как написать проект для библиотеки образец
Проектная деятельность библиотек: как выбрать тему проекта и получить грант
Одним из перспективных направлений в работе библиотек является программно-проектная деятельность. Библиотечный проект может стать одним из наиболее эффективных инструментов продвижения библиотеки и повысить ее престиж. Чаще всего проектная деятельность библиотеки подразумевает получение гранта, выделение средств на реализацию программы или проекта.
Грант помогает профинансировать более масштабные и интересные мероприятия для посетителей и сотрудников библиотеки, повысить книгообеспеченность или заключить необходимые соглашения с другими организациями. Особенно это актуально при сокращении объемов финансирования библиотеки государственными структурами. Выигранный грант является визитной карточкой библиотеки и способствует развитию библиотечной деятельности.
Что же такое проектная деятельность?
Прежде чем перейти к определению библиотечного проекта и перечислению его видов, давайте разберемся, что такое проектная деятельность и проект в целом. Проектирование представляет собой целенаправленную деятельность по поиску новых решений, включающих комплекс взаимосвязанных мероприятий для достижения результата (например, повышение книгообеспеченности).
Результатом проектирования становится проект или программа. Различие между ними заключается в объекте исследования. У проекта есть один объект исследования, у программы их несколько. По сути, программа состоит из нескольких проектов и решает более сложные задачи. Целевая программа, в свою очередь, содержит комплекс взаимосвязанных проектов, имеющих общую цель.
Библиотечный проект: виды и структура
Библиотечная программа является общественным некоммерческим проектом, главной целью которого обычно становится достижение более широкого доступа к информации или расширение кругозора у определенной аудитории. Все библиотечные проекты условно можно разделить на несколько видов:
Технология создания библиотечного проекта
Технология создания библиотечного проекта
В современной трактовке проект – это поэтапная эффективная реализация задуманной идеи в конкретные сроки с привлечением оптимальных средств и ресурсов.
Библиотечные проекты представляют собой социальные некоммерческие проекты в области обеспечения более полного и качественного доступа населения к информации. Библиотеки ведут проектную деятельность, как за счет собственных средств, так и путем привлечения дополнительного финансирования, источниками которого чаще всего являются органы местного самоуправления, грантовые организации и фонды.
Существуют различные классификации проектов, например:
монопроекты ( для одной библиотеки);
мультипроекты (для нескольких библиотек или учреждений культуры);
мегапроекты (для учреждений культуры какого-либо региона);
— по срокам решения проблемы и достижения желаемой цели:
краткосрочные (проекты продолжительностью до 1 года)
среднесрочные (программа от 1 года до 5 лет);
долгосрочные (концепции от 5 до 10 лет и более).
Проектная работа традиционно состоит из четырех последовательных этапов:
1. Подготовка к проектированию
2. Разработка проекта
3. Реализация проекта
4. Завершение проекта
1. Подготовка к проектированию
Проектная работа начинается с рождения интересной идеи в процессе изучения региональной социально-культурной ситуации и творческого мышления работников библиотек. Идея должна быть реальной и конкретной, четкой и логичной, представлять интерес для населения, подкрепляться нормативно-правовой базой и соотноситься с миссией библиотеки. Больше шансов на реализацию имеют те идеи, в основу которых заложены инновации.
Проектная деятельность всегда направлена на разрешение какой-либо проблемной ситуации, поэтому следующим шагом является проведение предпроектного исследования, которое может быть осуществлено посредством наблюдения, эксперимента, опроса, анкетирования и т. п. Прогноз, полученный в ходе комплексного анализа, станет базой для разработки проекта, обоснования его целей и задач.
2. Разработка проекта
Данный этап включает планирование проекта и оформление проектной документации в виде заявки, состоящей из трех частей: титульного листа, содержание проекта и приложения.
На титульном листе необходимо представить всю основную информацию о проекте: название, авторов, адрес организации заявителя и срок исполнения и т. п.
В содержании проекта могут входить следующие разделы:
Краткое описание проекта – суть заявки, изложенной в сжатой форме (не более 5 предложений).
Постановка проблемы – описание проблемы, для решения которой создан проект, четкое и убедительное изложение доказательств по поводу необходимости осуществления проекта с указанием обстоятельств, побудивших авторов написать его, т. е. обоснование актуальности.
Цель – результат решения проблемы. Раздел, в котором указывается цель, подразумевает описание работ, направленных на развитие, изменение, улучшение ситуации, помощь, поддержку чего-либо.
На основе поставленной цели следует определить задачи проекта, т. е. конкретные частные результаты, которые будут достигнуты в ходе его реализации. В проектах часто подлежат решению несколько групп задач. Обычно приоритетной задачей является создание новых продуктов и услуг, а дополнительной – их продвижение потребителям. При формулировании задач уместны глагольные формы: «создать», «объединить», «изменить», «улучшить» и т. п.
Методы – мероприятия, которые представляются необходимыми для решения поставленных задач. Для удобства восприятия сведения этого раздела желательно представить в виде плана-графика или таблицы с обязательным указанием дат проведения мероприятия и лиц, которые несут за них ответственность.
Уникальность – инновационный характер проекта. Соответственно этот раздел имеет место лишь при наличии такового.
Сведения о квалификации участников проекта. В списке исполнителей проекта необходимо указать следующие сведения о них:
— информацию об учебе на курсах повышения квалификации, тренингах, семинарах и т. п.;
— занимаемую должность и опыт работы;
Социальное партнерство. Одним из условий эффективности проектов принято считать стремление учреждений культуры к взаимодействию с другими подобными организациями, местной властью, некоммерческими организациями, СМИ. В этом разделе перечисляются реальные и потенциальные партнеры, а также условия взаимодействия с ними.
Бюджет проекта (смета расходов) – здесь нужно учесть все статьи расходов и основные факторы, влияющие на их величину.
Бюджет состоит из трех частей: прямые расходы, непрямые расходы, оплата труда.
Прямые расходы включают аренду помещения, аренду и покупку оборудования; командировочные и транспортные расходы; прочие расходы (оплату семинаров, размножение печатного материала и т. д.).
Непрямые расходы – это расходы, не связанные с проектной деятельностью, но необходимые для полноценного функционирования организации и успешного выполнения ею задач: стоимость износа основных фондов, амортизация капитального оборудования, оплата труда административных работников и т. п.
Оплата труда – это раздел, где указывается сумма, минимальная по отношению к общему финансированию, и перечисляются все занятые в проекте работники. Обычно подобные сведения оформляются в виде таблицы, отображающей следующие позиции: количество персонала; месячный оклад; требуемая сумма; дотированная сумма. При этом нужно, чтобы размер оклада был сравним с окладами, применяемыми на практике; бюджет проекта соответствовал его описательной части; бюджетные статьи расходов были обоснованными, соответствовали реальным ценам и расценкам, учитывали уровень инфляции.
Нельзя упускать из виду, что каждый проект подразумевает собственный вклад организации – разработчика: труд добровольцев, оцененный в денежном эквиваленте; использование имеющиеся в наличии оргтехники (в данном случае собственным вкладом будут считаться расходы по ее амортизации; расходы на покупку программного обеспечения, которое уже установлено; расходы на аренду помещения коммунальные платежи и связь.
На рис. 1. Показана структура основных разделов проектной заявки и даны вопросы, на которые необходимо ответить в каждом разделе
Рис. 1. Структура основных разделов проектной заявки
Приложения необходимы для иллюстрации материала.
ПРИМЕРЫ библиотечных проектов см. на сайте Библиотекарь Onlaine -http://new. *****/bgunb/biblonline/prof_pro. html
Рекомендуем использовать в работе над проектом следующую литературу:
1. Аксенова «Медиа – people »: развитие социально активной личности, владеющей основами информационной культуры/ // Справочник руководителя учреждения культуры.- 2012.-№2.- С.56-67.
2. Певец деревенского лада: [О проектах, связанных с писателей Нижегородской области, чьи имена носят библиотеки края]/ М. Болотова// Библиополе.- 2012.-№9.-С.13-17.
3. Проектное развитие:[Технология создания проекта] /Л. Боева //Библиополе. – 2010.-№3.- С.37-41.
4. Волонтёры спешат на помощь: [Из опыта работы по написанию социальных проектов]/ И. Ворочева //Библиотека.- 2008.-№7.-С.68-69.
5. «Сто вопросов к взрослому»: Создать позитивный настрой помогает…игра: [Проект библиотеки по привлечению к чтению «Герой нашего времени»]/ Е. Выборова //Библиотека. – 2012.-№10.-С. 24-27.
6. Пусть всегда будет книга!: [Проектная деятельность Липецкой областной детской библиотеки]/ Л. Дегтева //Библиополе. – 2012.-№10.-С.18-22.
7. Ильина шагов к успеху, или Что нужно сделать, чтобы получить грант/ //Справочник руководителя учреждения культуры.- 2012.-№2.- С.47-55.
8. Как рождаются проекты / Г. Ксенова // Библиотечное дело. – 2009.-№18.-С.13-14.
9. Новый проект на службе у горожан: [Монопроект «Библиотеки городу»] / Н. Малютина //Библиотека. – 2010.-№7.-С.27-31.
10. Рязанцева успеха проектной деятельности/ // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2009.-№3. – С.36-48; №4. – С.46-59.
11. Общий друг семьи: [библиотечный проект «Радость семейного чтения»]/ Н. Сорокина // Библиополе. – 2012.-№4.-С.13-16.
12. Родина русского лесоводства: [Проектная деятельность районной библиотеки п. Ильинский Пермской области] / С. Трапезникова //Библиотека. – 2012.-№4.- С.48-50.
13. Манящая энергетика проекта: от привычного – к неожиданному: [О проектной деятельности библиотек]/ В. Штыхван //Библиотечное дело. – 2008.-№2.- С.32-33.
Проект для библиотекарей «Край который дорог мне»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Ленинградская сельская библиотека
Выполнил а :
Ж. М. Каиржанова, библиотекарь Ленинградской сельской библиотеки.
с. Ленинградское, 2017
«Помни – мира не узнаешь,
не зная края своего»
Память народа непреходящая ценность. Она передаётся от одного поколения другому, знаменуя собой продолжение жизни, продолжение традиций и обычаев народа, продолжение его истории. При этом краеведение является источником пробуждения к историческому прошлому своей страны, своего народа. Использование краеведческого материала необходимо для более полного понимания прошлого своей Родины. Роль краеведения в воспитательном процессе велика. И поэтому для нас людей работающих в библиотеке сегодня одной из основных задач является возрождение, сохранение и развитие культурного наследия народов проживающих в нашей республике. Изучение истории и культуры малой Родины способствует формированию у ребят чувства патриотизма, ответственности, любви к родной стране. Разрабатывая, данный проект мы планируем дать учащимся знания о прошлом и настоящем села, района, области; его особенностях и достопримечательностях, привить потребность в действенной заботе о будущем своей земли, научить их работать с архивными материалами по истории родного края. Только воспитание на примере того, что находится рядом, что можно увидеть, услышать, потрогать, что доступно не на подвиге в масштабах огромной страны, а на подвигах и делах своих земляков, своих бабушек и дедушек даст реальные плоды.
Проект «Край, который дорог мне» направлен на воспитание патриотизма, любви к Родине.
Краеведение всегда являлось одним из приоритетных направлений в работе библиотек. Прошлое и настоящее края, района, села, опыт предшествующих поколений, их традиции, быт, обычаи, природное своеобразие местности и многое другое – всё это нередко становится темой многочисленных библиотечных мероприятий. Воспроизводство культурной памяти народа, в том числе бытовой, подчас осуществляется в формах, как будто бы далёких от библиотечных реалий.
Работая по сбору материалов, библиотекари с благодарностью принимают любую информацию, касающуюся историю края. Альбом «Историю пишем сами», рассказывающий об известных земляках, бывших или настоящих пользователях библиотеки, выпуск альбома «История в лицах» посвященный тем, кто в разные годы работал в библиотеке.
На все документы созданные в Ленинградской сельской библиотеке имеется электронный вариант.
С 1972 года при библиотеке работает клуб «Родник» краеведческого направления для учащихся. Собранные экземпляры собираются и реставрируются участниками клуба, ребята участвуют в подготовке мероприятий по истории села.
Библиотеки – это, прежде всего, хранилища духовного, исторического, литературного наследия народа.
1. Провести анкетирование и тестирование на выявление знаний о родном крае.
2. Опираясь на результаты анкетирования, провести познавательные экскурсии по достопримечательностям села Ленинградского.
3. Организовать ряд встреч: · с воинами-интернационалистами; · с участниками Великой Отечественной войны; · с почетными гражданами села.
4. Пополнение книжного фонда литературой по краеведению.
5. Оформление в библиотеках постоянно действующих книжных выставок «Край белых берез».
6. Организация в библиотеках дней краеведения «Сердцу милые места», «Село мое родное».
8. Составление папок – досье о ветеранах Великой Отечественной войны.
9. Пополнение альбомов: «Историю пишем сами», «История в лицах».
10. Литературно-музыкальный вечер «Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают».
1. Воспитание чувства патриотизма, формирование нравственной и духовной культуры.
2. Научить учащихся различным видам поиска необходимых материалов по истории родного края
3. Научить учащихся работе и обработке архивных материалов
1. Создание благоприятных условий для занятий, общения и проведения досуга пользователей.
2. Пропаганда литературы краеведческого характера, формирование облика библиотеки как места, где каждый житель сможет найти помощь и поддержку в вопросах, касающихся своей малой родины.
4. Взрослое население.
Актуальность заключается в том, что создание проекта «Край, который дорог мне» будет выполнять важную социальную миссию: воспитывать патриотические чувства, расширять знания о крае, его истории, развивать интерес к прошлому и настоящему, способствовать пониманию красоты, особенностей, неповторимости родной земли. Оценка эффективности проекта Эффективность данного проекта будет оцениваться с учетом субъективных и объективных факторов.
Необходимо провести анализ анкетирования на выявление знаний о родном крае, социологический опрос населения о значимости создания проекта «Край, который дорог мне».
1 Удовлетворенность пользователей качеством проводимых мероприятий и результатами работы «Край, который дорог мне».
2. Привлечение в библиотеку новых пользователей.
3. Развитие интереса к чтению краеведческой литературы, произведений авторов-земляков.
4. Продолжение и дополнение альбома «Историю пишем сами» новыми событиями и фактами.
Взаимодействие с партнерами:
Для реализации проекта работники библиотеки будут сотрудничать со следующими организациями:
Сельский Дом культуры;
Ленинградская средняя школа №1;
Ленинградская средняя школа №2;
Детский ясли – сад «Еркетай».
• пополнение книжного фонда краеведческой литературой;
• изготовление рекламной продукции по данной тематике в течение года.
Провести: • анкетирование «Знаешь ли ты свой край?»;
• тестирование «Наше село вчера и сегодня»;
•возложение венков к Стелле: «Вечной памятью живы. ».
Дни информации «Земля родная».
Информационные листки «Наши замечательные земляки».
Информационный буклет: «Село мое родное».
Конкурс детских рисунков «Живи и процветай, мой любимый край!». Дни краеведения «Сердцу милые места», «Село мое родное».
Рекламная деятельность Изготовление афиш, логотипов, пригласительных билетов, карты краеведческого маршрута, указателей маршрутов.
Предполагаемые конечные результаты:
Проводить юбилейные мероприятия, посвященные выдающимся личностям.
Описание библиотечного проекта «Мозаика», посвященного Году культуры в России
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Посвящается Году культуры в России
Краткая аннотация проекта.
Идея и актуальность проекта.
Цель, задачи проекта.
План мероприятий по реализации цели и задач проекта.
Паспорт проектной работы.
Посвящается Году культуры в России
Краткая аннотация проекта:
Библиотеки важнее всего в культуре. Может не быть университетов, институтов, других культурных учреждений, но если библиотеки есть …- культура не погибнет в такой стране.
По словам Президента РФ В. В. Путина «Культура – это свод нравственных, моральных, этических ценностей, составляющих основу национальной самобытности, один из ключевых символов российской государственности и исторической преемственности, то, что объединяет нас с другими странами и народами мира».
Библиотека, являясь одним из звеньев культуры, выполняет те же функции, что и сама культура. В ней накапливается, сохраняется и передается культурно-историческое наследие. Библиотека располагает знаниями как о материальной культуре, так и о духовной. В то же время как просветительное учреждение библиотека эти знания передает своим читателям. Это достигается через индивидуальную работу с читателем и через организацию массовых мероприятий, направленных на формирование гражданско-патриотической, экологической, физической, художественной, нравственной и других культур в человеке. В проекте «Мозаика» мы акцентируем внимание на духовной культуре и прежде всего на художественной.
Чтение – сложный творческий процесс, требующий участия интеллекта, эмоций, воображения, памяти читателя, опирающийся на весь его духовный опыт. Результатом этого процесса является обогащение личности человека. Влияние лучших произведений художественной литературы на эстетическое воспитание читателей огромно. Воздействуя на эмоции и чувства людей, эти книги формируют у них суждения о жизни, представления об идеале, нравственном и моральном поведении. Художественная литература учит читателей, прежде всего, восхищаться красотой и изяществом слога писателя, чудесной природой, воспроизведенной в художественных образах, словах, звуках, красках. Русская художественная литература выполняет художественно- эстетические, нравственно-этические функции и является важным средством воспитания культуры поведения.
Кроме того, важным средством формирования культуры является краеведение. Культура, как растение: у неё не только ветви, но и корни. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества.
В переносном значении мозаикой можно назвать какое-либо прекрасное творение, которое создано коллективом. Наш проект и есть мозаика, так как его продукт будет состоять из частиц творчества всех его участников.
Важнейшая цель проекта – воспитательная. Именно в процессе реализации этого проекта решается основная задача в рамках достижения поставленной цели – обогатить духовный мир учащихся через обращение к культуре России, через работу с книгой, различными информационными источниками.
Проект как интерактивная технология, позволяет «консервировать и хранить» информацию. Интерактивное взаимодействие предполагает оперативную обратную связь в реальном времени между человеко-машинными системами или между человеком и человеком. Современный средства телекоммуникации позволяют осуществлять такое взаимодействие в масштабах планеты. Телемосты, телефонные и интернет-конференции, сетевые компьютерные игры со многими участниками, чаты и форумы, дистанционное обучение уже стали частью нашей повседневной жизни. Электронные телекоммуникации как бы уничтожают, аннигилируют пространство, а цифровые носители информации позволяют «консервировать» и хранить информацию во времени и извлекать её в любой нужный момент. Продукт проекта «Мозаика» предполагается сохранить на электронном носителе, что сделает его функциональным для использования в образовательном процессе лицея в перспективе.
а). по доминирующей деятельности учащихся : творческий.
б). по предметному содержанию: межпредметный.
в) по продолжительности: краткосрочный
Проблемный пояс: снижение интереса детей к чтению, к культурному наследию России.
1. Идея и актуальность проекта.
1. Направленности на реализацию национальной программы поддержки и развития чтения в условиях ШБ.
2. Проект направлен на развитие творческих способностей детей, повышение мотивации к чтению через работу с информационными ресурсами.
3. Продукт проекта имеет практическое применение в учебно-воспитательной деятельности библиотеки и школы. Обращение к культурному наследию России особенно важно для формирования патриотического самосознания учащихся.
Цели проекта: активизация чтения детей среднего и старшего возраста литературы патриотической направленности.
Воспитательная: воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, обогащение духовного мира учащихся через обращение к культурному наследию России.
выявить способных и одаренных детей и развитие,
развивать у них интерес к творческой работе,
совершенствовать навыки работы с книгой,
совершенствовать интеллектуальные, коммуникативные навыки читателей,
способствовать творческой самореализация читателей в проектной деятельности,
развивать межпредметную интеграцию.
раскрыть библиотечный фонд.
Сроки реализации проекта: январь 2014 – январь 2015 г.г.
Ресурсы: использование учебных часов (библиотечных уроков, уроков по курсу «Моя Карелия», уроков музыки, истории, уроков ИЗО, уроков журналистики, занятий кружка «Фантазия» в ГПД)
воспитатель ГПД : Сиднева Е.Ю.
учителя русского языка и литературы: Гольденберг Э.Г., Суркова О.С.
учитель истории: Ляпина Н.А.
учитель курса «Моя Карелия»: Симонова Л.Т.
редактор газеты «13 Школа»: Дубровская О.А.
учитель ИЗО: Денисова В.А.
учитель музыки: Корнева С.В.
библиотекарь МУ «ЦБС» №3: Котвицкая Н.П.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение:
использование библиотечного фонда, современных технических средств: компьютера, мультимедиааппаратуры; фотоаппаратуры.
4.План мероприятий по реализации цели и задач проекта.
Образовательная: развитие у читателей интереса к творческой работе через применение современных технологий.
Воспитательная: воспитание гражданственности и патриотизма подрастающего поколения, обогащение духовного мира учащихся через обращение к культурному наследию России.
Литературная встреча с детским писателем Никитиной И.А.
Презентация книги «Кристина и ветерок»