как написать объяснительную по декларации о доходах о неуказании счета
Новости
В справке о доходах часты ошибки и недостоверные сведения. Иногда не декларируют объекты, доходы и расходы. Расскажем на примерах из судебной практики и рекомендаций ведомств, что учесть, разъясняя служащим порядок заполнения справок, когда можно увольнять за ошибки, а какие из них лучше простить.
Допустил техническую ошибку
Не привлекайте служащего к ответственности, если он совершил ошибку не по своей вине или она является результатом опечатки.
Минтруд приводит четыре примера:
Сдал справку неуполномоченному лицу
Желательно письменно разъяснить служащим, кому и как сдавать справки, а также попросить их расписаться на разъяснении. Если вы этого не сделали, не привлекайте к ответственности сотрудника, который нарушил порядок.
Муниципальный служащий представил справку о доходах на себя и своих детей. Об этом свидетельствовал проставленный на них штамп входящей корреспонденции. Однако его проставил практикант, а не сотрудник, ответственный за прием справок. Поэтому работодатель посчитал, что служащий не представил сведения, и уволил его со службы.
Суд признал увольнение незаконным, решив, что служащий исполнил обязанность надлежащим образом. Работодатель не разъяснил служащему, кому и как сдавать справку.
Суд также отметил, что кадровая служба не провела проверку информации о совершении служащим коррупционного правонарушения. Докладная записка в адрес председателя комиссии была составлена секретарем комиссии, служебная проверка не назначалась.
Не указал подотчетные суммы
Деньги, которые выданы под отчет, показывать в справке не нужно, разъяснил Минтруд. Такие средства не являются собственностью сотрудников, у последних нет возможности использовать их на личные нужды. Если на имя служащего открыт банковский счет для перечисления подобных сумм, то сведения о нем нужно отразить в разделе 4.
Правило действует и в отношении компенсаций служащему документально подтвержденных расходов, связанных с деятельностью организации.
Поделил сумму кредита на число созаемщиков
В справке должны быть указаны любые заемные обязательства на сумму более 500 тыс. руб., даже когда кредит брали несколько заемщиков, отвечающих по обязательству солидарно.
Госслужащий не указал в справке обязательства по кредитному договору. Он решил, что его долг не превышает 500 тыс. руб., поскольку был созаемщиком. Работодатель с этим не согласился и привлек его к дисциплинарной ответственности.
Суд поддержал работодателя. Кредитным договором было предусмотрено, что созаемщики отвечают солидарно. Поэтому кредитор может требовать исполнения обязательства в полном объеме как от всех должников совместно, так и от каждого в отдельности.
Не указал кредитную карту, открытую без банковского счета
Служащий должен отчитаться не о картах, а о счетах в банках. При этом к одному счету может быть открыто несколько карт.
Госорган посчитал, что служащий не указал банковские счета, а также остатки по ним. Речь шла о банковской карте, открытой для оплаты кредитного договора. Однако в суде служащий пояснил, что данные о счетах указал на основании сведений, полученных от банка. Банк подтвердил наличие банковской карты, которая использовалась для оплаты кредитного договора и при этом не имела банковского счета. Остатки на ней доходом клиента не являлись, так как сумма остатка входила в состав ежемесячного платежа по кредиту.
Таким образом, суд не нашел оснований полагать, что служащий представил заведомо недостоверные и неполные сведения.
Новое имущество указал, но забыл рассказать о доходах и расходах
Служащие склонны ошибаться, когда нужно несколько раз отчитаться, по сути, об одном и том же факте или объекте. Так, при покупке квартиры ее нужно указать в разделе 3.1, а если стоимость жилья превышает общий доход сотрудника и его супруга (супруги) за три последних года, должен быть заполнен и раздел 2. Чтобы избежать конфликтных ситуаций, рекомендуем разъяснять такие моменты служащим особенно тщательно.
Служащий получил от своей матери деньги на покупку квартиры, а на следующий год приобрел ее. Однако в справке о доходах он отразил только сведения о самой квартире, а о доходах (договор дарения денежных средств для приобретения квартиры, заключенный служащим и его матерью) и расходах (приобретение квартиры) — нет. В связи с этим нарушением он был уволен.
Хотя служащий утверждал, что у него не было умысла скрывать эти сведения, а при приеме справки ему не указали на явные несоответствия, которые можно было устранить (есть сведения о квартире, нет сведений о расходах и доходах), суд посчитал действия работодателя правомерными.
Прокуратура САО разъясняет ответственность за ошибку в справке о доходах государственного служащего
Законодательство о противодействии коррупции не содержит понятия «ошибки» при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Законом установлена ответственность за предоставление заведомо неполных или недостоверных сведений независимо от причины (плохо себя чувствовал при заполнении, забыл, не посмотрел документов и пр.).
При выявлении несоответствий предоставленных сведений фактическим данным (например, о полученных доходах, имуществе и его размере) устанавливается знал или должен ли был служащий знать о данных обстоятельствах.
Например, служащий не указал полученный доход от продажи автомобиля, квартиры, заработную плату по предыдущему месту работы, им не верно указана площадь принадлежащего ему земельного участка. Данными сведениями служащий владел, если какие-то он точно не помнил, ему было необходимо просто посмотреть первичные документы во избежание нарушения закона.
При иных обстоятельствах, например, бывшая супруга не уведомила его о приобретении в собственность совместного несовершеннолетнего ребенка квартиры, основания для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности отсутствуют, если не будет установлено, что служащий все-таки был в курсе о наличии данного имущества.
Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений устанавливается Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также иными законами, регулирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий.
Например, статьей 59.2 названного выше закона предусмотрено, что за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Если будет признано что это нарушение малозначительное, тогда на основании ст.59.1, 59.3 данного закона работодатель может ограничится замечанием. При этом снять дисциплинарное взыскание раньше, чем через год нельзя.
По общему правилу в течении действия дисциплинарного взыскания премии не выплачивается.
Прокурор округа Г.Г. Радионов
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Бумага не стерпит
Если ошибка в декларации связана с желанием сокрыть преступный доход, это дело правоохранительных органов. Но в большинстве случаев речь идет именно о ляпах.
Другой распространенный источник ошибок связан с банковскими счетами, добавляют в минтруде. Люди смотрят информацию об остатке средств в sms-сообщениях от банка, а не в выписке. Из-за этого при проверке случаются несовпадения сумм, на которые обращают внимание борцы с коррупцией.
Декларанты часто путают должности, род занятий и места работы супругов, забывают о проданной год назад машине, сдаваемых в аренду квартирах, ошибаются при указании места нахождения своей недвижимости, перечисляет юрист Оксана Обухова.
Не каждая ошибка, допущенная в декларации, может привести к серьезным последствиям, напоминает юрист и медиатор Юрий Капштык. Не последует серьезного наказания, если величина ошибки составила менее 20% годового дохода семьи госслужащего. Не считаются существенным сокрытие данных о счетах, на которых лежит менее 10 тыс. рублей, неуказание в декларации дохода от продажи автомобиля дешевле 300 тыс. рублей.
Чтобы помочь заполнять декларации, минтруд ежегодно обновляет методические рекомендации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки, отмечают в ведомстве. И рекомендуют для безупречного заполнения анкеты внимательно их изучить, а также скрупулезно переписывать данные с оригиналов всех документов о собственности, зарплате и имуществе.
Вопросы и ответы
Если в 2013 году был получен сертификат на материнский капитал, но использован он в 2014 году на погашение ипотечного кредита, в какой графе сведений о доходах нужно будет указать само наличие материнского сертификата и его сумму?
На вопрос отвечает: Управление кадров и государственной службы Губернатора Красноярского края
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» государственный сертификат на материнский (семейный) капитал – это именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, то есть меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.
Ценной бумагой данный сертификат не является, в связи с чем не подлежит указанию в разделе 4 «Сведения о ценных бумагах». В силу этого же положения Федерального закона государственный сертификат на материнский (семейный) капитал не является обязательством в том значении, в котором обязательства понимаются в Гражданском кодексе Российской Федерации. Таким образом, нет оснований для указания государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в разделе 5 «Сведения об обязательствах имущественного характера».
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Обзоре проблемных вопросов, возникающих при заполнении справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (Обзор размещён на официальном сайте Министерства, прямая ссылка http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/antikorr/2/1/0), сообщает, что понятие «доход» применяется в том значении, в каком используется в гражданском, финансовом, налоговом и других отраслях законодательства. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (статья 41 Налогового кодекса Российской Федерации).
Заполнение раздела 1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера предусматривает предоставление сведений о доходах, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от источников в Российской Федерации, за пределами Российской Федерации, включая пособия, получаемые служащим на ребенка, алименты, пенсии и иные социальные выплаты, субсидии на приобретение жилого помещения, проценты на вклады.
Руководствуясь данным Обзором, государственный сертификат на материнский (семейный) капитал следует указывать в строке «иные доходы» раздела 1 сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанные средства образуют доход того периода, в котором произошло распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, то есть получение дополнительных мер социальной поддержки.
Каким образом государственный служащий должен заполнить справку о расходах (и надо ли её заполнять), если, к примеру, приобретённая квартира стоит 2 млн. 100 тыс. рублей, из них 600 тыс. рублей оплачены наличными (что не превышает сумму совместного дохода за три года), а 1 млн 500 тыс. оформлены в кредит (что указано в разделе 5.2 справки о доходах)?
На вопрос отвечает: Заместитель руководителя Администрации Губернатора края – начальник управления кадров и государственной службы Губернатора края Л.В. Кирсанов
Сведения о расходах обязаны представлять лица, указанные в части 1 статьи 2 Закона о контроле за расходами.
Частью 1 статьи 3 Закона о контроле за расходами установлено, что сведения о расходах представляются по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка.
Я являюсь муниципальным служащим. В декларации о доxодаx за 2012 год мной не указан текущий счет в банке, на дату отчета 31.12.2012 на нём не было денежныx средств. Этот счет был открыт для обслуживания кредита, который погашен мной в 2011 году, счёт более не использовался, т.е. остатка на счёте с 2011 года не было, но счёт был не закрыт.
Является ли нарушением неуказание счёта с нулевым остатком, может ли быть применено взыскание за неуказание такого счёта?
На вопрос отвечает: Заместитель руководителя Администрации Губернатора края – начальник управления кадров и государственной службы Губернатора края Л.В. Кирсанов
Отношения в данной сфере урегулированы Законом края от 07.07.2009 № 8-3542 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о представлении лицами, замещающими должности муниципальной службы и муниципальные должности, сведений о расходах».
Порядок, сроки и форма представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими края установлены указом Губернатора края от 10.02.2010 № 10-уг «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Красноярского края, государственными гражданскими служащими Красноярского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, проверке достоверности и полноты указанных сведений, порядке их размещения на едином краевом портале «Красноярский край» и (или) на официальном сайте государственного органа Красноярского края».
В соответствии с пунктом 2.3 Положения, утверждённого названным указом, государственным гражданским служащим края представляются (в том числе) сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, а также находящемся в пользовании, по состоянию на конец отчётного периода.
Раздел 3 формы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного гражданского служащего Красноярского края (приложение 3 к Положению) именуется «Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях».
В соответствии со ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счёт, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счёту. Следовательно, договор банковского счёта или кредитный договор, на основании которого открыт банковский счёт, не являются имуществом, обязанность представлять сведения о котором установлена для служащего. Имуществом являются денежные средства, находящиеся на таких счетах.
Вместе с тем, форма представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленная указом Губернатора края от 10.02.2010 № 10-уг, предусматривает заполнение всех граф таблицы раздела 3 «Сведения о денежных средствах, находящихся на счетах в банках и иных кредитных организациях». В случае, если у служащего имеется банковский счёт, пусть даже на этом счёте отсутствуют денежные средства, этот счёт следует указать, в графе «Остаток на счёте» показать сумму 0 рублей. Нулевой остаток на счёте не является основанием для того, чтобы не указывать его в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, форма которых предусматривает указание размера денежных средств, находящихся на счетах в банках. Своё мнение по данному вопросу управление кадров и государственной службы Губернатора края уже сообщало в 2010 году, ответ на подобный вопрос был размещён на едином краевом портале «Красноярский край», прямая ссылка http://www.kadry24.ru/dohody/question?und&pg=6.
Аналогичные решения содержатся в методических рекомендациях по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы России справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, методических рекомендациях по заполнению судьями и федеральными государственными гражданскими служащими аппаратов судов справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, методических рекомендациях по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими аппарата Счетной палаты Российской Федерации форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, следует признать, что законодательство не содержит ответа на вопрос, является ли указание банковского счёта с нулевым остатком на нём обязанностью служащего. Методические рекомендации, разрабатываемые различными государственными органами, не содержат единой позиции по данному вопросу.
При разрешении вопроса о привлечении служащего к ответственности за неуказание банковского счёта, на котором отсутствуют денежные средства, следует учитывать следующее.
Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, определены статьёй 27.1 Федерального закона о муниципальной службе.
В соответствии со статьёй 27 Федерального закона о муниципальной службе за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Как следует из части 5 статьи 15 Федерального закона о муниципальной службе, представление заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы. В указанных Вами обстоятельствах нет оснований полагать, что непредставление сведений об отсутствующем имуществе является представлением заведомо неполных сведений.
Часть 4 статьи 27.1 Федерального закона о муниципальной службе при применении взыскания требует учитывать:
характер совершённого муниципальным служащим коррупционного правонарушения;
обстоятельства, при которых оно совершено;
соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.
Данные обстоятельства должны быть изложены в докладе о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы органа местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений, на основании которого может быть применено взыскание, предусмотренное статьёй 27 Федерального закона о муниципальной службе.
По мнению управления кадров и государственной службы Губернатора края, сведения о наличии банковского счёта, на котором отсутствуют денежные средства, следует указать в сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, но вместе с тем, несообщение служащим сведений о наличии банковского счёта, на котором отсутствуют денежные средства, не является основанием для привлечения к ответственности.
Как отразить в справке о расходах сумму сделки, если гражданским служащим в 2012 году совершена покупка ½ доли квартиры (свидетельство о праве собственности от 2013 года), а в договоре стоимость квартиры целая и не разделяется на доли покупателей в денежном эквиваленте, отражённая в договоре сумма превышает общий доход гражданского служащего и его супруги.
Критерием для поиска ответа на данный вопрос является условие, установленное частью 1 статьи 3 Закона о контроле за расходами: сведения о расходах представляются, если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счёт которых совершена сделка. Не располагая более точной информацией о конкретном договоре, управление предполагает, основываясь на представленной Вами информации, что объектом сделки была квартира как объект недвижимости, а не доли в праве на квартиру. Вероятно, что в договоре не было указано, какую сумму оплатил государственный гражданский служащий, приобретая ½ квартиры, в связи с чем и возник Ваш вопрос.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами ГК РФ о сделках и договорах, управление считает, что в данном случае предметом сделки является квартира как объект недвижимости, поэтому для целей представления сведений о расходах следует принимать во внимание общую цену договора.
Заключён договор на покупку земельного участка и жилого дома. Сделка совершена на сумму, превышающую сумму общего дохода государственного служащего и его супруга за три последних года. Выдано два свидетельства о праве собственности – первое на земельный участок, второе – на жилой дом. Как гражданский служащий должен отразить в справке сведения о расходах, если сделка одна, а предметов сделки несколько (земельный(ые) участок (участки) и жилой дом)?
Обязанность государственных гражданских служащих края представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей установлена частью 1 статьи 3 Федерального закона от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Закон о контроле за расходами) следующим образом: представляются сведения о расходах по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
В соответствии со статьёй 153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Правила о двух- и многосторонних сделках применяются к договорам (статья 420 ГК РФ). Сумма сделки для целей представления сведений о расходах может быть определена исходя из цены, указанной в договоре.
По договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования. В случае, когда продавец является собственником земельного участка, на котором находится продаваемая недвижимость, покупателю передается право собственности на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования, если иное не предусмотрено законом (статья 552 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором продажи недвижимости, установленная в нём цена здания, сооружения или другого недвижимого имущества, находящегося на земельном участке, включает цену передаваемой с этим недвижимым имуществом соответствующей части земельного участка или права на нее (статья 555 ГК РФ).
На основании перечисленных норм законодательства управление кадров и государственной службы Губернатора края приходит к выводу, что в указанном Вами случае для целей представления сведений о расходах следует учитывать цену договора по покупке жилого дома и земельного участка, на котором расположен жилой дом (предполагаем, что цена в договоре указана одна, как цена двух связанных объектов недвижимости).
Представленной Вами информации недостаточно для ответа на вопрос о том, как следует указать приобретённые объекты недвижимости в справке о расходах. Полагаем, что в справке объекты недвижимости следует указать так, как они указаны в договоре купли-продажи. Если приобретён земельный участок с расположенным на нём домом, то возможно отразить это в строке 1 таблицы справки, если приобретён дом с земельным участком, возможно отразить это в строке 2 таблицы справки. Возможен также такой вариант – в строке 1 указывается земельный участок, в строке 2 – дом, при этом в графе «сумма сделки» будет указана та сумма, которая указана в договоре.
В какой раздел сведений необходимо включать суммы пособий по временной нетрудоспособности (амбулаторное или стационарное лечение, по уходу за больным членом семьи и пр.), указанные суммы отражаются в справке 2-НДФЛ): доход по основному месту работы или иные доходы?
На вопрос отвечает: Заместитель руководителя Администрации Губернатора края – начальник управления кадров и государственной службы Губернатора края Л.В. Кирсанов
Согласно указанным выше рекомендациям Минздравсоцразвития России по заполнению справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера пособия (в том числе пособия по временной нетрудоспособности) следует указывать в разделе «Сведения о доходах».
Поскольку выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляется работодателем (представителем нанимателя) по основному месту работы, и эти суммы указаны в справке по форме 2-НДФЛ о полученных физическими лицами доходах (за исключением пособий по беременности и родам, нет необходимости в выделении суммы пособий по временной нетрудоспособности из сумм общего дохода, выплаченного работодателем (представителем нанимателя) по основному месту работы.
Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края
660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110.
Обращения граждан:
телефон: 8-800-707-77-44
Отправить обращение