как можно рассматривать отношения учитель ученик ответ
Как можно рассматривать отношения учитель ученик ответ
Что такое конфликт? И причины его возникновения.
Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.
В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.
Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы
Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.
Школа – одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Эти процессы учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Проблемой межличностных конфликтов в образовательных учреждениях занимались многие ученые: А. Бодалев, В.Богуславский, Л.Божович, Я. Коломинский, В. Кутьев, Н.Левандовский, М. Шульц, И. И. Рыданова и др. Однако еще далеко не все аспекты межличностных отношений в системе «учитель-учащийся» изучены подробно, поэтому она одна из актуальнейших проблем педагогики и педагогической психологии на современном этапе развития. Решение этой проблемы диктуется не только задачами школы сегодняшнего дня, но и потребностями воспитания. Разработка проблемы межличностных отношений учителя и учащегося заключает в себе мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования педагогической деятельности и всего педагогического процесса.
Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.
Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.
Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.
Рассмотрим типичный конфликт. Автор статьи Антонина Третьякова приводит следующие примеры.
Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.
Сын другой знакомой – Саша – учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице.
Отец попытался выяснить, что происходит.
– Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
– Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
– Нет, он заносчивый очень.
Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя. Но позже выяснилось, что Саше нужно было сдать все незачтенные темы иначе ребенку грозит отчисление, Отец пошел к директору. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый – интеллигентный учитель – ввел в заблуждение, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.
Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.
В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.
Семья и школа
Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.
Автор статьи спрашивает: «Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи?» Вряд ли можно согласиться с этим высказыванием, особенно в условиях обучения в маленьком городе, где почти каждый ученик или знакомый или родственник. Однако следует прислушаться к этому мнению, если оно было высказано публично.
Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик – ребенок, а он, учитель, – взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок – это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.
Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
Кто виноват?
Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты и рядовые обыватели.
Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.
Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.
Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка – это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.
Следующий традиционный вопрос: «Что делать?». С моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.
Дорогие родители! (памятка родителям)
Наверняка вам приходилось слышать подобное.
№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
– Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
– Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
– Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?
№2 Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила – это ерунда, замечание учителя – пустые слова.
11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, – это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель – человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.
Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка.
Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.
Дорогие учителя! (памятка учителям)
Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме.
Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.
Выводы:
Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.
Учитель и ученик: система взаимоотношений. Модели общения педагога с учащимися
Сорокина Оксана Павловна,
учитель начальных классов
МАОУ «Обдорская гимназия»,
Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливою.
Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение самой большой роскошью на свете. Но в одном случае – это «роскошь», в другом – профессиональная необходимость. Труд педагога относится к тому виду человеческого труда, который не возможен без общения.
В основе обучения и воспитания лежит общение: через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом воздействия на личность обучаемого.
В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня развития коммуникативных умений. И очень важно так организовать общение с детьми, чтобы этот неповторимый процесс состоялся. Важную роль здесь играет стиль общения. В наши дни выделяют много стилей педагогического общения, но остановимся на основных.
При авторитарном стиле характерная тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль выражается в том, что преподаватель значительно чаще своих коллег прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Бросается в глаза обилие нетактичных выпадов в адрес одних членов группы и неаргументированное восхваление других. Авторитарный преподаватель не только определяет общие цели работы, но и указывает способы выполнения задания, жестко определяет, кто с кем будет работать, и т. д. Задания и способы его выполнения даются преподавателем поэтапно. Характерно, что такой подход снижает деятельностную мотивацию, поскольку человек не знает, какова цель выполняемой им работы в целом, какова функция данного этапа и что ждет впереди. Следует также заметить, что в социально-перцептивном отношении, как и в плане межличностных установок, поэтапная регламентация деятельности и ее строгий контроль свидетельствуют о неверии преподавателя в позитивные возможности учащихся. Во всяком случае, в его глазах учащиеся характеризуются низким уровнем ответственности и заслуживают самого жесткого обращения.
При этом любая инициатива рассматривается авторитарным преподавателем как проявление нежелательного самоволия. Исследования показали, что такое поведение руководителя объясняется его опасениями потерять авторитет, обнаружив свою недостаточную компетентность: «Если кто-то предлагает нечто улучшить, построив работу по-другому, значит, он косвенно указывает на то, что я этого не предусмотрел». Кроме того, авторитарный лидер, как правило, субъективно оценивает успехи своих подопечных, высказывая замечания не столько по поводу самой работы, сколько относительно личности исполнителя. При автократическом стиле руководства учитель осуществляет единоличное управление руководством коллективом, без опоры на актив. Учащимся не позволяют высказывать свои взгляды, критические замечания, проявлять инициативу, тем более претендовать на решение касающихся их вопросов.
Учитель последовательно предъявляет к учащимся требования и осуществляет жесткий контроль их выполнения. Авторитарному стилю руководства свойственны основные черты автократического. Но учащимся позволяют участвовать в обсуждении вопросов, их затрагивающих. Однако решение, в конечном счете, всегда принимает учитель в соответствии со своими установками.
Что касается демократического стиля, то здесь, в первую очередь, оцениваются факты, а не личность. При этом главной особенностью демократического стиля оказывается то, что группа принимает активное участие в обсуждении всего хода предстоящей работы и ее организации. В результате у учеников развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление. Параллельно увеличению инициативы возрастают общительность и доверительность в личных взаимоотношениях.
Если при авторитарном стиле между членами группы царила вражда, особенно заметная на фоне покорности руководителю и даже заискивания перед ним, то при демократическом управлении учащиеся не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но сближаются между собой в личностном отношении. При демократическом стиле руководства учитель опирается на коллектив, стимулирует самостоятельность учащихся. В организации деятельности коллектива учитель старается занять позицию «первого среди равных». Учитель проявляет определенную терпимость к критическим замечаниям учащихся, вникает в их личные дела и проблемы. Ученики обсуждают проблемы коллективной жизни и делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель.
Размышляя о вариантах взаимоотношений воспитателя с детьми, А.С. Макаренко отмечал: «Во всяком случае, никогда педагоги и руководство не должны допускать со своей стороны тона фривольного: зубоскальства, рассказывания анекдотов, никаких вольностей в языке, передразнивания, кривляния и т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо, чтобы педагоги и руководство в присутствии воспитанников были угрюмыми, раздражительными, крикливыми». Подчеркивая плодотворность такого стиля взаимоотношений педагога и воспитанников и его стимулирующий характер, вызывающий к жизни высшую форму педагогического общения – на основе увлеченности совместной творческой деятельностью, необходимо отметить, что дружественность, как и любое эмоциональное настроение и педагогическая установка в процессе общения, должна иметь меру. Зачастую молодые педагоги превращают дружественность в панибратские отношения с учащимися, а это отрицательно сказывается на всем ходе учебно-воспитательного процесса (нередко на такой путь начинающего учителя толкает боязнь конфликта с детьми, усложнения взаимоотношений). Дружественность должна быть педагогически целесообразной, не противоречить общей системе взаимоотношений педагога с детьми.
Этот стиль общения, к которому также иногда обращаются начинающие учителя, связан в основном с неумением организовать продуктивное общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Ведь такое общение сформировать трудно, и молодой учитель нередко идет по линии наименьшего сопротивления, избирая общение-устрашение или дистанцию в крайнем ее проявлении. В творческом отношении общение-устрашение вообще бесперспективно. В сущности своей оно не только не создает коммуникативной атмосферы, обеспечивающей творческую деятельность, но, наоборот, регламентирует ее, так как ориентирует детей не на то, что надо делать, а на то, чего делать нельзя, лишает педагогическое общение дружественности, на которой зиждется взаимопонимание, так необходимое для совместной творческой деятельности.
В чистом виде стили не существуют. Да и перечисленные варианты не исчерпывают все богатство самопроизвольно выработанных в длительной практике стилей общения. В его спектре возможны самые различные нюансы, дающие неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров. Как правило, они находятся эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности.
Если рассматривать общение как сквозной процесс в обучении, то необходимо выделить две основные модели общения: учебно-дисциплинарную и личностно-ориентированную.
Таким образом, особую роль в наши дни в педагогическом общении, в том, обречено оно на неудачи или, наоборот, на успех, играет личность педагога.
Профессионально-важные качества педагогического общения
интерес к детям и работе с ними, наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества.
способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;
умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении;
способность к спонтанности (неподготовленной) коммуникации;
умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий;
хорошие вербальные способности : культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный отбор языковых средств;
Качества учителя, которым отдают предпочтение ученики.
Человеческие качества – доброта, весёлость, ответственность, уравновешенность.
Организационные качества – справедливость, последовательность, честность, уважение других.
Деловые качества – полезность, демократичность, умение заинтересовать.
Внешний вид – хорошо одет, приятный голос, общая привлекательность.
В старших классах популярными учителями назвали тех, которые умеют преподнести учебный материал наглядно, живо, проблематично.
Отрицательные качества учителей:
кричит, обрывает, не выслушивает до конца;
выделяет отдельных учеников;
придирчивый, старается наказать за каждый проступок;
относится как к маленьким;
не умеет хранить тайну.
Для формирования устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету, учителю необходимо уделять внимание, прежде всего качеству подготовки к уроку и методике преподавания. Любой школьный предмет может быть для школьника интересен, если интересно представлены идеи, темы, смысл обучения.
Для поддержания интереса к уроку, учителю необходимо разнообразить формы урока. Урок должен нести в себе творческое начало, быть средством заинтересованного общения ученика и учителя. Дети должны быть заняты весь урок.
Речь учителя должна быть не только правильной, но и искренней. Если в речи учителя много пустых деклараций, нет глубокого и разностороннего анализа жизненных ситуаций, речь изобилует штампами и банальностями, а изложение страдает сухостью и отдает схематизмом, то у учащихся быстро наступает апатия. Быстро надоедает и то, что чрезмерно упрощается, разжевывается, неоднократно повторяется. Урок – это всегда “езда в незнаемое”, даже если он посвящен повторению, закреплению пройденного материала. Он должен формировать потреб
Об отношениях между учителем и учеником
Отношения типа «учитель — ученик» — это неравные отношения. Можно продолжить перечень отношений данного типа следующими парами: «родители — дети», «начальники — подчиненные», да и, пожалуй, «муж — жена». Постараюсь быть кратким. Хочу сказать, почему чаще получается не так, как хотелось бы. Чаще ведь ученики не поддерживают своих учителей, бывшие подчиненные своих бывших начальников, а муж и жена, когда расходятся, ненавидят друг друга.
Причиной этому являются зависимость и рабско-тиранический характер отношений. Поясняю. Получается это, потому что в предшествующих отношениях, когда ученики зависели от учителя, дети от родителей, а подчиненные от начальников, те, кто был «сверху», строили свои отношения с рабско-тиранических позиций, постоянно подчеркивая свое превосходство. Пока те, которые были «внизу», реально зависели от тех, кто «наверху», они терпели эту тиранию. Как только эта зависимость исчезала, то те, кто были «внизу», начинали «мстить», часто неосознанно.
В лучшем случае это был уход от ослабевшего тирана. Дети уходили из дома, подчиненные увольнялись, супруги разводились. В худшем случае, те, кто был снизу и окреп, начинали делать гадости бывшим свои «тиранам» под предлогам восстановления высшей справедливости.
В истории медицины известен очень показательный пример. Это было лет 40 назад. Заведующий одной из клинических кафедр пренебрежительно относился ко всем своим подчиненным. Некоторые из них периодически протестовали. И лишь один сносил все «побои» с восторгом. Он первым защитил докторскую диссертацию и стал заведующим кафедрой, клинической базой которой была больница, где он не мог чувствовать себя хозяином, В конце концов, он стал ректором этого института. Первое, что он сделал, это уволил своего учителя, ибо там при кафедре была институтская клиника. Но как он уволил своего учителя! Поймали этого учителя на том, что он взял деньги с больного.
Надо сказать, что тогда это была почти официальная практика. Ну и сделали бы разборку в «верхах». Так нет! Сделали общее собрание студентов, и всю эту грязь трусили в присутствии тысячи студентов. Конечно, на такое собрание студенты пришли с удовольствием. Я интервьюировал одного из этих студентов. Так он мне сказал, что ректор клялся, что он денег с больных не берет. Хотя на самом деле брал, как и все видные врачи того времени. Учителя ректора на этом собрании не было.
И еще несколько слов об отношениях «учитель — ученик». Это единственное неравное отношение, которое можно приветствовать. Психологическое равенство здесь достигается общностью задачи. Задача учителя — помочь подняться ученику до своего уровня. Задача ученика с помощью учителя подняться до его уровня, а потом и превзойти его или хотя бы создать что-то новое, что не смог сделать его учитель. При таком подходе те, кто учится непосредственно под руководством учителя, являются учащимися, тех же, кто уже работают самостоятельно и создают свои системы, уже можно считать учениками.
Учителей я разделяю на две категории: Учащийся учитель и Учащий учитель.
Учащийся учитель — это такой учитель, который не только помогает ученику дотянуться до своего уровня, но и сам еще растет. Тогда он учится не только у своих учителей, но и учеников. Он понимает и осознает такой факт. Любой хороший учащийся всегда стремится превзойти своего учителя. Более того, он нередко метит на его места. Учитель этой категории не боится таких учащихся и готов уступить свое место, ибо сам планирует подняться еще выше или перейти в другое место.
Более того, он ищет активно таковых и, к сожалению, не всегда находит. С таким учителем можно сотрудничать много лет и не чувствовать, что тебя задвигают. Коллективы, которые они возглавляют, постоянно растут. Открываются новые лаборатории, отделы. При учебных кафедрах создаются институты и пр.
Учащий учитель — это такой учитель, который только учит, но сам уже не растет. У него также можно многому научиться. Но сам он остановился уже в своем росте, и никогда не будет учиться у своих учеников. Более того, он будет препятствовать росту тех учащихся, у которых есть шанс дорасти или даже перерасти учителя. Я знаю одного заведующего кафедрой, который подготовил 80 кандидатов наук и ни одного доктора. Как только он замечал какого-нибудь чересчур ретивого ученика, он сразу же его устраивал куда-нибудь в другое место. Возле себя он оставлял только людей, которые остановились в своем развитии или неспособны были на дальнейший рост.
Ученики тоже бывают двух категорий: у ченики, которые хотят стать учителями и у ченики, которые хотят стать специалистами.
Если вы попали к учителю первой категории, то вы можете оставаться там долго. Учащегося учителя можно критиковать. Он чутко воспримет ваше новое предложение, примет его и поможет внедрить. Он никогда не будет скрывать ваших заслуг, потому что ему своих хватает. Он заметит ваш рост и создаст для вас что-то новое. Постарайтесь уговорить его стать соавтором вашей работы. Сам он даже намекать не будет. Лавров у него своих достаточно. Почему вам выгодно взять его в соавторы? Он тогда глубже вникнет в содержание вашей работы, внесет что-то свое. Работа от этого станет лучше. Вашу работу прочтут все его почитатели. Потом вам легче будет двигаться самому.
Какое-то время вы можете учиться и у учителей второй категории, но ни в коем случае не критикуйте учителя и не пытайтесь его изменить. Помните, что вам вряд ли удастся внедрить что-нибудь новое. Совсем плохо будет, если вам все- таки удастся внедрить что-то новое. Все лавры достанутся вашему учителю, а ваше увольнение не за горами. Если вы написали статью или сделали рационализаторское предложение, обязательно берите его в соавторы и ставьте
на первое место. Но как только заметили, что вам здесь получить уже нечего, сразу же уходите в другое место. Оставайтесь все время благодарным ему за то, что он помог вам сделать несколько шагов в вашем развитии.
Рекомендации для у чеников, которые хотят стать специалистами.
Если вы попали к Учащемуся учителю, то учитесь у него до тех пор, пока не почувствуете, что уровень вашей квалификации стал таким, что вы можете работать самостоятельно. Немедленно переходите на другое место работы. Больше вы там не усидите. Вас начнут тянуть за уши.
Будет больно. Если не захотите расти, то уши вам оторвут, а потом выбросят все равно, но без ушей.
Ваше место у учащего учителя. А если вы с восторгом будете в тридцатый раз выслушивать одно и то же, да еще и научитесь делать такое выражение лица, как будто вы услышали это впервые (чуть-чуть поднять подбородок, широко раскрыть глаза и редко моргать ими, слегка приоткрыть рот), да еще если научитесь квалифицированно льстить, то, скорее всего, он не отпустит вас от себя. Но помните, что все победы коллектива — это его заслуги, все неудачи коллектива —
это ваши неудачи.
Более подробно я эту проблему осветил в статье «Психология предательства».
Читайте также:
Книги и аудиозаписи по теме: