как можно ошибиться при образовании глагольных форм

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм употребления глагольных форм

1. Неправильное образование форм настоящего времени

дремет, сыпет, трепаешь, щипают

колышет, машу, плещется, полощет

дремлет, сыплет, треплешь, щиплют

2. Неправильное образование форм настоящего времени разноспрягаемых глаголов

3. Неправильное образование форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-

4. Неправильное образование форм повелительного наклонения

5. Неправильное образование видовых пар

6. Неправильное образование форм 1 лица единственного числа

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления причастий

1. Неправильное образование причастий настоящего времени

2. Образование причастий с суффиксами настоящего времени от глаголов совершенного вида

Студенты, примущие участие в конференции, будут премированы.

Студенты, которые примут участие в конференции, будут премированы.

3. Неправильное образование причастий прошедшего времени

4. Употребление причастий с частицей бы

Студенты, пожелавшие бы сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление.

Студенты, которые пожелают сдать экзамен досрочно, должны будут написать заявление.

Основные грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм образования и употребления деепричастий

Подобные глаголы не имеют деепричастных форм

2. Образование при помощи суффикса -вши- деепричастий, не имеющих постфикса -ся

Охарактеризуйте понятие “вид”.

Глаголы каких видов существуют в русском языке?

Как определить вид глагола?

Назовите основные причины, по которым от некоторых глаголов нельзя образовать форму 1-го лица настоящего и будущего простого времени.

Как образуются формы повелительного наклонения глаголов?

Как образуются формы причастий и деепричастий?

Задание 1. Образуйте формы повелительного наклонения от приведённых глаголов. Разграничьте нормативные литературные, разговорные и просторечные варианты. Отметьте глаголы, не имеющие формы повелительного наклонения.

Клеить _____________, слышать _____________, ездить _____________, лечь _____________, лежать _____________, клянчить _____________, лететь _____________, ехать _____________, нянчить _____________, трогать _____________, бежать _____________, хотеть _____________, бегать _____________, летать _____________, жаждать _____________, чтить _____________, гнить _____________, составить _____________, мочь _____________.

Задание 2. Образуйте от приведённых ниже глаголов форму настоящего (будущего) времени 1-го лица единственного числа. Объясните случаи, когда нельзя образовать данную форму.

ОБРАЗЕЦ: читать – читаю, прочитать – прочитаю.

Ездить _____________, угораздить _____________, победить _____________, досадить _____________, чудить _____________, молотить _____________, умилосердить _____________, пригвоздить _____________, сбрендить _____________, нашкодить _____________, убедиться _____________, учредить _____________, прекратить _____________, позолотить _____________, светить _____________, тяготиться _____________, испестрить _____________.

Задание 3. Образуйте, если это возможно, формы 1-го лица единственного числа настоящего (будущего) времени от приведённых ниже глаголов.

Задание 4. Образуйте от приведеёных ниже глаголов причастия.

действительное причастие настоящего времени

действительное причастие прошедшего времени

страдательное причастие настоящего времени

страдательное причастие прошедшего времени

Задание 5. Подберите к глаголам видовую пару и образуйте от приведенных ниже глаголов деепричастия.

Деепричастия несов. в. образуются от основ глаголов несов. в. настоящего времени

Деепричастия сов. в. образуются от основ неопределённой формы глаголов

Задание 6. Поставьте глаголы в форме настоящего времени.

1. По лесу (рыскать) ___________________ волк голодный. 2. Всю ночь в окна (хлестать) __________________ дождь. 3. Природа словно (дремать) ______________. 4. Лёгкий ветерок (колыхать) ______________________ ветви берёз. 5. Малыши энергично (махать) ______________ руками. 6. Рыба (метать) __________________ икру. 7. Наверху целый день (двигать) ___________________ мебель. 8. Портниха (метать) __________________ платье. 9. Игорем (двигать) ______________________ чувство честолюбия.

Задание 7. Из слов, данных в скобках, выберите формы, соответствующие литературной норме.

1. Он часто (ложит, кладёт) вещи на стол. 2. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 3. Я (побежу, смогу победить, одержу победу). 4. Я (убежу, убеждю, смогу убедить, сумею убедить) всех в правильности моего решения. 5. Давай встретимся, когда я (выздоровею, выздоровлю) 6. Участники конференции активно (обсудили, обсуждали) доклады, (делились, поделись) с коллегами опытом и (брали, взяли) на себя новые обязательства. 7. Весь день (сыпет, сыплет) снежная крупа. 8. Меня (мучат, мучают) сомнения. 9. (Едь, ехай, езжай, поезжай) в деревню. 10. Котёнок тихонько (мурлыкает, мурлычет). 11. В комнату (проник, проникнул) лунный свет. 12. Двигатель внезапно (заглох, заглохнул). 13. (Зажгёшь, зажжёшь) спичку и сразу всё увидишь. 14. Зачем он (залазит, залезает) в машину, шофёра еще нет. 15. (Ляжь, ляг) и не (вылезай, вылазь) из кровати.

Задание 8. Какие глаголы могут иметь только форму прошедшего времени ед. ч. ср. р. и форму 3-го л. ед. ч. настоящего времени?

Источник

Лекция 26. Ошибочное формообразование

как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Смотреть фото как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Смотреть картинку как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Картинка про как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Фото как можно ошибиться при образовании глагольных форм

Лекция 26. Ошибочное формообразование

Продолжая разговор о типах грамматических ошибок, следует отметить, что недочеты при образовании форм тех или иных частей речи также разнообразны и многочисленны.

Петруша Гринев сначала тоже был недорослью.

Более худшего примера не привести.

В те годы Россия была голодна и нища.

Творчество Высоцкого не спутаешь ни с кем.

Можно рассказать о судьбе обоих сестер.

Ветерану хотелось слов без фальша.

Автор анализирующего текста – писатель В. Тендряков.

В новостях по телевидению постоянно передается о насильстве над людьми.

Мы узнаем об ихних планах.

Был нужен человек, могущий бы помочь в этом деле.

Еще Гоголь писал о великости русского народа.

Вспомним горьковского Ларру – он тоже самолюб и эгоист.

Какую надо иметь мужественность, чтобы так петь перед смертью!

Вадима преследовало раскаивание, но недолго.

Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.

Меня захватили сердцетрепещущие мысли.

Недавно Эстонский сейм утвердил постановление о снесении памятника воину-освободителю.

Русский язык необъемлем.

Это был самый прекраснейший выход из ситуации.

Трудолюбимый, надсмехаться, надсмешка, подчерк, нагинаться, пинжак, беспощадство, публицизм

разночинская интеллигенция; полность изображения; благородность души; взятничество; упорность; надсмешка; скупидомка; скучание; ихние слова; завсегдатели трактира; жаждает.

“Заменительное” словообразование, проявляющееся в замене какой-либо морфемы.

Укидываться (вместо раскидываться), отвесить (от повесить);

Словосочинительство (создание несуществующей производной единицы, которую нельзя рассматривать как окказиональную)

мотовщик, рецензист, не оглядаемая.

Неправильное формообразование, нарушение системных свойств формообразовательной системы у разных частей речи

Ошибочное образование формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

образование формы В. п. неодушевленного существительного, как у одушевленного

Я попросила ветерка (вместо: ветерок);

образование формы В. п. одушевленного существительного, как у неодушевленного

Запрягли в сани два медведя (вместо: двух медведей);

изменение рода при образовании падежных форм:

пирожок с повидлой, февральский лазурь;

склонение несклоняемых существительных

образование форм множественного числа у существительных, имеющих только единственное, и наоборот

поднос чаев, небо затянулось облаком.

Ошибочное образование формы прилагательного

Неправильный выбор полной и краткой форм

Шляпка была полная воды, мальчик был очень полон

Неправильное образование форм степеней сравнения:

новенькие становятся боевее, она была послабже Пети; более интереснее, красивше

Нарушение норм формообразования глагола

Человек метается по комнате;

Нарушение образования деепричастий и причастий

Ехавши в автобусе, охотник шел, озирая по сторонам

Ошибочное образование формы числительного

С пятистами рублями

Ошибочное образование формы местоимения

Ихнего пафоса, ихи дети, не хотелось от ее (книги) оторваться

Ошибочное образование формы глагола

Они ездиют, хочут, пиша о жизни природы

Я знаком с группой ребят, серьёзно увлекающемися джазом,

Базаров не может побороть чувство любви, охватывающую его;

По обоим сторонам дороги тянулись холмы; браконьерам, нарушающих закон;

Базаров говорит Аркадию, что твой отец — человек отставной.

Нужно сделать свою природу более красивую, повествует читателей, согласно закона,

он показан человеком сильной воли, богатого умом, крепкого здоровьем;

особое внимание было уделено на составление плана; следует отметить о том, что в доме Ноздрева все имело хаотический вид; ему характерны многие отрицательные черты; уверен в будущее, Соня жалела и переживала за Раскольникова; жажда к славе;

Ошибки в структуре простого предложения:

нарушение связи между подлежащим и сказуемым,

Солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;

Нарушение границы предложения

Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке. Когда герой опомнился. Было уже поздно.

Неудачное употребление местоимений

Приезжий снял со стула тяжелый сверток и отодвинул его в сторону.

Манилов попросил Павла Ивановича пройти в его кабинет.

Собакевич потребовал у Чичикова написать себе расписку.

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества.

Обычно молодежь является носителями передовых идей.

Произошло еще ряд событий.

Чтобы приносить пользу Родине, нужно смелость, знания, чёткость (вместо:….нужны смелость, знания, честность);

Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях

Он написал книгу, которая эпопея. Все были рады, счастливы и весёлые.

Ошибки в построении предложения, ведущие к искажению его смысла, структуры

В своей пьесе Чехов показал также трудовую часть интеллигенции с ее мечтами о светлой и прекрасной жизни, представителем которой является Трофимов.

Порфирий был любимцем с детства матери.

Она уговорила отдать подводы для раненых, на которых уже были уложены вещи.

Ошибки, связанные с употреблением частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника; отрыв частиц от того компонента предложения, к которому она относится (обычно частицы ставятся перед теми членами предложения, которые они должны выделять, но эта закономерность часто нарушалась в сочинениях):

В тексте всего раскрываются две проблемы, (ограничительная частица всего” должна стоять перед подлежащим: “…всего две проблемы”.

Ошибки в построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом. В сочинении я хотел сказать о значении спорта и почему я его люблю.

Разрушение ряда однородных членов

Настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн.

Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом

Читая текст, возникает такое чувство… На картине “Вратарь” изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени.

Ошибки в построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами; причалившая лодка к берегу.

Местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего.

Кусты, они покрывали берег реки.

Пропуски необходимых слов.

Владик прибил доску и побежал в волейбол.

Ошибки в структуре сложного предложения:

смешение сочинительной и подчинительной связи.

Эта книга научила меня ценить и уважать друзей, которую я прочитал ещё в детстве. Человеку показалось то, что это сон. Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами.

Ум автор текста понимает не только как просвещённость, интеллигентность, но и с понятием “умный” связывалась представление о вольнодумстве.

Отрыв придаточного от определяемого слова.

Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе.

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

Разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например:

Терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.

Неоправданный пропуск (эллипсис) подлежащего

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

Отметьте случаи нарушения морфологических норм; объясните характер каждой ошибки (искажение формы, неумест­ное употребление данной формы, смешение грамматических ка­тегорий и т. п.). Исправьте, где необходимо, предложения.

1. Мы надеемся, что вы более поподробнее расскаже­те о том, что случилось вчера на стадионе. 2. Если при проведении конкурса, в котором участвовало два и бо­лее кандидатов, голоса разделились поровну, производит­ся повторное голосование. 3. В отзыве на Да­ля содержался ряд критических замечаний собственно филологического характера, сущность которых сводится к тому, что Даль «внес притязание на реформу языка в «Толковый словарь»». 4. Дело в том, обо всех троих кандидатах в печати были опубликованы ма­териалы, критически освещавшие их научную и общест­венную деятельность. 5. Крыша сарая была покрыта толью. 6. Из 57 швей пятеро перевыполнили план. 7. По­купатель попросил дать ему примерить правый туфель. 8. Наша комната низкая для такой мебели. 9. Мальчик остался круглой сиротой; недавно умерла его мать, а отец умер, когда ему было пять лет. 10. Еще больше он боялся людей, которые имели свои собственные мысли, способны к обобщениям, оперируют фактическим мате­риалом, вообще чувствуют себя по-домашнему в облас­ти общих идей.

Источник

Грамматические ошибки в глаголах в русском языке

— Ошибочное образование глагольных форм:

ложит вместо кладет, ездиет вместо ездит.

— У глаголов убедить, победить, ощутить, очутиться и некоторых других не употребляются формы 1-го лица единственного числа. Вместо них можно использовать конструкции с неопределенной формой этих глаголов:

Я могу ощутить (а НЕ я ощущу), я надеюсь победить (а НЕ я побежу), я должен убедить (а НЕ я убежу).

— Недопустимо использование суффикса -ывова- (-ивова-) вместо -ова(-ива):

результаты подытоживались (а НЕ подытоживовались)

— При употреблении возвратных глаголов возможны неточности, связанные с неразличением собственно возвратного и пассивного залогов таких глаголов: После лекций слушатели нередко задерживаются в аудиториях (их задерживают или слушатели сами остаются?). Разрешение двусмысленности:

После лекций слушателей нередко задерживают в аудиториях либо После лекций слушатели нередко остаются в аудиториях.

— Нельзя допускать разнобой в формах времени и вида глаголов.

Неправильно: Чуткий художник, он откликается на события окружающей жизни и отмечал только что зарождающиеся в ней явления.

Правильно: Чуткий художник, он откликается (откликался) на события окружающей жизни и отмечает (отмечал) только что зарождающиеся в ней явления.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Как можно ошибиться при образовании глагольных форм

как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Смотреть фото как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Смотреть картинку как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Картинка про как можно ошибиться при образовании глагольных форм. Фото как можно ошибиться при образовании глагольных форм

В образовании форм глаголов часто допускаются ошибки, избежать которые можно, выучив необходимые правила.

Образование форм глаголов

Нет форм 1 лица единственного числа настоящего будущего времени у следующих глаголов:

затмить, победить, очутиться, убедить, убедиться, родиться, стонать, пронзить, чудить, ощутить и др.

    Нет форм 1 и 2 лица настоящего и будущего времени единственного и множественного числа у следующих глаголов:

    кипеть, выкипеть, вскипеть (о воде),

    закатиться ( о круглом предмете)

    наступить (о времени)

    течь, состояться, удаваться и др.

      Нельзя употреблять в единственном числе слово «победить» в 1 лице

      ( «победю», «побежу»). Верно: я смогу победить, мне удастся победить.

        Глагол «класть» употребляется только без приставки: кладу, клали)

        Запомните трудные формы:

        выздоровеют, опостылеют, опротивеют

        чтить- чтут ( допускается – чтят)

        ездить – ездит, ездят

        лазить – лазишь, лазим, лазят, лазь

        чтить – чту, чтишь, чтит, чтим, чтите, чтят

        (запомните, что неверно следующее: жгёшь, жгём, жгёт, жгёте)

          Запомните формы настоящего и будущего времени:

          внимать – внимают (внемлют- поэтич.)

          Варианты форм, имеющие различные оттенки значений:

          каплют (капает) с крыш ( « падают каплями»)

          накапать лекарства («несколько капель»)

            При образовании форм глаголов с основой на г,к происходит чередование с шипящими ж,ч:

            лечь- лягу, ляжет, лягут

            течь – теку, течёт, текут

            беречь- берегу, бережёт, берегут

            Исключение: ткать – тку, ткёт, ткут

              При образовании прошедшего времени в ряде глаголов опускается суффикс –ну:

              ( то есть нельзя употреблять слова типа: возникнул, проникнул и т.д.!)

              В следующих словах более приемлем первый вариант:

              гаснуть – гас, гаснул

              мёрзнуть – мёрз, мёрзнул

              сохнуть – сох, сохнул

              тухнуть – тух, тухнул

                Запомните некоторые формы повелительного наклонения:

                сесть – сядь, сядьте

                резать – режь, режьте

                мазать – мажь, мажьте

                ехать – поезжай, поезжайте (неверно: езжай, ехай, ехайте).

                Но при отрицании : не езди, не ездите.

                В следующих глаголах допустимы два варианта форм повелительного наклонения:

                не корчи – не корчь

                Предпочтительнее: высунь, вставь, выправь, почисть, не порть, не морщь, не корчь, лакомься, уведомь, откупорь, закупорь, выйди, взгляни, положи, беги, не кради.

                Запомните!

                1 лицо множественного числа повелительного наклонения :

                пойти – пойдёмте, пойдём

                В разговорной речи неверно употребляют « пошли, пошлите»

                ( это форма глагола «послать»: пошлите письмо)

                  Нет повелительного наклонения: весить, видеть, двигать, мочь, ненавидеть, подвергнуться, произойти, слышать, созреть, стоить, течь, увидеть, устареть, хотеть и др.

                  Таковы наиболее распространённые трудности в образовании форм глаголов, хотя данные правила можно и продолжить.

                  В статье приведены примеры ошибок, которые могут быть в задании №6. Будьте внимательны, постоянно вспоминайте правила, запоминайте примеры.

                  Источник

                  40. Употребление форм глагола

                  §173. Образование некоторых личных форм

                  1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

                  Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы «башу» (от басить), «галжу» (от галдеть), «гвозжу» (от гвоздить), «дужу» (от дудеть), «ерунжу»(от ерундить), «прегражу» (от преградить), «пылесошу» (от пылесосить), «сосежу» (от соседить), «шкожу» (от шкодить).

                  Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как «бужу» (от бузить, ср.: бужу от будить), «держу» (от дерзить, ср.: держу от держать), «тужу» (оттузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

                  Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

                  3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется,-утся, зиждущийся).

                  Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

                  Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят – чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий – чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней.Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтятприсутствием.

                  4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

                  Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

                  Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

                  Глагол брызгать в значении «окроплять, опрыскивать» имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении «разбрасывать капли», «сыпать брызги» имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

                  Глагол двигать в значениях «перемещать толкая или таща», «шевелить, производить движения», «заставлять идти вперед, направлять» имеет личные формы двигаю, двигает (двигаютмебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях «содействовать развитию чего-л.», «быть причиной чьих-л. поступков» имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении «приводить в движение, в действие» имеет параллельные личные формы двигает – движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

                  Глагол капать в значении «падать каплями» имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении «наливать, лить каплями» имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

                  Глагол метать в значении «шить, прошивать стежками, обшивать петлю» имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении«разбрасывать, раскидывать» имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении «бросать» в спортивном обиходе употребляется формаметает: метает гранату, диск, копье и т.д.

                  В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет – от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

                  Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению – сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

                  5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на , форма на ненормативная. Ср.: . Тревогой бранной напои! (Блок). –Напой ее чаем, баловница,закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

                  Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси – выбрось, выглади – выгладь, выдвини – выдвинь,выкраси – выкрась, вылези – вылезь, выплюни – выплюнь, высуни – высунь, выстави – выставь, выправи – выправь, высыпи – высыпь, вытаращи – вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори – заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи – (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

                  Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите – порть, портьте; корчи, корчите – корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обойми (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едь, ехайявляются недопустимыми.

                  §174. Варианты видовых форм

                  1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективноорганизовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывалифольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

                  2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о а обусловливать обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться;не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

                  3. Чередование о – а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить –застраивать, затронуть – затрагивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом зирова-; глаголыагонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом зова-.

                  4. Видовые пары захлопнуть – захлопывать, озаботить – озабочивать, опозорить – опозоривать, опорочить – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить –узаконивать и др. сохраняют корневое о.

                  6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать – замерзнуть, порочить/опорочивать – опорочить, заботить/озабочивать – озаботить и др. равноправны.

                  7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом зова и -изирова- вулканизоватъ – вулканизировать, гармонизовать – гармонизировать, канонизовать – канонизировать, колонизовать –колонизировать, легализовать – легализировать, модернизовать – модернизировать, рационализовать – рационализировать, секуляризовать – секуляризировать, стабилизовать – стабилизировать, стандартизовать – стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

                  Варианты форм брезгать – брезговать, прочитать – прочесть, свистеть – свистать равноправны.

                  В парах лазить – лазать, видеть – видать, слышать – слыхать, поднимать – подымать второй вариант разговорно-просторечный.

                  8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

                  бегать – бежать

                  летать – лететь

                  Источник

                  Добавить комментарий

                  Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *