как написать объяснительную на работе так чтобы не было последствий образец
Объяснительная записка
Объяснительная записка – документ, обосновывающий причины допущенного тем или иным сотрудником нарушения. Пишется она обычно либо в добровольном порядке, либо по запросу руководителя в тех случаях, когда сотрудник предприятия в чем-то провинился (опоздал или вообще не пришел на работу, явился в нетрезвом виде, не выполнил данное ему поручение и т.п.).
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Зачем нужна объяснительная записка
Как правило, нарушения, которые требуют пояснения со стороны работника, довольно серьезны и могут привести к дисциплинарному взысканию, вплоть до увольнения. Чтобы этого избежать и честно разобраться в ситуации, грамотный руководитель просит дать письменные объяснения.
Объяснительная записка может обезопасить сотрудника в спорных ситуациях при разногласиях с работодателем, а также может обрести статус доказательного документа в случае обращения какой-либо из сторон в судебную инстанцию.
Кому адресовывать объяснительную
Чаще всего объяснительную записку пишут на имя директора предприятия. Но если компания очень крупная, то ее следует писать непосредственному руководству (начальнику цеха, бригадиру, руководителю отдела и т.д.). Обычно должность человека, на чье именно имя нужно писать записку, регулируется «Правилами внутреннего распорядка», которые должны быть в каждой организации.
Когда писать объяснительную
Для написания объяснительной записки установлены определенные сроки: не более двух рабочих дней с момента инцидента. Именно поэтому работодатель, составляя письменное требование о предоставлении объяснений, должен поставить дату – отчет будет вестись именно с нее. Если в установленное время объяснительная записка не будет написана, работодатель вправе применить к подчиненному любые меры взыскания, адекватные проступку и в рамках закона.
Следует помнить о том, что за одно нарушение может быть применено только одно дисциплинарное наказание и не позднее, чем через месяц после установления факта допущенного нарушения (факт устанавливается также письменно, путем составления и регистрации специального акта).
Правила составления объяснительной записки
Объяснительная записка пишется в свободном виде. В ней обязательно должны быть указаны следующие данные:
Чем убедительнее будет основная часть, тем лучше для работника, в качестве аргументов лучше всего приводить доводы, имеющие какие-либо письменное подтверждение (например при опоздании на работу – справку из мед. учреждения, или чек из автосервиса с датой и временем произведенного ремонта и т.п.). Также положительную роль играет раскаяние в содеянном нарушении (если в нем имеется прямая вина сотрудника) и обещание впредь исправиться и не допускать подобных ошибок.
В случае, если сотрудник не видит за собой никакой вины, это тоже нужно отразить в объяснительной с приведением всех необходимых доказательств ее отсутствия.
Писать объяснительную можно как от руки, так и печатать на компьютере. Первый вариант предпочтительнее и именно так требуют оформлять документ опытные специалисты кадровых отделов и юристы. В любом случае, объяснительная должна быть заверена «живой» подписью сотрудника с обязательной «живой» же расшифровкой.
Объяснительную записку нужно писать в двух экземплярах, один из которых необходимо передать работодателю, а второй оставить у себя, но только после того, как работодатель поставит на обеих копиях отметку о том, что объяснительные были получены.
Инструкция по написанию объяснительной записки
Объяснительная записка с точки зрения норм и правил делопроизводства имеет вполне стандартную структуру и не должна вызвать больших затруднений при написании
В «шапке» документа правом верхнем углу необходимо вписать сведения об адресате.
Потом по центру строки нужно написать наименование документа с коротким обозначением его сути (в данном случае «об опоздании на работу»).
Вторая часть является основной. Здесь нужно обязательно привести только факты и причины проступка, при этом следует постараться дать корректное пояснение с четкими формулировками и приведением аргументов. Если есть письменное доказательство невиновности сотрудника, это следует также указать. Много и очень подробно писать не надо – никто не будет читать несколько страниц текста, более того, такое пояснение может вызвать отрицательную реакцию со стороны работодателя.
Заявление необходимо подписать с обязательной расшифровкой подписи и передать его либо секретарю, либо лично в руки непосредственному руководителю.
Объяснительная записка по причине опоздания на работу
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Как написать объяснительную записку
В процессе трудовых отношений нередко возникают конфликты или нештатные ситуации.
Для их урегулирования и принятия объективного решения каждая сторона должна изложить свою позицию и описать последовательность своих действий в определенный период. Эту информацию излагают в виде письменного документа — объяснительной записки.
Что такое объяснительная записка?
Она не входит в систему бланков внутреннего и кадрового делооборота предприятия, так как необходимость в ее составлении возникает только при отклонении от штатных условий труда — опозданиях на работу, прогулах, причинении имущественного ущерба и т.д.
Составление объяснительной является правом, а не обязанностью сотрудника, однако отказ от дачи объяснений может привести к крайне неблагоприятным последствиям, вплоть до увольнения.
Выделим основные правила, которые учитываются при составлении указанного документа:
Объяснительная на работу пишется в произвольной форме самим сотрудником. Закон не содержит типовой формы указанного документа, однако работник должен придерживаться общих правил оформления.
Эта бумага подлежит регистрации с присвоением входящего номера, а при составлении в рамках служебного расследования — прикладывается к материалам проверки.
Как правильно написать объяснительную записку?
Этот документ составляется по требованию работодателя или по собственной инициативе сотрудника. При назначении служебного расследования на написание дается не более двух дней, в иных случаях срок определяется на усмотрение сторон. Целесообразно составить объяснительную директору или иному представителю предприятия в максимально сжатые сроки, чтобы не допустить негативного развития ситуации.
Вот какие правила нужно учитывать:
Недопустимо писать бумагу под диктовку начальства или иного должностного лица. Как правило, в таких случаях могут искусственно создаваться доказательства, которые будут использованы для дисциплинарного взыскания (в том числе, увольнения по виновным основаниям).
Даже если вы признаете вину в совершении дисциплинарного проступка, обязательно укажите:
Если составляется акт по факту дисциплинарного проступка, объяснительная должна быть включена в материалы служебного расследования.
При обжаловании действий работодателя в суде будут заново оцениваться все обстоятельства нарушения.
В содержании рассматриваемого нами документа должны быть следующие пункты:
Составив объяснительную, нужно зафиксировать факт ее получения работодателем. Для этого ставится отметка входящего номера или подпись непосредственного начальника. Целесообразно сохранить второй экземпляр документа, чтобы использовать его при дальнейшем урегулировании спора.
Виды объяснительных
Данные документы могут оформляться не только по месту постоянной работы, но и в иных обстоятельствах. Выделим наиболее распространенные виды объяснительных, с которыми вы можете столкнуться:
Правила оформления в разных ситуациях будут схожими — нужно максимально подробно указать все факты в хронологическом порядке, обосновать мотивы и причины своих действий, подтвердить уважительность причин нарушения трудовой дисциплины и т.д.
Резюме
Если работодатель предлагает вам написать объяснительную, не нужно отказываться от своих прав — чем подробнее и убедительнее вы изложите свою позицию, тем больше шансов избежать серьезного наказания даже при допущенном нарушении.
Составляя документ, укажите все обстоятельства и факты — время и место действий, поведение иных лиц, наличие или отсутствие свидетелей и т.д. Рассмотрение этой бумаги является обязанностью работодателя, даже если картина проступка кажется очевидной.
Все нюансы написания объяснительной записки + несколько примеров объяснительных на работе
Если сотрудник опоздал, появился на рабочем месте в нетрезвом состоянии или как-то иначе нарушил трудовую дисциплину, работодатель вправе потребовать с него письменное объяснение такого поведения. Причём согласно ч. 1 ст. 193 ТК РФ. сделать это нужно до наложения дисциплинарного взыскания.
Как написать объяснительную на работе? Можно ли отказаться от её написания? Что должно быть указано в письме? В какие сроки нужно представить документ? В этой статье мы ответим на все самые важные вопросы, а также объясним, какое юридическое значение имеет этот документ?
Зачем объяснительная начальнику?
Устраиваясь на работу, человек принимает обязательства по соблюдению трудовой дисциплины, что предписана для всех сотрудников организации. Эти правила регулируются трудовым кодексом, локальными и нормативными актами, и, если таковой имеется – коллективным договором.
Если работник нарушает трудовую дисциплину или должностные обязанности, то работодатель, согласно статье 192 ТК РФ, имеет право привлечь его к дисциплинарной ответственности. Существует три вида дисциплинарных взысканий:
Других видов дисциплинарного взыскания не существует! Работодатель не имеет права лишить сотрудника премии в качестве наказания за проступок.
Также сто́ит понимать, что нарушением трудовой дисциплины считаются только те проступки, которые были совершены исключительно по вине работника. Если руководитель дал подчинённому задание, но не проинструктировал его или не обеспечил необходимым оборудованием – вины работника в неисполнении трудовых обязанностей и полномочий не будет и привлечь его к ответственности нельзя.
Перед тем как наложить дисциплинарное взыскание, нужно учесть тяжесть совершенного проступка и оценить все обстоятельства. Именно для этой цели работодатель должен запросить у исполнителя объяснительную.
В нормативно-правовых актах нет особого указания о том, каким образом сто́ит требовать объяснительную – в устном или письменном виде. Письменная форма применяется в том случае, когда работодатель и сотрудник не могут уладить ситуацию в устной форме.
Право требовать у работников написание объяснительной записки работодатели получили в 1918 году, т. е. с момента появления Кодекса законов о труде.
Если в советском трудовом кодексе сроки написания указаны не были, то сейчас на письменное оправдание своего проступка на рабочем месте или прогула даётся не менее двух рабочих дней. Любые дисциплинарные взыскания до истечения этого срока будут считаться незаконными, что делает написание объяснительной записки для работников дополнительной гарантией своей безопасности.
Объяснительная записка: практическое и юридическое значение
Объяснительная записка – это документ, в котором сотрудник даёт пояснение руководителю, почему он совершил тот или иной проступок: опоздал, прогулял, потерял важные бумаги и т. д. Грамотно составленная объяснительная может помочь руководителю лучше разобраться в сложившейся ситуации и принять справедливое решение.
Отказ от написания объяснительной в большинстве случаев приравнивается к признанию вины, что приводит к увольнению или взысканию.
Что же касается юридического значения, то порядок требования объяснительной с провинившегося работника, прописан в трудовом кодексе. Простыми словами его можно описать следующим образом:
Даже если работник откажется от ознакомления с приказом о дисциплинарном взыскании – это не сделает документ недействительным.
Основные причины написания объяснительной записки
Если работник не смог в полной мере выполнить должностные обязанности, он должен объяснить, какие причины этому поспособствовали. Это может быть:
Если руководитель требует от вас написать объяснительную, постарайтесь приложить максимум дополнительной информации и оправдательных документов. В большинстве случаев это помогает избежать наказания.
Каких видов бывают объяснительные записки?
Среди всех объяснительных записок чаще всего встречаются следующие документы:
Как писать объяснительную на работе? Порядок составления документа
Единой типовой формы составления данного документа не существует. Основной акцент сто́ит сделать на изложении хронологии событий и своей версии случившегося. А также обосновать согласие или несогласие с дисциплинарным взысканием.
Стандартный образец объяснительной записки на работе выглядит следующим образом:
Составляйте документ в двух экземплярах. Один предоставьте начальнику, а второй, после получения отметки ответственного лица, оставьте у себя. Он послужит подтверждением своевременно предоставленной информации о проступке.
Примеры объяснительной записки на работе
Ниже мы рассмотрим несколько вариантов грамотно составленных записок.
Образец объяснительной об опоздании на работу
От менеджера Марины Анатольевны Сидоровой
18 сентября 2015 года я опоздала на работу на 1 (один) час (пришла в 11 часов 00 минут) по причине, что на линии метро Купчино было приостановлено движение поездов. До офиса мне пришлось добираться наземным транспортом, что отняло гораздо больше времени. Прошу принять во внимание, что это моё первое опоздание за 5 лет работы в ООО «Успех».
М. А. Сидорова (подпись).
Образец объяснительной по семейным обстоятельствам
От менеджера Марины Анатольевны Сидоровой
Я, Сидорова Марина Анатольевна, опоздала на 3 часа (три часа) к началу рабочего дня. Причина: заболел мой ребёнок. Утром я разбудила дочь в детский сад и обнаружила, что у неё высокая температура 38.1. Я вызвала скорую помощь и попросила приехать свою маму, так как оставить пятилетнюю дочь одну я не смогла. По приезде скорой ребёнку поставили жаропонижающий укол, а также врачи посоветовали вызвать участкового педиатра. Прилагаю справку, подтверждающую, что моя дочь действительно нуждалась во врачебной помощи.
М.А. Сидорова (подпись).
Образец объяснительной о невыходе на работу
От менеджера Марины Анатольевны Сидоровой
18 сентября 2015 года я ехала на работу на маршрутном такси № 123. В связи с тем, что транспортное средство попало в ДТП, столкнувшись с легковым автомобилем, я получила сильный ушиб и без сознания была доставлена в областную больницу №1. Там мне была оказана первая медицинская помощь. В больнице я пробыла до 20:00 часов. Так как смартфон за это время разрядился – сообщить о неявке у меня не было возможности.
Для подтверждения факта нахождения в больнице прилагаю справку. Прошу учесть моё состояние здоровья и не применять дисциплинарного взыскания.
М. А. Сидорова (подпись).
Образец объяснительной о допущенной ошибке
От бухгалтера Марины Анатольевны Сидоровой
18 сентября 2015 года я оформила поручение на оплату счёта №325 от 17.09.2015. В ходе оформления мной была допущена ошибка при указании реквизитов расчётного счёта получателя средств из-за чего оплата услуг ООО «Аквалайф» поступила с задержкой, и услуги нашему офису были оказаны позже установленного срока. Свою вину признаю, ошибка была допущена мной из-за спешки, связанной с большой загруженностью в течение рабочего дня. Впредь обещаю относиться к заполнению документации с большей внимательностью и не допускать подобных проступков.
М. А. Сидорова (подпись).
Что будет, если отказаться от написания объяснительной записки?
Подчинённый может отказаться от предоставления объяснительной. Наказания или дисциплинарного взыскания за отказ не предусматривается законом.
Руководитель не вправе принуждать сотрудника писать объяснительную. Однако, стоит понимать, что отказ не освобождает служащего от ответственности за совершенное нарушение.
В этом случае руководитель составляет акт об отказе сотрудника в предоставлении письменных объяснений, подписанный двумя свидетелями. Запрос объяснительной – это обязанность руководства. Отказ от её написания – право работника.
Отказ от составления документа – это не всегда разумное решение. Начальство может расценить гордое молчание, как признание того, что проступок был совершён намеренно. Объяснение же причин нарушения трудовой дисциплины с прикреплёнными доказательствами невиновности могут сгладить ситуацию.
Если же конфликт уже разгорелся, несмотря на эмоции обеим сторонам стоит обезопасить свои позиции юридически. Для работодателя этой самой безопасностью может стать запрос объяснений в письменной форме, а для подчинённого – предоставление объяснительной в установленные сроки.
Какую информацию содержит акт об отказе?
Если провинившийся работник отказывается от написания объяснительной записки – работодатель должен составить акт на основании данного факта. Правильное оформление документа во многом определит степень его юридической значимости.
При оформлении стоит использовать форму, установленную требованиями ГОСТа, содержащую следующие реквизиты:
В документе обязательно должно быть изложено нарушение, от объяснения которого отказался работник и причина отказа. Провинившийся сотрудник должен ознакомиться с составленным актом под подпись.
Заключение
Написание объяснительной записки – это не подписание «смертного приговора» что ведёт к неминуемому увольнению. Но всё же стоит приложить максимум усилий, чтобы доказать начальнику свою невиновность или раскаяние в содеянном. В большинстве случаев готовность к диалогу с обеих сторон развеивает сгустившиеся тучи над рабочим местом и налаживает климат в коллективе.
Служебная записка: как написать, примеры и образцы
Во многих компаниях внутренняя коммуникация происходит при помощи служебных записок. Является ли этот документ обязательным, или можно обойтись без письменных «служебок»? Ответ на этот вопрос — в нашей статье. Также поговорим о том, какие бывают разновидности записок, как их правильно оформлять и хранить.
Что такое служебная записка
Обычно служебная записка составляется для решения рабочих вопросов различного характера (организационного, информационного, технического, хозяйственного и т.п.). Ее автором может быть любой сотрудник компании. Цель составления документа также может быть различной: извещение о каком-либо событии (как произошедшем, так и предстоящем), запрос информации, выдача инструкций, согласование действий или решений и т.д.
Исходя из этого, можно дать следующее определение служебной записки. Это документ внутренней деловой переписки организации, который содержит пояснительную, объяснительную, справочную, аналитическую или иную производственную информацию.
Не стоит думать, что «служебка» — ненужная бюрократия, и в век информационных технологий ее может заменить переписка в мессенджерах или телефонный звонок. Зачастую необходимо составить именно официальный документ, который можно будет использовать в общении с контролирующими или судебными органами. Так, правильно оформленная служебная записка поможет отстоять деловую цель тех или иных затрат или обосновать размер расходов. А в кадровом делопроизводстве «служебка» нужна, например, чтобы начать процедуру применения дисциплинарных взысканий.
Виды служебных записок
Можно выделить следующие разновидности служебных записок.
Докладная. В ней автор (сотрудник, руководитель) извещает адресатов (руководство, других сотрудников) о какой-либо внутренней ситуации, сложившейся в компании. Например, об отзыве сотрудника из отпуска в связи с производственной необходимостью, о самоизоляции после возвращения из неблагополучного региона, о переводе на «удаленку» и проч.
Пояснительная. Такая «служебка» содержит сведения о каких-либо внутренних процессах в организации. Например, о введении новой электронной системы работы с рекламациями. Или о переводе внутрикорпоративных коммуникаций в электронную форму — хелпдеск, форумы и т.п.
Объяснительная. В такой записке раскрывают причины той или иной проблемы, события или нарушения. Например, причины допущенных ошибок, выпуска бракованной продукции, выхода из строя оборудования или ПО.
Аналитическая. Она служит для направления сообщения о текущей обстановке или собранной информации по той или иной проблеме. В частности, в такой записке могут быть изложены выводы по итогам внутренних проверок. Либо результаты применения новых материалов и методов, использования программ в тестовый период и т.п.
Материальная. Такие «служебки» нужны, чтобы запросить те или иные ресурсы. Например, закупить канцелярию, компьютеры, СИЗ; отремонтировать или заменить оборудование и проч.
На практике часто происходит смешение перечисленных типов. То есть один документ может содержать элементы сразу нескольких разновидностей «служебок». К примеру, пояснительная записка может быть также и аналитической, если в нее включается не только объективная информация по тому или иному вопросу, но и перечень мероприятий по устранению выявленных недостатков.
Различия между служебной запиской, докладной и объяснительной
Законодательство не делает различия между служебными, докладными и объяснительными записками. К примеру, в разделе 2 Инструкции по делопроизводству в Центральной избирательной комиссии (утв. постановлением ЦИК России от 20.01.16 № 321/1831-6) есть такое определение: «докладная (служебная) записка — внутренний документ, адресованный вышестоящему должностному лицу от нижестоящего должностного лица и содержащий обстоятельное изложение какого-либо вопроса с выводами и предложениями составителя».
Поэтому различия между указанными видами «служебок» заключаются исключительно в их содержании. В зависимости от того, какая информация включена в документ — пояснительная, объяснительная, справочная (докладная) или аналитическая — он может именоваться соответственно пояснительная записка, объяснительная записка, докладная записка. В то же время каждый из названных типов документа можно называть просто «служебная записка».
Правила составления служебных записок
Каких-либо унифицированных правил не существует. Поэтому составлять записки можно в произвольной форме. В то же время, если тот или иной вид «служебки» используется в делопроизводстве достаточно часто, работодатель вправе прописать в локальном нормативном акте требования к ее оформлению.
При составлении «служебок» желательно ориентироваться на общие правила делопроизводства, установленные в ГОСТ Р 7.0.97-2016 (далее — ГОСТ; утв. приказом Росстандарта от 08.12.16 № 2004-ст). В частности, стоит придерживаться общих требований к созданию документа (разд. 3 ГОСТ), а также правил оформления реквизитов (разд. 4 и 5 ГОСТ).
Что касается содержания записки, то обычно ее текст состоит из двух частей. Сначала излагаются факты, послужившие поводом для составления документа. А затем делаются выводы, даются предложения или запрашивается разрешение на совершение тех или иных действий.
Как написать служебную записку
Сначала нужно указать адресат (или несколько адресатов) «служебки». Обычно таковыми являются должностные лица организации. Соответствующий реквизит принято проставлять в правой верхней части документа. При этом наименование должности указывается в дательном падеже (т.е. отвечает на вопрос «кому?» — директору, начальнику). А потом вносятся фамилия и инициалы получателя записки (п. 5.15 ГОСТ).
Затем по центру документа проставляется его наименование (п. 5.9 ГОСТ). А ниже можно разместить заголовок, отражающий краткое содержание «служебки» и дающий пояснение о том, на какую тему она составлена (п. 5.17 ГОСТ).
Далее следует текст документа. Здесь отражаются обстоятельства, послужившие основанием для составления служебной записки, приводятся аргументы. После этого излагается непосредственно просьба либо сообщение. В этой части документа инициалы следует также указывать после фамилии.
При обозначении адресата и в тексте «служебки» инициалы указываются после фамилии. А при расшифровке подписи — перед ней.
Составление документа завершается проставлением подписи. Она включает название должности автора (если «служебка» оформляется не на бланке организации, также указывается наименование компании), собственно подпись и ее расшифровку. При этом сначала указываются инициалы, а потом фамилия. Если документ составляется несколькими лицами, которые занимают в организации разное положение, то их подписи располагаются одна под другой в последовательности, соответствующей иерархии занимаемых должностей (п. 5.22 ГОСТ).
И заключительный штрих — проставление даты (а при необходимости также и времени) подписания. Эти сведения располагаются под подписью. Указать дату можно одним из двух способов. Либо арабскими цифрами, разделенными точкой: 05.10.2021, либо словесно-цифровым способом: 5 октября 2021 г. (п. 4.10 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016).
При указании даты цифрами, разделенными точками, первые два реквизита всегда содержат 2 цифры (т.е. 5 января надо указать как 05.01), а буква г. после указания года не проставляется. Если же дата указывается словесно-цифровым способом, то цифра 0 перед днем не используется (т.е. пишется 5 января, а не 05 января), а после указания года проставляется буква г.