как написать перспективный план в детском саду по фгос образец
Консультация для педагогов ДОУ «Формы написания календарного плана в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО»
Елена Тетерина
Консультация для педагогов ДОУ «Формы написания календарного плана в детском саду согласно требованиям ФГОС ДО»
Планирование образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы ДО – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ, внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.
2 Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме.
Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:
объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОО;
четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.
Календарный план образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
Как бы ни был оформлен план образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:
основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
Как я уже сказала в связи с введением ФГТ к структуре оо программы были внесены значительные изменения. в действующую структуру планирования Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время, поэтому, одной из предложенных форм планирования остается модель по которой ведется календарное планирование во многих ОО нашего района. Какие недостатки уважаемые ст. воспитатели вы отмечаете в процессе работы с такой формой планирования? (отметить недостатки и преимущества данной формы планирования).
Предлагаю еще несколько моделей календарного планирования. (слайды)
За годы педагогической практики сменилось много разных видов календарного планирования. менялось время, педагоги, образование, с которым приходили педагоги, и естественно менялись планы, модернизировались, упрощались в написании, привнося новые технологии (компьютер). Но привнося новое, забылось то положительное, что было в старых планах, и на сегодняшний день многие календарные планы стали неконкретные, размытые. Парой сам воспитатель не может разобраться, что же он сегодня проводит или упускает какой-то раздел, форму работы с детьми, сам об этом даже не подозревая. Ему легко заблудиться в море ежедневных проблем и упустить что-то очень важное для ребенка.
Творческая группа нашего детского сада рассмотрела несколько вариантов календарного планирования образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО и теперь мы хотели бы предложить вам на суд уважаемые старшие воспитатели.
Поэтому, используя опыт работы наших коллег мы постарались доработать их план и взять на вооружение. Предлагаю новую схему планирования (слайд)
Работа с моделями планирования (предлагаю по подгруппам заполнить готовые шаблоны)
Все модели календарного планирования в принципе одинаковы, каждая ОО вправе самостоятельно разработать свою модель планирования,однако нужно придерживаться определенных правил:
Технология разработки календарных планов.
• Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер.
• Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
•Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
• Учитывать степень усложнения материала (нельзя математику сочетать с занятиями физической культуры — очень высокий расход белка в организме при высокой интеллектуальной и физической деятельности).
• Соответствие программно-методическому обеспечению.
• Включать все виды детской деятельности.
• Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования работы с детьми:
• Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
• Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
• Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
• Учтены время года и погодные условия.
• Предусматривайте в плане чередование организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года. Обязательное выделение времени для свободной игры в детском саду.
• Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требований к их сочетаемости. (мы знаем, что занятия требующие повышенной познавательной активности и умственного напряжения, следует организовывать в 1 половину дня.
• Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса, планирования индивидуальной работы с каждым ребенком.
• Непременная взаимосвязь процесса воспитания, обучения и развития.
• Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
• Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке, создающих у ребят радостное настроение, доставляющих им удовольствие. Учет эффектов «начала и конца» при распределении их в течение недели.
• Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
• Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
• Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
• В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
• Должна быть прослежена работа с родителями.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения (слайд)
2. Список детей группы
3. План работы с родителями
4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам)
5. Планирование специально организованных занятий (с указанием дня и даты)
6. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми
7. Планирование самостоятельной деятельности детей
8. Планирование гимнастик
9. Рекомендации специалистов
Итак,делаем выводы: планирование должно отражать три стороны педагогической работы:
1. Организованное обучение (система фронтальных или подгрупповых занятий в соответствии с программой и сеткой занятий).
2. Совместная деятельность взрослых и детей.
3. Планирование самостоятельной деятельности детей.
Прикреплённые файлы:
Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше.
Алгоритм составления календарного плана воспитателя ДОУ 1. Титульный лист 2. Список детей группы 3. План работы с родителями 4. Расписание сетки занятий на неделю (согласно количеству занятий.
Консультация для воспитателей «Игровые технологии по ФГОС в детском саду» Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в.
Консультация для родителей и воспитателей «Виды музыкальной деятельности детей в ДОУ согласно ФГОС» Образовательная деятельность в дошкольном учреждении имеет огромное значение. Ранее её называли музыкальными занятиями. Дети овладевают.
Консультация для родителей «Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе согласно требованиям ФГОС» Консультация для родителей Задачи воспитания и обучения детей в старшей группе, согласно требованиям ФГОС ДО (от пяти до шести лет) Возрастные.
Особенности организации образовательного процесса в подготовительной группе по теме «Дети и дорога» согласно требованиям ФГОС Введение[/b] Актуальность темы. [/u] По статистике ГИБДД г. Тольятти в 2015 г. выявлен рост ДТП с участием детей. Это определяет необходимость,.
Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все.
Работа с родителями согласно требованиям ФГОС Уважаемые коллеги! Хочу с вами поделиться о проведенном мною родительского собрания, посвященного началу учебного года. Согласно новым требованиям.
Разработка фрагмента календарного плана одного рабочего дня Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №126» г. Нижний Новгород 2015 г. Разработка фрагмента календарного.
Разработка календарного плана на один день в соответствии с ФГОС на основе комплексно-тематического планирования Разработка календарного плана на один день в соответствии с ФГОС на основе комплексно-тематического планирования. II младшая группа Тема:.
Документация воспитателя. Планирование работы
наталья Вязникова
Документация воспитателя. Планирование работы
Документация воспитателя ДОУ. Планирование работы.
Деятельность воспитателя регламентируется законодательными и нормативно-правовыми документами,а также внутренними локальными актами учреждений в соответствии с их видом и типом:
• Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;
• Конвенцией о правах ребенка;
• Трудовым Кодексом РФ;
• Законом РФ «Об образовании»;
• Федеральным законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• федеральными и региональными программами образования;
• типовым положением о ДОУ в соответствии с его видом.
• санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений;
• региональными нормативно-правовыми документами;
• нормативно-правовыми документами вышестоящих организаций;
• локальными актами ДОУ (уставом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, должностной инструкцией).
Педагогическая документация.
Документацию воспитателя можно разделить на обязательную и рекомендуемую.
Обязательная документация по организации воспитательно-образовательногопроцесса включает в себя:
1. календарный план воспитательно-образовательной работы,
2. табель посещаемости детей.
3. результаты и анализ мониторинга группы (начало года-конец года).
4. протокол родительских собраний.
5. тетрадь кварцевания группы.
Документацияможет быть систематизирована в следующих папках:
• планирования и анализа (02,
• организации воспитательно-образовательной работы (03).
Рекомендуемая документация по организации воспитательно-образовательногопроцесса включает в себя:
1. Информационно-нормативную документацию воспитателя:
•Служебные и должностные инструкции:
1.1. Должностная инструкция воспитателя дошкольных групп.
1.2. Инструкция по охране жизни и здоровья детей ДОУ.
1.3. Сезонные инструкции по технике безопасности работы на участке.
1.4. Инструкция по технике безопасности при организации занятий на физкультурной площадке.
2.Общие сведения о группе:
2.1. Список детей группы (с указанием даты рождения и даты поступления в ДОУ).
2.2. Режимы группы (на холодный, теплый, каникулярный, щадящий, адаптационный периоды года).
2.3. Сетка НОД (основная и дополнительных занятий в студиях и кружках).
2.4. Листы адаптации (для вновь поступивших детей).
2.5. Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться
2.6. Сведения о детях и их родителях.
3. Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
3.1. Основные направления работы и годовые задачи ДОУ на текущий год.
3.2. Перечень программ и педагогических технологий, используемых воспитателем (составляется вместе со старшим воспитателем).
3.3. Перспективное планирование по разделам программы.
3.4. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
3.5. Памятки, рекламные проспекты для педагога по результатам окружных и городских мероприятий (курсы, семинары, методические объединения).
3.6. Рабочие программы.
3.7. Портфолио воспитанников. Материалы для диагностики по основным разделам программы.
Эффективность образовательного процесса в ДОУ во многом зависит от качества его планирования.
План — это прежде всего целеполагание. Планирование помогает воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, своевременно закрепить его, избежать перегрузки, спешки. План помогает заранее предусмотреть и обдумать методы, приемы, цель воспитания и обучения. Благодаря наличию плана воспитатель знает, что он сегодня будет делать и как, какие пособия и атрибуты будут использованы.
Совершенствование планирования образовательного процесса необходимо в современном детском саду.
План — это необходимое условие успешной работы с детьми, в плане главное- содержание. Необходимым условием успешного планирования является твердое знание программы. Воспитатель должен хорошо знать детей своей группы, изучать каждого ребенка в динамике его развития.
Календарный план составляется на основе годового и перспективного и дорабатывается с учетом наблюдений за детьми в группе и их оценки, а также обсуждений с другими воспитателями и бесед с родителями. Он пишется на каждый день или на неделю и включает различные виды деятельности на этапах ознакомления, освоения и закрепления, практического применения знаний. Планирование ведется на основе ООПДО, во многом определяется интересами и потребностями детей, вытекает из ежедневных наблюдений всего персонала, текущего контроля, рождается в диалоге с родителями.
Ошибки в Планах.
· случаи отсутствия у воспитателей планов работы, а ведь это основной документ воспитателя;
· вместо планов предоставлена циклограмма работы на месяц или на неделю;
· перегруженность (пустота) планов;
· расписана организованная деятельность (НОД, а про совместную и самостоятельную деятельность нет даже упоминания;
· отсутствие взаимосвязи разных видов деятельности (игра—труд—обучение);
· пропуск или нерегулярность какого-либо раздела программы;
· календарные планы представлены в виде перспективных;
· нет сноски на литературу, страницу;
· не прописывается индивидуальная работа с детьми (адресность);
— не прописывается коррекционная работа для групп комбинированной и компенсирующей направленности.
Разработка календарных планов
· Начинать написание плана с режимных моментов: утро; день; вечер; минимум на две недели.
· Оформление плана должно соответствовать эстетическим требованиям, так как это визитная карточка ДОУ.
·Учитывать соотношение нагрузки детей: эмоциональной; интеллектуальной; физической.
· Соответствие программно-методическому обеспечению.
· Включать все виды деятельности.
· Прослеживать усложнение приемов, не только наглядных и словесных, но и таких, как коллективный поиск, беседа, развивающие игры.
Существуют следующие принципы планирования воспитательно-образовательной работы с детьми:
· Должен быть определен оптимальный вариант учебной нагрузки детей. Недопустима информационная перегрузка. Существуют четкие рамки содержания (стандарт).
· Должны быть учтены медико-гигиенические требования к последовательности, длительности, особенностям проведения различных режимных процессов.
· Учтены местные региональные особенности (климат, природные условия).
· Учтены время года и погодные условия.
· Предусматривайте в плане чередования организованной и самостоятельной деятельности детей. Свободная деятельность должна составлять не менее 40% от объема регламентированной деятельности, в том числе на воздухе 3—4 часа в течение дня в зависимости от времени года.
· Учет уровня развития детей. Использование результатов диагностики для оптимизации образовательного процесса.
· Регулярность, последовательность, повторность воспитательных воздействий.
· Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке.
· Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов, работающих в группе с детьми. Необходимо учитывать рекомендации специалистов
· Планируемая деятельность не навязывается детям искусственно, а обязательно соответствующим образом мотивируется. Дети должны испытывать потребность заняться чем-либо, захотеть понять, для чего им это надо.
· Следует предусмотреть разнообразие предлагаемой деятельности, чтобы способствовать максимально возможному раскрытию потенциала каждого малыша.
· В планируемой педагогом деятельности с детьми должны просматриваться решаемые ДОУ годовые задачи.
· Должна быть прослежена взаимосвязь с родителями.
Существует алгоритм составления календарного плана воспитателя дошкольного образовательного учреждения
1. Титульный лист (учебный год, название группы, возраст детей, вид группы, Ф. И. О. воспитателей, квалификационная категория.)
2. Список детей группы.
3. Антропометрические данные каждого ребенка.
4. План работы с родителями (законными представителями) воспитанников.
5. Расписание сетки НОД на неделю (согласно количеству занятий по программе и требованию санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам).
6. Планирование специально организованных занятий (с указанием темы, даты).
7. Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.
8. Планирование самостоятельной деятельности детей.
9. Планирование комплекса гимнастик.
10. Режим двигательной и интеллектуальной нагрузки + мероприятия по безопасности.
11. Взаимосвязь со специалистами.
План взаимосвязи с родителями (законными представителями) воспитанников.
Содержание взаимосвязи с родителями –полноправными участниками образовательных
отношений, планируется на месяц или неделю. Следует указать, в какие дни и что будет сделано каждым воспитателем группы, и какие общесадовские мероприятия будут проведены..
Работаможет быть расписана в различных формах проведения:
· консультации (индивидуальные, групповые,
· эпизодические беседы с родителями,
· клубы по интересам,
· развлечения и досуги,
· участие родителей в общественной жизни группы и прочее.
Планирование совместной деятельности воспитателя с детьми.
· Утренний отрезок времени.
Совместная деятельность взрослых и детей предусматривает обязательную взаимосвязь с организованным обучением: именно в процессе данной деятельности взрослый готовит ребят к последующему усвоению ими знаний на занятиях. Кроме того, воспитатель наполняет эту деятельность тем содержанием, которое не удалось «отработать» на занятиях. Этот блок самый насыщенный разнообразной деятельностью.
Перечислим виды каждого дня:
• индивидуальный диалог с каждым ребенком;
• совместная двигательная деятельность (на улице, в группе чтение или рассказывание;
• дидактические упражнения, развивающие игры;
• наблюдения (в группе, на воздухе);
• психогимнастика, упражнения на релаксацию;
• труд (различные виды);
Дополнительно в группе могут возникнуть еще другие ритуалы или традиции.
Совместную деятельность взрослых и детей целесообразно (обязательно)расписывать согласно режимным отрезкам: утро, прогулка, вторая половина дня.
Планирование утреннего отрезка времени
Утро — это спокойный режимный момент. Основная задача педагогической работы в
При планировании индивидуальной работы с детьми, воспитатель указывает конкретно имена тех воспитанников, с кем будет производиться работа и прописывает какая работа.
По содержанию утренний отрезок времени включает:
• беседы с детьми рассматривание предметов и иллюстраций,
• короткие наблюдения в природе и явлений общественной жизни.
Хорошо планировать на утро короткие беседы с группой ребят или отдельными детьми на заранее намеченные темы и темы, возникшие по инициативе детей.
Если занятия будут спокойного характера, требующие умственной активности и усидчивости детей, на утро планируется деятельность детей, вызывающая их физическую активность, и, наоборот, если занятия предполагают большую подвижность, детей (физкультурные, музыкальные, то утренняя деятельность должна быть более спокойной.
Количество видов деятельности в утренние часы:
• в младшей и средней — 3-4 вида,
• в старшей подготовительной группе — 4-6 видов в зависимости от детей группы.
Планирование прогулки.
Существует четыре вида прогулки:
1.Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
2. Комбинированная,состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
4. Спортивная (соревнования, эстафеты).
В режиме дня каждой возрастной группы предусмотрено проведение двух прогулок: утренней и вечерней (не считая утреннего приема детей на воздухе).
Задача прогулки в первую половину дня — восстановить силы после занятий, получить максимальный положительный заряд.
Прогулка должна дать разрядку ребенку, снять напряжение после занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что в свою очередь обеспечивает соответствующий тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях и видах деятельности.
Общепринятая структура прогулки:
· Если перед прогулкой было физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начнется с наблюдения.
· Если же были спокойные виды деятельности, то прогулка начнется с подвижной деятельности.
Наблюдения. Следует обратить внимание на планирование наблюдений, учитывая огромное значение ознакомления дошкольников именно с натуральными предметами в процессе непосредственного их восприятия. Этот вид детской деятельности на прогулках в первой половине дня планируется ежедневно. В старших группах, где особенно широкая программа ознакомления с общественно-бытовыми явлениями, можно планировать и по два наблюдения, одно из которых будет частью комплексного занятия и займет 10—15 минут (например, рассматривание почтовых, школьных принадлежностей и прочее).
Во многих ДОУ есть прогулочные карты (фабричного изготовления или изготовленные руками воспитателей). Это очень удобно. Воспитатель в соответствии с погодными условиями выбирает подходящую карту проведения прогулки.
1. Наблюдения за окружающим (неживыми предметами). Хотелось бы обратить внимание на инструкцию по охране жизни и здоровья детей. С детьми до трех лет, например, за небом не наблюдают, так как у детей еще не сформировано окончательно чувство равновесия.
2. Наблюдения за живой природой (цветы, деревья, кустарники).
3. Наблюдения за транспортом. В младшей и до середины средней группы наблюдают за транспортом на территории детского сада, который приезжает. Дети подходят к забору, не выходя за пределы учреждения. В старшей и подготовительной группе детей выводят на прогулку наблюдать за транспортом. Здесь в данном виде наблюдений обязательно нужно помнить о том, что идет глубокая работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и поведению на улице.
4. Наблюдения за живым объектом. Необходимо обращать внимание на основы безопасности.
5. Наблюдения за трудом взрослых. Следующий этап заключается в том, чтобы показать, насколько взрослый старается трудиться на своей работе. С конца средней группы дети ходят на экскурсии.
При организации любых видов наблюдений должно быть использовано художественное слово: стихи, пословицы, поговорки, загадки, потешки, приметы.
Программное содержание наблюдений ритмично чередуется. В течение месяца можно провести четыре наблюдения примерно в такой последовательности (подготовительная группа):
1-я неделя — экскурсия (целевая прогулка) природоведческая;
2-я неделя — наблюдение за бытовыми объектами;
3-я неделя — наблюдение за природоведческими объектами (в групповой комнате);
4-я неделя — наблюдение за общественными явлениями, трудом людей.
При планировании содержания воспитательной работы на прогулке воспитатель
предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки,придерживаясь следующей примерной структуры:
• спокойная, самостоятельная деятельность детей (игры, наблюдения);
• затем подвижные игры с элементами спорта, спортивными развлечениями;
• трудовая деятельность детей.
Особое внимание воспитателю следует обратить на обеспечение активной, содержательной,разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений, в процессе которых формируется детский коллектив.
Продолжительность подвижной деятельности составляет 60-70% от общей продолжительности прогулки, при этом не должна ущемляться самостоятельная деятельность детей.
Подвижные игры. В группах каждому воспитателю необходимо иметь картотеку подвижных игр. Непринужденное активное участие детей в игре создает у них радостное настроение и обеспечивает ее педагогический эффект.
При подборе подвижных игры необходимо обращать внимание на вид основных движений. В теплое время года должно даваться больше подвижных игр с метанием, ползанием, лазанием. В холодное время – с бегом, метанием, прыжками.
Организует и проводит игру воспитатель, который не только руководит, но и участвует в игре. Продолжительность одной игры составляет 7-15 минут (в зависимости от возраста детей и состояния здоровья).
Важно, чтобы в подвижных играх принимали участие все воспитанники группы. С этой целью на прогулке планируются только знакомые детям игры. С новыми играми дети знакомятся на физкультурных занятиях.
Использование подвижных игр требует соблюдения следующих методических принципов:
•Учет возрастных особенностей детей: чем старше дети, тем сложнее становятся игры, тем большее значение имеет сюжетный, ролевой рисунок, постепенно усложняются правила, значительнее становится роль личной инициативы.
• Подбор игр в соответствии с лечебно-педагогическими, лечебными и воспитательными задачами.
• Соблюдение физиологических закономерностей адаптации к нагрузкам.
• Четкое объяснение правил игры и распределение ролей.
В подборе подвижных игр и элементов соревнования необходимо учитывать индивидуальные особенности физического развития и здоровья детей.
Если физкультурное или музыкальное занятие проводилось в первой половине дня, то желательно организовывать игры и упражнения в середине или конце прогулки, а в самом её начале предоставить детям возможность самостоятельно поиграть, поупражняться с разнообразными пособиями.
В остальные дни целесообразно организовать двигательную деятельность детей в начале прогулки, что позволит обогатить содержание их самостоятельной деятельности.
В дни проведения физкультурных занятий с детьми организуется одна подвижная игра. В другие дни, когда занятие не проводится, планируется подвижная игра, спортивное упражнение и упражнение в основном виде движения (прыжки, лазание, метание, бросание и ловля мяча и другие)
При проведении упражнений, основных видов движений следует использовать разные способы организации (фронтальный, подгрупповой, индивидуальный).
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. На прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности. В течение месяца может быть проведено 15-20 подвижных игр (включая игры эстафеты, при этом разучено 3-4 новые игры. Напомню, общая длительность игры составляет 7-10 минут.
Индивидуальная работа по физвоспитанию. Оздоровительный эффект прогулки во многом зависит от правильно организованной двигательной деятельности дошкольников. Планируя прогулку, воспитатель предусматривает индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по физвоспитанию должна планироваться ежедневно и с теми детьми, у которых есть проблемы в освоении основных движений. Индивидуальная работа может проходить в занимательной игровой форме, спортивные игры и развлечения.
Спортивные игры и упражнения проводятся ежедневно во время прогулок или в спортзале.
Сюжетно-ролевые игры. Сюжетно-ролевые игры должны соответствовать возрасту, интересам, уровню развития детей. Они идут на основе тех знаний, которые у детей есть. Тематика должна быть самой разнообразной.
Для организации сюжетно-ролевой игры должен быть минимум готовых пособий. Когда у ребенка есть полный арсенал пособий, то ребенок повторяет производственные действия. Если у ребенка есть предметы-заместители, ребенок начинает развивать игру и его действия переходят в ролевой план. Это очень важно при подготовке детей к школе.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Эти упражнения проводятся во всех возрастных группах, начиная с младшего возраста индивидуально, с подгруппой детей и фронтально.
Комплекс проводится в любое удобное время дня, ежедневно. В комплекс упражнений, направленных на развитие мелкой моторики,входят:
• Пальчиковая гимнастика — рекомендуется проводить с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии.
• Выкладывание на асфальте, песке, снегу из природного материала (палочки, камешки, пластиковые пробки, осенние листья, плоды и другие материалы).
• Постройки из природного материала.
• Игры с песком (просеивание, куличики, формочки).
• Различные виды застежек, шнуровок — их подбор должен соответствовать возрастным интересам дошкольников.
• Скрепление деталей разнообразными способами.
• Мозаики из различных материалов, пазлы.
• Игры с водой, с песком.
• Работа с «печатками» разнообразных форм.
• Рисование палочкой, мелками на асфальте, песке, снегу.
• Игры с шипованными мячиками пластилином, соленым тестом.
Элементарная трудовая деятельность.Она может быть двух видов:
1.Хозяйственно-бытовой труд: дети вместе с педагогом наводят порядок на участке, работают в цветнике, на клумбе, в огороде
2.Труд в природе: дети собирают листья, сметают песок из беседки, убирают снеговые комки и т. д.
Формы организации трудовой деятельности могут быть как фронтальные, так и подгрупповые.
Планируя объем и содержание трудовой деятельности, воспитатель наряду с обучением детей некоторым практическим навыкам работы в природе должен предусмотреть знакомство их с растениями, животными, правилами ухода за ними, продумать способы организации детей в этой деятельности, последовательность работы, приемы, способствующие воспитанию у них чувства удовлетворения от выполненной работы.
Существует четыре вида прогулки:
1.Типовая: максимально свободная деятельность детей (максимум атрибутов).
2. Комбинированная,состоящая из двух частей: первая часть — целевая прогулка; вторая часть — свободная деятельность детей.
3. Прогулка-экскурсия, прогулка-поход.
4. Спортивная (соревнования, эстафеты).
Планирование второй половины дня
Содержание вечерних прогулок должно планироваться с учетом всей предшествующей деятельности детей.
Планируются наблюдения, игры, труд, физические упражнения и подвижные игры. Однако необходимо иметь в виду, что вечером не следует проводить игры большой подвижности, возбуждающие нервную систему детей.
Основное место в этом отрезке времени занимает разнообразная игровая деятельность детей.
После дневного сна хорошо планироватьи трудовую деятельность детей:
• уборку групповой комнаты;
• ремонт книг, пособий, настольно-печатных игр;
• стирку кукольного белья, носовых платков, лент;
• изготовление игрушек-самоделок для своих игр и для игр малышей.
Рекомендуется также устраивать и различные зрелищные мероприятия,развлечения:
• кукольный, настольный, теневой театры;
• спортивные, музыкальные и литературные досуги;
• слушание аудиокассет и многое другое.
В этот период времени может планироваться работа музыкально-эстетического цикла, работа по изобразительной деятельности, вечера развлечения. Для расширения кругозора детей можно планировать художественное чтение с продолжением, рассказывание сказок, просмотр репродукций картин классиков и современных художников.
Во вторую половину дня ежедневно проводится прогулка, в содержание которой входит подвижная игра, сюжетно-ролевые игры детей, трудовая деятельность.
Воспитатель создает условия для организации индивидуальной избирательной деятельности детей в соответствии с их интересами и запросами.
Основной критерий, по которому определяется качество хорошего плана, — это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью. Жизнерадостное настроение, занятость детей делом или интересной игрой, когда среди ребят нет скучающих и грустных —высокий профессионализм настоящего воспитателя.
Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения «Документация учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения» 1. Нормативные документы (должностные инструкции, положение о логопедическом.
Консультация «Логопедическая документация» Для успешной результативной работы логопеду необходимо владеть умениями правильно и грамотно вести документацию. Это позволит эффективно.
Оформление журнала воспитателя «Документация воспитателя младшей разновозрастной группы» добрый день,хочу поделиться своим способом оформления » журнала документации младшей разновозрастной группы».Мой журнал состоит их папки.
Организация работы по самообразованию воспитателя плане четко определяется, кто, над какой темой работает и в какой форме отчитывается. Отчеты по самообразованию могут заслушиваться на педагогических.
Портфолио воспитателя за период работы Портфолио воспитателя за период работы Епишиной Валерии Владимировны. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр.