законом для таких квартир потенциально возможного годового дохода в 1 млн руб.). Страховые взносы будут оплачиваться дополнительно, то есть общая сумма налогов и взносов за год составит: 60 тыс. руб. + 32,385 тыс. руб. = 92,385 тыс. руб. в год. Почти столько же (93,6 тыс. руб.) арендодатель заплатит в случае НДФЛ со ставкой 13%. При этом если прибегать к УСН, то сумма налога составит 43,2 тыс. руб. в год (6% от годового дохода в 720 тыс. руб.). Напомним, что при УСН страховые взносы дополнительно не оплачиваются, они уже включены.

Данный пример показывает, что патентная система невыгодна для данного объекта.

Следующие примеры не очень дорогих квартир также это подтверждают.

Пример № 5: собственник однокомнатной квартиры с дизайнерским ремонтом площадью 49 кв. м в новом доме с закрытым двором и парковкой у ст. м. «Кузьминки» предлагает снять эту квартиру за 50 тыс. руб. в месяц.

Стоимость патента для округов вне ЦАО в пределах МКАД при площади квартиры до 50 кв. м установлена в размере 18 тыс. руб. в год. В год собственнику придется заплатить: 18 тыс. руб. + 32,385 тыс. руб. (страховые взносы) = 50,385 тыс. руб. С учетом дополнительных страховых взносов эта система будет интересна при арендной ставке от 70 тыс. руб. в месяц (если арендная ставка ниже, то УСН со ставкой 6% выгоднее).

Данные примеры позволяют сделать вывод, что такой интересный режим, как патентная система налогообложения, пока малодоступен для недорогих квартир и даже не всегда доступен для домов бизнес-класса, расположенных в районах за пределами ЦАО.

Упрощенная система налогообложения с объектом «доходы» со ставкой 6%, безусловно, будет интереснее, чем 13% (НДФЛ для физических лиц резидентов), но оформление ИП, годовая отчетность, ежеквартальные авансовые платежи по налогам вызывают у арендодателей определенные опасения. Некоторые воспринимают ИП как отдельную компанию, что отпугивает возможными сложностями и проволочками, связанными с деятельностью юридического лица.

В то же время стоит отметить, что в целом внедрение льготных режимов налогообложения играет важную роль, и успехи в данной сфере уже есть. Так, по данным правительства Москвы в 2017 году, поступление налоговых платежей от сдачи квартир в аренду выросло на 20% по сравнению с предыдущим годом. При этом количество приобретенных патентов на сдачу в аренду жилья выросло за этот же период на 11%. Таким образом, наблюдается позитивная динамика, и очевидно, что работа столичных властей будет направлена на дальнейшую легализацию рынка аренды.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *