как написать заявление на коллекторов судебным приставам образец
Как написать жалобу в ФССП на коллекторов
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Это быстро и бесплатно!
Общение с коллекторами доставляем множество неприятностей заемщикам банков, просрочившими очередной платеж или испытывающими временные финансовые трудности. Закон №230-ФЗ, принятый в 2016 году, позволил урегулировать большинство проблем, связанных с неправомерными действиями работников агентств по сбору платежей. Однако, многие заемщики считают, что сам факт звонка с напоминанием о необходимости вернут долг, нарушает их права.
Воспринимают деятельность коллекторов как вторжение в их личное пространство и нарушение прав. В некоторых случаях такие претензии обоснованы. Чтобы жалоба на коллекторов в ФССП не писалась из любви к сутяжничеству, были обоснованными и грамотными, имели эффективность, рассмотрим, как грамотно их составлять и в чей адрес следует направлять.
В каких случаях имеет смысл жаловаться
Чтобы жалоба в ФССП была обоснована, а жалобщика не постигло разочарование в случае отказа на обращение, проанализируем закон, регулирующий полномочия коллекторов. Это позволит обозначить рамки законности и установить основания к обжалованию действий сотрудников агентств.
Любые иные способы общения и действия недопустимы, если указание на них не содержится в договоре кредитования, который заемщик заключал с банком-кредитором.
При этом, заемщик в любое время имеет право отказаться от взаимодействия дополнительными способами, если сочтет их излишними, либо в том случае, когда они будет нарушать права третьих лиц, включенных в сферу взаимодействия по ошибке, под давлением кредитора или в нарушение закона.
Из содержания статьи следует, что подать жалобу законно только в том случае, когда коллекторы нарушают требования п. п. 1–3 ч. 1 закона используя:
Составляем правильно
Закон №230-ФЗ не содержит приложений, содержащих форму жалобы на неправомерные действия взыскателей. В силу этого, следует руководствоваться правилами составления обращений граждан в органы государственной (муниципальной) власти или правилами составления искового заявления в суд.
Образец
Как правильно подать жалобу
Существует несколько способов, как подавать жалобы:
Как правильно написать и подать заявление в прокуратуру на коллекторов
В какое время имеют право звонить коллекторы
Онлайн-способ
Заявление на коллекторское агентство, подаваемое с использованием интернета и сервиса ФССП – самый быстрый и дешевый способ, не требующий затрат на транспорт, оплату почтового отправления и свободного времени. Достаточно войти на сайт ФССП ( https://fssprus.ru/form ) в раздел «Интернет-приемная» и следовать руководству, при заполнении всплывающих окон. Перед заполнением заявления необходимо зарегистрироваться на сайте.
Жалоба на МФО в ФССП
Основанием претензий к микрофинансовой организации, в которой оформлен заем, могут послужить действия сотрудников кредитной организации, использующих права, предоставленные коллекторским агентствам, при взаимодействии с заемщиком. Сотрудники МФО не вправе звонить или встречаться с заемщиком чаще, чем это предусмотрено для коллекторов законом № 230.
Если назойливость сотрудников доставляет неудобства, можно подать жалобу на МФО в следующие организации:
Заключение
Подача подобного документа не представляет сложностей. Если заемщик испытывает трудности в составлении документа или имеет ограничения физической активности, за него это может сделать любой человек. Важно, чтобы в конце документа стояла собственноручная подпись заявителя. За полностью лишенного физической активности человека составить и удостоверить содержание текста может нотариус.
Жалоба на коллекторов
Если коллекторы ведут себя противозаконно, на них можно и нужно жаловаться в соответствующие инстанции. Важно правильно составить претензию, приложить к ней необходимые документы и доказательства неправомерных действий специалистов по взысканию долгов.
В телевизионных сюжетах часто рассказывают о вопиющих нарушениях закона со стороны коллекторов. Большинство таких действий направлены по отношению к должникам. Бывают случаи, когда взыскатели беспокоят человека, который не имеет финансовых отношений с банком.
