как можно нумеровать договора
Как нумеровать трудовые договоры и допсоглашения к ним?
Обязательно ли организация должна нумеровать трудовые договоры? Нужно ли отдельно нумеровать дополнительные соглашения к ним? Существуют ли обязательные требования к такой системе нумерации, или организация вправе разработать ее самостоятельно?
Нумерация трудовых договоров
По закону прием на работу оформляют приказом работодателя, который должен быть издан на основе заключенного с работником трудового договора (ст. 68 ТК РФ).
Трудовой кодекс требует обязательно оформлять письменный трудовой договор, признавая его основным документом, который удостоверяет трудовые отношения между работником и работодателем.
Статья 57 Трудового кодекса регламентирует содержание трудового договора.
Номер трудового договора не относится к обязательным сведениям.
Однако унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1, предусматривали нумерацию трудовых договоров.
Ведь, прежде всего, нумерация нужна для упорядочения договоров с точки зрения надлежащего делопроизводства и идентификация договоров.
Обязательные сведения трудового договора
Действующими нормативными правовыми актами не регламентирована процедура нумерации трудовых договоров.
Как правило, на практике используется система, при которой номер трудового договора состоит из собственного номера договора и цифр, обозначающих год его заключения.
Например, трудовому договору, заключенному в январе 2020 г., может быть присвоен номер 1-20/01.
Допсоглашения
Дополнительное соглашение к трудовому договору, как правило, имеет нумерацию, начинающуюся с № 1, к каждому трудовому договору.
Конкретный порядок нумерации трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам может быть установлен локальным нормативным актом работодателя.
Такие разъяснения представил Минтруд России в письме от 28 апреля 2020 года № 14-2/В-519.
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Структура понятного договора (часть 2)
Продолжаем обсуждать структуру договора.
В прошлый раз мы выяснили несколько особенностей нашего мозга, которые влияют на восприятие информации:
1. Мы любим порядок.
2. Мы пишем и читаем по-разному.
3. Мы лучше воспринимаем информацию, которая расположена в определенной последовательности.
Поэтому информацию в тексте нужно делить на блоки и внутри них выстраивать связный рассказ.
Из раздела «Права и обязанности» мы выделили информацию о вывесках.
Но возникла проблема: новый блок оказался слишком большим для «Прав и обязанностей», но слишком маленьким для самостоятельного раздела.
Существует ли оптимальный размер раздела договора? Чтобы определить его, нужно узнать еще один факт о нашем мозге.
Факт 4. У нас слабая оперативная память.
Человеку сложно в один присест внимательно и вдумчиво прочитать большой текст. В примере ниже только обязанности субарендатора занимают 17 пунктов — его права, скорее всего, займут еще столько же. Эту информацию будет сложно воспринимать, если не ограничить число пунктов в разделе.
В среднем мы можем удерживать в памяти от 5 до 9 идей. Поэтому в раздел оптимально включать от 5 до 9 пунктов.
Если в разделе меньше 5 пунктов или он выглядит неполно (я такие называю “сиротинушка”), желательно объединить его с другим близким по смыслу разделом.
Вернемся к вывескам. В новоявленном разделе всего 4 пункта, и выглядит он сиротливо. Но в этом договоре есть информация не только про вывески, но и про оформление витрин — можно собрать раздел под названием «Оформление помещения».
Объединять стоит только близкие по смыслу разделы. Не стоит объединять разделы про форс-мажор и порядок оплаты, но можно — про стоимость и порядок расчетов.
Если в разделе больше 9 пунктов или пунктов нужное количество, но его все равно сложно читать:
· разбейте на несколько разделов.
Подсказки можно использовать, чтобы сделать договор понятнее для читателя и показать, где заканчивается один блок информации и о чем будет следующий. Для читателя такое разделение удобно, при этом какого-то юридического значения подсказки не несут.
В примере я преобразовал раздел «Права и обязанности» в раздел «Порядок исполнения договора». Получился достаточно большой раздел из 10 пунктов, но пункты сгруппированы исключительно по смыслу, а подсказки позволяют делать перерыв при чтении — мы заранее знаем, где можем остановиться.
Чтобы подсказки были полезными, не рекомендую:
· нумеровать подсказки — это излишне;
· выделять подсказки жирным шрифтом — это запутывает и отвлекает;
· давать только одну подсказку посреди раздела — их должно быть хотя бы две- три.
Этот прием также дает читателю отдохнуть.
Например, в договоре был один раздел «Стоимость услуг и порядок расчетов». В него входило 10 пунктов, что почти соответствует нашему критерию. Но пункт 3.5 оказался слишком тяжеловесным, а заказчик настаивал на том, чтобы его сохранить. Поэтому было принято решение выделить два раздела: «Стоимость услуг» и «Порядок расчетов». Второй раздел получился небольшим, но в целом информацию проще усвоить, и у читателя появилась возможность перевести дух.
Итак, что мы узнали о структуре договора?
· Разбиваем договор на блоки (с помощью разделов, подразделов, подсказок).
· Связываем условия внутри блоков:
-по схожей тематике;
-хронологически, от общего к частному, от важного к неважному или в сравнительном порядке.
· Включаем в блок от 5 до 9 пунктов.
Как располагать разделы?
Можно ли применить принципы объединения пунктов внутри разделов к структуре договора? Например, располагать разделы в порядке от важного к неважному? Скорее всего, нет. Трудно определить, что для читателя важнее всего. Для предпринимателя важен вопрос прибыли, для менеджера — исполнения договора, а для бухгалтера — оплаты и НДС.
Универсального рецепта порядка разделов я не нашел. Единственный критерий — информация должна быть организована так, чтобы получился внятный рассказ.
При этом есть гипотеза, которая Вам может помочь. При создании договора можно придерживаться следующей структуры:
1. Общие разделы: термины и определения, предмет договора, общие положения;
2. Конкретика: порядок исполнения, оплата, сдача-приемка;
3. Все остальное: ответственность, форс-мажор, сроки договора, порядок досрочного расторжения, т. д.
Сначала вводим читателя в курс дела, потом снабжаем его ключевой информации о взаимодействии сторон, затем уже рассказываем какие-то отдельные аспекты.
Надеюсь, такая последовательность поможет вам создать из договора рассказ.
На сегодня все. В следующий раз поговорим о том, как избежать слишком объемных пунктов в договоре. До новых встреч.
Напоминаю, что эта заметка выходит в рамках курса «Понятный договор», который я выкладываю на ютуб-канале.
А еще у меня есть телеграм-канал, где мы обсуждаем договоры, их согласования, автоматизацию и немножко шутим. Заходите на огонек)
Предыдущие заметки в текстовом виде доступны здесь:
Как нужно нумеровать трудовые договоры: разъяснения Минтруда
Обязательно ли организация должна нумеровать трудовые договоры и какова структура номера?
Такой вопрос задали Минтруду. Ответ содержится в письме № 14-2/В-519 от 28.04.20220.
Сообщается, что номер трудового договора не относится к обязательным сведениям, предусмотренным статьей 57 НК. Вместе с тем унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденные Постановлением Госкомстата от 05.01.2004 № 1, предусматривали нумерацию трудовых договоров.
Действующими нормативными правовыми актами не регламентирована процедура нумерации трудовых договоров, основным смыслом которой являются упорядочение договоров с точки зрения надлежащего делопроизводства и идентификация договоров.
Как правило, на практике используется система, при которой номер трудового договора состоит из собственного номера договора и цифр, обозначающих год его заключения. Например, трудовому договору, заключенному в январе 2020, может быть присвоен номер 1-20/01.
Дополнительное соглашение к трудовому договору, как правило, имеет нумерацию, начинающуюся с № 1, к каждому трудовому договору.
Конкретный порядок нумерации трудовых договоров и дополнительных соглашений к трудовым договорам может быть установлен локальным нормативным актом работодателя.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Оформляем приложения к договорам: сложные случаи
М ы получили целую группу вопросов об оформлении приложений к договорам. И ответы на них решили объединить в статью в надежде, что она поможет и вам.
Нумерация приложений к приложениям
На практике встречаются ситуации, когда к договору имеются приложения, у которых есть свои приложения. Например, приложением к договору часто оформляется производство определенных работ (на каждую группу работ или объект – собственное приложение), а уже какие-то их детали могут конкретизироваться в других типах приложений. И тогда возникает вопрос: как их нумеровать?
Если к договору идет приложение 1 с описанием этапов работ и их стоимости, а в этом приложении мы ссылаемся на Техническое задание (ТЗ) и Бриф, то как нумеровать эти ТЗ и Бриф:
Если в тексте договора ссылок на «подприложения» нет, а упоминаются они только в основном приложении, то их можно считать дополнительными приложениями к приложению.
И тогда некорректно будет продолжать их нумерацию в формате основного приложения, сделав их № 2 и № 3. Ведь позже к договору, возможно, придется подписывать другие основные приложения (например, на новые объекты), и в результате нумерация будет выглядеть странной: в тексте договора будет отсылка к приложению № 1, но не будет к приложениям № 2 и 3, а затем будет упоминаться приложение № 4. Может возникнуть путаница, хотя явной ошибкой такой подход назвать нельзя.
Есть и другой риск, когда к договору имеется приложение № 1, «подприложение» к нему могут по невнимательности тоже назвать «приложение 1». И тогда появится два разных по содержанию приложения с одинаковым номером к одному договору. Вот это уже точно будет ошибкой.
Некоторые на практике дают «подприложениям» буквенную нумерацию «А», «Б», «В» и т.д. (иногда используют латинский алфавит), оставляя числовую нумерацию для основых приложений договора. Все это так же может запутать стороны. Например, когда у основного приложения № 1 есть «подприложение» А, это будет выглядеть нормально только пока к основному приложению № 2 не потребуется оформить первое «подприложение». Вы как его обозначите – тоже А?
Поэтому наиболее оптимальный вариант – отразить в нумерации всех приложений к договору их уровень / «этаж» по аналогии с тем, как нумеруют многоуровневые списки. Например, у основного приложения 1 «подприложения» будут иметь номера 1.1, 1.2 и т.д. (или 1.А, 1.Б), а у основного приложения 2 – «подприложения» 2.1, 2.2 (или 2.А, 2.Б). И тогда:
Как при этом оформлять отметку о приложении на них самих, показано в Примерах 1 и 2. Ссылаться в документах на эти «подприложения» можно будет стандартным образом: с указанием присвоенного 2-этажного номера, при этом не потребуется упоминать, к какому приложению относится это «подприложение» (см. Пример 3).
Приложение 1
к Договору от 17.09.2019 № 47
Регистрация договора обеими организациями в СЭД
Каждая из сторон договора имеет полное право присваивать договору регистрационный номер (индекс) в рамках своей системы регистрации, чтобы учитывать договоры. И это несмотря на то, что номер не является обязательным реквизитом для договора. Обязательной для него является дата, которая должна быть единой в договоре и в системах регистрации каждой из сторон.
Регистрироваться договор может по-разному:
Но в любом случае желательно, чтобы среди полей «входной формы» в информационной системе (либо граф журнала регистрации) были следующие:
Как видите, надо иметь два поля: одно для ввода своего регистрационного номера, другое – для номера, присвоенного контрагентом. И тогда проблем не возникнет. Если ваша система ЭДО пока имеет только одно из этих двух полей, то закажите добавление нового ИТ-отделу вашей организации (а в таблицу Word или Excel вы его и сами легко добавите).
Что касается структуры регистрационного номера, который присваивается договорам, заключаемым вашей организацией, то его первая часть (номер/год) не будет вызывать сомнений, если эти номера присваиваются по видам сделок (т.е. в пределах конкретных документопотоков, которые поддерживаются классификатором).
Классификатор видов и разновидностей договоров обычно разрабатывается совместно юридической службой и службой делопроизводства, утверждается приказом первого руководителя (по административно-хозяйственной деятельности со сроком хранения 5 лет) и подгружается в систему ЭДО как один из ее справочников. За ведение классификатора обычно отвечает служба делопроизводства, но эту ответственность вполне можно передать и юридической службе.
Вторая часть регистрационного номера (индекс организации), упомянутая в вопросе читателя, вызывает сомнения. Если это индекс вашей организации, то в вашем же регистрационном номере он не имеет смысла. А если это индекс организации-контрагента, то он должен поддерживаться классификатором организаций-контрагентов (его ведение более трудоемко, т.к. контрагенты часто меняются).
Поделимся опытом лучших практик. В вашем случае структура индекса может быть следующей: номер/год-вид сделки (например, № 345/2019-воу, где «воу» означает договор возмездного оказания услуг). Но в структуре индекса обычно рядом располагают номер и вид сделки, а год заключения договора оформляют через косую черту или дефис (например, № 345-воу/2019 или № 46 ВОУ-2019). Разные элементы сложного индекса можно отделять друг от друга знаками («-», «/», «.», «:»), пробелом, что-то можно писать заглавными буквами. Однако заметьте: если внутри регистрационного номера договора каждого контрагента присутствует косая черта, то использование ее еще и для разделения этих двух индексов усложнит поиск границы между ними – сравните два варианта:
Итак, если от контрагента ваша организация получила экземпляр договора с проставленным им регистрационным индексом, то не стесняйтесь через косую черту добавить на него свой индекс, который предлагает ваша система ЭДО. Тогда на экземпляре договора будут оформлены два регистрационных номера: контрагента и вашей организации:
Советуем также совместно с профильными подразделениями и юридической службой разработать Регламент договорной работы, в котором закрепить аспекты классификации договоров, порядок их регистрации, структуру номера (индекса) и другие делопроизводственные вопросы.
Статья «Журналы регистрации документов в Microsoft Excel» журнала № 10′ 2014 поможет создать журнал регистрации в Excel «с нуля» и работать с его содержимым: быстро найти, отфильтровывать и сортировать, изменять журнал в различных рабочих ситуациях, распечатать в удобном виде, «закрыть» в конце года. Порой одну и ту же операцию можно выполнить по-разному – мы предложили оптимальные алгоритмы, чтобы вам стало удобнее работать