Важно знать, куда можно обратиться с претензией. В представленном материале мы расскажем об инстанциях, куда можно сообщить о нарушении закона, а также рассмотрим, какие именно деяния взыскателей можно считать противоправными.
Законные действия специалистов по взысканию задолженности
Коллекторские агентства скупают у банков право требования долга, затем пытаются взыскать средства с должника, но часто действуют при этом грубо и жестко. Ситуация изменилась в лучшую сторону, так как после приказа президента коллекторская деятельность стала регулироваться отдельным законом. Это Федеральный закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности» от 03.07.2016 № 230-ФЗ. С введением этого документа должник может подать жалобу на неправомерные поступки специалиста по взысканию средств.
Вот какие действия коллекторов можно считать правомерными:
Рассмотрим вкратце каждый вид. Мягкие действия подразумевают звонки должникам, почтовые уведомления, сообщения.
Сотрудники агентств могут звонить должнику в будни — с 8:00 до 22:00, в выходные дни — с 9:00 до 20:00 и только 2 раза в неделю (не более того).
Жесткие действия последуют, если должник не начал или не продолжил выплачивать средства после того, как были приняты вышеперечисленные меры. Тогда специалист по взысканию может прийти к тому домой либо на работу для продолжительной тематической беседы. Новым законом предусмотрена частота подобных визитов — не чаще 1 раза в неделю.
Жесткое давление на должника исключает меры по взысканию долга, которые ведут к причинению вреда здоровью. Возможно изъятие материальных ценностей в счет погашения займа, но только по решению суда.
Если вышеперечисленные действия не убедили заемщика выплатить финансовые средства, специалист по взысканию может обратиться в суд с иском. Тогда его «подопечному» придется не только погасить кредит, но и оплатить судебные издержки.
Противоправные действия специалистов по взысканию задолженности
Некоторые действия коллекторов являются противозаконными и дают право должнику подать на такого специалиста жалобу. Это возможно, если коллектор:
Куда подать жалобу на коллекторов?
Если специалисты по взысканию задолженности ведут себя противозаконно, можно обратиться с претензией в следующие инстанции:
В банк следует обратиться с заявлением для отзыва персональных данных. После такого действия должника коллектор может перестать допекать человека, взявшего кредит, и передаст его долг назад в финансовое учреждение. Если это не помогло, следует направить жалобу в другие инстанции.
Прокуратура следит за соблюдением законности работы граждан и организаций.
Если удастся убедить прокуратуру в нарушениях со стороны коллекторского агентства, будет проведена детальная проверка, призванная изучить методы взыскания задолженностей, правомерность деятельности данной организации.
Чтобы в прокуратуре рассмотрели заявление, необходимо внести в него:
Важно приложить к жалобе доказательства нарушения закона коллекторами.
Доказательствами могут быть:
Жалоба в ФССП на коллекторов
Составить жалобу на действия коллектора может любое юридическое или физическое лицо. Ее следует подать в службу судебных приставов. Вот что нужно указать в этой письменной претензии:
Важно не только правильно написать претензию в ФССП, но и доказать, что нарушения действительно происходили. Если это удастся, приставы могут назначить проверку агентства по взысканию задолженностей.
Жалоба в Роскомнадзор на коллекторов
Обращение в данный орган — одна из самых действенных мер против произвола специалистов по взысканию задолженности. Чтобы претензия была рассмотрена, нужно ее правильно составить, указать конкретные факты нарушений.
Можно пожаловаться на то, что банк предоставил неверную информацию об условиях кредита, навязал дополнительные услуги.
Допустим, должнику сказали, что ему не дадут заем, если он не застрахует жизнь в страховой компании, аккредитованной финансовым учреждением. Еще одно нарушение — единоразовая комиссия, которая взыскивается за открытие кредитного счета. Исходя из этого можно утверждать, что средства были выданы с явными нарушениями, поэтому коллекторы не имеют право требовать их до окончания разбирательства.
Если специалисты агентства ведут себя неправомерно, угрожают по телефону — это тоже основания для подачи жалобы. Следует приложить к ней документальные доказательства (аудио-, видеозаписи, показания свидетелей).
Также можно подать жалобу в Роскомнадзор по месту жительства. Она пишется по установленному образцу. Вот какие документы необходимо приложить к данной претензии:
Жалоба должна быть составлена правильно, иначе ее просто не рассмотрят.
Вам могут отказать, если:
Должнику поможет знание Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ, который призван защищать личные сведения о гражданах. Именно на него нужно ссылаться при подаче такой претензии. Ведь банк разгласил конфиденциальную информацию, сообщив ее коллекторам.
Жалоба на коллекторов в ФСПП онлайн
Жалобу в ФССП можно подать, не выходя из дома. Вот какие шаги необходимо предпринять:
Сам текст жалобы может быть основан на претензии о некачественном оказании услуг банком. Укажите, что от лица данного учреждения звонят коллекторы с угрозами, в том числе в неурочное время. Попросите принять меры.
Можно приложить распечатки звонков, которые нужно взять в телефонной компании. Для этого достаточно заказать детализацию входящих вызовов за определенный период. Из этого документа будет ясно, как часто и в какое время на ваш телефон поступают звонки.
Если коллекторы угрожают, желательно прикрепить записи переговоров. Их сделать довольно просто. Когда специалист начнет разговор, нажмите на функцию аудиозаписи на вашем телефоне или включите громкую связь и запишите все сказанное на диктофон.
Если составление подобной претензии вызывает у вас затруднения, вы не знаете требования законов, которые нарушают коллекторы, можете обратиться к юристу. Он расскажет, куда адресовать претензию, как составить жалобу, чтобы ее рассмотрели и приняли меры.
Комментарии
Прошу помочь создать жалобу на Колекторкую компанию о нарушении по поводу звонков более чем положено и вторую жалобу жалобу на взаимодействие с третьим лицом без моего согласия
Вы можете обратиться в раздел «Документы» или обратиться к любому юристу в чат.
С уважением, Надежда.
Здравствуйте, Виталий! Для составления документов обратитесь в чат к любому юристу или сделайте заказ в разделе «Документы».
Виталий! буду краток! Ваша проблема актуальна, и если Вы действительно желаете грамотно подать жалобу на действия незаконные коллекторов — то Вам необходимо поместить данный вопрос в разделе ДОКУМЕНТЫ, после чего выбрать интересующее предложение
Несмотря на галопирующий рост жалоб на действия коллекторов, количество возбуждаемых против них уголовных дел по-прежнему невелико. По данным МВД России, с 2013 года по первое полугодие 2015 года было возбуждено всего 265 уголовных дел о незаконных действиях при взыскании просрочки. Большинство из них — по ст. 163 («Вымогательство») и ст. 330 («Самоуправство») УК РФ. Число дел, направленных в суды, еще меньше — 123. Правда, рассмотрено из них было только 14. В свое оправдание полиция сетует, что для обуздания выходок коллекторов зачастую просто не хватает доказательств.
После вступления основных положений Закона N 230-ФЗ в силу (в январе 2017 года) коллекторы по идее должны перестать докучать гражданам в рабочие дни с 22:00 до 8:00, а в выходные — с 20:00 до 9:00. Лично встречаться с должником дозволяется лишь раз в неделю, а вот названивать — не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Также запрещается общение с близкими должника, если тот не дал на это письменного согласия. Кроме этого, запрещено скрывать номер телефона или адрес электронной почты, с которых осуществляются звонки или рассылка.
Помимо этого, Закон № 230-ФЗ прописывает требования к коллекторам. Ими не смогут стать лица с непогашенной (неснятой) судимостью за преступления против личности, экономической направленности, против госвласти и общественной безопасности. Коллекторством не смогут заниматься микрофинансовые фирмы и ломбарды. Контролировать работу коллекторов будет уполномоченный орган, который пока что не определен.
За допущенные нарушения коллекторам грозит административный штраф до 200 тыс. руб. и до 500 тыс. руб. для юрлиц. Кроме того, деятельность последних могут приостановить до 90 суток. В свою очередь, за незаконную коллекторскую деятельность, то есть за невнесение в реестр коллекторских агентств, для физлиц предусмотрен штраф до 500 тыс. руб., до 1 млн. — для должностных лиц и до 2 млн. руб. — для юрлиц.
Здравствуйте!
Их действия незаконны. Вы вправе обратиться с заявлением в полицию. В отношении звонков третьим лицам, можно написать жалобу в Роскомнадзор о привлечение к ответственности за незаконное использование персональных данных. В соответствии со ст. 13.11 КоАП:
Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
С Уважением, Надежда.
Естественно они не могут так поступить. Коллекторы не вправе звонить вашим родственникам и использовать ваши фото (ст.152.2 ГК РФ) без вашего согласия.
Ознакомьтесь с мини пособием по общению с коллекторами.
1. Если у вас нет возможности платить по кредиту, ОТПРАВЛЯЙТЕ КОЛЛЕКТОРОВ В СУД и просите вас больше не беспокоить.
Коллекторы оказывают на вас психологическое давление, потому, что им проще довести вас до того состояния, когда вы не сможете уже терпеть их назойливые звонки, чем обратиться в суд и взыскать сумму долга. Поэтому методы у них часто мягко говоря варварские.
2. Если спасения от коллекторов нет и они откровенно угрожают вам, ОБРАТИТЕСЬ с заявлением по факту вымогательства, угрозы жизни здоровья в ПОЛИЦИЮ.
Думаю, это поубавит пыл коллекторов.
3. Поставьте на ваш телефон программу АНТИКОЛЛЕКТОР (она бесплатная).
4. Если коллекторы пришли к вам в дом, якобы описывать ваше имущество, помните, описать имущество могут только приставы. Данные действия являются НАРУШЕНИЕМ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ ЖИЛИЩА и уголовно наказуемы (ст.139 УК РФ). В таких случаях, сразу вызывайте наряд полиции.
5.Имейте ввиду, есть определенное законом время, когда коллекторы не могут вас беспокоить.
Вас не могут беспокоить в рабочие дни в период с 22 до 8 часов по местному времени и в выходные и нерабочие праздничные дни с 20 до 9 часов по местному времени по месту жительства заемщика.
Желаю удачи!
Также рекомендую записывать разговоры и написать жалобы в Роскомнадзор и прокуратуру.
Здравствуйте. У меня задолженность по кредиту, банк передал мой долг коллекторам ООО «Кредитэкспресс финанс, они названивают почти каждый день. Я написала заявление в банк об отзыве передачи моих персональных данных третьим лицам, но ответа в течение 30-ти дней так и не пришло. Они естественно продолжают звонить. Более того добрались до моей подруги и на работу, хотя я не оставляла их контактных данных. Что делать? Может написать в прокуратуру на банк и на коллекторов?
Как защититься от незаконных действий коллекторов
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОЛЛЕКТОРОВ
В сферу деятельности и внимания так называемых «коллекторов» попадает все большее количество граждан. Это связано как с расширением сферы кредитования, так и с увеличением числа граждан, не рассчитавших свои силы и не справившихся с объемом своих долговых обязательств. Кроме того, как правило, в сферу внимания коллекторов попадает не только сам должник, но его родственники, друзья, знакомые. В результате количество пострадавших увеличивается в несколько раз.
Законна ли деятельность «коллекторов»?
Действительно многие исследователи и практики вообще отрицают возможность существования самой деятельности по возврату долгов осуществляемой негосударственными органами. Логика их проста. Гражданско-правовые споры нужно разрешать в суде, а далее обращаться в службу судебных приставов. Все иные самостоятельные действия кредитора или нанимаемого им лица по взысканию граничат или являются, по своей сути, правонарушением, а то и преступлением.
С другой стороны, внесудебный возврат долга опирается на общегражданское право любого лица – это право на защиту своего субъективного права. В нашем случае права на возврат долга.
Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.
Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, служба судебных приставов).
Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите своих гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.
В ГК РФ указанные действия объединены в понятие самозащита гражданских прав и рассматриваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав, что указано в ст. 12 ГК РФ.
Так, например, очевидно, что кредитор, предоставив деньги должнику рассчитывает на их возврат. В случае их не своевременного или не полного возврата у кредитора есть право связаться с должником и поинтересоваться о судьбе собственных денег, причинах их невозврата и сроках исполнения обязательства. Оспаривать такое право и возможность было бы абсурдно.
В тоже время практика коллекторской деятельности прошлых лет говорит о том, что право кредитора на самозащиту и его право на взаимодействие с должником в основном использовалось таким образом, что это причиняло вред, и дополнительные страдания самому должнику, так и иным лицам с ним связанным (супругам, родственникам, друзьям иным лицам) фактически вынуждая должника или этих лиц произвести оплату.
Таким образом, формально опираясь на принадлежащее право коллектор реализовал его так, что оно приобретало такую форму и характер, что это приводило к нарушению прав и охраняемых законом интересов других лиц (должника, его близких), т.е. реализация права осуществлялась недозволенными средствами.
То есть цель так называемого внесудебного возврата долга, по сути, была злоупотребление правом, т.е. вынуждение должника исполнить обязательство путем причинения ему или его близким дополнительного, прежде всего, морального вреда, а иногда и материального или даже физического.
И это есть ни что иного как злоупотребление правом. Именно это и вызвало необходимость принятия Закона № 230-ФЗ.
Точку в этом споре поставил Закон № 230-ФЗ который признал право кредитора на внесудебный возврат долга, в т.ч. и с привлечением третьего лица – профессионального взыскателя – коллектора, и в общих чертах урегулировал способы возврата и их пределы. Таким образом, деятельность по возврату просроченной задолженности легитимизована.
Необходимо понимать, что Закон не освобождает заёмщиков (должников) от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.
Кто может заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности?
Согласно ст. 5 Закона № 230-ФЗ деятельность по возврату просроченной задолженности могут осуществлять только:
1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования, например, в случае продажи долга;
2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией;
3) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, т.е. юридическим лицом, включенным в государственный реестр – коллектором.
Таким образом, коллектором можно называть лицо, профессионально осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенное в государственный реестр (профессиональный взыскатель).
Следует отметить, что Закон не содержит общепринятого в быту определения «коллектор». Но для удобства восприятия, будем называть их в данных рекомендациях именно так.
Какие действия по возврату просроченной задолженности законны?
Как часто могут со мной контактировать?
Встречаться с должником лично можно не более 1 раза в неделю (с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники).
Вести переговоры по телефону можно не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники.
Ограничений по количеству почтовых отправлений нет.
Важным моментом являются следующие ограничения при взаимодействии с должником:
— любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие дни, и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные/праздничные дни;
— личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю;
— телефонные переговоры допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц;
— сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати в месяц.
Что запрещено при взаимодействии с должником?
При любых контактах запрещено:
применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применением, угрожать убийством или причинением вреда здоровью;
уничтожать или повреждать имущества либо угрожать уничтожением или повреждением имущества;
применять методы взаимодействия, опасные для жизни и здоровья людей;
оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц;
вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:
— правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;
— передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;
— принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к государственным органам.
Может ли кредитор или лицо по его поручению общаться с моими родственниками, членами семьи, друзьями, знакомыми?
В заимодействие с третьими лицами ( члены семьи, друзья, соседи, коллеги и др. ) возможно, но только при одновременном соблюдении следующих условий:
имеется согласие должника на взаимодействие с третьими лицами;
третьими лицами не выражено несогласие на осуществление взаимодействия.
Если хотя бы одно из этих условий не выполнено – взаимодействие незаконно.
Согласие на взаимодействие с третьими лицами должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе согласие должника на обработку персональных данных.
Взаимодействие с третьими лицами должно проводиться по тем же принципам и правилам, как и общение с самим должником.
Какие действия предпринять если Вы не согласны с задолженностью и/или ее размером?
В случае, если Вы не согласны с суммой долга, который с Вас требуют, либо с самим фактом наличия задолженности необходимо письменно обратиться к кредитору или лицу, действующему от его имени.
Статья 10 Закона № 230-ФЗ возлагает на кредитора и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах обязанность отвечать на обращения должника разъясняя все вопросы, касающиеся просроченной задолженности и ее взыскания.
Так, например, должник может просить сообщить об основаниях, имеющихся к нему требований, в том числе просить представить копии соответствующих договоров с подписями должника, представить подробный расчет задолженности с указанием суммы основного долга, процентов, пеней, штрафов за просрочку и иных санкций и порядок их расчета.
Ответ на обращение должника должен содержать исчерпывающие ответы на все поставленные должником вопросы, в противном случае это может быть расценено как недача ответа должнику на поставленные им в обращении вопросы, что повлечет ответственность.
Ответ предоставляются должнику в течение 30 дней с даты получения обращения должника.
Исходя из текста указанной статьи вся информация, касающаяся вопросов просроченной задолженности и ее взыскания, предоставляется должнику на безвозмездной основе.
Получив исчерпывающую информацию о задолженности следует ее оценить и принять решение об обоснованности или необоснованности требований. По результатам целесообразно повторно письменно обратиться к кредитору или лицу, действующему от его имени указав свои обоснованные сомнения и предложив скорректировать требования в соответствии с вашими предложениями.
В случае не достижения соглашения необходимо обратиться в суд. Ответчиком в исковом заявлении следует указать организацию, в пользу которой осуществляется взыскание задолженности.
Как себя вести, если Вы имеете займы и просроченные обязательства?
Прежде всего необходимо внимательно относиться к финансовым документам. Необходимо со хранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении кредита (займа), в период исполнения договора и в течении 3 лет после возврата долга. Особенно внимательно хранить все квитанции и расписки о погашении долга.
В случае если к вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не запрещает Вам просить копии этих документов, либо их фотографировать).
Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков и сам разговор. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью. При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность. Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Имейте ввиду, что кредитор и тем более коллектор заинтересован в сохранении конструктивного общения с Вами и, как правило, готов на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга, замена предмета обязательства, например, денег на какое-либо ликвидное имущество и т.п.). Не стесняйтесь «торговаться».
Возможно ли вообще отказаться от общения с коллекторами?
Статья 8 Закона № 230-ФЗ предоставляет должнику право направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени или в его интересах заявление:
1. либо об отказе от взаимодействия;
2. либо об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя.
Такое заявление имеет строго определенную форму. Форма заявления должника об отказе от взаимодействия утверждена приказом ФССП России от 18.01.2018 № 20 «Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия». Форма заявления размещена на сайте ФССП России.
Заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.
С момента получения уведомления должника об отказе от взаимодействия кредитор не вправе взаимодействовать путем личных встреч и направления сообщений с помощью средств связи. У кредитора и коллектора останется возможность лишь направлять должнику почтовые отправления по месту жительства должника.
Однако заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.
Например, должник по условиям договора обязан возвратить долг до 1 января 2019 г. Долг к указанному сроку не возвращен. Вне зависимости от того, какие действия совершил кредитор по взысканию долга (или он в этот период полностью бездействовал), должник вправе отказаться от взаимодействия с должником или кредитором после 1 мая 2019 года.
Однако если кредитор обратился в суд и вынесен судебный акт акта о взыскании просроченной задолженности то, с даты его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений приостанавливается на два месяца. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником с соблюдением иных требований закона.
Также должник может подать заявление об осуществлении взаимодействия с ним только через указанного должником представителя.
Такое заявление должно содержать фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты. Следует отметить, что в качестве представителя должника может выступать только адвокат.
В случае получения указанного заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие только с указанным представителем.
Должник в любое время вправе отменить свое заявление как об отказе от взаимодействия, так и о взаимодействии через представителя путем уведомления об этом соответствующего лица, которому было направлено указанное заявление, способом, предусмотренным договором (при его наличии), или путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.
Как уже отмечалось, заявление как об отказе от взаимодействия, так и о взаимодействии через представителя имеет строго определенную форму, которая должна быть соблюдена. При несоблюдении такой формы в принятии этого заявления будет отказано.
Однако в случае получения кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, заявлений с нарушением требований закона кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны разъяснить должнику порядок оформления такого заявления путем направления соответствующих сведений способом, предусмотренным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого заявления должника.
Что делать если права нарушены?
Рассмотрим несколько вариантов развития событий.
Лица, осуществляющие действия по возврату просроченной задолженности (коллекторы), угрожают причинением вреда, убийством и др. В этом случае необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, при этом целесообразно письменно ходатайствовать об установлении номера телефона, звонящего и кому он принадлежит.
Коллекторы пытаются попасть в Ваш дом, аргументируя это необходимостью описать и изъять Ваше имущество. Срочно вызывайте полицию и попросите выйти 2-х соседей, которые станут свидетелями правонарушения.
Коллектор требует внести платёж не на счёт в банке, а отдать ему наличными. В данном случае может иметь место факт вымогательства и злоупотребления служебными полномочиями (можно подать заявление в полицию).
Допущено разглашение Ваших персональных данных без Вашего согласия. Вы вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Коллекторы не угрожают жизни и здоровью, но, в то же время, нарушают, по Вашему мнению, иные права – то в этом случае все зависит от того, кто именно нарушил Ваши права. Если кредитор является кредитной (банк), либо микрофинансовой (различные займы) организацией то возможно обратиться в территориальный орган Центрального банка Российской Федерации. Если это кредитор, не являющийся кредитной организацией, реестровый или нелегальный коллектор нарушает требования Закона, то необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов.
При обращении в Федеральную службу судебных приставов для объективного рассмотрения Вашего заявления и достижения удовлетворительного результата целесообразно детально в хронологическом порядке изложить события, а также указать:
каким образом с Вами, либо с третьими лицами происходит взаимодействие (телефонные звонки, СМС-сообщения, голосовые уведомления, почтовые отправления, сообщения в социальных сетях, личные встречи), с каких номеров телефонов, адресов электронной почты, аккаунтов происходит взаимодействие;
кем представляются, в пользу кого действуют (наименование кредитора и лица, действующего от его имени);
поступали ли в Ваш адрес угрозы (какие именно).
В целях всестороннего и своевременного рассмотрения Вашего заявления, необходимо подтверждение нарушений кредитором или коллектором установленных законом правил, а именно:
заверенная детализация телефонных переговоров (заказывается в салоне связи Вашего мобильного оператора, либо через официальный сайт в сети интернет). О тметьте номера с которых осуществлялись звонки ;
аудиозаписи в ходе личных встреч с коллектором, а также телефонных переговоров (через программное обеспечение, установленное в Вашем мобильном телефоне или любым другим способом);
копии почтовых отправлений или копии электронных писем от кредитора и коллектора, поступивших по Вашему месту жительства или месту пребыванию;
снимки «скриншоты» с экрана Вашего экрана монитора компьютера, мобильного телефона, содержащие СМС сообщения от коллектора. ID страницы в социальной сети, с которой осуществлялась рассылка.
К заявлению приложите следующие документы :
— копии д оговоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства, копии судебных актов о взыскании денежных средств;
— копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, если обращались в правоохранительные органы;
— копии ответов органов прокуратуры, если Вами оспаривались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;
— копии ответов из территориального органа Центрального банка Российской Федерации или прокуратуры, если обращались в эти органы.
Какую ответственность может понести кредитор или коллектор на нарушение требований законодательства?
За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, прежде всего, предусмотрена административная ответственность.
Для коллекторов, т.е. для юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ установлена еще более жесткая ответственность. Должностное лицо такой организации может быть подвергнуто арбитражным судом штрафу в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года, а само юридическое лицо штрафу от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административному приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 28.3, 28.7 КоАП РФ возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ и проводить административное расследование уполномочены должностные лица Федеральной службы судебных приставов.
В незаконных действиях коллекторов могут содержаться признаки других административных правонарушений, например, мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ), нарушения законодательства о персональных данных (ст.13.11 КоАП РФ) и других. Дела об указанных административных правонарушениях возбуждаются органами внутренних дел, прокуратуры и Роскомнадзора соответственно.
Указанной статьей предусматриваются две формы ответственности: 1) возмещение убытков, и 2) компенсацию морального вреда.
Ответственность в форме возмещения убытков кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, основано на положениях ст. 15 ГК РФ, которой установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответственно возмещение убытков возможно, если убытки причинены неправомерными действиями кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.
Важно отметить, что лицами, обладающими правом на получение убытков названы как должник, так и иные лица. Другими словами, ст. 11 Закона № 230-ФЗ допускает возникновение обязательственных отношений, порождающих обязанность возместить убытки, не только между кредитором и лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и должником, но и между кредитором и лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и иными лицами.
Кроме того, ст. 11 устанавливает обязанность кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, компенсировать моральный вред, причиненный их неправомерными действиями должнику и иным лицам. Это вторая форма гражданско-правовой ответственности.
Необходимо отметить, что ст. 151 ГК РФ устанавливает возможность компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) только гражданину и только, если нарушаются его личные неимущественные права или если осуществляется посягательство на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Во всех остальных случаях, когда речь идет о нарушениях или посягательствах на имущественные права гражданина, это должно быть прямо предусмотрено законом. Таким образом, ст. 11 предусматривает специальный случай компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями в отношении имущественных прав гражданина – должника или иных лиц в связи с осуществлением деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств.
В случае причинения имущественного вреда или морального вреда, лицо чье право нарушено может получить компенсацию. Для этого необходимо будет обратиться с гражданским иском в суд. В суде в качестве доказательства надо будет предоставить постановление о привлечении к административной или уголовной ответственности, или об отказе в возбуждении дела (в случае, если при этом будут установлены соответствующие обстоятельства).
Незаконные действия кредиторов или коллекторов могут содержать и признаки уголовного преступления.
Требования кредитора или коллектора взять новый кредит, продать или передать свое имущество, т.е. совершить сделку, если эти требования сопряжены с угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких могут быть квалифицированы по ст. 179 УК РФ как « Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».
За умышленное уничтожение имущества предусмотрена уголовная ответственность по ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ.
Статьей 137 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Так, например, действия кредитора или коллектора по распространению информации о долге без согласия должника подпадают под указанные правовые запреты. Таким действием может быть, например, распространение информации о долге в социальных сетях среди родных, друзей и знакомых должника.
В случае если кредитором или коллектором распространяются заведомо ложные сведения о должнике, порочащие его честь и достоинство лица или подрывающие его репутацию, то такие действия могут быть квалифицированы по ст. 128.1 УК РФ, как «Клевета».
Является преступлением и незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, что предусмотрено ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища».
В какие государственные органы можно обратиться за защитой своих прав в случае незаконных действий кредитора или коллектора?
Также, Вы имеете право обратиться:
Телефон «дежурной части» МВД по Республике Крым: +7 (3652) 734-044 (круглосуточно).
При нарушениях со стороны Банков и микрофинансовых организаций Вы имеете право, помимо обращения в ФССП, обратиться в Центральный Банк Российской Федерации.
Адрес: 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Сергеева-Ценского, 12/4 Тел. (3652) 55-02-01, 55-02-05
Если кредиторами допущено разглашение Ваших персональных данных Вы имеете право обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь).
Многие из вышеперечисленных государственных органов имеют в сети «Интернет» свои интернет-приёмные. Подача документов через интернет-приёмные сократит время на почтовую пересылку.
Если Вы являетесь субъектом бесплатной юридической помощи (перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, содержится в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), то Вы по месту своего жительства можете обратиться к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, в том в Юридическую клинику Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).
Перечень указанных лиц (адвокатов), их контактные данные размещены на официальном сайте Министерства юстиции по Республике Крым по адресу: www. to82.minjust.ru в разделе Бесплатная юридическая помощь.
Таким образом, соблюдая простые рекомендации и досконально изучив свои права, Вы будете спокойно реагировать на любые выпады коллекторов: все противоправные действия, которые они совершат в отношении Вас, впоследствии будут направлены против них самих.
С текстами нормативно-правовых актов, указанных в настоящих рекомендациях, Вы можете ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Время создания/изменения документа: 26 марта 2019 11:36 / 24 января 2020 14:56